Педагогический проект валеологического развития дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми"
проект (старшая группа)

Тема проекта: «Наша традиция – быть здоровыми!»

 

Вид проекта: Информционный

 

Возраст детей: 5-6 лет

 

Актуальность проекта: Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны

личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.  Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и

своих детей.

       Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. …  Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

Обособленное структурное подразделение «Зубово-Полянский детский сад №6 «Березка» комбинированного вида» МБДОУ «Зубово-Полянский детский сад №3 «Ручеек» комбинированного вида»

Согласовано Утверждаю

Педагогическим советом Заведующий________Н.Н.Савичкина

Протокол от « »______2024 г. Приказ от « »________2024 г. №

Педагогический проект

валеологического развития дошкольников «Наша традиция – быть здоровыми!»

Паспорт педагогического проекта

Тема проекта: «Наша традиция – быть здоровыми!»

Вид проекта: Информционный

Возраст детей: 5-6 лет

Актуальность проекта: Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны

личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и

своих детей.

Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье. … Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Цели:

  • Пропагандировать здоровый образ жизни.
  • Подвести к осознанию потребностей ребенка в знаниях о себе и о своем здоровье.
  • Учить оценивать и прогнозировать свое здоровье.

Задачи:

  • Прививать любовь к физическим упражнениям;
  • Познакомить детей с правилами правильного питания;
  • Продолжать знакомить с правилами гигиены;
  • Воспитывать умение бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние.

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Форма проведения: Занятия валеологического содержания, самостоятельная деятельность детей, игры,

работа с родителями.

Этапы работы над проектом

«Наша традиция – быть здоровыми!»

Этапы

Формы работы с детьми

и родителями

Задачи

I

1. Анкетирование

родителей

Выявить участие родителей в оздоровлении детей в семье

2. Создание сюжетной ситуации

Развитие образного мышления, способность принимать решения

3. Экскурсия по территории ДОУ

Радость, эмоциональный подъем, созерцание красоты природы

4. Родительское собрание. Фоторепортаж.

Знакомство с результатами анкетирования, пропаганда здорового образа жизни

5. Спортивные игры

Формирование глубокого, ритмичного вдоха-выдоха, развитие координаций движений, укрепление мышц позвоночника

6. Консультация

«Здоровье – дело престижное»

7. Рекомендация родителям «какую обувь покупать детям»

Правильный подбор обуви

II

1. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования

Создание необходимой развивающей среды

2. Заучивание пословиц

Знакомство с пословицами о спорте и физкультуре

3. Занятие с детьми «Сохрани свое здоровье сам»

Учить самостоятельно следить за своим здоровьем

4. Игры, которые нас лечат

Способствовать всестороннему, гармоничному, физическому и умственному развитию

5. Консультация для родителей «Какими видами спорта можно заниматься»

Знакомство с видами спорта, которыми можно заниматься дома

6. Занятие с детьми «Подружись с зубной щеткой»

Продолжать знакомить детей с правилами личной гигиены и с методами ухода за зубами

7. Консультация для родителей «Уход за волосами, зубами и телом»

Необходимость гигиенических процедур в семье

8. Круглый стол с родителями «Физическое развитие ребенка в семье и ДОУ»

Ознакомление с методической литературой по физическому развитию ребенка в семье

III

1. Занятие с детьми «Спорт – это здоровье»

Закрепление знаний о различных видах спорта, об олимпиаде

2. Викторина с родителями

«Спорт – это жизнь»

Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях

3. Экскурсия на стадион

Воспитывать стремление заниматься спортом и приобщение к месту проведения спортивных соревнований

4. Занятие с детьми «Осанка – зеркало здоровья»

Учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутым результатам

6. Консультация для родителей «Больше внимания осанке»

Знакомство родителей с причинами нарушения осанки

7. Семейный час «Спортивное развлечение с родителями и детьми»

Побуждать родителей к совместному участию в спортивных соревнованиях

IV

1. Занятие с детьми (лепка человека)

Закрепление знаний о частях тела человека

2. Разработка пакета рекомендаций о здоровом образе жизни

Привлекать детей к созданию советов, рекомендаций для героя (Баба Яга)

3. Занятие с детьми «Скелет и мышцы человека»

Познакомить детей с мышцами и их ролью. Продолжать воспитывать у детей потребность знать о себе и о своем теле

4. Изготовление макета спортивной площадки

Развитие творческого воображения

5. Занятие с детьми «Зачем человек ест»

Познакомить детей с правилами здорового питания

6. Презентация проекта

«Наша традиция – быть здоровыми!»

Подготовка к презентации проекта: распределение ролей между детьми, изготовление костюмов, атрибутов, пригласительных билетов

Приложение

Материалы к родительским собраниям

Анкета для родителей

  • Что беспокоит вас в состоянии здоровья вашего ребенка?
  • Сколько времени проводит ребенок на свежем воздухе в будни, в выходные?
  • Применяете ли вы сами какие-либо закаливающие средства
  • Какие виды закаливания вы проводите?
  • Делаете ли вы сами зарядку по утрам?
  • Каким видом спорта вы увлекаетесь?
  • Как часто вы ходите с детьми на спортивные мероприятия?
  • Что бы вы хотели узнать о возможности оздоровления своего ребенка?
  • Какую помощь вы можете предложить в нашей группе для оздоровления детей?

Сообщение на тему

«Пропаганда здорового образа жизни в семье»

Человеческое дитя – здоровое … развитое … Это не только идеал и

абстрактная ценность, но и практически достижимая норма жизни.

Воспитание детей – большая радость и большая ответственность и большой

труд. Недостаточно обеспечить материальное благополучие – необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, добропорядочности. Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходят его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-

экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных традиций и характера двигательного режима. При недостаточной двигательной активности ребенка неизбежно происходят ухудшение развития двигательной функции и снижение физической работоспособности ребенка. Решающая роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению как самих себя, так и своих детей.

«Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст.18 Закона РФ «Об образовании»).

К сожалению, в силу недостаточно развитого культурного уровня нашего общества здоровье еще не стоит на первом месте среди потребностей человека. Поэтому многие родители не могут служить для ребенка положительным примером здорового образа жизни, так как часто злоупотребляют курением и алкоголем, предпочитают многочасовые просмотры телепередач и видеофильмов закаливанию, занятиям физкультурой, прогулкой на свежем воздухе. Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня, который оптимально сочетает периоды бодрствования и сна детей в течение суток, удовлетворяет их потребности в пище, в деятельности, отдыхе, двигательной активности и др. Кроме этого, режим дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков, приучает их к определенному ритму. У детей важно формировать интерес к оздоровлению собственного организма.

Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, узнает о важности закаливания, движения, правильного питания, сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. Если же ребенка насильно принуждают заниматься физкультурой, а также соблюдать правила гиены, то ребенок быстро теряет интерес к этому. При поступлении ребенка в школу важно учитывать не только его интеллектуальное развитие, но и уровень его физического развития. И нет такой необходимости пичкать ребенка перед школой знаниями. Принцип «не навреди» должен быть заложен в основу воспитания и развития ребенка. Следует помнить, что «раннее обучение» приводит к перегрузкам, отрицательно сказывается на здоровье, провоцирует неврозы и другие нежелательные явления, в результате чего снижается интерес к учебе. Подготовка к школе в детском саду осуществляется не только на занятиях по математике и развитию речи, но и на физкультурных занятиях, на которых у детей формируются необходимые для успешного обучения в школе внимание, мышление память, речь, воображение, тонкая моторика рук, координация движений; а также и в игровой деятельности детей. Для укрепления здоровья и нормализации веса эффективны ходьба и бег, которые предохраняют организм человека от возникновения болезней. Они обладают выраженным тренирующим эффектом и способствуют закаливанию организма.

Что такое закаливание? Смысл закаливания состоит в том, чтобы со временем

с помощью специальных процедур повысить устойчивость человека к охлаждению за счет того, что организм при этом всякий раз будет реагировать целесообразными защитными реакциями – увеличением выработки тепла и уменьшением теплоотдачи. При закаливании одновременно происходит и повышение иммунитета за счет увеличения выработки в организме интерферона и других защитных факторов. Поэтому было бы здорово, если бы закаливание стало общим семейным делом. Заниматься должны уже сейчас, когда ребенок ходит в детский сад. Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми, затем родителям надо хорошо ознакомиться с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду.

