Главные вкладки

    Учебный план ОУ


    Предварительный просмотр:

    Согласовано                                                                                                          Рассмотрено  на заседании педагогического совета                                            

    Зам. министра образования                                                                                Протокол № ___ от ___.____.2013  

    Омской области                                                                                                                                                

    _____________ Т.Н. Мельникова                                                                      Директор  ___________ В.С.Кучеров

    Годовой календарный учебный график

    на 2013 – 2014 учебный год

    казённого образовательного  учреждения  Омской области

    «Полтавская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат  VIII вида»

    Этапы образовательного процесса

    1 класс

    2 класс

    3-4 классы

    5-8 классы

    9 класс

    Начало учебного года

    I четверть

    II четверть

    III четверть

    IV четверть

                                                       

    02.09.12 (8 недель)

    05.11.12 (8 недель)

     13.01.13 (10 недель)

    01.04.13 (8 недель)

    Окончание учебного года

       24.05.14

    30.05.14

    30.05.14

    30.05.14

    24.05.14

    Продолжительность учебного года (недель)

    33

    35

    35

    35

    34

    Продолжительность учебной недели

    6

    6

    6

    6

    График промежуточной (итоговой) аттестации

    По графику образовательного учреждения

    Государственная (итоговая) аттестация

    -

    -

    -

    По приказу образовательного учреждения

    Трудовая  практика

    -

    -

    5-7 кл. – 10 дней

       

    8-9 кл. - 20 дней

    Каникулярное время:

    Начало

    Окончание

    Дней

    Осенние каникулы

    28.10.13

    04.11.13

    8

    Зимние каникулы

    30.12.13

    12.01.14

    14

    Весенние каникулы

    24.03.14

    31.03.14

    8

    Дополнительные  каникулы для 1 класса

    10.02.14

    16.02.14

    7

    Летние каникулы

    26.05 – 31.08

                 01.06 – 31.08

    01.06 – 31.08

    26.05 – 31.08



    Предварительный просмотр:

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН-СЕТКА

    казенного образовательного учреждения Омской области  «Полтавская специальная (коррекционная)

    общеобразовательная школа-интернат VIII вида»       на 2014 – 2015 учебный год.

    п-п

    Образовательные

    области

    Образовательные

    компоненты

    Учебные предметы

    КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ  В  НЕДЕЛЮ,       КЛАССЫ

    Всего часов

    Общее количество

    часов                                                                                                  

             РК

    2

    3

    4

    всего

    5

    6

    7

    8

    9

    1.

    Родной язык и литература

    1.1.Чтение и развитие речи

    1.2.Письмо и развитие речи

    5

    5

    5

    5

    4

    5

    14

    15

    4

    5

    4

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    17

    21

    31

    36

    10%

    2.

    Математика

    2.1.Математика

    5

    6

    6

    17

    6

    6

    5

    5

    4

    26

    43

    3.

    Природа

    3.1.Природоведение

    3.2.Биология

    3.3.География

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    8

    8

    2

    8

    8

    10%

    10%

    10%

    4.

    Обществознание

    4.1.История

    Отечества

    4.2.Обществознание

    2

    2

    1

    2

    1

    6

    2

    6

    2

    10%

    5.

    Искусство

    5.1.Изобразительное

    искусство

    5.2. Музыка и пение

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    3

    3

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    3

    4

    6

    7

    10%

    6.

    Физическая культура

    6.1.Физкультура

    2

    2

    2

    6

    2

    2

    2

    2

    2

    10

    16

    7.

    Трудовая

    подготовка

    7.1.Трудовое обучение

    7.2.Профессионально

    трудовое  обучение

    7.3.Трудовая практика  (в днях)

    2

    2

    4

    8

    6

    10

    8

    10

    10

    10

    12

    20

    14

    20

    50

    8

    50

    10%

    8.

    Коррекционная подготовка

    8.1.Развитие устной речи на основе изучения предметов

    и явлений окружающей действительности

    8.2.Социально - бытовая ориентировка

    8.3.Ритмика

    1

    1

    2

    1

    2

    1

    5

    3

    1

    2

    2

    2

    2

    9

    5

    9

    3

    10%

    23

    25

    26

    74

    28

    32

    34

    36

    36

    166

    240

    9.

    1.Обеспечение безопасности жизнедеятельности

    2.Основы православной культуры

    3.Живой мир

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    3

    3

    1

    1

    1

    3

    3

    3

    3

    Итого: обязательная нагрузка  учащихся

    25

    27

    28

    80

    29

    33

    35

    36

    36

    169

    249

    Факультативные

    занятия

    1.Информатика

    2.«Весёлый оркестр»

    2

       2

    2

    2

    2

    6

               4

    10

    Всего: максимальная нагрузка уч-ся

    25

    27

    28

    80

    31

    35

    37

    38

    38

    179

    259

    Индивидуальные и групповые коррекционные

    занятия

    1.Логопедические занятия

    2.ЛФК

    3.Развитие психомоторики и сенсорных процессов

    4

    1

    2

    4

    1

    2

    3

    1

    2

    11

    3

    6

    3

    2

    2

    7

    18

    3

    6

    7

    7

    6

    20

    3

    2

    2

    7

    27

    32

    34

    34

    100

    34

    37

    39

    38

    38

    186

    286

                                                                

            



    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДАЮ:                                                                СОГЛАСОВАНО:

    Директор казенного                                             Заместитель Министра образования

    общеобразовательного учреждения                                      Омской области

    Омской области                                                      …  ……………И.Г.Артёмова      

    «Полтавская   адаптивная                                      «…….»………………2016 г.

