Пальчиковые игры: не потешка, а нейроинструмент. Как увеличить их потенциал в развитии детей 2-3 лет.
статья (младшая группа)

Китаева Наталия Сергеевна

Статья на тему "Пальчиковые игры"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры: не потешка, а нейроинструмент. Как увеличить их потенциал в развитии детей 2-3 лет

Практическое руководство для педагогов ДОУ по использованию древнего инструмента в современных образовательных реалиях ФГОС ДО.

Сколько раз мы, педагоги раннего возраста, начинали занятие с простых слов: *"Сорока-ворона кашу варила..."* или *"Этот пальчик – дедушка..." Мы интуитивно чувствуем силу этих игр. Но что, если я скажу, что за кажущейся простотой скрывается **мощнейший нейропедагогический инструмент, напрямую влияющий на выполнение целевых ориентиров ФГОС ДО. И особенно – в сензитивный период 2-3 лет.

Давайте отбросим представление о пальчиковых играх не только, как о развлекательном элементе или способе занять малышей. Это – «стратегический ресурс» в нашем арсенале. И вот почему, с точки зрения науки и практики: Нейрофизиология: Где рождается связь "палец-речь".

Фундаментальный факт (М.М. Кольцова): Зоны коры головного мозга, отвечающие за тонкую моторику кисти (прецентральная извилина) и зона Брока (моторный центр речи), расположены крайне близко и имеют прямые нейронные связи. Ритмичные, осознанные движения пальцев стимулируют не только моторную кору, но и "будят" соседние речевые центры. Это не метафора, а физиологическая реальность! Чем активнее и дифференцированнее работа пальцев, тем сильнее импульсация в речевые зоны.

Пальчиковые игры – это не *сопровождение* развития речи, это один из его «первичных двигателей», особенно у неговорящих или малоговорящих детей 2-3 лет.

Пальчиковая игра – это мини-комплексное занятие. Она решает задачи сразу нескольких образовательных областей:

Речевое развитие :

Активизация речевых центров(нейрофизиология).

Обогащение пассивного и активного словаря (названия пальцев, действий, предметов из потешки).

Развитие фонематического слуха и восприятия (ритм, рифма, интонация).

Стимуляция речевого подражания.

Развитие диалогической речи (вопрос-ответ в игре).

Познавательное развитие : Сенсорное развитие: Тактильные ощущения (соприкосновение пальцев, ладоней), зрительное восприятие движений взрослого. Развитие ВПФ: Внимание (удержание последовательности), память (запоминание текста и движений), мышление (понимание сюжета, простые причинно-следственные связи), воображение (образы героев).

Ориентировка в пространстве и на себе: "Вверх-вниз", "право-лево", названия пальцев.

Социально-коммуникативное развитие : Эмоциональный контакт и доверие со взрослым и сверстниками (если игра групповая).

Развитие навыков подражания.

Формирование положительного отношения к совместной деятельности.

Усвоение простых социальных норм (играем вместе, ждем своей очереди в некоторых играх).

Физическое развитие :

Развитие мелкой моторики: Точность, координация, сила пальцев и кисти. **Ключевая подготовка к письму!

Развитие чувства ритма. Координация "глаз-рука".

Регуляция мышечного тонуса (некоторые игры успокаивают, другие – тонизируют).

Как выжать максимум из "Сороки"? Практика для группы 2-3 лет

Пальчиковые игры – не стихийное действо. Их эффективность зависит от нашего осознанного подхода:

От простого к сложному:

Этап 1 (Адаптация): Простейшие игры на общее движение всей кистью ("Ладушки"), сгибание/разгибание всех пальцев вместе ("Кулачок-ладошка").

Этап 2 (Дифференциация): Подключение изолированных движений отдельных пальцев ("Пальчик-мальчик", "Семья").

Этап 3 (Координация): Сложные фигуры, требующие положения нескольких пальцев ("Коза", "Очки", "Зайчик", "Замок") или взаимодействия двух рук ("Домик").

Интеграция в режим и НОД:

Утренний круг: Энергичная игра для пробуждения ("Мы делили апельсин").

