Конспект спортивного праздника "День русских народных игр и забав»
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Подготовила инструктор по физической культуре Иванова Наталья Анатольевна МБДОУ «Детский сад «Полянка» комбинированного вида № 47» г. Энгельса
Конспект спортивного праздника
"День русских народных игр и забав»
Цели и задачи:
• Популяризация народных игр среди дошкольников;
• Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;
• Воспитание толерантности, интереса к культуре русского народа;
• Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми;
• Приобщение детей к русскому фольклору.
Действующие лица: Скоморохи
Ход праздника
Дети полукругом стоят на спортивной площадке. Появляются Скоморохи
Скоморох 1: Здравствуйте гости дорогие, маленькие и большие!
Скоморох 2: Здравствуйте гости, милости просим!
Скоморох 1:
Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
Скоморох 2:
Отчего ж не поиграть?
Всегда мы играм рады!
А будут ли награды?
Скоморох 1:
А наградой будет смех
Задорный и веселый!
Скоморох 2:
Есть у нас одна, русская игра
Вам понравиться она.
За руки быстрей беритесь,
В круг скорее становитесь.
Игра "Шла коза по лесу"
Проводится со всеми детьми 3-4 раза.
Дети идут по кругу (в кругу в противоположную сторону идет Скоморох) и говорят слова (первые две строчки). Далее все останавливаются Скоморох выбирает рядом стоящего ребенка, выводит его в середину круга и все выполняют движения под слова. Игра повторяется новым водящим.
Шла коза по лесу, по лесу, по лесу.
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой по прыгаем, по прыгаем, по прыгаем.
И ножками по дрыгаем, по дрыгаем, по дрыгаем.
Ручками по хлопаем, по хлопаем, по хлопаем.
Ножками по топаем, по топаем, по топаем.
Головкой по киваем и снова начинаем.
Скоморох 1:
Молодцы, ребята! А теперь давайте кататься на карусели!
Раз- два- подхватили!
Три-четыре- раскрутили!
Игра «Карусель»
Под русскую народную музыку дети выстраиваются в карусель: девочки берутся за ленты, мальчики поддерживают девочек за талию.
Скоморох 2:
Девчонки! Внимание!
Мальчишки! Внимание!
Приглашаем всех
На веселые соревнования!
«Бой подушками»
Выбираются два человека. Они берут в руки по подушке и встают по разные стороны скамейки. По сигналу начинают сбивать противника. Выигрывает тот, кто первым это сделает.
Скоморох 1:
Внимание! Внимание!
Продолжаем наше гуляние!
Трали-вали, гоп-ца-ца,
Начинается игра.
Будем прыгать без конца,
Собирайтесь у крыльца.
«Прыжки в мешках»
По команде по одному дети запрыгивают в мешок и прыгают до финиша и обратно. Побеждает та команда, которая вперед справится с заданием.
Скоморох 2:
Тысяча игр на празднике нашем!
Играем, шутим, поём и пляшем!
В играх рот не разевай —
Смелость, ловкость проявляй!
Игра «У медведя во бору»
Скоморох 1:
Много игр я знаю
И сейчас, ребята, с вами поиграю.
«Проворные мотальщики»
Дети делятся на пары. Играющим раздаются катушки с веревочкой (середина нитки отмечена цветной ленточкой). Двое играющих берут катушки и отходят друг от друга, насколько позволяет длина нитки. По сигналу участники игры начинают быстро наматывать на катушку нитку и продвигаться вперед. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы первым намотать нитку до середины.
Скоморох 2: Ребята, а вы знаете, что такое «плетень»? А ну-ка, покажите, как он плетется!
Дети встают в шеренгу, лицом к друг другу, и сплетают руки в «плетень».
Давайте, выходите, свое умение покажите!
Игра «Плетень»
Пока играет музыка все двигаются в разном направлении. Как музыка заканчивается все сплетают руки в «плетень». Чья команда быстрее сплетет плетень.
Скоморох 1:
А сейчас вы не зевайте,
Мои «добовлялки» отгадайте:
Игра «Добавлялки»
- Ок-ок-ок — покатился ... (колобок)!
- Су-су-су — петушок прогнал... (лису)!
- Цо-цо-цо — снесла курочка... (яйцо)!
- Ят-ят-ят — серый волк не съел... (козлят)!
- Йок-йок-йок — не садись на...(пенек)!
- Ок-ок-ок — стоит в поле... (Теремок)
Скоморох 1: Молодцы, ребята! Хорошо знаете русские народные сказки!
Скоморох 2: Скажите-ка, ребята, кого боится мышка?
Кто бежит за ней вприпрыжку? (Кошка)
А еще чего боится мышка? (Мышеловки)
Раз-два-три-четыре-пять, начинаем все играть!
Мышеловку нам сделают старшие ребята. А мышками будут младшие дети. Игра «Мышеловка»
Старшие дети становятся в круг, взявшись за руки. Младшие дети бегают по кругу под сцепленными и поднятыми руками, после последних слов опускают руки.
Ах, как мыши надоели,
Все погрызли, всё поели!
Берегитесь же, плутовки,
Доберёмся мы до вас!
Вот захлопнем мышеловку
И поймаем сразу вас!
Скоморох 2:
Всех ребят, парней, девчат
Вызываю на канат
Десять слева, десять справа
Только мускулы трещат!
«Перетягивание каната»
Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту.
Скоморох 1:
Отдохнули мы на славу,
Победили все по праву.
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
Скоморох 2:
Вот настал момент прощанья!
Будет краткой наша речь!
Говорим мы до свиданья,
До счастливых новых встреч!
Праздник окончен!
Русская народная игра «Гори ясно»
Задачи: Способствовать развитию у детей:
- самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой
окраски музыки;
- организованности, развитии ловкости, быстроты.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
Русская народная игра «Теремок»
Задачи: Способствовать развитию у детей:
- умению передавать в движении содержание музыкального произведения;
- выдержки, выразительности игровых образов.
Ход игры:
Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» - Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,
Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в не высоком живёт?»
Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»
Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»
Мышка. «Иди ко мне жить!»
Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» - все звери разбегаются, а Медведь их ловит.
Русская народная игра «Бабка Ёжка»
Цель: Способствовать развитию у детей умению выполнять движения по сигналу, упражнять в беге с увертыванием, прыжках на одной ноге, умению играть в коллективе.
Ход игры: Дети образуют круг. В середину круга встает водящий — Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:
Бабка Ежка - Костяная Ножка
С печки упала, Ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит.
Пошла она на улицу -
Раздавила курицу.
Пошла на базар –
Раздавила самовар.
Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется — тот «заколдован» и замирает.
Правила игры: «Заколдованный» стоит на месте. Выбирается другой водящий, когда «заколдованных» станет много.
ИСТОРИЯ МОРДОВСКИХ НАРОДНЫХ ИГР
Народные игры — вид художественного творчества народа.
Мордовские народные игры возникли в глубокой древности и отражали семейно-бытовые и социальные отношения людей, их трудовую деятельность, связь с окружающей средой. Основу народных игр мордвы составляли сюжеты из сельской жизни.
Народные игры имели целевую направленность в соответствии с возрастом. Детские отличались непосредственностью, бескорыстием, простотой, в основном изображали различный труд, взаимоотношения людей в трудовом процессе.
Мордовская народная игра «Раю-раю»
Цель: Приобщать детей к мордовскому национальному искусству.
Ход игры: Для игры выбирают двух детей - ворота; остальные играющие - мать с детьми. Дети-ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:
Раю-раю, пропускаю,
А последних оставляю.
Сама мать пройдет
И детей проведет.
В это время играющие дети, став паровозиком, за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова - пароль (например, один ребенок - щит, другой - стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал. Когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее: щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети-ворота встают лицом друг к другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.
Мордовская народная игра «Котел»
Цель: Приобщать детей к мордовскому национальному искусству.
Ход игры: В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять двенадцать штук, которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50—60 см, диаметром 2,5 см.
Ведущий с расстоянии 2—3 м бросает небольшой мяч и яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку. Гак играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.
Правила игры.
Играющие должны выбивать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.
Мордовская народная игра "Круговой"
(Мячень кунсема. Топса налхсема)
Цель: Приобщать детей к мордовскому национальному искусству.
Ход игры: Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.
ИСТОРИЯ ТАТАРСКИХ НАРОДНЫХ ИГР
История татарских народных игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, являются древнейшим средством физического, трудового, нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.
Татарские народные игры отличаются соревновательным, коллективным характером действий, высокой эмоциональностью, вариативностью отдельных из них.
Татарская народная игра «Татарский плетень»
Задачи:
- Способствовать развитию у детей совместным действиям с партнерами в игре.
- Способствовать развитию умению ориентироваться в пространстве.
Описание игры: одна подгруппа детей стоит вдоль зала, на расстоянии 1 шага друг от друга, берется за руки и поднимает их над головой, произносит слова:
“Вейся, ты вейся, капуста моя!
Вейся, ты вейся, вилковая моя!
Как мне капусте не виться,
Как мне вилковой не свиться!”.
Дети второй подгруппы, взявшись за руки, бегут змейкой вокруг игроков первой подгруппы. Методические указания: игроков первой подгруппы задевать нельзя.
Затем подгруппы меняются. (Повторить по 2 раза)
Татарская народная игра «Продаем горшки» (Чулмак уены)
Цель: Приобщать детей к татарскому национальному искусству.
Ход игры: Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок — хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:
— Эй, дружок продай горшок!
— Покупай
— Сколько дать тебе рублей?
— Три отдай
Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.
Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.
Татарская народная игра Скок-перескок (Кучтем-куч)
Цель: Приобщать детей к татарскому национальному искусству.
Ход игры: На земле чертят большой круг диаметром 15—25 м, внутри него — маленькие кружки диаметром 30—35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.
Водящий говорит: «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.
Правила игры: Нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.
Русская народная игра «Бояре»
Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд.Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:
- Бояре, а мы к вам пришли Молодые, а мы к вам пришли!
Бояре а зачем пришли?
Молодые, а зачем пришли?
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
Бояре, нам невеста нужна!
Молодые, нам невеста нужна!
Бояре, а какая вам мила?Молодые, а какая вам мила?
Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». Выбрав «невесту»продолжают игру:
- Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)
Молодые, нам вот эта мила!
Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую.
Игра «Передай мяч»
Играющие становятся в круг на расстоянии шага друг от друга. Воспитатель дает одному из играющих мяч. По слову воспитателя «начинай» дети передают мяч по кругу,при этом четко говорят:
Ты беги веселый мячик
Быстро, быстро по рукам.
У кого веселый мячик,
Тот подпрыгивает сам!
Тот, у кого на слово «сам» оказывается мяч, начинает подпрыгивать,а дети сопровождают словами:
Раз, два, три!
Игра продолжается, мяч передается по кругу дальше.
Игра «Веревочка»
Игроки образуют круг, держась руками за связанный шнур. Боцман, передвигаясь внутри круга в разных направлениях, старается неожиданно хлопнуть ладонью кого-нибудь по руке. Дети должны быстро отдернуть руку, избегая удара, и вернуть их сразу же в прежнее положение.
Игра «Три, тринадцать, тридцать»
Игроки выбирают водящего. Играющие дети становятся по кругу и размыкаются на вытянутые руки. Водящий в середине круга. При проведении игры впервые, желательно, чтобы водящим был воспитатель.
Педагог объясняет,что если он скажет: «Три», - все играющие ставят руки в стороны; если «Тринадцать», - все играющие ставят руки на пояс; если он скажет «Тридцать» - все поднимают руки вверх. (Можно выбрать любые движения).
Воспитатель быстро называет то одно, то другое движение. Игрок допустивший ошибку, садится на пол. Когда останется 1-2 игрока, игра заканчивается, они являются победителями.
Игра «Сиди, сиди, Яшка»
В центре круга ребенок с завязанными глазами. Все остальные, взявшись за руки,идут по кругу и говорят слова:
Сиди, сиди, Яшка,
Красная рубашка.
