Долгосрочный познавательно - исследовательский проект «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет
проект (подготовительная группа)

Долгосрочный познавательно - исследовательский проект «ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет

Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда, вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. В связи с этим мы обратились к проектной деятельности, в которой решили познакомить своих воспитанников с телом человека и его укреплением его здоровья.Проект получил название «Тело человека и его здоровье», рассчитанный на 8 месяцев (с октября 2022 года по май 2023 года). Участниками проекта стали дети, воспитанники подготовительной группы, и взрослые, педагоги и родители. По количеству участников проект – групповой, по направленности деятельности – познавательно–исследовательский, творческий, игровой, информационный, оздоровительный. Реализация проекта будет осуществляться на базе МАДОУ д/с №100.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

 

 

Постановка проблемы

 

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в детстве. Усвоение ребенком-дошкольником знаний о строении человека, его жизнедеятельности, о сохранении здоровья и его нарушении, будут сопутствовать лучшему его самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, умения ориентироваться в ней. Проект направлен на воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о физическом строении и функции человеческого тела, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Само понятие «здоровье»  всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии человека  с природой и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни.

За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

В настоящее время в нашей стране особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей, а ведь от здоровья наших детей зависит будущее России. Свыше чем у 70% детей в возрасте 3-7лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через  познавательно – исследовательский и экспериментальный проект «Тело человека и его здоровье».

В рамках проекта  мы выяснили уровень знаний детей о теле человека и его здоровье методом трех вопросов, провели анкетирование  родителей.

Проведённые среди детей беседы показали, что практически 70% детей не знают о физическом строении и функции человеческого тела, а 40% детей не знают основ здорового образа жизни.

Результаты анкетирования родителей на начальном этапе были следующие:

Знание физического строения человека - 80%

Заинтересованность и участие в проекте  - 50%

Цель проекта:

Создание условий для формирования представлений о человеке и его здоровье у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.     развивать у детей общее представление о здоровье, как о ценности;

2.     формировать представления о строении собственного тела и функционировании человеческого организма;

3.     расширять знания дошкольников о правильном питании, закаливании, режиме дня, культурно – гигиенических навыках;

4.     развивать умение видеть взаимосвязь между экологией природы и здоровьем человека;

 

5.     воспитывать желание заботиться о своем здоровья

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_telo_cheloveka_i_ego_zdorove_28_bez_prilozheniy.docx44.24 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 100 «Капитошка»

Долгосрочный познавательно - исследовательский проект

«ТЕЛО ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»

в подготовительной к школе группе комбинированной направленности

для детей 6-7 лет

Разработали и реализовали:

Воспитатели: Белякова Наталья Владимировна

                Шатрова Надежда Геннадьевна

Учитель-логопед, Кремзер Инесса Валерьевна

Новосибирск, 2024г


Оглавление

Пояснительная записка        3

Постановка проблемы        5

Цель проекта:        6

Задачи проекта:        6

Методы реализации проекта        7

Подготовительный этап        7

Основной этап        8

Заключительный этап        11

Ожидаемые результаты        12

Оценка качества реализации проекта        13

Используемые ресурсы:        15


Пояснительная записка

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:

забота и здоровье ребенка – это

важнейший труд воспитателя».

В.А. Сухомлинский

Одной из главных ценностей в жизни человека было и остается здоровье. Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, он не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда, вспоминает о медицине. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. В связи с этим мы обратились к проектной деятельности, в которой решили познакомить своих воспитанников с телом человека и его укреплением его здоровья.Проект получил название «Тело человека и его здоровье», рассчитанный на 8 месяцев (с октября 2022 года по май 2023 года). Участниками проекта стали дети, воспитанники подготовительной группы, и взрослые, педагоги и родители. По количеству участников проект – групповой, по направленности деятельности – познавательно–исследовательский, творческий, игровой, информационный, оздоровительный. Реализация проекта будет осуществляться на базе МАДОУ д/с №100.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.