Тогда вместе добьемся более высоких результатов в физическом развитии

наших детей.

Игра

в системе оздоровительной и воспитательной работы с детьми

(консультация для родителей)

Важнейшими особенностями воспитательно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении является организация всех режимных моментов соответственно возрасту детей (питание, сон, бодрствование) и формирование предметной среды с целью проведения развивающих физических упражнений и закаливающих процедур. Цель родителей и коллектива ДОУ вырастить ребенка физически здоровым, инициативным, разносторонне развитым как в художественном, так и в эстетическом плане. Свободному развитию дошкольников, формированию у них мотивации к физическому совершенствованию, саморазвитию, адаптации к меняющимся социальным условиям способствует внедрению в практику дошкольного образования модели по воспитанию основ культуры здорового образа жизни. Формирование умения с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям в поведении окружающих становится приоритетным направлением работы с детьми.

Первым и основным видом деятельности ребенка раннего возраста является

совместная игра с членами семьи в домашних условиях и с детьми в коллективе.

Игра как вид деятельности в коллективе для дошкольника является важным фактором в развитии продуктивных видов деятельности: двигательных умений, логического мышления, становления произвольного внимания, развития смысловой памяти. В дошкольном возрасте с развитием речи растут познавательные возможности окружающего мира, усвоение знаний на основе словесных объяснений и наглядных представлений правил игры. Основой развития являются чувственное познание и наглядно-образное мышление. Формирование пространственного представления играет большую роль в психическом развитии ребенка и служит основой для овладения математическими понятиями. В игре у детей развиваются продуктивные виды деятельности, совершенствуется внимание, тренируется воля, личностные отношения, формируются нравственность, внутренняя оценка ситуации, поступка. Дети в коллективной игре учатся умению подчиняться общим правилам игры, строить свои отношения сл сверстниками и незнакомыми взрослыми, что способствует формированию психологической готовности к школьному обучению.

В дошкольном возрасте проявляется стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисованию, конструированию, лепке, рукоделию и др.). Умение ребенка решать задачу методом зрительной ориентировки и практического подбора деталей конструктора или предметов другой предложенной игры является важным показателем его нервно-психического развития.

В старшем дошкольном возрасте развивается воля, совершенствуется

внимание. Ребенок способен оценить ситуацию, выделить позитивные побуждения, отвергнуть безнравственные предложения. Воспитание детей предусматривает привлечение их к обсуждению целей и задач планируемого игрового праздника, оформления помещения для его проведения. Установление положительного эмоционального контакта между детьми при выполнении заданий легкого варианта поддерживает интерес к празднику, доступные задания игрового характера способствуют достижению успеха.

В быту, играх и занятиях, организованных в ДОУ, дети овладевают простыми счетными операциями и математическими понятиями. Это еще одна ступень в становлении ребенка, его умственном развитии, формировании абстрактного мышления.

Развитие ловкости базируется на развитии способности осваивать

координационно-сложные двигательные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Ребенок овладевает новыми разнообразными двигательными навыками и умениями, что развивает функциональные возможности двигательного анализатора.

Для развития ловкости могут быть использованы любые упражнения, но особенно важно включать новые элементы, новые движения. Лучше всего развивают ловкость физические упражнения, при выполнении которых ребенок должен многократно, быстро и эффективно выполнить разнообразные движения. Игры в мяч, прыжки через скакалку, челночный бег, метание с поворотами при изменении пространственных границ, в пределах которых выполняется упражнение, прекрасно развивают быстроту, выносливость, прыгучесть и являются важными средствами развития ловкости. Столь же эффективно изменение способа выполнения упражнения, усложнение задачи посредством дополнительных движений, зеркального выполнения упражнения.

Например, упражнения со скакалкой (прыжки на двух ногах, поочередно на одной ноге, скакалка вращается вперед, назад, прыжки на месте и при беге вперед), упражнения с мячом (отбивание от пола, земли, стенки, броски вверх, отбивание ногой, броски в кольцо, фиксированное на соответствующей возрасту ребенка высоте) и т.д. Мячи могут маленькими, большими, прыгучими, легкими, набивными.

Способствует развитию ловкости создание непривычных условий выполнения упражнений при использовании естественных особенностей места проведения физкультурного занятия, а также использование различных устройств и снарядов.