    школа-интернат»

    ……………………В.С. Кучеров

    «………»………………2016 г.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    казённого общеобразовательного учреждения

    Омской области

    «Полтавская адаптивная школа-интернат»

    на 2016-2017 учебный год

    Пояснительная записка

             Учебный план школы составлен на основе нормативно - правовой документации:

     - Конституции Российской Федерации;

     - Федерального закона от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в     Российской Федерации»;

     -приказа  Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

     - приказа Министерства образования и науки РФ от30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

     - инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 14.09.97, № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

     - письма Министерства образования РФ от 12 июня 1999 года № 27/582-6 «Рекомендации по социально-трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

     - письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120 ФЗ (ст.18) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

     - письма Минобразования РФ от 14.03.2001 № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

     - Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (I вариант) (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п);

     - письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами»;

    - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразо-вательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", 10 июля 2015 года N 26

    - Устава КОУ «Полтавская  адаптивная школа - интернат».  

           В структуре плана выделяются:

    - I - IV классы - начальный этап обучения, на котором образовательная подготовка сочетается с коррекционной задачей специального обучения. I класс – осуществляет учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат» в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС);

    - V - IX классы - осуществляется обучение основным образовательным предметам и профессионально - трудовому обучению, целью которого является социально - трудовая и бытовая адаптация и реабилитация школьников с интеллектуальной недостаточностью.

            Учебники и учебно - методические пособия соответствуют Федеральному перечню учебников, допущенных   Министерством Образования и Науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  на 2016-2017 учебный год.

    Режим работы школы

        В 2016-2017 учебном году в КОУ «Полтавская  адаптивная школа - интернат»»  обучается 107 учащихся в возрасте от 7 до 18 лет.

    Школа работает на круглосуточном режиме и имеет 9 классов - комплектов:

         - начальная школа (1-4 классы) - 4,

         - основная школа (5-9 классы) – 5.

        Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений и утверждённым годовым календарным учебным графиком КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат» на 2016-2017 учебный год.

         Учебный план рассчитан на работу:

         -  в режиме 5- дневной рабочей недели в 1 классах. Пятидневная рабочая неделя установлена в целях сохранения и укрепления здоровья, обучающихся, в соответствии с требованиями ФГОС. Продолжительность учебного года составляет 33 недели;

       - в режиме 6 дневной рабочей недели во 2-9 классах, в соответствии с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (I вариант). Продолжительность учебного года составляет во 2-8 классах - 35 недель, в 9 - 34 недели.

         Учебные занятия начинаются 1 сентября. Учебный год заканчивается в 1, 9 классах - 25 мая; во 2-8 классах- 30 мая. Начало занятий в 9.00.

         Продолжительность урока:

          -  в 1 классе составляет 35 минут, во втором полугодии (январь-май)  

       – 45 минут;

         - во 2-9 классах по 45 минут.

                Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, для 1 классов включены дополнительные недельные каникулы (в третьей четверти).

           Учебный план определяет основные образовательные области, перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения детей, имеющих отклонения в развитии, выполняет задачи оздоровления, закрепления творческих и трудовых умений; предусматривает организацию учебных экскурсий и других видов деятельности обучающихся.

             Данный учебный план полностью реализует федеральный компонент, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение учениками образовательного учреждения минимумом знаний, умений и навыков, необходимых для их дальнейшей жизнедеятельности.

             В федеральную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности, учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

           Особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов естествоведческого, обществоведческого, искусствоведческого циклов, а также трудовому обучению, физической культуре и коррекционной работе.

          Все учебные курсы образовательных областей ведутся по государственным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, авторским программам, рецензированные кафедрой педагогики и психологии общего и специального образования БОУ ДПО «ИРООО».

          Обязательная часть учебного плана 1 класса, включает шесть образовательных областей, которые содержат общеобразовательные предметы рекомендуемые ФГОС. Составлены на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой - М: «Просвещение», 2011 г. и программ подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой – М., ВЛАДАС, 2013г.:

          1.Язык и речевая практика. Данная область включает учебные предметы: русский язык; чтение; речевая практика. Основными задачами реализации содержания данной предметной области являются: овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их практического применения; развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения, соответствующих возрасту житейских задач; развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующему возрасту и развитию ребенка.

           2.Математика. Данная область включает одноименный учебный предмет: - математика. Задачами реализации содержания данной предметной области являются: овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.); овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении, соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности); развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.

           3.Естествознание. Включает учебный предмет – мир природы и человека.   Решает следующие задачи: овладение представлениями об окружающем мире и основными знаниями о живой и неживой природе; развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе; формирование представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях; развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с живой и неживой природы.

          4.Искусство. Включает учебные предметы: музыка; изобразительное искусство. Содержание связано с решением задач: накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества; освоение доступной культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.; развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства; формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие опыта самовыражения в разных видах искусства.

         5.Физическая культура. Данная область включает одноименный учебный предмет: физическая культура. Главными задачами реализации содержания этой предметной области являются: овладение ребенком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций; овладение умениями поддерживать здоровый и безопасный образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами; овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна; развитие основных физических качеств; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья; коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование эмоционально-волевой сферы; воспитание нравственных качеств и свойств личности.

          6.Технология. Данная область включает учебный предмет: трудовое обучение (ручной труд). Решение задач реализации содержания предметной области осуществляется через: овладение основами трудовой деятельности, необходимой в различных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия; овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия; формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

               Результаты овладения учебными предметами первоклассниками выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).

             Организация занятий в 1 классах по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью коррекционной работы. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени.

        Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

    - творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

    - позитивного отношения к окружающей действительности,

    - социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе.

    Внеурочная деятельность представлена занятиями по направлениям:  

    - социальное: Программа «Азбука безопасности» направлена на ознакомление обучающихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций в помещениях, на воде, на дороге.

    - творческое: Программа «Самоделкино» направлена на развитие творческих способностей и коррекцию мелкой и общей моторики, исправление недостатков познавательной деятельности, формирование элементарных трудовых качеств.

                       Программа  «Театрализованная деятельность» направлена на создание условий для развития творческих способностей личности ребёнка средствами театрального искусства.

                         Программа «Музыка и движение» позволяет развить музыкальные способности, основные двигательные навыки обучающихся, способствует формированию выразительной речи, моторной памяти.

            Текущий контроль успеваемости обучающихся в 1-м классе осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде оценок по 5-ти балльной шкале, используется только положительная и неразличаемая по уровням фиксация. Результаты продвижения  учащихся в развитии оцениваются на основе анализа их продуктивной деятельности.

                Во 2 - 4 классах реализуются программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой – М., ВЛАДАС, 2013г.

                В 5-9 классах - Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой, сб. 1, 2 – М., ВЛАДОС, 2013 г.

    Установленный режим работы школы обеспечивает выполнение базового компонента и использование школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идей создания комплекса условий, содействующих развитию, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы. Такой принцип позволяет практически осуществлять системную коррекционную работу по развитию детей с особыми образовательными потребностями средствами образования и с учетом их возрастной динамики.

        С целью введения в практику школы регионального компонента часть учебного времени отводится на ознакомление учащихся с природными условиями, культурным наследием, историей развития родного края и Омской области, для успешной социализации обучающихся. 

    Школьный компонент

           В целях  расширения общего кругозора учащихся, экологического воспитания детей введен предмет Живой мир (2-4 класс).  

            Обеспечение  безопасности жизнедеятельности –2-4 классы по 1 часу в неделю,  целью программы является воспитание и формирование человека, знающего и умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или устранению чрезвычайной ситуации.                        

            Основы православной культуры - 5-7класс – по 1 часу в неделю. Цель: воспитание определенных нравственных принципов,  патриотических чувств, бережного отношения к окружающей природе, древним культурным традициям России.

            Региональный компонент 2-4 кл.:

    - чтение и  развитие речи - 10%

    - развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений

      окружающей   действительности – 10%

     - живой  мир – 10%

     - изобразительное искусство -10%

                              Региональный компонент  5-9 классы

           Цель: успешная социализация обучающихся, ознакомление учащихся с природными условиями, культурным наследием, историей развития Омской области.

    - чтение и развитие речи- 10%,

    - изобразительного искусства - 10%

    - природоведение, биология 10%,

    - изобразительное искусство – 10%,

    - география (6-9 кл.) - 10%;

    -история Отечества (7-9 кл.) - 10%;

    -ПТО -10% (сельскохозяйственный труд).

              К коррекционным занятиям, имеющим интегрированный характер, относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (2-4 классы). Это специфический для начальной школы предмет, целью которого является направленная коррекция общего и речевого развития детей (программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», автор В.В. Воронкова).

            Специфической формой организации учебных занятий в школе являются индивидуальные и групповые коррекционные занятия для детей с выраженными речевыми, двигательными и другими нарушениями:

    - логопедические занятия (1-7классы), (Рабочая учебная программа по логопедии для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы, составитель: учитель-логопед Е.Я.Володина; рецензия БОУ ДПО «ИРОО ОО», 2013год);

    - занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4классы), (авторская программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида», составитель: учитель Е.П.Шмидт);

    - занятия по ЛФК (2-4 классы), (программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья», составитель: учитель физической культуры В.В.Лыбин;

    -  занятия по ритмике направлены на осуществление коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с умственной отсталостью средствами музыкально-ритмической деятельности, (программа «Ритмика» для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, автор А.А. Айдарбекова).

           На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных или других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

          В старших классах предметом коррекционной подготовки является «Социально - бытовая ориентировка», (программа по социально - бытовой ориентировке для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, авторы: С.А. Казакова, В.В. Воронкова - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2014). В процессе изучения предмета осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной и бытовой адаптации, повышению общего уровня развития.

    Для занятий по трудовому обучению и СБО учащиеся 5-9 классов делятся на две подгруппы.  

    Факультативы

      Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительно жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки  в современном обществе и быту.

    Факультативы представлены программами:

    «Весёлый оркестр» - 5- 6 классы - по 2 часа в неделю. Цель: обогащение духовной культуры детей через изучение традиций русского  народа и игру на народных музыкальных инструментах.

    Программа факультатива «Весёлый оркестр» рецензирована 16.12.11. методистом, старшим преподавателем БОУ ДПО «ИРООО» Е.Н.Маночкиной, составитель: учитель музыки Г.В. Полыгалова.

       «Информатика» - 7-9 классы – по 2 часа в неделю. Цель: формирование положительных личностных качеств для успешной социальной интеграции детей в общество. Программа «Информатика для учащихся старшего и среднего звена» рецензирована 18.10.10. старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии общего и специального образования БОУ ДПО «ИРООО» О.С.Кузьминой, составитель: учитель математики Т.В.Шмырёва.

    Летняя трудовая практика проводится: в 5-7 классах – 10 дней, в 8-9 классах – 20 дней. Практика проводится на базе школы-интерната. 5-7 классы проводят косметический ремонт и генеральную уборку  классных комнат, спален; 8-9 классы: ремонт школьной мебели, работа на пришкольном участке.

           По окончании  учебного года учащиеся 9  класса сдают экзамен по трудовому обучению, по профилям: «швейное дело», «столярное дело» и получают документ установленного образца об обучении в казённом общеобразовательном учреждении Омской области «Полтавская адаптивная школа-интернат».

    Недельный учебный план обучающихся 1класса

    на 2016-2017 учебный год

    Образовательные области  

    Учебные предметы  

    Количество часов в неделю

    1класс

    1. Язык и речевая практика

    Русский язык        

    3

    Чтение          

    3

    Речевая практика                        

    2

    2. Математика

    Математика          

    3

    3. Естествознание

    Мир природы и человека

    2

    4. Искусство

     Музыка

    2

     Рисование

    1

    5. Физическая       культура

     Физическая     культура

    3

    6. Технологии

    Ручной труд

    2

    Итого обязательная часть

    21

    Коррекционно-развивающая работа

    Ритмика

    1

    Развитие психомоторики и сенсорных процессов

    2

    Логопедия

    3

    Направления внеурочной деятельности

    «Азбука безопасности»

    1

    «Самоделкино»

    1

    «Театрализованная деятельность»

    1

    «Игротерапия»

    1

    Внеурочная деятельность                      

    4

    Всего            

    31



    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                                                                                                        СОГЛАСОВАНО:

    Директор казенного                                                                                                                                                        Заместитель Министра образования

    общеобразовательного учреждения                                                                                                                                                        Омской области

    Омской области                                                                                                                                                                              …..                  И.Г.Артёмова      

    «Полтавская   адаптивная                                                                                                                                                            «…….»………………2016 г.

    школа-интернат»

    ……………………В.С. Кучеров

    «………»………………2016 г.

    Годовой календарный учебный график

    на 2016 – 2017 учебный год

    казённого общеобразовательного  учреждения  Омской области

    «Полтавская адаптивная школа-интернат»

    Этапы образовательного процесса

    1 класс

    2 класс

    3-4 классы

    5-8 классы

    9 класс

    Начало учебного года

    I четверть

    II четверть

    III четверть

    IV четверть

                                                       

    01.09.16 (8 недель)

    07.11.16 (8 недель)

     11.01.17 (11 недель)

    03.04.17 (8 недель)

    Окончание учебного года

       25.05.17

    31.05.17

    31.05.17

    31.05.17

    25.05.17

    Продолжительность учебного года (недель)

    33

    35

    35

    35

    34

    Продолжительность учебной недели

    5

    6

    6

    6

    График промежуточной (итоговой) аттестации

    По графику образовательного учреждения

    Государственная (итоговая) аттестация

    -

    -

    -

    По приказу ОО

    Трудовая  практика

    -

    -

    5-7 кл. – 10 дней

       

    8-9 кл. - 20 дней

    Каникулярное время:

    Начало

    Окончание

    Дней

    Осенние каникулы

    30.10.16

    06.11.16

    8

    Зимние каникулы

    29.12.16

    10.01.17

    13

    Весенние каникулы

    25.03.17

    02.04.17

    9

    Дополнительные  каникулы для 1класса

    20.02.17

    26.02.17

    7

    Летние каникулы

    26.05 – 31.08

                 01.06 – 31.08

    01.06 – 31.08

    26.05 – 31.08

    30(7)

    Годовой календарный учебный график

    на 2016 – 2017 учебный год

    казённого общеобразовательного  учреждения  Омской области

    «Полтавская адаптивная школа-интернат»

    1-я четверть

    01.09.16-29.10.16

    каникулы

    30.10.16-06.11.16

    2-я четверть

    07.11.16-28.12.16

    каникулы

    29.12.16-10.01.17

    3-я четверть

    11.01.17-24.03.17

    каникулы

    25.03.17-02.04.17

    Дополн.каникулы 1 класс

    20.02.17-26.02.17

    4-я четверть

    03.04.17-31.05.17

    каникулы

    01.06.17-31.08.17



    Предварительный просмотр:

    Недельный учебный план

    казенного общеобразовательного учреждения Омской области  «Полтавская адаптивная школа-интернат»      

     на 2017 - 2018 учебный год.

    п-п

    Образовательные

    области

    Образовательные

    компоненты

    Учебные предметы

    КОЛИЧЕСТВО  ЧАСОВ  В  НЕДЕЛЮ,       КЛАССЫ

    Всего часов

    Общее количество

    часов                                                                                                  

             РК

    3

    4

    всего

    5

    6

    7

    8

    9

    1.

    Родной язык и литература

    1.1.Чтение и развитие речи

    1.2.Письмо и развитие речи

    5

    5

    4

    5

    9

    10

    4

    5

    4

    4

    3

    4

    3

    4

    3

    4

    17

    21

    26

    31

    10%

    2.

    Математика

    2.1.Математика

    6

    6

    12

    6

    6

    5

    5

    4

    26

    38

    3.

    Природа

    3.1.Природоведение

    3.2.Биология

    3.3.География

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    2

    8

    8

    2

    8

    8

    10%

    10%

    10%

    4.

    Обществознание

    4.1.История

    Отечества

    4.2.Обществознание

    2

    2

    1

    2

    1

    6

    2

    6

    2

    10%

    5.

    Искусство

    5.1.Изобразительное

    искусство

    5.2. Музыка и пение

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    1

    3

    4

    5

    6

    10%

    6.

    Физическая культура

    6.1.Физкультура

    2

    2

    4

    2

    2

    2

    2

    2

    10

    14

    7.

    Трудовая

    подготовка

    7.1.Трудовое обучение

    7.2.Профессиональн.

    трудовое  обучение

    7.3.Трудовая практика  (в днях)

    2

    4

    6

    6*

    10

    8*

    10

    10*

    10

    12*

    20

    14*

    20

    50

    6

    50

    10%

    8.

    Коррекционная подготовка

    8.1.Развитие устной речи на основе изучения предметов

    и явлений окружающей действительности

    8.2.Социально - бытовая ориентировка

    8.3.Ритмика

    2

    1

    2

    1

    4

    2

    1*

    2*

    2*

    2*

    2*

    9

    4

    9

    2

    10%

    25

    26

    51

    28

    32

    34

    36

    36

    166

    217

    Школьный компонент

    9.

    1.Обеспечение безопасности жизнедеятельности

    2.Основы православной культуры

    3.Живой мир

    1

    1

    1

    1

    2

    2

    1

    1

    1

    3

    2

    3

    2

    10%

    Итого: обязательная нагрузка  учащихся

    27

    28

    55

    29

    33

    35

    36

    36

    169

    224

    Факультативные

    занятия

    1.Информатика

    2.«Весёлый оркестр»

    2

    2

    2

    2

    2

    6

    4

    10

    Всего: максимальная нагрузка уч-ся

    27

    28

    55

    31

    35

    37

    38

    38

    179

    234

    Индивидуальные и групповые коррекционные

    занятия

    1.Логопедические занятия

    2.ЛФК

    3.Развитие психомоторики и сенсорных процессов

    4

    1

    2

    3

    1

    2

    7

    2

    4

    3

    2

    2

    7

    14

    2

    4

    7

    6

    13

    3

    2

    2

    7

    20

    34

    34

    68

    34

    37

    39

    38

    38

    186

    254

    * на занятиях по профессионально-трудовому обучению и СБО учащиеся 5-9 классов делятся на две подгруппы



