Концепция воспитательной работы со студентами и учащимися ГБОУ СПО МО "УОР по футболу "Мастер-Сатурн"
материал по теме

Климочкина Татьяна Евгеньевна

Данная концепция - научно обоснованная совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи и направления развития системы воспитательной работы в УОР "Мастер-Сатурн".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasha_kontseptsiya_vr_2.doc131 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

Директор    ГБОУ  СПО МО «УОР по футболу

« Мастер-Сатурн"

К.В.Штыков

_______________20_____года

     Концепция воспитательной работы

 со студентами и учащимися

ГБОУ СПО МО «УОР по футболу «Мастер-Сатурн»  

г. Егорьевск


  1. Концепция воспитательной работы со студентами и учащимися ГБОУ СПО МО «УОР по футболу «Мастер-Сатурн»  

1.Введение

Актуализация проблемы воспитательной работы в ГБОУ СПО МО «УОР по футболу «Мастер-Сатурн» (далее УОР) неизбежно вызывает достаточно традиционные вопросы, ответы на которые необходимо ставить с учетом специфики, профиля, реальных экономических возможностей, общей программы развития конкретного образовательного учреждения:

1) является ли воспитательная работа таким же самостоятельным направлением деятельности УОР, как учебный процесс?

2) является ли она функциональной обязанностью каждого педагога?

3) осуществляется ли она в так называемое внеучебное время?

4) в какой мере содержание и формы воспитательной работы определяется профилем учреждения, приобретаемой специальностью?

5) должно - ли учреждение иметь материально-организационную базу воспитательной работы?

      Утвердительные ответы на приведенные выше вопросы определяют характер концептуальных положений организации системы воспитательной работы УОР, основанных на системно - деятельностном, личностно-ориентированном и аксиологическом подходах.      Актуальность разработки концепции воспитательной   работы  с обучающимися                                                                                                                                                                                                                         определяется еще и тем, что в новых социально-экономических условиях необходима система мер по предотвращению негативных тенденций в формировании личности выпускника УОР, становящихся не только дипломированными специалистами, но и настоящими гражданами своей страны.                                                                                                                                                                                                                                                                            

      Данная концепция, как научно обоснованная совокупность взглядов на основные принципы, цели, задачи, содержание и направления развития системы воспитательной работы в УОР, явилась результатом коллективного осмысления и обсуждения  реалий его функционирования и перспектив развития. Следует отметить, что в разработке концепции принимали участие все участники учебно-воспитательного процесса в УОР.

1.Исходное состояние воспитательной системы УОР.

1.1.Основные характеристики УОР.

В данном разделе содержатся основные характеристики УОР, определенные его Уставом, задачи УОР и его организационная структура.

1.2. Воспитательный потенциал МГОУ и окружающей среды. Анализ ситуации.

Духовно-нравственное, гражданско-патриотическое становление подростков и молодежи, профессиональная ориентация. Пропаганда здорового образа жизни, подготовка к самостоятельной жизни – важнейшие задачи воспитательной работы со                                                                                                                                   студентами и учащимися в УОР «Мастер-Сатурн». Изменение условий экономической и политической жизни в современном обществе привело к стремительным переменам в социокультурном развитии и формирования подрастающего поколения. В УОР обучаются юноши с 11-ти до 20-ти лет, одаренные в области спорта (футбола). При поступлении в УОР организуется экспертная группа, которая производит тестирования желающих обучаться в УОР и  выносит решение по их зачислению. Правила приема размещены на сайте УОР.                         Приоритетными являются  показатели здоровья и физической подготовки. Средняя наполняемость  возрастной группы (команды) 20 человек. В УОР поступают дети с разным уровнем знаний, часто заниженной учебной мотивацией, недостатком учебных навыков. У многих отмечается снижение общей эрудиции, низкий кругозор, отсутствие интереса к учению и в целом к познанию. Как следствие этого личностный инфантилизм, низкий интерес к своей личности, слабый потенциал развития. Наряду с этим у обучающихся отмечается бедность духовных потребностей, нравственная незрелость, примитивные формы общения, отсутствие важнейших навыков культуры поведения.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

            Эти показатели связаны с особенностями детей, поступающих в УОР, с их нравственным пониманием конечной цели обучения в УОР. А конечная цель учебно-воспитательного процесса в УОР - это не только подготовка профессионального футболиста, педагога по физической культуре и спорту, это воспитание всесторонне развитой личности, гражданина-патриота, грамотного, отвечающего современным требованиям человека.                                     

 Все это необходимо в планировании и организации учебно-воспитательной работы, в целеноправленной, индивидуальной, непрерывной работе с обучающимися.  

Коллектив УОР, учитывая особенности обучающихся и специфику заведения, поставил перед собой цель воспитания, в основе которой лежат идеи интеграции воспитательных воздействий, направленных на формирование всесторонне развитой личности, гражданина-патриота своей страны с нравственными и духовными ценностями, способного быть субъектом своей жизнедеятельности, стратегом собственной судьбы, профессионалом в своем деле.                           

           При выработке концептуального основания воспитательной системы УОР необходимо учитывать, что совместная деятельность людей по обучению и воспитанию будущих педагогов детерминирована рядом социокультурных факторов. Среди них - возрастающий уровень общественного сознания, достигаемый за счет объединения усилий всех участников  образовательного процесса на основе общности целей, принципов, норм, содержания образования, состояния общественной нравственности, науки и научных знаний, других социальных институтов (от политики до религии).

        Кроме того, необходимо учитывать особенности реальной инфраструктуры УОР, включающей в себя материально-техническую базу УОР, оборудование учебных помещений, фонд учебной литературы, технические средства обучения, другие необходимые условия для обеспечения интеллектуальных и физических потребностей участников образовательного процесса.

Принципами функционирования воспитательной системы УОР как деятельностной системы являются  принципы научности и целесообразности, историзма, координации и субординации, дифференциации и интеграции, комплексности и преемственности, гражданско-патриотической направленности, гуманистической направленности, учета возрастных особенностей, нравственного развития, индивидуального подхода, коллективизма, воспитания спортивного духа и дисциплины, ответственности за свои поступки и действия, стремления к здоровому образу жизни и постоянному самосовершенствованию. Мы полагаем, что в совокупность функций воспитательной системы УОР входят:

-  культурно-образовательная,

-  регулятивно-воспитательная,

-  организационно-управленческая,

-  коммуникативная,

-  социально - интегративная,

-  социально-трансляционная,

-  саморазвития личности и социального наследования.

Указанные принципы и функции реализуются через различные формы общения педагогов со студентами и учащимися: групповые - индивидуальные, формальные - неформальные, аудиторные - внеаудиторные. Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом зависит от того, на какой основе осуществляется это общение (свободное или вынужденное, добровольное или принудительное, бессистемное или целенаправленное и т. д.).

При разработке концепции воспитательной работы в УОР мы исходили из представлений, имеющих, по меньшей мере, трехадресную направленность:

а) обучающиеся как совокупный объект-субъект воспитания и самовоспитания;

б) педагоги  как совокупный субъект воспитательной работы с обучающимися;

в) администрация УОР как совокупный субъект управления (управляющая подсистема), выступающая также субъектом управления воспитательной работой УОР.

Вторая важная позиция - это признание приоритетности воспитания и воспитательной работы в организации образовательного процесса в УОР.

Сущность третьей позиции  заключается в признании ее естественно-проникающего характера в учебный процесс (в аудиторных и внеаудиторных формах) в сочетании с осознанной целенаправленной реализацией педагогами воспитательно-ценностных ориентаций в учебной деятельности и организации хорошо структурированной и специально организованной системы воспитательной работы со студентами и учащимися во внеучебное время и во внеучебных формах. Последнее связано с учетом активизации общественной деятельности обучающихся в свободное от учебы и удовлетворения насущных потребностей время, в рамках которого они свободны выбирать тот или иной вид самообразовательной, досуговой, общественно-полезной деятельности. Для обучающихся эта деятельность сугубо добровольна, она стимулируется педагогами через формирование потребности в ней, создание ситуации интереса, использования методов поощрения, соревнования и других общих методов и приемов воспитания.

Для субъектов образовательной и управленческой деятельности воспитательная работа с обучающимися является частью выполняемых ими функций. Степень их участия в этой работе может служить оцениваемым показателем полноты и ответственности в выполнении должностных обязанностей. Таким образом, мы рассматриваем участие педагогов в организации воспитательной деятельности обучающихся как часть должностного функционала руководителей разных уровней управления и как проявление их нравственно-профессиональной позиции.

Следующая концептуальная позиция создания и развития воспитательной системы УОР - это восприятие обучающегося как личности и индивидуальности в его целостном развитии, а не только в аспекте профессионального становления, учет психолого-социальных характеристик обучающегося, индивидуальных и возрастных особенностей  в организации воспитательного процесса в УОР.

Для обучающихся характерно интенсивное и разноплановое общение  как в учебное, так и во внеучебное, свободное время. А это означает, что воспитательное влияние может осуществляться и вне сферы целенаправленного позитивного воспитательного воздействия, и с другими целями. Поэтому формирование единого, целостного воспитательного пространства УОР, педагогизация окружающей социальной среды, позволяющих сформировать у будущих педагогов иммунитет к плохому и привить вкус к хорошему - еще одна концептуальная позиция в подходах к разработке и обеспечения функционирования воспитательной системы УОР.

Таким образом, совместные усилия педагогов (учителей, тренеров-преподавателей, воспитателей) направлены на формирование у обучающихся следующих личностных качеств:

- заинтересованности в своей будущей профессиональной деятельности;

- высокого уровня мотивации к учебной работе в рамках получения глубокого всестороннего педагогического образования;

- коммуникативной компетенции и развития креативных качеств будущих специалистов.

2. Теоретическое и методологическое обоснование

воспитательной работы в УОР.

2.1. Состояние воспитательной работы с обучающимися УОР и её проблемы.

Стратегической целью воспитательной системы УОР является переход от разрозненных воспитательных мероприятий к созданию в училище гуманитарной (социокультурной), педагогически воспитывающей среды, единого воспитательного пространства как системообразующего фактора.

Под гуманитарной средой понимается относительно устойчивая совокупность  духовно-нравственных элементов, окружающих человека, опосредованно и непосредственно влияющих на процесс его социализации и индивидуализации.

Единое воспитательное пространство УОР понимается как гуманитарная среда имеющая действие на всей территории УОР и обладающая целостностью на основе признания всеми участниками образовательного процесса в УОР системы ценностных ориентаций разных иерархических уровней.

В содержательном отношении единое воспитательное пространство училища реализуется через разнообразие видов и направлений деятельности, реализуемых на уровне УОР,  органов ученического самоуправления (КУШС).

Таким образом, единое воспитательное пространство не имеет ничего общего с  единообразием и авторитарностью. Естественно, что на разных уровнях функциональная и содержательная нагрузка субъектов воспитательной деятельности - преподавателей, кураторов, студентов, учащихся, руководителей подразделений и служб, классных руководителей, тренеров-преподавателей, воспитателей - неодинакова. Вопрос вовлечения их в процесс воспитательной работы с обучающимися связан с повышением их педагогической квалификации, специальной подготовкой, наличием мотивационных стимулов (или стимулирующих мотивов), включая материальные.

К настоящему моменту в воспитательной деятельности педагогов УОР  накоплен определенный позитивный опыт организации воспитательной работы с обучающимися, но вместе с тем существует и ряд проблем.

Опыт всех структурных подразделений УОР рекомендуется представить в следующей последовательности:

1. Работа по совершенствованию содержания и качества учебного-воспитательного  процесса.

2. Работа по реализации целевой программы развития образования в Московской области.

3. Мероприятия по профориентации и работе с выпускниками.

4. Мероприятия по воспитательной работе со студентами и учащимися.

5. Работа со студентами и учащимися  в общежитии.

6. Участие в региональных, международных, российских соревнованиях.

7. Участие в организации и проведении олимпиад  Московской области.

2.2. Теоретико-методологические подходы развития системы воспитательной работы УОР.

Системно-деятельностный подход в организации воспитательной работы обусловливает:

  необходимость рассмотрения воспитательного процесса как системы, т. е. как совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов (воспитательные цели, люди их реализующие, их деятельность и общение, отношения, жизненное пространство), составляющее целостную социально-педагогическую структуру образовательного учреждения и выступающую мощным и постоянно действующим фактором воспитания;

  участие в ней всех субъектов образовательно-воспитательной деятельности;

  организационное, методическое, правовое, технологическое, финансовое, кадровое, материальное  обеспечение;

  наличие концепции развития воспитательной системы;

  формирование здорового образа жизни;

  сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм воздействия;

  обеспечение защитных функций ученического коллектива;

  включение в разнообразную совместную деятельность разновозрастных объединений и коллективов.

Личностно-ориентированный подход предполагает последовательное отношение педагога к обучающемуся  как к личности, как самосознательному, ответственному субъекту воспитательного воздействия, что предполагает:

помощь обучающемуся в его личностном развитии, в выявлении и раскрытии его возможностей, в развитии самосознания, в осуществлении личностно - и общественно-значимых дел, в самоопределении, самореализации и самоутверждении;

признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений.

Ученический коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого обучающегося, а своеобразие личности, в свою очередь, обогащает коллектив и других его членов при условии, что содержание и формы организации жизнедеятельности разнообразны и соответствуют возрастным особенностям обучающихся                                                                                                                                                                                

Аксиологический подход к разработке концептуальных позиций воспитательной системы УОР ориентирует на выработку системы личностных, коллективных и общественных ценностей в их иерархии и соотнесенности в социально образовательном пространстве УОР и изменение ценностно-нормативной системы в процессе его развития.

