Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни.
консультация (старшая, подготовительная группа)

Федяинова Валентина Николаевна

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, и заменить их нельзя ничем».
                                   Н.М. Амосов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3._sovremennye_trebovaniya.docx32.23 КБ

Предварительный просмотр:

Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни.

«Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, и заменить их нельзя ничем».
Н.М. Амосов.

Дошкольное образование в России переживает этап интенсивного реформирования и развития. Это связано с тем, что в современных условиях возникла новая педагогическая ситуация, связанная с изменением контингента детей в детских садах. В настоящее время резко возросло число детей с отклонениями в соматическом, речевом и психическом развитии, причем данная тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, детских садах, школах. Многие дети демонстрируют задержки и нарушения психо-речевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, различные психопатологические отклонения (повышенная возбудимость, истощаемость). В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.
Но в современных условиях, когда идет отставание физического и нервно-психического развития детей возрастает роль двигательной активности, возникает необходимость введения системы физкультурно-оздоровительных технологий и технологий социально-психологического благополучия в образовательно-воспитательном процессе дошкольников.

Для этого необходима рациональная система мероприятий каждого направления (физкультурно-оздоровительного, закаливающего, лечебно-профилактического) и время, необходимое на их проведение.

Основные задачи в реализации цели:

1. Разнообразить формы работы по формированию у детей культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.

2. Обеспечить оздоровительными видами деятельности режим дня дошкольника.

3. Использовать возможность принципов семейного воспитания в технологиях оздоровительной работы.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

Компоненты здорового образа жизни:
- занятие физической культурой
- прогулки
- рациональное питание
- соблюдение правил личной гигиены
- закаливание организма
- создание условий полноценного сна
- сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

Организация здоровье сберегающего пространства:
- создание экологической и психологической комфортности образовательной среды;
- создание игровой и предметно – развивающей среды;
- обеспечение безопасности жизни детей;
- обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма;
- выставки специальной и детской литературы, плакаты выполненные в результате совместной деятельности детей и взрослых;
- детские работы по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ;
- информационные стенды для родителей.

Усилия работников детского сада сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в нашей работе. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровье сберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий используемые в нашем ДОУ:

  • медико-профилактическая технология;
  • физкультурно-оздоровительные технологии (технология сохранения и стимулирования здоровья);
  • технология обучение здоровому образу жизни;
  • коррекционные технологии;
  • технология просвещения родителей по здоровьесбережению;
  • технология здоровьесбережения, здоровьеобогащения и психологическое просвещение педагогов;
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка.

Показателями успешности работы, проводимой в нашем ДОУ, на мой взгляд, является четкий мониторинг, позволяющий системно отслеживать процесс оздоровления детей, координировать работу и своевременно выявлять трудности.

Четкая постановка целей, постоянный поиск новых здоровосберегающих методов и приемов, соблюдение принципа сотрудничества как внутри детского сада, так и с родителями воспитанников позволяет нам на практике реализовать известный постулат «Не лечиться, чтобы стать здоровым, а укреплять здоровье, чтобы не болеть».

Достаточно эффективной с точки зрения охраны и укрепления здоровья детей работа будет только в том случае, если весь коллектив образовательного учреждения работает согласовано, целенаправленно.

Здоровьесберегающие технологии – неотъемлемая часть коррекционной работы. Каков психологический портрет ребёнка, имеющего речевую и психологическую патологию? Это ребёнок с низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, с несформированной произвольностью психических процессов, вдобавок ещё и часто болеющий. Преодоление этих трудностей возможно только через создание здоровьесберегающей среды и правильного выбора форм, методов и приёмов коррекционной работы воспитателя, руководителя изостудии, музыкального руководителя, педагога-психолога и учителя-логопеда.

Забота о здоровье ребенка начинается с благоприятного психологического климата в коллективе, который бережно поддерживается и охраняется всеми сотрудниками без исключения. Вся работа в ДОУ осуществляется в двух направлениях: педагогическая и медицинская. Согласно СанПиН , утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 № 91 при планировании работы с детьми в ДОУ опираемся на «триаду здоровья»: рациональный режим, закаливание, движение.

Физкультурно-оздоровительная деятельность детского сада направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка.


Задачи этой деятельности:

  • развитие физических качеств;
  • контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников,
  • формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • воспитание привычки повседневной физической активности;
  • оздоровление средствами закаливания (солнце, воздух и вода);

Для решения этих задач активно используются естественные факторы внешней среды: воздух, солнце и вода.

Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется не только инструктором по физической культуре на занятиях по физическому воспитанию, но и педагогами используя различные приемы и методики:

  • Физкультурные занятия.
  • Физкультминутки, динамические и релаксационные паузы во время занятий.
  • Подвижные и спортивные игры.
  • Упражнения для глаз, тела, лица, корригирующие упражнения (коррекция плоскостопия и осанки и т.д.).
  • Солнечные ванны (в летний период);
  • Прогулки: дневная; вечерняя;
  • Гимнастика.
  • Разные виды массажа и самомассаж. Для массажа используем сосновые шишки, яйца от сюрпризов, деревянные палочки, мячи – ёжики, деревянные массажёры, крышки от бутылок, камушки, пуговицы и т.д. Выполняем массаж спины, ног, стоп, рук, пальцев рук, живота, головы. Массаж области груди, носа, ушей, для профилактики плоскостопия и нарушения осанки. Каждый массаж может сопровождаться счетом, проговариванием дней недели, месяца года, стихотворными строками. Все это создает положительный эмоциональный настрой, что способствует закреплению знаний и повышает оздоровительный эффект.
  • Закаливающие мероприятия.
    Технология обучение здоровому образу жизни.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ - это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей. Цель этой технологии - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог « взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья, позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно. На улучшение здоровья детей, их благоприятное физическое развитие влияет весь уклад жизни ребёнка в детском саду, заботливое и внимательное отношение к нему взрослых, высокое чувство ответственности всего коллектива за каждого воспитанника.

Технология просвещения родителей по здоровье сбережению


Здоровьесберегающую деятельность невозможно осуществить без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка


Задачи этой деятельности:

  • обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье;
  • обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, т.к. эмоциональный настрой, психическое благополучие, бодрое настроение детей является важным для их здоровья;
  • создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ.

Здоровьесберегающая среда в ДОУ складывается из:

  • грамотно составленное расписание НОД,
  • определение комплекса закаливающих мероприятий,
  • организация рационального питания;
  • соблюдение режима пребывания детей в ДОУ;
  • создание морально-психологического климата;
  • использование современных образовательной программы и технологий.

Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и коррекционных программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья детей.

  • изготовление нестандартного оборудования для профилактики плоскостопия и нарушения осанки;
  • подбор картотек;
  • разработка отдельных оздоровительных комплексов;
  • совместная деятельность всех специалистов ДОУ (инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей), включающая в себя консультации для педагогов, выступления на педагогических советах по здоровьесберегающей тематике, планирование медико-педагогических советов на тему здоровьесбережения и т.д.;
  • совместная работа детского сада и семьи по воспитанию здорового ребенка;
  • взаимодействие с др. организациями.

Создавая условия для оптимального физического и нервно-психического развития в период пребывания ребёнка в детском саду, используя современные здоровье сберегающие технологии в течение всего дня обеспечить соответствующий уровень здоровья детей. Проблема оздоровления детей не компания одного дня и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие. Итак, процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан с формированием привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье человека. Формирование основ здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. В детском саду создаются условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями. Совместная с родителями спортивно – досуговая деятельность с привлечением родителей направлена на приобщение детей к спорту, включение и участие в соревнованиях, и воспитание потребности в движении и активном образе жизни. В детском саду оформляются стенды, папки-передвижки, где представлены рекомендации по оздоровительным, закаливающим мероприятиям, режимом дня, возрастным особенностям детей, проводятся родительские собрания, консультации, семинары по вопросам формирования основ здорового образа жизни, профилактики заболеваний, коррекции отклонений в развитии, родители принимают активное участие в физкультурных праздниках и досугах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: «Современные требования и социальные изменения по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни»

1. Специфика организации физкультурно-оздоровительной деятельности в ДОУ.2. Влияние физической культуры на здоровье ребенка.3. Здоровый образ жизни дошкольников, каким он должен быть.4. Формирование о...

Консультация для воспитателей: "Взаимодействие педагогов и родителей по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни"

Здоровье детей зависит не только от физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Совместные усилия детского сада и семьи помогут приобщить ребенка к здоровому образу жизни, овладеть необход...

Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни в ДОУ

Общеизвестно, что в системе ценностей любого общества здоровье человека занимает важное место. Проблема здоровья возникает вместе с человеком и видоизменяется соответственно движению человеческой куль...

« Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни»

Дошкольный возраст является важным и ответственным периодом. В этот период происходит перестройка функционирования разных систем детского организма, поэтому крайне необходимо всячески способствовать в...

«Современные требования и социальные изменения по формированию у воспитанников привычки к здоровому образу жизни»

laquo;Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои ...