"Картотека комплексов оздоровительной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста»
методическая разработка

Завойчинская Ольга Александровна

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Упражнения подобраны в соответствии с особенностями физического развития детей старшего дошкольного возраста, с учетом специфики, места проведения (зал, площадка) и времени года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_kompleksa_zaryadki.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества»

Детский клуб «Чайка»

«Картотека комплексов оздоровительной

гимнастики для детей старшего дошкольного возраста»

Методическое пособие

Упражнения подобраны в соответствии с особенностями физического развития детей старшего дошкольного возраста, с учетом специфики, места проведения (зал, площадка) и времени года.

Пособие адресовано педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольного учреждения, родителям.

Оглавление.

Введение…………………………………………………………………….2

Комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5-6 лет…………...3

Осенний период…………………………………………………………….4

Зимний период……………………………………………………………...5

Весенний период……………………………………………………………6

Список литературы…………………………………………………………7

Введение

«Для соразмеренности, красоты и здоровья

требуется не только образование в области

наук и искусства, но и занятия всю жизнь

 физическими упражнениями и гимнастикой.

Гимнастика есть целительная часть медицины».

Платон

Гимнастика имеет большое оздоровительное значение при условии систематического ее выполнения детьми. Физические упражнения выполняют утром на занятиях в дополнительном образовании, после дневного сна в детском саду (при соблюдении режима), во второй половине дня на прогулке и в помещении. Построение комплексов оздоровительной гимнастики должно опираться на основные структурные принципы и соответствовать общепринятой схеме. Как правило, комплексы гимнастики включают различные виды ходьбы и бега (иногда несложные

игровые задания); общеразвивающие упражнения с предметами (кубики, мячи, кегли, палки и т.д.) и без них, подвижные игры малой и средней активности.

Ходьба и бег в начале гимнастики – это небольшая разминка, затем дети выполняют упражнения общеразвивающего характера для мышц спины, плечевого пояса, живота и ног.

Упражнениям общеразвивающего характера отводиться основная роль (по объему и значимости). Их многофункциональность способствует оздоровлению организма, развивает силы мышц, подвижность суставов, формирует правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. Правильное соблюдение исходных положений – обязательное условие при выполнении каких-либо гимнастических упражнений. Объяснение и показ упражнений педагогом должны быть четкими и краткими. Особенно нежелательна длительная статистическая поза, что отрицательно сказывается на осанке в целом и в основном формировании свода стопы ребенка.

Игровые задания, подвижные игры малой и средней активности служат дополнением к двигательной нагрузке оздоровительного комплекса, вносят разнообразие и доставляют детям радость и удовольствие.

В заключение комплекса, как правило, проводится ходьба в умеренном темпе или несложные игровые задания для приведения всех функций и систем организма детей в относительно спокойное состояние.

В зависимости от физической подготовленности группы детей, условий и места проведения оздоровительной гимнастики (зал, площадка) можно вносить в комплексы изменения и дополнения. Главное, чтобы дети были здоровы, бодры, веселы и занимались с удовольствием.

Предлагаемые в пособии комплексы оздоровительной гимнастики для детей 5-6 лет разработаны с учетом специфики проведения упражнений в осенний, зимний, весенний периоды.

Комплексы утренней гимнастики для детей 5-6 лет.

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо владеют основными видами движений, они способны самостоятельно выполнять задания по показу педагога. Поэтому приемы проведения утренней гимнастики усложняются. Имитационные упражнения включаются редко, чаще используются пособия: обручи, палки, мячи, веревка; дети могут выполнять упражнения с двумя однородными предметами.

Начинается утренняя гимнастика с ходьбы с различными заданиями на внимание: например, по сигналу изменить вид ходьбы. Для профилактики плоскостопия продолжают использовать ходьбу на носках, на пятках. Вводится новое упражнение для стоп – ходьба по-медвежьи, – которое требует медленного темпа выполнения и повышенного внимания к осанке детей: спина должна быть выпрямлена, смотреть следует вперед, а не вниз, руки в стороны или на поясе (для усложнения).

В утреннюю гимнастику включаются сложные виды бега – широкий, размашистый, с ускорением и замедлением темпа, со сменой направления. Сложные виды бега даются в начале комплексов. Завершает зарядку обычный бег.

