Рабочие программы


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  1. Общая характеристика программы

Процесс гуманизации общества и школы, изменение целей и содержания создают ситуацию, позволяющую по-новому оценить логопедическую работу в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции речевых нарушений у детей с интеллектуальной недостаточностью.

Организация учебной деятельности, как особой формы активности ребёнка, направленной на изменение самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства обучающихся  носят характер системного недоразвития речи средней степени, для которого характерно:

- полиморфное нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия;

- выраженная дисграфия.

     Поэтому логопедическое воздействие должно быть направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

2. Методологические и теоретические основы программы

         Как и любая программа, программа логопедических занятий для учащихся 1-7 классов С(к)ОУ VIII вида имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:

-  гуманизма - вера возможности ребёнка, субъективного, позитивного подхода;

- системности - рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

- реалистичности - учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;

- деятельностного подхода - опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

- индивидуально-дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

- системного подхода - взаимосвязь коррекционно-развивающих действий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

            Методологическими основами и теоретическими предпосылками для создания данной программы явились разработки и эффективные методики по  преодолению речевых нарушений Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др.  Данные  методики  базируются  на  учении Л.С. Выготского,  А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности. Учитывая специфику образовательного процесса в С(к)ОУ VIII вида, где обучаются дети, имеющие дефект интеллектуального развития, при создании использовались материалы исследований в сфере дефектологии и психологии С. Я. Рубинштейн, М.С.Певзнер.

3. Цели и задачи программы

Цель программы.

 Коррекция дефектов устной и письменной речи учащихся, способствующей успешной адаптации в учебной деятельности и дальнейшей социализации детей - логопатов.

Основные задачи программы.

  1. Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепление его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей учащихся.
  2. Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
  3. Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития детей.
  4. Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности учащихся (интеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

4. Организация работы по программе

Коррекция нарушений речи учащихся С(к)ОУ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

Учитель - логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся; по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. Наполняемость групп для логопедических занятий 2-4 обучающихся.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы во вторую половину дня. Основной формой являются групповые занятия. На занятия с группой обучающихся отводится, как правило, 20 – 30 минут.

Занятия с каждой группой проводятся:

1 – 3 классы – 4 раза в неделю;

4 – 5 классы – 3 раза в неделю;

6 – 7 классы – 2 раза в неделю.

Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

           Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос  полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.  В 4 – 7 классах лексический материал обогащается трудовой лексикой используемой на уроках трудового обучения.

В структуру занятия может входить:

- упражнения для развития артикуляционной моторики;

- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

- дыхательная гимнастика;

- упражнения для работы над голосом;

- упражнения для активизации мышц задней стенки глотки и мягкого нёба;

- массаж лица;

- миогимнастика.

- Коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков.

 - Формирование и развитие фонематических процессов.

- Коррекционная работа на различных уровнях: на уровне звук-буква, на уровне слога, на уровне  слова, на уровне словосочетания, на уровне предложения, на уровне текста.

- Обогащение и активизация словарного запаса.

           Данная программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне: усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза.

                                                                                     

Содержание изучаемого курса

1 класс (136 часов)

 Обследование - 9 часов

 Пропедевтический (добукварный) период - 5 часов

 Букварный период:

 1 этап:

изучение звуков и букв (а, у, м, о, с, х, ш) - 21 час

 2 этап:

изучение звуков и букв (л, ы, н, р, к, п, т, и, з) - 26 часов

 3 этап:

изучение звуков и букв (в, ж, б, г, д, й, буква ь, е, ё) - 26 часов

 4 этап:

изучение звуков и букв (я, ю, ц, ч, щ, ф, э, буква ъ) - 21 час

Восполнение пробелов в формировании связной речи - 16 часов

Самостоятельные виды работ - 8 часов

Обследование - 4 часа

2 класс (136 часов)

Обследование - 9 часов

Звуковой анализ - 7 часов

Дифференциация твёрдых и мягких согласных - 5 часов

Дифференциация гласных - 8 часов

Дифференциация звонких и глухих согласных - 4 часа.

Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству - 82 часа

Восполнение пробелов в формировании связной речи - 10 часов

Самостоятельные виды работ - 8 часов

Обследование - 3 часа

3 класс (136 часов)

Обследование - 6 часов

Звуки речи - 4 часа

Предложение - 5 часов

Образование гласных звуков - 2 часа

Дифференциация гласных звуков и букв - 12 часов

Образование согласных звуков - 2 часа

Дифференциация твёрдых и мягких согласных - 5 часов

Дифференциация звонких и глухих согласных - 5 часов

Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству - 40 часов

Дифференциация свистящих и шипящих согласных - 22 часа

Дифференциация сонорных звуков - 4 часа

Оглушение звонких согласных - 5 часов

Предлоги - 5 часов

Ударение - 4 часа

Восполнение пробелов в формировании связной речи - 5 часов

Самостоятельные виды работ - 8 часов

Обследование - 2 часа

4 класс (102 часа)

Обследование - 6 часов

Звуковой анализ - 4 часа

Дифференциация парных гласных - 4 часа

Обозначение мягкости согласных на письме посредством буквы ь - 2 часа

Дифференциация твёрдых и мягких согласных - 4 часа

Гласные после шипящих - 4 часа

Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству - 45 часов

Оглушение звонких согласных - 5 часов

Ударные и безударные гласные - 6 часов

Предлоги - 4 часа

Восполнение пробелов в формировании связной речи - 8 часов

Самостоятельные виды работ - 8 часов

Обследование - 2 часа

5 класс (102 часа)

Обследование - 5 часов

Звуковой анализ - 2 часа

Дифференциация гласных и согласных звуков и букв - 3 часа

Дифференциация парных гласных - 6 часов

Обозначение мягкости согласных на письме посредством буквы ь - 4 часа

Дифференциация твёрдых и мягких согласных - 5 часов

Дифференциация согласных - 25 часов

Дифференциация ударных и безударных гласных - 6 часов

Связь слов в предложении - 10 часов

Оглушение звонких согласных - 5 часов

Приставки - 1 час

Предлоги - 7 часов

Приставки и предлоги - 2 часа

Состав слова -3 часа

Ударение - 2 часа

Восполнение пробелов в формировании связной речи - 5 часов

Самостоятельные виды работ - 8 часов

Обследование - 3 часа

6 класс (68 часов)

Обследование - 6 часов

Дифференциация гласных и  согласных - 3 часа

Дифференциация звонких и глухих согласных - 4 часа

Дифференциация ударных и безударных гласных - 4 часа

Слово. Предложение - 2 часа

Родственные слова - 1 час

Состав слова - 5 часов

Приставки - 3 часа

Предлоги - 2 часа

Дифференциация приставок и предлогов -2 часа

Синонимы - 8 часов

Антонимы - 7 часов

Предложение. Связь слов в предложении - 2 часа

Восполнение пробелов в формировании связной речи - 9 часов

Самостоятельные виды работ - 6 часов

Обследование - 4 часа

7 класс (68 часов)

Обследование - 4 часа

Работа над словом - 5 часов

Синонимы - 8 часов

Антонимы - 5 часов

Омонимы - 1 час

Слоговой анализ и синтез слов - 2 часа

Типы слогов - 2 часа

Дифференциация ударных и безударных гласных - 4 часа

Состав слова - 5 часов

Словосочетание и предложение - 4 часа

Согласование - 2 часа

Управление - 5 часов

Предлоги - 5 часов

Восполнение пробелов в формировании связной речи - 5 часов

Самостоятельные виды работ - 8 часов

Обследование - 3 часа

                                                                       

Основные требования к умениям учащихся

1 уровень (к концу 4 класса)

- Достаточно сформирована произвольная направленность внимания на звуковую сторону речи.

- Восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов.

- Уточнены первоначальные представления о звукобуквенном анализе, слоговом составе слова с учётом программных требований.

- Поставлены и отдифференцированы все звуки.

- Уточнён и активизирован имеющийся словарный запас;  введение в речь небольших распространённых конструкций простого предложения.

- Введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, предложение и   т. д.                                                                                                                                                                                                                                                  

2 уровень (к концу 7 класса)

- Активно пользоваться различными способами словообразования.

- Правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций, т.е. устанавливать связь в предложении.

- Ориентироваться в составе слова, т. е. определять при помощи каких частей слова образуются новые слова  и как изменяются их значения.

- Определять основную мысль, тему рассказа.

-  Устанавливать связь слов в предложении, определять последовательность предложений в тексте.

- Составлять план связного высказывания.


1 класс

Темы фронтальных занятий

Цель

Овладение навыками звукового анализа и синтеза

Уточнение, обогащение, активизация словаря

Развитие грамматического строя речи

Кол-во часов

Дата

Знакомство с учащимися

Обследование речи

Школа; учебные вещи; игрушки; учебные вещи и игрушки (сравнение)

Пространственная ориентация; дни недели; части суток; времена года

2

недели

Речь. Предложение

Дать представление о речи, предложении

Анализ предложений

Одежда.

Школьная форма

Понятие о слове, предложении; составление предложений

1

Слово. Предложение

 

Дать представление о слове, предложении

Анализ предложений. Схема слова

Обувь. Уход за обувью

Составление предложений. Ответы на вопросы Кто? Что?

1

Деление слов на слоги

Дать представление о слогообразующей роли гласных в слове

Схема слов. Деление слова на слоги

Фрукты, цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по признакам

Ответы на вопросы: о ком говорится? О чем?

2

Звуки речи

Дать представление о звуках речи

Анализ слов

Схемы слов

Овощи, цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по признакам

Составление предложение, согласование прилагательных с существительными

1

Звук и буква А

Дать представление о механизме образования звука, формировать    буквенный гнозис

Выделение гласного среди других

Овощи и фрукты

Сравнение

Согласование прилагательных с существительными

2

Звук и буква У

Дать представление о механизме образования звука,  формировать буквенный гнозис

Выделение звука в начале, середине, конце слова

Сравнение овощей и фруктов

Распространение предложение дополнением. (Мальчик ест сливу.)

2

Звук и буква М

Дать представление о механизме образования звука,         формировать буквенный гнозис

Выделение звука в начале слова, в середине, в конце

Цветы

Составление предложений по предметным картинкам и вопросам

2

Повторение изученных звуков и букв

Повторить и систематизировать знания

Выделение звуков среди других звуков; определение местоположения звука в слове

Цветы

Овощи

Фрукты

Составление словосочетаний и предложений по предметным картинкам

1

Звук и буква О

Дать представление о механизме образования звука,  формировать буквенный гнозис

Анализ слов

Комнатные растения

Составление предложений по картинкам и вопросам

2

Звук и буква С

Дать

представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Анализ слов

Домашние животные

Составление предложений по предметным картинкам. Составление словосочетаний

 4

Звук и буква Х

Дать представление о механизме образования звука,   формировать буквенный гнозис

Выделение звука среди других звуков

Дикие животные

Составление предложений по сюжетным картинкам и вопросам

2

Повторение изученных звуков и букв

Повторить и проверить знания по изученным темам

Схема слов, схема предложений

Домашние и дикие животные

Составление предложений по сюжетным картинкам

1

Звук и буква Ш

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Выделение звука в начале, конце, середине слова

Сходство и различие диких и домашних животных

Составление предложений по сюжетным картинкам и вопросам

 3

Звуки [ C -Ш ]

Закрепить правильное произношение и учить различать звуки

Анализ слов. Сходство и различие звуков

Птицы

Распространение предложений дополнением в Т.п.

2 

Звук и буква Л

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Анализ слов.

Птицы домашние и дикие

Распространение предложений дополнениями в Т.п. (Витя рисует мак карандашом.)

2

Звук и буква Ы

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Схема слов, предложений

Охрана здоровья

Распространение предложений дополнением в Т.п.

2

Звук и буква Н

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис.

Выделение звука среди других звуков

Профессии людей

Распространение предложений дополнением в Р.п. (у кого?). Знакомство с предлогом  У

2

Звук и буква Р

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Определение местоположения звука в слове. Анализ слов

Профессии людей

Распространение предложений дополнением в Р.п.

4

Повторение изученных звуков и букв

Повторить и систематизировать знания по изученным темам

Схема предложений

Транспорт

Распространение предложений дополнением в Д.п. (кому? Чему?) Мама улыбнулась (кому?)…

1

Звуки [ Л - Р ]

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки

Анализ слов. Сходство и различение звуков

Слова - паронимы

Распространение предложений дополнением в Д.п.

1

Звуки [ М - Л ]

Буквы   м - л

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки и буквы

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Слова - паронимы

Распространение предложений дополнением в П.п.

1

Звук и буква К

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Определение местоположения звука в слове. Анализ слов

Мебель

Распространение предложений дополнением в П.п.

2

Звук и буква П

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Словарь по теме  «Зима»

Составление предложений по сюжетным картинкам

2

Звук и буква Т

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Схема слов. Выделение звука среди других звуков

Словарь по теме  «Зима»

Составление предложений по сюжетным картинкам

2

Звук и буква И

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Выделение звука среди других звуков; схема предложений

Словарь по теме «Зима»

Составление предложений по сюжетным картинкам

 2

Звуки [ Ы - И ]

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки

Анализ слов, сходство и различия звуков

Грибы

Составление предложений по картинкам

1-2

   

 Звук и буква З

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Анализ слов. Выделение звука среди других звуков

Грибы

Составление предложений по опорным словам. (Мама рисует карандашом.)