Постановка проблемы

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Тема здоровья детей сегодня волнует всех. Здоровье человека закладывается именно в детстве. Усвоение ребенком-дошкольником знаний о строении человека, его жизнедеятельности, о сохранении здоровья и его нарушении, будут сопутствовать лучшему его самопознанию, пониманию зависимости своей жизни от окружающей действительности, умения ориентироваться в ней. Проект направлен на воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие представлений о физическом строении и функции человеческого тела, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни.

Само понятие «здоровье»  всегда рассматривалось как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии человека  с природой и с самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства, сохранять его, укреплять, приобщаться к здоровому образу жизни.

За последние 10 лет во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продукты питания, некачественная вода, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительным экономическим положением, – это лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

В настоящее время в нашей стране особую тревогу вызывает ухудшение здоровья детей, а ведь от здоровья наших детей зависит будущее России. Свыше чем у 70% детей в возрасте 3-7лет выявляются отклонения в состоянии здоровья. Отсюда вытекает важная проблема: как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье, на счастливую жизнь.

Учитывая сложившуюся ситуацию, мы решили, что необходимо принять меры по улучшению и охране здоровья, через  познавательно – исследовательский и экспериментальный проект «Тело человека и его здоровье».

В рамках проекта  мы выяснили уровень знаний детей о теле человека и его здоровье методом трех вопросов, провели анкетирование  родителей.

Проведённые среди детей беседы показали, что практически 70% детей не знают о физическом строении и функции человеческого тела, а 40% детей не знают основ здорового образа жизни.

Результаты анкетирования родителей на начальном этапе были следующие:

Знание физического строения человека - 80%

Заинтересованность и участие в проекте  - 50%

Цель проекта:

Создание условий для формирования представлений о человеке и его здоровье у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. развивать у детей общее представление о здоровье, как о ценности;
  2. формировать представления о строении собственного тела и функционировании человеческого организма;
  3. расширять знания дошкольников о правильном питании, закаливании, режиме дня, культурно – гигиенических навыках;
  4. развивать умение видеть взаимосвязь между экологией природы и здоровьем человека;
  5. воспитывать желание заботиться о своем здоровь

Методы реализации проекта

Подготовительный этап

Вид деятельности

Срок

Ответственный

Выбор темы,

диагностика  уровня  знаний воспитанников (метод 3 вопросов)

Приложение 1

03.10.2024

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Разработка содержания проекта (цель, задачи, проблема, этапность выполнения, прогнозируемые результаты)

В течении проекта

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Информирование и вовлечение родителей

в проектную деятельность.

- Консультирование родителей по проведению проектной деятельности, поиску дополнительных источников

информации (энциклопедии, справочники,

взрослые люди, собственные наблюдения, детские книги)

- Разработка и накопление методических материалов и рекомендаций по данной теме Подбор методической, научной, художественной литературы

Приложение 2

В течение проекта

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

.

Основной этап

Деятельность проектной группы

Срок

Ответственный

Организация предметно  - развивающей среды:

1.Игровой  центр: сюжетно-ролевые  и режиссерские игры:  «Поликлиника», «Семья», «Магазин», «Продукты», «Парикмахерская»;

2. Центр безопасности;

3. Центр экспериментирования;

4. Центр речевого развития (логопедический центр).

Обеспечение детей игровым, дидактическим и  литературно - иллюстративным материалом

Приложение 3

В течение проекта

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Родители (законные представители)

Пополнение ППРОС в группе:

папки – передвижки, дидактические игры: «Тело человека», «Часы», «Кубик Блума», «Дорожки», « Ходилки», «Цветы»

Приложение 3

В течение проекта

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Родители (законные представители)

Познавательно-исследовательская деятельность:

- Посадка «Огород на подоконнике» (укроп, лук, петрушка).

- «Знакомство с трудом врача» (экскурсия в медкабинет);

- «Мое здоровье – какое оно?» (мед. комиссия);

Фотовыставка «Если хочешь быть здоров, закаляйся и зарядкой занимайся»

Создание фотоальбома «Здоровые дети»

Приложение 3

В течение проекта

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Чтение произведений художественной литературы:

- С. Маршак «Почему у человека две руки и один язык»;

- «Как повздорили части тела» (болгарская сказка);

- рассказ К. Д. Ушинского «Органы человеческого тела»;

- сказка про маленький организм,

- И.Ревю «Сказка про витамины и здоровье»;

- К.И. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»;

- С. Михалков «Овощи», «Прививка»,

 «Чудесные таблетки»;

- В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;

- Н. Найдёнова «Наши полотенца»;

- И. Токмакова «Мне грустно я лежу больной»;

- энциклопедии для дошкольников: «Человек», «Как устроен человек?», «Тело человека», «Секреты тела человека», «О чем стучит сердце», «Разговор о правильном питании»;

- пословицы, загадки.

Просмотр видеоматериалов, электронных презентаций

Познавательные беседы:

- «Человек – часть живой природы»;

- «Человек. Части тела»;

- «Для чего человеку руки»;

- «Береги глаза и уши»;

В течение проекта

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Родители (законные представители)

Просмотр мультфильмов дома с родителями (законными представителями):

- «Сказка про лень» (Союзмультфильм 1976 г.),

- «Ох и Ах» (Союзмультфильм 1975г.),

- «Бегемот который боялся прививок» (Союзмультфильм 1966 г.);

 - «Мойдодыр»  (Союзмультфильм 1954 г.),

- «Королева зубная щетка»

(Союзмультфильм 1962 г.),

- «Птичка Тари» (Союзмультфильм 1976 г.),

- «Митя и микроб» (Союзмультфильм 1973 г.).

В течение проекта

Родители (законные представители),

дети

Консультации для родителей:

- Здоровый образ жизни семьи;

- Защищайся от вирусов;

- Как сохранить здоровье детей осенью;

- Берегите ребенка от инфекций;

- Пейте, дети, молоко – будете здоровы!

- Угрозы для здоровья человека и методы борьбы с ними.

Приложение 2

В течение проекта

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Художественно-эстетическая деятельность

Приложение 4

В течение проекта

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.


Заключительный этап

Деятельность проектной группы

Срок

Ответственный

Создание и распространение буклетов «Полезное питание»

Приложение 2

В течение проекта

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Итоговое мероприятие  «Что? Где? Когда?», «Кубик Блума»

Приложение 3

Май 2025

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Дети группы № 28

Праздники, игры, развлечения

Приложение 5

В течении проекта

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Дети группы № 28

Родители (законные представители)

Посещение медицинского кабинета в ДОУ

Приложение 5

Апрель 2025

Педагоги:

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Дети группы № 28

Подведение итогов работы над проектом (Обработка результатов по реализации проекта, Презентация проекта)

Приложение 5

Июнь 2025

Педагоги:

Шатрова Н.Г.,

Белякова Н.В.

Учитель – логопед, Кремзер И.В.

Ожидаемые результаты

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:

  1. у детей развито общее представление о здоровье, как о ценности;
  2. сформированы представления о строении собственного тела и функционировании человеческого организма;
  3. расширились знания дошкольников о правильном питании, закаливании, режиме дня, культурно – гигиенических навыках;
  4. развито умение видеть взаимосвязь между экологией природы и здоровьем человека;
  5. у детей появилось желание заботиться о своем здоровье.


Оценка качества реализации проекта

В результате реализации данного проекта мы получили следующее:

  1. у детей развито общее представление о здоровье, как о ценности;
  2. сформированы представления о строении собственного тела и функционировании человеческого организма;
  3. расширились знания дошкольников о правильном питании, закаливании, режиме дня, культурно – гигиенических навыках;
  4. развито умение видеть взаимосвязь между экологией природы и здоровьем человека;
  5. у детей появилось желание заботиться о своем здоровье.

Все поставленные задачи нами были решены, цель достигнута.


