Картотека с нейроиграми для детей с ОВЗ 4-7 лет
картотека (старшая группа)
Картотека с нейроиграми для детей с ОВЗ 4-7 лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека с нейроиграми для детей с ОВЗ 4-7 лет
Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшающие чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышающие позитивный и эмоциональный настрой.
В процессе применения нейроигр происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
«Игры с мячом».
Цель: развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, произвольное внимание.
Возраст: 5-7 лет
Материал: мячи малого размера.
Методика проведения: Взрослый произносит слово и кидает мяч, а ребенок ловит мяч и называет слово, связанное со словом взрослого, например: взрослый говорит: «Небо», а ребенок отвечает: «Облако» – и кидает мяч следующему ребенку.
Дети и взрослый кидают друг другу большой мяч с разных расстояний и ловят двумя руками. Сначала лучше кидать в руки, потом немного правее, левее, выше, ниже. Дети должны уметь кидать мяч, подавая его двумя руками снизу, сверху, по воздуху или ударяя об пол. Надо стараться не прижимать мяч к себе, а ловить его только руками.
На следующем этапе игры, дети ловят мяч двумя руками, а кидают одной рукой, то правой, то левой (по команде воспитателя). Сначала воспитатель может использовать речевую инструкцию (правая и левая рука), затем обозначение хлопками, например, 1 хлопок – правая рука, 2 хлопка – левая рука.
Игра «Ладошки и ножки»
Цель: развитие переключения внимания, самоконтроля, общей моторики.
Возраст: 5-7 лет
Материал: отпечатки ладошек и ножек, скотч (для прикрепления карточек к полу).
Ход: Раскладываем поле, по три карточки в ряду, например левая ножка, левая ладошка, правая ножка, итак несколько рядов. Ребенку нужно пройти путь, не допустив ошибок. Условия игры: на левый отпечаток ножки ставим левую ножку, на правый – правую. На левый отпечаток ручки – левую ручку, на правый отпечаток – правую.
Упражнение «Червячок в яблочке»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Инструкция: Дети показывают два кулачка (яблочки), на правом кулачке выставляют большой палец вверх (это червячок), затем по хлопку меняют, теперь на левом кулачке большой палец выставляют вверх, а на правом убирают. Нельзя. Чтобы два червячка встретились. Можно сопровождать стихотвореньем:
«Червяк дорогу сверху вниз в огромном яблоке прогрыз».
Игра «Рыбки»
Рыбки, рыбки, где вы, где? Рыбки плавают в воде. Вы плывете, рыбки, сами? Машете вы плавниками. Рыбки, рыбки, вы не спите. Вы плывите! Вы плывите!
Дети договаривают последние слова двустишья. Потом изображают плавающих рыб. По сигналу взрослого, дети замирают, приняв определенную позу, которая заранее оговаривается.
Рыбка — присесть.
Ночь — закрывают глаза - две сложенные руки вперед.
Червячок — руки - сложенные вместе, вверх.
Игра «Цветные карточки»
Цель: Развитие ориентации в пространстве, относительно своего тела, умение быстро переключаться
Возраст: 5-7 лет
Инструкция: У взрослого в руках четыре цветные карточки. Он показывает их в произвольном порядке и сопровождает инструкцией. Ребёнок должен делать шаги согласно инструкции. Например: ≪Жёлтая — шаг вперёд, зелёная — шаг назад, синяя — влево, красная — вправо≫.
Спустя время инструкцию к цвету карточки можно поменять, тем самым сломав стереотип.
Игра «Hoc — пол — потолок»
Цель: Развитие внимания и снятие импульсивности
Возраст: 5-7 лет
Инструкция: Взрослый показывает рукой на свой нос, затем на потолок, затем на пол, одновременно называя их. Ребёнок повторяет. Затем взрослый, увеличивая скорость, начинает путать ребёнка, показывая одно, а называя другое. Ребёнок должен показывать, то что называет взрослый, игнорируя его показывание.
Игра "Речка-берег"
Цель: игра позволяет научить ребенка справляться с импульсивностью, трудностями переключения, развивает избирательность реакций, внимания и речевую регуляцию деятельности. Упражнение можно выполнять как с группой детей, так и с одним ребенком.
Возраст: 5 – 7 лет
Оборудование: веревочка, которая будет лежать на полу и обозначать "береговую линию". Такую же роль может сыграть край ковра или любая другая отчетливая граница.
Ход игры: Участники стоят "на берегу" (по одну сторону веревочки). С другой стороны, "течет" река. Педагог предлагает участникам выполнять его команды. Когда он говорит "речка!" – прыгать в речку, когда говорит "берег!" – на берег.
Первая часть игры – тренировочная. Педагог называет в случайном порядке "речка", "берег", и смотрит – смог ли ребенок выработать избирательную реакцию на разные инструкции. Если на тренировочной стадии все в порядке – переходим к основным.
Вариант 1. Педагог продолжает командовать, куда прыгать, и прыгает вместе с участниками. В какой-то момент он начинает давать команды в четком порядке чередования (речка, берег, речка, берег и т.д.). Когда участники привыкают к такому ритму и начинают прыгать автоматически то туда, то сюда, ведущий вдруг нарушает порядок и командует, например, "Речка! Берег! Речка! Речка!". На эту уловку особенно часто попадаются дети, испытывающие трудности переключения. Они легко входят в определенный ритм, но потом не могут вовремя изменить свою тактику и продолжают действовать старым способом. Если ребенок регулярно ошибается при таком переключении, попросите его не торопиться с действием, а сначала сказать вслух, что надо сделать, а уже потом прыгать. Таким образом, мы "вставляем" его речь между инструкцией (командой) и ее исполнением.
Вариант 2 (для продвинутых пользователей). Когда ребенок вполне освоится с первым вариантом игры и сможет выполнять задание без ошибок, можно перейти к варианту, развивающему избирательность внимания. Педагог сообщает ребенку, что сейчас будет "обманывать его глазки" – говорить все правильно, а делать неправильно. После этого начинается как бы обычный вариант игры, когда первые несколько команд соответствуют тому, что делает взрослый. В какой-то момент взрослый делает "ошибку", например, говорит: "Берег!" – а прыгает в речку. Ребенок должен "отключить" свои глаза, а следовать только тому, что приходит через уши.
Игра «Ухо – нос – хлопок»
Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности.
Возраст: 4 – 7 лет.
Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот».
Игра «Остановись»
Цель: развитие внимания
Возраст: 4-7 лет
Ход игры: Дети свободно двигаются по залу под музыку. Как только музыка прекратилась, дети застывают на месте (не шевелятся)
«Игры с пластилином».
Цель: развитие мелкой моторики и ориентировки на плоскости.
Формировать навык работы обеими руками.
Возраст: 5-7 лет
Материал: две доски для пластилина и сам пластилин разных цветов.
Методика проведения: Педагог просит ребенка одновременно каждой рукой скатать шар, раскатать палочки, выполнять надавливание на шар.
Затем можно сложить или выполнить простые рисунки и объекты.
Например: пирамидка и снеговик (каждая рука свой объект), затем можно сравнить два объекта.
Упражнение «Геометрические фигуры»
Цель: сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность игра поможет ребенку научиться ориентироваться не только в реальном пространстве.
Возраст: от 6 -7лет.
Количество участников: индивидуальное занятие.
Материал: лист бумаги.
Методика преподавания: ребёнку даётся лист бумаги, разделительная линия не рисуется. Ребенок при рисовании двумя руками одновременно должен сам ориентироваться, где правая часть листа, а где левая. Двумя руками одновременно (правой рукой справа, левой рукой слева) ребенок рисует и раскрашивает геометрические фигуры: два квадрата, два круга, два треугольника. Каждую фигуру нужно обвести несколько раз.
Игра «Пальчики-мышки»
Цель: снятие импульсивности, развитие самоконтроля.
Материал: не требуется
Ход: Упражнение рассчитано на детей дошкольного возраста. Оно хорошо как небольшой перерыв, либо когда ребёнка нужно переключить с одной деятельности на другую. Играть можно как за столом, так и на полу. Взрослый и ребёнок договариваются между собой, кто будет «мышкой», а кто — «кошкой». Руки «мышки» гуляют по столу, а «кошка» должна своими ладошками быстро поймать их. «Мышка» старается вовремя отдёрнуть руки. Затем участники меняются ролями.
Игра «Колено – локоть»
Цель: Активизировать зону обоих полушарий, обеспечивающих причинно- обусловленный уровень мышления.
Методика проведения: Исходное положение: Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.
Игра «Робот»
Цель: развитие пространственных представлений, самоконтролю, внимание, переключение внимания
Инструкция: Дети должны изобразить робота, точно и правильно выполнять команды взрослого. Взрослый говорит: «Вы будете выполнять мои команды. Если я скажу шаг вперед, вы сделаете шаг вперед. Если скажу сделать большие шаги, вы сделаете большие шаги. Скажу повернуться на право, повернетесь направо. После этого взрослый может усложнять, давая две команды одновременно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие нейроигр для детей с родителями
Развиваем внимание зрительно-пространственных и моторных навыков, контроля руки; межполушарное взаимодействие...

Картотека нейроигр для детей дошкольного возраста
Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произв...

Картотека нейроигр для детей 5-7 лет
Нейрогимнастика и нейроигры – это не только физические упражнения для тела, но и тренировка мозга.Главный принцип нейрогимнастики - постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мо...

Картотека нейроигр для детей дошкольного возраста.
Данная подборка игр будет полезна для детей с 3-х лет, в которые можно играть с ребёнком не только в детском саду но и дома....

Картотека авторских нейроигр
Данные нейроигры разработаны для детей старшего дошкольного возраста и имеют вариативность использования, при которой наращивается сложность выполнения заданий. На этапе знакомства с игрой задания вып...

Картотека нейроигр для детей дошкольного возраста
Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию:- психических процессов: памяти, внимания, мышления;- развитию зрительно-моторной пространственной координа...

