"Подвижная игра как средство совместной работы инструктора по физической культуре и воспитателя в развитии коммуникативных навыков дошкольников".
статья
Зачем ребенку коммуникативные навыки? Чтобы стать членом общества, быть принятым окружающими, оставаясь самим собой в детском коллективе, испытывать эмоциональный комфорт, который возникает в процессе совместной деятельности и от умения общаться со сверстниками. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в окружающем мире.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.18 КБ |
Предварительный просмотр:
"Подвижная игра как средство совместной работы инструктора по физической культуре и воспитателя в развитии коммуникативных навыков дошкольников".
Зачем ребенку коммуникативные навыки? Чтобы стать членом общества, быть принятым окружающими, оставаясь самим собой в детском коллективе, испытывать эмоциональный комфорт, который возникает в процессе совместной деятельности и от умения общаться со сверстниками. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в окружающем мире.
Коммуникативность — это не отдельное качество личности, а целая совокупность разных навыков. И выражается она в умении общаться с окружающими людьми, взаимодействовать со сверстниками, в способности строить с ними отношения. Одни дети легче сходятся с окружающими, идут на контакт, им проще общаться и со сверстниками, и со взрослыми. Другие испытывают затруднения и дискомфорт. И хотя врождённые качества не стоит сбрасывать со счетов, всё же коммуникативность — это одна из сторон воспитания личности. Это значит, что умение общаться можно и нужно развивать. И взрослые, и сверстники необходимы для нормального развития личности ребенка.
Чтобы развить в ребенке коммуникативные навыки, нужно помочь ему овладеть тремя основами: - желание общаться («Я хочу общаться» - желание вступать в контакт с окружающими);
- знание основ социального общения («Я знаю, как общаться» - умение организовать общение, т.е. умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации);
- собственно умение общаться («Я умею общаться» - знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими).
Если ребенок успешно овладевает этими тремя навыками, то можно сказать, что коммуникативные навыки у него действительно развиты.
В дошкольный период игра – ведущая, основная форма деятельности ребенка. Это объясняется тем, что игра наиболее созвучна с «природой» ребенка, то есть максимально соответствует его возрастным особенностям (реализует потребность ребенка в активности, общения, самостоятельности).
Игровая деятельность развивает как вербальные и невербальные средства общения, так и коммуникативные умения (умение управлять своими эмоциями, умение высказывать свое мнение, умение вызывать желание общаться у партнера).
Как мы это осуществим через подвижную игру? Сама методика обучения подвижным играм направлена на развитие коммуникативных умений. По ходу сбора на игру, объяснения игры происходит непосредственное общение взрослого и ребенка. Здесь идет, главным образом, развитие вербальных средств коммуникации, т.е речи. Во время объяснения дети слушают речь взрослого, воспринимают и анализируют ее. После объяснения игры идет закрепление правил, а значит развитие диалогической речи. Происходит обмен информацией между ребенком и взрослым, т.е взрослый задает вопросы – дети отвечают. Так же коммуникация может идти между детьми, это когда один ребенок объясняет правила другому ребенку или группе детей.
Кроме того, любая подвижная игра, имеет название и текст. За счёт стихов, которые содержатся в игре, у ребёнка 4 – 5 лет развивается вербальные и невербальные средства коммуникации. При повторении стихов у детей расширяется словарный запас, а следственно и активный словарь, идёт обмен между детьми и взрослым, т.к. дети должны вовремя вступать, дружно говорить после определённых слов взрослого. Часто текст игры должен сопровождаться характером персонажа, который дети передают по средствам мимики, жестов и пантомимики. Непосредственно во время игры происходит тактильный контакт между детьми, где каждый ребёнок должен быть эмоционально уравновешен- легонько касаться друг друга, не толкаться. По окончанию игры подводятся итоги, где оценку дает не только взрослый, но и дети, высказывают своё мнение, оценивают себя, друг друга. Так же для развития невербальных средств коммуникации, можно использовать этюды, как подводящий этап к театрализованной, ролевой, подвижной играм. Этюды будут учить ребёнка передавать настроение, повадки, черты того или иного персонажа.
В игровой деятельности развивается потребность в общение. Ребенок сталкивается с необходимостью:
- устанавливать контакты в игре;
- соблюдать нормы поведения;
- приспосабливать свое поведения к конкретной ситуации;
- владеть навыками игровой деятельности.
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношение, соответствуют формированию воли. В играх много юмора, шуток, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми, и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение.
Эффективность работы обусловлена системой взаимодействия со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Работа над развитием коммуникативных умений будет тогда полной, когда будет вестись в интеграции с педагогами ДОУ и родителями.
В подвижных играх все участники уравниваются, для всех принимаются единые правила, что является важным для вовлечения в действия самых застенчивых и малообщительных детей.
В процессе сюжетной подвижной игры ребенок стремиться добиться успеха, подчинить свои желания правилам игры. Так в п/и «Лиса и зайцы», «Бездомный заяц», «Найди свою пару», «Мышеловка», «Хитрая лиса», «Найди свой домик» и др. дети совершенствуют и физические качества - умения ходить, бегать не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве, менять движения по сигналу воспитателя, но и приобретают уверенность в себе, адекватную самооценку. В ходе игры, меняющиеся игровые ситуации и правила заставляют ребенка двигаться с большей скоростью, чтобы догнать кого-то, или быстрее спрятаться в заранее намеченное место (домик, гнездышко), чтобы не быть пойманным, ловко преодолеть элементарные препятствия (подлезть под веревку, рейку, не задевая за них, пробежать между кеглями, не свалив ни одной, обязательно добежать до определенного места и т. д.).
Игры малой подвижности «Море волнуется», «Цветик-семицветик», «Королевство зеркал», «Горячо-холодно», «Ручеек», «Дракон» и др. формируют умение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, учитывать интересы своих партнеров, считаться с их мнением в процессе совместной игры и общении, соблюдать нормы и правила.
Таким образом, подвижные игры помогают дошкольникам развивать коммуникативные навыки, что проявляется в уверенности в себе, адекватной оценке своих возможностей воспитанниками, умении выстраивать отношения со сверстниками, реализовывать цели, делиться своими мыслями и переживаниями, без обиды воспринимать критику, умении преодолевать трудности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»
Как осуществить совместную деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольников при подготовке к физ-ре и при проведении занятий по физической культуре...

Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей
Воспитатель должен проследить за формой одежды, в которой ребенок идет назанятие. На занятия по физкультуре в помещении дети должны быть одеты в футболку без майки, шорты, носки или гольфы, спортивную...

Консультация для воспитателей "«Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»"
laquo;Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя группы дошкольного учреждения по физическому воспитанию детей»...

Консультация "Совместная деятельность инструктора по физической культуре и воспитателя по физическому воспитанию детей"
Физкультурные занятия - это основная форма организации физического воспитания в детском саду. Для того, чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физи...

«НООД, СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ВОСПИТАТЕЛЯ»
laquo;НООД, СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ВОСПИТАТЕЛЯ»...

«Активные формы взаимодействия инструктора по физической культуре и воспитателей с родителями по здоровьесбережению дошкольников из опыта работы».
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень з...

«НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
Статья раскрывает содержание совместной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре ДОУ с детьми с ОВЗ. Целью статьи является описание эффективности использования нейрофизиологических...