Тема: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к игровой практике своего народа»
методическая разработка (старшая группа)
Сохранение и применение народных подвижных игр в педагогическом процессе, развитие интереса у детей к русским народным подвижным играм
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 323.82 КБ |
Предварительный просмотр:
2025
Тема: «Народная подвижная игра как средство приобщения дошкольников к игровой практике своего народа»
Детские народные игры в детском саду
Русские народные игры очень разнообразны: настольные игры, детские игры, хороводные игры для детей и взрослых с народными песнями, плясками, прибаутками. Издавна игры служили средством самопознания личности, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, взаимовыручку, благородство.
Все мы знаем, что народные игры с давних пор использовались не просто для развлечения, но и обучения, воспитания, психологической разгрузки, а на гуляньях и празднествах обязательно входили в «культурную программу». Например, игра «ловилки-догонялки» и скорость реакции улучшает, и внимание настраивает, и ловкость развивает. А специальные исследования доказывают, что игры еще и очень благотворно воздействуют на формирование культуры общения.
Цель: Сохранение и применение народных подвижных игр в педагогическом процессе, развитие интереса у детей к русским народным подвижным играм.
Задачи:
- Развивать ловкость, находчивость, выносливость, чувство дружбы и взаимопомощи.
- Совершенствовать двигательные умения и навыки.
- Способствовать приобщению детей к игровой практике своего народа и к русской культуре в целом.
Инструктор ФК(Петрушка)
Внимание! Внимание!
Начинаем гуляние!
Торопись честной народ
Вас сегодня праздник ждет!
Девчонки-подружки –
Веселушки, хохотушки!
И мальчишки-молодцы –
Озорные удальцы.
Внимание! Внимание!
Первое задание для нашего соревнования.
Эстафета: Прыжки в мешках
По команде по одному дети запрыгивают в мешок и прыгают до финиша и обратно. Побеждает та команда, которая вперед справится с заданием.
Все имеется у нас
Удальцы мальчишки,
Постарайтесь –ка на звон
Поискать детишек!
Колокольцы-бубенцы
Играющие образуют круг. На середину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, а другому, который будет «жмуркой», завязывают глаза платком из непрозрачной ткани.
Все остальные поют:
Колокольцы-бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов «жмуpка» должен по источнику звона догадаться и поймать ускользающего от него участника с колокольчиком. Когда тот пойман, он становится «жмуркой», а предыдущий превращается в обычного игрока.
Петрушка:
Всех ребят, парней, девчат
Вызываю на канат
Десять слева, десять справа
Только мускулы трещат!
Игра «Перетягивание каната»
Дети встают по обе стороны каната, по сигналу начинают тянуть в разные стороны. Выигрывает та команда, которой удастся перетянуть канат через черту.
Петрушка:
А сейчас мы поиграем,
И, конечно же, узнаем,
Кто тут самый смелый
Ловкий и умелый.
Подвижная игра «Бабка Ёжка»
С помощью считалки выбирают бабку-ёжку.
Игроки располагаются в другом конце зала и по сигналу подходят к избушке Бабы Яги и хором произносят текст:
Бабка Ёжка костяная ножка;
С печки упала ногу сломала,
А потом и говорит :
«У меня нога болит»
Пошла она на базар,
Раздавила самовар,
Пошла на улицу ,
Раздавила курицу,
Вышла на лужайку, испугала зайку.
После этих слов Бабка Ёжка выбегает из дома и догоняет детей, прыгая на одной ноге, прикасаясь к ним своим «помелом». Пойманных детей Баба Яга уводит к себе в дом.
Петрушка:
Приглашаю детвору
Я на новую игру,
А кого не примем
За уши поднимем.
Уши будут красные
До того прекрасные!
Малечина-калечина
Малечина-калечина — старинная народная игра. Игра состоит в том, что палочку ставят вертикально на кончике одного или двух пальцев руки (нельзя поддерживать палку другой рукой) и, обращаясь к малечине, проговаривают речитативом стишок:
«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три ...»
Считают, пока удается удерживать палочку от падения. Когда палка покачнулась, ее подхватывают второй рукой, не допуская, чтобы она упала. Победителя определяют по величине числа, до которого он досчитал.
Игра «Кому пирог?»
Ход игры. В центре зала на стул садится ребёнок – «пирог». Остальные дети, разделившись на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки.
«Бабушка Ненила пирог затворила,
В печку ставила, дожидать заставила.
Когда, пирог, зарумянишься?
Кому, пирог, ты достанешься?»
Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «Мне!» и бегут к «пирогу». Тот из них кто быстрее дотронется до «пирога» и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребёнок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».
Русская народная игра «Ручеёк»
Петрушка:
Таю, таю, налетаю
Вас в игру всех приглашаю
А в какую, не скажу!
Зазывалку расскажу.
Игры любят все на свете
– В ручеёк играем, дети!
Встали в пары друг за дружкой,
Взялись за руки с подружкой –
Ручки вверх подняли,
Струйкой побежали!
Те, кто были впереди,
Оказались позади,
Ручеёк бежит, журчит,
Следом песенка звенит!
Дети становятся парами, взявшись за руки. Руки надо поднять кверху таким образом, чтобы получился «домик». Пары детей становятся друг за другом, постепенно передвигаясь вперед. Формируется что-то вроде «ручейка», который постоянно течет.
Один человек заходит в начало этого ручейка, проходит под поднятыми руками игроков и выхватывает из основной массы одного из игроков за руку, уводя его с собой в конец ручейка, вставая последним его звеном.
Отдохнули мы на славу,
Победили все по праву.
Порезвились, наигрались!
Много новых сил набрались.
Нагуляли аппетит
Полдник нам не повредит,
Приглашаю на чай с сушками
Да на чай с ватрушками.
«Доскажи словечко».
Мы сегодня не устали,
Потому что ………….. (поиграли).
Нас собралось много вместе,
Было очень ………………… (интересно).
Игр нам разных показали.
много мы………….. (узнали).
Русские народные
Игры хороводные
Не пристало забывать,
Будем чаще в них………….(играть).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Русская народная подвижная игра, как средство приобщения дошкольника к здоровому образу жизни»
Данный опыт может быть использован начинающими и опытными педагогами в работе с детьми дошкольного возраста по формированию основ здорового образа жизни, развитию двигательных способностей, умен...

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. ...

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа
Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре русского народа...
Презентация на тему "Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре"
Народные игры как часть традиционной культуры каждого народа всегда занимали значимое место в социализации ребенка, они являются традиционным средством педагогики.Актуальность темы исходит из зн...
Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре.
Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к народной культуре. И в далёкие времена, и согласно современным требованиям ФГОС перед дошкольной педагогикой стояла задача: улучшат...

«Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойч...


