Проект "Хатха -йога" в детском саду
проект (подготовительная группа)

Павличенко Аида  Гафуровна

Всё лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.

Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата.

Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике Хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Что означает «хатха-йога»
Ха – солнце;  Тха – луна;   Йога – соединение,
гармония трех начал человека:
физического, психического, духовного.
Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие Хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в Хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hatha-yoga.docx24.2 КБ

Предварительный просмотр:

       Проект :         Хатха-йога в детском саду.        

Тип проекта: оздоровительный, коллективный

Участники проекта : воспитатели. дети подготовительной группы

Продолжительность проекта – 2 недели.

Актуальность проекта:

Всё лучшее, что есть в нашем обществе оно стремиться отдать детям. Сегодня они составляют почти треть населения Земли, и забота об их будущем является одной из основных задач государства.

Здоровье детей – это будущее страны. Однако здоровья не существует само по себе, его нужно постоянно укреплять, сохранять и улучшать. В современном мире, при такой экологии и социальных условиях неуклонно уменьшается число здоровых детей, растет число детей, страдающих заболеванием сердечно сосудистой системы, органов чувств и опорно-двигательного аппарата.

Гимнастика с элементами Хатха-йоги доступна детям дошкольного возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющий динамический характер, в гимнастике Хатха-йоги, основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку.

Что означает «хатха-йога»
Ха – солнце;  Тха – луна;   Йога – соединение,
гармония трех начал человека:
физического, психического, духовного.
Хатха-йога – сочетание физических упражнений на расслабление и дыхательной гимнастике. Доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных упражнений.

Занятие Хатха-йогой для детей – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения требуют особую сосредоточенность, это развивает у детей внимание и усидчивость, организованность, воображение, волевые качества детей. Улучшается кровообращение, нормализуется работа внутренних органов, организм очищается от шлаков, снимается усталость, укрепляются слабые мышцы, развивается гибкость, улучшается осанку.

Большинство упражнений в Хатха-йоге естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определённые положения людей, предметы. Использование знакомых образов животных, птиц помогают детям представить ту или иную позу (будят фантазию и воображение).

Хатха-йога проводится на основе взаимного доверия, понимания и интереса, с учётом индивидуальных особенностей и возможностей детей.

Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей.

Новизна проекта заключается в том, что   комплексы занятий хатха-йогой составлены таким образом, что скорее напоминают детям игру и основываются на подражании. А позы (асаны) преподаются в легкой, доступной форме. Детям не приходится запоминать сложных названий. Вместо них на занятиях используют имя, того животного или предмета, на который похожа поза («гора», «дерево», «кошка») это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка

        Цель проекта:

  • Формирование у детей основ здорового образа жизни;
  • Всестороннее гармоничное развитие, совершенствование функции организма, повышение активности и самостоятельности;

 укрепление здоровье детей через нетрадиционные методы оздоровления

Задачи

1 Совершенствование психических процессов.

2 Познание своего характера, укрепление воли.

3 Развитие внимания, сосредоточенности, организованности, воображения, фантазии, умения управлять своими поступками и чувствами.

4 Развитие умения снимать усталость, укреплять слабые мышцы, развивать гибкость, улучшать осанку, правильно дышать, расслабляться.

5 Духовное обогащение: учить быть чистоплотным внешне и внутренне, терпеливым, спокойным, весёлым, не причинять вреда другим.

6 Формирование осанки.

7 Развитие потребности в здоровом образе жизни.

8 Создание эмоционального благополучия.

Предварительная работа ;

На первом этапе знакомства с йогой с детьми была проведена была беседа « Что такое йога? Для чего она нужна?»

Просмотр  мультфильма « История возникновения Йоги » и « История йоги. Как возникла йога» .

 Рассматривание  статических поз ( асаны) хатха-йоги, которые будем изучать.

Подготовительная часть:

Подготовить организм к занятию, настроить детей на хорошее, доброе. Разогреть суставы.

В подготовительную часть включаются разминки с упражнениями на растяжку, подвижность суставов, самомассажи. В разминку включаются динамические упражнения. Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки - отдых, настрой на хорошее. Необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание. Настраиваться на дальнейшую работу нужную и полезную для здоровья.

Основная часть:

Вначале разучивается комплекс статистических упражнений, в котором уделяется внимание каждому движению, при выполнении позы. Выполнять позу правильно, но без напряжения. Позу держать рекомендованное время. Дыхание свободное, спокойное, ровное. Предложить ребёнку представить мысленно, на кого похожа поза – на животное, птицу или предмет. Это придаёт эмоциональный настрой и поможет ребёнку быстрей освоить позу.

Заключительная часть:

Основная задача части научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние. Поэтому последние физические упражнения (поза) в Хатха-йоге – упражнения на расслабление. Самое удобное положение для расслабления – лёжа на спине. Можно расслабляться и сидя (поза кучера). Чтобы достичь полного отдыха, мышечного расслабления, необходимо концентрировать внимание на спокойном дыхании. На медленном выдохе, расслаблять мышцы всего тела. Важен этап выхода из расслабления: спокойно сделать вдох и выдох полным дыханием, пальцы соединить в замок и поднять над головой, хорошо потянуться всем телом, опустить руки, спокойно сесть, вытянув ноги и снова потянуться. Улыбнуться, мысленно пожелать всем здоровья, хорошего настроения, добра и радости.

Требование к выполнению статических упражнений

  • Прежде чем приступить к выполнению статических упражнений (поз), нужно обратить внимание на некоторые методические особенности их освоения.
  • Комплекс нужно составлять от простого к сложному. Позы разучивать постепенно . Те позы, которые вызывают затруднения, заменять облегчёнными вариантами. Например: сначала осваивается поза полу лотоса, а затем переход к разучиванию самой позы лотоса.
  • Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют её мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как божественная, рыба, дерево и т.д.
  • Позы, в которых, используются повороты туловища, выполняются в обе стороны.
  • Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективны, и выполняться с меньшими усилиями.

Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным без задержки.

Этапы выполнения

I этап. Отдых перед вхождением в позу

Не начинайте выполнять упражнения, если у вас напряжены мышцы и учащено дыхание. Сделайте 2 – 3 спокойных вдоха, удлиняя выдох. Напряжение снимается, сидя или лёжа в удобной позе.

II этап. Мысленная настройка на выполнение позы

Рассмотрите изображение позы. Представьте себя в этой позе. Показ воспитателем позы.

III этап. Вхождение в позу

Позу выполните медленно по показу, движения плавные и спокойные, дыхание свободное.

IV этап. Фиксация позы

Удержите положение тела в позе определённое время. Сначала удерживаем позу от 3–5 секунд. Каждую неделю прибавлять по 1–2 секунде. В среднем удерживание позы от 7 до 10 секунд.

При удерживании позы настраивать детей думать о чём-нибудь добром и хорошем.

V этап. Выход из позы.

Выход из позы в исходное положение производить плавно и медленно. Дыхание спокойное.

VI этап. Отдых после выхода из позы

Принять удобную позу, расслабиться, отдохнуть. Отдых составляет от 2–4 секунд. Расслабление в позе полного отдыха, лёжа на спине.

Вывод: Эффективность данного направления прослеживается в том, что кроме обретения физической формы, упражнения помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность, дают положительный эмоциональный заряд, пробуждают интерес и желание заниматься физической культурой, узнают о себе много нового. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах.

Виды поз (осаны) для изучения  хатха-йоги

Название поз (осаны)

Содержание

Материал

Поза Лотоса

Сидя на полу, положить правую ступню на левое бедро и левую ступню поверх правой на правое бедро. Чем ближе к животу ступни, тем легче это выполнить

Коврик

Поза Кренделек

Усядьтесь ровненько, скрестив ножки.
Одну руку положите на противоположное колено.Другую руку вытяните за собой и глубоко вдохните.Затем поменяйте руки.

 Коврик

Поза Спокойствие

Сядьте, скрестите ноги.
Выпрямите спину.
Положите руки на колени ладошками вверх.
Спокойно дышите.

Коврик

Поза Доброй кошки

Стоя на четвереньках, ладонями упереться в пол возле груди, опустить голову между рук и выгнуть спину вверх, вдохнуть через рот. Колени и носки прижаты к полу. Вдохнув, прогнуть позвоночник как можно глубже, поднять голову и  посмотреть вверх. Повторить 3-4 раза.

Коврик

Поза Злой кошки

Стоя на четвереньках, ладонями упереться в пол возле груди, опустить голову между рук и выгнуть спину вверх, вдохнуть через рот. Колени и носки прижаты к полу.  Повторить 3-4 р.

Коврик

Поза Кобра

Лягте на живот.
Упритесь грудь.
Локти должны бытна согнутые локти.
Медленно поднимите ь под грудью, а ноги – выпрямлены сзади.

Коврик

Поза  Устрица

 Сядьте прямо.
Подошвы сведите вместе. Положите руки под колени, локтями коснитесь пола. Вдохните, выдохните.
Медленно коснитесь ступней головой.

Коврик

Поза Верблюда

 Сядьте прямо.
Подошвы сведите вместе.
Положите руки под колени, локтями коснитесь пола.
Вдохните, выдохните.
Медленно коснитесь ступней головой.

Коврик

Поза Орла

Станьте ровно. Слегка согните колени.
Поставьте левую ногу на правую.
Скрестите руки так, чтобы правая рука накрывала левую.
Вдохните, выдохните.
Поменяйте руки и ноги местами.

Коврик

Поза  Коровы

Станьте ровно. Слегка согните колени.
Поставьте левую ногу на правую.
Скрестите руки так, чтобы правая рука накрывала левую.
Вдохните, выдохните.
Поменяйте руки и ноги местами.

Коврик

Поза Дерева

Тянитесь сильными ладонями вверх, вытягивайте  руками бока ,сильно прижмите стопу к внутренней части бедра,прижимайте  переднюю часть стопы к полу.

Коврик

Поза  Алмаза

Сидя «по-турецки», руки положить на бедра
ладонями вверх. Находиться в позе как можно
дольше

Коврик

Мертвая поза

поза полного расслабления под музыкальное сопровождение. Йоги считают, что кратковременный отдых после каждого упражнения и длительный отдых в конце комплекса очень важны. Поза полного расслабления считается одной из самых полезных для восстановления и укрепления как физической формы, так и психического состояния.

Коврик.музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Йога в детском саду"

Презентация на тему йога в детском саду, сотавлена по авторской методики инструктора по физической культуре....

детская йога во время занятий в детском саду и в школе

Йога помогает детям (и учителям!) быть внимательными, cосредоточенными и устойчивыми к стрессу. Выделите 5 или 10 минут учебного времени, чтобы научить детей и выполнить с ними эти простые упражнения ...

йога в детском саду

Постоянные, быстрые и существенные темпы роста заболеваемости и психической не уравновешенности  детей привели к тому, что встал вопрос о необходимости введения в физкультурные занятия новых форм...

Презентация "Хатха-йога в детском саду"

Материал ознакомления с основами хатха-йоги....

Проведение занятий в детском саду с элементами хатха-йоги

Хатха-йога… Почему именно она? Очень просто, ведь как раз этот вид йоги уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух частей. «Ха» обозн...

Проведение занятий в детском саду с элементами хатха-йоги

Хатха-йога… Почему именно она? Очень просто, ведь как раз этот вид йоги уделяет основное внимание физическому совершенствованию и укреплению организма. Слово «хатха» состоит из двух...

Консультация «Йога в детском саду»

Дошкольник быстро реагирует на новые раздражители и сигналы, он открыт для всего нового и необычного. С педагогической точки зрения это важно для продолжительного интереса ребенка к предмету и эффекти...