Проект "Здоровый ребенок"
материал (средняя группа)

Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zdoroyy_rebenok.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Здоровый ребенок»

Цель инновации: Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; воспитывать интерес к здоровому образу жизни.

Задачи:

  • Узнать, что такое «здоровое питание».
  • Узнать, как вести «здоровый образ жизни», быть ответственным и бережным в отношении к своему здоровью.
  • Познакомить наших родителей с возможностями укрепления здоровья детей.
  • Создавать психологический и эмоциональный комфорт в группе.

Актуальность темы:

Мы начинаем задумываться о своем физическом и духовном здоровье, когда наш организм не справляется с теми стрессами, которые окружают нас на каждом шагу. Но если бы мы знакомились с ними в детстве, нас, наверное, не коснулись бы многие проблемы.

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять все…».

С самого раннего детства у ребенка формируются пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Именно в младшем возрасте важно сформировать у детей правильное представление о здоровом питании и здоровом образе жизни, способствовать пониманию того, что здоровье должно являться неотъемлемой частью повседневной жизни. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание, занятия физической культурой и спорт – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Изучив тему проекта, мною была обозначена проблема: не многие дети знают пользу правильного питания и здорового образа жизни.

Цель проекта: Формировать представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-гигиенического поведения; воспитывать интерес к здоровому образу жизни. Воспитание желания участвовать в спортивных играх на свежем воздухе. Повышение уровня двигательной активности детей.

Задачи:

- создание условий для благотворного физического развития детей;

-способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий;

- повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы;

- удовлетворение природной потребности детей в движении;

- формирование разумного отношения к своему здоровью;

- активизация познавательных интересов;

- повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка;

- Привить желание детям и родителям правильно питаться.

Наш проект исследовательско-творческий, рассчитан для детей старшей группы(5-6 лет), педагогов и родителей, включает в себя несколько этапов.

1 этап: подготовительный

  • Определение цели и задач проекта.
  • Ознакомление детей и родителей с целью проекта.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.
  • Сбор информации.

На подготовительном этапе, проанализировав методическую и художественную литературу по данной теме, нами были определены цель и задачи проекта. Ознакомили родителей с целью и задачами проекта. Привлекли родителей к созданию необходимых условий для реализации проекта (оформление группы по теме «Я здоровье сберегу –
сам себе я помогу!», выставка наглядного и дидактического материала по данной теме).

2 этап: основной

  • Разработка консультации для родителей « Что такое правильное питание?», «Что такое здоровый образ жизни?».
  • Создание папки – передвижки «Здоровое питание», «Здоровый образ жизни».
  • Чтение художественной литературы по теме «Я здоровье сберегу –
    сам себе я помогу!».
  • Разработка конспекта образовательной деятельности по теме «Здоровый образ жизни».
  • Проведение бесед по данной теме.
  • Создание с детьми и родителями альбома «Я здоровье сберегу –
    сам себе я помогу!».

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое правильное питание?» и папка – передвижка «Что такое здоровый образ жизни?» Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Здоровое питание и здоровый образ жизни». Организованная образовательная деятельность «Правильно питаемся – растем и улыбаемся» и беседы: «Выходной день в моей семье», «Чтобы нам здоровым быть, надо овощи любить!», «Как я помогаю дома», «Как, мы отдыхаем?», помогли сформировать представление о здоровом питании и здоровом образе жизни. Дети совместно с родителями изготовили альбом «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!», стенгазеты выпустили «Как я провел выходной день», «Ребенок и его здоровье».

2. Основной этап (перспективный план работы)

Месяц

Тема

Содержание и формы работы с детьми

Содержание и

формы работы с родителями

Сентябрь

Ребёнок и здоровье

1. Беседа: «Как я буду заботиться о своем здоровье»

#1048;гра- занятие«Помоги Зайке сберечь здоровье»

Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. На основе ситуационных моментов учить делать выводы о безопасности жизнедеятельности. Воспитывать чувство взаимовыручки, стремление оказывать помощь друг другу.

#1057;/рол. игры«Поликлиника», «Больница»

Цель: расширить знания детей о профессиональных действиях медицинских работников, воспитывать уважение к их труду. Учить объединяться в игре, распределять роли.

4. Чтение К.Чуковский «Доктор Айболит»

Консультация для родителей «Семья и здоровье ребёнка»

Консультация: «Развиваем пальчики»

Октябрь

Полезные продукты

#1047;анятие «Фрукты полезны взрослым и детям»

Цель: Закрепить знания детей о полезных продуктах, рассказать о пользе фруктов для здоровья человека.

2. Беседа: «Витамины и полезные продукты»

3. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Разложи на тарелках полезные продукты», «Съедобное – несъедобное»

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, умение узнавать их на ощупь и по описанию, упражнять в умении дифференцировать овощи и фрукты. Формировать первичное знание о съедобных и несъедобных продуктах

РАЗВЛЕЧЕНИЕ: «Вершки и корешки»

Цель: Обеспечить развитие детей классифицировать овощи по принципу съедобности корня и стебля; развивать внимание, память, формировать интерес к играм.Способствовать формированию представлений детей о пользе и вреде еды для организма

3. С/рол. игра«Овощной магазин», «Угостим куклу чаем»

Цель: Закрепить название овощей и фруктов, воспитывать культуру поведения в общественных местах. Формировать умение правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами

4. Чтение Ю.Тувим «Овощи», Г.Зайцев «Приятного аппетита»

5. Продуктивная деятельность Аппликация «Большие и маленькие яблоки»

Цель: Обеспечить развитие умения наклеивать круглые предметы.

Консультация «Овощи и фрукты – полезные продукты»

Ноябрь

Личная гигиена умывание каждый день

#1041;еседа.«Что такое микробы» «Почему они опасны», «Почему надо соблюдать правило гигиены» Цель: Сформировать представления о том что большинство заболеваний носит инфекционный характер. Разъяснить что человек в силах уберечь себя от болезней

#1044;идактические игры «Да здравствует мыло душистое»,«Зубки крепкие нужны зубки белые важны»

Цель: закреплять знания о предметах личной гигиены. Способствовать формированию привычки к опрятности (мыло, полотенце, зубная паста). Формировать умение детей как нужно ухаживать за зубами и правильно питаться.

3. Игра-экспериментирование «Грязные и чистые ручки», «Теплая или холодная вода».

Цель: Формировать умение детей делать выводы, мышление, вызвать радость от открытия полученных опытов

#1057;/рол. игра«Искупаем куклу Катю», «Салон красоты»

Цель: Формировать практические умения при умывании и купании куклы, закреплять знания о предметах личной гигиены

5. Чтение К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая», З.Александрова «Купание», потешки : «Расти коса до пояса», «Водичка водичка» ».

Консультация для родителей «Охрана здоровья детей и формирование в семье культуры здорового образа жизни».

Консультация для родителей: «Культурно гигиенические навыки их значения в развитие ребенка»

Декабрь

Наше здоровье

1. Беседа «Наше здоровье зимой», «Правила поведения в д/с»,.«Как мы занимаемся физкультурой»

Цель: Рассказать о значении физкультурных занятий для здоровья детей.

Формировать у детей осознанное отношение к здоровью, стремление бережно относиться к нему в холодный период года. Формировать основы безопасного поведения в группе и на участке.

Назови зимние вид спорта»

Цель: Способствовать развитию знаний зимних видов спорта.

#1044;идактические игры «Покажи мишке, как надо одеваться, чтобы не простудиться». «Зимние игры и забавы».

«Найди картинку» Цель: закрепить знание названий одежды; совершенствовать умение дифференцировать одежду по сезону.

Формировать знания у детей зимней одежды и порядок одевания. Прививать интерес к зимним играм и забавам.

3. ЧтениеС. Шукшина «Как беречь нос». С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка».Е.Багрян «Маленький спортсмен»;

А.Барто «Наступили холода»;

Загадки о разных видах спорта

НОД: «Профилактика простудных заболеваний».

Цель: расширять представления о причинах возникновения инфекционных заболеваний.

4. С/рол. игра«На приеме у врача», «Больница»

Цель: Формировать навык пользования носовым платком, приучать детей при чихании и кашле прикрывать рот носовым платком, если кто-нибудь находится рядом.

«Что будет, если…»

Цель: продолжать знакомить детей с назначением одежды, обуви, головных уборов. . Формировать осознанное отношение к использованию человеком одежды.

Анкетирование «Здоровый образ жизни».

Беседа с родителями: «Здоровье ребенка в наших руках».

Январь

Витамины и здоровье

#1041;еседа«Витамины я люблю – быть здоровым я хочу», «Где живут витамины», «Роль лекарств и витаминов»

Цель: Рассказать о пользе витаминов и их значении для здоровья человека.

2. Дидактические игры «Угадай на вкус», «Назови правильно», «Полезно – неполезно».

Цель: Закреплять знания детей о пользе овощей и фруктов, умение определять их по вкусу.

НОД:«Путешествие за витаминами»

Цель: расширять представление детей о витаминах и их полезных свойствах.

3. Продуктивная деятельность: Рисование «Витамины» Аппликация«Овощи и фрукты», Лепка «Морковки».

Цель: Учить детей симметрично располагать рисунок, заполнять всё пространство контура, закрепить умение рисовать ватной палочкой. Закрепить знание детей о пользе витаминов.

4. Чтение С.Михалков «Про девочку которая плохо кушала»

С.Михалков «Тридцать шесть и пять», «Чудесные таблетки», Про девочку, которая сама себя вылечила», «Прививка».

Журнал «Здоровье»

«Советы по пре-дупреждению нару-шения осанки у детей»

«Упражнения для формирования правильной осанки у детей»

Февраль

Тело человека

1. Беседа «Моё тело», «Мы все похожие но разные», «Чтобы ушки слышали», «Глаза мои помощники», Рассматривание картин – «Тело человека»

Цель: Познакомить детей с частями тела, формировать знания об отдельных частях своего тела: руки, ноги, голова, туловище. Повышение интереса детей к здоровому образу жизни

#1044;идактические игры «Запомни движение», «Покажи части тела».

Цель: Упражнять в умении осознавать, запоминать и воспроизводить показанные движения, развивать зрительно-моторную память, внимание.

3. Чтение С.Прокофьев «Румяные щечки», С.Маршак «Тело человека»

. С/рол. игра«Расскажем Мишке, как нам измеряли рост»

Цели: закрепить знания о частях тела человека

4. Спортивное развлечение «Сильнее, выше, смелее»

НОД:«Части тела»

Цель: формировать представления о строении тела человека.

Март

Будем спортом заниматься

#1041;еседа «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» . «Чистота – залог здоровья»

«Как мы были в кабинете медсестры»

Цель Рассказать детям, как связаны здоровье и чистота.

Познакомить с предметами, необходимыми врачу и медсестре для работы

Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. 2. Дидактическая игра «Назови вид спорта» «Если кто-то заболел» Цель: закреплять знания о профессиях врача и медсестры; раскрыть значение скорой помощи

Закрепить название некоторых видов спорта

3. С/рол. игра«Физкультурное занятие в детском саду» Больница»

Цель: Формировать привычку к здоровому образу жизни, потребность в двигательнойдеятельности .Развить игровой диалог, игровое взаимодействие; закрепить знания о профессиях врача, медицинской сестры.

4. Продуктивная деятельность Рисование «Разноцветные мячи»

Цель: Упражнять детей в рисовании предметов круглой формы. Уточнить знания о спортивном инвентаре.

Развлечения: «Паровоз – здоровья»

Цель: формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой.

Папка-ширма «Массаж против насморка»

Журнал «Здоровье»

«Упражнения ды-хательнойгимнас-тики для часто болеющих детей»

Апрель

Опасности вокруг нас

#1041;еседа «Вредные привычки», «Опасные предметы вокруг нас», «Осторожно лекарства»

Цель: Формирование знаний детей о здоровом образе жизни. Учить детей осторожному обращению с предметами, которые могут быть источниками опасности

НОД:«Врачи – наши помощники»

Цель: Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, уточнить представления об овощах, учить сажать лук

#1044;идактическая игра«Опасно-безопасно», «Скорая помощь», «Я знаю, что можно, что нельзя»

Цель: Закрепить знания детей об опасных предметах и ситуациях, представляющих опасность.

#1057;/рол. игры «Мы шоферы», «Больница»

Цель: Обобщать знания о правилах техники безопасности в быту и на улице. Закрепить знание детей о профессии врача, способствовать формированию основ здорового образа жизни.

#1063;тение«Кошкин дом» - Маяковский «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Папка-ширма

«Учим детей основам безопасности»

Май

Закаляйся - если хочешь быть здоров

1. Беседа«Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья», «Как стать сильными и здоровыми» «Лето красное – для здоровья время прекрасное"

:Цель: Сформировать представление о пользе закаливания в летний период

#1044;идактическая игра: «Утро начинается», «Что такое хорошо, что такое плохо» На прогулке» Цель: закреплять знания о правильном поведении и общении с животными, соотносить изображённое на картинках с правильными и неправильными действиями при встрече с животным я:

3. С/рол. игры«Семья», «Поликлиника»; «Аптека»

Цель: закрепить знания о профессиях врача и фармацевта, способствовать формированию основ здорового образа жизни

.:Продуктивная деятельностьРисование Светит солнышко

Цель: формировать умение детей передавать в рисунке образ солнышка

Чтение: потешки «Солнышко ведрышко»стихи о лете .

Консультация для родителей «Закаляйся - если хочешь быть здоров».

3-й этап: заключительный

  • Выставка детских рисунков «Питание и здоровье».
  • Стенгазеты «Ребенок и его здоровье», «Как я провел выходной день».
  • Выставка и защита проектов детьми «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!».
  • Обобщение материала по реализации проекта.

На заключительном этапе была организованна выставка детского творчества «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!» Дети совместно с родителями сделали свои работы (рисунки, поделки) и презентовали свою работу небольшим рассказом.

Ожидаемые результаты проекта:

По завершению проекта у воспитанников значительно повысится интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах. Расшириться представление о закаливающих мероприятиях. Повысится знания о значимости здорового образа жизни.

Работа с родителями:

На основном этапе были разработаны консультация для родителей «Что такое правильное питание?» и папка – передвижка «Что такое здоровый образ жизни?» Для детей были подобраны произведения художественной литературы по теме «Здоровое питание и здоровый образ жизни». Организованная образовательная деятельность «Правильно питаемся – растем и улыбаемся» и беседы: «Выходной день в моей семье», «Чтобы нам здоровым быть, надо овощи любить!», «Как я помогаю дома», «Как, мы отдыхаем?», помогли сформировать представление о здоровом питании и здоровом образе жизни. Дети совместно с родителями изготовили альбом «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу!», стенгазеты «Как я провел выходной день», «Ребенок и его здоровье».

Методическое обеспечение:

Для успешного усвоения задач, для занятий подбирается демонстрационный и раздаточный материал, игрушки, предметные и сюжетные картинки, предметы, дидактические куклы, в соответствии с темой занятия.

1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу

Формы занятий: игры, беседы, экскурсии, конкурсы.

- занятие;

- досуговая форма.

2. Приемы и методы организации

Эмоциональные методы:

− поощрение;

− порицание;

− учебно-познавательная игра;

− создание ярких наглядных образных представлений;

− создание ситуации успеха;

− свободный выбор заданий.

Познавательные методы:

− опора на жизненный опыт;

− создание проблемной ситуации;

− выполнение творческих заданий.

Социальные методы:

− создание ситуации взаимопомощи;

− поиск контактов и сотрудничества;

− заинтересованность в результатах;

− взаимопроверка.

Дидактический материал

- Плакаты;

- Иллюстрации;

- Сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;

- Разрезные картинки;

- Мозаики;

- Настольно-печатные игры;

- Дидактические игры;

- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр;

- Компьютерные презентации;

- Карточки для индивидуальной работы;

- Костюмы врача

- Видеоуроки по ОБЖ;

- Альбомы по ОБЖ;

-Муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;

- Аптечка;

- Карточки с телефонами служб спасения;

- Телефон;

- Картотека подвижных игр по ОБЖ;

- Подборка художественной литературы по теме;

- Конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;

- Папки-передвижки;

- Цикл консультаций для детей, воспитателей и родителей.

Список литературы:

  1. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.
  2. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2 – 1992 г.
  3. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ / Под ред. З.И. Берестовой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
  4. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973. 196с
  5. Крылова Н.И. «Здоровье сберегающее пространство в ДОУ. Проектирование, тренинги, занятия», – 2009г.
  6. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. – Мн.: Ураджай, 2000. 275 с
  7. Павлова М.А., М.В. Лысогорская «Здоровье сберегающая система дошкольного образовательного учреждения», – 2009 г.
  8. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от № 1155)
  10. Федеральный закон РФ от г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  11. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с
  12. Шербак, А. «К гармонии через движение!», Журнал «Дошкольное воспитание», 1998 - № 6,8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Права ребенка", Сборник загадок о правах ребенка, Викторина для детей на тему: "Права ребенка"

Данный конспект занятия помогает:упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;учить анализировать, ...

Консультации для родителей: "Как научить ребенка общаться с людьми?", "Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?"

В группу детского сада входит ребенок. Он напряженно вгляды­вается во все, что находится вокруг, робко, почти беззвучно здоро­вается и неловко садится на краешек ближайшего стула. Кажется, что...

« Адаптация ребенка к детскому саду. Психологическая подготовка родителей к поступлению ребенка в ДОУ. Помощь ребенку в адаптации к дошкольному учреждению»

Детский сад - это первое социальное учреждение, с которым встречается ребенок. Социальное в том смысле, что ребенок впервые встречается с требованиями общества. Эти требования могут совпадать с требов...

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Ребенок дома, ребенок на улице ,ребенок в природе

Основы безопасной жизнидеятельности ребенка...