Переходы между видами деятельности: Игра-ритуал для сбора внимания ("Руки вверх поднимем...", "Все пальчики уснули...").

НОД (как часть): Тематическая игра для закрепления материала (про животных, транспорт, части тела).

Прогулка (в непогоду): Игры в кругу.

Подготовка ко сну: Спокойная, умиротворяющая игра ("Наши пальчики устали...").

Дифференциация и индивидуализация:

Для детей с низким темпом развития: Упрощаем движения, играем медленнее, используем физическую помощь (водим ручкой ребенка), чаще повторяем знакомое.

Для опережающих развитие: Усложняем текст, добавляем движения, предлагаем придумать свой вариант, поручить роль "ведущего" в паре с другим ребенком.

Для детей с ОВЗ (ЗПР, РАС): Упрощаем, используем визуальную поддержку (карточки-подсказки с движениями), делаем акцент на тактильном контакте и предсказуемости.

Создание условий и РППС:

Уголок пальчиковых игр": Яркие карточки-схемы игр, книжки-малышки с потешками, простые атрибуты (пальчиковые куклы, маленькие шарики для катания).

Плакаты с изображением рук и названиями пальцев.

Работа с родителями: Продолжаем "волшебство" дома

Пальчиковые игры – идеальный мостик для партнерства с семьей:

На родительских собраниях, в папках-передвижках, в закрытой группе чата объясняем нейропедагогическую основу игр (про зоны мозга!). Родители охотнее включаются, понимая научную пользу.

Проводим мастер-классы "Играем пальчиками": показываем игры, обучаем технике, объясняем принципы (эмоциональность, регулярность, простота).

Дарим/рекомендуем небольшие "пальчиковые шпаргалки" – буклеты или ссылки на проверенные видео с правильным исполнением.

Организуем флешмобы ("Поиграй со мной, мама!") или конкурс видео "Наша любимая пальчиковая игра".

Игра как зеркало развития

Наблюдая за тем, как ребенок играет, мы получаем ценную информацию:

Мелкая моторика: Точность движений, сила пальцев, координация, ведущая рука.

Речь: Понимает ли инструкцию? Повторяет ли слова/звуки? Интонирует?

Познавательные процессы: Запоминает ли последовательность? Удерживает ли внимание?

Эмоционально-волевая сфера: Проявляет ли интерес? Способен ли дождаться своей очереди? Реагирует ли на похвалу?

Социальное взаимодействие: Смотрит ли в глаза? Подражает ли? Включается ли в совместную игру?

От интуиции к осознанной практике. Пальчиковые игры – это не архаика, а высокоэффективная нейропедагогическая технология, проверенная временем и подтвержденная наукой. В возрасте 2-3 лет, когда пластичность мозга максимальна, их потенциал огромен.

Давайте перейдем от интуитивного использования к осознанному, системному включению пальчиковых игр в образовательную деятельность. Пусть каждая "Сорока" и каждый "Пальчик-мальчик" работают на выполнение целевых ориентиров ФГОС ДО: развитие инициативы, любознательности, коммуникации, воображения и, конечно, той самой "ловкости маленьких пальчиков", которая закладывает фундамент будущих учебных успехов.

С уважением и верой в силу маленьких пальчиков

Китаева Н.С. воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры в потешках

С помощью движения рук дети лучше запоминают потешки. также развивается мелкая моторика рук....

Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе ясельного возраста

Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному развитию, дают представление об окружающем мире и основу д...

Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе ясельного возраста

Игры с пальчиками способствуют формированию мелкой моторики у малышей, развивают речь, концентрируют внимание, способствуют умственному умственному развитию, дают представление об окружающем мире и ос...

Пальчиковые игры и потешки с жестами в группе ясельного возраста.

   Развитие мелкой моторики у маленьких детей очень важно и необходимо. Чем раньше малыши начинают активно и умело двигать пальчиками, ладошками, показывая то или иное действие, тем р...

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ С ПОТЕШКАМИ

Приблизительно в три месяца ребенок делает важное открытие - он замечает свои руки. Он начинает их рассматривать, наблюдает, как они двигаются, обнаруживает, что ручками можно хватать предметы и пытае...