2

Звуки [ З - С ]

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки

Выделение звуков среди других согласных. Сходство и различие звуков

Слова - паронимы

Составление предложений по опорным словам

 2

Звук и буква В

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Анализ слов, схемы слов, схемы предложений

Связь между звучанием и значением слов.

(ручка – ручка)

(ключ – ключ)

Составление предложений по сюжетным картинкам

2

Звук и буква Ж

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Слова - паронимы

Составление предложений по опорным словам

2

Звуки [ Ж - Ш ].

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки.

Сходство и различие согласных.

Слова – паронимы.

Изменение слов, вставка букв; предложения простые и распространенные.

1 - 2

Звук и буква Б

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Анализ слов и предложений

Слова - предметы

Повествовательные предложения. Интонация

2

Звуки [ Б - П ]

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки

Сходство и различие согласных

Слова - паронимы

Предметы, действия, признаки

2

Звук буква Г

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Схемы слов, анализ слов

Слова - паронимы

Предметные картинки «один – много»

3

Звук и буква Д

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Слова - паронимы

Предложения. Предложения с предлогом

2

Звуки [ Д - Т ]

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать звуки

Сходство и различие согласных

Слова - паронимы

Простые предложения с предлогами У, С, О, НА

1

Повторение изученных звуков и букв

Повторить и проверить знания по изученным темам

Схема слов, схема предложений. Анализ слов и предложений

Активизация словаря

Составление предложений по сюжетным картинкам

1

Звук и буква  Й

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Анализ слов, предложений

Употреблений междометий:

ОЙ, УЙ, ЭЙ, АЙ.

Предложения с предлогом У

3

Буква Ь

Формировать  буквенный гнозис

Анализ слов и предложений

Слова - паронимы

Составление предложений с понятиями «много - один»

3

Буква  Е

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Анализ слов, выделение звука из слогов, слов

Слова с буквой Е

Предложения восклицательные, составление предложений

 

2

Буква  Ё

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Анализ слов, выделение звука из слогов, слов

Работа с загадкой

Составление предложений по опорным словам

2

Гласные о - ё

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные о – ё

Сходство и различие гласных, звуко -  буквенный анализ

Работа с поговоркой, пословицей

Простые распространенные предложения с прямой речью

2

Буква Я

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Анализ слов; слова - предметы

Вопросительные предложения; составление предложений с предлогом в

2

Буква Ю

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Выделение звука из слогов, слов

Слова и предложения с буквой Ю, их анализ

Составление предложений по сюжетным картинкам

2

Гласные У - Ю

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные У - Ю

Сходство и различие гласных и согласных

Работа с загадкой

Составление предложений по опорным словам

1

Звук и буква Ц

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Работа с поговоркой, с пословицей

Распространение предложений определениями

2

Звук и буква Ч

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Анализ слов

Работа с пословицей, с поговоркой

Распространение предложений определениями

2

Буквы Ч -У

 Закрепить правильное написание букв, учить их дифференцировать

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Слова с буквами

Ч -У

Предложения простые и сложные с

 союзом а

1

Буквы Ч - Ц

Звуки [ ч - ц ]

Закрепить правильное написание букв, учить дифференцировать звуки

Сходство и различие согласных звуков и букв

Слова - предметы

Словоизменения: колечко - кольцо

Слова - паронимы

1

Звук и буква Щ

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Слова - действия

Составление предложений по опорным словам

2

Звук и буква Ф

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ, схемы слов и предложений

Работа с пословицей

Работа с деформированным текстом

2

Звук и буква Э

Дать представление о механизме образования звука, формировать буквенный гнозис

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Работа с пословицей, поговоркой

Работа с деформированным текстом

2

Гласные Э - Е

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные Э - Е

Различие и сходство гласных

Работа со словом, словосочетанием, предложением

Работа по серии сюжетных картин

1

Буква Ъ

Формировать буквенный гнозис

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Слова с Ъ

Работа по серии сюжетных картин

2

Повторение изученных звуков и букв

Повторить и систематизировать знания

Анализ слов, словосочетаний, предложений

Загадки, пословицы, поговорки

Работа по серии сюжетных картин

1

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Формировать навыки связного высказывания

1. Составление предложений по картинкам

2. Составление предложений по опорным словам

3. Составление предложений по вопросам

16

4. Составление рассказов по сюжетным картинкам

5. Составление рассказов - описаний

Самостоятельные виды работ

Проверить знания учащихся; формировать орфографическую зоркость

1.Контрольное списывание

2. Письмо на слух

 

 

8

2 класс

Темы фронтальных занятий

Цель

Овладение навыками звукового анализа и синтеза

Уточнение,

обогащение, активизация

словаря

Развитие грамматического строя речи

Кол - во часов

Дата

Обследование устной и письменной речи учащихся

Обследование устной и письменной речи учащихся

2 недели

Буквы русского алфавита

Повторить и систематизировать знания о буквах алфавита

Анализ слов и предложений. Звукобуквенный анализ слов

Работа со словом, словосочетанием, предложением; словарные слова

Работа над словом, словосочетанием, предложением. Работа с текстом

1

Звуки и буквы

Уточнить первоначальные представления о звукобуквенном составе слова

Анализ слов, предложений, звукобуквенный анализ слов

Работа со словом, словосочетанием, предложением; словарные слова

Работа над словом, словосочетанием, предложением.

 Работа с текстом

2

Гласные звуки и буквы. Образование гласных звуков

Систематизировать знания об образовании гласных звуков

Анализ слов, предложений. Слогозвуковой, звукобуквенный анализ слов

Слово, словосочетание, предложение. Словарные слова

Работа с текстом

2

Согласные звуки и буквы. Образование согласных звуков

Систематизировать знания об образовании согласных звуков

Схема слов, предложений. Анализ слов и предложений. Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Словарные слова.

Слова - паронимы

Работа над словом, предложением, текстом

2

Твёрдые и мягкие согласные

Дать представление о твёрдых и мягких согласных, о смыслоразличительной функции твёрдых - мягких фонем

Схема слов, предложений; их анализ; слогозвуковой  и звукобуквенный анализ слов

Слова - паронимы.