Разнообразие нагрузок повышает требования к координации движений, которые сводятся к точности и взаимной согласованности движений при внезапном изменении обстановки. В игре развитию ловкости способствует интенсивность движений, сложность задания и количество повторений одного задания.

Силу у дошкольников развивают в пределах необходимой гармонии всех физических качеств. Совершенствуется это качество как необходимый компонент для развития быстроты, выносливости, ловкости при выполнении физических упражнений. С целью развития силы у дошкольников можно рекомендовать различные упражнения: отжимание в упоре, приседание на двух ногах, прыжки на месте и в длину с места, ходьба гусиным шагом, ходьба с подниманием на носки, упражнения с набивными мячами, прыжки на песке, бег с прыжками вверх через 2-3 шага и др. Чередование упражнений в различных сочетаниях поддерживает интерес детей к занятиям, развивает группы мышц туловища, верхних и нижних конечностей. Первыми выполняют упражнения для рук и плечевого пояса, затем – упражнения для ног, туловища и отдельных мышечных групп. Завершаются физкультурные занятия силовыми играми, позволяющими при относительной усталости детей использовать положительный эмоциональный фактор. Силовые упражнения должны занимать по времени не более трети всего физкультурного занятия. Несколько упражнений выполняют по 4-5 раз. Оцениваются силовые качества путем контрольного тестирования.

Движение является результатом сочетания возбуждения и рационального расслабления в мышцах. Отсутствие расслабления ведет к скованности движений, к напряженности. В упражнениях, требующих выносливости, выполнения скоростных движений, отсутствие рационального расслабления приводит к излишней трате сил и способствует более быстрому проявлению утомления и снижению скорости. Движения, применяемые для развития способности к произвольному (рациональному) расслаблению мышц, представлены четырьмя группами:

- свободное раскачивание руками в плечевых и локтевых суставах;

- движения в плечевом поясе за счет поворотов туловища;

- потряхивание руками, поочередное встряхивание ногами;

- расслабленное «падение» туловища, поднятых рук и ног.

Упражнения повторяют 5-6 раз; между ними предусматривают минутный отдых. Основой различных методик овладения произвольным расслаблением мышц в покое являются самовнушение, самоуказания, самоприказы. В дошкольном возрасте детей следует учить выполнять движения легко и свободно.

Равновесие – это способность к сохранению устойчивости положения тела в разнообразных движений (динамическое равновесие) и поз (равновесие в статических положениях). Для развития равновесия используются упражнения с уменьшением площади опоры (на носках, на одной ноге), ограничения ширины дорожки, обозначенной спортивными снарядами и предметами, а также изменение положения центра тяжести тела при подъеме рук, отведении ноги, использовании мячей и других предметов. Частая смена положения центра тяжести тела, переходы от динамической работы мышц тела к спокойной статической позе, остановка после ходьбы или бега, перешагивания через препятствия тренируют ощущение положения тела в пространстве, развивают умение удерживать правильную позу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Наши традиции-быть здоровыми"

Проект  "Наши традиции-быть здоровыми"...

Физкультурно -оздоровительный проект "Наша традиция -быть здоровым"

Физкультурно-оздоровительный проект для детей старшего дошкольного возраста....

Проект "Наша традиция- быть здоровыми" в средней группе.

Проект расчитан на детей средней группы, в соответствии с тематическими неделями по программе "Детство"...

Проект "Наша традиция - быть здоровым"

Дошкольное детство - начальная ступень в образовательной системе нашего государства. Именно в дошкольном детстве закладываются те основы всесторонне развитого ребенка, который затем шагает вверх по ст...

Проект "Наша традиция - быть здоровыми"

Проект направлен на повышение индекса здоровья у детей дошкольного возраста, развития культуры здорового образа жизни в семье....

Проект "Наша традиция - быть здоровыми !"

Данный проект  краткосрочный. В нем содержится планирование деятельности, как образовательной, так и совместной в ходе режимных моментов, направленной на обогащение представлений о ЗОЖ....

План реализации проекта " Наша традиция- быть здоровыми"

Представляю вашему вниманию подробный план релизации проекта  " Наша традиция -быть здоровыми", по всем образовательныи областям....