Картотека комплексов зрительной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста
картотека (старшая группа)

Петрова Наталья Владимировна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksy_zritelnoy_gimnastiki_dlya.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексы зрительной гимнастики  для детей

с нарушением зрения старшего дошкольного возраста.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня от 3-х до 5-ти минут. Важно проводить гимнастику индивидуально, в бытовой, игровой деятельности, на прогулке, перед занятиями, во время занятий, между занятиями. В общей сложности воспитателями зрительная гимнастика проводится до 6 раз в день во всех возрастных группах.

   Рекомендуются следующие упражнения для зрительной гимнастики (двигаются только глаза, голова неподвижна):

- вправо – влево;

- вверх – вниз;

- далеко – близко (удалять и приближать предмет);

- по кругу – слева – направо;

- по диагонали – снизу – вверх;

- по диагонали – сверху – вниз.

   Показ предмета для зрительной гимнастики осуществляется в медленном темпе, чтобы ребёнок до конца проследил движение предмета, который должен быть крупным, ярким. Глаза должны двигаться по широкой, большой амплитуде. Предмет показывается чуть выше уровня глаз впереди сидящих детей. Он не должен сливаться по цвету с одеждой педагога и окружающей обстановкой. При выполнении зрительной гимнастики дети с низкой остротой зрения стоят перед педагогом, остальные располагаются дальше.

Для гимнастики можно использовать также мелкие индивидуальные предметы и проводить её по словесным указаниям: посмотри вверх, вниз и т.п. необходимо учитывать быстроту реакции детей и соответственно этому выбирать для проведения гимнастики игрушки или словесную инструкцию. Следует отмечать старание, желание детей работать и результаты работы. Хорошо подбирать предметы в соответствии с тематикой занятий. Например, при изучении насекомых для зрительного ориентира можно использовать фигурку яркой бабочки и т.п.

   Гимнастика для глаз показана всем, кто страдает глазной патологией, испытывает зрительное напряжение, а также для профилактики расстройств при нагрузке на глаза. Гимнастика восстанавливает зрение при спазме аккомодации, зрительном утомлении.

1.«Прогулка по лесу»

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали! – (ходьба детей по группе)

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики погрели. - смотрят вверх на солнце, движение «фонарики»

Бабочки там пролетали, - имитируют бабочку

Крылышками помахали.

Хлопнем 1, 2, 3, 4, 5- хлопают в ладоши

Надо нам букет собрать.

Раз присели, два присели, - приседают

Ландыши в руках запели. - имитируют букет в руках

Вправо звон«Динь-дон, динь-дон»! - наклоны с букетом в стороны

Влево звон«Динь-дон, динь-дон»!

Села нам на нос пчела - указывают пальцем траекторию полета пчелы на нос и прослеживают взглядом

И слетела вниз она.

Пробегают муравьи!

Ну-ка посчитаем их! - показывают пальцем вниз и считают

Раз, два, три, четыре, пять.

Убежали все опять! - разводят руки в стороны

Мы листочки приподняли,

Ягодки в ладонь собрали. - приседают, имитируя сбор ягод

Одна, две, три, четыре, пять. - кладут ягодки в рот, прослеживая взглядом движения руки

Шесть, семь, восемь, девять, десять!

Ах, как ягодки красны!

Очень вкусные они

Хорошо мы погуляли - покачивают головой

И немножечко устали. Разводят руки в стороны и садятся на свои места

2. «Это я»

Это глазки. Вот, вот. Это ушки. Вот, вот.Это нос. Это рот. Там спинка, тут живот.Это ручки. Хлоп, хлоп. Это ножки. Топ, топ. Ой, устали! Вытрем лоб.ДвиженияПоказывают сначала левый глаз, потом -правый. Берутся сначала за мочку левого уха, потом правого. Левой рукой показывают рот, правой — нос. Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот. Протягивают обе руки, потом два раза хлопают. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают. Правой ладонью проводят по лбу.

3. «Ах, как долго мы играли»

Ах, как долго мы играли, Глазки у ребят устали.(Поморгать глазами)Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево – вправо)Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.)Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками)В классе радугу построим,Вверх по радуге пойдем,(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх – влево)Вправо, влево повернем,А потом скатимся вниз,(Посмотреть вниз)Жмурься сильно, но держись.(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

4. «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг.

5. Физминутка «Бабочка»

Спал цветок(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)И вдруг проснулся,(Поморгат ь глазами)Больше спать не захотел,(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)Встрепенулся, потянулся,(Руки согнуты в стороны (выдох)Взвился вверх и полетел.(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

6. «Стрекоза»

Вот какая стрекоза, как горошины глаза. Влево — вправо, назад — вперед. Ну, совсем как вертолет.(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3—4 раза).

