Мастер-класс "Использование зрительной гимнастики для профилактики и сохранения зрения у детей дошкольного возраста"
материал

Лачугина Виктория Александровна

В современном мире, где дети проводят много времени за гаджетами, забота о зрении становится особенно актуальной. Зрительная гимнастика в детском саду – это важный шаг к формированию здоровой привычки и сохранению зрения ребенка на долгие годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx37.75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Использование зрительной гимнастики для профилактики и сохранения зрения у детей дошкольного возраста»

Цель: Знакомство со здоровьесберегающей технологией зрительной гимнастикой в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  • Расширить знания о зрительной гимнастике;
  • Познакомить с условиями проведения зрительной гимнастики;
  • Попрактиковаться в разработке комплексов зрительной гимнастики;
  • Мотивировать педагогов на самостоятельную работу и возможность более широкого использования зрительной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.

Оборудование: мультимедийное оборудование, 2 стола для работы в мини-группах.

Материал: раздатка для упражнений, карандаши и листы бумаги для записей, буклеты, карточки «Кораблик» для рефлексии.

Технология проведения

Этапы мастер-класса

Содержания этапа

Деятельность мастера

  1. Ориентировочно - мотивационный

Задача: обеспечение мотивации участников мастер - класса

Выход мастера в показ

- Добрый день, уважаемые коллеги.

Приглашаю поиграть

И проблемы порешать.

Что-то вспомнить, повторить,

Что не знаем, подучить.

- И так, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями представляю вам мастер-класс «Использование зрительной гимнастики для профилактики и сохранения зрения у детей дошкольного возраста».

Прежде чем я начну мастер-класс, предлагаю вам посмотреть на слайд где приведен пример как видит ребенок с проблемами зрения.

- Как вы думаете, что чувствуют дети? Ваши предположения? (выслушивает варианты ответы)

  1. Актуализация субъектного опыта участников

Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности

Выявление уровня подготовленности к восприятию опыта мастера

- В настоящее время детские офтальмологи бьют тревогу. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста. Факторов, ведущих к значительному снижению зрения, множество. Это и инфекции, и травмы, плохая экология, малоподвижный образ жизни, несбалансированность питания, чрезмерные нагрузки на глаза (компьютер, телевизор, обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие занятия). Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья дошкольника являются стратегической задачей государства и регламентируются законом РФ «Об образовании», а задачи профилактики и коррекции нарушений зрения у детей ставятся и реализуются в соответствии с СанПиН.

Известно, что работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. Чтобы сохранить хорошее зрение, надо с раннего детского возраста бережно относиться к глазам. Работая над этой проблемой, известный врач-офтальмолог, профессор Грант Гургенович Демирчоглян пишет: «Педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения – прекраснейшего дара природы, позволяющего познавать и видеть окружающий нас мир».

- Коллеги, что мы можем для этого сделать? (выслушивает варианты ответы)

- К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушения зрения, относятся:

- соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения;

- использование наглядных пособий, книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам;

- чередование занятий детей с отдыхом;

- контроль за правильной позой детей во время занятий;

- организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе;

- активное гармоничное физическое развитие детей;

- организация рационального питания и витаминизации;

- исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна;

- одним из доступных и эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем является зрительная гимнастика.

Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности при определенной адаптации к имеющимся условиям, уровню развития детей, индивидуальным особенностям воспитанников.

  1. Целеполагание

Задача: постановка целей участникам и выявление их ожиданий

Определение темы и цели мастер-класса.

- Гимнастика для глаз (зрительная) – это система специальных упражнений, направленных на снятие зрительного утомления, восстановление, активизацию и развитие зрительных функций, подвижности глаз.

Впервые понятие «гимнастика для глаз» было дано Э.С.Аветисовым, Е.И.Ливадо, Ю.И.Курпан в 1984г.

Цель, которую преследует зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста – это тренировка мышц органов зрения. Так как от них зависит насколько хорошо будет видеть ребенок в дальнейшей своей жизни и не будет ли у него проблем со зрением в школе.

Гимнастика для глаз также помогает решать следующие задачи:

- помощь для головного мозга в переработке информации;

- снижение нагрузки на глаза;

- снятие усталости;

- расслабление нервной системы ребенка;

- возможность отдохнуть, сменить один вид деятельности на другой;

- замедление снижения зрения и развития астигматизма.

При проведении гимнастики для глаз необходимо придерживаться основных принципов:

- индивидуальный подход с учетом возраста ребенка, состоянием его здоровья;

- регулярность проведения гимнастики для глаз;

- должно быть постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

- необходимо сочетать с двигательной активностью;

- развивать интерес у ребенка к этому виду упражнений, тем самым воспитывать осознанное отношение к своему здоровью.

Я познакомлю вас с условиями, которые необходимо соблюдать при проведении зрительной гимнастики.

  1. Фиксированное положение головы, то есть голова должна находиться неподвижно, это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.
  2. Длительность проведения зрительной гимнастики зависит от возраста детей – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.
  3. Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

В дошкольных учреждениях используют несколько видов зрительной гимнастики:

  1. Без атрибутов (упражнения выполняются по словесному указанию педагога) и с предметами и наглядными пособиями (дети следят взглядом за перемещающейся игрушкой, «пробегают» глазами по указанной траектории и пр.).
  2. Профилактическая (направленная на предотвращение развития заболеваний глаз) и корригирующая (замедляет развитие близорукости, дальнозоркости, астигматизма и пр.).
  3. Пассивная (только упражнения для глаз) и активная (сочетается с выполнением общеразвивающих упражнений, задействует мышцы рук, ног, спины и пр.).

Педагог должен проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя.

- Коллеги, а где и когда можно проводить зрительную гимнастику? (выслушивает варианты ответы)

- Конкретного определенного времени для зрительной зарядки нет, ее можно проводить в любое время, в любом месте: на прогулке, в свободное время, а также включать ее в любое занятие, где тема зарядки органично связывается с темой непосредственно образовательной деятельности.

  1. Информационно – деятельностный этап

Задача:

- знакомство с здоровьесберегающей технологией зрительной гимнастикой;

- создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию умения самостоятельно составлять комплекс зрительной гимнастики;

- обеспечение практической деятельности участников по освоению технологии.

знакомство с технологией, приёмом, методом, способом ….

- Коллеги, я вам предлагаю расширить свои знания и самостоятельно разработать комплекс зрительной гимнастики (ЗГ) для детей. (объяснение задания фокус-группе)

- А мы сейчас сделаем упражнения зрительной гимнастики, которые не требуют особой подготовки, удобны и эффективны и в использовании. (упражнения для участников мастер-класса)

- Наши участники фокус группы готовы, предоставляем им слово. (фокус группы демонстрируют свою работу)

- Мне приятно, что вы справились с заданием. Надеюсь, что в своей педагогической практике вы станете активнее использовать упражнения зрительной гимнастики.

  1. Рефлексивный

Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности

Подведение итогов

- Коллеги, мне хотелось бы услышать ваше мнение о проблеме профилактики и охраны зрения. Я вам предлагаю карточки, на которых написано начало фразы. Продолжите её концовку.

Фразы:

- Я убедилась, что использовать зрительную гимнастику…

- Упражнения для снятия зрительного напряжения способствуют…

- Решение проблемы нарушения зрения зависит…

- Важно помочь ребёнку сохранить зрение, потому что… и др.

- В настоящее время официальная наука не считает гимнастику для глаз средством лечения глазных болезней, но признает ее огромное влияние на их профилактику и снятие зрительного утомления. Поэтому, педагоги не должны забывать, что затраты времени на упражнения зрительной гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима.

Пришло время подвести итог мастер-класса. (В раздатке у участников мастер-класса кораблики без паруса. Предлагается приклеить парус определенного цвета)

Зеленый - было интересно, узнал что-то новое.

Красный – удовлетворен мастер-классом, не все понятно.

Желтый - материал не ясен, есть вопросы.

Спасибо за внимание, коллеги!

Какие знания и умения получат участники:

  • Освоение применения упражнений зрительной гимнастики для работы с детьми дошкольного возраста.
  • Совершенствование профессионального уровня педагогов при использовании в работе гимнастики для глаз.
  • Формирование мотивационной готовности участников мастер-класса к внедрению зрительной гимнастики в работу с детьми дошкольного возраста.

Что увидят участники мастер-класса:

  • Мультимедийную презентацию «Использование зрительной гимнастики для профилактики и сохранения зрения у детей дошкольного возраста».

Какую работу должен будет выполнить участник мастер-класса:

  • Выполнить упражнения зрительной гимнастики, предлагаемые автором мастер-класса.
  • Разработать авторские варианты упражнений зрительной гимнастики.

Ожидаемые результаты:

  • Мотивация педагогов к активному внедрению зрительной гимнастики в работе с детьми.
  • Стимулирование участников мастер-класса к творческому подходу в составлении упражнений зрительной гимнастики в практической работе ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.

Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный  слух.- Совершенствовать умение сост...

Консультация для родителей " Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".

С помощью глаз человек воспринимает огромный  поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность  видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее...

«Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»

«Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее досту...

Использование гимнастики для глаз для профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста

Презентация для родителей и воспитателей с описанием основных видов зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста....

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения для снятия зрительного утомленияКорригирующая гимнастика для глазГлазодвигательные тренингиПальмингСоляризация...