Методическая разработка "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях и вне занятий"
учебно-методический материал

Цель методической разработки: предоставление всех возможностей для формирования здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека;
Задачи:
- Формирование потребности здорового образа жизни;
- формирование взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой;
- организация оздоровительной работы, направленной на формирование у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.
Ожидаемый результат:
мотивация обучающихся на ЗОЖ;
сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;
сформированность общеучебных умений и навыков;
общая успешность обучения учащихся – не ниже 75 %

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.49 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологий в урочной и внеурочной деятельности»

Цель методической разработки: предоставление всех возможностей для формирования здорового психически, физически развитого, социально-адаптированного человека;

Задачи:

- Формирование потребности здорового образа жизни;

- формирование взаимоотношений с окружающим миром, обществом, самим собой;

- организация оздоровительной работы, направленной на формирование у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни.

Ожидаемый результат:

  • мотивация обучающихся на ЗОЖ;
  • сохранение и укрепление здоровья при стабильных результатах обучения;
  • сформированность общеучебных умений и навыков;
  • общая успешность обучения учащихся – не ниже 75 %

Плохое состояние здоровья школьников обусловлено достаточно вескими объективными причинами, связанными с условиями жизни и воспитания детей. Вот основные проблемы, с которыми приходится сталкиваться учителю:

  • интенсификация учебного процесса (увеличивается количество уроков, число кружков, которые посещает ребенок, остается мало времени для отдыха и прогулок, идет переутомление школьника);
  • функциональная неграмотность родителей (не помогают ребенку, хотят от него больше, чем он может, винят во всем только ребенка, а не себя, не прислушиваются к его жалобам);
  • отсутствие системы в работе по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • компьютеризация (дети много времени проводят за компьютером, возникает актуальная проблема современной жизни - гиподинамия).

Наиболее уязвимы дети, переходящие из начальной школы в основную, что может быть связано с:

  • возрастанием объема и усложнения характера учебной нагрузки;
  • выходом на первый план оценки, отныне играющей главную, если не определяющую, роль в самоконтроле ребенка и контроле со стороны родителей;

Работа над опытом проводится в начальных классах: поэтапно с момента появления противоречия между желаемым состоянием процесса обучения и существующим уровнем обученности и воспитанности учащихся до момента выявления результативности.

Диапазон представленного опыта – единая система «урок – внеклассная работа». В то же время, опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.

1. Здоровьесбергающие технологии в образовательном учреждении.

Понятие «здоровьесберегающие технологии», направления работы.

Что же такое «здоровьесберегающие образовательные технологии»?

«Здоровьесберегающая технология» - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Использование таких технологий должно предусматривать два направления работы:

  • формирование у школьников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье;
  • организация образовательного процесса без негативного влияния на здоровье детей.

Здоровьесберегающие технологии по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы. Использование таких технологий решает целый ряд задач:  

  • закладывание фундамента хорошего физического здоровья;
  • повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;
  • проведение профилактической оздоровительной работы;
  • ознакомление кольников с принципами ведения здорового образа жизни;
  • мотивация детей на здоровый образ жизни;
  • формирование полезных привычек;
  • формирование валеологических навыков;
  • формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;
  • воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

2. Виды современных здоровьесберегающих технологий.

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья учащихся, требуемого по ФГОС, в общеобразовательных учреждениях используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

1. Медико-профилактические – технологии, обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей:

  • организация мониторинга здоровья школьников и работка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
  • организация и контроль питания детей, физического развития школьников (ведение дневников здоровья);
  • организация контроля в обеспечении требований СанПиНов;
  • организация здоровьесберегающей среды

2. Физкультурно-оздоровительные технологии в

образовании

 – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья

школьников: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, формирование правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий осуществляется в условиях специально организованных форм оздоровительной работы.

3. Здоровье сберегающие образовательные технологии – технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей школьнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.

4. Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка –технологии, обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка. Основная задача этих технологий - обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и семье.

5. Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов – технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.

6. Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечение валеологической образованности родителей.

Динамические паузы – во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия или внеклассного мероприятия.

Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Гимнастика пальчиковая. Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).

Гимнастика для глаз – ежедневно в любое время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.

Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Физкультурное занятие – 2-3 раза в неделю.

Занятия из серии «Здоровье». Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития.

Здоровьесберегающие технологии в работе с родителями.

В работе с родителями можно использовать следующие здоровьесберегающие образовательные технологии:

- консультации, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены, пользе дополнительных прогулок и занятий в различных спортивных секциях, осветить эти вопросы так же и на родительских собраниях; дневник - здоровья; личный пример педагога, нетрадиционные формы работы с родителями, практические показы (практикумы); анкетирование; совместные акции: спортивные праздники, дни здоровья; памятки, буклеты из серии «Пальчиковая гимнастика», «Как правильно закаливать ребенка?», дни открытых дверей; обучение родителей приемам и методам оздоравливания детей (тренинги, практикумы)

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье школьников. 

3 Внедрение здоровьесберегающих технологий.

Технологии по укреплению здоровья внедряются в образовательный процесс через различные виды детской активности:

•предметную;

•исследовательскую;

•игровую;

•творческую.

Работая по здоровьесбережению, я основываюсь на современные психолого-педагогические и физиолого-педагогические теории обучения, воспитания и развития личности, использую активные методы обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого ребенка.

Руководствуюсь психологическими принципами развивающего обучения И.С. Якиманской, которая считает, что необходимо создавать педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика. А отметка ученика должна аргументироваться как минимум по таким параметрам, как правильность, самостоятельность, оригинальность.

Внедряю элементы методики В.Ф. Базарного:

* Методы простейших зрительно - координаторных тренажей.

А) Упражнения со зрительными метками. В различных участках класса

фиксируются разноудаленные привлекающие внимание объекты - яркие зрительные метки. Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения необходимо выполнять в положении "стоя". Дети фиксируют зрение на метках по команде учителя. Продолжительность - 1-2 мин.

Б) Выполнение тренажей с помощью плана-схемы зрительно- двигательных траекторий. С помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд, в процессе выполнения упражнения: вверх-вниз; влево - вправо; по и против часовой стрелки; по "восьмерке". Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнение выполняется стоя. Повторить 10-15 раз.

* Активизация функционального состояния детей с помощью построения занятий в режиме динамических поз. Формирование у детей тонко координированных зрительно-рабочих движений облегчается на фоне активизации функционального состояния организма. При этом одним из наиболее эффективных способов такой активизации оказалась периодическая смена поз (в частности, перевод детей из позы "сидя" в позу "стоя"). Планирую построение урока с таким расчетом, чтобы дети несколько раз организованно переходили из положения "сидя" в положение "стоя", Кратность подъемов и продолжительность пребывания в положении "стоя" зависит от характера урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Здоровьесберегающие технологии, используемые на занятиях танцевального кружка."

Рекомендация преднозначина для руководителей дополнительного образования и музыкальных руководителей. Презентация, описание, буклеты....

Использование здоровьесберегающих технологий в разных типах физических занятий для детей с ТНР

Упражнения и занятия для Коррекции особенностей моторного развития детей с тяжелым недоразвитием речи (ТНР), с условием его здоровьесбережения, осуществляется путем специальных упражнений и общепринят...

Здоровьесберегающие технологии : родителям с детьми для занятий в самоизоляции

Советы родителям о том, как использовать элементы здоровьесберегающих технологий (самомассаж, пальчиковая и кинезиологическая гимнастики и др.) для занатий с детьми в период самоизоляции....

Методическое пособие: Здоровьесберегающая технология – по средством нетрадиционных технологий хатха - йоги в работе с детьми дошкольного возраста.

АКТУАЛЬНОСТЬ.Сохранение и укрепление здоровья детей в дошкольном возрасте – всегда было и остается ведущим направлением в работе дошкольных образовательных учреждениях.Только здоровый ребен...

Использование здоровьесберегающих технологий в процессе организации коррекционных занятий учителя – логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи)

Самым популярным и наиболее ёмким является определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: “Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучи...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

laquo;Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,умственное развитие,прочность зн...

Методическая разработка Здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест -игра.

В методической разработке представлена здоровьесберегающая технология на занятиях по физическому воспитанию в ДОУ- квест- игра. Рассматриваются виды квестов, принципы проведения квестов, идеи квестов ...