7. «Сова»

В лесу темно,Все спят давно.(Дети изображают спящих)Все птицы спят…Одна сова не спит,Летит, кричит.(Дети делают взмахи руками)Совушка – сова,Большая голова.На суку сидит,Головой вертит.(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)Во все стороны глядит,Да вдруг как полетит.

(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте)

8. «Дождик»

Капля первая упала – кап! - сверху пальцем показывают траекторию ее движения

И вторая прибежала – кап! - то же самое

Мы на небо посмотрели, - смотрят вверх

Капельки кап-кап запели,

Намочились лица,

Мы их вытирали, - вытирают лицо руками

Туфли – посмотрите –

- показывают руками вниз и смотрят

Мокрыми стали.

Плечами быстро поведем- движения плечами

И все капельки стряхнем.

От дождя мы убежим,

Под кусточком посидим. - приседают

9.«Зарядка»

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку. - встают руки на поясе

Руки в стороны, - данное движение

Согнули,

Вверх подняли,

Помахали, - данное движение

Спрятали за спину их, - прячут за спину руки и оглядываются попеременно

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще.

Дружно присели

Пяточки задели- приседают и охватывают пятки руками

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз

- выполняют данное движение

10.«Самолет»

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет. - смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим самолетом

Правое крыло отвел,

Посмотрел. - отводят руки попеременно и прослеживают взглядом

Левое крыло отвел,

Поглядел.

Я мотор завожу- делают вращательное движение перед грудью и прослеживают взглядом

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

- встают на носочки и выполняют летательное движение

Возвращаться не хочу.

11.«Жук»

В группу к нам жук влетел,

Зажужжал и запел; «Ж-ж-ж-ж», - грозят пальцем

Вот он вправо полетел,

- указывают рукой направление и прослеживают движение

Вот он влево полетел,

- правой рукой направление движения к носу со стороны

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, - направление движения вниз и приседание

Не дадим ему присесть.

Жук наш приземлился.

Зажужжал и закружился - делают вращательное движение руками типа волчка и встают

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж.

Жук, вот правая ладошка- поочередно протягивают руки и смотрят на них

Посиди немножко

Жук наверх полетел

И на потолок присел. - поднимают руки вверх и смотрят

На носочки мы привстали- приподнимаются на носочки и вытягивают руки вверх

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно- хлопки над головой

Хлоп-хлоп-хлоп,

Чтобы улететь он смог

Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж- имитируют полет жука и садятся на стульчики

12. «Ладошки»

Где ваши ладошки? (воспитатель)

Тут – тут – тут! (дети) - дети показывают руки, сложенные в кулачки

Здесь и пальчики живут! - раскрывают кулачки и показывают пальчики в движении

Пальчики трудились

Лепили, - сгибают и разгибают пальцы, имитация лепки

Рисовали, - имитация рисования

Строили, - имитация строительства – рука подкладывается под руку

Играли- «фонарики» руками

А потом устали- медленно опускают руки на стол

  1.  «Цветы»

 Раз-два-три, - из И. П. сидя, дети медленно приподнимаются, поднимают руки вверх и раскрывают ладони с растопыренными пальцами, имитируя цветы

Выросли цветы

К солнцу потянулись высоко, - тянутся на носочках, смотрят вверх

Стало им приятно и тепло!

Ветерок пролетал, стебельки раскачал. - ребенок-ветер пролетает среди цветов

Влево качнулись – низко пригнулись- наклоны в сторону попеременно

Вправо качнулись – низко пригнулись.

Ветерок, убегай, и цветы не ломай! - убегает ветер

Пусть они растут, цветут, - имитируют цветы, движения руками, улыбаются

Радость детям принесут!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека "Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста"

В картотеку входят комплексы упражнений утренней гимнастики для детей старшей и подготовительной группы. В комплексы включены общеразвивающие упражнения с предметами и без, упражнения на дыхание....

картотека комплексов утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

В данной картотеке прописаны комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста. В нее включены по два комплекса на каждый месяц учебного года....

Картотека "Комплексы утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста"

В картотеку входят комплексы упражнений утренней гимнастики для детей старшей и подготовительной группы. В комплексы включены общеразвивающие упражнения с предметами и без, упражнения на дыхание...

Картотека комплексов утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Картотека комплексов утренней гимнастики для детей старшего дошкольного возраста ...

Картотека зрительной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста

Картотека зрительной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста...

Картотека зрительной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста.

     Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Глаза считаются из...