"Влияние средств массовой информации на развитие речи детей дошкольного возраста"
консультация (подготовительная группа)

Романова Дина Юрьевна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_ped.sovete_vliyanie_smi.docx21.11 КБ

Предварительный просмотр:

         «Влияние СМИ на развитие речи детей дошкольного возраста»

                         Выступление на педагогическом  совете

                                                          Подготовила учитель-логопед Романова Д.Ю.

   Слушая детские диалоги о проведённых дома днях, начинаешь осознавать, насколько сильно влияние средств массовой информации на детское сознание и какой дефицит общения с родителями испытывают дети. Телевизор, компьютер прочно вошли в обиход детей, начиная с первых лет их жизни. Во многих семьях, как только ребёнок научился сидеть, его усаживают перед экраном, который заменяет общение с близкими родственниками (бабушкины сказки, мамины колыбельные, папины прибаутки). Покупая ребёнку диски или компьютерные игры, родители заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-нибудь интересным. Однако, это может повлечь за собой весьма печальные последствия, причём не только для здоровья ребёнка (нарушения зрения, осанки и т.д.), но и для психического развития.

 Одно из самых серьёзных и тревожных последствий – отставание в развитии речи.

Какая разница, кто говорит с ребёнком – взрослый или герой мультфильма? Разница огромная. Речь, не обращённая к ребёнку лично и предполагающая ответа, не затрагивает его волю и чувства, не побуждает к действию и не вызывает каких-либо образов. Овладение речью в дошкольном возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребёнок не только слушает слова другого человека, но и отвечает ему, когда он сам включён в диалог; причём участвует в диалоге не только с помощью слуха и артикуляции, но и всеми своими мыслями, чувствами, действиями. Для развития речи необходимо, чтобы ребёнок говорил. Речь должна быть включена в его практические действия.

    Однако разговорная речь – лишь вершина айсберга. Ведь речь – это не только средство общения, но и средство мышления. Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери, мы ведём внутренний диалог с собой. Если же внутренней речи нет, то человек становится крайне зависим от внешних воздействий. Он просто не способен удерживать в своём сознании какое-либо содержание или стремится к какой-либо цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно чем-то заполнять извне.

Ребёнку становится трудно воспринимать информацию на слух – он затрудняется удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у ребёнка ярких образов и устойчивых впечатлений. По этой причине им трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их без зрительного образа – в результате не понимают текста в целом. Поэтому им скучно слушать и читать даже самые интересные книжки.

   Общение со сверстниками становится более поверхностным и формальным: детям не о чем говорить, нечего обсуждать и не о чем спорить. Они скорее нажмут кнопку и будут ждать новых готовых развлечений. Дети теряют способность и желание чем-либо заниматься, не прилагают усилий для изобретения новых игр, сочинения сказок. Им скучно рисовать, конструировать. Рисунки и игровые сюжеты носят, как правило, однотипный характер. Придумывание сказки ограничивается пересказом просмотренного мультфильма.

Напрашивается вопрос: неужели всему виной телевизор и компьютер? Да, если речь идёт о ребёнке дошкольного возраста, не готовом адекватно воспринимать информацию с экрана,   не умеющему критически относится к той или иной ситуации.

    Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного становления внутреннего мира ребёнка. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем непросто, а порой и невозможно.

       Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить СМИ из жизни и воспитания детей. Это невозможно и бессмысленно. Ведь есть много телепередач и компьютерных игр, которые являются настоящей энциклопедией нравственности и познания окружающего мира, своеобразным позиционированием моделей поведения и в разных ситуациях. Но подключать детей к информационной технике можно только тогда, когда они готовы использовать её по назначению, когда она станет именно средством получения нужной информации, а не полновластным хозяином их душ. Тогда, и только тогда, детские диалоги, игрушки, рисунки и игры станут другими…

Вреден ли телевизор? Отсутствие времени – практически бич наших лет. Мы не задумываемся над тем, что в нашем плотном расписании почти нет места для самого главного – живого общения с крохой. В погоне за заработком некоторые мамы полностью перепоручают развитие ребенка телевизору. О любви детей к телевизору знает большинство родителей и этим пользуется. Телевизор входит в мир ребенка как универсальное развлечение, когда мама устала или работает. Родители оправдывают себя: там есть и правильная речь, и песни, и яркие картинки… И лишь немногим известно, что телевизор – враг номер один для развития ребенка. Во время его просмотра сознание и воля малыша практически отключены. Мозг ребенка впадает в эмоциональную «кому»: он не воспринимает мелькание на экране как полноценную информацию, а наличие диалогов как таковых им вообще не улавливается! Никакого познавательного процесса в момент просмотра телепередачи не происходит. Малышей привлекает реклама (которая вкупе с эффектом 25-го кадра совсем не безопасна) и частая смена ярких картинок, однако порой излишне агрессивные картинки приводят к перевозбуждению неокрепшей психики ребенка, повышенной тревожности и агрессивному поведению. Родители спохватываются, да поздно. В каждом современном доме есть один или несколько телевизоров, под сопровождение аудио и видеоряда которого, люди выполняют работу по дому, отдыхают, а в иных случаях, дети «под телевизор» выполняют домашнее задание. К сожалению, канули в лету те времена, когда строгие родители следили за тем, чтобы информацию из «ящика» с голубым экраном дети получали дозировано.

Телевизоры изменились, уровень защиты у них повысился в десятки раз, но это не оправдывает беспечность взрослых по отношению к своим детям. Новые факты подтверждения вреда от неограниченного просмотра телевизора предоставили британские ученые. В процессе исследований и изучения вопроса выяснилось, что неконтролируемое просиживание ребенка у экрана телевизора чревато нарушениями в речевом развитии и способствует развитию у детей заторможенности.

Данные подтверждаются статистикой. Дети 4-6 лет, которые большей частью находятся дома и проводят время перед телевизором, владеют навыками речи на очень низком уровне. Некоторые родители удивляются, почему так происходит, ведь ребенок получает обилие разнообразной информации. Специалисты называют причину отставания ребенка в развитии речи – отсутствие практики.

Для полноценного общего развития ребенка и его речевого развития необходимо не только поступление новой информации, но и возможность ею оперировать. Из выше сказанного сделаем вывод ,что ребенку нужен диалог, в результате которого он научиться формулировать свои мысли, производить анализ и облекать мысли в слова.

За окном стоит XXI век. Сейчас в любом доме есть компьютер.  Конечно, очень важно, чтобы малыш умел свободно пользоваться компьютером ,т.к. даже  первоклассник в наще время просто обязан уметь им пользоваться.  Дети всегда очень остро реагируют, если они хоть в чем-то отстают от своих сверстников. На этой почве часто развиваются депрессии и комплекс неполноценности. В торговой сети сейчас предлагают скидки, устраивают акции, поэтому большинство семей в состоянии приобрести своему чаду это чудо технической мысли. Только вот безопасны ли компьютеры? И действительно ли они так полезны для детей? Попробуем разобраться. В половине случаев задержки речевого развития причиной является дефицит живого общения!

     Неоспоримая польза компьютера для ребенка:

Разумеется, компьютер полезен. С помощью этой современной машины малыш:

1.        Растет технически грамотным.

2.        Чувствует себя увереннее с любой техникой.

3.        Развивает логическое мышление.

4.        Увеличивает скорость реакции, принятие решения.

5.        Улучшает память.

6.        Учится концентрировать внимание.

7.        Учится визуально воспринимать объекты.

8.        Получает возможность общаться с друзьями, живущими далеко.

9.        Имеет возможность получить любую нужную ему информацию.

         Есть ли польза от виртуальных игр?

Конечно, компьютеры созданы не столько для игр, сколько для получения информации и для работы. Но без игр на чудо-технике уже не обойтись. Даже взрослые увлеченно этим занимаются. Сейчас используют современные технологии и создаются очень реалистичные игры. Люди, звери, машины – все как настоящее. Любой ребенок рад заниматься этим увлекательным делом часами. Игры бывают и на логику, и на быстроту реакции, и на запоминание. Каждая из них по-своему полезна. В целом, пользу от виртуальных игр можно выразить в следующем:

1.        Игры учат детей мыслить аналитически, развивают сообразительность.

2.        Воспитывают усидчивость.

3.        Учат терпению и настойчивости в достижении цели.

4.        Учат быстро принимать решение.

5.        Развивают и укрепляют связь между моторикой пальцев рук и мышлением.

6.        Многие игры расширяют кругозор детей, знакомят его с историей, техникой, миром вокруг нас.

   К опасным факторам, возникающим при работе за монитором относят следующие:

•        Ухудшение зрения.

•        Электромагнитное излучение.

•        Появление дерматитов различной сложности.

•        Негативное влияние аэроионного воздуха.

•        Развитие сколиоза.

•        Возникновение психологических проблем.

•        Давайте попробуем в этом разобраться.

•        Ухудшение зрения от компьютера у ребенка

Стоит ли обращать на предостережения врачей внимание, каждый волен решать сам, но меры предосторожности принять все же не помешает. Например, ограничивать время нахождения ребенка за компьютером, установка монитора не ближе 70-80 см от пользователя, установка компьютера ближе к стенам, которые поглощают некоторое количество излучения.

          Итог всего вышесказанного заключается в том, что все хорошо в меру. Компьютер и телевизор неотъемлемая часть нашей жизни – и никогда не навредят, если правильно их использовать и соблюдать все меры предосторожности. И очень важно помнить, что самое лучшее ,что мы можем сделать для своих детей -это уделять им больше внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья"Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста".

Материал содержит информацию о взаимосвязи развития моторики руки и речи ребёнка дшкольного возраста.  Представлены конкретные рекомендации , упражнения. Статья представляет интерес для воспитате...

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей дошкольного возраста

Статья о влияние мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка...

Влияние средств массовой информации на развитие речи детей

Дискуссия«Влияние средств массовой информации на развитие речи ребенка»Дискуссия - это форма работы с педагогами, которая позволяет вести активный диалог, высказывать различные точки зрения, спорить и...

Статья «Влияние средств массовой информации на развитие речи детей дошкольного возраста»

      В настоящее время все большее влияние на развитие дошкольника, в том числе и речевое, оказывают СМИ. Телевидение и компьютеризация являются самым массовым и доступным средс...

Статья на тему влияния средств массовой информации на формирование личности ребенка дошкольного возраста

Рассмотрение положительных и отрицательных сторон взаимодействия ребенка со СМИ. Рекомендации...

Влияние русского народного творчество на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описывается роль сказок,  потешек, пословиц и поговорок на развитие связной речи и ее звукопроизношения....