Мастер-класс как вид профессионального объединения педагогов.
презентация к уроку на тему

Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к общению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом ошибочно понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога.   Учитель учится всю жизнь. Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов «мастер-класс» занимает особое место, так как  является эффективной формой профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и для учителя, который пассивно относится к своему профессиональному росту. 

В работе можно найти ответы на следующие вопросы:

1. что такое мастер-класс?

2. каковы основные задачи мастер-класса?

3.  какие функции выполняет мастер-класс?

4. каков алгоритм мастер-класса?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на педагогических чтениях  31 марта  2011 г.

Тема: «Мастер-класс как вид профессионального объединения педагогов»

Одной из важнейших характеристик нового педагогического профессионализма учителя признаются его рефлексивные компетенции, способность к общению и распространению собственного опыта. Среди методических форм этого процесса все большую популярность приобретают так называемые мастер-классы. Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом ошибочно понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога.   Учитель учится всю жизнь. Среди множества форм и видов профессионального обучения педагогов «мастер-класс» занимает особое место, так как  является эффективной формой профессионального обучения как учителя, проявляющего активность в поиске путей для роста своего педагогического мастерства, так и для учителя, который пассивно относится к своему профессиональному росту. Что такое мастер-класс? Формат  мастер-класса предполагает информационное представление методов, приёмов, форм деятельности, которые удаются автору, и обучение аудитории этим методам, приёмам и формам. Мастер-класс сегодня — один из основных способов быстрого освоения новых технологий и повышения профессионального мастерства.  Мастер-класс — это двусторонний процесс, и отношения "учитель-ученик" являются совершенно оправданными.  М.М. Поташник даёт следующее определение: мастер-класс- это вид профессионального объединения в составе  признанного учителя-мастера и группы учителей-учеников. Мастер-класс- это ярко выраженная форма ученичества именно у учителя-мастера, процесс передачи мастером  ученикам своего опыта, мастерства чаще всего путём прямого  и комментированного показа  приёмов работы.  Мастер-класс проводит учитель, обладающий высокой степенью профессионального мастерства. Мастерство- это высокое искусство в какой-либо области. Мастер-класс является разовой формой работы.

                                               Основными задачами мастер-класса  являются

  1. обобщение опыта работы учителя по определённой проблеме
  2. передача учителем-мастером своего опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности
  3. совместная отработка методических подходов учителя-мастера  и приёмов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы
  4. рефлексия собственногопрофессионального мастерства участниками мастер-класса
  5. оказание реальной помощи участникам-мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной программы саморазвития
  6. популяризация инновационных идей, технологий, находок учителя
  7. повышение уровня проессиональной компетенции участников мастер-класса

Мастер-класс как форма организации активной самостоятельной работы участников предполагает использование таких  эмперических методов как:

  1. наблюдение
  2. изучение документов и результатов деятельности учителя-мастера
  3. разработку дидактических материалов для работы в собственной педагогической деятельности

Мастер-класс выполняет определённые функции:

  1. обучение всех участников мастер-класса конкретным навыкам из тех, что составляют основу педагогического опыта
  2. активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса
  3. повышение уровня теоретической и методической подготовки учителей и мотивации осознанной деятельности

Технология подготовки и проведения мастер-класса представляет собой ряд взаимосвязанных блоков:

  1. цель научной идеи
  2. последовательные действия учителя и ученика
  3. критерии оценки и качественно новый результат.

Целью проведения мастер-класса является  создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе инновационной работы.                               Зачастую в педагогическом сообществе под мастер-классом ошибочно понимают открытый урок, мероприятие, презентацию достижений педагога.

Мастер-класс — урок, даваемый мастером. Отличие от обычного класса заключается в методике: мастер-класс дает возможность учиться, наблюдая, как мастер обучает других; обычно проводится признанным мастером, имеющим значительные достижения, собственные труды, последователей, школу и т.п. Во-первых, идея проведения мастер-класса изначально направлена на результативность работы учащихся, что является одним из главным критерием оценивания труда учителя. Во-вторых, мастер-класс- интерактивная форма общения учителей и учащихся, предполагающая активную самостоятельную работу всех слушателей. В-третьих, мастер-класс -это процесс передачи  мастером и учащимся, и молодым  педагогического опыта путем прямого и комментированного показа приемов работы.