В аксиологической составляющей единого воспитательного пространства УОР выступают следующие ценностные ориентации:

личностные ценности: жизнь, здоровье, свобода выбора пути личностного и профессионального развития, образованность, досуг, профессиональная карьера;

коллективные ценности: ''Училищный дух" (осознание каждым обучающимся  своей принадлежности к УОР, проявляющееся в чувстве гордости за свое учебное заведение, в активном стремлении приумножить славу УОР), традиции.

общечеловеческие ценности: природа; труд; собственность; идеология.

Методологической основой разработки концептуальных положений воспитательной работы в УОР являются также основные положения теории социального развития молодежи, которые, применительно к студенчеству, охватывают процессы изменения социальных качеств поколения при переходе от одного статуса (часть учащейся молодежи) к другому (профессионал - специалист с новыми чертами образа жизни, социального и духовного облика.

Исходя из контекста социальной, профессиональной и культурной обусловленности воспитательной работы в УОР, представляется необходимым создание системы, позволяющей эффективно реализовать молодежную политику, в основе которой лежит формирование благоприятных идеологических, материальных, организационных, гуманитарно-педагогических условий и обеспечения гарантий продуктивности и эффективности функционирования воспитательной системы, которые выражаются в создании:

·  объективных условий для цивилизованного социального становления и развития личности молодого специалиста;

·  благоприятной атмосферы дня самостоятельной инновационной деятельности самих обучающихся в сфере свободного времени, превращающей их в субъектов собственной и общественной жизни;

·  условий для разработки индивидуализированных траекторий профессионального становления и развития личности каждого обучающегося;

·  ситуации, способствующей формированию у обучающихся ценностного отношения к  данному этапу своей жизни как к сензитивному периоду профессионального развития, восприятию общечеловеческих, общественно-государственных, индивидуально-личностных ценностей, осознанию их соподчиненности и взаимосвязанности, и построению на этой основе индивидуализированной программы профессионально-личностного развития.

Воспитательная работа с обучающимися должна, как мы полагаем, строиться на следующих принципах:

·  гуманизации и демократизации образования;

·  педагогической поддержки процесса творческих способностей и самореализации человека, гармонизации его потребностей;

·  сочетания педагогического управления и ученического самоуправления в организации различных форм воспитательной деятельности.

Цели и задачи воспитательной деятельности реализуются через ее различные направления и комплекс целевых программ, разрабатываемых по мере возникновения и определения приоритетов.

3. Характеристика структурных компонентов воспитательной системы УОР.

         

3.1. Цель-результат воспитательной системы

Воспитательная работа с обучающимися является органической составляющей процесса качественной профессиональной подготовки специалистов. Ее цель состоит в создании в УОР социовоспитывающего пространства, активно содействующего формированию гражданской позиции обучающихся, их позитивных культурно-ценностных ориентаций, личностно-ценностного отношения к образованию, сохранению и приумножению традиций УОР, выработки умений конструктивного поведения в общественной жизни, профессиональной сфере деятельности и на рынке труда.

Результативность воспитательной деятельности достигается через решение таких взаимосвязанных задач, как:

  использование традиций и позитивного опыта, накопленного коллективом УОР и других  образовательных учреждений для становления, функционирования и развития системы воспитательной работы в современных условиях, их сочетание с поиском новых форм и направлений;

  изучение интересов, динамики ценностных ориентации обучающихся как основы планирования воспитательной работы;

  восстановление практики планирования воспитательной работы и ее совершенствование;

  создание организационной структуры, координирующей воспитательную деятельность, определяющей ее направления, осуществляющей контроль и несущей ответственность за ее результаты;

  создание системы морального и материального поощрения (стимулирования) наиболее активных педагогов и обучающихся-организаторов воспитательной деятельности;

  реализация в системе воспитательной работы возможностей ученического самоуправления;

  установление договорных отношений между администрацией и подразделениями УОР,  проведение наиболее важных воспитательных мероприятий;

  сочетание работы по направлениям с выполнением целевых воспитательных программ;

  формирование и развитие материально-финансовой базы воспитательной работы;

  реализация целенаправленной кадровой политики, обеспечение роста профессионализма организаторов воспитательной работы: педагогов, обучающихся-общественников;

  модернизация действующих и разработка новых нормативных и рекомендательных документов (в том числе методического характера), обеспечивающих функционирование и развитие воспитательной системы УОР;

  осуществление действенного контроля за содержанием воспитательной работы, использованием его результатов для корректировки планов и решений, для повышения ее эффективности.