Материально-техническое обеспечение

Наименование

Итого

Требуемые средства

Имеющиеся средства

Принтер-ксерокс

4500,00

-

4500,00

Расходные материалы для принтера

3000,00

3500,00

500,00

Фотоаппарат цифровой

11500,00

-

11500,00

Компьютер

24000,00

-

24000,00

Канцелярские товары: цветная бумага, ножницы, клей,  гуашь, ватман, фломастеры   и другие

2500,00

5000,00

2500,00

Пополнение библиотеки

3000,00

5000,00

2000,00

Методическая литература

1700,00

2000,00

300,00

Фотопечать

2500,00

3500,00

1000,00

Интерактивный комплект (интерактивная доска, проектор, ноутбук)

125000,00

-

125000,00

Интернет ресурсы

400,00

-

400,00

Всего:

178 100,00

Используемые ресурсы:

  1. «Как устроен человек?» книжка с окошками (энциклопедия).- Донецк: АЛЬ ПАКО, 2020. – 12с.
  2. «Моя первая энциклопедия DEVAR. Мое тело/сост. и пер. с англ. Кристина Антонова, Мария Сергеева. отв.ред. Юлия Петрова, Евгения Садовская; Тула: Издательство Дэвар Медиа, 2020.-48с.
  3. «Секреты тела человека» (энциклопедия). – М.СИМБАТ, 2020. – 48с.
  4. Безруких М.М., А.Г. Макеева, Т.А. Филиппова «Разговор о здоровье и правильном питании», Москва,2021 год.
  5. Безруких М.М., Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании», М.:ОЛМА Медиа Групп. – 2009. – 72с.
  6. Гаврючина Л.Г. «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ», Творческий центр «Сфера», Москва, 2007 год.  
  7. Елена Ульева «Тело человека» (энциклопедия). – Ростов н/Д: Феникс, 2022. – 112с.
  8. Иванова А.И. «Естественно – научные эксперименты и исследования в детском саду. Человек», Творческий центр «Сфера», Москва, 2004 год.
  9. Клюшник  Л.В. «Тело человека» (энциклопедия). – М.:РОСМЭН, 2021.-48с.
  10. Кошевар Д.В. «Человек» (Энциклопедия). – Москва: АСТ, 2014. – 48с.
  11. Поляков В.В. «Основы безопасности жизнедеятельности», «ДИК»  
  12. Синягина Н.Ю., И.В. Кузнецова «Как сохранить и укрепить здоровье детей», Гуманитарный издательский центр «Владос», Москва, 2004 год.
  13. Травиной И.В. «Человек» (серия «Тайны и загадки»), ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС», 2010г., перевод с англ..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека. Пальчиковая гимнастика для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека комплексов пальчиковой гимнастики может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развития реч...

Картотека подвижных игр с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам.

Предлагаемая Вашему вниманию картотека подвижных игр с речевым сопровождением может быть использована  в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОНР для развити...

Методическая копилка учителя-логопеда по лексической теме: «Транспорт» (подготовительная к школе группа комбинированной направленности для детей с ТНР)

Методичекая разработка содержит весь необходимый материал для организации коррекционного процесса....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Формирование целостной картины мира» в подготовительной к школе группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ «Дикие животные»

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо познавательному развитию«Формирование целостной картины мира»в подготовительной к школе группе комбинированной направленности ...

Рабочая программа подготовительной к школе группы комбинированной направленности (возраст детей от 6 до 7 лет) на 2020 – 2021 учебный год

Пояснительная запискаРабочая  программа  педагогов  разработана  для  детей  подготовительной к школе группы ( от 6 до 7 лет)Нормативно-правовой основой для разработки ра...

Методическая разработка "Подвижные игры с речевым сопровождением для детей подготовительной к школе группы комбинированной направленности для детей с ОНР по лексическим темам"

Представленная разработка будет полезна для инструкторов по физической культуре, логопедов и воспитателей групп комбинированной направленности для детей с ОНР....