    Предварительный просмотр:

    Недельный учебный план общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): I-II классы

    Образовательные области

                              Классы

    Учебные

     предметы

    Количество часов в год

    Всего

    I

    II

    Обязательная часть

    1.Язык и речевая практика

    1. Русский язык
    2. Чтение
    3. Речевая практика

    3

    3

    2

    3

    4

    2

    6

    7

    4

    1. Математика
    1. Математика

    3

    4

    7

    1. Естествознание
    1. Мир природы и человека

    2

    1

    3

    1. Искусство
    1. Музыка
    2. Рисование

    2

    1

    1

    1

    3

    2

    1. Физическая культура

     4.1 Физическая культура

    3

    3

    6

    1. Технологии
    1. Ручной труд

    2

    1

    3

    Итого

    21

    20

    41

    Часть, формируемая участниками образовательных отношений

    1. Русский язык
    2. Чтение
    3. Математика

    -

    -

    -

    -

    3

    1

    1

    1

    3

    1

    1

    1

    Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)

    21

    23

    44

    Коррекционно-развивающая область

    Ритмика

    Психокоррекционные занятия

    Логопедические занятия

    6

    1

    2

    3

    6

    1

    2

    3

    12

    2

    4

    6

    Внеурочная деятельность

    Азбука безопасности

    Самоделкино

    Волшебный карандашик

    Мир профессий

    4

    1

    1

    1

    1

    4

    1

    1

    1

    1

    8

    2

    2

         2

    2

    Всего к финансированию

    31

    33

       64



    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДАЮ:                                                                      СОГЛАСОВАНО:

    Директор казенного                                                      Заместитель Министра образования

    общеобразовательного учреждения                                      Омской области

    Омской области                                                                    …  ……………И.Г.Артёмова      

    «Полтавская   адаптивная                                                      «…….»………………2017 г.

    школа-интернат»

    ……………………В.С. Кучеров

    «………»………………2017 г.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    индивидуального обучения детей (на дому)

    казённого общеобразовательного учреждения Омской области

    «Полтавская адаптивная школа-интернат»

    на 2017-2018 учебный год

    2017

    Пояснительная записка

           В казенном общеобразовательном учреждении Омской области «Полтавская адаптивная школа-интернат» предусмотрено обучение на дому. Основанием для организации данного вида обучения являются следующие документы:

    - Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

    -приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

    - Примерная адаптированная основная общеобразовательная  программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);

    - адаптированная основная  общеобразовательная  программа  КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат»;

    -Концепция интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями (со специальными потребностями образовательными возможностями). Письмо Министерства образования Российской Федерации (от 16.04.2001 № 29/ 1524-6);

    - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» (от 24 ноября 1995 г., № 181-Ф);

    -Постановление Правительства  РФ от 18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»;

    -Письмо Министерства народного образования РСФСР от 14.11.88 № 17-253-6  «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»;

    - Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программа начального общего, основного общего и среднего общего образования;

    - Базисный учебный план  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида (IIвариант) (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-п);

    - Устав КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат».

            В 2017-2018 учебном году в КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат» обучается на дому 6 обучающихся: 2 класс - 3 (по СИПР в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант II),  3 класс - 2, 8 класс - 1.  

          Организация индивидуального обучения детей на дому решает задачи оказания адресной педагогической поддержки, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, которые по медицинским показаниям не могут посещать образовательное учреждение и освоить учебные предметы в полном объеме.

          Учебный план определяет основные образовательные области, перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения и гарантирует овладение учениками минимумом знаний, умений и навыков, необходимых для их дальнейшей жизнедеятельности.

    Индивидуальное обучение на дому осуществляется в пределах часов, отведенных Письмом Министерства образования РСФСР от 14.11.1988г. № 17-257- 6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»; на основе учебного плана КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат», федерального государственного образовательного стандарта   образования обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и государственных программ для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида:

    - для 1-4 классов: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой - М: «Просвещение», 2011 г.», «Программы подготовительного и 1 - 4 классов (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» / Под редакцией В.В. Воронковой - М., «ВЛАДОС», 2013г.;  

    - для 5-9 классов: «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой - М: «Просвещение», 2013 г.».

    Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии утверждённым годовым календарным учебным графиком КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат» на 2017-2018 учебный год:

     - начало занятий - 1 сентября,

     - окончание занятий: во 2 классе -25 мая, в 3,8 классах - 31 мая.                        Продолжительность учебного года  составляет 35 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней.

         Продолжительность урока:   40 минут;

         - в 8 классе – 40 минут (за 1 час), 20 минут (за 0,5 часа), 10 минут (за 0,25 часа).    

         Индивидуальная программа обучения, расписание занятий согласовывается с родителями обучающегося и утверждается руководителем образовательного учреждения.      

           Учебный план включает общеобразовательные и коррекционные  предметы, содержание которых учитывает особенности и возможности умственно отсталых обучающихся и направлено на компенсацию недостатков познавательной деятельности, психического и физического развития детей.

             Учебный план содержит  все необходимые разделы и учебные дисциплины, способствующие общему развитию учащихся с интеллектуальной недостаточностью, коррекции имеющихся у них недостатков развития.

           При отборе программного материала, составлении специальной индивидуальной образовательной  программы  педагогом учитывается уровень психофизического развития ученика, его  ресурсных возможностей и образовательных потребностей ребенка. Для обучающихся  на дому (по варианту D) составляется индивидуальный учебный план, в котором определен набор учебных предметов из образовательных областей и коррекционных мероприятий с указанием объема учебной нагрузки. У детей с менее выраженными нарушениями развития больший объем учебной нагрузки распределяется на образовательные области и дополняется отдельными коррекционными занятиями. Учебный план обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий и максимальный объем нагрузки, состав и структуру образовательных областей и  учебных предметов.