3.2. Совокупный (обобщенный) субъект воспитательной деятельности (администрация УОР, педагогический состав (в т. ч. и кураторы, классные руководители, тренеры-преподаватели, воспитатели), органы ученического самоуправления, сами студенты и учащиеся, когда речь идет о самовоспитании).

При создании воспитательной системы   важно учесть следующие позиции:

·  организация воспитательной системы в УОР - условие эффективного управления процессами развития ученического самоуправления;

·  создание системы воспитательной работы , ориентированной на развитие ученического самоуправления;

·  формирование эффективного взаимодействия куратора и воспитателя  группы обучающихся и органов ученического самоуправления.

Нормативные документы Минобразования России не содержат подробных рекомендаций по организации внеучебной работы в училище, по ее кадровому и финансовому обеспечению. Эти вопросы отнесены к компетенции самих училищ, в связи с чем их роль и ответственность за эффективное решение этих вопросов повышается.

Для реализации задачи стимулирования развития ученического самоуправления существенное значение имеют следующие моменты:

·  при назначении кураторов групп  и воспитателей важно учитывать наличие у них опыта воспитательной деятельности;

·  необходимо продумать систему повышения их компетентности в области организации воспитательной работы с обучающимися в таких формах, как: психолого-педагогические семинары для кураторов, научно-методические и научно-практические конференции, круглые столы, лекции по различным вопросам профессиональной психологии, социологии, юридические консультации и практические рекомендации по организации ученического самоуправления, обучение методике организации воспитательного процесса, профилактике правонарушений;

·  важное значение имеет стимулирование самообразования кураторов и воспитателей, в этом отношении большую помощь может оказать библиотека УОР, формируя выставки научно-методической литературы в помощь кураторам;

На различных этапах обучения в УОР,  роль куратора и воспитателя меняется: позиция опекуна вполне оправдана в период адаптации обучающихся 5-6 классов, первого курса к условиям  жизни, затем воспитатель и куратор принимает роль организатора первичного воспитательного коллектива, организатора ученического самоуправления. При успешной реализации воспитательных задач эта роль перестает быть актуальной уже к  концу 6-го класса, первого курса. Для воспитателя 7-9-го класса, куратора второго, третьего курса характерна уже позиция советника, консультанта по сложным вопросам. Старшекурсники могут вполне успешно обходиться без куратора, организуя жизнь своей группы на принципах полного внутреннего самоуправления, они уже в состоянии сами стать коллективными кураторами младших курсов и групп учащихся. Если же существуют реальные условия для сохранения кураторства на старших курсах, то позиция куратора в этом случае может быть представлена как позиция хранителя традиций зрелого студенческого коллектива.

На всех этапах и всех возрастных группах воспитатель и  куратор реализует три основные специфические функции.

Защитная функция –воспитатель (куратор) как лицо, ответственное за создание благоприятных условий развития личности обучающегося в учебно-воспитательном процессе УОР, является защитником его законных интересов, интересов группы, гарантом соблюдения прав человека в образовательном процессе.

Диагностическая функция.  Воспитатель (куратор) строит систему отношений, общения, деятельности, организацию самоуправления в группе на основе анализа результатов психолого-педагогической диагностики личности отдельного обучающегося и состояния дел в группе. Соблюдение принципа конфиденциальности диагностической информации является естественным условием его деятельности.

Посредническая функция. Воспитатель (куратор)  взаимодействует с родителями обучающихся с целью организации помощи обучающемуся в тех ситуациях, когда требуется участие семьи , выступает посредником в разрешении различных проблем обустройства обучающегося, ситуаций его жизнедеятельности с различными службами УОР, общественными организациями и т. п.

5. Содержание воспитательной деятельности

Рассмотрение содержательного компонента системы воспитательной работы УОР необходимо осуществлять в контексте социокультурной деятельности молодежи с учетом особенностей ее субкультуры. В самом общем виде функциональная роль воспитательной работы с обучающимися связана с социализирующей ролью культуры. Проблема состоит в определении того, к какой именно культуре приобщаются обучающиеся в УОР и как они будут использовать свой социокультурный потенциал в дальнейшей жизни.

Реакция молодежи на кризисные явления в обществе, культуре, в условиях социализации не может не выражаться в контркультурных проявлениях, которые необходимо учитывать в организации воспитательной работы в аспекте предупреждения негативных проявлений молодежной субкультуры, переориентации на социально-позитивную деятельностную активность, на основе принятия и воспроизводства в деятельности общечеловеческих ценностей.

