проект «Использование фитбол-гимнастики, как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении»
проект (старшая, подготовительная группа)

Письменная Елена Юрьевна

 

Инновационный

педагогический проект

 

«Использование фитбол-гимнастики, как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила инструктор

по физической культуре:     

                                                                                                              Письменная Е.Ю.

 

Тема проекта:

 Использование фитбол-гимнастики, как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении.

Тип проекта:

Спортивно - познавательный, физкультурно-оздоровительный.

Автор проекта:

Письменная Е.Ю. инструктор по ф. к.

 База внедрения проекта:

МБДОУ детский сад № 8 «Родничок», воспитанники старшей и подготовительной к школе группы, родители воспитанников, воспитатели и специалисты ДОУ.

Срок реализации проекта:

сентябрь  –май.

Цель проекта:

 стимулирование интереса к двигательной деятельности и повышение физической подготовленности детей, используя фитбол  – гимнастику.

 Предполагаемый результат:

- Повышение уровня физической подготовленности дошкольников.

 - Реализация потребности детей в двигательной активности путём использования фитбол - гимнастики

 - Формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.

Новизна заключается в нетрадиционном подходе к оздоровлению детей, который подтверждён опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы и России. Практически это единственный вид гимнастики, где в выполнении физических упражнение включается совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что усиливает положительный эффект от занятий на фитболе.

 

Актуальность и перспективность опыта

Проблема ухудшающего здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. Многие специалисты говорят сегодня о психической, физической, биологической деградации. Создаётся генная инженерия. Накопленные нарушения в здоровье уже в третьем поколении передаются по наследству.

Сказать, что проблема ухудшающего здоровья детей не волнует наше общество, нельзя. Напротив,  предпринимаются разные попытки исправить положение, найти наиболее эффективные пути, методы, технологии её решения. Занимаются этим как учёные, так и практики. Эти же проблемы  волнуют и работников дошкольных учреждений,  ежедневно осуществляющих оздоровительно -  образовательно-воспитательный процесс. Среди многих факторов, влияющих на состояние здоровья детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимает особое место. Ведь чем активнее вовлечение ребенка в мир движений, тем богаче и интереснее его физическое и умственное развитие, крепче здоровье. Но, в условиях возрастания объема учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребенка-дошкольника. Он все больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач.

Общеизвестно, что основы здоровья человека закладываются в детстве, поэтому важным фактором физкультурно   -  оздоровительной работы в дошкольном учреждении является выбор для каждого ребёнка подходящей формы двигательной активности, так как двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Анкетирование родителей ДОУ «Какое место занимает физкультура в  вашей семье?» показало, что только 10% опрошенных родителей отводит место в вечернее время и выходные дни подвижным играм и физическим упражнениям, 70% отдают предпочтение просмотру телепередач. Исходя из практических наблюдений,  мониторинга развития детей нашего детского сада, можно также отметить  снижение интереса детей к двигательной деятельности: их малоподвижность или, наоборот, хаотическую гиперактивность, нежелание принимать участие  в подвижных играх и упражнениях. Эти дети, как правило, часто болеют, имеют низкий уровень физического развития. Анализ состояния здоровья детей ДОУ показал, что только 10% детей, посещающих детский сад, имеет первую группу здоровья, у остальных детей имеются различные отклонения в здоровье.

 В связи с этим актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления и сохранения здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности детей, а также формирования у них интереса к физической культуре.

Как повысить эффективность учебно-воспитательного процесса? Как добиться положительной динамики в физической подготовленности детей?  Эти и многие другие вопросы подтолкнули к поиску новых методик проведения физкультурных занятий.   Изучив большое количество литературы, я остановила свой выбор на методике  фитбол - гимнастика, которая была представлена в 2002 году авторами: кандидатом педагогических наук, доцентом Т.С. Овчинниковой, и кандидатом медицинских наук, доцентом А.А. Потапчук в программе «Двигательный игротренинг для дошкольников». На основе этих методик я разработала новые формы физкультурных занятий с использованием фитбол  – гимнастики, которые вызывают большой интерес как у детей, так и у взрослых.

Кроме того, данный опыт является перспективным, поскольку дошкольный возраст это  первая ступень к формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, а физкультура  - неотъемлемая его часть.

 

Условия формирования опыта

Здоровые дети – это основа жизни нации. Забота о здоровье и совершенствование физического воспитания подрастающего поколения Правительство РФ определило как одно из приоритетных направлений модернизации российского образования.

Однако, это невозможно без взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогических работников. Это одна из причин подтолкнувшая  меня к изучению фитбол-гимнастики, которая успешно применяется и совершенствуется в работе в течение двух лет.

 Работу по реализации проекта по использованию фитбол- гимнастики начала с изучения методики Т.С. Овчинниковой и А.А. Потапчук.

Разработала перспективный план по физической культуре с использованием фитбол - гимнастики. Создала карточки подвижных игр разной направленности, игровых оздоровительных упражнений с элементами логоритмики.
  На первых моих занятиях главной  задачей было вызвать интерес к новому спортивному оборудованию, дать возможность самостоятельно поиграть с мячами, получить первое представление об их свойствах, поэкспериментировать с ними.

      Целью моей работы по использованию фитбол - гимнастики в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста является стимулирование интереса к двигательной деятельности и повышение физической подготовленности детей, используя фитбол  – гимнастику.

     Задачи:

Оздоровительные:

1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов.

2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку.

3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов.

 Образовательные:

1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.

Развивающие:

1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость.

2. Развивать музыкально-pитмические и творческие способности детей.

3. Стимулировать развитие психических познавательных процессов, эмоций.

 Воспитательные:

1.Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и подвижных играх.

Оздоровительная работа на физкультурных занятиях по фитбол - гимнастике строится на основных принципах.

1. Возрастное соответствие

2. Доступность - подбор мячей, упражнений и методов организации    занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей.

3. Постепенность - от простого к сложному.

4. Повторяемость и систематичность занятий - 3 раза в неделю.

5. Принцип индивидуального подхода

6. Здоровьесберегающий принцип

Для организации работы по проекту созданы следующие условия:

 

  • физкультурный зал,
  • приобретены фитбол-мячи, магнитофон, аудиокассеты и диски.
  • разработать конспекты занятий, совместной деятельности;
  • составить график занятий и совместной деятельности;
  • совместное с воспитателем проведение (для соблюдения техники безопасности)

 

 

Свою работу по использованию фитбол – гимнастики в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста я строю в 4-е этапа:

1 этап включает следующие задачи:

1) Дать представление о форме и физических свойствах фитбола.

2) Учить правильной посадке на фитболе.

3) Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лёжа, в приседе).

Структура образовательной деятельности включает традиционные 3 части: вводную, основную, заключительную. На данном этапе включается 5-8 упражнений с фитболом.

2 этап включает следующие задачи:

1) Учить сохранять правильную осанку при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

2) Формировать навык сохранения правильной осанки при уменьшении площади опоры (упражнения на развитие координационных способностей и развития равновесия).

3) Учить ребёнка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

4) Формировать умение выполнять упражнения для расслабления мышц на фитболе.

Структура образовательной деятельности сохраняется, но увеличивается объём упражнений на фитболе. Использую музыкально-ритмические композиции с различными перестроениями.

3 этап включает следующие задачи:

1) Учить выполнять комплексы общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в едином для всей группе темпе.

2) Формировать умение выполнять упражнения на растягивание с использованием фитбола.

Структура образовательной деятельности сохраняется. Увеличивается объём упражнений с фитболом.

4 этап включает задачу по совершенствованию качества выполнения упражнений в равновесии.

Работа по данному  опыту ведется в  двух направлениях:

1. «Педагог - дети»-непосредственное взаимодействие инструктора и воспитанников.

2. «Педагог – дети- родители»-приобщение родителей к фитбол-гимнастике.

Содержание проекта:

Применение фитбола проводится в физкультурно-оздоровительном процессе в течение недели в одном мероприятии. Основные формы работы – занятия, совместная деятельность, развлечения. В основе игр с фитболами лежат общеразвивающие упражнения. Каждое упражнение необходимо повторять сначала 3-4 раза, постепенно увеличивая до 6-7 раз.

 

Продолжительность одного занятия  старшей группе не должна превышать  в старшей 25 мин, в подготовительной группе 30 мин. Количество занятий одно в неделю.

 

Физкультурные занятия с фитболом  проводятся по традиционным частям: подготовительная, основная и заключительная.

 

  1. Подготовительная часть включает ходьбу вокруг мячей «змейкой», бег вокруг мячей друг за другом, держа мяч за «рожки» на спине и пружинистые покачивания. Они обеспечивают выравнивание спины в нейтрально-оптимальное положение, возбуждает согласованную активизацию мышц позвоночника; тренируют правильную установку центра тяжести при динамической основе в поддержке туловища. 

 

  1. В основной части занятия используются и.п. - лежа животом на мяче, лежа спиной на мяче, лежа боком на мяче, а так же лежа на полу мяч под ногами, прыжки на мяче с продвижением вперед, перекаты на животе на мяче. Упражнения, выполняемые в данных и.п. – позволяют развивать и постепенно увеличивать силовую выносливость мышц, укрепить координацию движений; повысить неспецифические защитные силы организма. 
  2. Заключительная часть: проводится в и.п. - сидя на мяче - это дыхательные упражнения на релаксацию в сопровождения медленной музыки, ходьба и бег вокруг мячей, упражнения на дыхание, релаксация на мяче и т.д.

Программные задачи для каждого занятия практически едины для каждого номера занятия в любом блоке.

1-е занятие:

-Познакомить с первыми четырьмя упражнениями  комплекса.

-Познакомить с техникой выполнения упражнений на фитболе, используя метод круговой тренировки.

2-е занятие:

-Познакомить со следующими четырьмя упражнениями комп­лекса.

-Разучить  первые четыре упражнения на фитболе .

3-е занятие:

-Закреплять навыки выполнения всего комплекса упражнений.

-Закрепить навык выполнения упражнений на фитболе.

4-е занятие:

-Совершенствовать умение выполнять комплекс упражнений.

-Совершенствовать навык выполнения упражнений на фитболе.

 

 

Теоретическая база опыта?????????????????????????

 

Впервые фитбол появился в 50-е годы ХХ века. Его применила швейцарский врач-физиотерапевт Сюзан Кляйн-Фогельбах для лечения больных церебральным параличом. А уже в 80-х годах ее американская коллега Джоан Познер Мауэр стала использовать мяч для восстановления после травм опорно-двигательного аппарата.

Т.С. Овчинникова,  А.А. Потапчук  разработали методику работы с коррекционными мячами – фитболами, высокая эффективность которой была оценена на протяжении многих лет работы с дошкольниками в детских садах Санкт-Петербурга. Данная методика интересна тем, что в ней кроме традиционных подходов, описаны нестандартные методы проведения  игровых  занятий на фитболах таких, как: фитбол-ритмика, фитбол-сказки, фитбол-игра.  Авторы, говорят о том, что уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривания стихов в ритме движений развивает ритмическое чувство, координацию, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия у детей. По их мнению, фитбол-гимнастика является новой формой занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки у детей.

В учебно-методическом пособии М.М. Борисовой «Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования»  раскрыта методика проведения современных фитнес-технологий с детьми дошкольного возраста, представлены примерные упражнения и конспекты занятий, рассмотрены способы организации, освещены вопросы содержания занятий,  в том числе по фитбол-гимнастике. Также, автор раскрывает в своей книге вибрационный эффект фитбол-гимнастики. Механическая вибрация оказывает специфическое воздействие практически на все органы и системы человека.  Непрерывная вибрация действует на нервную систему успокаивающе. Колебания мяча воздействуют на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани. Импульсы получает и головной мозг, в результате ускоряется выработка новых условно-рефлекторных связей, особенно необходимых при психическом и интеллектуальном развитии детей. Улучшается способность к самоконтролю и самоанализу.  С самого раннего возраста следует развивать и тренировать вестибулярные функции (большое значение имеет нормальное функционирование мозжечка, который является двигательным мозгом ребенка)

Авторы практического пособия «Физкультурно-оздоровительная работа для старших дошкольников»  О.Ф. Горбатенко, Т.А. Кадраильская, Г.П. Попова в своем пособии раскрывают механизмы физиологического воздействия фитбола на организм ребенка, этапы освоения упражнений с использованием фитбола, а также приводят комплексы общеразвивающих упражнений на фитболах для детей.  По их мнению, каждое упражнение на фитболе укрепляет и растягивает мышцы спины, улучшает обмен веществ и кровоснабжение всех частей тела, внутренних органов, укрепляет работу сердечнососудистой, дыхательной, нервной систем. Физиотерапевты отмечают улучшение осанки после регулярных занятий на фитболе.

Об эффективности использования фитболов в коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата и развития координационных способностей, выносливости, активизации двигательной активности детей говорит М.А. Рунова, в своей программе «Двигательная активность ребёнка в детском саду».

В.Т. Кудрявцев и Б.Г. Егоров в своей программе «Развивающая педагогика оздоровления» рекомендует использовать коррекционные мячи в оздоровлении и физическом развитие детей дошкольного возраста.

 

 

Технология опыта

Ожидаемые результаты:

  • совершенствование физической подготовленности детей,
  • сформированность начальных навыков здорового и безопасного образа жизни;
  • выразительность исполнения движений под музыку;
  • точность и правильность исполнения движений в танцевальных и гимнастических этюдах;
  • освоение разнообразных композиций и отдельных видов движений.

Для мониторинга результативности работы разработана медико-педагогическая диагностика, которая осуществляется в три этапа (первичное обследование, текущее изучение, заключительное обследование).

1.Первичная диагностика детей.

Медицинскими работниками детского сада в начале учебного года проводится диагностика детей 5-7 лет с целью выяв­ления возможных отклонений в физическом развитии при использовании следующих методов:

  • методы анамнеза (опроса),
  • соматоскопии (наружного осмотра),
  • антропометрии.

Инструктором по физической культуре проводится диагностическое занятие по определению исходных показателей физи­ческого развития, двигательной подготовленности детей.

На основании всех полученных данных составляется объективная оценка текущего состояния организма ребенка. Результа­ты проведенных обследований заносятся в диагностическую карту здоровья ребенка, где отмечается:

  • группа здоровья,
  • уровень физической подготовленности (высокий, средний, низкий),
  • имеющиеся отклонения в состоянии здоровья.

2.Текущее (промежуточное) обследование проводится в форме наблюдений за детьми в процессе контрольных занятий (срезов) при участии медицинской сестры.

3. Итоговое диагностическое обследование детей проводится в мае (аналогично первичной диагностике). На ос­новании полученных результатов медицинской сестры и инструктором по физической культуре проводится сравнитель­ный анализ динамики состояния здоровья каждого ребенка, посещающего занятия.

Организуя работу по данным направлениям, использую:

Наглядные материалы. 

Подобрала для детей наглядный материал: фотографии, схемы построения , рисунки;

Словесные методы: объяснение, команды, которые сочетаются с показом и помогают уточнить техники упражнений; словесные описания, которые помогают детям освоить движения на фитболе, отражают характер движения. Например: «Боксер», «Перекат», «Улитка»,  «Паровоз» и другие.

Практические методы: элементы фитбол - гимнастики я включаю в разминку, например ходьба по кругу с мячом в руках, подбрасывание в ходьбе, перешагивание мяча, ходьба, держа мяч «за рожки» за спиной и т.д., в комплексы ОРУ в подвижные игры «Догони мяч», «Быстрый и ловкий»

Игровые методы: основным видом деятельности в этом возрасте является игра. Дети получают удовольствие не от того, что научились выполнять то или иное движение, а от перевоплощения в игровой образ и от самого процесса.

 

В своей работе  больше внимания уделяю  игровым упражнениям в разминочной части, в которую включаю  задания на развитие внимания, восприятия, самоконтроля. После сильного возбуждения в основной части, с ее повышенной двигательной активностью, включаю заключительную релаксационную часть, также с использованием фитбол - мячей. Обучение приемам релаксации помогает детям в дальнейшем самостоятельно регулировать свое психоэмоциональное состояние, процессы возбуждения и торможения. Все большую роль отвожу коммуникативным, командным играм, соревнованиям, эстафетам с использованием фитбол - мячей, например: «Лошадки», «Самый быстрый» и д.р.

Повышению эффективности занятий, созданию эмоционального подъёма, чувства радости и удовольствия, способствовало сочетание фитбол - гимнастики с музыкой, проговариванием стихов в ритме движений и пения в такт любимой мелодии (стишок, пример). Ко многим физическим упражнениям вместе с детьми придумывали условные названия, которые помогали им освоить движение на фитболе, и отражали характер движения, например: «Боксер», «Мостик», «Улитка».

Параллельно веду работу с родителями т. к. работа, в данном направлении, невозможно  без участия родителей, понимания значимости проблемы. Прежде всего, я провела анкетирование «Знаете ли вы, что такое фитбол? И ваше отношение к нему?» Результаты проведенного анкетирования показали, что родители, в основном, теоретически признают полезность фитбол - гимнастики.

Это позволило определить некоторые направления совместной деятельности с родителями:

-Информирование родителей через  встречи в семейном клубе «У очага», за круглым столом, за чашкой чая.

-Участие родителей в работе по физкультурно-оздоровительному направлению (праздники, конкурсы, досуги). Совместно с родителями  проводились  занятия, мастер-классы, консультации по данной проблеме, были подобраны комплексы фитбол - гимнастики для занятий в домашних условиях.

       Многие родители (особенно мамы) заинтересовались этими занятиями и приобрели мячи для детей.

Анализ результативности опыта

По итогам первичного мониторинга проведенного в начале работы, были получены следующие результаты: низкий уровень физического развития наблюдалось у 30% детей, средний уровень у -60% детей и 10%-высокий уровень. Повторный мониторинг,  проведенный в конце года, показал, что высокого уровня достигли 50% детей, а низкий уровень снизился до  20%.

Выводы: Дети стали более гибкими, ловкими, подвижными, улучшилась координация движений. Новая форма физкультурных занятий стимулировала двигательную активность детей, повысила интерес к занятиям, снизила утомляемость и дала положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам.

Таким образом, фитбол - гимнастика,  является на данный момент инновационным направлением  в физическом воспитании и оздоровлении детей, сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития  ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б  «Развивающая педагогика оздоровления» программно-методическое пособие- М.: Изд-во Линка-пресс, 2000г
  2. Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет-М.:Изд-во ТЦ Сфера,20008г.
  3. Горбатенко О.Ф., Кардаильская Т.А., Попова Г.П. «Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ» - Изд-во: «Учитель», Волгоград, 2008г.
  4. Борисова М. «Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования» учебно-методическое пособие, М.:Изд-во Обруч,2014г.
  5. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М., Игры, которые лечат, для детей 5-7 лет, М.: Т.Ц.: Сфера, 2013-2015г.
  6. Веселовская С.В, Сверчкова О.Ю., Левчинкова Т.В., методическое пособие по фитбол- аэробике и фитбол- гимнастике-М.:ННОУ «Фитбол», 1998
  7. Журнал «Инструктор по физкультуре»,Т.Ц. Сфера, 2013г
  8. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. «Двигательный игротренинг для дошкольников». - СПб.: Речь, 2002
  9. М.А. Рунова,  «Двигательная активность ребёнка в детском саду».
  10. Интернет источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Перспективный план обучения упражнениям на фитболе.

1 год обучения.

Месяц

 

Основные задачи

Рекомендуемые упражнения

Сентябрь

 

Дать представления о форме и физических свойствах фитбола.

 

- Ходьба по тропе здоровья

- «Колобок» прокатывания фитбола: по полу; по скамейке; змейкой между ориентирами, вокруг ориентиров;

- «Веселый мяч» передача фитбола друг другу, броски фитбола;

- игры с фитболом: «Догони мяч», «Попади мячом в цель», «Докати мяч»

- Дых. гимн. «Насос», «Гуси шипят»

Октябрь

 

Обучить правильной посадке на фитболе.

 

- Шишка терапия

Стульчик» сидя на фитболе у твердой опоры, проверить правильность постановки стоп (должны быть прижаты к полу и параллельны друг другу);

- сидя на фитболе, в медленном темпе выполнять упражнения для плечевого пояса, например:

а) повороты головы вправо—влево;

б) поочередное поднимание рук вперед-вверх — в сторону;

в) поднимание и опускание плеч;

г) скольжение руками по поверхности фитбола;

д) сгибание рук к плечам, сжав кисти в кулаки, руки в стороны;

е) по сигналу встать, обежать вокруг мяча, придерживая его рукой.

-покачиваясь на фитболе проговаривание стихов (приложение 1)

- игры с фитболом (приложение 2) 

-дыхательная гимнастика (приложение 3) 

Ноябрь

Декабрь

Учить базо-вым положе-ниям при

выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя на коленях).

 

-Разминка на массажных ковриках.

-«Руки в стороны» и.п:. стоя лицом к мячу. На счет 1-2 присели, прямые руки на фитболе, колени в стороны, спина прямая; на 3-4 встали, руки в стороны;

Бег в рассыпную» по сигналу все разбегаются врассыпную и бегают между фитболами, по следующему сигналу подбегают к своим фитболам и приседают. Это положение можно принимать парами у одного фитбола лицом друг к другу;

Приседания «и.п.: — упор, стоя на коленях лицом к фитболу, руки на фитболе. На счет 1 — присесть на пятки, фитбол прижать к коленям; на счет 2 — вернуться в и.п.;

-«Горка» и.п.: лежа на спине, на полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки.

- «Покачивание» Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль туловища. Упражнение можно делать парами с одним фитболом, располагаясь зеркально;

-«Шагаем по фитболу» и.п.: лежа на спине на полу, ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола. Упражнение можно выполнять одновременно парами, располагаясь зеркально; Делать маленькие шаги по поверхности фитбола вперед-назад;

- «Переходы» переходы из положения упор сидя, фитбол на прямых ногах, прокатывая фитбол к груди, лечь на спину. Аналогичным способом вернуться в и.п.;

- «Подними фитбол» и.п.: лежа на спине на полу, ногами обхватить фитбол. Согнуть колени и сжать фитбол. Можно выполнить поочередно вдвоем. То же — в положении сидя;

- и.п.: лежа на спине на полу, согнутые в коленях ноги — на фитболе, руки за голо-вой. Поднять верхнюю часть туловища к коленям. Можно выполнять одновременно вдвоем;

- «Передача» и.п.: лежа на спине на полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за головой, фитбол — в руках. Передавать фитбол из рук в ноги и наоборот;

- «Перекат» и.п.: стоя на полу на коленях лицом к фитболу. Разгибая ноги, сделать перекат в положение на живот на фитболе. Ноги и руки упираются в пол.

-покачиваясь на фитболе проговаривание стихов (приложение 1)

- игры с фитболом (приложение 2)  

-дыхательная гимнастика (приложение 3)

Январь

Февраль

Научить

сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

 

- Игра разминка «Собери орешки»

Покачаемся» самостоятельно покачиваться на фитболе с опробованием установки: пятки давят на пол, спина прямая, через затылок, позвоночник и фитбол как бы проходит стержень;

Разминка для боксера» в среднем темпе выполнять движения руками: в стороны — вверх — вперед — вниз. Выполнять прямыми руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и плечевых суставах.

- «Качели» и.п.: сидя на фитболе. Выполнить: ходьбу на месте, не отрывая носков; ходьбу, высоко поднимая колени;

-покачиваясь на фитболе проговаривание стихов (приложение 1)

- игры с фитболом (приложение 2)  

-дыхательная гимнастика (приложение 3)

Март

 

Научить

сохранению правильной осанки и

тренировка

 равновесия и

координации.

 

- Бег, ходьба по массажным дорожкам

Веселые ножки» поочередно выставлять ноги на пятку вперед в сторону, руки на фитболе;

- «Веселые ножки» поочередно выставлять ноги вперед, в сторону, на носок;

Веселые ручки» то же упражнение с различными положениями рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову, другая в сторону.

Наклоны» наклоняться вперед, ноги врозь;

Достань носок» наклониться вперед к выставленной ноге вперед с различными положениями рук;

 -покачиваясь на фитболе проговаривание стихов (приложение 1)

- игры с фитболом (приложение 2)  

-дыхательная гимнастика (приложение 3) 

Апрель

Май

Обучить

 ребенка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.

 

- Игра разминка «Кто больше перекинет шишек», массаж ступней

- «Наклоны» и.п:. сидя на фитболе, ноги на полу. Наклоняться в стороны: руки на поясе, руки за головой, руки в стороны;

- наклоняться к выставленной в сторону ноге с различными положениями рук;

Пошагаем» и.п:. сидя на фитболе. В медленном темпе сделать несколько шагов вперед и лечь спиной на фитбол, сохраняя прямой угол между голенью и бедром, пятки должны быть на полу, руки придерживают фитбол сбоку. Переступая ногами, вернуться в и.п.;

Переход» и.п:. лежа на фитболе, руки в упоре на полу. Сделать несколько шагов руками вперед и назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой линии;

Выше ноги» и.п:. лежа на животе на фитболе, ноги полусогнуты в стартовом положении на полу. Согнуть руки в локтях, ладонями вперед («крылышки»). Голову не поднимать;

Махи ногами» и.п: лежа на животе на фитболе, руки на полу, ноги в стартовом положении. Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки должны быть согнуты, плечи — над кистями;

- «Кит» и.п: то же. Поднимать поочередно ноги, сгибая в коленях;

- «Вверх ногу» и.п: лежа на спине на полу, прямые ноги на фитболе. Выполнять поочередно махи прямой ногой вверх;

- «Лесенка» и.п: лежа на спине, на полу, руки вдоль туловища, ноги стопами опираются на фитбол. Поочередные махи согнутой ногой;

- выполнить два предыдущих упражнения из и.п. руки за голову.

- «Покачаемся» и.п: сидя на полу с согнутыми ногами боком к фитболу. Облокотиться на фитбол, придерживая руками, расслабить мышцы шеи, спины, положить голову на фитбол и в таком положении покачаться;

- «Наклоны» и.п: сидя на полу спиной к фитболу, придерживая его сзади руками. Расслабить мышцы шеи и спины, положить голову на фитбол и покачиваться влево-вправо.

-покачиваясь на фитболе проговаривание стихов (приложение 1)

- игры с фитболом (приложение 2)  

-дыхательная гимнастика (приложение 3)

 

 

 

Приложение 2.

Подвижные игры с фитболами.

Зайцы и волк

Мячи врассыпную разбросаны по залу. Дети — «зайцы» скачут на двух ногах по залу, воспитатель при этом приговаривает следующие слова: Зайцы скачут: скок, скок, скок На зеленый на лужок, Травку щиплют, кушают, Осторожно слушают: Не идет ли волк?

Воспитатель кричит: «Волк!» Все зайцы должны быстро спрятаться за свой домик-мяч.

 

Бармолей и куклы

Злодей Бармалей хочет поймать множество кукол для своего театра. Все дети — «куклы» живут в своих домиках (сидят на своих мячах). Между домиками ходит Бармалей. Куклы дразнят Бармалея, перебегают из домика в домик со словами:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну попробуй нас поймать.

Задача Бармалея — поймать озорных кукол.

 

Дракон кусает хвост

Дети становятся друг за другом и крепко держатся за впередистоящего ребенка. В руках первого ребенка мяч-«голова дракона», последний ребенок — «хвост». «Голова» должна поймать свой «хвост», дотронувшись до него мячом. Важно, чтобы «тело дракона» при этом не разорвалось. Игра проходит гораздо интереснее, если в ней участвуют две команды, то есть «два дракона».

 

Найди свой мяч

Играют две команды: одна сидит на мячах, другая стоит у нее за спиной. По сигналу сидящие дети встают, с закрытыми глазами делают 6—8 шагов от мяча, поворачиваются 3 раза вокруг своей оси. В это время стоящие дети передают мячи из рук в руки между собой. По сигналу «Стоп!» дети первой команды открывают глаза и как можно быстрее пытаются отыскать свой мяч и сесть на него.

 

Пингвины на льдине

Дети-«пингвины» бегают свободно по залу. Мячи-«льдины» в произвольном порядке разбросаны на полу. Водящий ребенок-«охотник» пытается поймать «пингвинов» и запятнать их. Если «пингвин» забрался на «льдину», то есть сидит на мяче, не касаясь при этом пола ногами, ловить его не разрешается.

 

Не пропусти мяч

Дети стоят по кругу, держась руками за плечи, образуя глухую стену. В центре этого круга водящий с мячом. Задача водящего — выбить мяч из круга.

На эти слова все «комарики» должны сесть на свои мячи. Другой ребенок-«лягушка» выскакивает из-за своей кочки и пытается поймать «комариков».

 

Утки и собачка

Игра проводится как и предыдущая. Дети, имитируя уток, подходят к «собаке», которая лежит у себя в конуре. Воспитатель вместе с детьми говорит: Ты, собачка, не лай, Наших уток не пугай. Утки наши белые Без того несмелые.

При этом непослушная «собачка» выскакивает и догоняет уток, которые убегают на свои мячи и садятся на них.

 

Тучи и солнышко

Воспитатель выбирает мяч-«солнышко», а все остальные — мячи-«тучки». Игра средней подвижности, проходит в спокойном темпе. Все дети врассыпную спокойно ходят по залу и катают перед собой мячи. Воспитатель говорит следующие слова: «Тучи по небу ходили, красно солнышко ловили». Дети отвечают хором: «А мы солнышко догоним, а мы красное поймаем».

«Солнышко» останавливается и говорит: «А я тучек не боюсь! Я от серых увернусь!» После этих слов «солнышко» пытается вместе со своим мячом «укатиться за горизонт», «тучки» должны своими мячами сбить «солнышко» и не дать ему спрятаться.

 

Утки и охотник

Двумя полосками на полу обозначается с одной стороны «озеро», с другой «камыши». В «камышах» сидит охотник. Дети-«утки» в положении на четвереньках толкают мяч головой до «камышей». Воспитатель при этом говорит следующие слова:

Ну-ка, утки,

Кто быстрей

Доплывет до камышей?

Самой ловкой

За победу

Сладкое дадут к обеду.

После того, как ведущий проговорит все слова, «охотник» может сбивать «уток» своим мячом. Награждается та «утка», которая благополучно добралась до «камышей».

Лиса и тушканчики

Выбирается один ребенок-«лиса», задача которого — переловить всех других детей-«тушканчиков». Воспитатель объявляет: «День!», и тогда все «тушканчики» прыгают на своих мячах по всему залу, кто куда хочет. Как только звучит команда «Ночь!» — все «тушканчики» замирают, приняв ту позу, в которой их застала команда. «Лиса» может съесть любого, кто шевелится.

 

Лошадка, ослик и подкова

Дети сидят на своих мячах и покачиваются в такт словам. Первые две строчки ведущий идет по кругу, а на слове «ножку» дотрагивается до ближнего ребенка, который будет «осликом». На остальные слова «ослик» скачет за спинами детей, держа мяч-«подкову» над головой. С последним словом «ослик» останавливается между двумя играющими, которые бегут за спинами детей, кто быстрее схватит подкову.

Звонкою подковкой

Подковали ножку.

Выбежал с обновкой

Ослик на дорожку.

Новою подковкой

Звонко ударял

И свою подковку

Где-то потерял.

 

Цапля и лягушки

Длинной веревкой посреди зала обозначается болото. В нем живет «цапля». Другие дети группы — «лягушки» прыгают на мячах по болоту и говорят:

Мы веселые лягушки,

Мы зеленые квакушки,

Громко квакаем с утра:

Ква-ква-ква,

Да ква, ква, ква!

«Лягушки» останавливаются, замирают и внимательно слушают слова цапли, которая ходит вокруг болота, высоко поднимая ноги, и говорит:

По болоту я шагаю,

И лягушек я хватаю.

Целиком я их глотаю.

Вот они, лягушки,

Зеленые квакушки.

Берегитесь, я иду,

Я вас всех переловлю.

После этих слов «цапля» должна поймать как можно больше прыгающих лягушек.

 

 

Угадай, кто сидит на мяче

Дети стоят в кругу. Ведущий с закрытыми глазами находится в центре круга. Играющие перекатывают мяч за спинами, при этом считая до десяти. Ребенок, который получил мяч на счет «десять», быстро садится на него. Ведущий пытается отгадать по форме рук и голосу, кто сидит на мяче. Ведущий. Ну-ка, руки покажи, мячик у тебя, скажи?

Играющий ребенок(по возможности изменив голос). Ты глаза не открывай, а по слуху отгадай. Кто я?

 

Успей передать

Дети стоят по кругу и по команде начинают передавать мяч из рук в руки. По команде «Стоп!» мяч останавливается на каких-либо двух играющих. Остальные дети хором кричат: «Раз, два, три — беги!». Один ребенок бежит вправо за кругом играющих, другой влево; считается выигравшим тот, кто быстрее вернется к мячу.

 

Быстрая гусеница

Играют две команды детей. Каждая команда — это «гусеница», где все участники соединяются друг с другом с помощью мячей, которые они удерживают между собой туловищем. По команде, кто быстрее доберется до финиша, дети начинают движение гусеницы. Выигрывает самая быстрая команда, не разорвавшая «гусеницу» и не уронившая мяч.

 

Бездомный заяц

Мячи врассыпную лежат по залу на один меньше, чем количество игроков в зале. Все дети: «зайцы» бегают по залу. По команде воспитателя «Все в дом!» — дети садятся на любой из мячей. «Бездомным зайцем» является тот ребенок, который не занял мяч. Он выбывает из игры. В каждой последующей игре количество мячей сокращается на один.

 

Противоположные движения

Упражнение на концентрацию внимания. А) Дети становятся в две шеренги друг против друга одновременно под музыку на начало каждого такта исполняют два противоположных движения. Одна шеренга делает приседание за мяч и выпрямление подъемом на носки, а другая, наоборот, выпрямление с подъемом на носки и приседание за мяч.

Б) То же заранее, выполняется сидя на мячах. Одна шеренга делает хлопок над головой и хлопок по бедрам, а другая, наоборот, по бедрам и над головой.

 

«Стоп, хоп, раз»

Так же игра на концентрацию внимания. Дети иду по кругу друг за другом, отбивая мяч от пола. На сигнал «Стоп» останавливаются и стоят в течение 3 сек, затем 5, 10 сек. На сигнал «Хоп» — двигаются поскоком, мяч держа перед собой, а когда звучит «Раз» поворачиваются вокруг своего мяча и продолжаю движение в первоначальном направлении. Из игры выходит тот, кто ошибается и кто шевелится при сигнале «Стоп».

Приложение 3

 

Комплексы дыхательной гимнастики

 

Послушаем свое дыхание

Цель: учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам - состояние организма.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.

В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:

-куда попадает воздушная струя воздуха и откуда выходит;

- какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части - волнообразно);

- какое дыхание: поверхностное (легкое) или глубокое;

- какова частота дыхания: часто происходит вдох-выдох и спокойно с определенным интервалом (автоматической паузой

 

-тихое, неслышное дыхание или шумное.

(Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определяется состояние всего организма).

 

Дышим тихо, спокойно и плавно

Цель: учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.

Исходное положение - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.

Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколь сможет. Затем плавный выдох через нос (повторить 5-10раз)

(Упражнение выполняется бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании).

 

Подыши одной ноздрей

Цель: учить детей укреплять мышцы дыхательной систем носоглотки и верхних дыхательных путей.

Исходное положение - сидя, стоя, туловище выпрямлено, не напряжено.

 

Воздушный шар (дышим животом, нижнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.

Исходное положение - лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.

Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночному столбу, пупок как бы опускается.

1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар.

2. Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

 

Повторить 4—10 раз.

 

Воздушный шар в грудной клетке (среднее, реберное дыхание)

Цель: учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.

Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.

1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают растирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.

2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.

 

(Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки. Повторить 6-10 раз).

 

Воздушный шар поднимается вверх (верхнее дыхание)

Цель: учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути, обеспечивая вентиляцию верхних отделов легких.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Одну руку положить между ключицами и сконцентрировать внимание на них и плечах

(Выполнение вдоха и выдоха со спокойным и плавным поднятием и опусканием ключиц и плеч. Повторить 4-8 раз).

 

Ветер (очистительное, полное дыхание)

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

Исходное положение - лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.

1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.

3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.

 

(Упражнение не только великолепно очищает (вентилирует) легкие, но и помогает согреться при переохлаждении и снимает усталость. Поэтому рекомендуется проводить его после физической нагрузки как можно чаще).

 

Радуга, обними меня

Цель: учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.

 

Исходное положение - стоя или в движении.

1. Сделать полный вдох носом с разведением рук в стороны.

2. Задержать дыхание на 3-4 секунд.

3. Растягивая губы в улыбке, произносить звук «с», выдыхая воздух и втягивая в себя живот и грудную клетку. Руки сначала направить вперед, затем скрестить перед грудью, как бы обнимая плечи; одна рука идет под мышку, другая на плечо.

 

Повторить 3-4 раза.

 

Ежик

Поворот головы вправо-влево в темпе движения. Одновременно с каждым поворотом вдох носом: короткий, шумный (как ёжик), с напряжением мышц всей носоглотки (ноздри двигаются и как бы соединяются, шея напрягается). Выдох мягкий, произвольный, через полуоткрытые губы. Повторить 4-8 раз.

 

Губы «трубкой»

1. Полный выдох через нос, втягивая в себя живот и межреберные мышцы.

2. Губы сложить «трубкой», резко втянуть воздух, заполнив им все легкие до отказа.

3. Сделать глотательное движение (как бы глотаешь воздух).

4. Пауза в течение 2-3 секунд, затем поднять голову вверх и выдохнуть воздух через нос плавно и медленно. Повторить 4-6 раз.

 

Ушки

Покачивая головой вправо-влево, выполнять сильные вдохи. Плечи остаются неподвижными, но при наклоне головы вправо-влево уши как можно ближе к плечам. Следить, чтобы туловище при наклоне головы не поворачивалось. Вдохи выполняются с напряжением мышц всей носоглотки. Выдох произвольный.

Повторить 4-5 раз.

 

Пускаем мыльные пузыри

1. При наклоне головы к груди сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

2. Поднять голову вверх и спокойно выдохнуть воздух через нос, как бы пуская мыльные пузыри.

3. Не опуская головы, сделать вдох носом, напрягая мышцы носоглотки.

 

4.Выдох спокойный через нос с опущенной головой. Повторить 3-5 раз.

 

Язык «трубкой»

1. Губы сложены «трубкой», как при произношении звука «о». Язык высунуть и тоже сложить «трубкой».

2. Медленно втягивая воздух через «трубку» языка, заполнить им все легкие, раздувая живот и ребра грудной клетки.

3. Закончив вдох, закрыть рот. Медленно опустить голову так, чтобы подбородок коснулся груди. Пауза - 3-5 секунд.

4. Поднять голову и спокойно выдохнуть воздух через нос.

 

Повторить 4-8 раз.

 

Насос

1. Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.

