Методическая разработка «Движение – залог успешного развития ребёнка»
план-конспект занятия (старшая группа)

Данная МР может послужить темой для родительского собрания в работе педагогов,  а также будущих родителей. Часто в нашем представлении тема спорта связана с развитием физических параметров ребёнка (ловкости, выносливости, умения понимать своё тело). И редко кто задумывается о том, что активное движение ребёнка – это прежде всего его целостное и успешное развитие от которого зависит не только его здоровье, но и будущая успеваемость в школе.  Детский сад – территория здоровья, где важную роль отводится одному из 5 направлений – физическому здоровью (подвижные и спортивные игры, зарядка, все возможные виды гимнастики).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met.razrabotka_1.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ № 35 Детский сад «Василёк»

Методическая разработка

 «Движение – залог успешного развития ребёнка»

заочного конкурса «Детский сад – территория здоровья»

в номинации «Быть здоровым – это здорово!»

реализована в старшей группе

                             

                                                                                                                                                 

                                             Подготовили воспитатели:

                                                Гусаревич Людмила Анатольевна;

Нелидова Юлия Валерьевна;

инструктор по физической культуре:

Новосельцева Надежда Алексеевна

                                                                                             

                 

                                                                                                                                   

г. Смоленск

2025

Содержание:

1. Введение………………. ……………………………………………......3

1.1. Цель МР…………………………………………………………...........3

1.2. Задачи МР………………………………………………………….…..3

2. Основная часть…………..……………………………………………....4

3. Заключение…………………………………………………...……….....8

4. Список используемой литературы……………………………..………9

5. Приложение…………………………………………………………….10

ВВЕДЕНИЕ

Цель методической разработки: воспитание ребёнка-дошкольника здорового физически, разностороннего развитого, инициативного, раскрепощенного.

Задачи методической разработки:

- содействие формированию условий, обеспечивающих реализацию в ДОУ и семье единого здоровье сберегающего пространства;

- развитие педагогического мастерства в представлении своего профессионального опыта с использованием спортивного инвентаря;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни;

- развитие физических качеств;

- создание условий для реализации потребности в двигательной активности;

- выявление интересов, склонностей, способностей к здоровому образу жизни.

Актуальность методической разработки:

Здоровый образ жизни является важной составляющей культуры человека. Желание быть здоровым есть у каждого человека. Но для того, чтобы сохранить и укрепить здоровье, одного желания мало. Надо хорошо знать свой организм, свои физические возможности, иметь представление о том, что полезно, а что вредно для него. А главное – активно о нем заботиться.

Большинство людей, понимая важность здорового образа жизни, всё-таки пренебрегают им. Объясняется это, в первую очередь, отсутствием потребности заботиться о своём здоровье. Вот почему очень важно с ранних лет приобщать детей к ценностям здорового образа жизни и формировать потребность в нём.

Сегодня в дошкольном образовании эта задача является приоритетной.

В данной методической разработке основной темой является то, насколько важно и значимо в раннем возрасте развивать детей физически. Как активное движение и занятие спортом влияет на здоровье и развитие жизненно важных психических процессов  (памяти, внимания и мышления).

         Данная МР может послужить темой для родительского собрания в работе педагогов,  а также будущих родителей. Часто в нашем представлении тема спорта связана с развитием физических параметров ребёнка (ловкости, выносливости, умения понимать своё тело). И редко кто задумывается о том, что активное движение ребёнка – это прежде всего его целостное и успешное развитие от которого зависит не только его здоровье, но и будущая успеваемость в школе.

        Детский сад – территория здоровья, где важную роль отводится одному из 5 направлений – физическому здоровью (подвижные и спортивные игры, зарядка, все возможные виды гимнастики).

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Как занятия спортом и физкультурой развивают память и внимание.

В последнее время родители и воспитатели большое внимание уделяют развитию умственных способностей. С подготовительной группы активно занимаются на занятиях счетом, грамотой и развитием речи. В данной методической разработке подробно расскажем:

- как с помощью игр, активного движения отрабатывать навык, чтобы ребёнок целостно развивался, как физически, так и умственно;

- как научить ребёнка быстро запоминать материал и развивать ассоциативно-логическое мышление;

Для родителей будущего первоклассника всегда актуален вопрос: «Что нужно сделать и как воспитывать и развивать ребёнка, чтобы тот хотел учиться». Как ни странно, это будет звучать, но секрет кроется в его физическом развитии. Насколько ребёнок будет вести активный образ жизни, настолько все его психические процессы (память, внимание, мышление) будут развиты.

Первое, на что нужно обратить внимание в развитии ребёнка – достаточна ли у него двигательная активность. Основа успешного развития ребёнка – это состояние тела и мозга ребёнка, а также здоровые отношения ребёнка с родителями. Здоровые отношения, где ребёнка любят, поддерживают, он будет познавательно активен.

Данная методическая  разработка может служить темой для воспитателей на родительских собраниях и поможет  быть осведомлёнными в вопросе физического развития детей.  

Структура мозга

Наш мозг состоит из трёх блоков. Большую часть мозга составляет кора – с помощью корковых структур осуществляются высшие психические функции:

- память

- мышление

- речь

- восприятие

В глубине мозга расположены структуры, которые тоже имеют отношения к осуществлению этих функций, хотя не такое прямое. Эти структуры отвечают за:

- память

- эмоции

- внимание

- мотивацию

- иммунитет

Эти структуры относятся к первому блоку мозга – он называется ЭНЕРГИТИЧЕСКИЙ. Его задача обеспечить мотивационный слой, на котором будут осуществляться все психические функции.

Если не будет хватать энергии первого блока, то кора не сможет нормально функционировать.

1-й блок мозга – самый древний отдел мозга, исторически он развивался ритмическими движениями. Древние люди много танцевали, пели и ходили с бубнами и таким образом, с помощью ритмических движений формировали наш мозг.

Наши подкорковые структуры нуждаются в ритме, иначе они не могут нормально друг с другом контактировать и кора  не получит нужную ей энергию. Ритмические движения необходимы для того, чтобы у детей зрели нейроны, наличие которых в своё время положительно влияли бы на развитие внимания, памяти в целом. Развитие памяти и внимания начинается с движения, которого должно быть много в жизни ребёнка. С крепкого сна, потому что это - блок восстановления, качественного питания. Поэтому детям нужно много бегать, прыгать и отдыхать.

В данной методической разработке мы остановимся на том, как физические упражнения и занятие спортом активно развивают память, внимание у ребёнка.

Ретикулярная формация. Внимание.

Эта структура отвечает за внимание. Наш ствол мозга заканчивается у его основания на границе с подкорковой областью, образующиеся нейроны. Которые соединены между собой сеткой. Ретикулярная (значит сетчатая) формация – непроизвольно сама регулирует наше внимание. Мы этого не чувствуем, посылы от нее попадают в кору. Кора осмысливает эти посылы, т.е. ретикулярная формация – это самое что ни есть первичное образование, которое заведует вниманием. И если нейроны созрели у ребёнка, то внимание хорошее. Если нейроны отстают в созревании, то наступает дефицит внимания. И возникает вопрос, как же ее нужно тренировать. Мы знаем, что мозг в своём историческом развитии  связан был с движением, поэтому у ребёнка нужно тренировать двигательную активность (как мелкую моторику, так и крупную). Ребёнок должен много двигаться, тогда будет повышена и функция внимания.

ГИППОКАМП. ПАМЯТЬ.

Структура гиппокампа находится на подкорковом уровне. Он был назван так, потому что похож на маленького конька. Какая же важная функция этого конька? Этот отдел мозга обеспечивает основную часть процесса долговременной памяти. Вся кора участвует в памяти, но начинает всё с гиппокампа. Структура гиппокампа находится в подкорке, а вся подкорка – это вся двигательная координация.

Почему у ребёнка, который лучше координирован – лучше память.

Потому что туда входит гиппокамп. И когда мы говорим, что необходимо много движения:

- бегать;

- прыгать

- танцевать

- ездить на велосипеде

Мы заботимся не только о ловкости ребёнка, но и о его памяти.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первый отдел мозга играет важную роль не только в мотивационных, но и эмоциональных процессах, а также процессах памяти и внимания. Мы же хотим, чтобы ребёнок был замотивирован, хорошо запоминал новое, был внимательным. Для этого мозгу ребёнка должно хватать энергии и для этого ему нужно много двигаться и высыпаться. Нет смысла заставлять сидеть ребёнка днями и ночами готовиться к школе, ограничивать в движении и наказывать. К сожалению, дети уже в саду «готовятся» к школе в ущерб прогулке и игре. Мамы говорят: «Им некогда играть, они готовятся к школе». Наша МР показывает насколько важно в работе воспитателей и инструктора по физической культуре планировать и осуществлять подвижные и спортивные игры, зарядки, всевозможные виды гимнастики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алямовская Н.  Как воспитать здорового ребенка. // Дошкольное воспитание № 11, 12, 2023.
  2. Глазырина Л. Д.  Физкультура - дошкольникам.  М., 2014.
  3. Детские подвижные игры народов РФ. /Под ред. Осокиной Т. И. М.,2022.
  4. Здоровый малыш (Программа оздоровления детей в ДОУ). /Под ред.    Бересневой З. И., 2022.
  5. Козлова С. А.  Дошкольная педагогика. М., 2020.
  6. Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М.,2019.
  7. Пономарев С. Растите малышей здоровыми.  М., 2022.
  8. Чупаха И. В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М., 2021.
  9. Шебеко В. Н.  Методика физического воспитания в ДОУ.  Минск, 2012.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

Игровые упражнения с элементами спорта:

«Кто скорее до флажка?»

Дети распределяются в 3 колонны с равным количеством игроков в каждой. На расстоянии 2 м от исходной черты ставятся дуги (обручи), затем на расстоянии 3 м ставятся флажки на подставке. Даётся задание: по сигналу воспитателя выполнить подлезание под дугу, а затем прыжками на двух ногах допрыгать до флажка, обогнуть его и вернуться в конец своей колонны. Выигрывает та команда, которая быстрее всех выполнила задание.

«Передай мяч»

Играющие распределяются на 3-4 команды и выстраиваются в колонны. У игроков, стоящими первыми, в руках по одному большому мячу диаметром 20-25 см. По сигналу воспитателя начинается передача мячаназад двумя руками над головой (за головой) стоящими сзади. Как только игрок, стоящий последним в колонне, получит мяч, он быстро бежит и становится впереди колонны, снова передает мяч. Побеждает та команда, дети которой быстро выполнили упражнение и ни разу не уронили мяч.

«Проведи мяч»

Все играющие получают по одному мячу большого диаметра. Передвигаться надо на слегка согнутых ногах, наклоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, а кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч и от себя.

«Поймай мяч»

Играющие распределяются на «тройки».

Двое встают на расстоянии 2-2,5 м друг от друга и перебрасывают мяч, а третий находится между ними и старается коснуться или поймать его. Если водящий дотронется до мяча или поймает его, то меняется местами с проигравшим, и игра продолжается. Игра прекращается по сигналу воспитателя.

«Будь ловким»

Воспитатель ставит в две линии кегли на расстоянии 40 см одна от другой. Играющие выстраиваются в 2 колонны и по сигналу воспитателя начинают прыгать на двух ногах между кеглями. Достигнув линии финиша, ребенок возвращается в свою колонну шагом. Задание выполняет следующий игрок. Начинающий эстафету игрок, оказавшись вновь первым, поднимает руку.

«Мяч водящему»

Играющие распределяются на 2-3 команды и образовывают круг, в центре каждого находится водящий с мячом в руках. По сигналу воспитателя водящие перебрасывают поочередно игрокам мяч двумя руками от груди и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков, то последний игрок поднимает его над головой и говорит: «Готово!»

«По мостику»

Из шнуров или реек выкладывается дорожка (ширина – 15 см). Воспитатель предлагает детям пройти по ней на носках, руки на поясе, с сохранением устойчивого равновесия и правильной осанки (2-3 раза).

«Пингвины»

Играющие образуют круг. У каждого в руках по одному мешочку. По сигналу воспитателя дети зажимают мешочек между колен и прыгают на двух ногах по кругу (дистанция между детьми должна быть не менее 0,5 м, чтобы они не мешали друг другу). Вначале выполняются прыжки в одну сторону, затем остановка, поворот, и задание повторяется.

«Не промахнись»

Дети выстраиваются в 2-3 круга, у каждого в руках по мешочку. В центре круга на расстоянии 2,5 м от детей – обруч. По сигналу воспитателя дети бросают мешочек в обруч, стараясь попасть в него. Воспитатель отмечает тех, кто попал, затем дети бегут за мешочками (можно иметь 2-3 мешочка). У


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей "Здоровый образ жизни семьи - залог успешного воспитания ребёнка."

Реализация здоровьесберегающих  технологий в педагогическую практику.     Приобщение к сотрудничеству детей и родителей с воспитателем по физической культуре....

Консультация учителя-логопеда для родителей детей старшего дошкольного возраста: «Правильное владение родным языком – залог успешного обучения ребёнка в школе»

         Часто учителя-логопеда просят выступить на родительском собрании для родителей детей старшего и подготовительного возраста. Материал консультации поможет специ...

эссе «Успешный педагог - залог успешного воспитания ребёнка»

Задача современного воспитателя заключается в том, чтобы воспитать творческую, креативную, коммуникабельную личность. В детском саду нужно создавать условия для реализации индивидуальных способностей ...

Успешный педагог — залог успешного воспитания ребёнка

      Всем известно, что профессия педагога требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии. Для её реализации требуются  огромные интеллектуал...

Статья: Взаимодействие педагогов и родителей в ДОУ - залог успешного развития ребёнка.

Сегодня перед воспитателями детских садов стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощря...

Родительское собрание «Нейроигры - залог успешного развития ребёнка дома»

Цель: психолого-педагогическое просвещение родителей в развитии детей 5–7 лет, применение в домашних условиях комплексов нейроигр, нейроупражнений для развития своего ребёнка....