Мастер-класс "Использование зрительной гимнастики для профилактики и сохранения зрения у детей дошкольного возраста"
материал
В современном мире, где дети проводят много времени за гаджетами, забота о зрении становится особенно актуальной. Зрительная гимнастика в детском саду – это важный шаг к формированию здоровой привычки и сохранению зрения ребенка на долгие годы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Использование зрительной гимнастики для профилактики и сохранения зрения у детей дошкольного возраста»
Цель: Знакомство со здоровьесберегающей технологией зрительной гимнастикой в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
- Расширить знания о зрительной гимнастике;
- Познакомить с условиями проведения зрительной гимнастики;
- Попрактиковаться в разработке комплексов зрительной гимнастики;
- Мотивировать педагогов на самостоятельную работу и возможность более широкого использования зрительной гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.
Оборудование: мультимедийное оборудование, 2 стола для работы в мини-группах.
Материал: раздатка для упражнений, карандаши и листы бумаги для записей, буклеты, карточки «Кораблик» для рефлексии.
Технология проведения
Этапы мастер-класса | Содержания этапа | Деятельность мастера |
| Задача: обеспечение мотивации участников мастер - класса | |
Выход мастера в показ | - Добрый день, уважаемые коллеги. Приглашаю поиграть И проблемы порешать. Что-то вспомнить, повторить, Что не знаем, подучить. - И так, с прекрасным настроением и позитивными эмоциями представляю вам мастер-класс «Использование зрительной гимнастики для профилактики и сохранения зрения у детей дошкольного возраста». Прежде чем я начну мастер-класс, предлагаю вам посмотреть на слайд где приведен пример как видит ребенок с проблемами зрения. - Как вы думаете, что чувствуют дети? Ваши предположения? (выслушивает варианты ответы) | |
| Задача: обеспечение активности участников в предстоящей деятельности | |
Выявление уровня подготовленности к восприятию опыта мастера | - В настоящее время детские офтальмологи бьют тревогу. Согласно статистике, проблемы со зрением выявляются у одного ребенка из 20 детей дошкольного возраста. Факторов, ведущих к значительному снижению зрения, множество. Это и инфекции, и травмы, плохая экология, малоподвижный образ жизни, несбалансированность питания, чрезмерные нагрузки на глаза (компьютер, телевизор, обучение детей грамоте с использованием мелкого шрифта и другие занятия). Профилактика зрительных нарушений – актуальная тема. Поэтому, сохранение и укрепление здоровья дошкольника являются стратегической задачей государства и регламентируются законом РФ «Об образовании», а задачи профилактики и коррекции нарушений зрения у детей ставятся и реализуются в соответствии с СанПиН. Известно, что работа глаз в среднем продолжается 15-18 часов в сутки. Чтобы сохранить хорошее зрение, надо с раннего детского возраста бережно относиться к глазам. Работая над этой проблемой, известный врач-офтальмолог, профессор Грант Гургенович Демирчоглян пишет: «Педагоги могут и должны сделать все возможное для нормального развития детского зрения – прекраснейшего дара природы, позволяющего познавать и видеть окружающий нас мир». - Коллеги, что мы можем для этого сделать? (выслушивает варианты ответы) - К профилактическим мероприятиям, предотвращающим нарушения зрения, относятся: - соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения; - использование наглядных пособий, книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам; - чередование занятий детей с отдыхом; - контроль за правильной позой детей во время занятий; - организация систематических прогулок и игр на свежем воздухе; - активное гармоничное физическое развитие детей; - организация рационального питания и витаминизации; - исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна; - одним из доступных и эффективных средств профилактики заболеваний глаз, а также коррекции уже имеющихся проблем является зрительная гимнастика. Она может быть использована в дошкольных учреждениях любой направленности при определенной адаптации к имеющимся условиям, уровню развития детей, индивидуальным особенностям воспитанников. | |
| Задача: постановка целей участникам и выявление их ожиданий | |
Определение темы и цели мастер-класса. | - Гимнастика для глаз (зрительная) – это система специальных упражнений, направленных на снятие зрительного утомления, восстановление, активизацию и развитие зрительных функций, подвижности глаз. Впервые понятие «гимнастика для глаз» было дано Э.С.Аветисовым, Е.И.Ливадо, Ю.И.Курпан в 1984г. Цель, которую преследует зрительная гимнастика для детей дошкольного возраста – это тренировка мышц органов зрения. Так как от них зависит насколько хорошо будет видеть ребенок в дальнейшей своей жизни и не будет ли у него проблем со зрением в школе. Гимнастика для глаз также помогает решать следующие задачи: - помощь для головного мозга в переработке информации; - снижение нагрузки на глаза; - снятие усталости; - расслабление нервной системы ребенка; - возможность отдохнуть, сменить один вид деятельности на другой; - замедление снижения зрения и развития астигматизма. При проведении гимнастики для глаз необходимо придерживаться основных принципов: - индивидуальный подход с учетом возраста ребенка, состоянием его здоровья; - регулярность проведения гимнастики для глаз; - должно быть постепенное увеличение нагрузок за счет регулирования времени, скорости и сложности упражнений; - необходимо сочетать с двигательной активностью; - развивать интерес у ребенка к этому виду упражнений, тем самым воспитывать осознанное отношение к своему здоровью. Я познакомлю вас с условиями, которые необходимо соблюдать при проведении зрительной гимнастики.
В дошкольных учреждениях используют несколько видов зрительной гимнастики:
Педагог должен проводить с дошкольниками различные виды гимнастики для глаз, разумно их чередуя. - Коллеги, а где и когда можно проводить зрительную гимнастику? (выслушивает варианты ответы) - Конкретного определенного времени для зрительной зарядки нет, ее можно проводить в любое время, в любом месте: на прогулке, в свободное время, а также включать ее в любое занятие, где тема зарядки органично связывается с темой непосредственно образовательной деятельности. | |
| Задача: - знакомство с здоровьесберегающей технологией зрительной гимнастикой; - создание атмосферы коллективного взаимодействия по формированию умения самостоятельно составлять комплекс зрительной гимнастики; - обеспечение практической деятельности участников по освоению технологии. | |
знакомство с технологией, приёмом, методом, способом …. | - Коллеги, я вам предлагаю расширить свои знания и самостоятельно разработать комплекс зрительной гимнастики (ЗГ) для детей. (объяснение задания фокус-группе) - А мы сейчас сделаем упражнения зрительной гимнастики, которые не требуют особой подготовки, удобны и эффективны и в использовании. (упражнения для участников мастер-класса) - Наши участники фокус группы готовы, предоставляем им слово. (фокус группы демонстрируют свою работу) - Мне приятно, что вы справились с заданием. Надеюсь, что в своей педагогической практике вы станете активнее использовать упражнения зрительной гимнастики. | |
| Задача: оценка эффективности взаимодействия педагога и участников мастер-класса; определение значимости полученных знаний и умений для использования в дальнейшей педагогической деятельности | |
Подведение итогов | - Коллеги, мне хотелось бы услышать ваше мнение о проблеме профилактики и охраны зрения. Я вам предлагаю карточки, на которых написано начало фразы. Продолжите её концовку. Фразы: - Я убедилась, что использовать зрительную гимнастику… - Упражнения для снятия зрительного напряжения способствуют… - Решение проблемы нарушения зрения зависит… - Важно помочь ребёнку сохранить зрение, потому что… и др. - В настоящее время официальная наука не считает гимнастику для глаз средством лечения глазных болезней, но признает ее огромное влияние на их профилактику и снятие зрительного утомления. Поэтому, педагоги не должны забывать, что затраты времени на упражнения зрительной гимнастики измеряются минутами, а польза от подобного рода деятельности для здоровья ребенка неоценима. Пришло время подвести итог мастер-класса. (В раздатке у участников мастер-класса кораблики без паруса. Предлагается приклеить парус определенного цвета) Зеленый - было интересно, узнал что-то новое. Красный – удовлетворен мастер-классом, не все понятно. Желтый - материал не ясен, есть вопросы. Спасибо за внимание, коллеги! | |
Какие знания и умения получат участники:
- Освоение применения упражнений зрительной гимнастики для работы с детьми дошкольного возраста.
- Совершенствование профессионального уровня педагогов при использовании в работе гимнастики для глаз.
- Формирование мотивационной готовности участников мастер-класса к внедрению зрительной гимнастики в работу с детьми дошкольного возраста.
Что увидят участники мастер-класса:
- Мультимедийную презентацию «Использование зрительной гимнастики для профилактики и сохранения зрения у детей дошкольного возраста».
Какую работу должен будет выполнить участник мастер-класса:
- Выполнить упражнения зрительной гимнастики, предлагаемые автором мастер-класса.
- Разработать авторские варианты упражнений зрительной гимнастики.
Ожидаемые результаты:
- Мотивация педагогов к активному внедрению зрительной гимнастики в работе с детьми.
- Стимулирование участников мастер-класса к творческому подходу в составлении упражнений зрительной гимнастики в практической работе ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию зрительно-пространственного восприятия и профилактики дислексии, и дисграфии у детей дошкольного возраста в старшей речевой группе.
Цели: - Развивать общую и речевую моторику. Координировать речь с движением.- Продолжать развивать мелодический, тембровый, динамический, звуко-высотный слух.- Совершенствовать умение сост...
Консультация для родителей " Профилактика нарушения зрения у детей дошкольного возраста".
С помощью глаз человек воспринимает огромный поток информации, тем самым познаёт мир. Благодаря глазам мы имеем возможность видеть, читать и писать. Поэтому очень важно иметь хорошее...

«Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»
«Подборка упражнений для глаз в целях профилактики и коррекции нарушений зрения у детей дошкольного возраста»Гимнастика для глаз (зрительная гимнастика) является одним из наиболее досту...

Использование гимнастики для глаз для профилактики нарушений зрения у детей дошкольного возраста
Презентация для родителей и воспитателей с описанием основных видов зрительной гимнастики для детей дошкольного возраста....

Комплекс игровых упражнений, направленных на профилактику зрительного утомления и нарушения зрения у детей дошкольного возраста
Игровые упражнения для снятия зрительного утомленияКорригирующая гимнастика для глазГлазодвигательные тренингиПальмингСоляризация...