Словарные слова

Работа над словом, предложением, текстом

       

        5

Гласные Ы - И

Закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать звуки и буквы

Схема слов, предложений; анализ слов, предложений; слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Словарные слова; слова - паронимы

Работа по сюжетной картине

2

Слова со слогами ЖИ -  ШИ

Закреплять написание слов со слогами ЖИ -ШИ

Слогозвуковой, звукобуквенный анализ слов; схемы слов, предложений

Чистоговорки

Работа по сюжетной картине

2

Гласные А - О

Закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать звуки и буквы

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слова; схемы слов, предложений; их анализ

Слова с буквами

А -  О

Составление предложений по опорным словам

2

Гласные Ё - Ю

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные ё - ю

Анализ слов, предложений; их схемы; звукобуквенный анализ

Слова с буквами

ё - ю

Составление предложений по предметным картинкам

2

Звонкие и глухие согласные

Учить различать звонкие и глухие согласные

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слова, анализ слов, предложений

Работа с загадкой

Составление предложений по сюжетным картинкам

4 - 5

Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству

Звуки [ С - З ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов, схемы слов и предложений

Слова с буквами

С - З

Составление распространенных предложений

6

Звуки [ Ш  - Ж ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов, схемы слов и предложений

Слова с буквами

Ш -Ж

Устные и письменные ответы на вопросы

6

Звуки [ В - Ф ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Выделение звуков из слогов, слов. Звукобуквенный анализ

Слова с буквами

В - Ф

Составление предложений, ответы на вопросы

6

Звуки [ П - Б ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Выделение звуков из слогов, слов, связной речи

Слова с буквами

П - Б

Составление и распространение предложений

4

Звуки [ Т - Д ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Выделение звуков из слогов, слов, связной речи. Звукобуквенный анализ

Слова с буквами

Т - Д

Распространенные предложения

6

Звуки [ К - Г ]

Закрепить правильное произношение  звуков, учить их дифференцировать

Выделение звуков из слогов, слов, предложений. Звукобуквенный анализ. Схема предложений

Слова с буквами

К - Г

Распространенные предложения

6

Звуки [ З - Ж ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Звукобуквенный анализ, выделение звуков из слогов, слов, предложений, связной речи

Слова с буквами

З - Ж

Составление и распространение предложений

6

Звуки [ С - Ц ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Анализ слов, предложений; звукобуквенный анализ слов. Схема предложений

Слова с буквами

С - Ц

Письменные и устные ответы на вопросы

6

Звуки [ С - Ш ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов; схемы слов, предложений

Слова с буквами

С - Ш

Работа с предложением, текстом

6

Звуки [ С - Ч ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Выделение звуков из слогов, слов, предложений, связной речи

Слова с буквами

С - Ч

Составление предложений

4

Звуки [ С -  Щ ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов; выделение звуков из слогов, слов, связной речи

Слова с буквами

С - Щ

Составление предложений

6

Звуки [ Ч - Ц ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Выделение звуков из слогов, слов, связной речи. Звукобуквенный анализ

Слова с буквами

Ч - Ц

Составление предложений по картинкам, по опорным словам

6

Звуки [ Ч - ТЬ ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Звукобуквенный анализ; графическая запись, выделение звуков из слов

Слова с данными звуками

Составление предложений по началу

4

Звуки [ Ч - Щ ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Анализ и синтез слов

Слова с буквами

Ч - Щ

Распространение предложений

4

Звуки [ Л - Р ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить их дифференцировать

Анализ и синтез слов

Слова с буквами

Л - Р

Дополнение предложений другими словами

6

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Формировать и развивать навыки связного высказывания

1. Работа с деформированным текстом

2. Пересказ по готовому плану

3. Пересказ по сюжетным картинкам

4. Составление рассказов по опорным словам

10

Самостоятельные виды работ

Проверить знания. Формировать орфографическую зоркость

1. Контрольное списывание

2. Письмо на слух

8

Дополнительно

Дифференциация согласных звуков по оптическому  сходству

Буквы  б - д

Звуки [ Б - Д ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать буквы

Выделение звуков из слогов, слов; графическая запись

Слова с буквами

б - д

Составление и распространение предложений

3 - 4

Буквы  т - п

Звуки [ Т - П ]

Закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать буквы

Выделение звуков из слогов, слов, связной речи; графическая запись

Слова с буквами

т - п

Составление и распространение предложений

3 - 4

3 класс

Темы фронтальных занятий

Цель

   

Овладение навыками звукового анализа и синтеза

Уточнение, обогащение, активизация   словаря

Развитие грамматического строя речи

Кол-во

часов

Дата

Обследование речи учащихся

Обследование речи учащихся

2 недели

Способы образования звуков. Звуки и буквы

Уточнить и систематизировать знания о способах образования звуков, о звукобуквенном составе слова

Слогозвуковой и звуковой анализ слов

Овощи

Составление предложений

 4

Речь.

Предложение

Наглядно показать, что предложение составляется из слов. Тренировать в определении количества и последовательности слов в предложении

Схемы предложений.

Школа

Составление предложений по предметным картинкам

2

Слово. Предложение

Учить сопоставлять слова и предложения как речевые единицы

Составление схем предложений, выделение слов

Словарные слова

Составление предложений по сюжетным картинкам

2

Предложение

Показать необходимость согласования слов в предложении

Схематичное обозначение границ предложения

Слова,

словосочетания

Выделение в тексте законченных смысловых единиц

1

Гласные звуки и буквы

Систематизировать знания об образовании гласных звуков, о слогообразующей роли гласных в слове

Схемы слов, предложений. Выделение гласных звуков

Огород

Составление предложений, словосочетаний

2

Дифференциация гласных звуков и букв

Гласные звуки [а-о]. Буквы а - о

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки и буквы

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов. Анализ предложений

Фрукты

Составление предложений по картине

2

Гласные у - ю

Закрепить правильное произношение звуков, учить дифференцировать гласные у -ю

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов. Схемы слов, предложений

Сад

Фрукты

Составление предложений по опорным словам

2

Гласные о - ё

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные о - ё

Звукобуквенный анализ слов; запись только гласной буквы

Овощи и фрукты

Деформированные предложения

2

Гласные ё - ю

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные ё - ю

Звукобуквенный анализ слова; запись только 2-й, 3-й, 4-й и т.д. буквы

Словарь на тему

«Осень»

Деформированные предложения

2

Гласные и - е

Закрепить правильное произношение, учить дифференцировать гласные и - е

Звукобуквенный и слогозвуковой анализ слов. Составление схем слов и предложений

Словарные слова

Деформированные предложения

2

Звуки [ и - ы ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки и буквы

Схемы слов; придумывание слов и подбор слов к схемам

Словарь на тему

« Огород »

Составление и запись предложений

2

Согласные звуки и буквы

Повторить и систематизировать знания об образовании согласных звуков

Звукобуквенный анализ слов; анализ предложений; схемы слов и предложений

Дни недели

Составление предложений по картине

2

Твёрдые и мягкие

согласные

Дать представление о смыслоразличительной функции твёрдых и мягких фонем

Схемы предложений

Словарные слова

Деление текста на

предложения

    5

Звонкие и глухие согласные

Дать представление о различительной функции звонких и глухих согласных

Звукобуквенный анализ; анализ предложений; схемы слогов, слов, предложений

Времена года

Деление текста на предложения

 5

Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству

Звуки [ С - З ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ; схемы слов и предложений

Времена года

Деление текста на предложения

6

Звуки [ Ш - Ж ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Звукобуквенный анализ слов

Месяцы

Составление предложений по картинкам

6

Звуки [ Ч - Щ ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ.

