“Влияние семьи на формирование привычки к ЗОЖ у дошкольников”
методическая разработка

Петренко Надежда Николаевна

Консультация для педагогов:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_1.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

 “Влияние  семьи на  формирование привычки к  ЗОЖ у дошкольников”


Забота о ЗОЖ — это важнейший труд педагога.

Жизнь в 21 веке ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранение здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни.

Наши дети — это наше будущее. Наша Родина только тогда будет сильной, процветающей и конкурентоспособной страной, когда будет здоровым её подрастающее поколение.

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. Как укрепить и сохранить здоровье детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребёнка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это начинать? Как помочь подрастающему ребёнку реализовать своё право на здоровье и счастливую жизнь? Ответ волнует как педагогов, так и их родителей. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья.

Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни.

Именно в этот  период идёт интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

Вот почему, так важно сформировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте. Формирование потребности в здоровом образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и ребёнка.

 Огромную роль  в формировании ЗОЖ у дошкольников играет его семья

            Здоровый образ жизни закладывается в раннем возрасте и  первая,  главная среда социализации  это семья. Именно Родители формируют первые представления ребёнка о здоровье, гигиене, питании, активности.

Личный пример родителей – ключевой фактор. Дети копируют поведение взрослых. Если в семье приняты прогулки на свежем воздухе, занятия спортом, сбалансированное питание, соблюдение режима дня – велика вероятность, что ребёнок примет это как норму.

Очень важен эмоциональный климат в семье. Стрессы, конфликты, неблагоприятная психологическая атмосфера отрицательно влияют на физическое и психическое здоровье ребёнка.

Большую роль в формировании здорового образа жизни играет питание в семье. Рацион, режим, культура приёма пищи – всё это ребёнок впитывает с ранних лет. Частое потребление фастфуда, сладостей, перекусов на ходу мешает формированию правильных привычек.

Так же важна физическая активность. Если взрослые ведут малоподвижный образ жизни, редко бывают на свежем воздухе, дети перенимают это поведение.

Необходим режим дня. Соблюдение режима сна, отдыха, бодрствования в семье способствует нормальному развитию нервной системы ребёнка.

    Для того, чтобы решить проблему оздоровления детей, необходимо установить доверительно-деловые контакты со взрослыми, участвующими в воспитании. В работе с семьёй выделяется несколько этапов:

    I. Знакомство с родителями, установление с ними доверительных отношений.

        II. Знакомство с жизнью семьи, её интересами, проблемами, трудностями в воспитании здорового ребёнка.

    В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое проводится в начале учебного года и включает в себя следующие вопросы:

  1. Как вы считаете, почему Ваш ребенок болеет? Что, по Вашему мнению, будет способствовать укреплению его здоровья?
  2. Какие виды закаливания Вы используете дома? Занимаетесь ли с ребенком утренней гимнастикой, спортивными играми?
  3. Есть ли у Вас дома спортивный инвентарь или какое-либо оборудование для занятий спортом?
  4. Какие вопросы физического воспитания и оздоравливания детского организма Вас интересуют? Какие формы мероприятий для родителей Вы предлагаете по данным темам?
  5. Посещает ли Ваш ребенок какую-либо спортивную секцию? В чем, на Ваш взгляд, ее польза? Какие секции Вы предлагаете организовать в нашем образовательном учреждении?

III. Формирование установки на сотрудничество. Здесь можно предложить следующие формы работы: после анкетирования и выявления знаний и умений по воспитанию здорового   ребёнка, ознакомление родителей с результатами обследования детей, индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, выставки, открытые занятия.

IV. Организация открытых мероприятий, причём родителям предлагают не только педагогические занятия, но и осуществляют практическую подготовку по вопросам воспитания здорового ребёнка.

    1.   На этом этапе эффективными формами работы с родителями являются: совместные физкультурные досуги, праздники, туристические походы, дни открытых дверей, привлечение родителей к изготовлению инвентаря и оборудования для спортивного зала и физкультурных праздников, демонстрация передового опыта семейного воспитания.

2.Немаловажное значение имеет и проведение родительских собраний, целью которых может служить то, чтобы показать родителям, что физическое воспитание – это основа формирования здорового, крепкого, закалённого, жизнерадостного ребенка, способного к последующей активной творческой деятельности. Физическое воспитание комплексно решает задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания.

3.Ознакомившись с условиями и жизнью семьи, можно сделать вывод, что взрослые по отношению к ЗОЖ и физическому развитию ребенка условно делятся на следующие группы.

   К первой группе относятся взрослые, которые недооценивают             значение физического воспитания детей, не уделяют должного внимания этому вопросу. В этом случае необходима индивидуальная работа с родителями.

 Родители, отнесенные ко второй группе, разделяют взгляды на воспитание у детей потребности в ЗОЖ, но им не хватает знаний и опыта, у них отсутствует желание заниматься ребенком. Большинство родителей с такими установками полагаются на работу детского сада.

Третью группу составляют взрослые, которые с удовольствием занимаются с детьми физкультурой, стремятся воспитать здорового ребенка. Они являются опорой в работе инструктора с родителями, занимают активную позицию в жизни ДОУ. Их опыт можно использовать в работе с другими группами родителей.

     Таким образом, разделив взрослых на условные группы, коллектив ДОУ может осуществить дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников.

 Путями установления сотрудничества со взрослыми первой и второй групп являются:

 - Предоставление возможности наблюдать своего ребенка на групповых и совместных занятиях, праздниках, развлечениях.

  - Проведение групповых консультаций, бесед.

  - Предоставление родителям литературы из педагогической библиотеки ДОУ.

  - Привлечение родителей в оказание помощи при подготовке спортивных мероприятий. (Например, принять участие в судействе соревнований).

Взрослые третьей группы являются опорой инструктора и воспитателя, их опыт в физическом воспитании детей нужно предлагать для изучения и применения всем родителям. Это может быть организация фотовыставки «Делимся семейным опытом воспитания здорового ребенка», организация конкурсов на самые интересные спортивные подвижные игры с участием детей и родителей.

     Закон «Об образовании» в Российской Федерации определяет, что родители являются первыми педагогами своих детей. Поэтому родители совместно с педагогами должны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЫХ ПРИВЫЧЕК У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Сценарий спортивного праздника "Мама.папа.я- спортивная семья"...

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения дошкольников"

Консультация для родителей "Воспитание навыков и привычек культурного поведения дошкольников"...

Воспитание навыков и привычек культурного поведения дошкольников

Статья отражает принципы воспитания навыков и привычек культурного поведения дошкольников в различных видах деятельности и режимных моментах....

Консультация «Формирование привычки ЗОЖ у дошкольников»

В.А. СухомлинскийПривычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и правильно развиваться каждому ребенку. Меняются времена, программы и методики, но формирование при...

«Воспитание навыков и привычек культурного поведения дошкольников»

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки ку...

Подвижная игра как средство формирования привычки безопасного поведения дошкольников на занятиях по физической культуре

Представлен материал, рассказывающий о том, как с помощью подвижных игр можно сформировать привычку безопасного поведения у дошкольников....