6. Формы, методы и средства воспитательной деятельности.

Определяя формы организации воспитания в УОР, необходимо, в первую очередь, опираться на сложившиеся традиции и на создание новых традиций, как элемента создания сплоченного  коллектива УОР. При этом следует избегать двух крайностей:

во-первых, представления о том, что в процессе обучения в УОР можно без какой-либо специально-организованной деятельности в ходе естественного воспитательного влияния педагога и учебной информации на обучающегося полноценно осуществить задачи его воспитания;

во-вторых, представления о том, что воспитательные задачи решаются исключительно за счет больших училищных мероприятий и работы  воспитателей (кураторов) групп.

Не отрицая наличия определенного воспитательного потенциала учебных занятий или проведения праздников, важно представлять их действительное место в воспитательной системе УОР, в связи с чем предлагается использовать три уровня общеучилищных форм организации воспитательной деятельности:

Первый уровень - массовые мероприятия. В качестве традиционных предлагается организация следующих мероприятий:

Традиционно - массовые мероприятия

ГОУ СПО МОУОР «Мастер-Сатурн»

сентябрь – «День Знаний»

                - День города

                - Посвящение в уч-ся УОР

                - Организационный период (формирование ученического самоуправления, коллективное планирование)

октябрь – «День Учителя»

                - День самоуправления

                

ноябрь Спартакиада

                «Веселые старты»

декабрь  - Закрытие спортивного сезона

                  Новогодний праздник

январь  - Алло, мы ищем таланты!

февраль – День Защитника Отечества

                - День Святого Валентина

                - День здоровья

март –  Праздник «Международный женский день»

апрель –  Субботники

- День защиты детей (День здоровья)

                - Неделя творчества

                

май  - День Победы

        - Последний звонок

        - Выпускной вечер

Второй уровень - групповые формы. К ним отнесем: мероприятия внутри коллектива  групп, работу кружков по интересам, студий творческого направления, работу общественных ученических объединений.

Третий уровень - индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:

·  индивидуальное консультирование педагогов обучающихся по вопросам организации учебно-познавательной  деятельности;

·  разработка индивидуализированных программ профессионального становления и развития обучающегося;

·  работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов ( научных, педагогических, в сфере искусства и т. п)

·  работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов;

7. Показатели и критерии эффективности воспитательной системы УОР.

Критерии:

1.Сформированность нравственного потенциала личности выпускника УОР.

Личностные и педагогические качества выпускника УОР:

- имеет выраженную гуманистическую мировоззренческую позицию, ориентированную на идеалы и гуманистические ценности, выработанные отечественной и  мировой практикой воспитания личности;

  -  быстро адаптируется к жизни в социуме, адекватно оценивает их;

  -  обладает способностью к саморазвитию своего интеллекта  и профессиональных качеств;

 - имеет уважение к законам, четкую гражданскую позицию  человека-патриота и внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства;

  -  обладает способностью находить нестандартные решения педагогических проблем;

 - обладает национальным самосознанием российского гражданина, гражданскими качествами, повышенной ответственностью за свою профессиональную деятельность.                                            

2. Сформированность познавательного потенциала (освоение образовательных программ, развитость мышления, познавательная активность)

3. Сформированность коммуникативного потенциала (коммуникабельность, коммуникативная культура, позитивные межличностные и внутригрупповые отношения обучающихся, педагогов и сотрудников)

4. Сформированность эстетического потенциала (развитие чувства прекрасного, других эстетических чувств)

5. Сформированность физического потенциала (состояние здоровья, развитие физических качеств)

6.Развитость ученического самоуправления (проявление инициативы и самостоятельности обучающихся, социальная активность, участие в делах группы, училища).

Информационное обеспечение воспитательного процесса в УОР.

В первую очередь, необходимо обеспечить субъект управления воспитательной деятельностью УОР компьютеризованным рабочим местом  руководителя, комплектация которого общеизвестна. В качестве источников информации могут выступать любые заинтересованные лица из числа организаторов и (или) участников образовательного процесса. Кругооборот входящих и исходящих информационных потоков создает необходимые условия для подготовки управленческого решения и организации его исполнения. В рамках этой работы целесообразно сформировать Базу данных «Воспитательная работа в УОР» как составную часть Информационного Банка Данных УОР.

В УОР функционирует «Радио «Мастер-Сатурн», выпускаются стенгазеты к знаменательным датам и праздникам.

Есть смысл продумать возможность оперативного выпуска серии информационных бюллетеней-листовок, в которых нашли бы отражение конструктивные ученические инициативы.

4. Основные направления воспитательной работы УОР в контексте государственной и внутриучилищной  молодежной политикой.

Основные направления воспитательной работы УОР в контексте государственной  молодежной политики реализуются посредством основных направлений воспитательной работы с обучающимися УОР, к которым относятся:

·  создание условий для творческого саморазвития и самореализации личности обучающихся;

·  создание условий для физического развития и оздоровления обучающихся, пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании, алкоголизма, табакокурения;

·  организация психологической поддержки обучающимся, оказание им консультационной помощи на основе анализа социально-психологических проблем в целом и индивидуально-личностных проблем отдельных обучающихся (адаптационный, основной, выпускной периоды);

·  осуществление взаимодействия администрации УОР с органами ученического самоуправления;

·  создание условий для включение студентов в их общественно-профессиональную деятельность, содействие в их профориентации и последующем трудоустройстве;

  В УОР для обеспечение воспитательного процесса разработаны  нормативные документы, регулирующие воспитательную деятельность:

      1. Устав УОР.

      2. Правила внутреннего распорядка для обучающихся.

  1. Правила поведения в УОР.
  2. Положение о внешнем виде.
  3. Положение о поощрениях и наказаниях.
  4. Положение об общежитие.
  5. Правила проживания в общежитии.
  6. Положение об ученическом самоуправлении.
  7. Положение о системе классных часов.
  8. Положение о самоподготовке.

По мере необходимости издаются новые нормативные  документы.

Действуют органы ученического самоуправления.

4. Организована социальной поддержки студентов (стипендия). 

5. действуют нормативные документы, регулирующие проведение конкурсов, смотров и традиционных мероприятий.

 Воспитательная работа осуществляется:

1.  Заместителем директора по УВР..

2  Старшим воспитателем( руководителем методического объединения).

3  Педагогами-организаторами творческих мероприятий.

4  Воспитателями.

5  Педагогом-психологом.

6  Кураторами и классными руководителями.

5. Обеспечение реализации концепции

5.1. Правовое обеспечение

Анализ законодательства, регламентирующего воспитательную работу в учебных заведениях, показывает наличие правового поля для организации воспитательной работы с обучающимися в УОР.

Гарантии осуществления воспитательной работы с обучающимися, прежде всего, закреплены в тех статьях законодательства, которые дают учебным заведениям определенные академические права и свободы, в том числе и на правах самоопределения, организовывать  процесс работы с обучающимися во внеучебное время.

Социально-воспитательная работа – важнейшая часть  воспитательного процесса, обеспечивающая формирование здорового образа жизни, нравственных, общекультурных, гражданских и профессиональных качеств личности будущего специалиста.

Целью социально-воспитательной работы является реализация принципов гуманизации и демократизации образования, создание условий для раскрытия творческих способностей и самореализации обучающегося, гармонизации его потребностей.

Для достижения этих целей программа социально-воспитательной работы в  УОР предусматривает решение взаимосвязанных задач:

·  использование традиций и позитивного опыта накопленного коллективом ;

·  изучение ( мониторинг) интересов, динамики ценностных ориентаций обучающихся;

·  планирование социально-воспитательной работы ;

·  создание организационной структуры, координирующей социально-воспитательную работу;

·  дальнейшее развитие системы морального и материального поощрения наиболее активных обучающихся и педагогов, участвующих в развитии социально-воспитательной работы;

·  обеспечение материальной и финансовой базы социально - воспитательной работы;

·  обеспечение профессионализма организаторов социально-воспитательной работы путем целенаправленной кадровой политики;

·  осуществление постоянного действенного контроля со стороны ректората за содержанием и эффективностью социально-воспитательной работы.

Правовые основы воспитательной работы с обучающимися в УОР находят свое подтверждение и в Программе развития воспитательной системы в УОР на.2008- 2013 гг. и на перспективу.

Программа развития воспитательной системы нацелена на создание целостного механизма в системе профессиональных и человеческих отношений.

Программа предусматривает организацию в УОР педагогически воспитывающей среды, атмосферы увлеченности профессией и достижения неизведанного, формирование организаторских и коммуникативных способностей обучающихся, расширение их культурного кругозора.

Пути реализации этих установок имеют следующие направления:

  систематическое отслеживание (мониторинг) интересов, запросов, ценностных ориентации обучающихся и работающих как основа планирования воспитательной работы;

  использование воспитательного потенциала учебных дисциплин;

  создание системы морального и материального стимулирования преподавателей и студентов, активно участвующих в воспитательной работе с обучающимися;

  развитие ученического самоуправления;

  создание системы традиций, ритуалов;

Объем настоящей концепции не позволяет сделать анализ всех норм международного законодательства, и мы ограничимся перечислением рада нормативных актов, имеющих отношение к обсуждаемой проблеме:

Всеобщая декларация прав человека;

Декларация о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20

ноября 1959г.);

Рекомендация о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 г.).

Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира, о воспитании в духе уважения прав человека и основных свобод (приняты Генеральной конференцией ЮНЕСКО 19 ноября 1974г.);

Международная хартия физического воспитания и спорта (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 21 ноября 1978 г.);

Конвенция о техническом и профессиональном образовании (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 10 ноября 1989 г.);

Конвенция о правах ребенка (принята Государствами - участниками настоящей Конвенции 5 декабря 1989 г.).

Вне сомнений, правовое поле, регламентирующее вопросы воспитания, нуждается в расширении, в том числе и на уровне УОР. Определенные шаги в этом направлении. К примеру, 80% мероприятий воспитательного характера были заранее регламентированы приказом директора.

Вместе с тем необходимо разработать пакет документов обеспечивающих функционирование воспитательной системы УОР.

Подводя итог анализу правового обеспечения реализации концепции, необходимо признать его достаточным, но нуждающимся в расширении.

Главный вывод очевиден - законодатель не только обязывает образовательные учреждения  СПО образования заниматься воспитательной работой с обучающимися, в том числе и во внеучебное время, но и гарантирует определенное финансирование этой деятельности, а также предоставляет академические права и свободы педагогам в выборе и использовании методов и форм воспитания.

5.2. Кадровое и организационно-управленческое обеспечение

В целом, кадровое и организационно-управленческое и методическое обеспечение можно считать весьма благоприятным дня реализации концепции. Важное условие - постоянная необходимость повышения квалификации соответствующих работников, предоставление возможности и стимулирование научных исследований в области воспитательной работы с обучающимися.

5.3. Программно-целевое обеспечение

Реализация концепции, задач и направлений воспитательной деятельности осуществляется через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные формы воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Эти специальные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

Мы считает актуальными такие программы, как:

- здоровый образ жизни;

-студенческое самоуправление;

- гражданско-патриотическое воспитание;

- духовно-нравственное воспитание;

-интеллектуально-творческое воспитание.

5.4. Финансовое и материально-техническое обеспечение

В законе "Об образовании в Российской Федерации" подчеркивается: "Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства". Отсюда следует, что, воспитательная работа для учреждений образования, и тем более для педагогических вузов, является не просто желательной, а совершенно обязательной деятельностью. Следовательно, эта работа должна планироваться, финансироваться, контролироваться.

 Основными источниками финансирования воспитательной работы могут быть:

• поступления из федерального бюджета;

• поступления от областных структур;

• поступления от спонсоров.

Основные статьи расходов

1. Содержание минимально необходимого аппарата управления внеаудиторной работой, организационно-методическое обеспечение его деятельности.

2. Финансирование мероприятий, включенных в программу воспитательной работы и план работы УОР.

3. Развитие материально-технической базы учреждения.

4. Материальное стимулирование педагогов и студентов, активно участвующих во внеаудиторной работе.

 Необходимо срочно создать попечительский совет.

Административным службам (учебной части, административно-хозяйственной части, бухгалтерии и профкому) предлагается рассмотреть следующие основные статьи расхода на предмет их финансирования и разработке предложений по источникам и механизму финансирования.

1. Содержание минимально необходимого аппарата управления воспитательной работой, организационно-методическое обеспечение его деятельности.

2. Финансирование мероприятий, включенных в программу воспитательной работы и план работы УОР.

3. Развитие материально-технической базы учреждений социальной сферы.

4. Материальное стимулирование  активно участвующих в воспитательной работе.

7. Контроль за реализацией концепции

Оперативный и периодический контроль осуществляется заместителем директора по УВР.

Объектом контроля является процесс воспитательной работы с обучающимися в воспитательной системе УОР.

Предметом контроля является деятельность лиц, ответственных за организацию воспитательной работы с обучающимися на всех уровнях управления УОР, а так же лиц и структурных подразделений, ответственных за создание организационных, методических, кадровых и финансово-экономических условий реализации основных направлений Концепции.

Деятельность контролирующих структур и лиц осуществляется с учетом результатов систематических мониторинговых исследований (психологических, социологических, педагогических).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны.  bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок - особенный, это б...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

Самопрезентация воспитательной работы в творческой форме....

Концепция воспитательной работы

Воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности...

Концепция воспитательной работы

Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль...