Консультация для родителей «Учите детей играть в мяч»
консультация

Татьяна Алексеевна Хохлова

Мяч – это рука ребёнка, развитие которой напрямую связано с развитием интеллекта. Поэтому обучение игре в мяч такое большое значение придавали и придают учёные – психологи и педагоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Учите детей играть в мяч»

«История появления мяча»

Мяч – одна из самых древних и любимых игрушек. В некоторых странах мяч не только любили, но и … уважали. Например, в Древней Греции он считался

самым совершенным предметом, так как был похож на солнце. Греки шили мячи из кожи и набивали каким-нибудь упругим материалом (мхом или перьями птиц). Небольшие мячи использовали для игр руками, а большими мячами играли ногами в игры типа футбола. Древние индейцы, вообще, не касались мяча руками, а только ракетками, потому, что он у них считался символом Солнца и Луны. Древние Римляне играли стеклянными мячами. Японские дети в древности забавлялись мячиками «кемари» (мальчики пинали его ногами) и «темари» (мячи, обшитые шёлковыми нитями, в которые играли девочки только руками). Ещё в религиозных обрядах японцы использовали шарообразные конструкции из бумажных модулей. Такие шары, похожие на красивый мяч, назывались кусудами.

«Значение и польза игр с мячом»

Мяч знаком каждому с самого раннего детства. Одним из первых основных движений у ребёнка считается хватание, схватывание, бросание, которые позднее используются в манипуляциях с мячом – метании, ловле, катании, бросании. В мяче малыш находит общее выражение всякого предмета, а равно и самого себя, как целого и замкнутого единства. Именно мяч (шар) является первым средством, связывающим внешний и внутренний мир ребёнка.

Мяч – это рука ребёнка, развитие которой напрямую связано с развитием интеллекта. Поэтому обучение игре в мяч такое большое значение придавали и придают учёные – психологи и педагоги. В давние времена в древней Греции игры с мячом включались в проведение Олимпиад. Роль и значение физических упражнений с мячом в жизни дошкольников изучали детально в прошлом 20 веке, играм с мячом отводится значительное место и в современных комплексных программах для дошкольных учреждений.

К большому сожалению, современные дети всё реже играют с мячом. Ушли в прошлое и стали забыты такие подвижные игры, как «Вышибалы», «Съедобное – несъедобное», «Лапта», «Я знаю пять имён девочек…», «Штандр-стоп!» и многие другие. Именно в движении развиваются такие физические качества как сила, быстрота, ловкость, а также глазомер, меткость, ориентировка в пространстве,

оттачивается реакция, формируются положительные взаимоотношения и эмоции между детьми, которые так необходимы в наше время будущим школьникам.

Задачи, которые можно решать с помощью физических упражнений с мячом:

  1. Формировать и совершенствовать основные виды движений – это подбрасывание и ловля мяча (с последующим усложнением – с хлопками!), метание мяча на дальность, метание мяча в цель (в вертикальную и горизонтальную), обучение ведению мяча (отбивание), передаче мяча друг другу и броски его в корзину (обучение элементам баскетбола).
  2. Развивать физические качества:
  • ловкость – способность справиться с любой двигательной задачей правильно, быстро, рационально. Особое внимание надо уделять ручной ловкости, т.к. мелкие движения пальцев рук ускоряют процесс функционального созревания мозга, они являются мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

Физические упражнения и игры с мячом тренируют мелкие мышцы кистей рук, не утомляя ребёнка в отличии от продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация), и влияют на овладение графикой письма;

  • координацию движений – её развитию способствуют такие игры, как «Старая лапта», «Летучий мяч», «Зеркало», «Десяты» и др, которые предусматривают бросание, отбивание, ловлю, передачу мяча друг другу. Используются мячи разных размеров (от 4-5 см. до 20-22 см.): резиновые, теннисные, волейбольные, баскетбольные, набивные тренируют и крупные, и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти;
  • выносливость – умение выполнять мышечную работу небольшой и средней интенсивности в течение продолжительного времени (это качество начинает развиваться у детей 6-7-го года жизни). По мнению учёных, чем выносливее ребёнок, тем больше его запас здоровья, тем выше его адаптационные возможности, необходимые для успешного обучения в школе;
  • быстрота – совершение двигательных действий в минимальный отрезок времени. Развивают её такие игры: «Ловишка с мячом», метание: сбоку, снизу, от плеча, из- за головы, а также бросание мяча в цель;
  • сила – способность преодолевать внешнее сопротивление за счёт мышечного напряжения, её укрепляют опять же упражнения с мячом, в том числе и с набивным (вес 1 кг.).
  1. С помощью упражнений с мячом можно формировать элементарные знания о назначении мяча, о пользе упражнений с ним, о технике их выполнения с целью повышения интереса ребёнка к играм с мячом, а так же развивать двигательное творчество в упражнениях с мячом.

Мяч круглый, как Земля и в этом его сила!

Упражнения с мячом, которые можно провести с детьми и их родителями на детских спортивных праздниках, в деревне на даче, на отдыхе.

  1. «Прокатись на мяче». Группа игроков состоит из 3-х человек. Все участники выстраиваются на линии старта, каждая группа получает баскетбольный, волейбольный или футбольный мяч. По сигналу один из игроков тройки, поддерживаемый под локти двумя другими игроками, встаёт на мяч и, переступая, катит его. Таким образом, вся тройка движется к финалу, стараясь не упасть с мяча. Группа, пришедшая к финалу первой, считается победителем.
  2. «Поскачи с мячом». Мяч зажать между коленями и скакать (прыгать с продвижением вперёд), соревнуясь с кем-либо, не теряя при этом мяч.
  3. «Бег с мячом». Стать напротив друг друга и зажать между лбами (или спинами) большой мяч (можно резиновый мяч диаметром 20-22 см. или гимнастический мяч - фитбол). Затем пытаться боком приставным шагом добежать до цели, не уронив при этом мяч. Мяч можно зажать между ушами и плечами, причём один бежит вперёд, а другой – «задом-наперёд»!
  4. «Поймай сачком». Метатель и ловец становятся друг напротив друга на расстоянии примерно 15-20 метров. Метатель делает 10 бросков мячом, а ловец должен сачком поймать теннисный или резиновый мяч малого диаметра. Подсчитывается число удачных попыток, а затем игроки меняются ролями.
  5. «Мяч на ракетке». Состязаются двое игроков или две группы. Задача: пронести на теннисной ракетке мяч определённое расстояние, не уронив его по дороге. Выигрывает тот или те, кто оказался более быстрым и ловким.
  6. «Мяч на голове». Соревнующие кладут на голову «бублик», а сверху - мяч (волейбольный или футбольный). С мячом на голове необходимо пройти или пробежать определённое расстояние, не уронив при этом мяч.

Игры с мячом

«Колобок»

Цель игры: учить детей катать и ловить мяч.

Ход игры: воспитатель находится в центре зала с мячом в руках. Дети расположены хаотично. Воспитатель: «Колобок – румяны бок покатился во лесок!» На сигнал «Зайцы» дети прыгают, как зайцы. Воспитатель: «К зайцу (имя ребёнка) покатился». Воспитатель катит мяч тому, кого назвал. Ребёнок возвращает мяч – катит его обратно. На сигнал «Волки» - дети передвигаются по залу широким шагом. Воспитатель: «К волку (имя ребёнка) в лапы прыгнул!» Воспитатель бросает мяч ребёнку способом «снизу». Ребёнок бросает мяч воспитателю тем же способом. Игра продолжается. Дети имитируют походку медведя и лисы.

«Горячая картошка»

Цель игры: учить детей передавать (или бросать) мяч друг другу с небольшого расстояния.

Ход игры: Дети стоят по кругу. На сигнал: «Горячая картошка» начинают перебрасывать или передавать мяч по кругу. Если ребёнок не поймал мяч, то он «обжёгся», должен пробежать с мячом круг детей и вернуться на своё место.

Удачи Вам в играх с детьми! Будьте здоровы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учите детей играя в сказку"

Данная консультация поможет родителям по новому взглянуть на известные с детства сказки и с их помощью научить детей говорить, математике, логике и многому другому....

консультация для родителей "Учим детей играть в шашки "

Учим детей играть в шашкиШашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, специальными фишкам – шашками. Используется по 12 фишек. Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы современных до...

Консультация для родителей: "Учим детей играть в шашки"

quot;Учим детей играть в шашки" Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, специальными фишкам – шашками. Используется по 12 фишек. Шашки есть почти в каждой семье, ...

Консультация для родителей "Учим детей играть в шашки"

Шашки - увлекательная игра, созданная народом. Игра в шашки дарит ребенку - дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, целеустремле...

Консультация для родителей "Учите детей играть в мяч"

Советы родителям  о влиянии физических упражнений на здоровье ребёнка, о значении спортивных игр и упражнений с мячом...

Консультация для родителей «Учите детей играть в мяч!»

Первое знакомство с мячом является важнейшей формой психофизического развития ребенка. Игровая деятельность с мячами преобразуется в развивающую и даже оздоровительную....