                          У детей с тяжелыми нарушениями развития, как правило, преобладают занятия коррекционной направленности, отдельные предметы основной части учебного плана не включаются. Использование индивидуального учебного плана позволяет  формировать учебную нагрузку гибко, с учетом индивидуальных возможностей и образовательных потребностей ребенка, избегая перегрузки обучающихся.  

                              Основанием для организации обучения на дому учащихся является:

    - заключение психолого-медико-педагогической комиссии;

    -заключение врачебной комиссии;

    - письменное заявление родителей на имя директора школы на текущий учебный    год;

    - приказ директора школы.

           

    Недельный учебный план 2 класса (в соответствии с ФГОС)

     (индивидуального обучения на дому)

    на 2017-2018 учебный год

    Предметные области

    Учебные предметы

    Количество часов в неделю

    2 класс

    I.Обязательная часть

    2-й вар

    Сипр

    Всего

    1. Язык и речевая практика

    1.1.Речь и альтернативная коммуникация

    1+1

    2

    2. Математика

    2.1.Математические представления

    1+1

    2

    3.Окружающий мир

    3.1.Окружающий природный мир

    3.2. Человек

    3.3.Окружающий социальный мир

    4.Искусство

    4.1.Музыка и движение

    4.2.Изобразительная деятельность

    1+1

    2

    5.Физическая культура

    5.1.Адаптивная физическая культура

    6. Технологии

    6.1. Профильный труд

    -

    7.Коррекционно-развивающие занятия

    Итого

    3+3

    6

    II. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

    Коррекционные курсы

    Сенсорное развитие

    2+2

    2

    6

    Предметно-практические действия

    2+2

    2

    6

    Двигательное развитие

    1+1

    2

    4

    Альтернативная коммуникация

    2

    2

    Итого

    5+5

    8

    18

                                     Всего

    8+8

    8

    24

                                     Всего к финансированию

    16

    (2 обучающихся)

    8

    часов

    24

    часа

    Недельный учебный план 3, 8 класса

    (индивидуального обучения на дому)

    В соответствии с    Базисным учебным планом  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида, под редакцией И.М.Бгажноковой  (II вариант)

    на 2017-2018 учебный год

       №

    Образовательные области

    Предметы

    Количество

    часов

    Всего

    часов

    3

    класс

         8

        класс

    1.

    Язык и речь

    1. Русский язык

    2+2

        2

        6

    1.   Чтение

    2+2

    2

         6

    2.

    Математика

    2.1. Математика

    2+2

    2

         6

    3.

    Обществознание

    3.1.  История    Отечества

    1

    1

    3.2.  Этика

    0,5

    0,5

    3.3. География

    1

    1

    4.

    Естествознание

    4.1.Живой мир

    0,5+0,5

    1

    4.2.  Естествознание

    0,5

    0,5

    5.

    Искусство

    5.1.ИЗО

    0,5+0,5

    1

    6.

    Технологии

    6.1.Занимательный труд

    0,5+0,5

    1

    6.2.Домоводство

    0,5

    0,5

    7.

    Физическая культура

    7.1. Физкультура

    0,5

    0,5

    8.

    Обеспечение безопасной жизнедеятельности

    8.1.ОБЖ

    0,5+0,5

           1

    Всего к финансированию

    8+8=16

    Часов(2 обуч-ся)

    10

    часов

    26

    часов



    Предварительный просмотр:

    УТВЕРЖДАЮ:                                                                СОГЛАСОВАНО:

    Директор казенного                                             Заместитель Министра образования

    общеобразовательного учреждения                                      Омской области

    Омской области                                                      …  ……………И.Г.Артёмова      

    «Полтавская   адаптивная                                      «…….»………………2017 г.

    школа-интернат»

    ……………………В.С. Кучеров

    «………»………………2017 г.

    УЧЕБНЫЙ ПЛАН

    казённого общеобразовательного учреждения

    Омской области

    «Полтавская адаптивная школа-интернат»

    на 2017-2018 учебный год

    2017

    Пояснительная записка

             Учебный план школы составлен на основе нормативно - правовой документации:

     - Конституции Российской Федерации;

     - Федерального закона от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в     Российской Федерации»;

     -приказа  Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

    - Примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (протокол  от 22 декабря  2015 г. № 4/15);

    - адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат»;

     - приказа Министерства образования и науки РФ от30.08.2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления  образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

     - инструктивного письма Министерства общего и профессионального образования РФ от 14.09.97, № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

     - письма Министерства образования РФ от 12 июня 1999 года № 27/582-6 «Рекомендации по социально-трудовой адаптации выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

     - письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120 ФЗ (ст.18) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;

     - письма Минобразования РФ от 14.03.2001 № 29/1448-6 «Рекомендации о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида»;

     - Базисного учебного плана специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (I вариант) (приложение к приказу Министерства образования РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п);

     - письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2008 года № АФ -150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми- инвалидами»;

    - СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразо-вательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", 10 июля 2015 года N 26

    - Устава КОУ «Полтавская  адаптивная школа - интернат».  

           В структуре плана выделяются:

    - I - IV классы - начальный этап обучения, на котором образовательная подготовка сочетается с коррекционной задачей специального обучения. 1-2 классы – осуществляют учебный план адаптированной основной общеобразовательной программы КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат» в рамках внедрения Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФГОС);

    - V - IX классы - осуществляется обучение основным образовательным предметам и профессионально - трудовому обучению, целью которого является социально - трудовая и бытовая адаптация и реабилитация школьников с интеллектуальной недостаточностью.

            Учебники и учебно - методические пособия соответствуют Федеральному перечню учебников, допущенных   Министерством Образования и Науки РФ к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях  на 2017-2018 учебный год.

    Режим работы школы

        В 2017-2018 учебном году в КОУ «Полтавская  адаптивная школа - интернат»»  обучается 105 обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет.

    Школа работает на круглосуточном режиме и имеет 9 классов - комплектов:

         - начальная школа (1-4 классы) - 4,

         - основная школа (5-9 классы) - 5.

        Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений и утверждённым годовым календарным учебным графиком КОУ «Полтавская адаптивная школа-интернат» на 2017-2018 учебный год.

