«Подвижные дворовые игры для детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Шматкова Е. Н.

«Подвижные дворовые игры  для детей дошкольного возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnye_dvorovye_igry.docx252.77 КБ

Предварительный просмотр:

«Подвижные дворовые игры для детей дошкольного возраста»

image029

Игра самая любимая естественная деятельность дошкольников, отвечающая их жизненно важным потребностям. Игра занимает самое важное место в жизни ребенка и является главным средством воспитания и оздоровления.

Играя, ребенок удовлетворяет свою потребность в движениях и одновременно с этим повторяет уже освоенный материал.

С помощью народных подвижных игр малыши легче проходят адаптацию в детском саду, учатся действовать по словесной инструкции взрослого. У них появляется интерес к занятиям, которые вызывают положительные эмоции и радостное настроение.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми.

Народные игры являются эффективным средством всестороннего развития детей, формируют у них положительное отношение к физической культуре и спорту, способствуют развитию двигательных умений и качеств.

В народных играх ярко отражаются образ жизни людей, их быт, труд, национальные традиции. На их основе закладываются представления о чести, смелости, мужестве, народный фольклор воспитывает уважение , гордость за землю на которой живёшь, формируются стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений, проявить смекалку, выдержку, творчество, волю, победить соперников.

Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков, что в дальнейшем им поможет с уважением и интересом относиться к культурным традициям своего и других народов.

Е.А. Аркин утверждает, что основной формой работы по физической культуре с дошкольниками должна быть игра. На первом месте выступают так называемые народные подвижные игры. Именно народным подвижным играм старших дошкольников отвели мы ведущую роль в совершенствовании системы физического воспитания, рациональной его организации. Эти игры проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе. В живой, увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические, нравственные качества, совершенствуется ориентировка в пространстве

Народные игры, имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Особенно популярными и любимыми были такие игры, как «Горелки», «Русская лапта», «Городки». Игры с мячом. Немало было и таких игр, где успех играющих зависел, прежде всего, от умения точно бросить биту, сбить городки, поймать мяч или попасть мячом в цель.

Для начала я обратилась за теоретическими знаниями к известным психологам и педагогам. К сожалению, литературы по исследованию народных игр не так много. А ведь чтобы понять суть народной игры, надо знать ее корни, важно определить значение ее для развития ребенка.

Цель: Укрепление здоровья воспитанников, активация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры.

Задачи:

  • Изучение методической литературы по теме самообразования;
  • Укрепление здоровья воспитанников, активация и развитие двигательной деятельности детей при тесной взаимосвязи с их познавательной и мыслительной деятельностью средствами народной игры;
  • Обогащение двигательного опыта детей;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы - формирование умения подчинять поведение игровому правилу;
  • Развитие нравственных качеств личности;
  • Создать условия для развития речи дошкольников через активацию и расширение словаря о природном и животном мире;
  • Развитие чувства ритма, такта и умение повторять;
  • Способствовать установлению взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми.

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными — задача каждого дошкольного учреждения. Быть в движении — значит укреплять здоровье. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность организма и другие качества, необходимые для всестороннего гармонического развития личности.

Формирование двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт его характера.

Задачи физического воспитания должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться и целенаправленно действовать в нем. Активные движения повышают устойчивость организма к заболеваниям, а недостаток движений (гиподинамия) вызывает патологические изменения в центральной нервной и эндокринной системе, которые могут привести к эмоциональной напряженности и неустойчивости, к нарушению обмена веществ в организме.

Грибочки в корзинке»

Цель: Формирование навыков ориентировки в пространстве, развитие ловкости, самостоятельности, быстроты реакции.

Описание игры:Дети стоят в двух хороводах (один в другом). Дети в большом кругу – корзинка – идут по кругу; дети в маленьком кругу – грибы – сидят на корточках или двигаются противоходом. Все проговаривают слова:

Мы в лесок пойдем,

Мы грибок найдем.

Ты не прячься, грибок,

Под кленовый листок!

Ты нам очень нужен

К вечеру на ужин!

С окончанием слов, большой круг делает воротики, а дети маленького круга, выбегают из круга и возвращаются назад, через любые воротики. Пока кто-нибудь из детей не крикнет:

Раз, два, три,

Грибы лови!

Дети большого круга приседают и опускают руки (закрывают воротики). Пойманные дети-грибы встают в большой круг. Игра продолжается до победителя.

«Невыпусти мяч из круга»

Цель: Развивать ловкость и быстроту реакции.

Описание игры: Дети в кругу и по команде передают мяч ногой. Задача: не выпустить мяч из круга. По команде игра прекращается, и подсчитываются количество потерь мяч.

«Заря» (с платочком)

Цель: Развивать быстроту движений и реакции

Описание игры:Выбирается водящий, у него в руках лента, водящий ходит по кругу сзади детей стоящих, руки за спиной и говорит слова:

Заря -зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила, ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые-

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладёт платок на плечо одному из играющих, который заметив это, быстро берёт платок, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарёй

1482471829_qkos6c9jj-4

«Колобок»

Цель: Учиться соотносить слова с движениями, эмоционально откликаться на игру, чётко выполнять правила игры.

Описания игры: Дети идут по кругу говорят слова, в центре колобок:

Колобок, Колобок ты от дедушки ушёл,

Ты от бабушки ушёл, от зайца ушёл, от медведя ушёл,

Ты от волка ушел. (Ведущий назначает лису.)

ЛИСА: От меня колобок, не уйдёшь! (Лиса ловит колобка.Дети поднимая и опуская руки, помогают Колобку.)

«Баба Яга»

Цель: Учить ловкости, быстрой реакции, ориентировке в пространстве. Эмоционально откликаться на содержание игры.

Описание игры: Дети идут по кругу, поют. В центре Баба Яга идет противоходом.

- Бабка Ежка, костяная ножка! С печки упала, ножку сломала.

А потом говорит: У меня нога болит!

Пошла на улицу, раздавила курицу.

Пошла на бар – раздавила самовар.

Пошла на лужайку – испугала зайку!

Дети убегают от Бабы Яги, та догоняет детей, скачет на одной ноге.

«Четыре стихии»

Цель:развитие у детей внимания и быстроты реакции.

Описание игры:Играющие стоят по кругу. Ведущий договаривается с остальными играющими, что на слово «земля», все должны присесть, на слово «вода» - вытянуть руки вперед, на слово «воздух» - поднять руки вверх, на слово «огонь» - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, тот проигрывает.

«Золотые ворота»

Цель: Развивать коллективизм.

Описание игры:Выбираются по считалке двое игроков, они отходят в сторону, и договариваются, кто из них буде «солнцем», а кто «луной»

Затем они становятся лицом дуг к другу, берутся за руки образуя ворота, остальные играющие берутся за руки цепочкой и проходят в ворота приговаривая:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается

Второй раз запрещается

А, на третий разбегаются

Не пропустим вас!

«Верёвочка» (со скакалкой )

Цель:Развивать прыгучесть, быстроту реакции.

Описание игры:Выбирается ловишка со скакалкой в руке в центре круга, остальные становятся по кругу, ведущий приговаривая слова:

«Я верёвочку кручу,

Рыбку я, поймать хочу»

Раз, два, не зевай

Выше ты подпрыгивай!

На последние слова, ловишка вращает скакалку сложенную в двое по земле, пытаясь поймать, подпрыгивающих детей. Пойманные покидают игру.

Дети особенно восприимчивы к положительному примеру отца, матери, укладу жизни семьи. Поэтому мы, педагоги дошкольных учреждений, стремимся совершенствовать методы педагогической пропаганды здорового образа жизни, вовлекать родителей в активный воспитательно-образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях с учетом индивидуальности ребенка, у детей развиваются положительные стереотипы поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры для детей дошкольного возраста

Картотека, подборка подвижных игр для детей от 3до 7 лет. Игры народные, дворовые и т.д....

подвижные игры для детей дошкольного возраста обучающихся шахматной азбуке

при обучении детей шахматам можно использовать подвижные игры, как для закрепления  знаний полученных на занятиях, так и источник радостных эмоций. Эти игры можно использовать и в свободное время...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (рекомендованные «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и др.)...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по всем возрастам

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста по всем возрастам...

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста 4-5 лет. «Зимние подвижные игры»

Картотека подвижных игр для детей дошкольного возраста 4-5 лет.«Зимние подвижные игры»...