Схема слов и предложений

Месяцы

Составление предложений

5

Звуки [ В -Ф ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Звукобуквенный анализ. Схемы слов, предложений

Чистоговорки

Деление текста на предложения

6

Звуки [ П - Б ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений

Чистоговорки

Восстановление нарушенного порядка предложений в рассказе

6

Звуки [ Т - Д ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Звукобуквенный анализ слов

Загадки, пословицы, поговорки

Составление предложений по предметным картинкам

6

Звуки [ К - Г ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ и синтез слов.

Слова, словосочетания с буквами к – г

Составление предложений по предметным картинкам

6

Дифференциация свистящих и шипящих согласных

Звуки [ С - Ш ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ и синтез слов; анализ предложений

Чистоговорки

Составление предложений по сюжетной картинке

6

Звуки [ З - Ж ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ и синтез слов

Слова, словосочетания с буквами з - ж

Составление предложений по сюжетной картинке

6

Звуки [ С - Ц ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ предложений; составление схем

Чистоговорки.

Составление предложений по сюжетным картинкам

6

Звуки [ С - Ч ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Слова с буквами с - ч

Деление сплошного текста на предложения

4

Звуки [ Л - Р ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ и синтез слов

Загадки,

чистоговорки

Деформированные тексты

4

Оглушение звонких согласных

Показать несовпадение норм произношения с нормами правописания

Анализ и синтез слов, предложений

Словарные слова

Восстановление нарушенного порядка предложений в рассказе

5

Предлоги

Дать представление о конкретно-пространственных значениях предлогов

Схемы предложений

Словарь по теме

«Осень-зима»

Письменные ответы на вопросы

 5

Ударение. Роль ударения в словах

Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения

Схемы слов и предложений

Четверостишия

Графическая запись предложений

4

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Формировать и развивать навыки связной речи

1. Работа с деформированным текстом

2. Составление рассказов по сюжетной картинке

3. Составление предложений по опорным словам

5

4. Составление предложений по началу и концу

5. Составление рассказов по серии последовательных картин

Самостоятельные виды работ

Проверить знания; формировать орфографическую зоркость

1.Контрольное списывание

2.Письмо на слух

8

Дополнительно:

Дифференциация оптически сходных букв

Буквы  и - у

Закрепить различение букв  и - у

Схемы слов, выделение звуков из слов

Слова с буквами  

и - у

Деформированные

предложения

1

Буквы  р - п

Закрепить различение

букв  р - п

Схемы слов

Слова с буквами

р - п

Составление предложений по опорным словам

1

Буквы  ю - н

Закрепить различение букв  ю -н

Схемы слов

Слова с буквами

ю - н

Составление предложений по картинкам

1

Буквы  х - ж

Закрепить различение букв х - ж

Схемы слов

Слова с буквами

х - ж

Составление предложений по предметным картинкам

1

Буквы  п - т

Закрепить различение

букв  п - т

Звукобуквенный анализ слов

Слова с буквами

п - т

Составление предложений

1

Буквы  б - д

Закрепить различение

букв  б -д

Звукобуквенный анализ слов

Слова с буквами

б - д

Составление предложений, письменные ответы на вопросы

1

Темы фронтальных занятий

Цель

Овладение навыками звукового анализа и синтеза

Уточнение,

обогащение,

активизация словаря

Развитие грамматического строя речи

Кол-во

часов

Дата

Обследование письменной и устной речи учащихся

Обследование письменной и устной речи учащихся

2 недели

Звуки и буквы

Уточнить и систематизировать знания о способах образования звуков, о звукобуквенном составе слова

Слогозвуковой и звуковой анализ слов

Слово, словосочетание, предложение

Работа над словом, предложением, текстом

2

Гласные и согласные звуки и буквы

Повторить и систематизировать знания об образовании гласных и согласных звуков

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов. Анализ и синтез слов

Слово -предложение. Словарные слова.

Работа с текстом

2

Парные гласные. Их сходство и различие

Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство

Звукобуквенный анализ слов; анализ и синтез слов, предложений

Слова с парными гласными

Работа с предложениями

4

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь знака

Сформировать понятие о мягкости согласных с помощью ь знака

Анализ слов и предложений

Слова с мягким знаком

Работа с деформированным текстом

2

Твёрдые и мягкие согласные

Дать представление о смыслоразличительной функции твёрдых и мягких фонем

Анализ слов, предложений

Четверостишия

Деление текста на предложения

4


Гласные после шипящих

Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих

Анализ слов, анализ предложений

Чистоговорки

Работа по сюжетным картинкам

4

Дифференциация согласных, имеющих акустико - артикуляционное сходство

Звуки [ Т - Д ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Звукобуквенный анализ слов

Загадки, пословицы, поговорки

Составление предложений по сюжетным картинкам

 5

Звуки [ П - Б ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Чистоговорки

Деформированный текст

5

Звуки [ С - З ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Звукобуквенный анализ слов, схемы слов и предложений

Слова с буквами с, з. Чистоговорки

Деление текста на предложения

5

Звуки [ С - Ц ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ предложений; составление схем

Чистоговорки

Составление предложений по сюжетным картинкам

6

Звуки [ С - Ч ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ предложений

Слова с буквами с, ч

Деление сплошного текста на предложения

5

Звуки [ Ч - Ц ]

Закрепить механизм образования звуков, учить различать звуки

Выделение звуков из слогов, слов, связной речи

Словарные слова

Составление предложений

5

Звуки [ С - Щ ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Чистоговорки

Составление предложений, опираясь на предметную картинку

5

Звуки [ Ч - Щ ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Схема слов, предложений; их анализ

Чистоговорки

Распространение предложений

5

Звуки [ Л - Р ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ и синтез слов

Слова с буквами л, р

Составление и распространение предложений

6

Оглушение звонких согласных

Согласные б, д, г   в конце слова

Согласные б, д, г   в середине слова

Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания

Звукобуквенный анализ слов

Словарные слова

Распространение предложений. Составление рассказов по картинке

5

Ударные и безударные гласные

Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции

Анализ слов

Слово,

словосочетание,

предложение

Деформированный текст

4

Ударение

Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения

Схемы слов, предложений

Четверостишия

Составление предложений

2

Предлоги

Уточнить конкретно-пространственные значения предлогов

Схемы предложений

Словосочетание,

предложение

Письменные ответы на вопросы

4

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Формировать и развивать навыки связного высказывания

1.Работа с деформированным текстом

2. Составление рассказа по сюжетной картинке

4. Рассказы по опорным словам

3. Составление предложений

5. Составление рассказа по серии последовательных картин

8

Самостоятельные виды работ

Проверить знания.

Формировать орфографическую зоркость

1.Контрольное списывание

2. Письмо на слух

8

Дополнительно

Звуки [ З - Ж ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки.

Выделение звуков из слогов, слов, предложений.

Слова с буквами

         З, Ж

Составление предложений по опорным словам

2 - 3

Звуки [ С - Ш ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки.