2. Выполнять наклоны вперед - вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые вдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и вдохов).

3. Выдох произвольный.

 

Повторить 3—б раз.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                    Приложение 4

 

Требования к фитбол-гимнастике.

 

1. Основные правила занятий с мячом:

угол, сформированный туловищем и ногами в положении сидя должен быть больший, чем 90°.

не пытаться перелезть через мяч сзади, садитесь на него только спереди.

на занятиях необходимо использовать устойчивые, правильно надутые мячи.

необходимо регулярно проверять осанку, особенно «S-образную» форму спины и правильность посадки.

ноги занимающего должны всегда находиться в контакте с полом. Тело (рука или ягодицы) должно постоянно поддерживаться мячом.

необходимо постоянно контролируйте физическое усилие и, главное, наслаждаться занятием.

избегайте использовать мячом, размер которого слишком мал для ребенка. Это может стать причиной неправильной осанки и даже вызвать боль.

недостаточно надутый мяч приводит к неправильной посадке «в подвешенном состоянии».

необходимо избегать внезапных, неуправляемых движений мышцами. «Обе ноги постоянно и одновременно должны касаться пола на протяжении всей тренировки с мячом».

при работе с мячом качество должно преобладать над количеством.

 

2. Основные требования к мячам- фитболам.

 

1) Размер мяча:

Мяч должен быть надут так, чтобы под весом тела поверхность контакта с полом увеличилась совсем немного. Должны быть возможными упругие подскоки. Как указано на упаковке, мячи выдерживают нагрузку до 300 кг.

 

2) Одежда:

Удобная спортивная одежда. Оптимальный вариант — босиком или легкая спортивная обувь с не скользкой подошвой.

 

3) Покрытие для пола:

Поверхность пола должна быть ровной и гладкой.

Гимнастический мат, пол, покрытый ковром или специальным линолеумом, в редких случаях  паркет.

Необходимо убедиться, что в помещении нет колющих и режущих предметов. Проверьте, нет ли каких-либо булавок или металлических застежек на одежде, которые могут проколоть мяч.

Помните также, что риск прокола мяча существенно возрастает при использовании его на улице.

4) Место для выполнения упражнений:

Сохранять безопасную дистанцию во всех направлениях.

Помещение приспособленное для занятий физкультурой.

 

5) Хранение фитболов:

Держать мяч вдали от нагревательных приборов, а также не допускать их долгого пребывания под прямыми лучами солнца (свыше 30 градусов), так как материал, из которого сделаны мячи, может расплавиться. Правильное обращение и соблюдение мер предосторожности позволит использовать один и тот же мяч долгие годы даже в том случае, если его будут сдувать и надувать очень часто.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_fitol.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 «Родничок» Инновационный педагогический проект "Использование фитбол-гимнастики , как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников" Выполнил: инструктор по физической культуре 1 категории МБДОУ детского сада № 8 «Родничок» Письменная Е.Ю.

Слайд 2

Тип проекта: долгосрочный , познавательный, физкультурно-оздоровительный . Участники проекта: дети 5-7 лет, родители, сотрудники ДОУ Новизна: опыта заключается в использование новой современной методики, нового оборудования, музыки, нетрадиционных методов выполнения упражнений на мяче ( фитбол-гимнастика , фитбол-ритмика , фитбол-сказка , фитбол - игра) и т. д. Все это позволяет разнообразить процесс обучения и вызвать интерес к физическому развитию у старших дошкольников.

Слайд 3

Психолого-педагогические условия:

Слайд 4

Творческое название проекта "Использование фитбол-гимнастики , как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников" База внедрения МБДОУ детский сад №8 город Морозовск Автор проекта Письменная Е.Ю ., инструктор по физической культуре, МБДОУ детский сад 8 Участники проекта Инструктор по физической культуре, дети 5-7 лет , воспитатели , родители Тип проекта Спортивно -познавательный, физкультурно-оздоровительный. Основное направление Физкультурно-оздоровительное развитие детей Сроки и этапы реализации проекта Долгосрочный ( 1год) Подготовительный этап (сентябрь ) Практический этап (октябрь – апрель) Заключительный этап (май) Цель стимулирование интереса к двигательной деятельности и повышение физической подготовленности детей, используя фитбол – гимнастику. Предполагаемый результат - Повышение уровня физической подготовленности дошкольников. - Р еализация потребности детей в двигательной активности путём использования фитбол - гимнастики - Формирование осознанной потребности в ведении здорового образа жизни. - Приобретение детьми практических навыков контроля за своей осанкой

Слайд 5

Актуальность Перед детскими садами в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Сравнительный анализ, сделанный НИИ гигиены и охраны здоровья детей, выявил неблагоприятную тенденцию показателей здоровья детей за последние годы. В настоящее время практически здоровые дети составляют 3-4 процента, 60% детей дошкольного возраста имеют функциональные отклонения, ведущими среди которых являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой системы. Причин данной проблемы множество. Это и плохая экология, и несбалансированное питание, и снижение двигательной активности. В дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья ребенка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводится правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи. Фитбол – гимнастика ведёт к снижению уровня заболеваемости на 25 процентов, повышению уровня физической подготовленности на 50 процентов, оказывает благотворное влияние на развитие физических качеств, сохранение и укрепление здоровья. Благодаря правильно подобранным упражнениям укрепляется мышечный тонус, развивается координация движений, выносливость

Слайд 6

Цель проекта : стимулирование интереса к двигательной деятельности и повышение физической подготовленности детей, используя фитбол – гимнастику .

Слайд 7

Задачи : Оздоровительные: 1. Укреплять здоровье детей с помощью фитболов . 2. Развивать силу мышц, поддерживающих правильную осанку. 3. Совершенствование функций организма, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям с помощью фитболов . Образовательные: 1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость . Воспитательные: 1 . Воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и подвижных играх. Развивающие: 1. Развивать двигательную сферу ребенка и его физические качества: выносливость, ловкость, быстроту, гибкость. 2. Развивать музыкально-pитмические и творческие способности детей. 3 . Стимулировать развитие психических познавательных процессов, эмоций.

Слайд 8

О сновные принципы : 1. Возрастное соответствие 2. Доступность - подбор мячей, упражнений и методов организации занятий в соответствии с возрастом и возможностями детей. 3. Постепенность - от простого к сложному. 4. Повторяемость и систематичность занятий - 3 раза в неделю. 5. Принцип индивидуального подхода 6. Здоровьесберегающий принцип

Слайд 9

Методы: наблюдения , рассказы, сказки, игры, показ, использование аудио и видео дисков. Формы: занятия, досуги, самомассаж , консультативная работа, фитбол - сказки, физкультминутки, спортивные праздники

Слайд 10

Ожидаемые результаты У детей: Расширится осведомлённость детей о фитбол-гимнастике ; Повысится уровень физического развития и оздоровления дошкольников посредством занятий фитбол – гимнастики, которая формирует двигательную сферу ребенка, развивает физические качества и является эффективным методом оздоровления. Использование фитболов окажет общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребёнка, повысится эмоциональный фон занятий, что вызовет положительный настрой; У педагогов: Расширится осведомлённость педагогов о фитбол-гимнастике ; Будут использование фитбол-гимнастику в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста . У родителей: Получат представление об использование фитбол-гимнастики в физическом воспитании детей в ДОУ; Заинтересуются фитбол-гимнастикой , как средством совместного здорового семейного отдыха; Будут применять простейшие упражнения фитбол-гимнастики ; Поднимется интерес у родителей к подвижным и спортивным играм с использованием фитбол мячей .

Слайд 11

Этапы освоения упражнений с мячом Дать представление о форме и физических свойствах фитбола . Учить правильной посадке на фитболе . Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере . Учить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе . Формировать навык сохранения правильной осанки в упражнениях с уменьшением площади опоры. Учить ребёнка упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе . Формировать умение выполнять упражнения в расслаблении мышц на фитболе . Учить выполнять комплексы ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группе темпе. Формировать умение выполнять упражнения на растягивание с использованием фитбола . Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии детей старшего дошкольного возраста . I этап II этап III этап IV этап

Слайд 12

Содержание ФИТБОЛ - гимнастики Ходьба, прыжки, бег На месте, в движении Сидя на мяче С мячом в руках и ногах ОРУ ПО АНАТОМИЧЕСКОМУ ПРИЗНАКУ: для рук и плечевого пояса, для ног и тазового отдела; для туловища и шеи. ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРЕДМЕТОВ: без предметов; с предметами; на снарядах (на мяче); с использованием тренажёров, эспандеров. ПО ПРИЗНАКУ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ: одиночные; по 2-е, по 3-е; в кругу, в сцеплении шеренгой; в движении. ПО ИСХОДНЫМ ПОЛОЖЕНИЯМ: стоя; из и.п . сидя (приседа); из упоров; лёжа, на боку, спине, животе ПО ПРЕИМУЩЕСТВУ ВОЗДЕЙСТВИЯ: на силу; на растягивание; на расслабление; -на координацию; на дыхание.

Слайд 13

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ ФИТБОЛ – ГИМНАСТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ, МЯЧ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ КАК: Ориентир Препятствие Предмет Опора Отягощение

Слайд 14

Упражнения ФИТБОЛ – гимнастики можно использовать в любой части образовательной деятельности физической культуры ХОДЬБА, БЕГ, ПРЫЖКИ, ПЕРЕСТРОЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЯЧА, КАК ОРИЕНТИР, ПРЕДМЕТ, УТЯЖЕЛИТЕЛЬ, ОПОРА, ПРЕПЯТСТВИЕ НАКЛОНЫ, ПОВОРОТЫ, ПРИСЕДАНИЯ, ДВИЖЕНИЯ РУКАМИ И НОГАМИ ИЗ И. П. – СТОЯ, СИДЯ, ЛЁЖА ЭЛЕМЕНТЫ ШКОЛЫ МЯЧА, УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СИЛЫ, ЛОВКОСТИ, ГИБКОСТИ, РАВНОВЕСИЯ УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЛАКСАЦИЮ, ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, РАБОТА С РУЧНЫМИ МАССАЖЁРАМИ ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОРУ ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Слайд 15

Фитбол – гимнастика позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества. Он отличается особой уникальностью как тренажер, так как совмещает в себе компоненты, которые можно варьировать: упругость, цвет, вес и размер. Фитбол позволяет выполнять упражнения из разных исходных положений: сидя, лежа, лежа на спине или животе, упражнения в движении, различные виды бросков и т.д.

Слайд 16

Комплексы упражнений фитбол-гимнастики

Слайд 17

« игровые упражнения и подвижные игры с использованием фитбола »

Слайд 18

Совместная деятельность детей и родителей Создание единого образовательного пространства “детский сад - семья”. Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с семьями воспитанников. Спортивный праздник «Здравствуй лето» Благодаря проводимой работе по ознакомлению родителей с комплексами упражнений с фитболами , с подвижными играми, появился интерес в семьях в использовании фитболов не только для игр, но и для целенаправленной работы для профилактики нарушения осанки детей.

Слайд 19

Фитбол - гимнастика позволила достичь следующих результатов: Дети стали более гибкими, ловкими, подвижными, улучшилась координация движений. Новая форма физкультурных занятий стимулировала двигательную активность детей, повысила интерес к занятиям, снизила утомляемость и дала положительный эмоциональный заряд, что приводит к эффективному процессу обучения двигательным умениям и навыкам. Таким образом, фитбол - гимнастика, является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении , оказывает общее стимулирующее влияние на физиологическое состояние ребенка, повышает эмоциональный фон занятий, вызывая положительный настрой.

Слайд 21

Итоги реализации проекта

Слайд 22

Заключение Упражнения на мячах доступны всем, не зависимо от возраста и состояния здоровья, даже людям, имеющим заболевания суставов ног, страдающим избыточным весом. На занятиях фитбол-гимнастикой сердечно-сосудистая система рабо тает в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других аэробных тренировках. Мяч создает хорошую амортизацию,поэтому во время выполнения динамических упражнений на нем осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Дети, занимающиеся фитбол-гимнастикой , меньше болеют, у них улучшается внимание, настроение, появляется чувство радости, удовольствия. На положительном эмоциональном фоне быстрее и эффективнее проходит процесс обучения двигательным умениям и навыкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования по теме: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»

План по самообразованию направлен на создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей и воспи...

«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников в соответствии с ФГОС»

Направление: физкультурно-оздоровительное.Цель: создание комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у р...

Проект «Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»

АктуальностьПеред детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье тол...

«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников»

Наше будущее – это наши дети. Наша Родина Россия только тогда будет сильной, процветающей и конкурентно-способной страной, когда будет здоровым ее подрастающее поколение....

«Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» (сказкотерапия)

На сегодняшний день встает вопрос о работе по формированию осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.Одним из средств решения проблем по оздоровлению детей становятся здоровьесберегающ...

Проект Нетрадиционное использование классических здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников. 2019

laquo;Актуальной задачей физического воспитания, — говорится в Концепции дошкольного воспитания, — является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигатель...

проект презентация "Использование фитбол-гимнастики, как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников"

quot;Использование фитбол-гимнастики, как нетрадиционной здоровьесберегающей технологии в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников"...