Грызи, грызи, Яшка,
Орешки коленные,
Милому даренные.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши:
Чок, чок, пятачок,
Вставай, Яшка – дружок.
Ребенок водящий встает и медленно кружится внутри круга.
Где твоя невеста,
В чем она одета,
Как ее зовут
И откуда привезут?
С последними словами «Яша» идет вперед к детям, выбирает любого, ощупывает его и пытается угадать, кого он нашел, описать его одежду и назвать по имени.
Игра «Горячий картофель»
Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч. Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка).Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!» Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры.
Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.
Игра «Золотые ворота»
Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».
Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.
Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.
Игроки-ворота напевают:
Золотые ворота,
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!
или другой вариант
Золотые ворота,
Проходите господа.
Первой мать пройдет,
Всех детей проведет.
Первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз,
Не пропустим вас!
На последних словах «Ворота» резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».
Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.
Игра «Гори, гори ясно!»
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке. Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком. Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми. Выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три! Беги!»
На слова «Раз, два, три! Беги!» дети обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
Русская народная игра «ВАНЯ, ВАНЯ-ПРОСТОТА»
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
Только конь поторопился,
Наш Ванюша и свалился. Бух!
Дети идут по кругу друг за другом, высоко поднимая колени и поставив руки на пояс.
Поворачиваются на 180 градусов и двигаются спиной вперед.
Ускоряют движение.
Приседают.
Русская народная игра «ПЕТУХ»
Трух-тух, трух-тух-тух,
Ходит по двору петух,
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Под окном стоит,
На весь двор кричит.
Кто услышит тот бежит.
Дети останавливаются. «Петушок» кричит «Кукареку!», машет крыльями и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
Дети шагают по кругу высоко поднимая колени в одну сторону, «петушок» движется противоходом.
«МЫ ПОГРЕЕМСЯ НЕМНОЖКО»
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
Мы погреемся немножко,
Мы попрыгаем немножко,
Прыг-прыг, прыг-прыг.
Мы погреемся немножко,
Мы потопаем немножко
Топ-топ,топ-топ.
Дети хлопают в ладоши
Дети выполняют прыжки на двух ногах
Шагают, высоко поднимая ноги.
ИГРА «ШЕЛ КОРОЛЬ ПО ЛЕСУ»
Дети становятся в круг, берутся за руки. Дети идут по кругу и говорят слова, и выполняют движения по тексту.
Шел король по лесу,
По лесу, по лесу.
Нашел себе принцессу,
Принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем,
Попрыгаем, попрыгаем.
И ножками подрыгаем,
Подрыгаем, подрыгаем.
И ручками похлопаем,
Похлопаем, похлопаем.
И ножками потопаем,
Потопаем, потопаем.
Ходьба по кругу взявшись за руки
Прыжки на двух ногах на месте
Выбрасывают прямые ноги вперед
Хлопают в ладоши
Топают ногами на местах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Весёлая карусель Праздник русских народных игр и забав для детей и их родителей
Праздник для детей и родителей, который проводился в рамках акции "Здоровые дети в здоровой семье"...

Подборка русских-народных игр и забав
Включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, воспитатель ненавязчиво, целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре общения....

Конспект спортивного праздника "Ярмарка народных игр и забав"
В конспекте представлены народные игры и забавы для детей подготовительной группыhttp://www.maam.ru/users/ANNAW...

Сегодня в нашем детском саду прошёл День русских народных игр и забав!
Сегодня в нашем детском саду прошёл День русских народных игр и забав!Всё детки получили массу положительной энергии, заряд бодрости! Мы постарались познакомить их с самыми известными народными играми...
Картотека русских народных игр и забав
Картотека игр...

Картотека русских народных игр и забав зимой
Материал может быть полезен для воспитателей ДОУ и родителей....
Спортивный праздник зимних народных игр и забав. «Русская деревня зимой» для старших и подготовительных групп
Спортивный праздник зимних народных игр и забав. «Русская деревня зимой»для старших и подготовительных групп Цель. Сформировать у детей чувство сопричастности традициям и д...