Игры на дыхание
картотека

Бордовская Елена Николаевна
игры на дыхание помогают развивать правильное речевое дыхание, увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_dyhanie.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ

Чей одуванчик улетит дальше?

ЦЕЛЬ: Развитие у ребенка умения длительно и плавно выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.

ХОД ИГРЫ: Занятия проводятся на воздухе: в саду, у пруда, где есть одуванчики. Взрослый предлагает ребенку сорвать отцветший одуванчик и подуть на него так, чтобы слетели все пушинки. Ребенок может сделать это, дунув на цветок 3-4 раза.

Снежинки

ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох |(не добирая воздуха).

МАТЕРИАЛ: Несколько рыхлых кусочков ваты.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает кусочек ваты и говорит детям: "На улице сегодня чудесная погода. Снежок падает! Оля оделась и пошла гулять. Большая и красивая снежинка опустилась на Олину варежку. Оля подула на нее (дует на кусочек ваты), и снежинка полетела. А ты хочешь подуть на |снежинку?"

Взрослый дает ребенку небольшие рыхлые кусочки ваты и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2-3 раза.

Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуди в рожок

МАТЕРИАЛ: Воздушный шарик, вертушка, рожок.

ХОД ИГРЫ: На уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на столе кладут вертушки и рожок. Взрослый показывает, как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал, и предлагает ребенку повторить свои действия. Затем взрослый дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок, а ребенок подражает этим действиям.

Пузырь

ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

ХОД ИГРЫ: Играют несколько человек. Они становятся тесным кругом и надувают "пузырь": наклонив голову вниз, дуют в кулачки, составленные "трубочкой" (один на один).

При каждом раздувании все делают шаг назад, выпрямляются, набирают воздух, затем снова наклоняются и произносят "ф-ф-ф", выдувая воздух в свою "трубочку". Так повторяется 3-4 раза.

Затем дети берутся за руки и двигаются назад, расширяя круг и говоря:

- Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся!

Образуется большой растянутый круг. Ведущий дотрагивается до соединения рук и говорит:

- Воздух, выходи!

Все дети сбегаются к центру и произносят звук "т-с-с-с-с", изображая выходящий воздух. Затем игра возобновляется.

Ветерок

ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, а также закрепление у ребенка понятия об основных цветах.

МАТЕРИАЛ: Три бумажных султанчика красного, желтого и зеленого цвета.

ХОД ИГРЫ: Взрослый объясняет ребенку, что султанчики - это деревья с листьями, и задает вопросы, на которые малыш отвечает:

- Какого цвета листья на дереве? (Зеленого)

- А на этом дереве, какие листочки? (Желтые)

- На третьем дереве, какого цвета листочки? (Красные)

Взрослый дует на "листочки", показывая ребенку, как они шелестят, и предлагает ему подуть на султанчики; проверяет, правильно ли ребенок держит султанчик перед собой. (Расстояние от "листочков" до губ ребенка должно быть около 8-10 см.), а также, чтобы ребенок выдыхал воздух только через рот, дул долго (больше секунды), не добирал воздуха, плавно выдыхал, не поднимая плеч.

Паровоз

ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания.

МАТЕРИАЛ: Игрушечный паровозик или картинка с изображением паровоза.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку паровозик или картинку, напоминает, как паровоз гудит (протяжно произносит звук "У"), и предлагает так же протяжно и громко повторить этот звук.

Взрослый следит, чтобы при воспроизведении звука "У" ребенок складывал губы "трубочкой". В конце игры ребенок и взрослый идут по комнате "паровозиком", и ребенок громко подражает гудку паровоза.

Взрослый читает стихотворение:

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чох-чох, чу-чууу!

Я далеко укачу-ууу!

                                       (Т. Волгина)

Осенние листья

ЦЕЛЬ: Обучение плавному, свободному выдоху.

МАТЕРИАЛ: Вырезанные из тонкой бумаги желтые и красные листочки, ведерко или ваза, где стоят листья.

ХОД ИГРЫ: Взрослый говорит, показывая ребенку ведерко: "Смотри, - ведерко! А что в ведерке? Листья. Вот какие они красивые! Какие у нас листья?" Ребенок отвечает: "Очень красивые листья!"

Взрослый произносит с ребенком эту фразу несколько раз, следя за тем, чтобы ребенок произносил ее выразительно.

"Листья, которые мы собрали, - продолжает взрослый, - упали с дерева. Подул ветер и сорвал их с дерева. Они закружились и опустились на землю. Сейчас я дам тебе красивые желтые листочки, а ты сделаешь ветерок, и твои листочки будут кружиться в воздухе". Ребенок дует на листочки так, чтобы они полетели.

Упражнение повторяется 2-3 раза.

Птицеферма

ЦЕЛЬ: Развитие речевого дыхания, обучение ребенка на одном выдохе произносить 3-4 слога.

МАТЕРИАЛ: Игрушечные утка, гусь, цыпленок, петух.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку игрушки и 3-4 раза подряд воспроизводит их "голоса". (Показывает, как крякает утка, как кукарекает петух, как кудахчет курица и т.д.) Затем игрушки убирают, и взрослый говорит: "Пошли мы с тобой на птичий двор, а навстречу нам (показывает курицу) идет курочка. Как она поздоровается с нами?" Ребенок отвечает: "Ко-ко-ко, куд-куда, куд-куда!"

Аналогичные вопросы задаются обо всех птицах, а ребенок старается правильно воспроизводить их голоса.

Упражнения на развитие силы голоса

Громко – тихо

ЦЕЛЬ: Развитие умения менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

МАТЕРИАЛ: Парные игрушки разных размеров (большая и маленькая собачки, барабаны, дудочки, кошечки и любые другие игрушки, звук которых можно имитировать).

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку двух собачек и говорит: "Бежит большая собачка, громко лает: "Ав-ав!" Как лает большая собака?" Ребенок громко произносит: "Ав-ав!"

"А маленькая собачка лает тихо: "Ав-ав!" Как лает маленькая собачка?" Ребенок тихо произносит: "Ав-ав!"

Взрослый убирает собачек и говорит ребенку: "Сейчас будь внимателен. Как только побежит собачка, ты должен сказать: "Ав-ав!" Не ошибись, помни, что большая собака лает громко, а маленькая собачка - тихо".

Идите с нами играть

ЦЕЛЬ: Выработка умения пользоваться громким голосом.

МАТЕРИАЛ: Игрушечные мишка, зайчик, лиса или другие звери.

ХОД ИГРЫ: На расстоянии 2-3 метров от ребенка взрослый расставляет игрушки и говорит: "Мишке, зайке и лисичке скучно сидеть одним. Позовем их играть вместе с нами. Чтобы они услышали нас, звать надо громко, вот так: "Мишка, иди!" Ребенок вместе со взрослым зовут мишку, зайку и лису и играют с ними. Взрослый следит за тем, чтобы ребенок звал игрушку громко, но не кричал.

Не разбуди куклу

ЦЕЛЬ: Развитие умения пользоваться тихим голосом.

МАТЕРИАЛ: Кукла с закрывающимися глазами, кроватка с постельными принадлежностями, мелкие игрушки (например: кубик, мячик, машинка), а также коробка для игрушек.

ХОД ИГРЫ: Взрослый ставит на кроватку коробку со спящей куклой и говорит: "Катя гуляла, теперь она устала, пообедала и уснула. А нам надо убрать игрушки, но очень тихо, чтобы не разбудить Катю. Скажи мне тихо, какую игрушку надо убрать в коробку". Ребенок тихо называет игрушку.

Взрослый следит, чтобы ребенок говорил тихо, но не шептал.

Кап - кап - кап

ЦЕЛЬ: Развитие голосового аппарата, выработка умения произносить звукоподражания громко и тихо.

МАТЕРИАЛ: Картинка с изображением дождя.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку картинку и говорит:

- Дождик пошел. Сначала тихо закапал: "Кап-кап-кап".

Ребенок тихо повторяет: "Кап-кап-кап".

- Потом застучал сильнее: "Кап-кап-кап!"

Ребенок повторяет громче: "Кап-кап-кап!"

- Опять тихо капает дождик и перестал!

В конце игры взрослый читает потешку:

- Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять -

Мы промочим ножки.

(Русская народная песенка)

Ребенок вместе с взрослым повторяет звукоподражание "кап-кап-кап".

Кто как кричит

ЦЕЛЬ: Выработка умения повышать и понижать тон голоса, говорить "тоненьким" и низким голосом.

МАТЕРИАЛ: Картинки с изображениями дерева, забора, птицы, птенца, кошки, котенка или такие же игрушки. Можно использовать игрушечных уточек, собачек, лошадок и других животных разных размеров.

ХОД ЗАНЯТИЯ: Взрослый начинает рассказ, сопровождая его показом соответствующих картинок или игрушек, и произносит звукоподражания. "Утром рано на даче мы вышли погулять и услышали, как кто-то пищит "пи-пи-пи" (произносит звукоподражание "тоненьким" голосом). Это птенчик сидит на дереве, пищит и ждет, когда ему мама принесет еду. Как тоненько пищит птенчик?" Ребенок говорит тоненько "пи-пи-пи".

"В это время прилетела птичка, дала птенчику поесть и запищала "пи-пи-пи" (взрослый произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищит?" Ребенок повторяет " пи-пи-пи ".

"Птичка улетела, мы пошли дальше и слышим, как кто-то у забора тоненько кричит "мяу-мяу-мяу" (звукоподражание произносится "тоненьким" голосом). На дорожку выскочил котенок. Как он мяукал?" Ребенок воспроизводит образец взрослого. "Котенок маму-кошку звал, она услышала, бежит по дорожке и мяукает "мяу-мяу-мяу" (звукоподражание произносится более низким тоном). Как кошка мяукает?" Ребенок повторяет "мяу-мяу-мяу".

Взрослый продолжает: "А сейчас я покажу, кто к нам в гости пришел". Он достает кошку, показывает, как она идет по столу, и спрашивает: "Как кошечка мяукает?" Ребенок, понижая голос, говорит "мяу-мяу-мяу".

Затем взрослый достает котенка, птицу и птенца, а ребенок подражает их голосам в нужной тональности.

Надо следить, чтобы ребенок не кричал, а говорил спокойно, повышая и понижая голос в доступных для него пределах.

Аналогично используются и другие игрушки. Можно использовать одну пару или 2-3. При тихом произношении звуков ребенок не должен переходить на шепот.

Тук – тук

ЦЕЛЬ: Развитие голосового аппарата, обучение громкому и тихому, быстрому и медленному произношению. Закрепление правильного произношения звуков "Т" и "К". Развитие чувства ритма.

МАТЕРИАЛ: Деревянный, пластмассовый или металлический молоточек.

ХОД ИГРЫ: Взрослый показывает ребенку молоточек и предлагает послушать, как он стучит. Затем говорит ребенку:

- Слышишь, как стучит молоточек? Он стучит так: "Тук-тук-тук!"

Ребенок имитирует постукивание: стучит кулачком-молоточком по второму кулачку и говорит: "Тук-тук-тук!" Взрослый:

- Мой молоточек может стучать громко (сильно стучит по столу молоточком и одновременно громко произносит "Тук-тук!"). Но он может стучать и тихо (стучит тише и тихо произносит "Тук-тук!").

Взрослый предлагает еще раз послушать, как стучит молоточек громко и тихо (стучит и воспроизводит стук голосом), а потом постучать так же своим молоточком.

Если ребенок воспроизводит стук голосом чрезмерно громко, взрослый просит его подольше постучать "тихим" молоточком, если у ребенка тихий голос, его просят "постучать" погромче.

Далее взрослый говорит, что молоточком можно стучать быстро и медленно и просит ребенка:

- Сейчас я буду стучать быстро, а ты помогай мне, стучи так же быстро, ударяя кулачком о кулачок.

Выполняя задание, ребенок должен произносить "Тук-тук-тук" в быстром темпе.

- А сейчас мой молоточек застучит медленно - "Тук...тук...тук..." - говорит и показывает взрослый. - Пусть и твой молоточек звучит так же.

Ребенок повторяет.

В конце занятия взрослый дает ребенку постучать своим молоточком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на дыхание

Наша жизнь – это дыхание....

Игры, обучающие дыханию.

Игры, обучающие дыханию.Для начального разучивания. "Горячий чай"Дети стоят на дне, уровень воды по пояс.По команде наклониться, руки упираются о колени, и сильно подуть на воду, представляя, что...

Игры на дыхание

Данный материал содержит описания и цели игр на дыхвание. Подходит для использования на музыкальных занятиях с элементами логоритмики в детских садах....

Играйте - речевое дыхание развивайте

Дыхание – это важнейшая функция организма. Малыш рождается и делает первый вдох, затем раздаётся  первый крик. Между физиологическим дыханием и речевым нельзя поставить знак равенства. Дыхательны...

Игры на дыхание

Дыхательная гимнастика...