«Теория и методика развития речи детей»
учебно-методический материал по развитию речи

Гайфуллина Светлана Владимировна

Курсовая работа «Теория и методика развития речи детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_zaikanie_1_1.docx66.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ашинский индустриальный техникум»

ДОПУЩЕН(А) К ЗАЩИТЕ

Заместитель директора по УМР ________________О.В. Труфанова

«___»____________ 20___г.

Курсовая работа

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАИКАНИЕМ

Пояснительная записка к курсовой работе по МДК 03.02:

«Теория и методика развития речи детей»

КР.44.02.01.05.00. ПЗ

Нормоконтролер

________________О.В.Труфанова

«___»____________ 20___г.

Разработал студент группы ЗДО-20:

________________ С.В.Гайфуллина

«___»____________ 20___г.

Руководитель курсовой работы:

Преподаватель

________________Т.В.Шишлова

«___»____________ 20___г.

Работа защищена с оценкой

_________________________________

«___» ____________ 20___г.

2023

Содержание

Введение……………………………………………………………………….

3

1. Теоретические основы проблемы нарушения интонационной стороны речи у заикающихся дошкольников………………………………………….

6

1.1. Общие сведения о заикании как о речевом нарушении………………

6

1.2. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста………………………………………………………..

10

1.3. Проявление нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста………………………………………………………...

13

1.4 Изучение проявления нарушений темпо-ритмической стороны речи детей дошкольного возраста………………………………………………….

16

1.5 Способы коррекции заикания детей дошкольного возраста…………..

18

Заключение…………………………………… ……………………………..

23

Библиография…………………………………………………………………

25

Приложение А…………………………………………………………………

27

Приложение Б………………………………………………………………..

39

Графическая часть (на отдельных листах)

Лист А-4 Буклет (Рекомендации родителям «Причины заикания у детей дошкольного возраста»)

Практическая часть

Игротека по развитию речи детей дошкольного возраста


Введение

Заикание является одной из самых древних в истории развития становления, как нарушение речи. Оно изучалось в течение многих лет. Заикание – это нарушение темпо-ритмической стороны речи, при которой нарушается экспрессивная сторона. Различная симптоматика данного дефекта является необычным феноменом, так как в ней сочетается речевой и неречевой характер. Речевая симптоматика заключается в том, что у человека наблюдается судорожность речевого аппарата, которая ведет к нарушению взаимодействия дыхательной, голосообразовательной и артикуляторной систем. В произнесении речи отмечаются повторение слова или фразы, запинки судорожного характера, исправления в речи, обедняющие высказывания. Иногда судороги длятся пару секунд, что затрудняет общение.

В экспрессивной речи при этом отмечаются более или менее выраженные нарушения темпо-ритмической организации в виде запинок судорожного характера, провоцирующих неуместные паузы, персевераций, использования слов-эмболов, речевой редакции, обедняющей высказывания. Иногда судорожные спазмы длятся несколько секунд, существенно затрудняя общение заикающихся.

Все эти явления подкрепляются и усиливаются посредством симптоматики психологического характера, в основе которой разная степень выраженности страха речи, обусловленного ситуационно- коммуникативной зависимостью (от речевого волнения и чувства беспокойства в процессе коммуникации до проявления выраженной тревоги, эмоциональной напряженности). Проявление отрицательных психических состояний сопровождается разнообразными вегетативными реакциями, двигательными уловками, которые иногда приобретают характер ритуальных действий и сопровождаются разной степенью напряженности мышц, не принимающие участие в речевом акте.

В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых. В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития, и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.

От учителя-логопеда необходимо не только знание практических приемов коррекции речи при заикании, но и понимание общей клинической и психолого-педагогической картины столь сложного патологического состояния, а также знание клинических проявлений невротических и неврозоподобных форм. Только при знании этих условий может быть грамотно интерпретированы психофизиологические, психологические, психолого-педагогические данные о заикающихся детях. Также благодаря этим знаниям мы можем правильно определить направление реабилитационных и профилактических мероприятий.

Изучение литературы показало, что данная проблема достаточно изучена, однако существует необходимость совершенствования традиционных приемов, методов и поиск более эффективных научно- обоснованных путей коррекции темпо-ритмических нарушение у детей среднего дошкольного возраста с заиканием.

Таким образом, проблема, выбранная нами для исследования, актуальна.

 Цель данной работы: изучить теоретические аспекты проблемы, обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений, определить содержание коррекционной работы у ребенка дошкольного возраста с заиканием.

Задачи исследования:

1) теоретически обосновать психолого-педагогические особенности и темпо – ритмические нарушения детей дошкольного возраста с заиканием;

2) изучить диагностические методики для выявления особенностей темпо – ритмических нарушений речи у детей дошкольного возраста с заиканием;

3) систематизировать содержание коррекционной работы по преодолению темпо – ритмических нарушений речи у детей дошкольного возраста с заиканием.

Объект исследования – речевое нарушение – заикание и его особенности у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования содержание логопедической работы по формированию самостоятельной речи у детей дошкольного возраста с заиканием посредством моделирования речевых ситуаций.

Цель – формирование самостоятельной речи у детей дошкольного      возраста с заиканием посредством моделирования речевых ситуаций.

Гипотезой исследования служит предположение о том, что у детей недостаточно сформирована самостоятельная речь, что связано с психологофизическим развитием детей дошкольного возраста с заиканием.


1. Теоретические основы проблемы нарушения интонационной стороны речи у заикающихся дошкольников

1.1. Общие сведения о заикании как о речевом нарушении  

Основное назначение речи – служить средством общения людей и выражения чувств, мыслей, эмоций. Речь является продуктом психической деятельности человека и результатом сложного взаимодействия разных мозговых структур. Реализация устной речи происходит благодаря слаженной работе периферического двигательного аппарата, обеспечивающейся центральной нервной системой .

Дошкольный возраст – это ответственный период в формировании и развитии речи ребенка, т.к. речевая деятельность развивается одновременно в самых разных направлениях. Ребенок овладевает словом, звуками, составляющими слово, усваивает лексические и грамматические значения слов и способы построения фраз и повествований. В процессе речевого развития у ребенка формируются не только средства языка, но и умение пользоваться ими в условиях устного общения. Речь функционирует как функциональная система и, следовательно, оказывается наиболее восприимчивой к воздействию неблагоприятных факторов в период интенсивного формирования.

По данным статистики, заикание является одним из распространённых, сложных и длительно протекающих речевых нарушений у детей. Как отмечают такие исследователи, как Э.М. Кулиев, A.B. Ястребова и др., у детей, страдающих заиканием установлена дефицитарность процессов, отвечающих за формирование нормального речевого поведения .