Выделение звуков из слогов, слов, предложений.

Слова с буквами

С, Ш

Составление предложений по картинкам

2 - 3

       Звуки [ В - Ф ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки.

Выделение звуков из слогов, слов, предложений.

Слова с буквами

В, Ф

Составление предложений по схемам

2 - 3

Звуки [ К - Г ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Выделение звуков из слогов, слов, предложений

Слова с буквами

К, Г

Составление предложений по опорным словам

2 - 3

Звуки [ Б - Д ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ и синтез слов.

Чистоговорки

Составление рассказа по картинным символам

2 - 3

5 класс

Темы фронтальных занятий

Цель

Овладение навыками звукового анализа и синтеза

Уточнение,

обогащение,

активизация словаря

Развитие грамматического строя речи

Кол-во

часов

Дата

Обследование устной и письменной речи учащихся

Обследование устной и письменной речи учащихся

2

недели

Способы образования звуков

Уточнить и систематизировать знания о способах образования звуков

Анализ слов, предложений

Словообразование при помощи приставок, суффиксов

Составление предложений

1

Звуки и буквы

Уточнить и систематизировать знания о звукобуквенном составе слова

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Словообразование при помощи приставок, суффиксов

Составление предложений

1

Гласные и согласные звуки

Систематизировать знания об образовании гласных и согласных звуков, показать различительную функцию этих звуков

Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез

Словообразование при помощи приставок и суффиксов

Составление предложений

3

Парные гласные

Наблюдать в сравнении артикуляцию парных гласных, отмечая сходство (анализ речедвигательных и слуховых ощущений с опорой на зрительное восприятие и без него) и различие

Фонетический анализ

Словообразование при помощи предлогов

Распространение предложений

6

Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь знака

Учить обозначать мягкость согласных при письме посредством буквы ь

Анализ слов и предложений

Слова с мягким знаком

Работа с деформированным текстом

 4

Твёрдые и мягкие согласные

Дать представление о смыслоразличительной функции твёрдых и мягких фонем

Словообразование при помощи предлогов

Слова со сложной слоговой структурой

Интонационное выделение предложений.

Деформированный текст

5

Дифференциация согласных звуков

Звуки [ С - Ц ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Схема слов и предложений

Словообразование с помощью приставок

Письменные ответы на вопросы

5

Звуки [ С - Ч ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ и синтез слов

Словообразование с помощью приставок

Письменные ответы на вопросы

5

Звуки [ СЬ - Щ ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ и синтез слов

Словообразование с помощью предлогов

Распространение предложений

5

Звуки [ Ц - Ч ]

Закрепить механизм образования звуков, учить дифференцировать звуки

Анализ слов, предложений

Словообразование с помощью приставок

Устные и письменные ответы на вопросы

5

Звуки [ Ч - Щ ]

Закрепить механизм образования звуков, учить их различать

Анализ слов, предложений

Словообразование при помощи приставок

Деформированный текст

5

Практическое различение ударных и безударных гласных

Показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции

Схема слов, анализ слов

Словообразование при помощи приставок

Ответы на вопросы в письменной форме

6

Связь слов в предложении: В.п.

Показать необходимость согласования слов в предложении с помощью вопросов В.п.

Слогозвуковой, звукобуквенный анализ слов

Словообразование с помощью приставок

Составление предложений

2

Связь слов в

предложении: Р.п.

Показать необходимость согласования слов в предложении с помощью вопросов Р.п.

Звукобуквенный анализ слов.  Схемы предложений

Суффиксальное словообразование

Составление и распространение предложений

2

Связь слов в

предложении: Д.п.

Показать необходимость согласования слов в предложении с помощью вопросов Д.п.

Схемы слов и предложений

Суффиксальное словообразование

Письменные ответы на вопросы

2

Связь слов в предложении: Т.п.

Показать необходимость согласования слов в предложении с помощью вопросов Т.п.

Звукобуквенный анализ слов, схемы предложений

Образование слов с помощью суффикса

Письменные ответы на вопросы

2

Связь слов в предложении: П.п.

Показать необходимость согласования слов в предложении с помощью вопросов П.п.

Схемы слов, предложений

Словообразование с помощью суффикса

Составление предложений и ответы на вопросы

2

Оглушение звонких согласных

Наблюдать несовпадение норм произношения с нормами правописания

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов. Схемы

Суффиксальное словообразование

Распространение предложений

5

Приставки

Показать словообразова-тельную роль приставок

Анализ слов, предложений

Слова с приставками

Деформированные предложения

1

Предлоги

Дать представление о предлоге как слове и его роли в речи

Анализ предложений

Слова с предлогами

Деформированный текст

1

Предлог  НА

Дать представление о смысловом значении предлога, его грамматическом значении

Фонетический разбор

Слова с предлогами

Деформированные предложения

1

Предлог  В

Дать представление о смысловом значении предлога, его грамматическом значении

Фонетический разбор

Слова с предлогами

Деформированные предложения

1

Предлоги  В - НА

Показать

смыслоразличительную

функцию предлогов.

   

Анализ предложений

Словосочетания с предлогами

Ответы на вопросы в письменной форме

1

Предлог  С (со)

Дать представление о семантическом значении предлога, его грамматическом значении

Анализ слов, предложений

Слова с предлогами

Деформированные предложения

1

Предлог  ИЗ

Дать представление о семантическом значении предлога, его грамматическом значении

Фонетический разбор

Слова с предлогами

Ответы на вопросы

1

Предлоги  С - ИЗ

Показать смыслоразличительную функцию предлогов

Звукобуквенный анализ

Словосочетания с предлогами

Составление

предложений

1

Приставки и предлоги

Показать различительную функцию приставки и предлога

Анализ слов и предложений

Слова,

словосочетания,

предложения

Письменные ответы на вопросы

2

Состав слова Корень

Родственные слова

Учить выделять общую часть в словах, в которой заключен лексический смысл родственных слов

Анализ слов

Схемы слов

Слова со сложной слоговой структурой

Деформированные предложения

3

Ударение

Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения

Схемы слов,

предложений

Стихи

Составление предложений с парой слов

 (кружки-кружки).

2

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Формировать и развивать навыки связного высказывания

1. Составление рассказа по опорным словам

2. Работа с деформированным текстом

3. Распространение короткого рассказа

5

4. Составление рассказа по сюжетной картине

Самостоятельные виды работ

Проверить знания. Формировать орфографическую зоркость

1. Контрольное списывание

2. Письмо на слух

8

6 класс

Темы фронтальных занятий

Цель

Овладение навыками звукового анализа и синтеза

Уточнение,

обогащение,

активизация

словаря

Развитие грамматичес-кого строя речи

Кол.