Виды прыжков:

  • на двух ногах с продвижением вперед;
  • поочередные подскоки на правой и левой ноге;
  • прыжком ноги в стороны, вместе, перекрестно.

Длительность утренней гимнастики — 8-10 минут.

Комплексы состоят из 5-6 упражнений.

Упражнения повторяются 6-8 раз.

Взрослый показывает движение или его части, если упражнение сложное. В большинстве случаев взрослый только напоминает, объясняет, указывает, как выполнять упражнение:

• оттягивать носки ног;

• стоять, сидеть или лежать в подтянутой позе и т.д.;

• взрослый обращает внимание детей на качество движения, напоминает

правила дыхания.

Если утренняя гимнастика проходит в хорошем темпе, весело и увлекательно, то у ребенка появляется осознанное желание участвовать в зарядке, как в любимой игре. Это формирует у дошкольника привычку к ежедневным упражнениям.

Осенний период

Комплекс утренней гимнастики №1

(сентябрь)

Вводная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Ходьба на носках (20 сек)

Ходьба на наружной стороне стопы (20 сек)

Медленный бег (20 сек)

Бег змейкой (20 сек)

Ходьба в колонне по одному (20 сек)

Перестроение в колонну по два

Основная часть без предметов

1. «Солнышко»

 И.П. – о.с.

 1-2 – руки через стороны вверх;  3-4 – и.п.

2. «Мельница»

И.П. – о.с.

 1-4 – круговые движения руками назад

3. «Сдуй пушок»

И.П. – лежа на спине, руки в стороны

 1-3 – приподнять голову, подуть на стопы

 4 – и.п.

4. «Плавание»

И.П. – лежа на животе, руки под подбородком

 1-3 – приподнять руки и ноги, движение руками

 и ногами вверх-вниз;  4 - и.п.

5. «Березка»

И.П. – стоя на коленях

 1-2 – отклониться назад;  3-4 – и.п.

Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (20 сек)

Спокойная ходьба по залу (20 сек)

Проверка осанки перед зеркалом.

Комплекс утренней гимнастики №2

(октябрь)

Вводная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Ходьба на пятках (20 сек)

Ходьба перекатом с пятки на носок (20 сек)

Ходьба на наружной стороне стопы (20 сек)

Медленный бег (20 сек)

Бег змейкой (20 сек)

Ходьба в колонне по одному (20 сек)

Перестроение в колонну по два

Основная часть с гимнастическими палками

1. «Регулировщик»

И.П. – стойка «узкой дорожкой», палка в

опущенных руках внизу.

 1 – руки вверх; 2 – палку на плечи

 3 – руки вверх;  4 – и.п.

2. «Приседание»

И.П. – стойка, палка перед грудью

 1-3 – присед, палка вперед;  4 – и.п.

3. «Велосипед»

И.П. – лежа на спине, палка перед грудью

 1-3 – круговые движения ногами вперед; 4 – и.п.

4. «Выше ногу»

И.П. – лежа на спине, руки вверх

 1-4 – поочередное поднимание прямых ног

5. «Лягушка»

И.П. – лежа на животе, руки согнуты под углом 90º

 1-3 – приподнять верхний отдел туловища и ноги

 4 – и.п.

6. «Плавание»

И.П. – тоже

 1-3 руки вытянуть вперед, ноги приподнять, движение ногами вверх-вниз

 4 – и.п.

Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (20 сек)

Спокойная ходьба по залу (20 сек)

Проверка осанки перед зеркалом.

Комплекс утренней гимнастики №3

(ноябрь)

Вводная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Ходьба на носках (20 сек)

Ходьба на пятках (20 сек)

Ходьба приставными шагами (20 сек)

Ходьба с выполнением заданий (20 сек)

Медленный бег (20 сек)

Подскоки (20 сек)

Ходьба в колонне по одному (20 сек)

Перестроение в колонну по два

Основная часть с кольцом

1. «Регулировщик»

И.П. – стойка, кольцо вниз

 1 – руки вперед; 2 – руки вверх

 3 – руки вперед; 4 – и.п.

2. «Присядем»

И.П. – стойка, кольцо перед грудью

 1-2 – полуприсед, руки вперед; 3-4 – и.п.

3. «Уголок»

И.П. – лежа на спине, руки за головой

 1-3 – поднять ноги вверх, коснуться кольцом колен

 4 – и.п.

4. «Мостик»

И.П. – лежа на спине, кольцо в руках на животе

 1-3 – приподнимание таза; 4 – и.п.

5. «Передай кольцо»

И.П. – лежа на животе, руки в стороны, кольцо в правой руке.

 1-3 – приподнять верхнюю часть туловища, передать кольцо сзади в левую руку; 4 – и.п., кольцо в левой руке,

 5-8 – тоже, передать кольцо сзади в правую руку

6. «Сядь красиво»

И.П. – стойка на коленях, кольцо на голове

 1-2 – сесть на пятки; 3-4 – вернуться в и.п.

Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (20 сек)

Спокойная ходьба по залу (20 сек)

Проверка осанки перед зеркалом

Зимний период

Комплекс утренней гимнастики №4

 (декабрь)

Вводная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Ходьба на пятках (20 сек)

Ходьба с высоким подниманием бедра (20 сек)

Медленный бег (20 сек)

Бег змейкой (20 сек)

Ходьба в колонне по одному (20 сек)

Перестроение в колонну по два

Основная часть с массажным мячом

1. «Растем большие»

И.П. – стойка, мяч в правой руке

 1 – руки в стороны

 2 – передать мяч над головой в левую руку

 3 – руки в стороны

 4 – стойка, мяч в левой руке

 5-8 – тоже, передать мяч в правую руку

2. «Развиваем равновесие»

И.П. – тоже

 1-3 – поднять согнутую в колене ногу, передать

мяч под коленом в левую руку

 4 – стойка, мяч в левой руке

 5-8 – тоже, передать мяч в правую руку

3. «Прокати мяч»

И.П. – упор сидя, мяч под правой стопой

 1-4 – прокатывание мяча вперед-назад правой

стопой;  5-8 – тоже левой

4. «Потянись»

И.П. – сед, ноги врозь, мяч в обеих руках на

полу между ног

 1-4 – прокатывая мяч руками вперед,

наклониться и потянуться; 5-8 – вернуться в и.п.

5. «Пистолет»

И.П. – лежа на спине, мяч в прямых руках вверху

 1-3 – поочередное сгибание и

разгибание приподнятых ног;  4 – и.п.

6. «Ножницы»

И.П. – лежа на животе, руки с мячом под подбородком

 1-3 – приподнять ноги, движение ног вправо-влево

 4 – и.п.

Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (20 сек)

Спокойная ходьба по залу (20 сек)

Проверка осанки перед зеркалом.

Комплекс утренней гимнастики №5

 (январь)

Вводная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Ходьба с высоким подниманием колена (20 сек)

Ходьба змейкой (20 сек)

Ходьба на носках (20 сек)

Ходьба на пятках (20 сек)

Медленный бег (20 сек)

Бег в разных направлениях (20 сек)

Бег с изменением темпа (20 сек)

Ходьба в колонне по одному (20 сек)

Перестроение в колонну по два

Основная часть с ленточками

1. «Акробат»

И.П. – стойка, ленточка в опущенных руках

 1-4 – перевести руки за спину

2. «Гуси»

И.П. – широкая стойка, ленточки вниз

 1-3 – полунаклон вперед, ленточки назад-в стороны,

 сказать «ш-ш»; 4 – и.п.

3. «Короткие ножки и длинные»

И.П. – упор сидя

 1 – согнуть ноги; 2 – выпрямить ноги;  3-4 – тоже

 4. «Вверх и вниз»

И.П. – лежа на спине, ленточки вверх

 1-3 – подтянуть согнутые ноги к себе; 4 – и.п.

5. «Ласточка»

И.П. – лежа на животе, ленточки в руках в стороны

 1-3 – приподнять верхний отдел туловища, руки в стороны, прямые ноги;  4 – вернуться в и.п.

Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (20 сек)

Спокойная ходьба по залу (20 сек)

Проверка осанки перед зеркалом.

