Здоровьесберегающие технологии в детском саду
консультация
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Оздоровление детей дошкольного возраста — важная задача, ведь именно в этот период закладываются основы здоровья ребенка. Оздоровительные технологии включают различные методы и подходы, направленные на укрепление физического и психического здоровья малышей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в
условиях ФГОС
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:
· медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
· физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
· социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
· образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.
Физкультурно-оздоровительные технологии
В детском саду это:
· Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий
· Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить
эмоциональный баланс
· Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Проблемы с опорно- двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия — полезные привычки приобретаются с ранних лет. Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки), в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья.
Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания
· Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно поразному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.
Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь
расслабляться и говорить стройными фразами
· Офтальмотренаж — система упражнений для глаз. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают: рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Им, конечно, же нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.
Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение
· Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение. Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок.
Социально-психологические технологии
Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.
Элементы психогимнастики и различных видов арт-терапии включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит групповые тренинги. Для индивидуальных занятий в детском саду рекомендуется организовать «волшебную комнату» — с приглушённым светом, магическим фонарём, проигрывателем с мелодиями, игрушками и материалами для расслабления.
В ДОУ практикуется:
· Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных
аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в
себе и т. д.).
· Музыкотерапия – игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
· Сказкотерапия – коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
· Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
· Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
· Игротерапия Игры являются основным способом взаимодействия дошкольников с окружающим миром. Через игру дети учатся выражать эмоции, справляться с тревогами и стрессом. Например, ролевые игры помогают моделировать различные жизненные ситуации и находить решения проблем.
· Арт-терапия Рисование, лепка, музыка и другие виды творчества позволяют детям выразить свои чувства и переживания. Арт-терапевтические методики помогают снизить уровень тревожности и повысить самооценку.
· Психологическая поддержка Взаимодействие с психологом помогает выявить возможные проблемы в эмоциональной сфере и разработать стратегии их преодоления. Важно создать доверительную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 490.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Оздоровление детей дошкольного возраста — важная задача, ведь именно в этот период закладываются основы здоровья ребенка. Оздоровительные технологии включают различные методы и подходы, направленные на укрепление физического и психического здоровья малышей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ в
условиях ФГОС
Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей. Воспитатель следит за состоянием своих подопечных. Здоровые дети эффективнее усваивают знания и совершенствуют все виды умений. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. А в школе ребят ждут большие нагрузки и период адаптации к новой среде. Поэтому педагоги ДОУ не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни.
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду
По характеру применяемых инструментов и способов воздействия на воспитанников ДОУ здоровьесберегающие технологии делятся на:
∙ медико-профилактические — укрепление иммунитета, коррекция здоровья, профилактика заболеваний под контролем медицинских работников;
∙ физкультурно-оздоровительные — созидание здоровья через различные формы двигательной активности;
∙ социально-психологические — поддержка эмоционального благополучия;
∙ образовательные — просвещение детей на тему здорового образа жизни.
Физкультурно-оздоровительные технологии
В детском саду это:
∙ Физкультминутки — динамические паузы на занятиях с дошкольниками. Внимание детей непроизвольно, они быстро утрачивают интерес к текущей форме работы и нуждаются в частой смене видов деятельности. Чрезмерное умственное и/или физическое напряжение может стать причиной сильного стресса. Поэтому примерно в середине занятия, требующего продолжительного нахождения в положении сидя и затраты интеллектуальных сил, проводится физкультминутка. Это комплекс двигательных упражнений длительностью 1,5–3 минуты. Часто проводится под весёлую ритмичную музыку.
Физкультминутки необходимы для хорошего самочувствия детей во время занятий
∙ Пальчиковая гимнастика — упражнения и игры для кистей и пальцев рук. Игры для пальчиков являются малоподвижными, включаются в структуру занятий, на которых дети работают руками (обучение грамоте, рисование, лепка и аппликация), для развития мелкой мускулатуры и гибкости сухожилий. Комплексы этих упражнений проводят на досугах и во время прогулок, чтобы обогатить игровой опыт детей. Ведь выполнение упражнений пальчиками стимулирует работу головного мозга и, соответственно, повышает работоспособность организма.
Пальчиковые игры повышают работоспособность организма и помогают сохранить
эмоциональный баланс
∙ Техники для профилактики плоскостопия и нарушений осанки. Проблемы с опорно- двигательным аппаратом начинаются в школьном возрасте, когда дети проводят много времени в положении сидя (за партой). Однако в ДОУ проводится активная работа по формированию красивой осанки и предотвращения плоскостопия — полезные привычки приобретаются с ранних лет. Эти задачи реализуются в гимнастике пробуждения и утренней зарядке с использованием бодибара (гимнастической палки), в ходьбе по массажным коврикам и дорожкам здоровья.
Ходьба босиком по дорожке здоровья на улице помогает предотвратить плоскостопие и одновременно является инструментом закаливания
∙ Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений для насыщения организма кислородом. Казалось бы, мы дышим бессознательно, нас не учат делать в младенчестве вдох и выдох. Однако исследования показывают, что дышать можно поразному, а благодаря правильному дыханию укрепляются защитные функции организма и улучшается самочувствие в целом за счёт насыщения крови и внутренних органов кислородом. У дошкольников эти упражнения тренируют выносливость, развивают речевое дыхание и являются способом релаксации.
Правильно дышать — значит меньше уставать во время физической активности, уметь
расслабляться и говорить стройными фразами
∙ Офтальмотренаж — система упражнений для глаз. В детском саду глазки воспитанников усиленно работают: рассматривают картинки и игрушки, следят за воспитателем, наблюдают за явлениями природы, фокусируют взгляд на деталях. Им, конечно, же нужен отдых и грамотно организованные тренировки для укрепления мелких мышц и связок. Гимнастика для глаз является способом профилактики повышенного внутричерепного давления. С младшими дошкольниками офтальмотренаж проводится с игрушками и специальными тренажёрами: дети следят глазками за фигуркой или указкой. В старших группах зрительная гимнастика проводится по устным инструкциям и с использованием видеозаписей.
Выполнение упражнений для глаз укрепляет органы зрения и снимает напряжение
∙ Самомассаж — тактильная гимнастика, для детей проводится в игровой форме. Малыши учатся осознанно относиться к своему телу, заботиться о нём. Ребята старшего возраста осваивают способы снятия мышечного напряжения. Тактильные упражнения построены на пробуждении множества рецепторов, которые активизируют работу внутренних органов. Самомассажу дети учатся под музыкальное и стихотворное сопровождение. Из нетрадиционных техник в ДОУ проводится массаж ушных раковин и воздействие на биологически активные точки по методике су-джок.
Социально-психологические технологии
Технологии социально-психологического блока направлены на укрепление иммунитета через создание позитивного настроения и воздействие на различные органы чувств. Учёные всё чаще говорят о том, что эмоциональная нестабильность и подверженность стрессам оборачиваются ухудшением физического здоровья.
Элементы психогимнастики и различных видов арт-терапии включаются в структуру занятий воспитателем. Педагог-психолог проводит групповые тренинги. Для индивидуальных занятий в детском саду рекомендуется организовать «волшебную комнату» — с приглушённым светом, магическим фонарём, проигрывателем с мелодиями, игрушками и материалами для расслабления.
В ДОУ практикуется:
∙ Психогимнастика — игровые упражнения, направленные на нормализацию различных
аспектов психики (снятие агрессии, борьба со страхами, повышение уверенности в
себе и т. д.).
∙ Музыкотерапия – игровые и танцевальные импровизации, релаксация под инструментальные композиции.
∙ Сказкотерапия – коррекция психического состояния через прослушивание, придумывание и инсценировку волшебных историй.
∙ Песочная терапия — рисование и игровые упражнения с сухим, влажным и кинетическим песком. Сенсорные ощущения от контакта кожи с песчаными частицами развивают мозговые центры.
∙ Цветотерапия — просматривание разноцветных картинок и слайдов, продуктивное творчество с материалами приятных оттенков (пластилином, тканями, гуашью и акварелью, для малышей — с пальчиковыми красками).
∙ Игротерапия Игры являются основным способом взаимодействия дошкольников с окружающим миром. Через игру дети учатся выражать эмоции, справляться с тревогами и стрессом. Например, ролевые игры помогают моделировать различные жизненные ситуации и находить решения проблем.
∙ Арт-терапия Рисование, лепка, музыка и другие виды творчества позволяют детям выразить свои чувства и переживания. Арт-терапевтические методики помогают снизить уровень тревожности и повысить самооценку.
∙ Психологическая поддержка Взаимодействие с психологом помогает выявить возможные проблемы в эмоциональной сфере и разработать стратегии их преодоления. Важно создать доверительную атмосферу, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно и уверенно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Материал полезен педагогам на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."
Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.
Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Конспект мастер-класс для родителей второй младшей группы детского сада на тему: «Здоровьесберегающие технологии в детском саду и дома».
Цель: формирование у родителей представлений о здоровьесберегающих технологиях и о возможности их применения.Задачи:• поделиться педагогическим опытом по применению здоровьесберегающих технологий...