         Учебный план рассчитан на работу:

         -  в режиме 5- дневной рабочей недели в 1-2 классах. Пятидневная рабочая неделя установлена в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, в соответствии с требованиями ФГОС и СанПиН. Продолжительность учебного года в 1 классе составляет 33 недели, во втором - 34;

       - в режиме 6 дневной рабочей недели в 3-9 классах, в соответствии с Базисным учебным планом специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (I вариант). Продолжительность учебного года составляет  в 3-8 классах - 35 недель, в 9 - 34 недели.

         Учебные занятия начинаются 1 сентября. Учебный год заканчивается в 1-2, 9 классах - 25 мая; в 3-8 классах- 31 мая. Начало занятий в 9.00.

         Продолжительность урока:

          -  в 1 классе составляет 35 минут, во втором полугодии (январь-май)  

       - 40 минут;

         - во 2-9 классах по 40 минут.

                Продолжительность каникул в течение учебного года составляет 30 календарных дней, для 1 классов включены дополнительные недельные каникулы (в третьей четверти).

           Учебный план определяет основные образовательные области, перечень учебных предметов и их распределение по годам обучения с учетом специфики обучения детей, имеющих отклонения в развитии, выполняет задачи оздоровления, закрепления творческих и трудовых умений; предусматривает организацию учебных экскурсий и других видов деятельности обучающихся.

             Данный учебный план полностью реализует федеральный компонент, который обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации и гарантирует овладение учениками образовательного учреждения минимумом знаний, умений и навыков, необходимых для их дальнейшей жизнедеятельности.

             В федеральную часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности, учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

           Особое внимание уделяется развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики, предметов естествоведческого, обществоведческого, искусствоведческого циклов, а также трудовому обучению, физической культуре и коррекционной работе.

          Все учебные курсы образовательных областей ведутся по государственным программам специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, авторским программам, рецензированные кафедрой педагогики и психологии общего и специального образования БОУ ДПО «ИРООО».

          Обязательная часть учебного плана 1 и 2 классов включает шесть

    образовательных областей, которые содержат общеобразовательные предметы рекомендуемые ФГОС. Составлены на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией И.М. Бгажноковой - М: «Просвещение», 2011 г. и программ подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой – М.Просвещение, 2013г.:

          1.Язык и речевая практика. Данная область включает учебные предметы: русский язык; чтение; речевая практика. Основными задачами реализации содержания данной предметной области являются: овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их практического применения; развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму; овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения, соответствующих возрасту житейских задач; развитие способности к словесному самовыражению на уровне, соответствующему возрасту и развитию ребенка.

           2.Математика. Данная область включает одноименный учебный предмет математика. Задачами реализации содержания данной предметной области являются: овладение началами математики (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и др.); овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении, соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах практической деятельности); развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни.

           3.Естествознание. Включает учебный предмет – мир природы и человека.   Решает следующие задачи: овладение представлениями об окружающем мире и основными знаниями о живой и неживой природе; развитие способности к использованию знаний о живой и неживой природе; формирование представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях; развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с живой и неживой природы.

          4.Искусство. Включает учебные предметы: музыка; изобразительное искусство. Содержание связано с решением задач: накопление первоначальных впечатлений от разных видов искусств (музыка, живопись, художественная литература, театр, кино и др.) и получение доступного опыта художественного творчества; освоение доступной культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов и др.; развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочтений в восприятии искусства; формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника; развитие опыта самовыражения в разных видах искусства.

         5.Физическая культура. Данная область включает одноименный учебный предмет: физическая культура. Главными задачами реализации содержания этой предметной области являются: овладение ребенком основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций; овладение умениями поддерживать здоровый и безопасный образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами; овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна; развитие основных физических качеств; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья; коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и совершенствование эмоционально-волевой сферы; воспитание нравственных качеств и свойств личности.

          6.Технологии. Данная область включает учебный предмет: трудовое обучение (ручной труд). Решение задач реализации содержания предметной области осуществляется через: овладение основами трудовой деятельности, необходимой в различных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия; овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия; формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

                    Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося.

                   Таким образом, данная часть учебного плана предусматривает:

            - увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части (русский язык -1 ч, чтение -1ч, математика -1 ч).

                 

        Текущий контроль успеваемости обучающихся в 1-м классе и в первом полугодии 2-го  класса осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде оценок по 5-ти балльной шкале, используется только положительная и неразличаемая по уровням фиксация.  Результаты овладения учебными предметами выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения: по способу предъявления (устные, письменные, практические); по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие), на основе анализа их продуктивной деятельности.

           Во время обучения в 1-м классе, а также в течение первого полугодия 2-го класса  всячески поощряется и стимулируется работа учеников, используется только качественная оценка.

          Оценка предметных результатов  начинается со второго полугодия 2-го класса, т. е. в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые начальные навыки чтения, письма и счета, а  учебная деятельность для них будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством учителя.

             Организация занятий в 1-2 классах по внеурочной деятельности является неотъемлемой частью коррекционной работы. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени.

        Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:

    - творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного интереса к различным аспектам жизнедеятельности;

    - позитивного отношения к окружающей действительности,

    - социального становления обучающегося в процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе.

    Внеурочная деятельность представлена занятиями по направлениям:  

    - Социальное: Программа «Азбука безопасности» направлена на ознакомление обучающихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения знаний и умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций в помещениях, на воде, на дороге.

    - Творческое: Программа «Самоделкино» направлена на развитие творческих способностей и коррекцию мелкой и общей моторики, исправление недостатков познавательной деятельности, формирование элементарных трудовых качеств.

                             Программа «Волшебный карандашик»  позволяет дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской культуры.

      - Нравственное: Программа «Мир профессий» призвана развивать познавательные способности обучающихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

                В 3-4 классах реализуются программы подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой – М., Просвещение, 2013г.

                В 5-9 классах - Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, под редакцией В.В. Воронковой, сб. 1, 2 – М., ВЛАДОС, 2014 г.

    Установленный режим работы школы обеспечивает выполнение базового компонента и использование школьного компонента в соответствии с интересами и потребностями учащихся, способствуя реализации идей создания комплекса условий, содействующих развитию, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

          Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся от начальной до старшей школы. Такой принцип позволяет практически осуществлять системную коррекционную работу по развитию детей с особыми образовательными потребностями средствами образования и с учетом их возрастной динамики.

    Школьный компонент 3-4 класс

           В целях  расширения общего кругозора учащихся, экологического воспитания детей введен предмет Живой мир (3-4 класс).  

            Обеспечение  безопасности жизнедеятельности –3-4 классы по 1 часу в неделю,  целью программы является воспитание и формирование человека, знающего и умеющего принимать необходимые меры по предотвращению или устранению чрезвычайной ситуации.      

    Школьный компонент  5-7 класс

            Основы православной культуры - 5-7класс – по 1 часу в неделю. Цель: воспитание определенных нравственных принципов,  патриотических чувств, бережного отношения к окружающей природе, древним культурным традициям России.

         С целью введения в практику школы регионального компонента часть учебного времени отводится на ознакомление учащихся с природными условиями, культурным наследием, историей развития родного края и Омской области, для успешной социализации обучающихся. 

    Региональный компонент 3-4 кл.:

    - чтение и  развитие речи - 10%

    - развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений

      окружающей   действительности – 10%

     - живой  мир – 10%

     - изобразительное искусство -10%

    Региональный компонент  5-9 классы

           Цель: успешная социализация обучающихся, ознакомление учащихся с природными условиями, культурным наследием, историей развития Омской области.

    - чтение и развитие речи- 10%,

    - изобразительного искусства - 10%

    - природоведение, биология 10%,

    - изобразительное искусство – 10%,

    - география (6-9 кл.) - 10%;

    -история Отечества (7-9 кл.) - 10%;

    -ПТО -10% (сельскохозяйственный труд).

           Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана для обучающихся в соответствии с ФГОС (1-2 кл.) представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю, разработаны Рабочие программы:

    - «Логопедические занятия» (1-2классы), (Рабочая учебная программа по логопедии для учащихся 1-2 классов адаптивной школы, составитель: учитель-логопед Е.Я.Володина; рецензия БОУ ДПО «ИРОО ОО», 2016год);

    - «Психокоррекционные занятия для учащихся 1-2-ых классов адаптивной школы, составитель: учитель-дефектолог Е.П.Шмидт; рецензия БОУ ДПО «ИРОО ОО», 2016год;

    - Программа «Ритмика» для учащихся 1-2-ых классов адаптивной школы, составитель: учитель Г.В.Полыгалова; рецензия БОУ ДПО «ИРОО ОО», 2016год.

            Специфической формой организации учебных занятий в 3-7 классах являются индивидуальные и групповые коррекционные занятия для детей с выраженными речевыми, двигательными и другими нарушениями:

    - логопедические занятия (1-7классы), (Рабочая учебная программа по логопедии для учащихся 1-7 классов специальной (коррекционной) школы, составитель: учитель-логопед Е.Я.Володина; рецензия БОУ ДПО «ИРОО ОО», 2013год);

    - занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4классы), (авторская программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов в 1-4 классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида», составитель: учитель Е.П.Шмидт);

    - занятия по ЛФК (3-4 классы), (программа по лечебной физкультуре для обучающихся 1-4 классов с ограниченными возможностями здоровья «Азбука здоровья», составитель: учитель физической культуры В.В.Лыбин;

    -  занятия по ритмике направлены на осуществление коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся с умственной отсталостью средствами музыкально-ритмической деятельности, (программа «Ритмика» для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, автор А.А. Айдарбекова).

           На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы, как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных или других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

       В 3-4 классах к коррекционным занятиям, имеющим интегрированный характер, относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Это специфический для начальной школы предмет, целью которого является направленная коррекция общего и речевого развития детей (программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности», автор В.В. Воронкова).

          В старших классах предметом коррекционной подготовки является «Социально - бытовая ориентировка», (программа по социально - бытовой ориентировке для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, авторы: С.А. Казакова, В.В. Воронкова - М.: «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС» 2014). В процессе изучения предмета осуществляется практическая подготовка учащихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной и бытовой адаптации, повышению общего уровня развития.

    Для занятий по трудовому обучению и СБО учащиеся 5-9 классов делятся на две подгруппы.  

    Факультативы

      Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительно жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки  в современном обществе и быту.

    Факультативы представлены программами:

    «Весёлый оркестр» - 5- 6 классы - по 2 часа в неделю. Цель: обогащение духовной культуры детей через изучение традиций русского  народа и игру на народных музыкальных инструментах.

    Программа факультатива «Весёлый оркестр» рецензирована 16.12.11. методистом, старшим преподавателем БОУ ДПО «ИРООО» Е.Н.Маночкиной, составитель: учитель музыки Г.В. Полыгалова.

       «Информатика» - 7-9 классы – по 2 часа в неделю. Цель: формирование положительных личностных качеств для успешной социальной интеграции детей в общество. Программа «Информатика для учащихся старшего и среднего звена» рецензирована 18.10.10. старшим преподавателем кафедры педагогики и психологии общего и специального образования БОУ ДПО «ИРООО» О.С.Кузьминой, составитель: учитель математики Т.В.Шмырёва.

    Летняя трудовая практика проводится: в 5-7 классах – 10 дней, в 8-9 классах – 20 дней. Практика проводится на базе школы-интерната. 5-7 классы проводят косметический ремонт и генеральную уборку  классных комнат, спален; 8-9 классы: ремонт школьной мебели, работа на пришкольном участке.

           По окончании  учебного года учащиеся 9  класса сдают экзамен по трудовому обучению, по профилям: «швейное дело», «столярное дело» и получают документ установленного образца об обучении в казённом общеобразовательном учреждении Омской области «Полтавская адаптивная школа-интернат».