Комплекс утренней гимнастики №6

(февраль)

Вводная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Ходьба на носках (20 сек)

Ходьба с выполнением заданий (20 сек)

Медленный бег (20 сек)

Бег с изменением темпа (20 сек)

Ходьба в колонне по одному (20 сек)

Перестроение в колонну по два

Основная часть с массажным мячом

1. «Подними мяч»

И.П. – стойка, мяч перед грудью

 1-3 – мяч вверх, посмотреть на него; 4 – и.п.

2. «Наклоны»

И.П. – сед, ноги врозь, руки на мяче, впереди

 1-4 – прокатить мяч вперед, наклон вперед

 5-8 – вернуться в и.п.

3. «Ножницы»

И.П. – лежа на спине, мяч вверх

 1-3 – попеременное движение ногами вверх-вниз

 4 – и.п.

 4. «Плавание»

И.П. – лежа на животе, руки с мячом вперед

 1-3 – приподнять верхний отдел туловища, и руки с мячом, движения ногами вверх-вниз; 4 – и.п.

5. «Высоко-низко»

И.П. – стойка на коленях, мяч перед грудью

 1-2 – сесть на пятки; 3-4 – вернуться в и.п.

Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (20 сек)

Спокойная ходьба по залу (20 сек)

Проверка осанки перед зеркалом.

Весенний период

Комплекс утренней гимнастики №7

(март)

Вводная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Ходьба на носках (20 сек)

Ходьба на наружных сторонах стопы (20 сек)

Ходьба с изменением направления (20 сек)

Медленный бег (20 сек)

Бег в разных направлениях (20 сек)

Ходьба в колонне по одному (20 сек)

Перестроение в колонну по два

Основная часть с гантелями

1. «Регулировщик»

И.П. – узкая стойка, гантели вниз

 1 – гантели вперед; 2 – гантели вверх

 3 – гантели в стороны; 4 – и.п.

2. «Бабочка»

И.П. – лежа на спине, руки с гантелями

вдоль туловища

 1-4 – руки через стороны вверх

 5-8 – руки через стороны вниз

3. «Махи»

И.П. – лежа на спине, правая рука с гантелью

вверх, левая вниз

 1-2 – смена положений рук; 3-4 – вернуться в и.п.

 4. «Лягушка»

И.П. – лежа на животе, руки согнуты под

углом 90º, голова на подбородке

 1-3 – приподнять верхний отдел туловища и руки

 4 – и.п.

5. «Березка»

И.П. – стоя на коленях, гантели вниз

 1-2 – отклониться назад; 3-4 – вернуться в и.п.

Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (20 сек)

Спокойная ходьба по залу (20 сек)

Проверка осанки перед зеркалом.

Комплекс утренней гимнастики №8

 (апрель)

Вводная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Ходьба на пятках (20 сек)

Ходьба с высоким подниманием колена (20 сек)

Ходьба приставными шагами правым-левым

 боком (20 сек)

Медленный бег (20 сек)

Бег с изменением темпа (20 сек)

Бег врассыпную (20 сек)

Ходьба в колонне по одному (20 сек)

Перестроение в колонну по два

Основная часть с мешочками

1. «Передай мешочек»

И.П. – стойка, мешочек в правой руке

 1 – руки в стороны

 2 – передать мешочек над головой в левую руку

 3 – руки в стороны;  4 – стойка, мешочек в

левой руке

 5-8 – передача мешочка в правую руку

2. «Стульчик»

И.П. – лежа на спине, мешочек вверх

 1-3 – приподнять согнутые ноги вверх; 4 – и.п.

3. «Ванька-встанька»

И.П. – то же (лежа на спине, мешочек вверх)

 1-3 – махом рук и ног сесть, мешочек вверх; 4 – и.п.

 4. «Кораблик»

И.П. – лежа на животе, мешочек на шее

 1-3 – приподнять верхний отдел туловища, руки вперед, прямые ноги вверх; 4 – и.п.

5. «Березка»

И.П. – стоя на коленях, мешочек на голове

 1-2 – отклониться назад; 3-4 – вернуться в и.п.

Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (20 сек)

Спокойная ходьба по залу (20 сек)

Проверка осанки перед зеркалом.

Комплекс утренней гимнастики №9

(май)

Вводная часть

Ходьба обычная (20 сек)

Ходьба на пятках (20 сек)

Ходьба с высоким подниманием колена (20 сек)

Ходьба приставными шагами правым-левым боком (20 сек)

Медленный бег (20 сек)

Бег врассыпную (20 сек)

Бег с изменением темпа (20 сек)

Ходьба в колонне по одному (20 сек)

Перестроение в колонну по два

Основная часть с обручем

1. «Посмотри в окно»

И.П. – стойка, обруч внизу в обеих руках

 1 – обруч вперед

 2 – обруч вверх, посмотреть на него

 3 – обруч вперед; 4 – и.п.

2. «Приседания»

И.П. – стойка, обруч на плечах сзади

 1-3 – присед; 4 – и.п.

3. «Обруч на колени»

И.П. – лежа на спине, обруч вверх

 1 – поднять прямые ноги вверх

 2 – согнуть ноги, положить обруч на ноги

 3 – выпрямить ноги, обруч на пол;  4 – и.п.

 4. «Покажи обруч»

И.П. – лежа на животе, обруч в согнутых руках

 1-3 – приподнять верхний отдел туловища, руки вперед; 4 – и.п.

5. «Ходьба по обручу»

И.П. – стоя на обруче, средним отделом стопы, руки сзади в замок

 1-4 – ходьба приставными шагами по обручу вправо

 5-8 – ходьба приставными шагами по обручу влево

Заключительная часть

Бег врассыпную по залу (20 сек)

Спокойная ходьба по залу (20 сек)

Проверка осанки перед зеркалом.

Список литературы

  1. Аверина И.Е. – Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практ. пособие / И.Е. Аверина. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 144 с.
  2. Акбашев Т.Ф. – Первые шаги в «Педагогику жизни». Издательство ТОО «Вервия», г. Челябинск, 1995 г. –89 с.
  3. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  4. Борисова М.М. – Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. – метод. пособие / Марина Борисова. – Москва: Обруч, 2014. – 256 с.
  5. Вареник Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
  6. Образование, творящее здоровье. Санология и валеологияв учебном процессе. Методическое пособие для педагогов. – Ростов-на-Дону, - 1994. – 71 с.
  7. Тихомирова Л.Ф. – Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников / художник В.Х. Янаев. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.
  8. http://conf.pskovedu.ru/?project_id=6198
  9. http://nsportal.ru/detskiy-ad/fizkultura/2016/11/24/kartotekakompleksov-ozdorovitelnoy-gimnastiki-i-metodicheskih
  10. http://www.maam.ru/detskijsad/kompleksy-utrenei-gimnastikivo-vtoroi-mladshei-grupe-400377.html
  11. https://doc4web.ru/pedagogika/kompleksi-utrenney-gimnastikina-god-mladshaya-gruppa-goda.html

Рекомендуемая литература для дополнительного ознакомления

  1. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленч. Сост. В. И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
  2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: Кн. для работников дошк. учреждений / Е.М. Белостоцкая, Т.Ф. Виноградова, Л.Я. Каневская, В.И. Теленчи; Сост. В.И. Теленчи. – М.: Просвещение, 1987. – 143 с.
  3. Голубева Л.Г. – Гимнастика и массаж для самых маленьких: Пособие для родителей и воспитателей. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
  4. Как сохранить сердце ребенка здоровым / В.Н. Безобразова и др. – М.: Вентана – Графф, 2003. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста"

В картотеку входят комплексы упражнений утренней гимнастики для детей старшей и подготовительной группы. В комплексы включены общеразвивающие упражнения с предметами и без, упражнения на дыхание....

Картотека комплексов утренней гимнастики для детей разного дошкольного возраста.

Сдесь вы сможете тот или иной комплес утренней гимнастики в соответствии с потребностями ваших детей....

картотека комплексов утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

В данной картотеке прописаны комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста. В нее включены по два комплекса на каждый месяц учебного года....

Картотека "Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста"

В картотеку входят комплексы упражнений утренней гимнастики для детей старшей и подготовительной группы. В комплексы включены общеразвивающие упражнения с предметами и без, упражнения на дыхание...

Картотека комплексов утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Картотека комплексов утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста ...