"Нейроактив : Тренеруй тело и ум"
картотека (подготовительная группа)

Кудрявцева Светлана Фаатовна

Нейроигры — это не просто физкультура. Это специально подобранные двигательные упражнения и игры, направленные на синхронное развитие мозга и тела ребенка.

Простыми словами: Когда ребенок выполняет сложные координационные движения (например, правой рукой касается левого колена), он заставляет активно взаимодействовать оба полушария своего мозга. Это создает и укрепляет нейронные связи — своеобразные «дорожки», по которым быстро и легко бегут сигналы между клетками мозга.

Для чего они нужны?

Главная цель: «Прокачать» мозг через движение для успешного обучения и развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ловкий жонглёр»

Воздушный шар.jpgИгра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

 цель: Развитие скорости обработки информации, распределения внимания и точной координации движений в условиях дефицита времени.

Для чего она предназначена:
Игра тренирует мозг ребенка быстро переключаться между задачами, планировать и выполнять серию точных движений в строго ограниченный временной промежуток (пока шарик летит). Это идеальная тренировка для развития скорости реакции и исполнительных функций.

Задачи игры

1. Нейрокогнитивные задачи:

  • Тренировка распределения внимания: Ребенок должен одновременно следить за траекторией падающего шарика и контролировать свои движения при переносе мячей.
  • Развитие скорости обработки сенсорной информации: Мозг должен быстро анализировать визуальные сигналы (полет шарика) и преобразовывать их в моторные команды (взять мячи, перенести, поймать).
  • Развитие планирования и предвосхищения: Ребенок учится прогнозировать, сколько времени у него есть, и планировать свои движения так, чтобы успеть выполнить все действия.
  • Тренировка переключения внимания: Фокус внимания быстро переключается с одной задачи (подбросить шарик) на другую (взять мячи) и снова на первую (поймать шарик).

2. Физические задачи:

  • Развитие зрительно-моторной координации: Необходимо точно поймать падающий шарик после выполнения второстепенного действия.
  • Совершенствование ловкости и скорости реакции.
  • Тренировка точности и согласованности движений обеих рук, работающих одновременно.

3. Волевые и эмоциональные задачи:

  • Развитие целеустремленности и настойчивости: Ребенок учится не сдаваться, если с первого раза не получилось.
  • Формирование навыка самоконтроля: Необходимо сохранять концентрацию и спокойствие в условиях ограниченного времени.

Описание игры: В корзине слева и справа лежат мячи. Ребенок подходит к корзинам, подкидывает вверх воздушный шарик и в этот момент, пока шарик в полете,  ребенок должен взять из левой и правой корзин по два мяча и положить в корзину посередине.

Вывод: Эта игра — прекрасный тренажер для подготовки к школе, где ребенку часто приходится быстро переключаться между заданиями, удерживать в уме несколько условий и выполнять действия в строгой последовательности. Она развивает не только тело, но и когнитивную гибкость.



Предварительный просмотр:

«Не урони!»

Игра предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста (4-7 лет).не урони.jpg

  • Для 4-5 лет: Используются простые, базовые движения (поднять руки, присесть, сделать шаг). Акцент делается на понимании принципа совместной деятельности и удержании равновесия в статике.
  • Для 5-7 лет: Упражнения можно усложнять, добавляя ходьбу, повороты, движения в разных плоскостях, а также соревновательный или временной элемент.

Цель: Развитие навыков невербальной коммуникации, кооперации и саморегуляции в паре через совместное решение двигательной задачи.

Для чего она предназначена:
Игра предназначена для формирования у детей умения действовать сообща, чувствовать партнера и согласовывать с ним свои движения без слов. Это мощный инструмент для развития социального интеллекта, эмоционального контроля и телесного осознания. Ребенок учится не только контролировать свои движения, но и подстраиваться под действия другого, предугадывать их.

Задачи игры

1. Социально-коммуникативные задачи:

  • Развитие кооперации и командной работы: Дети вынуждены действовать как одно целое для достижения общей цели — не уронить палочки.
  • Формирование невербальной коммуникации: Для успешного выполнения задания детям нужно смотреть друг на друга, улавливать микродвижения, чувствовать напряжение и направление усилий партнера через тактильные ощущения от палочек.
  • Воспитание взаимной ответственности: Успех или неудача в упражнении являются общими для пары.

2. Нейрокогнитивные задачи:

  • Развитие межполушарного взаимодействия: Одновременный контроль за положением своего тела и синхронизация движений с партнером.
  • Тренировка произвольного внимания и самоконтроля: Ребенку необходимо концентрироваться на задании, подавлять импульсивные движения и постоянно корректировать свои действия.
  • Развитие пространственного мышления и прогнозирования: Нужно мысленно представлять траекторию движения и предугадывать действия партнера.

3. Физические задачи:

  • Развитие координации и равновесия: Удержание палочек требует тонкого мышечного контроля и баланса.
  • Совершенствование точности и согласованности движений.
  • Развитие чувства ритма и темпа при выполнении синхронных движений.

Описание игры:

 Двое детей встают друг напротив друга. Детям на двоих даётся две палочки. Дети зажимают концы палочек. Таким образом, двое ребят держат одну палочку на двоих своими руками, а вторую – точно так же, зажимая своими ладонями. Инструктор даёт упражнения: поднять руки вверх, при этом между их ладонями зажата палочка. Они должны поймать баланс и не уронить палочки. А так же можно дать ряд других упражнений(на усложнение) .

Вывод: Данная нейроигра, является прекрасным инструментом для развития у дошкольников " умения договариваться, сотрудничать и выстраивать эффективное взаимодействие. Она учит детей, что успех часто зависит не от скорости и силы, а от умения чувствовать другого и действовать в едином ритме.



Предварительный просмотр:

«Умные прыжки»

руки.jpg цель: Развитие и синхронизация работы обоих полушарий головного мозга через комплексную двигательно-когнитивную деятельность.

Для чего она предназначена:
Игра предназначена для одновременного развития физических качеств (координации, ловкости, равновесия) и высших психических функций (внимания, памяти, мышления). Это классический пример нейрофизиологического подхода, где двигательная задача усложняется когнитивной нагрузкой.

Задачи игры

1. Нейрокогнитивные задачи:

  • Развитие межполушарного взаимодействия: Одновременная работа ног (прыжки) и рук (раскладывание шариков) активизирует связи между левым и правым полушарием.
  • Тренировка исполнительных функций: Ребенок должен удерживать в памяти правило (прыгать по стопам, соотносить цвета), планировать свои действия и контролировать их выполнение.
  • Развитие зрительно-моторной координации и внимания: Необходимо точно прыгать в квадраты, одновременно отслеживая цвет шарика на руке и цвет стаканчика.
  • Тренировка избирательности внимания: Ребенку нужно концентрироваться на двух задачах сразу, не теряя ни одну из виду.

2. Физические задачи:

  • Развитие координации и равновесия: Прыжки по заданной траектории (стопам) с точным приземлением.
  • Развитие ритмичности и ловкости: Выполнение последовательности прыжков.
  • Развитие мелкой моторики: Снятие шариков с липучки требует точных движений пальцев.

3. Образовательные задачи:

  • Закрепление знаний цветов.
  • Формирование умения следовать сложной инструкции.
  • Развитие навыка сортировки и классификации по признаку (цвету).

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).

Описание игры: Координационная лестница. В квадрате лестницы наклеены стопы. Нужно прыгать в каждый квадрат, выполняя точные установки. По краям лестницы стоят разноцветные стаканчики. На запястье застегнута липкая лена. На липкой ленте прикреплены разноцветные шарики. Нужно прыгать по стопам в координационной лестнице, снимая с запястья шарики и раскладывая по цветам в стаканчики.

Вывод: Описанная игра является мощным инструментом в арсенале современного инструктора по физкультуре и воспитателя. Она наглядно демонстрирует, как через двигательную активность можно эффективно развивать мозг ребенка, готовя его к успешному обучению в школе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для родителей "И родитель может стать тренером"

Положительных результатов в воспитании здорового ребенка  ДОУ может достичь только при тесной поддержке родителей. Но если это не сделано, многое ещё можно  исправить, наверстать. Помогут в ...

Расулова Светлана Алиевна Мастер спорта, тренер по гандболу СДЮШ г. Москва

Расулова Светлана АлиевнаМастер спорта, тренер по гандболу СДЮШг. Москва...

Дружеская встреча с тренером Шиховым А.Н.

Конспект дружеской встречи по физической культуре в подготовительной группе МАДОУ.Инструктор по физической культуре: Куделина Е.В.Тренер СДЮСШОР по футболу: Шихов А.Н.Тема: « Открытая тренировка по фу...

ИНТЕРЕСНАЯ ВСТРЕЧА "МОЙ ПАПА - ТРЕНЕР"

Информационно- спортивная встреча родителя воспитанника старшей группы «Мой папа - тренер» для детей старшей группы и педагогов. Цель: развитие познавательного интереса воспитанников к миру профессий,...