«НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВМЕСТНОЙ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»
статья по логопедии (старшая группа)

Кравченко Марина Викторовна

Статья раскрывает содержание совместной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре ДОУ с детьми с ОВЗ. Целью статьи является описание эффективности использования нейрофизиологических игр и упражнений, как одного из приемов взаимодействия специалистов, в сочетании с речевым материалом по формированию лексико-грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_s_fizrukom_2021.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Никитина Л.И.

инструктор по физической культуре

МБДОУ «ЦРР – детский сад « Хрусталик»

г. Абакан, РФ

Кравченко М. В.

учитель - логопед

МБДОУ «ЦРР – детский сад « Хрусталик»

г. Абакан, РФ

        «НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК ОДНА ИЗ ФОРМ СОВЕСТНОЙ РАБОТЫ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Аннотация:

Статья раскрывает содержание совместной работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре ДОУ с детьми с ОВЗ. Целью статьи является описание эффективности использования нейрофизиологических игр и упражнений, как одного из приемов взаимодействия специалистов, в сочетании с речевым материалом по формированию лексико-грамматического строя речи.

Ключевые слова:

Нейрофизиологические упражнения, дети с ОВЗ, лексико-грамматический строй речи, упражнения с мячом, учитель-логопед, инструктор по физической культуре.

Неоспоримо и научно доказана тесная взаимосвязь между состоянием двигательных функций и развитием речи (Павлов И. П., Леонтьев А. Н., Лурия А. Р.), что является немаловажным при работе с детьми, имеющими речевые нарушения, и позволяет задействовать мощные компенсаторные механизмы. Существует множество приёмов и методов работы в данном направлении, одним из которых является нейрофизиологические  упражнения. Такие упражнения направлены на стимуляцию слуха и речи, развитие самоконтроля, точности движений, умственной активности.

   Все нейрофизиологические упражнения делятся на 4 основных группы:

1. Растягивающие (избавление от мышечного напряжения);

2.Энергетические (эмоции и саморегуляция);

3. Повышающие позитивное отношение (стабилизация нервных процессов);

4. Пересекающие среднюю линию тела (интеграция деятельности сразу двух полушарий).

В своей работе с детьми, имеющие речевые нарушения мы заметили, что наибольшие трудности вызывают движения по словесной инструкции. Было принято решение ввести в работу нейрофизиологические упражнения с мячом, в процессе совместной работы инструктора по физической культуре и учителя-логопеда.

Еще немецкий педагог-философ XIX века Фридрих Фребель отнёс шар (мяч) к великим дарам педагогики и назвал его идеальным средством для упражнений. Совместная работа всех анализаторов, которые включаются при выполнении упражнений с мячом, усиливает интеграцию деятельности сразу двух полушарий.

      Первым этапом работы стало определение цели и задач, составление совместного плана, определение приёмов и методов работы. По результатам обследования проведённого в начале учебного года, дети условно были поделены на микро группы, с учётом индивидуальных особенностей развития. Для своей работы мы выбрали упражнения с мячом, пересекающие среднюю линию тела, с использованием речевого материала по формированию лексико – грамматического строя речи.

Хотелось бы отметить, что упражнения с мячом стали одной из форм совместной работы и используются нами один раз в неделю, в течение десяти минут, в конце физкультурного занятия. Упражнения подобраны по принципу от простого к сложному, в сочетании с речевым материалом, согласно лексической темы недели.

Работа над упражнением происходит в несколько этапов:

1 занятие - ознакомление с упражнением, его закрепление;

2 занятие - совершенствование упражнения;

3 занятие - подключение речевого материала.

Далее - использование одного и того же упражнения  с разным речевым материалом.

 Мы составили систему нейрофизиологических игр и упражнений для детей с ОВЗ с учетом возраста, индивидуальных особенностей развития данной группы, согласно тематическому планированию учителя-логопеда и перспективному плану физ. инструктора. Каждая игра в данной системе расписана по трем уровням сложности. Целью системы является не разнообразие используемого оборудования, а его эффективное сочетание. Так же были разработаны рекомендации для родителей с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка группы.

Вот несколько вариантов нейрофизиологических упражнений с использованием речевого материала по формированию лексико– грамматического строя речи:

Игра «Да – нет»

 Игра в парах.

1) Дети катают мяч друг другу правыми руками, затем левыми.

2) Двумя руками.

3) Большим мячом и маленьким одновременно.

 Дети называют предметы по заданной теме, по образцу: «Кошка – нет кошки», «Собака – нет собаки» и т.д.

Игра « Помощники»

Дети перекладывают теннисный мяч из руки в руку, поднимая поочередно правую (левую) ногу, согнутую в колене. Одновременно с движениями необходимо закончить фразу: «Можно стирать платье, носки…» и т.д., « Можно жарить рыбу, картошку…» и т.д.

Игра « Называй-ка»

Дети сидят на фитболах. Необходимо перебросить теннисный мяч из правой руки в левую и одновременно сжать в кулак правую кисть руки, и наоборот. В этот момент проговариваются слова: « Я знаю пять головных уборов: шапка раз, кепка два, шляпа три…» и т.д. Возможны варианты: «Я знаю три части дома», «Я знаю три части дерева» и т.д.

Игра « Путаница»

Игра в паре. Один ребенок держит мяч в правой руке, а другой ребенок в левой. Руки вытянуты вперед. Заранее договариваемся: при движении правой рукой называем слово «лето», левой «зима» (слова согласно теме). Ребенок передают мяч правой рукой в правую руку партнера, (левой в левую). При этом нужно не перепутать и правильно назвать слова «закрепленные» за рукой.

Игра «Каким бывает?»

Ребенок стоит на балансире, подбрасывает два теннисных мяча сразу и произносит прилагательные, отвечая на вопрос: «Какая бывает собака?», «Какое бывает яблоко» и т. д.

На занятиях мы используем мячи разных размеров, цветов и фактур совместно с использованием фитболов, балансиров и др. физ. оборудования. Упражнения выполняются сначала в медленном, а затем в быстром темпе.

        Работа ведётся с нового учебного года в старшей группе компенсирующей направленности. Но уже сейчас заметны положительные результаты: дети более активно включаются в деятельность, повысилось качество двигательных навыков, заметно сократились трудности с переключением с одного вида движения на другой.

Данный вид упражнений очень интересен детям, они с удовольствием делятся новыми навыками со сверстниками, заметно повысилась работоспособность и самооценка. 

Таким образом, сочетание нейрофизиологических игр и упражнений с речевым материалом, в работе с детьми группы компенсирующей направленности, являются эффективным средством совместной, коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Список литературы:

  1. Безруких М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. — М.: Академия, 2002.
  2. Ефимов И.О. Современная нейрофизиология речи и слуха.- С- Пб.,2009;
  3. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ.
  4. Петрухин А. С. Неврология детского возраста. — М.: Медицина, 2004.

– М.: Владос, 2013. – 168 с.

  1. Фарбер Д. А., Дубровинская И. В. Мозговая организация когнитивных процессов в дошкольном возрасте // Физиология человека, 1997. – Т. 23. – № 2. – С. 25-32.
  2. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок / авт. - сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009.

 

Никитина Л.И., Кравченко М.В., 2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: "Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя - логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими ОНР."

В нашем учреждении функционирует логопедичесская группа детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Одной из задач дошкольного учреждения является коррекция отклонений в развитии р...

Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя-логопеда.

Совместная работа инструктора по физической культуре и учителя логопеда....

Конспект интегрированной деятельности инструктора по физической культуре и учителя-логопеда "На арене цирка"

Конспект интегрированной НОД инструктора по физической культуре и учителя-логопеда для детей с речевыми нарушениями. Цель: оптимизация мышечного тонуса;   развитие речевого дыхания, коо...

Конспект интегрированного занятия инструктора по физической культуре и учителя-логопеда

Интегрированное занятие инструктора по физической культуре и учителя -логопеда....

Консультация для инструктора по физической культуре : "Взаимодействие учителя - логопеда и инструктора по физической культуре в системе коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи"

Консультация о преемственности и взаимосвязи в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. О том, что от выбора специалистами наиболее эффективных мер коррекции речевого развития, за...

Взаимодействие инструктора по физической культуре и учителя-логопеда в коррекционно-развивающей работе в группе компенсирующей направленности

Преемственность и взаимосвязь в работе инструктора по физической культуре и учителя-логопеда способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.Коррекцией речевого и о...