Мастер - класс "Самомассах как средство укрепления здоровья дошкольников"
консультация (старшая группа)

Иванова Зинаида Ивановна

Раскрыть суть зож технологии игрового самомассажа,  и его роль в физическом развитии детей дошкольного возраста. Познакомить участников с элементами игрового самомассажа и методикой его проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesstuplenie_samomassazh.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Самомассаж как средство укрепления здоровья дошкольников»

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности и мастерства педагогов через освоение технологии применения игрового самомассажа в практике работы с детьми дошкольного возраста.

 Задачи:

Раскрыть суть здоровьесберегающей технологии игрового самомассажа и ее роли в физическом развитии детей дошкольного возраста. 

Познакомить участников мастер-класса с элементами игрового самомассажа и методикой его проведения.

Вовлечь педагогов в совместную деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;

Активизировать самостоятельную работу педагогов по изготовлению пособий для проведения игрового самомассажа;

Побуждать педагогов использовать новые формы и методы здоровьесберегающей технологии при организации работы с детьми.

      Добрый день, уважаемые педагоги! Я очень рада нашей встрече! Тема нашего мастер-класса «Элементы игрового самомассажа в здоровьесберегающей технологии».

Сегодня мы с вами рассмотрим элементы игрового самомассажа в здоровьесберегающей технологии, попробуем применить знания на практике и изготовить пособия для проведения игрового самомассажа. Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.

II. Информационная часть.

Для начала, попробуем разобраться: что же такое технология игрового самомассажа, зачем он нужен, и как его применять на практике.

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения.

Приемы самомассажа проводят в такой последовательности: поглаживание, растирание, разминание и вибрация (потряхивание).

Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи.

Задачи самомассажа:

  • Воспитывать интерес к оздоровительному массажу.
  • Обучать элементам массажа.
  • Закреплять технику выполнения различных видов игровых массажей.
  • Повышать сопротивляемость организма к простудным заболеваниям.
  • Предотвращать простудные заболевания путем воздействия на активные точки.
  • Развивать интеллектуальные функции.
  • Развивать двигательную память.
  • Воспитывать бережное отношение к своему телу.
  • Развивать коммуникативные навыки и тактильное восприятие.

Виды самомассажа:

  • Игровой самомассаж — нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам. «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
  • Самомассаж Су-Джок шарами.

В своей работе по здоровьесбережению я активно использую элементы игрового самомассажа в различных видах деятельности: физкультминутки, динамические паузы, игры на прогулках и т.д.

«Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с текстовым и музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение, самомассаж оказывает общеукрепляющее воздействие на весь детский организм.

Перед проведением игрового самомассаж педагогу следует попробовать выполнить все упражнения  на себе. В этом случае дети легко их повторять по показу.

Используются массажные движения ладонями по всему телу, начиная от кончиков ушей и заканчивая пальцами ног: поглаживание, растирание, лёгкое надавливание, пощипывание, похлопывание, сгибание, разгибание пальчиков, как всех, так и поочерёдно, а также с помощью разнообразных предметов – раздражителей (природный материал (шишки, орехи, горох, фасоль, камушки); зубные щетки и щетки для волос; массажные мячики; прищепки; карандаши; бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них), не наносящие вреда кожным покровам.

Я приглашаю желающих занять места и принять участие в моем мастер – классе.

Используя карточку №1, вы самостоятельно можете сделать самомассаж лица (используем влажные салфетки для рук).

Начинать следует с прогревающих движений, делающих мышцы более податливыми, а движения безболезненными.

Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом), а так же на развитие речи.

Проводя самомассаж лица, мы учим детей расслаблению мышц лица, способствуем регуляции кровообращения, улучшаем эластичность мышц.

Уважаемые участники фокус – группы, у вас все получилось? Надеюсь, что этот самомассаж улучшил эластичность мышц и регуляцию кровообращения.

Используя карточку №2, вы можете сделать самомассаж ушей.

В своей практике я очень часто применяю аурикуломассаж.

Это массаж ушной раковины, который активизирует работу всего организма. Ухо человека по форме напоминает продольный разрез больших полушарий мозга. Учеными замечено, что, если ребенку 2 — 3 раза в день проводить массаж ушных раковин, он меньше болеет, лучше развивается, нормализуется работа многих систем организма, а так же является незаменимым средством для профилактики простудных заболеваний.

Уважаемые участники фокус – группы, у вас все получилось, но что бы меньше болеть, такой массаж надо будет делать 2 -3 раза в день.

Внимание фокус - группа, у вас на столе лежат мячики - «ёжики» или мяч – су-джок. Возьмите их в руки, и легкими движениями покатайте его по рукам, плечам.

Массажный мячик предназначен для микромассажа.   Шипы на его поверхности при перекатывании воздействуют на нервные окончания, улучшают приток крови и стимулируют кровообращение. Игры с массажными мячиками можно проводить как по телу малыша, так и используя только руки. Эти мячики легко умещаются в детской ладошке, что позволяет с ними весело играть и развивать мелкую моторику рук. Детям очень нравится играть с этими мячиками.

В настоящее время в продаже появилось большое множество специальных массажеров для самомассажа, но изготовить их можно и без особых финансовых затрат, самостоятельно, используя природный и бросовый материал (пробочки, старые фломастеры, колпачки от них).

Перед вами, уважаемая фокус – группа, на столе находится коробка с бросовым и природным материалом. Предлагаю, вам, сейчас используя карточки №3 №4 сделать массажеры из бросового и природного материала. Вы можете проявить творчество и добавить что-то своё.

В своей практике, я использую различные массажеры из бросового и природного материала, изготовленные мной, моими коллегами, родителями и детьми.

 «Массажные коврики – дорожки», которые мы ежедневно используем в целях оздоровительной работы после дневного сна, имеют несколько видов рельефной поверхности, а, следовательно, отличаются степенью воздействия на стопы ребенка. Во время ходьбы по этим дорожкам, дети сопровождают свои действия речью, трогают, щупают руками поверхность и детали дорожки, отмечая качество материалов, из которых они сделаны: колючие или нет, мягкие или твердые, шершавые или гладкие; что у некоторых дорожек внутри: камешки, горошек, песочек.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания получают различные сигналы и в результате получается тренировка нервно-мышечной системы. И все это происходит в игре, благодаря чему ребенок испытывает положительные эмоции.

Для профилактики и в комплексном лечении плоскостопия массажные коврики подходят идеально.

 «Массажер – бутылка»

Пластиковая бутылка плотно набивается шариками, скатанными из фантиков от конфет. Использование: поколачивание спины, плеч. Цель: массаж спины и верхнего плечевого пояса.

«Массажер - орешки»

Состоит из плотно нанизанных на леску капсул "киндер-сюрпризов", по бокам две ручки (использованные фломастеры). Он удобен при массаже шеи, головы, верхнего плечевого пояса, спины, груди, ног.

«Массажная варежка»

Самомассаж с использованием «Массажной варежки» положительно влияет на развитие речи, так как дети вместе с педагогами проговаривают стишки, также улучшает эмоциональное состояние ребенка. «Массажные рукавички» можно использовать для игрового массажа с целью: закаливания и оздоровления; для повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям; для снятия мышечного напряжения; снятия усталости; для повышения общего тонуса организма; для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребёнка.

Волшебные массажеры безопасны для детей, универсальны, технологически просты в применении, компактные, эстетичные, максимально эффективные, удобные к применению. Они очень нравятся детям! С удовольствием и желанием дети играют и делают массаж себе и друг другу. Массаж проводится для повышения общего тонуса организма, для укрепления иммунитета и улучшения эмоционального состояния ребенка.

Уважаемые участники фокус – группы, хотелось бы посмотреть, что у вас получилось. Предложите варианты игр, упражнений с использованием изготовленных вами массажеров.

Краткое подведение итогов: Изготовленные массажеров отлично дополнят развивающую предметно-пространственную среду группы. Они многофункциональны, безопасны и интересны в использовании.

Уважаемые, коллеги! Я благодарю вас за продуктивную работу и творчество. Надеюсь, что в ходе мастер-класса, вы получили дополнительную информацию об игровом самомассаже, как об одной из составляющих здоровьесберегающей технологииЯ искренне желаю, чтобы эти игры, упражнения и пособия помогли вам в работе с детьми.

  • Самомассаж ушных раковин «Поиграем ушками».

Самомассаж ушных раковин для детей групп раннего возраста и младших групп. Комплекс состоит из 4 простых упражнений:

  1. «Загибаем ушки»: Загнуть вперед ушные раковины, прижать их к голове. Отпустить, ощущая хлопок (4-6 раз).
  2. «Потянем ушки»: Потянуть мочки ушей вниз (4-6 раз).
  3. «Подавим ушки»: Массаж козелка: подавить козелок, отпустить (до 10 раз)
  4. «По дорожке»: Поставить пальчик на «дорожку» по краю ушек, водить вверх – вниз (4-6 раз). Сначала дети выполняют его с помощью взрослых, а потом — самостоятельно. К 3 годам дети выполняют упражнения достаточно уверенно и качественно. Улучшение гибкости ушных раковин способствует общему укреплению здоровья, потягивание ушной мочки полезно при закаливании горла и полости рта (на ней расположены рефлексогенные зоны миндалин и полости рта).
  • Массаж «Пять маленьких лекарей».

Это самомассаж пальчиков. На зонах пальцев есть представительство всего организма: массаж большого пальца способом растирания повышает деятельность головного мозга, указательного – деятельность желудка, среднего – положительно влияет на работу кишечника, безымянного – нормализует функцию печени, мизинца – стимулирует работу сердца.

  • Точечный массаж.

На лице любого человека расположены массажные зоны, связанные с регуляцией иммунитета и закаливанием организма (А. А. Уманская). Локальное воздействие на эти зоны мы называем точечным массажем. Точечный массаж введен со средней группы. Он включает в себя пять основных зон: на лбу (середина лба, у внутренних концов бровей (параллельно, у крыльев носа (параллельно, у уголков рта (параллельно) и между большим и указательным пальцами (сначала на одной руке, затем на другой). Эти точки доступны детям с 4-5 –летнего возраста.

Точечный самомассаж для детей выполняется путем нажимания подушечками пальцев на кожу и мышцы в местах расположения активных точек. Этот вид массажа может служить расслабляющим или же возбуждающим средством, при использовании в комплексе оказывает на организм ребенка положительный эффект. Используется он в основном для нормализации нервных процессов и чаще всего это самомассаж подошв и пальцев ног, кистей рук, головы и лица. Точечный массаж детям очень полезен для поднятия иммунитета. При возникновении первых симптомов простуды или после контакта с заболевшим человеком его нужно делать каждый день на протяжении недели. Если выполнять все манипуляции правильно, то можно достичь потрясающих результатов и значительно улучшить состояние здоровья малыша.

Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Игровой самомассаж может быть использован в индивидуальной работе виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно, как часть занятия по познавательному развитию в виде динамической паузы, а также в режимных моментах и самостоятельной деятельности детей. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев. Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, увидите, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Движение, как средство укрепления здоровья дошкольников

В данной статье рассматривается вопрос укрепления здоровья дошкольников в процессе активных движений. Так как движение связано с развитием всех психических и физических процессов....

СЕМЕЙНАЯ ИГРА-КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА

Долгожданные выходные. Как провести их с пользой для души и тела? Планирование проведения отдыха выходных дней происходит в каждой семье с учетом ее интересов, склонностей, возможностей. Но, пожалуй, ...

проект "Ритмическая гимнастика, как средство укрепления здоровья дошкольников"

В дошкольные годы закладываются основы здоровья и физического развития человека. Формирование физических качеств, двигательных умений, развитие музыкального слуха и способности сочетания движений с му...

Арт технологии как средство укрепления здоровья дошкольника

Арт технология – это обучение интеллектуальной деятельности средствами художественного творчества...

Физкультурно –оздоровительная работа в ДОУ как средство укрепления здоровья дошкольника

Задачи ДОУ по физическому развитию детей- охрана и укрепление здоровья детей- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков- сохранение и укрепление физического и психического здоров...

Дыхательная гимнастика как средство укрепления здоровья дошкольников с ОВЗ

Дыхательная гимнастика относится к малым формам физической активности, непродолжительна во времени, проводится в течение всего дня. Изменение глубины и частоты дыхания сопровождается изменением кислот...