Начало заикания бывает различным. Иногда запинки появляются стремительно, внезапно, а в других случаях заикание возникает постепенно, незаметно для окружающих.

Этиология заикания остается пока не полностью изученным вопросом. Большинство исследователей И.Ю. Абелева, Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова, Л.Я. Миссулович, В.И. Селиверстов, A.B. Ястребова и др. склоняются к следующим факторам, имеющим значение при появлении заикания:

1) определенный возраст ребенка;

2) состояние центральной нервной системы ребенка;

3) индивидуальные особенности речевого развития;

4) наличие психической травматизации;

5) генетический фактор;

6) половой деморфизм.

Фактором возникновения заикания может послужить функциональная ассиметрия мозга. Исследования В.А. Куршева, М.Е. Хватцева и др. доказали, что заикание нередко возникает при переучивании леворукости на праворукость. E.H. Садовникова среди факторов, приводящих к заиканию, называет несоответствующие возрасту требования и информативные перегрузки, билингвизм и раннее обучение детей иностранным языкам, нарушения коммуникации в семье Большое значение имеют особенности протекания раннего речевого развития.

Заикание может возникнуть и у детей с общим недоразвитием речи в старшем дошкольном возрасте, в период перехода к фразовой речи.

Каждый из перечисленных выше факторов, независимо от того, является он ведущим в возникновении заикания или нет, снижает адаптивные свойства центральной нервной системы ребенка. При появлении заикания отсутствует конкретная одиночная причина. Для этого чаще всего необходимо сочетание ряда факторов, среди которых выделяют предрасполагающие и производящие.

Внешнее выражение заикания заключается в вынужденных остановках в речи, запинках, повторениях отдельных звуков, слогов, слов, что происходит вследствие судорог в речевом аппарате, которые могут быть различны по частоте и длительности, форме и месту локализации. Следует различать тонический и клонический виды судорог, чаще встречается смешанный вид.

Отмечается зависимость степени выраженности запинок от внешних и внутренних факторов и ситуации общения, а именно:

  • содержание высказываний,
  • условия, в которых протекает деятельность общения (наличие шума, разнообразных помех, присутствие посторонних лиц и т.п.).

В старшем дошкольном возрасте речевые двигательные программы действия остаются непрочными, могут легко нарушаться при усложнении задачи, координаторные взаимоотношения моторно-двигательных компонентов речи неустойчивы, то есть речевой моторный акт является недостаточно автоматизированным, что при заикании еще больше усугубляется.

В процессе нормального речевого онтогенеза, наряду с постепенным овладением лексико-грамматическим строем и фонетической системой родного языка, в дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. При заикании, поскольку механизмы дыхания и фонации в дошкольном возрасте не скоординированы, дыхание и голос расстраиваются.

В качестве одного из симптомов называют звукофобию или привязанность к трудным звукам, когда ребенок, особенно в моменты волнения, находится в состоянии постоянного ощущения трудных звуков и слов.

Речь заикающегося ребенка зачастую сопровождается сопутствующими движениями, которые наблюдаются не только в мышцах речевого аппарата, но и в других мышцах тела, не участвующих в процессе речи. Исследования свидетельствуют о наличии общего моторного напряжения, скованности, либо двигательного беспокойства.

В основе многих речевых запинок происходит неумение ребенка сразу правильно оформить словами свою мысль, которую он должен передать слушателям. Это может зависеть как от недостаточного понимания того или иного явления, о котором ребенок хочет рассказать (теряет логическую последовательность изложения, появляется сумбурность речи), так и от ограниченного словарного запаса (затрудняется в выборе нужного слова, выражения).

Овладение речью складывается из двух параллельно протекающих процессов: усвоения ребенком языковых средств (произношения звуков, словарного запаса, грамматического строя речи) и формирования способности пользоваться ими в условиях устного общения. При этом автор отмечает, что у части заикающихся есть отставание в фонетическом и лексико-грамматическом развитии речи. Дети испытывают трудности в выборе языковых средств и их комбинации между собой, и особенно наглядно это проявляется в развернутых высказываниях, связанных с необходимостью обобщать, делать выводы, планировать собственную деятельность. При изменении условий, в которых проходит общение, заикание усиливается, и замечает, что при наличии отклонений в фонетическом и лексико-грамматическом развитии трудности усугубляются несформированностью языковых средств. Своеобразие использования речевых средств у заикающихся проявляется более ярко при воспроизведении развернутых высказываний. Оно проявляется в затруднениях при необходимости формулировать мысли и выбирать слова для их правильного выражения. При этом встречаются случаи своеобразного нарушения согласования, управления, порядка слов в предложении.

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова связывают усиление проявления заикания не только с наличием «трудных звуков», но и со сложностью грамматической и синтаксической структуры фразы, эмоциональной насыщенности текста, актуальности словаря и т.п. Заикающиеся стремятся уйти от «трудных звуков», подобрав более легкие для произнесения синонимы. Поиск нужного слова в момент аффективной напряженности ребенка, который вызывает судорожные проявления, впервые было высказано P.E. Левиной.


1.2. Психолого-педагогическая характеристика заикающихся детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Именно тогда дети владеют наибольшей чуткостью к языковым явлениям. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при заикании. Отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребёнка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной.

Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т.е. есть в момент становления речи.

Ограниченные интонационные возможности дошкольников с заиканием характеризуются рядом особенностей:

  • недостаточная модуляция голоса по силе и высоте;
  • нарушения координации движений дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры;
  • нарушения дыхательной функции: ослабленное речевое дыхание, короткий речевой выдох, сбои дыхательного ритма во время речевого акта;
  • трудности восприятия и воспроизведения детьми эмоциональных значений интонации;
  • нарушения мелодического компонента интонации (трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний);
  • нарушения темпо-ритмической организации высказывания.

Недостаточная сформированность интонационной стороны речи усугубляет имеющиеся у заикающихся дошкольников трудности организации коммуникативной деятельности, снижение потребности и эффективности речевого взаимодействия, ограничение коммуникативного потенциала.

С учетом причинной обусловленности и особенностей проявления заикания выделяют его невротическую и неврозоподобную формы.

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребенка невроза. Такие дети еще до появления заикания отличаются повышенной впечатлительностью, ранимостью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями сна, аппетита и т. п. В качестве ближайшей причины заикания здесь чаще всего выступает какая-либо психическая травма (сверхсильный раздражитель), играющая роль «последней капли». В дальнейшем такое заикание обычно «обрастает» психическими симптомами – постепенно появляются фобии, уловки, переживания по поводу имеющегося дефекта и т. п. Течение заикания волнообразное, со сменяющими друг друга усилениями и ослаблениями симптоматики, что вообще типично для невротических расстройств.

Особенностью невротического заикания является то, что при нем не обнаруживается признаков органического поражения головного мозга. Это свидетельствует о функциональном характере нарушения. Об отсутствии «органики» говорит и ранний анамнез: как правило, здесь не отмечается выраженной патологии в протекании беременности и родов у матери, а также отклонений в раннем общем и речевом развитии ребенка (развернутая фразовая речь у таких детей обычно появляется к полутора годам).

Неврозоподобное заикание: у детей обнаруживаются признаки органического поражения головного мозга. Об этом свидетельствует и осложненный ранний анамнез (неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребенка в раннем детстве, запаздывание в речевом развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трехлетнем возрасте).

Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развивается постепенно и без видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Течет такое заикание или стационарно, как бы «на одной ноте», или равномерно усиливаясь, но без характерных для невротического заикания постоянных колебаний и неустойчивости в проявлении симптомов. «Светлые» промежутки здесь отсутствуют. Психические симптомы выражены значительно меньше, чем при невротическом заикании, к тому же они не имеют прямой связи с определенными ситуациями речевого общения. Преодолеть неврозоподобное заикание значительно труднее, чем невротическое. Его еще называют органическим.

Неправильная речь заикающихся детей и особенности их поведения вольно или невольно отражаются и на их участии в играх. Осознание своего недостатка, возможный страх перед речью особенно затрудняют включение таких детей в игру. Обычно эти дети робки, не умеют поставить перед собой цель в игре. Они чаще выступают в играх зрителями или берут на себя подчиненные роли. В случаях тяжелого заикания дети просто отказываются от игр со сверстниками. Иногда наблюдаются случаи, когда заикающиеся дошкольники в играх отличаются, наоборот, неоправданно повышенной фантазией, резонерством, некритичностью к своему поведению.

Чувство собственной неполноценности может порождать неправильное отношение заикающегося ребенка к коллективу сверстников (чувство обиды, приниженности или даже озлобленности), лишает его радостного настроения, угнетает.

У детей с невротической формой заикания общественные отношения нарушаются постепенно по мере хронификации речевой патологии и осложнений ее вторичными явлениями. При неврозоподобной форме заикания развитие общественных отношений существенно отстает в своем развитии от нормы. Известно, что в дошкольном возрасте многие заикающиеся дети характеризуются такими особенностями поведения, как тревожность, мнительность, боязливость и пр. С возрастом проявляется неуверенность в своих силах, а позже развивается низкая самооценка и боязнь речевого общения.

Недостаточно развитая речь, возможные нарушения движений (некоординированность, несоразмерность усилий, двигательные уловки, несобранность, неуклюжесть) – все это, с одной стороны, затрудняет полноправное участие заикающихся детей в играх, а с другой стороны, способствует фиксации ребенка на своем дефекте. От этого усложняются и проявления заикания и задачи воспитательной работы с заикающимися ребенком.

1.3. Проявление нарушений темпо-ритмической стороны речи у детей дошкольного возраста

Заикание – тяжелое расстройство речи. Оно трудно устранимо, дезорганизует личность ребенка, тормозит правильный ход воспитания и обучения, затрудняет нормальное включение дошкольника в детский коллектив.

Заикание – функциональное нарушение речи, внешне выражается в судорогах мышц тех или иных органов речи в момент звукопроизношения (губ, языка, мягкого нёба, гортани, грудных мышц, диафрагмы, брюшных мышц). Речь прерывается вследствие задержки на некоторых звуках и словах. Главная особенность заикания – это нарушение плавности речи.

В нормальной речи плавность органически сочетается с паузами, которые являются необходимым компонентом речевого высказывания. Их длительность и характер распределения в речевом потоке во многом определяют ритмико-мелодическую сторону интонации. В среднем паузы длятся около одной десятой секунды. Паузу принято определять, как перерыв в звучании голоса на определённое время.

Все акустические характеристики устной речи постепенно оформляются в процессе речевого онтогенеза и становятся достаточно стабильными и индивидуальными у взрослого человека. Весь период речевого развития от 1 года до 6 лет считается сензитивным, т.е. особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды.

На этом фоне отмечаются ограниченные по времени гиперсензитивные фазы. Первая из них относится к периоду накопления первых слов. Условно это период от года до полутора лет. Гиперсензитивность этой фазы сводится, с одной стороны, к тому, что адекватное речевое общение взрослого с ребёнком позволяет ребёнку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, с другой  стороны, недостаточное речевое общение с взрослым, соматические и психические стрессы легко разрушают формирующуюся речь. Это может выражаться в задержке появления первых слов, в «забывании» тех слов, которыми ребёнок уже владел, и даже в остановке речевого развития.

Вторая гиперсензитивная фаза в развитии речи относится к периоду двух с половиной до трех с половиной лет, когда ребёнок активно овладевает развёрнутой фразовой речью. В это время он делает переход от несимволической вербализации к символической, то есть от конкретных форм к отвлечённо-обобщённым формам общения и от односложных фраз к полной фразе. Именно в этот период резко усложняется внутренне речевое программирование. Реализация ребёнком речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением.

Все это отражается на характере устной речи и выражается в различных показателях не плавности. В речи ребёнка появляются паузы, которые могут возникать не только между отдельными фразами, но и в середине фраз и даже слов (дизартрия речевого высказывания). Появление пауз внутри слов, как между слогами, так и внутри слогов для поиска последующего слова, фразы (хезитации), т.е. онтогенетические паузы, характерны только для детей в период формирования фразовой речи. Эти паузы свидетельствуют об интенсивном формировании внутренне речевого программирования.

Помимо пауз появляются повторения слогов, слов или словосочетаний – физиологические итерации. Этот период сопровождается определёнными особенностями речевого дыхания. Ребёнок может начинать речевое высказывание в любую из фаз дыхательного акта: на вдохе, выдохе, в паузу между выдохом и вдохом. Нередко перед началом высказывания или в паузах между словами, для формирования мысли наблюдаются многократные поверхностные вдохи, которые можно расценивать как дыхательные итерации. Иногда речевые высказывания детей этого возраста сопровождаются выраженными вегетативными реакциями: покраснение, учащение дыхания, общее мышечное напряжение или даже слезы. Речь ребёнка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У трёхлетнего ребёнка появляется повышенная потребность в речевой активности. Он говорит постоянно, обращается к взрослому с вопросами, инициативно подключая взрослого к общению с собой. Любые, главным образом, психические стрессы в этот период, а также любые виды сенсорных деприваций могут не только изменить темп речевого развития (задержка речевого развития), но и привести к патологии речи (заикание).

Третья гиперсензитивная фаза наблюдается в пять-шесть лет, когда в норме формируется контекстная речь, т.е. самостоятельное порождение текста. В этот период у ребёнка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Как и в возрасте 3 лет, центральная нервная система детей пяти-шести лет испытывает особое напряжение в процессе речи. В это время можно наблюдать «сбои» речевого дыхания в момент произнесения сложных фраз, увеличение количества и длительности пауз, связанных с затруднениями лексико-грамматического оформления высказывания. Более частыми показателями не плавности речи в этом возрасте являются паузы хезитации, т.е. изменение лексико-грамматической структуры фразы либо её замысла. Ребёнок в этом возрасте, с одной стороны, крайне чувствителен к качеству речевого высказывания, контекстной речи взрослых, с другой стороны, психические стрессы могут привести к возникновению речевой патологии (заиканию), а ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения приводят к недостаточной степени развития монологической речи. В дальнейшем эта недостаточность плохо компенсируется и требует специальной помощью.

Таким образом, возрастные особенности устной речи, свидетельствующие о неустойчивости речевой функциональной системы в среднем дошкольном возрасте, делают понятной причину её избирательной неточности при воздействии различных вредоносных факторов. Знание закономерностей речевого онтогенеза в дошкольном возрасте и особенностей протекания гиперсензитивных периодов позволяет глубже понять причину появления заикания в дошкольном возрасте.

1.4 Изучение проявления нарушений темпо-ритмической стороны речи детей дошкольного возраста

Темпо-ритмическое нарушение - это расстройство, которое связанно с нарушением плавности речи. Понятие плавность речи напрямую связано с интонационной выразительностью речи в целом, где особая роль отводится её темпо-ритмической организации. Такие речевые параметры являются паралингвистическим средством вербальной коммуникации человека и несут основную ценность для психологии общения.

Младший школьный возраст считается оптимальным для усвоения родного языка. Именно в этом возрасте ребенок дети владеет наибольшей чуткостью к языковому явлению. Дети, которые свободно пользуются словом, получают удовольствие от собственной речи, при передаче чувств они непроизвольно используют богатство интонации, жестов и мимики. Другая картина начинает складываться при нарушении темпо-ритмической стороны речи. По мнению В.И. Селиверстова, «отсутствие стимулов и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребенка становится вялой, тусклой, тихой и невыразительной».

Влияние речевого дефекта на процесс формирования личности может быть значительно ослаблен или сведен к нулю, если будет начата своевременная коррекционная работа. Своевременно организованная коррекционно-педагогическая работа должна быть направлена на полноценное формирование личности ребенка. Поэтому возникает необходимость для поиска наиболее новых и эффективных научно-обоснованных путей в дифференциальной диагностике и определение оптимальных способов развития темпо-ритмической стороны речи у младших школьников с общим недоразвитием речи. В программе развития младших школьников, коррекция несформированности темпоритмической стороны речи может проводиться на занятиях по чтению художественной литературы, в начальных классах эта работа продолжается на уроках чтения.

Нормализации темпа речи при заикание способствуют также занятия  логопедической ритмикой:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях под бодрую музыку   (марш, галоп), перемежающаяся поскоками, прыжками, приседаниями, остановками под меняющийся характер музыки.

2. Счетные упражнения, помогающие контролировать темп выполняемых движений и облегчающие детям удерживать нужный темп в речи.                                    3. Упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие быструю и точную реакцию на зрительные, слуховые раздражители, развивающие все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную.

4. Ритмические упражнения, связанные с такими динамическими характеристиками музыкального произведения, как mezzoforte — средней силы, forte — сильно.

5. Ритмические упражнения для рук, ног, туловища выполняются быстро, четко. Ритм обозначается энергичными хлопками в ладоши, ударами в бубен, взмахами флажками, топочущими шагом и т. п.

6. Пение мелодий с короткими тональностями. Темп песен средний и быстрый, отрывистого характера.

7. Подвижные игры: несюжетные и сюжетные.

Несюжетные игры типа перебежек, ловушек, пятнашек, игры-эстафеты, игры с предметами, с элементами спортивных соревнований и т.п.      

     

 Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненные или сказочные эпизоды и способствуют отработке речи в диалогах, драматизациях.

8. Музыкальная самостоятельная деятельность детей: под бодрую музыку они энергично выполняют однотипные движения — рубят дрова, скачут на лошади, боксируют и т. д. Затем с помощью логопеда и самостоятельно исполняют творческие композиции: народные пляски, характерные танцы, бальные танцы (польку, галоп).

9. Игра на музыкальных инструментах: струнных и ударных.    

10. Воспроизведение простых и сложных ритмических структур.                        

       

1.5 Способы коррекции заикания детей дошкольного возраста.

Заикание, как речевое нарушение, имеет многовековую историю. Но при этом до сих пор нет единой концепции причин и механизмов возникновения. Так же до сих пор нет единого мнения относительного того, что заикание это болезнь или речевое нарушение. Одновременно с этим нет единства понятий «заикания» и «логоневроза». Однако в большенстве исследований эти два понятия общеупотребляемы до степени смешения. И понятие логоневроз используется в большей степени за счёт большего научного характера логоневроза.

Заикание издревле известно, как беатризм в виде непроизвольных судорожных задержек в произношении или непроизвольном повторении единиц речи человека. Фактически заикание это черезмерная деятельность мышц человека, участвующих в вербальной речи человека. Второе название заикания баттаризм, произошло от имени древнегреческого царя Батта, который по сведетельствам Геродота, повторял первый слог каждого произносимого слова. Он отмечал, что речь царя при этом была невнятна и сложна для понимания. Царь Акирии Батт был одним из самых успешных правителей своего времени и современики считали, что он недостатком своей речи скрывает истинные намеривания. Однако Геродот, будучи лично знаком с Баттом отмечал, что недостатки речи причиняли ему глубокие страдания, которые не могли сгладить его успехи в упрвлении государством и в военных завоеваниях.

Впервые заикание, как нарушение речи с медицинской точки зрения, описал в своих трудах Гипократ. Он, развивая своё учение о причинах болезни, как отсутствие равновесия жидкости, доказывал, что заикание это заболевание мозга, которое возникает от избытка слизи. Данный исследователь помимо заикания,выделяет следующие нарушения речи: потерю голоса и речи, а также косноязычие и невнятную речь. Древнегреческий врач Гипократ считал, что для лечения заикания необходимо совмещать комплексный подход, где совмещено несколько методов.

Пример успешного лечения заикания Демосфена, описывает писатель поздней античности Плутарх. Так пишет Плутарх, Демосфен тренировал свою речь на берегу моря, для синхронизации произносимых слов с ритмом прибоя, набрая в рот мелкую гальку. То есть Демосфен при лечении своего заикания использовал естественный метроном, терапевтическое воздействие морского воздуха и механическое воздействие простейших инструментов, для тренировки артикуляции и интонации речи. Плутарх так же пишет, что для лечения своего заикания Демосфен использовал специальную дыхательную гимнастику, в том числе для преодоления страха перед выступлениями.

Древнегреческий ученый-энциклопедист Аристотель впервые связал возникновение заикания с проблемами в развитие органов речи. И при этом Аристотель отрицал проблемы в развитии головного мозга, как причину заикания. Так он писал, что основная причина заикания это короткая уздечка языка или деформация неба, то есть изменения в развитие переферического аппарата речи.

Соотвественно, уже со времен античности, сформировалось два течения относительно причины заикания. Исследователи первого течения, начало, которому положил Гипократ, считали, что причиной заикания являются поражения головного мозга. Исследователи второго течения, начало, которому положил Аристотель, доказывали, что причиной заикания являются проблемы развития переферических органов речи.

В Средние века проблемой заикания не занимались, по существу лишь в «Каноне Медицины» Ибн Сина Абу Али (Авицена, дает систематические рекомендации по лечению заикания. Этот исследователь впервые выдвинул предположение, что заикание может возникнуть вследствие поражения центральной нервной системы и переферических органов речи. Также Авицена давал рекомендации, что лечение заикания должно происходить множеством методов. К примеру, Авицена рекомендовал начинать речь заикающемуся с вздоха и не спеша.

Вплоть до начала XIX века, заикание объяснялось в большей степени аномалиями развития переферических органов. К примеру, в XVIII веке итальянский врач Д. Д. Санторини писал, что заикание возникает вследствие отверстия в твердом небе, через которое просачивается слизь и затрудняет речь. Бурное развитие науки в XIX веке, привело к всплеску интереса к заиканию и к его эффективному лечению. Но следует заметить, что систематический подход к изучению отсуствовал. Превалировало, в большей степени, объяснение заикания недостатками и анатомии переферических органов речи.

К примеру, Карл Вильгельм Вутцер считал причиной заикания ненормальное углубление в нижней челюсти, а Эрве-де-Шегуан выявил, что заикание возникает, при неправильном соотношении между длиной языка и полостью рта или слишком плотном прикреплении языка короткой уздечкой. В этом случае заикание у человека устранялось путем проведения простой хирургической операции.

В это же время Пейдж Робин Арнот – английский физик, В. Шультесс – швейцарский физиолог, связали заикание с нарушениями в функционировании речевых органов, вследствии судорожного закрытия голосовой щели. Беккерель А. также считал, что причиной заикания являются патологические судорожные движения голосовой щели и быстрый выдох при речи человека.

Ближе к середине ХIХ века французский врач Г. Блюме представил результаты исследования, в соотвествии с которыми любой заикающийся человек после излечения, если не будет придерживаться специальных примёмов речи, может снова столкнуться с данным нарушением речи, которое хотя и может быть представленно в меньшей форме. Также этот исследователь выдвинул теорию, что заикание возникает вследствии того, что мышление человека действует быстрее, чем его речь. Именно для того, чтобы сравнять напряжение речевых мышц, и возникают судороги голосовой щели заикающегося человека.

В XIX веке также успешно развивалось лечение заикавния с помощью специальных упражнений. Система упражнений лечения заикания стала развиваться, когда Вудзен выдвинул теорию о том, что заикание возникает от недостаточности центральных реакций на мышечную систему органов речи. Французский врач Дело впервые выявил, что заикающийся человек, акцентирует свое внимание на недостатках своей речи, и вследствии чего проблема ещё более усугубляется. Также данный исследователь писал, что заикание может возникнуть, как по причине поражения головного мозга и переферического речевого аппарата одновременно. Французский врач Итар выделил, что спазмы голосового аппарата при заикании могут возникнуть из-за разного вида судорог речевых мышц.

Однако Р. Коломбо отметил, что, несмотря на то, что заикание, как правило, не является врожденным пороком развития речи, его течение усугубляется необлагоприятными условиями жизни заикающегося человека, например усталостью к концу дня. Поэтому исследователь и считал, что заикание может возникнуть вследствие жестого воспитания или страданий перенесенных в раннем детстве. Этот исследователь предложил также классификацию видов заикания, в основу которой он положил симптоматику нарушений периферического аппарата, которую ипользуют до сих пор.

Следовательно, с древних времен до настоящего времени, несмотря на успехи в лечении заикания, до сих пор, нет целлостной теории, объясняющей причины возникновения заикания.

Перечень игр по устранению заикания детей  дошкольного возраста приведены в приложении А.

Рекомендации для родителей приведены в приложении Б.

Заключение

Дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания. Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной и коррекционной работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.

Традиционные классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью.

Итак, мы выявили и обосновали особенности преодоления темпо- ритмических нарушений у ребенка с заиканием среднего дошкольного возраста. Среди особенностей можно назвать своевременно проведенную предупредительную и коррекционную работу, построенную на всестороннем учете факторов. Стало быть, поставленная цель, а именно: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, в ходе экспериментальной деятельности, достигнута.

В работе определены основные направления и содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо- ритмических нарушений.

Также обеспечена целевая направленность коррекционно- логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических нарушений у ребенка с заиканием среднего дошкольного возраста. Для этого была изучена и реализована методика В.И. Селиверстова, которая удовлетворяла условиям опытно-экспериментального исследования в нашей работе.

Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии как в теоретическом, так и в практическом аспектах.

Недостаточная представленность в современной методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной. Исходя из вышесказанного, мы знаем, как важно знание психолого-педагогической характеристики для преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников. Именно поэтому важно дальнейшее изучение психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников, ведь именно в дошкольный период легче всего исправить нарушения речи.


Библиография

  1. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З. Е. Агранович. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 381 c.
  2. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Уч. пос. / Под ред. Л. С. Цветковой. – М.: МОДЭК, 2016. – 296 с.
  3. Большакова С.Е. Алалия. Работа на начальном этапе. Формирование навыков базового уровня. Междисциплинарный базовый подход / Светлана Большакова. - М.:Грифон, 2019. - 256 с.
  4. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. – М.: АСТ Астрель Транзиткнига, 2015. – 384 с.
  5. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников [Текст] / Галина Волкова. – Санкт-Петербург: Просвещение, 2003. – 240 с.
  6. Выготский, Л. С. Мышление и речь: психологические исследования / Л. С. Выготский. – М.: Наука, 2014. – 324 с.
  7. Жулина Е.В. Система ранней помощи детям с задержкой речевого развития: Монография. - Н. Новгород: НГПУ, 2018. - 143 с.
  8. Зуева, Л. Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников / Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко. – М.: АСТ, Астрель, 2013. – 80 c.
  9. Калягин, В. А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – М.: Академия, 2016. – 320 с.
  10. Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. – СПб.: Речь, 2016. – 380 с.
  11. Куршев, В.А. Заикание / В.А. Куршев. – М.: Медицина, 1973.
  12. Левина, Р.Е. Преодоление заикания у дошкольников. / Р.Е. Левина – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  13. Либманн, А. Патология и терапия заикания и косноязычия / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОC, 2017. – 208 с.
  14. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 680 с.
  15. Лубовский В.И., Коробейников И.А., Валявко С.М. Новая концепция психологической диагностики нарушений развития // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4. C. 50-60.


Приложение А

Игры  по устранению заикания детей  дошкольного возраста 

Игры-молчанки

Цели. Снятие чрезмерной возбудимости. Исключить привычку ускоренной и неправильной речи. Подготовить нервную систему детей к формированию правильного речевого навыка. Воспитание терпения и усидчивости. Игры-молчанки помогают создать охранительный режим и делают его для детей менее обременительным.

«Молчанка»

Взрослый ставит на видное место песочные часы и объявляет: «Долго язычок болтал. Он устал и замолчал. Кто первый заговорит, с того – фант». В течение определённого времени ребёнку предлагается молча, спокойно заниматься рисованием, лепкой, собиранием пазлов и т.д. Проигравший ребёнок, по предварительному уговору, должен отдать любимую игрушку или значок и т.д. Взрослый прячет фант, а потом выдаёт его как выигрыш в следующей игре.

«В библиотеке»

Взрослый рассказывает о библиотеке и сообщает условия игры: «…В читальном зале все люди молча читают. Разговаривать нельзя, чтобы не мешать другим…» Ребёнку можно посоветовать устроить библиотеку для своих игрушек. Перед каждым положить книжку, которую обязательно нужно прочитать (просмотреть). В конце игры ребёнок получает звание «Отличный читатель».

«В больнице»

«…Давай посмотрим, все ли твои игрушки здоровы. Вот у мишки отрывается лапа. У зайца, кажется, болят уши. Надо их подлечить. Кто же может это сделать? Ты? Хорошо! Значит, ты – доктор! Твои игрушки заболели – теперь им нужна тишина…» Доктор спокойно лечит игрушки. В конце игры ребёнок получает звание «Добрый Айболит».

 Игры на развитие слухового внимания

 «Где позвонили?»

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (колокольчик, погремушка)

Ход игры. Дети сидят с закрытыми глазами, логопед подаёт тихий сигнал колокольчиком. Открыв глаза, дети смотрят на логопеда, по его команде кто-то один показывает направление услышанного.

 «Тихо – громко»

Цель.  Развитие координаций движений и чувство ритма.

Оборудование. Бубен.

Ход игры. Логопед стучит в бубен тихо, потом громко и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – полным шагом, под более громкий – бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

«Солнце и дождик»

Цель. Развитие координации и темпа движений.   

Оборудование. Бубен.

Ход игры. Логопед говорит детям: «Сейчас мы свами пойдём гулять. Дождя нет. Погода хорошая, будем собирать листья. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнётся дождь, я начну стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно».

Игры на развитие дыхания

 «Бегемотик»

Цель. Формирования диафрагмального дыхания.

Ход игры. Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

 «Мой воздушный шарик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох, активизировать мышцы губ.

Оборудование: воздушные шары.

Ход игры: дети должны надуть воздушные шары, набирая воздух через нос и медленно выдыхая его через рот. Педагог сопровождает действия стихотворным текстом:

Мой воздушный шарик, раз, два, три.

Легкий, как комарик, посмотри.

Носом я вдыхаю, не спешу,

За своим дыханием слежу.                        

Каждый день я в шарик дую

Над дыханием колдую.

Шарик я надуть стремлюсь

И сильнее становлюсь.

Игры для формирования речевого дыхания.

Цель. Развитие речевого дыхания.

«Лесорубы».

Наклон вниз, руки в замке: «Ух!».

«Шофёры»

Заводят моторы. На выдохе произносят: «Р-р-р».

Накачивают шины.  На выдохе произносить: «шшш – шшш»

«Самолёты»

Самолёты гудят: «У-у-у».

«Столяры»

Столяры работают рубанком. На выдохе произносить: «Дзинь», «Дзинь», «Дзинь».

«Слесарь»

Слесари работают на станке. На выдохе произносить: «жжж!», «жжж!», «жжж!»

Игры для развития плавного ротового выдоха.

 «Кораблик»

Цель: выработать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Оборудование: бумажный кораблик, таз с водой.

Ход игры: пустить в таз с водой легкий бумажный кораблик, подуть плавно и длительно, чтобы кораблик поплыл. Взрослый произносит русскую народную поговорку:

Ветерок, ветерок, натяни парусок!

Кораблик гони до Волги-реки.

  «Снежинки»

Цель:  формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха).

Оборудование: несколько рыхлых кусочков ваты.

Ход игры: логопед показывает кусочек ваты и говорит детям: «На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на снежинку?» Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Игры на расслабление

                                           

 «Кулачки»

Цель. Обучать детей расслаблению рук, фиксируя их внимание на приятном состоянии расслабленности.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях, ноги слегка расставлены.

Логопед показывает и помогает принять детям позу покоя. Затем логопед произносит:

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, крепко, с напряженьем

Пальчики прижаты.

Большой палец прижат к остальным.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Логопед подходит к каждому ребёнку, приподнимает и роняет расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

«Пружинки»

Цель. Расслабление мышц ног.

Ход игры. Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях, ноги слегка расставлены.

Логопед просит детей поставить ноги на пяточки и во время произнесения текста логопедом с силой прижать носочки к полу.

Что за странные пружинки

упираются в ботинки?

Ты носочки опускай,

На пружинки нажимай,

Крепче, крепче нажимай,

Нет пружинок – отдыхай!

Ноги расслабить.

Ноги не напряжены и расслаблены.

Знайте, девочки и мальчики:        

Отдыхают ваши пальчики!

Дышится легко… ровно… глубоко…

 

Игры на формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

«Дует ветер»

Цель: Изменение силы голоса, умение в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом.

Оборудование: 2 картинки, на одной изображен легкий ветерок, качающий травку, цветы, а на другой — сильный ветер, качающий деревья.

Ход игры: дети сидят на стульях, логопед показывает им картинки и говорит: «Пошли мы летом на прогулку в лес. Идем полем, светит солнышко, дует легкий ветерок и колышет травку

и цветочки. Он дует тихо-тихо, вот так: «у-у-у». (логопед тихо и длительно произносит звук «У».) Затем продолжает рассказ: «Пришли мы в лес, набрали цветов и ягод, собрались идти домой. Вдруг подул сильный ветер, он громко загудел «у-у-у». (Дети вместе с логопедом громко и длительно произносят этот звук.) Дети повторяют вместе с логопедом, как дует легкий ветерок и как гудит сильный ветер. Логопед следит, чтобы дети соблюдали ту же силу голоса.

«Мыльный пузырь»

Цель: формирование паузации речи.

Ход игры: дети стоят в кругу, логопед говорит: «Представьте, что мы пошли на прогулку и увидели вот такой мыльный пузырь (дети делают круг большой), мы к нему притронулись, и он лопнул: шшш (пауза) шшш (пауза) шшш (дети вместе с логопедом повторяют с заданными паузами). Взяли насос и накачали пузырь ссс (пауза) ссс (пауза) ссс. И он стал большим (дети опять делают круг)».

Игры на развитие общей моторики, координации движений.

 «Шарик»

Цель. Расслабление мышц живота.

Ход игры. Логопед предлагает детям представить, что они надувают воздушный шар.

И. п.: сидя, рука лежит на животе. Дети делают вдох. Логопед показывает, как поднимается стенка живота - «надувается шарик», и объясняет, как живот напрягается. Плечи при этом не поднимаются. Затем дети выдыхают, живот опускается.

Вот как шарик надуваем!

А рукою проверяем. (Делается вдох.)

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем!

Дышится легко… ровно… глубоко…

- Закончилась наша игра. Вы немного отдохнули, успокоились. Поняли как можно расслабить руки, ноги и все тело.

«Космонавты»

Цель: развитие координации, переключаемости движений.

Ход игры: дети стоят перед логопедом. Логопед сообщает: «Чтобы космонавтом стать, надо быть сильным и выносливым. Потренируемся.

Логопед проводит с детьми расслабляющие упражнения в сочетании с дыхательными:

·         пятки вместе, носки вместе, прогнуться в спине, вдохнуть, сделать руками мельницу, опустить руки вниз, выдохнуть;

·         присесть, спина прямая, руки опущены вдоль туловища, поднимаясь плавно на носки, вдохнуть, опускаясь на корточки, выдохнуть;

·         руки на поясе, плавно поднимаясь на носки, вдохнуть, стоять на носках — пауза, опускаясь на полную ступню, выдохнуть.

Логопед. Чтобы космонавтом стать, надо быть внимательным. Проверю, внимательные вы или нет.

Под тихие удары бубна дети идут по кругу, смена такта — смена направления движения. Бубен замолчал — дети остановились.


1 занятие.  «Путешествие в страну букв.»

Цель. Формировать навыки свободного общения однословными фразами.

Оборудование. Карточки с буквой «У», предметные картинки, названия которых начинаются на ударный звук у, ручная кукла Мишка, альбомы детей, обруч.

Ход занятия.

1.Расслабление мышц рук (повторить упражнение «Кулачки»,

новое упражнение «Олени») — 10 мин.

2.Постановка правильного речевого дыхания: произнесение

гласных звуков по одному и по два на одном длительном выдохе

хором и  индивидуально  (игра «Мишка учит буквы») — 7 мин.

3.Выработка умения делать опору на ударный гласный звук

в слове. Называние картинок (утка, утро...) и работа над инто-нацией    (сказать   вопросительно,   утвердительно,    с   радостью и т. д.) — 7 мин.

  1. Общение детей   однословными   фразами   в   игре (сценка
    «Обруч») — 10 мин.
  2. Проверка домашнего задания по альбомам. Ответы на крат
    кие вопросы детей и более подробные вопросы логопеда по кар
    тинкам, названия   которых   начинаются   на   ударный   звук
    о
    (Кто рисовал? Что наклеил? Кто помогал? и т. д.), и о проведении
    игры-молчанки
    (В какую игру-молчанку играл? Что смастерил
    для игры? Сколько времени играл?
    и т. д.) — 15 мин.
  3. Работа над выразительностью речи при чтении небольших
    стихов. Повторить стихи «Аист», «Эхо» (делать опору на ударные
    гласные, обозначить    паузы    хлопками    рук    куклы    бибабо).
    Хоровое чтение с логопедом стихотворения «Удод» — 6 мин.

Задание на дом.

  1. Добиваться расслабления мышц рук по контрасту с напря
    жением (упражнения «Кулачки», «Олени»).
  2. Произносить гласные звуки по одному и по два на одном
    выдохе, точно артикулировать их (выполнять сидя, стоя, лежа).
  3. Нарисовать или наклеить в альбом 10 картинок, названия
    которых начинаются на ударный звук
    у (подписать их, у
    красного цвета). Четко на выдохе называть картинки, выделяя
    ударный звук
    у. Каждое слово повторить 5—6 раз с разной
    интонацией.
  4. Поиграть в игру «Обруч», в игру-молчанку «Аквалангисты».
  5. Выучить стихотворение «Удод». Отмечать паузы с помощью
    ручной куклы, мячом, маршировкой.

2 занятие. «Путешествие в сказочный город.»

Цель. Формировать навыки свободного общения полными короткими предложениями.

Оборудование. Карточка с цифрой «2», карта Города красивой речи, большой конверт с письмом, «золотой ключик», «волшебная дверца».

Ход занятия

  1. Расслабление мышц речевого аппарата (упражнения «Хобо
    ток», «Лягушки», новое — «Горка») — 10 мин.
  2. Тренировка правильного речевого дыхания, произнесение
    отдельных согласных и слогов (упражнения «Жук», «Комарик»,
    «Гуси») — 3 мин.
  3. Тренировка   правильной   выразительной   речи   короткими
    полными предложениями во время игры «Приглашение в Страну
    полных ответов» — 10 мин.

4.Проверка домашнего задания; рассказы детей о приготовленной дома карточке с цифрой «1» и рисунком полными короткими предложениями (например: «Я сделал карточку. Мама мне нарисовала цифру «1». Я только раскрасил ее» и т. д.) — 12 мин.

5.объяснение нового задания. Логопед показывает карточку рой «2». На обратной стороне карточки аппликация «бабочка». Задает вопросы, побуждая детей к разнообразным ответам. Например: Какая цифра здесь изображена? Какая работа выполнена с другой стороны карточки? Почему на карточке с цифрой «2» изображена бабочка? (У бабочки есть 2 крылышка. А еще у нее 2 усика.) Что еще можно изобразить на карточке с цифрой «2»? (можно нарисовать 2 крыла птицы, 2 руки...) —7 мин.

6.Тренировка  выразительной  речи  в  имитационном  чтении

рассказа «Сорока и заяц» — 6 мин.

7.Разыгрывание диалога «Сорока и заяц» с масками. Работа

над  интонацией,  над  движениями,  необходимыми  для  роли,—

7 мин.

Задание на дом.

1.Добиваться расслабления губ, языка.

2.Сделать карточку с цифрой «2» и с рисунком.

3.Подготовить   рассказ   об  этой   поделке  полными   предложениями.

4.Поиграть в игру «Приглашение в Страну полных ответов».

5.Выучить диалог «Сорока и заяц» и разыграть его.

3 занятие. «Знакомство с посудой.»

Цель. Формировать навыки свободного общения распространенными предложениями из двух-трех смысловых отрезков.

Оборудование. Игрушечная посуда, муляжи продуктов (поделки детей) и' другие пособия к игре «Готовим сами», план Города красивой речи, шапочки с изображением гласных букв, корона для Ударения, жезл.

Ход занятия.

1.Внушение состояния  полного мышечного  расслабления  и

спокойствия. Речевые формулы в состоянии покоя — 10 мин.

2.Спонтанная речь в игре «Готовим сами»:

а)имитация и оречевление действий — приготовление различных  «блюд»,  общение детей  в это  время   (например:   «Сейчас

я приготовлю салат. | Я взяла огурец, | потом помыла его. | Костя,

дай мне, пожалуйста, |твой нож.] Вот, бери, |только осторожно»);

б)рассказы детей о приготовленном «блюде» и «угощение»

друг друга  (например: «Мы с мамой пошли в овощной магазин

и купили помидоры. | Я выбрала самый красный | и как следует

вымыла его. | Потом мелко нарезала лук и помидор | и заправила

салат сметаной...  Ребята, попробуйте мой салат. | Вкусно?») —

30 мин. К) 

3. Тренировка выразительной речи в инсценировке сказки «Город красивой речи». Вопросо-ответная беседа по содержанию сказки, выявление особенностей ее персонажей (например: «Почему ударение всеми управляет? Потому что ударение обозначает главный звук в словах, от ударения меняется смысл слова...» Дети надевают шапочки и разыгрывают сказку) — 15 мин.

Задание на дом.

1.Проводить релаксацию три раза в день.

2.Приготовить   с   помощью   родителей   любимое   кушанье.

Принести его на занятие. Уметь рассказать, как оно приготовляется. Угостить детей.

3.Подготовить свою роль в сказке «Город красивой речи».

Приложение: Б

Рекомендации родителям ……………

I  этап. (Активное молчание.)

1.        Организовать щадящий режим (общий и речевой) на лого педических занятиях и дома, используя игры-молчанки.

2.        Обучать детей технике правильной речи во время специаль ных игр (постановка нижне-диафрагмального дыхания, выработка спокойного темпа, умения делать опору на ударные гласные и соблюдать смысловые паузы).

3.        Побуждать детей к правильной речи при общении с логопедом и друг с другом, создавая игровые ситуации. В самостоятельной и подготовленной речи допустимы лишь однословные фразы (вопросы, ответы, описания предметов, картинок...).

4.        С  первых занятий  работать над выразительностью речи. Дети должны говорить однословно с вопросительной, утвердительной интонацией, с радостью, с огорчением, сердито и т. д.

5.        Обучать детей  релаксации  мышц по  контрасту с напря жением. В течение всего логопедического занятия следить, чтобы

не   возникало  общее   мышечное   напряжение   к   моменту   речи,

напоминать о расслаблении отдельными рифмованными строчка¬

ми из сеанса релаксации.

II этап. (Релаксационный.)

1.        Рекомендовать родителям поддерживать щадящий речевой

режим дома, включать успокаивающие игры и занятия по мере

необходимости.

2.        Постепенно активизировать речь детей на занятиях и дома,

побуждая  их  к  общению  полными  предложениями  в  игровых

ситуациях   и   вне   игры.   В   подготовленной   и   самостоятельной

речи   допустимы   короткие   фразы   в   один   смысловой   отрезок

(диалоги, краткие рассказы, описания предметов...).

3.        Продолжать контроль за соблюдением всех правил речи на

занятиях и дома. При необходимости исправлять детей в образной

форме.  («Помни, мы уже в Стране полных ответов, скажи под¬

робнее»; «Во время  речи  мы делаем  паузы, остановки,  чтобы

набрать воздух и дальше говорить, как машина останавливается

у колонки, чтобы набрать бензин».)

4.        Работать над выразительностью речи. Обучать выделению

«главного» слова  в  коротком  предложении   (делать логическое

ударение).

5.        Вызывать релаксацию мышц по представлению.  Вводить

элементы внушения. Напоминать при необходимости о расслабле¬

нии   («Губы  не  напряжены,  приоткрыты  и теплы...  Язык быть

расслабленным привык...»).

6.        Закрепляя навык свободного речевого общения в инсцени¬

ровках,   кукольных   спектаклях   и   т. д.,   подробно   разбирать

особенности речи и поведения действующих лиц, чтобы побуждать

детей к творчеству, перевоплощению.

III этап. (Соблюдение общего режима дома.)

1.        Рекомендовать    родителям   соблюдать   общий    щадящий

режим дома. В случаях рецидива заикания у некоторых детей

возобновлять период молчания  (как в первый месяц занятий).

2.        Продолжать активизировать правильную речь детей  при

общении   друг   с  другом   и   с   логопедом;   в   сюжетно-ролевых

играх, инсценировках, кукольных спектаклях. Пользоваться пол¬

ными распространенными предложениями из двух-трех смысловых

отрезков.

3.        Работать над выразительностью. Продолжать контроль за

соблюдением речевых правил.

4.        Закреплять   новый   речевой   навык,   вызывая   правильную

спонтанную речь в свободных пересказах,  при сочинении  соб¬

ственных сказок, сценок, сюжетно-ролевых игр.

5.        Проводить  внушение  спокойствия  и  формул  правильной

речи.   При   необходимости   исправлять   речь   детей,   пользуясь

формулами релаксации   («Говорим неторопливо, очень четко и

красиво. Паузы мы соблюдаем. Звук ударный выделяем»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теория и методика развития речи у детей. Тема: Книжный уголок

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате дошкольного учреждения. Это форма распространения информации о книгах, их авторах и иллюстраторах, спос...

Сообщение. Отгадывание загадок По предмету теория и методика развития речи у детей

Содержание. 1.введение. 2 .Значение загадки в работе с детьми дошкольного возраста. 3. Загадка – малый жанр фольклора. 4. Принципы отбора загадок для дошкольников. 5.Мет...

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием себя как самостоятельного существа, дети пытаются дей...

Тема: «Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста».

Опыт речевого общения дети приобретают, благодаря практическому взаимодействию со взрослым и сверстниками в разнообразных коллективных играх, играх-занятиях. В познавательных рассказах и играх. ...

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста

Теория и методика развития речи у детей дошкольного возраста...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...

Теория и методика развития речи детей

Теория и методика развития речи детей...