часов

Дата

Обследование письменной речи учащихся                                                                                                                                                     2 недели

Наша речь. Органы речи

Дать представление о строении речевого аппарата

Звукобуквенный анализ

Специальные термины

Составление предложений

1

Способы образования гласных и согласных звуков.

Уточнить и систематизировать знания о способах образования звуков речи.

Слоговой и фонематический анализ и синтез слов.

Словообразование различными способами.

Распространение предложений.

2

Звонкие и глухие согласные: [ В - Ф ],    [ К - Г ]

Показать различительную функцию звонких и глухих согласных

Звукобуквенный анализ; анализ предложений; схемы слогов, слов, предложений

Родственные слова

Деформированные предложения

4

Ударение. Ударные и безударные гласные

Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения, показать разницу в звучании одного и того же гласного звука в ударной и безударной позиции

Схемы и анализ слов, предложений

Стихи

Деформированные предложения

4

Слог, слово, предложение

Показать различительную функцию понятий «слог-слово-предложение»

Схемы, анализ

Тематические картины

Деформированные

тексты

1

Слово. Предложение

Показать сопоставление слова и предложения как речевых единиц

Анализ предложений

Словарные слова

Деформированные тексты

1

Родственные слова

Дать представление об общей части в словах, в которой заключён лексический смысл родственных слов

Анализ и схемы слов

Слова со сложной слоговой структурой

Деформированные предложения

1

Корень

Учить выделять корень в словах

Анализ слов

Сложные слова

Составление предложений

1

Приставка

Показать словообразовательную роль приставки

Анализ слов

Словарные слова

Работа над словосочетанием   и предложением

1

Суффикс

Показать словообразовательную роль суффикса

Анализ и схемы слов

Слова со сложной слоговой структурой

Согласование слов в числе

1

Окончание

Показать роль окончания в грамматическом оформлении речи

Простые формы анализа фонематического разбора

Слова-«сорняки»

Согласование слов в числе

1

Образование слов с помощью приставки и суффикса

Закрепить навык использования различных способов словообразования

Сложные формы фонематического разбора

Слова-«приятели»

Согласование слов в роде

1

Приставки (от-, вы-;

за-, по-; от-, пере-, на; вы, под, в-, из-, у-)

Показать словообразовательную и лексическую функцию данных приставок

Простые и сложные формы фонематического разбора

Слова-«приятели»

Согласование слов в роде

5

Предлоги

Дать представление о семантической значимости предлогов

Звуковой анализ слов с опорой на цифровой ряд

Слова-«неприятели»

Согласование слов

в числе и роде

4

Приставки и предлоги

Показать различительную функцию приставок и предлогов

Звуковой анализ слов с опорой на числовой ряд

Слова-«неприятели»

Согласование слов в роде и числе

 

2

Синонимы:

- Слова, близкие по значению - 2 ч.

- Использование синонимов в речи для более точного выражения мысли -  2 ч.         Использование синонимов в речи для исключения повторений одних и тех же слов – 2 ч.

- Грамматическая сочетаемость синонимов – 1ч.

- Синонимичность фразеологических оборотов - 1 ч.  

 

Продолжать обогащать словарь учащихся путем усвоения новых слов, смысловых и эмоциональных оттенков значений  слов, переносного значения слов и словосочетаний

Слоговой и морфемный анализ и синтез слов

Многозначность слова

Составление предложений

8-10

Антонимы:

- Слова с противоположным значением -  2 ч.

- Нахождение антонимичных пар в предложениях и текстах - 2 ч.

- Подбор антонимов к словам различных частей речи - 3ч.

Продолжать обогащать словарный запас путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи

Сложные формы фонематического разбора

Многозначность слова

Составление предложений

8

Предложение. Связь слов в предложении

Показать необходимость согласования слов в предложении

Сложные формы фонематического разбора

Многозначность слова

Составление предложений

2

Предложения по цели высказывания

Дать представление о предложениях с различной интонационной окраской

Фонематический разбор

Словарные слова

Составление предложений

1

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Дать представление о программировании смысла и смысловой структуры высказывания; об установлении логики  (связности, последовательности изложения)

1. Восстановление деформированного текста

4. Составление рассказа по плану

2. Деление текста на предложения

5. Составление рассказа по опорным словам

3. Письмо по памяти. (Стихи, тексты)

6. Письменные ответы на вопросы

   

    9

Самостоятельные виды работ

Проверка знаний; формировать орфографическую зоркость

1. Контрольное списывание

2. Диктант

6

7 класс

Темы фронтальных занятий

Цель

Овладение навыками звукового анализа и синтеза

Уточнение,

обогащение,

активизация

словаря

Развитие грамматического строя речи

Кол-во

часов

Дата

Обследование письменной речи учащихся.                                                                                                                                    2 недели                                                                                                                      

Работа над словом

Слово-предмет

Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов (существительные)

Выделение гласных  и согласных звуков на слух

Словарь на осеннюю тематику

Составление предложений по картине

1

Слово-действие

Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов (глаголы)

Выделение заданных звуков на слух

Словарь на осеннюю тематику

Составление предложений по схемам

1

Слово- признак

Продолжать обогащение словарного запаса путем накопления новых слов (прилагательные)

Выделение 2-ой, 3-ей, 4-ой буквы. Определение на слух количества звуков

Слова со сложной слоговой структурой

Отработка написаний предложений с типовыми ошибками

1

Обобщение. Работа над словом

Систематизировать знания по теме

Определение на слух количества звуков

Слова со сложной слоговой структурой

Составление предложений по различным опорам

1

Слова-«сорняки»

Учить определять лексическое значение слов

Выделение гласных и согласных звуков

Слова со сложной слоговой структурой

Работа с предложениями

1

Слова-«приятели».

(Синонимы):

- Однозначные и многозначные слова - 1 ч.

- Прямое и переносное значение многозначных слов - 2 ч.

- Свободные словосочетания и фразеологизмы (устойчивые сочетания) -  2 ч.

- Переносное значение устойчивых словосочетаний - 1 ч.

- Синонимия многозначных слов -  1 ч.

- Подбор синонимов к словам различных частей речи -  1 ч.

Учить уточнять лексическое значение слов

Придумывание слов по схемам

Слова со сложной слоговой структурой

Работа с предложениями

8

Слова-«неприятели».

(Антонимы):

- Подбор антонимов к многозначным словам – 2 ч.                      

- Фразеологизмы-антонимы -  3 ч.

Учить уточнять лексическое значение слов

Выделение гласных и согласных звуков; придумывание слов по схемам

Слова со сложной слоговой структурой

Работа с предложениями

5

Слова-близнецы

(Омонимы)

Учить определять лексическое значение слов

Придумывание слов по схемам

Слова со сложной слоговой структурой

Работа с предложениями

1

Слоговой анализ и синтез слов

Закрепить слоговой анализ и синтез на материале слов различной слоговой структуры

Фонетический разбор слов

Слова, заканчивающиеся звонкой, глухой согласной

Работа  со словами, имеющие сложную слоговую структуру

2

Типы слогов

Привлечь внимание учащихся к последовательности слогов, являющейся смыслоразличительным фактором при чтении и записи ряда слов

Фонетический разбор слов. Сравнение

Словарные слова

Работа над словами различной слоговой структуры

2

Ударение в слове

Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения

Схемы слого-ритмической структуры слов

Слова с приставками

Составление предложений по началу

2

Безударные гласные

Учить проверять сомнительную гласную

Выделение на слух гласных звуков

Слова с приставками

Составление предложений по концу

2

Морфемный анализ и синтез слов

Состав слова Корень слова

Учить выделять общую часть в словах, в которой заключен лексический смысл родственных слов

Анализ слов

Родственные слова на различную тематику

Выделение корня слов. Составление предложений по концу

2

Сложные слова

Дать понятие сложных слов. Учить образовывать сложные слова

Анализ слов

Сложные слова

Отработка слов, имеющих сложную слоговую структуру

1

Приставка

Показать словообразующую роль приставки

Анализ слов

Словарные слова

Составление предложений по схемам

1

Суффикс

Показать словообразующую роль суффикса

Анализ и схемы слов

Слова со сложной слоговой структурой. Слова с суффиксами –оньк-, -еньк-, -очк-, -ечк-

Составление предложений по карточкам

1

Коррекция на синтаксическом уровне

Словосочетание и

предложение

Учить сопоставлять словосочетание и предложение как речевые единицы

Сложные формы фонематического разбора

Многозначность слова

Составление предложений и словосочетаний

2

Согласование слов в числе

Учить практически использовать категорию числа без ее определения

Анализ словосочетаний, предложений

Многозначность слова

Составление предложений

1

Согласование слов в роде

Учить практически использовать категорию рода

Анализ словосочетаний, предложений

Многозначность слова

Составление предложений по схемам

1

Управление: В.п.

Показать связь слов в предложении с помощью вопросов В.п.

Слогозвуковой и звукобуквенный анализ слов

Словообразование с помощью приставки

Составление предложений

1

Управление: Р.п.

Показать связь слов в предложении с помощью вопросов Р.п.

Звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений

Суффиксальное словообразование

Составление и распространение предложений

1

Управление: Д.п.

Показать связь слов в предложении с помощью вопросов Д.п.

Схемы слов и предложений

Суффиксальное словообразование

Письменные ответы на вопросы

1

Управление: Т.п.

Показать связь слов в предложении с помощью вопросов Т.п.

Звукобуквенный анализ слов. Схемы предложений

Разные способы словообразования

Письменные ответы на вопросы

1

Управление: П.п.

Показать связь слов в предложении с помощью вопросов П.п.

Схемы слов, предложений

Разные способы словообразования

Составление предложений

1

Связь слов в предложении, словосочетании

Показать необходимость согласования слов в предложении, словосочетании

Сложные формы фонематического анализа

Разные способы словообразования

Составление предложений

2

Предлоги Р.п., Д.п., В.п., Т.п., П.п.

Учить преодолевать аграмматизмы как в импрессивной, так и экспрессивной речи учащихся

Анализ слов и предложений

Словарь на заданную тематику

5

Восполнение пробелов в формировании связной речи

Учить программировать смысл и смысловую структуру  высказывания, устанавливать логику (связность, последовательность) изложения

1. Членение текста на

предложения

4.Восстановление деформированных предложений

2. Распространение рассказа по вопросам

5. Восстановление деформированного текста

3. Последовательный пересказ

6. Составление рассказа по опорным словам

6

Самостоятельные виды работ

Проверка знаний, формировать орфографическую зоркость

1. Контрольное списывание

2. Диктант

7

 

Дополнительно

Дифференциация гласных

Гласные  ы - и

Учить дифференцировать данные звуки и буквы

Схемы слов

Словарь на заданную тематику

Деформированные предложения

1

Гласные  а - я

Учить дифференцировать данные звуки и буквы

Схемы, анализ слов

Словарь на заданную тематику

Деформированный текст

1

Гласные  о - ё

Учить дифференцировать данные звуки и буквы

Анализ слов

Тематический словарь

Деление текста на предложения

1

Гласные  у - ю

Учить дифференцировать  данные звуки и буквы

Анализ слов

Словарные слова

Письменные ответы на вопросы

1

Гласные ё - ю

Учить дифференцировать данные звуки и буквы

Анализ слов

Сложные слова

Восстановление текста из предложений

1

Дифференциация звонких и глухих согласных

Звуки [ б - п ]

Учить дифференцировать данные звуки и буквы

Анализ слов

Слова с буквами

б, п

Составление предложений по опорным словам

1

Звуки [ д - т ]

Учить дифференцировать данные звуки и буквы

Выделение звуков; анализ слов

Слова с буквами

д, т

Составление предложений по началу

1

Звуки [ с - з ]

Учить дифференцировать данные звуки и буквы

Анализ слов

Слова с буквами

с, з

Деформированные предложения

1

Звуки [ ш - ж ]

Учить дифференцировать данные звуки и буквы

Выделение звуков, анализ слов

Слова с буквами

ш, ж

Деформированный текст

1

Звуки [ к - г ]

Учить дифференцировать данные звуки и буквы

Анализ слов

Слова с буквами к, г

Деформированные предложения

1

Звуки [ в - ф ]

Учить дифференцировать данные звуки и буквы

Выделение звуков, анализ слов

Слова с буквами

в, ф

Деление текста на предложения

1


Научно-методическая литература

  1. Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Владос, 1999.
  2. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. - М.: Айрис дидактика, 2007.
  3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.  Логопедия. - Екатеринбург, 1998.
  4. Лалаева Р. И. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос,
  5. 2001.
  6. Лалаева Р. И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М.: Просвещение, 1978.
  7. Логопедия / под редакцией Волковой Л.С. - М.: Просвещение, 1989. 
  8. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. - М.: Аквариум, 1996.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и  их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  10. Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. - М.: Просвещение, 1989.
  11. Ханьшева Г. В. Практикум по логопедии. Коррекция звукопроизношения. - Ростов-на-Дону, Феникс, 2006.

Литература для учащихся

  1. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 2 по русскому языку.  Имя существительное. - М.: Просвещение,2002.
  2. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 3 по русскому языку.  Имя прилагательное.- М.: Просвещение, 2002.
  3. Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Рабочая тетрадь 4 по русскому языку. Глагол. – М.: Просвещение, 2002.
  4. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. - Ярославль: Академия развития,1999.
  5. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. - Ярославль: Академия развития,1999.
  6. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [ч - щ]. -  Ярославль: Академия развития,1999.
  7. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [з - зь - ц].-  Ярославль: Академия развития, 1999.
  8. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [л - ль]. -  Ярославль: Академия развития, 1999.
  9. Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [р - рь]. -  Ярославль: Академия развития, 1999.

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: