Консультация для педагогов. "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие"
консультация по развитию речи
Развитие мелкой моторики и речи у детей тесно взаимосвязано, что подтверждается многочисленными научными исследованиями. Центры речи и мелкой моторики в коре головного мозга расположены близко друг к другу, и их развитие происходит параллельно. Пальчиковая гимнастика является эффективным инструментом для стимуляции речевого развития, так как активирует нейронные сети, связанные с артикуляцией, и улучшает координацию движений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 742.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Пальчиковая гимнастика и речевое развитие»
«Ум ребѐнка находится на кончиках его пальцев».
В.А.Сухомлинский
«Рука – это инструмент всех инструментов»
Аристотель.
«Рука – это своего рода внешний мозг»
Иммануил Кант
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем больше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…»
Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковые игры имеют большое значение для развития речи ребенка.
Ребенок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и, в частности, от развития тонких движений его пальцев. Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием, а также с развитием речи ребенка.
Для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. В последнее время всё больше детей приходит в детский сад с задержкой речевого развития, а так мы знаем, что мелкая моторика развивается параллельно с речевыми центрами, то можно заметить, что именно пальчиковая гимнастика больше всего помогает ребенку, учиться говорить.
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики:
- Во время пальчиковых игр следует садиться друг против друга, так, чтобы лица взрослого и ребенка были на одной высоте и оба хорошо видели друг друга.
- Локти должны лежать или стоять на столе.
- Перед началом упражнений детям следует разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
Все пальчиковые игры проводятся тремя способами:
- взрослый сам выполняет движения – ребенок смотрит;
- взрослый выполняет движения руками ребенка;
- ребенок выполняет движения своими руками.
- Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала правой рукой, затем левой, а потом двумя руками вместе.
- Выполняя упражнения вместе с детьми, обязательно нужно демонстрировать собственную увлеченность игрой.
- При выполнении упражнений необходимо вовлекать, по возможности, все пальцы руки.
- Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость.
- Все указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов. При необходимости отдельным детям оказывается помощь.
- Занятия проводятся ежедневно около 5 минут.
- Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
- Следует чётко придерживаться следующего правила: не ставить перед детьми несколько сложных задач сразу (к примеру: показывать движения и произносить текст). Так как объём внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре.
Игры-манипуляции:
«Ладушки - ладушки» - дети ритмично хлопают в ладоши,
«Сорока - белобока» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?», «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик - дедушка», «Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире», "Пальчики пошли гулять» - ребенок поочередно загибает каждый пальчик.
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.
Сюжетные пальчиковые упражнения
К этой группе относятся упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев. На каждое занятие подбираются пальчиковые игры по определенным лексическим темам. «Птички», «Грибы», «Елка», «Урожай», «Распускается цветок», «Грабли» и др.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.
«Домик» - изучаем части тела, ощущая их тактильно.
Стенка, стенка, (потрогать щечки)
Потолок, (потрогать лобик)
Две ступеньки, (прошагать пальцами по губам)
Дзинь — звонок! (нажать на носик)
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения-разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от переферии к центру).
«Помоем руки под горячей струей воды»-движение, так при мытье рук.
«Надеваем перчатки»-большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Гуси щиплют правку»-пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используется грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Сказка»-детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец-какой-либо персонаж.
«Осьминожка»-правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог-левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
«Бабочка»-сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрее движения («трепетание пальцев»)
Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки б-п, д-т, к-г.
Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»)
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности. «Кулак – ладонь - ребро», «Ухо - нос», «Горизонтальная восьмерка», «Симметричные рисунки», «Колечко» и др.
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - это упражнение хорошо выполнять под вальс (музыку в размере 3/4). Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем плавно и поочередно последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе, затем с переходом от одной руки к другой – в этом случае начинаем с левого мизинца, доходим до указательного пальца, переходим на правую руку с указательного пальца, доходим до мизинца и возвращаемся обратно к левому мизинцу.
«Кулак-ребро-ладонь» - это упражнение хорошо выполнять под бодрую маршевую музыку, например, под всю известную песенку «Гуси у бабуси». Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости стола; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости стола. (Можно эти жесты условно назвать «камень», «нож», «бумага» или как угодно по-другому.) Сначала учимся выполнять эти движения отдельными руками, затем вместе, затем с переходом от левой руки к правой.
«Зеркальное рисование». Положите на стол чистый лист бумаги, (он должен быть достаточно большого размера, чтобы избежать скольжения), либо прикрепите его скотчем к поверхности. Вложите в обе руки малыша по карандашу или фломастеру. Обхватите своими руками его кисти и начинайте рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. Рисовать хорошо под любую спокойную, плавную музыку. Не забудьте, потом сделать на рисунке подписи и прочитать их.
«Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д.) Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку.
Таким образом развивая мелкую моторику рук ребенка, решаются сразу несколько задач:
-стимуляция развития речи у детей;
-помощь детям с задержкой в развитии речи;
-подготовка руки к письму у старших дошкольников;
-тренировка внимания, пространственного мышления;
-воспитание эмоциональной выразительности;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка
В статье рассказано, как влияет развитие пальчиковой моторики на развитие речи ребенка, как развивать мелкую моторику рук....
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка.
Консультация для родителей. Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребёнка....

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика в речевом развитии детей дошкольного возраста."
Пальчиковые игры являются прекрасным средством в развитии мелкой моторики, а также речи детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Пальчиковая гимнастика и речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"...

21.09.2019 Консультация для родителей “Пальчиковая гимнастика и речевое развитие детей”.
Известно, что в последние года уровень речевого развития детей заметно снизился.Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием «...

Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения для развития дошкольников»
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладоне и на стопе находятся более 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирован...