Каков основной пошаговый  алгоритм технологии мастер-класса?

   1-й шаг. Презентация педагогического опыта:

1) краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз развития учащихся                                                                                                                                          2) краткое обоснование основной идеи проведения конкретного мастер-класса (технологии)                                                                                                                                                                3) описание достижений в опыте, которыми учитель хотел поделиться с коллегами           4) доказательство результативности деятельности учащихся при применении предполагаемых методов обучения, методических приемов и техник                                                                  5) определение проблем и перспектив в работе учителя.

    2-й шаг. Представление системы уроков:

1) описание системы уроков в режиме предлагаемого опыта;                                                                2) определение основных приёмов работы, которые учитель-мастер демонстрирует слушателям.

    3-й шаг. Имитационная игра.

Проведение урока с участниками с демонстрацией приемов эффективной работы.

    4-й шаг. Моделирование:

1) самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора, при этом учитель-мастер выступает в роли консультанта;                                   2) обсуждение авторских моделей урока.

    5-й шаг. Рефлексия.

Дискуссия по результатам совместной деятельности учителя-мастера и слушателей.

                                            www.master-klass.spb.ru/index.htm.

При подготовке мастер-класса перед каждым учителем стоят вопросы:

  1. Какие грани своего опыта лучше представить для осмысления в ходе мастер-класса
  2. Каким способом лучше сделать это
  3. Дать ли в большем объеме примеры практической работы с детьми, оставив для коллективной их интерпретации более обширное поле свободных концептуальных парадигм"

Сказанное ставит перед готовящимися к мастер-классу реальную практическую задачу найти адекватные формы и способы представления своего опыта. Здесь и письменные теоретико-методические разработки, с которыми участники мастер-класса могут познакомиться заранее, либо разнообразные методические иллюстрации в виде схем, таблиц, моделей, наконец, в виде эскизных видеозарисовок принципиально важных фрагментов уроков, факультативов.                                                                                                                                

Основные ошибки при проведении мастер-класса:

  1. отсутствие гармонии теоретико-аналитического и описательно-методических начал
  2. отсутствие письменно оформленных теоретико-аналитических разработок и иллюстративно-методических материалов
  3. безграмотное методико-педагогическое погружение в изучаемый опыт
  4. неумение организовать дисскусию
  5. профессиональная неподготовленность участников мастер-класса к анализу представляемого опыта

В качестве универсальной рабочей схемы можно предложить как минимум четырехзвенную модель проработки профессионального опыта учителя в мастер-классе:

  • уровень частно-предметных технологий, системы технологических действий, связанных с усвоением детьми специально-профильных знаний, умений и навыков по данному предмету,
  • уровень общеметодического порядка, который позволяет осуществить  перенос наработанного учителем-мастером технологических моделей и на сферу других учебных предметов, предметных областей, реализуемых в данном образовательном учреждении,
  • уровень психологический, обеспечивающий педагогическую результативность за счет вовлечения в учебный процесс тех или иных личностно-психологических структур ребенка
  • уровень собственно педагогический, задающий свою особую логику выстраивания профессиональных педагогических действий учителя и уже этим, собственно говоря, объясняющий многое и многое в достигаемых педагогом-мастером результатах.

Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного учителем стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА МАСТЕР КЛАССА "РАЗВИТИЕ И САМОРАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ"

Целевая группа слушателей "Школа молодого учителя", учителя физической культуры, курсы переподотовки и повышения квалификации....

Мастер -класс как форма развития профессиональных компетентностей учителя

Мастер – класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. Т.е. Мастер передает ученикам...

Должностная инструкция руководителя профессионального объединения педагогов

1. Общие положения1.1. Руководитель профессионального объединения педагогов назначается и освобождается от должности приказом управления образования. На период отпуска и временной нетрудоспособности р...

Кафедра как форма профессионального объединения педагогов школы

Толчком  для выбора данной темы статьи явились положительные тенденции  в деятельности профессиональных объединений педагогов в прогрессивных школах, такие, как:·...

Профессиональные объединения педагогов-ресурс развития муниципальной системы образования

Профессиональные объединения педагогов – это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности учителя, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата,...

Деятельность профессиональных объединений педагогов по подготовке к работе с одаренными детьми

Выражение «одарённые дети» употребляется весьма широко. Если ребёнок обнаруживает необычные успехи в учении или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут называть...