Детский познавательный проект «Мяч для игры, мяч для спорта»
проект (подготовительная группа)

Юлия Константиновна Ковальчук

Данный проект направлен на развитие познавательных способностей ребенка через организацию различных видов деятельности с мячом. В основу проекта положена идея о том, что реализация комплекса психолого-педагогических условий: предоставление ребенку возможности провести работу исследовательской направленности, создание ситуации, в которой ребенок учит, рассказывает, поддерживает своих сверстников будет способствовать развитию его познавательных и коммуникативных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_myach_dlya_sporta_myach_dlya_igry.docx514.46 КБ

Предварительный просмотр:

-Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка»

Номинация: «Лучший познавательный проект»

Проект

«Мяч для игры, мяч для спорта»

G:\Фестиваль Страна почемучек 2022\фото к проекту\08-09-2022_17-10-30\1662646224243.jpg

                                                                       

                                                                     

                                                                      Автор: Половной Константин                                                                

                                                                                     

                                                                      Руководитель проекта:

                                                                       Ковальчук Юлия Константиновна,

                                                                       старший воспитатель

г. Нижневартовск 2022г.

По дорожкам сада, вскачь,

                                                                                       Побежал упрямый мяч,

                                                                              И веселою гурьбой

Позвал ребят всех за собой.

Аннотация

       Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования основ физического развития и двигательных навыков, которые создают фундамент для воспитания у ребенка разнообразных физических качеств. Игры и игровые движения - естественное и комфортное состояние ребенка. Они обладают развивающим и воспитывающим потенциалом, формирующим физические и личностные качества ребенка.

      Личностно-ориентированная тенденция образования требует выявления и развитие потенциальных возможностей каждого ребенка, создания условий для проявления его самоценной познавательной, эмоциональной, волевой активности, а также лидерских способностей, способствующих развитию таких качеств, как: инициативность, самостоятельность, целеустремленность.

      Данный проект направлен на развитие познавательных способностей ребенка через организацию различных видов деятельности с мячом. В основу проекта положена идея о том, что реализация комплекса психолого-педагогических условий: предоставление ребенку возможности провести работу исследовательской направленности, создание ситуации, в которой ребенок учит, рассказывает, поддерживает своих сверстников будет способствовать развитию его познавательных и коммуникативных способностей.

      В данной ситуации познавательный интерес выступает в качестве исходных устремлений ребенка и как самоценная форма активности дошкольника продуктивно развивается в условиях применения психолого-педагогических форм и методов работы, среди которых ведущее место занимает взаимодействие со сверстником в игровой и познавательной деятельности.

        Проект предполагает взаимодействие педагога – ребенка - воспитанников – взрослых (педагогов, родителей) и может быть применяться для развития познавательных способностей.  В результате реализации проекта у ребенка будет сформирована способность осуществлять элементарные теоретические и практические познания об историческом появлении мяча, его свойствах и предназначении. Это вызовет у него и детей, с которыми он поделится знаниями, устойчивый интерес к подвижным играм и видам спорта и обогатят двигательный опыт.

         Социально-педагогическая значимость проекта просматривается в раскрытие его познавательного и коммуникативного потенциала ребенка.

Паспорт проекта

Тема проекта

«Мяч для игры, мяч для спорта»

Составил проект

Воспитанник группы старшего дошкольного возраста (6-8 лет) Половной Константин                                                                                                                                      

Руководитель проекта

Ковальчук Юлия Константиновна,

старший воспитатель

Основание для разработки проекта

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  2. Федеральный проект «Успех каждого ребенка»
  3. Конвенция о правах ребенка
  4. Программа развития МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка» на 2020-2025 и на период до 2030г.
  5. Устав МАДОУ г. Нижневартовска ДС №4 «Сказка»

Вид проекта

Познавательный, краткосрочный, информационно - практический

Образовательная область

Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, физическое развитие

Срок реализации проекта

Краткосрочный, 1 месяц

Основные потребители результатов проекта

Ребенок, педагог, воспитанники, родители (законные представители)

Цель проекта

для педагога

 Создание благоприятных условий для развития поисково-исследовательской деятельности ребенка через реализацию комплекса познавательных действий с мячом

Задачи проекта

  1. Развивать проектную исследовательскую деятельность, уделяя внимание анализу эффективности источников информации.
  2. Развивать умения действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом, при необходимости корректировать цели.
  3. Учить ребенка выражать словами события внутренней жизни, свои интересы и увлечения, спокойно отстаивать свое мнение.
  4.  Формировать представления о себе как об активном члене коллектива через участие в проектной деятельности.

Цель проекта для воспитанника

Познакомиться с историей мяча, разновидностями мяча и видами игр с мячом

Задачи проекта

  1. Активизировать познавательные интересы
  2. Сформировать интерес и потребность в играх с мячом
  3. Удовлетворить природную потребность в движении

Актуальность

проекта

Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития познавательного интереса детей, в том поисково-исследовательских способностей. Развитие этих способностей возможно в различных видах деятельности, связанных с познанием.

Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности.

В данном проекте, объединив эти две особенности возраста, мы развиваем познавательные способности ребенка через предоставления ему возможности выразить себя в различных ситуациях: игры, беседы, демонстрация, поисковые вопросы, экскурсии в библиотеку и магазин, беседы с тренером.

Принимая на себя роль (в данном случае мальчик спрашивает, анализирует, обучает, рассказывает, советует) ребенок получает познавательный и коммуникативный опыт, становится более активным, повышает свою самооценку.

Ожидаемые результаты проекта

1. Ребенок будет знать о истории происхождения мяча, его предназначении и видах спортивных игр;

2.   Сможет выражать свои мысли и желания, будет проявлять инициативу в общении, сумеет задавать вопросы, делать умозаключения.

3. Ребёнок будет активен, будет успешно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, совершая познавательные действия.

4. У ребенка сформируется положительное отношение к самому себе, окружающим, различным видам деятельности;

        5.   Ребенок будет обладать развитым воображением, которое     реализуется в разных видах деятельности.

Предполагаемый продукт проекта

- Познавательная игра– викторина «Мяч – для игр, мяч – для спорта».

-Турнир по мини-футболу среди мальчиков и девочек;

-Тематический день «С мячом играем, ум развиваем».

План работы

Этапы

Действия педагога

Действия ребенка

Сроки

1.Подготовительный

Изучение нормативной базы:

Закон РФ “Об образовании”,

Федерального проекта «Успех каждого ребенка

Изучение литературы, подбор материала

Разработка сценариев мероприятий

  08.08 – 10.08

2.Этап планирования

Выбор проблемы

Определение цели и задач проекта

Проводит беседу с ребенком и отбирает проблемные моменты, которые ребенок может решить.

Формулирует цель и задачи проекта

Обсуждает и принимают общие решения по выбранной теме

11.08

Выбор решения проблемы

Принимает участие в определении решений проблемы, фиксирует их в технологической карте

Предлагает разные варианты решения проблемы.  (Что можно предпринять для решения задачи?)

12.08

3.Основной этап - реализация проекта

Подготовка материалов, формулировка вопросов

Педагог подбирает вопросы, материалы для решения проблемы

Принимают участие в разработке заданий (Что мне необходимо для решения задачи?)

15.08 – 19.08

Реализация запланированных мероприятий

Консультирует, координирует, стимулирует работ

Осуществляет деятельность. Оформляет результаты работы (Что я делаю?)

Представляет свою работу.

(Что удалось сделать?  Каким способом?)

22.08 – 02.09

4. Заключительный

Рефлексия

Представление результатов работы.

Анализирует проведенную работу по педагогическому эффекту в педагогической деятельности

Оценивает результат и деятельность. Учится видеть и определять свою функциональную роль в проекте. Определяет возможность дальнейшей реализации проекта (Что еще можно сделать?)

 05.09 - 12.09

Описание работы

  1. Подготовительный этап.

        На данном этапе педагог, проводя беседу о различных видах спорта, задала ребятам загадку про мяч. Костя быстро разгадал ее и рассказал ребятам, что легко справился с загадкой, потому что увлекается футболом. Воспитатель  спросила, знает ли он об истории мяча, о  видах мячей, о различных играх с мячом. Несмотря на то, что Костя очень любит играть в мяч, на этот вопрос он ответить затруднился.

Активизирующий вопрос: «Было бы тебе интересно узнать больше о том, какие бывают мячи, их особенностях и истории возникновения?»

Ответ: «Да, я бы хотел больше узнать о мячах, их истории».

Костя вместе с педагогом выдвигает гипотезу: «Мои знания о мяче, о его видах, качествах помогут мне вызвать у других ребят интерес к подвижным играм и другим видам спорта и помогут им вести здоровый образ жизни».

Доказательство данной гипотезы поможет решить проблему: «Мой верный друг – мяч и знания о нем смогут привлечь других к спорту и подвижному образу жизни».

Костя определил, что ему нужно для решения этой проблемы:

 - составить план реализации проекта;

 - изучить историю мяча (энциклопедии, интернет источники);

 - побеседовал со своим тренером по футболу, инструктором по физической культуре.

  1. Основной этап.

       Костя, заинтересованная темой проекта, принимал непосредственное участие в его реализации и провел большую исследовательскую работу:

- с помощью мамы и педагога изучил историю мяча (энциклопедии, интернет источники);

 - побеседовал со своим тренером по футболу;

 - посетил спортивный магазин;

 - побеседовал с инструктором по физической культуре о разных видах мячей и их назначении;

 - провел мастер –класс по действиям с футбольным мячом.

        Он активно организовал детей, участвовала в подвижных играх в качестве ведущего, демонстрировал презентацию и оборудование, привлекал к различным видам деятельности: рисование, просмотр и обсуждение роликов.

         Костя провел мастер-класс с желающими ребятами по обучению навыкам действия с футбольным мячом.

     На этом же этапе Костя провел опрос среди ребят старшего дошкольного возраста опрос:

  - Есть ли у тебя дома мяч?

  - Какие игры с мячом у тебя самые любимые?

  - С кем чаще всего ты играешь в мяч?

Результат данного этапа:

Костя узнал, что:

 - мячи бывают разные по форме, величине;

 -мяч возник в глубокой древности и разные народы делали его из разных материалов;

 - мяч путешествовал по миру;

 - для каждой игры нужен свой мяч (по форме, весу, цвету и материалу).

3. Заключительный этап.

- Обобщение результатов проекта.

- Анализ деятельности.

- Презентация проекта.

На данном этапе Костя с помощью педагога провел ряд мероприятий, которые являются обобщающими продуктами проекта:

- провел познавательную игру – викторину «Мяч – для игр, мяч – для спорта».

-турнир по мини-футболу среди мальчиков и девочек;

-тематический день «С мячом играем, ум развиваем»;

 -выставка рисунков «Мой любимый мячик»; 

      Реализуя проект, Костя стимулировал у других детей интерес к играм с мячом. Расширил представления (свои и других детей) о истории возникновения мяча, спортивных играх с мячом. Отметил, что игры с мячом поднимают настроение, делают ребят дружными, учат играть вместе.  Костя стал увереннее в общении с ребятами и понял, что его увлечение может помочь другим стать активнее, здоровее, ловчее.G:\Фестиваль Страна почемучек 2022\1663134793793.jpg

G:\Фестиваль Страна почемучек 2022\12-09-2022_12-47-19\1662975470504.jpgG:\Фестиваль Страна почемучек 2022\12-09-2022_12-47-19\1662975470504.jpg

Вывод: в ходе реализации проекта проставленные цели и задачи были выполнены. Мальчику удалось повысить свой уровень своих знаний о мяче через выполнение ряда исследовательских и практических действий.

 

Литература

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  2. Борисова М.М. Малоподвижные игры. Выбирайте! //Здоровье дошкольника. -2009-№3
  3. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2002.

4. Рылеева, Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4-6 лет. - М.: Айрис-ПРЕСС, 2000.

5. Здоровый образ жизни «Я и мое здоровье» (программа занятий, упражнений и дидактических игр), автор Т.А.Тарасова, Л.С.Власова. - Москва, 2008г.

6.Азбука здоровья в картинках. М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004г.

7. Пособие для педагогов ДОУ «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников». - Москва 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

детско-познавательный проект "Как дед мороз шапку искал"

Проект: краткосрочный, познавательный, творческий.Актуальность проекта: приближается праздник Новый год, а дети мало знают о истории появления праздника нового года, о существующих Дедах Мо...

Детско-родительский проект старшей группы «Ромашки» «Закаливание и спорт»

Здоровье детей и развитие  - одна из главных проблем семьи и детского сада. За последние годы оно имеет тенденцию к ухудшению. Речь идёт не только о физическом, но и психическом здоровье.Чтобы ук...

Детский познавательный проект «Безопасность всем нужна, бережёт нам жизнь она»

Актуальность: опасности нас могут подстерегать везде: дома, в детском саду, на улице. Мы должны не только знать об этом, но и уметь правильно поступать, что бы ни причинить вред здоровью.Опасности нас...

Детский познавательный проект «Птичья столовая»

Детский познавательный проект «Птичья столовая»...

Познавательный проект "Познаём мир играя"

Сенсорное развитие ребёнка - эторазвитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов....