ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОМ ПОДХОДЕ К ОБУЧЕНИЮ
рабочая программа по алгебре по теме

Блохина Ольга Викторовна

Обобщение педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_po_kat.doc492 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ

ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

«Использование самостоятельной работы учащихся при дифференцированном подходе к обучению»

(Обобщение педагогического опыта)

Работу выполнила:

учитель МОУ СОШ №181

г. Нижнего Новгорода

Блохина Ольга Викторовна

Нижний Новгород

2009


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. Использование самостоятельной работы учащихся при дифференцированном подходе к обучению…………………………………4

1.1. Психолого-дидактические основы организации самостоятельных

работ учащихся…………………………………………………………...4

1.2. Проблема дифференциации в педагогической теории и

практике…………………………………………………………………...9

1.3. Взаимосвязь между системой знаний школьников и самостоятельностью их учебной деятельности……………………….10

ГЛАВА II. Практические вопросы изучения проблемы использования самостоятельной работы учащихся при дифференциации на уроках

математики……………………………………………………………………12

2.1. Практическое использование различных видов самостоятельных

работ при дифференцированном подходе (на примере моей работы в

5-7 классах)………………………………………………………………12

2.2. Приемы активизации учебной деятельности……………………...23

2.3. Диагностика результативности педагогической деятельности…..27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….31
ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...32

Приложения...…………………………………………………………………32


Введение.

Одна из главных задач воспитания подрастающего поколения – формирование самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности.

Развитие творческих способностей и формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта.

Ведущим принципом построения современной образовательной системы является дифференциация образования, ставшая средством решения задачи удовлетворения интересов, склонностей и потребностей учащихся, стимулом развития их творческой активности.

Роль учителя как организатора и руководителя учебного процесса заключается не только в том, чтобы для каждого класса и конкретного случая найти оптимальное сочетание разных приемов учебной деятельности школьников, но и обеспечить неуклонное развитие у них активности и самостоятельности в учебной деятельности, вооружить их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками.

Важно определить, сумеет ли тот или другой ребенок серьезно заниматься математикой, есть ли у него способности. Это важно по многим причинам, главная из которых заключается в том, что математика актуальна для  самых разнообразных профессий - она нужна инженеру, военному, биологу, конструктору, программисту, можно твердо сказать, что она нужна всем.

Исходя из выше сказанного, я вижу необходимость заинтересовать учеников предметом математики, сделать уроки «живыми» и занимательными. Под занимательностью на уроках будем понимать те компоненты, которые содержат в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, комического, вызывают интерес у школьников к учебному предмету и способствуют созданию положительной эмоциональной обстановки учения. Основу занимательности, используемой на занятиях, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.

        Цель моей работы: изучение и применение основ дифференцированного обучения для организации самостоятельной работы учащихся на уроках математики        

 Задачи:

  1. изучить подходы к решению проблемы дифференцированного обучения и организации самостоятельной работы учащихся на уроке в психолого-педагогической литературе;
  2. использовать различные формы организации самостоятельной работы на уроке;
  3. отработать навык самостоятельной работы учащихся при подготовке к ЕГЭ.

Глава 1. Использование самостоятельной работы учащихся при дифференцированном подходе к обучению.

1.1. «Психолого-дидактические основы организации самостоятельных работ учащихся»

Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, М.Н. Спаткин и д.р., психологи Д.Н. Богоявленский, Л.С. Выгодский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, А.Н. Леонтьев и д.р., методисты  Н.Я. Виленкин, Г.Г. Маслова, Л.Н. Скаткин, И.Э. Унт, П.А. Хабиб, Н.И. Чиканцев и д.р.

Рассмотрим роль самостоятельных работ по математике в процессе обучения школьников.

Мы будем понимать под самостоятельной работой – вид учебной деятельности, при которой учащиеся под руководством учителя, но без его непосредственного участия, выполняют учебные задания, прилагая необходимые для этого умственные и физические усилия. Под самостоятельной работой понимают работу выполняемую «извне» без активной помощи. Самостоятельная  работа в обучении математике не самоцель, она необходима для перевода знаний «извне», во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением.   

 При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации, такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях, от воспроизведения действий по образцу и узнавание объектов путем их сравнения с известным образцом, до составления модели и алгоритма действий в нестандартных ситуациях. Переход с одного уровня на другой должен осуществляться полностью, только тогда когда учитель будет убежден, что учащийся справится со следующим уровнем самостоятельности, иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях.

Умственное и психологическое развитие школьника средней ступени обучения (младшего школьного подростка) имеет свои особенности:

- это время овладения самостоятельными формами работы;

- время развития творческой активности.

Дети в возрасте 10-12 лет в основном уравновешены, им свойственно открытое и доверчивое отношение к взрослым. Они ждут от учителей и родителей, других взрослых поддержки. Однако постепенно особую роль в их жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем отношения.

В этот период детям свойственна повышенная активность, стремление к деятельности, происходит уточнение границ и сфер интересов, увлечений. Дети данного возраста активно начинают интересоваться собственным внутренним миром и оценкой самого себя.

В этот период подростку становится интересно многое, далеко заходящее за рамки его повседневной жизни. Его начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, возможности познания мира. Многие исследователи рассматривают этот возраст как период «зенита любознательности», по сравнению с младшими и старшими детьми. Однако эта любознательность весьма поверхностна, а также практически полностью не связана со школьной программой. Недаром среди психологов распространена шутка, что подросток знает все и интересуется всем, что не входит в школьную программу.

 В старшем школьном возрасте ведущими свойствами внимания являются переключение и избирательность. Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключаться с предмета на предмет находятся на ступени развития, соответствующей требованиям сложной “взрослой” деятельности. Однако развитие познавательной сферы нередко опережает личностное развитие старшеклассника, что приобретает важное значение, в связи с отмеченной зависимостью произвольного внимания от особенностей мотивационной и волевой сфер личности.

Избирательное внимание в юношеском возрасте определяется, прежде всего, направленностью интересов. Интерес к учебной деятельности нередко падает за счет повышения интереса к другим сторонам окружающей действительности - к другим людям и своему «Я». Возникает жажда необычной, рискованной деятельности. Присутствуя на уроке, подросток нередко “витает в облаках”, грезит, мечтает о чем-то сокровенном, пишет записки и т.п. Кроме того, поскольку подростки устремлены в будущее, они могут с трудом концентрироваться на настоящем, в том числе на конкретной учебной задаче и учебном процессе в целом.

С другой стороны, 15 - 16-летние школьники отличаются максимализмом самостоятельности, жаждой освобождения от внешнего контроля. При этом развивается самоконтроль и способность к сознательному самовоспитанию. Поэтому в подростковом возрасте можно вызвать у учащихся стремление к самостоятельному развитию (самовоспитанию) внимания.

В 14-15 лет в связи с завершением пубертатна[1] интроверсия[2], характерная для младших подростков, сменяется экстраверсией[3]. В этот период подросток экспансивен[4], энергичен, общителен, уверен в себе. У него растет интерес к другим людям, склонность сравнивать себя с другими, потребность нравиться. Ведущим мотивом деятельности у многих старшеклассников выступает желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать уважение товарищей. В соответствии с этим среди приемов, направленных на обеспечение оптимального уровня внимания старшеклассников, может быть передача отдельных обучающих и контролирующих действий при решении групповых задач тем ученикам, которые высоко мотивированы и лучше сверстников подготовлены к соответствующему виду учебной деятельности (например, с использованием технических средств обучения, в частности, компьютера). Помимо поддержки стремления к конструктивной самореализации и признанию со стороны сверстников, это позволяет продвинутым ученикам не выпасть из процесса отработки уже имеющихся у них навыков, повышает их вовлеченность, интерес и ответственность. 

Опираясь на исследования психологов, дидактов и методистов, можно сделать вывод о том, что

- в психологии изучены закономерности активизации процесса обучения школьников;

- в дидактике определена роль самостоятельной работы в процессе обучения, разработаны формы ее организации и проведения на различных этапах урока;

- в методике математики найдена основная структура взаимосвязи различных форм творческой деятельности  учащихся, построенная с учетом постепенного возрастания степени самостоятельности.

Поэтому учителю важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

 1) Обучающими;

 2) Тренировочными,

 3) Закрепляющими,

 4) Повторительными;

 5) Развивающими,

 6) Творческими,

 7) Контрольные.

1. Смысл обучающих    самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении школьниками данных учителем заданий в ходе объяснения нового материала. Цель таких работ развитие интереса к изучаемому материалу привлечение каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь сразу выясняется непонятное, выявляются сложные моменты, дают себя знать пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е. сразу после объяснения нового, когда знания учащихся еще не прочны. Учителю необходимо знать следующие особенности   обучающих самостоятельных работ: их надо составлять в основном из заданий непродуктивного характера, проверять немедленно и не ставить за них плохих оценок. Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает учителю четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащимися нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке. К самостоятельным обучающим работам можно также отнести составление примеров на изученные свойства и правила[5].

2. К самостоятельным тренировочным работам относятся задания на распознавание различных объектов и свойств. В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или непосредственно применить теоремы, свойства тех или иных математических объектов и др. Тренировочные самостоятельные работы состоят из однотипных заданий, содержащих существенные признаки и свойства данного определения, правила. Конечно, эта работа мало способствует умственному развитию детей, но она необходима, т.к. позволяет выработать основные умения и навыки тем самым создать базу для дальнейшего изучения математики. При выполнении самостоятельных тренировочных работ еще необходима помощь учителя. Можно разрешить пользоваться и учебником и записями в тетрадях, таблицами и т.п. Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких условиях они легко включаются в работу и выполняют её. К таким работам можно отнести выполнение заданий по разно уровневым карточкам. Сейчас такие дидактические материалы выпущены по алгебре и геометрии для всех классов. По этим карточкам учащиеся привыкают работать самостоятельно. Учителю удобнее ими пользоваться, если он соберет комплект карточек по темам. Каждый комплект может состоять из 8-10 вариантов разного уровня.

3. К закрепляющим работам можно отнести самостоятельные работы, которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных правил и теорем. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа учитель определяет, нужно ли еще заниматься данной темой. Примеры таких работ в изобилии встречаются в дидактическом материале.

4. Очень важны так называемые повторительные (обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, познавательны ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие проблемы смогут затруднить изучение нового материала.

5. Самостоятельными работами развивающего характера могут быть домашние задания по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно творческим конференциям, проведение в школе дней математики и др. На уроках - это самостоятельные работы, требующие умения решать исследовательские задачи.

6. Большой интерес вызывают у учащихся самостоятельные творческие работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают для себя новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новых неожиданных ситуациях. Это задания на нахождение второго, третьего и т.д. способа решения задачи.

7. Контрольные работы являются необходимым условием достижения планируемых результатов обучения.         По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных. Поэтому, во-первых, контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы; во-вторых, они должны быть направлены на отработку основных навыков, в-третьих, обеспечивать достоверную проверку уровня знаний; в-четвертых, они должны стимулировать учащихся позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.

  1. Проблема дифференциации в педагогической теории и практике.

Дифференциация (от латинского differentia - различие) означает расчленение,  разделение, расслоение целого на части, формы, ступени,  тогда применительно к  процессу обучения мы понимаем дифференциацию как действие,  задача которого - разделение учеников в процессе обучения для достижения  главной цели обучения и учета особенностей каждого учащегося. Попытки дать  толкования  понятию "дифференциация обучения" предпринимаются учеными давно. Чтобы отчетливее представить движение научной мысли относительно содержания рассматриваемого понятия, обратимся к определениям этого понятия, сформулированные разными учеными:

1..Калмыкова З.И.: “Дифференциация обучения это создание специализированных классов и школ, рассчитанных на учете психологических особенностей школьников”.

2. Унт И.Э.: “Это учет индивидуальных особенностей учащихся в той или иной форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей для раздельного обучения”.

3..Дорофеев Г.Ф,.Суворова С.Б,.Фирсов В.В,.Кузнецов П.В: “Эта такая система обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно меняющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Рассматриваемые ныне психолого-педагогические, дидактические и методические исследования направлены на создание личностно-ориентированных моделей обучения, предусматривающих максимальное развитие индивидуальных особенностей и развитие умственных способностей учащихся. Так, в работах И.С. Якиманской обосновывается необходимость «лнчностно-ориентированного обучения».

При этом в качестве основного приводится положение о том, что каждый ребенок является носителем личного (субъектного) опыта. Содержанием су6ъектного опыта, по Якиманской, выступают, во-первых, предметы, представления и понятия; во-вторых, умственные и практические действия; в-третьих, эмоциональные коды, в том числе личностные смыслы, установки, стереотипы. И если традиционное обучение стремится «оттормозить» субъектный опыт как несовершенный, несущественный, то сейчас должен быть создан «... новый тип учебного заведения, в котором растет и развивается ученик, как носитель субъектного опыта».

И.С. Якиманская отмечает важность формирования «механизма саморазвития и самореализации личности, создания условий для превращения ученика из объекта в субъект обучения».

Таким образом, основной вектор перестройки современной общеобразовательной школы - и в соответствии с объективными требованиями общества, и в соответствии с логикой эволюции школы как социального института - связан с ориентацией на развитие индивидуальных психологических ресурсов ученика. Каждый ребенок должен иметь гарантии того, что он займет достойное, с точки зрения своих личностных прав, место в процессе школьного образования.

  1. Взаимосвязь между системой знаний школьников и самостоятельностью их учебной деятельности.

При любом уровне самостоятельности учеников учитель руководит их учебной деятельностью, проверяет и при необходимости корректирует ее. Чем самостоятельнее  работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение учителя за учебным процессом и проверка формирования идей, чувств и убеждений. Как изменения в учебной деятельности школьников, так  и изменения в преподавательской деятельности учителя происходят не только с переходом школьников из средних классов в старшие, но и в рамках каждого класса.

Основной недостаток традиционной системы обучения состоит в  том, что реализуют чаще всего лишь одну функцию знаний – информационную, оставляя в стороне другую, не менее значимую, - развивающую, и хотя эти две функции тесно взаимосвязаны, но они не тождественны.

Развивающая функция обучения требует от учителя не простого изложения знаний, в определенной системе, а предполагает учить школьников мыслить, искать и находить ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать их учебно-познавательным аппаратом.

Степень развитости ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Вот почему целью общего среднего образования как базового в единой системе непрерывного образования является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьника системой умений и навыков учебного труда.

Сейчас в школе обучение в значительной степени строится на формуле: «усвоение = понимание + запоминание», в основу же должна быть положена формула:

«овладение = усвоение + применение знаний на практике», которая в полном объеме реализуется в процессе восприятия, осмысления, запоминания, применения, обобщения и систематизации.

Не смотря на то, что вопрос о самостоятельной работе стоит перед школой давно, этот метод обучения не находит и сегодня должного применения. Проведенный анализ школьной практики показывает, что на самостоятельную работу учащихся отводиться не более 13% всего времени урока, причем и это время на уроке малоэффективно. Проводя ту или иную самостоятельную работу учащихся, учителя рассматривают ее как самоцель, не обращая внимания на то, способствует ли она активной мыслительной деятельности ученика или нет. Часто большое число самостоятельных работ направлено лишь на выполнение заданий по образцу, среди которых мало заданий творческого характера. В то время как задания творческого характера, от той формы изложения материала, которая была предложена учителем или учебником, способствует более глубокому изучению материала, раскрытию его новых сторон.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем проведена рациональная ее организация. На разных этапах изучения нового материала целесообразна разная степень руководства самостоятельной деятельностью учащихся.

Нельзя, однако, задерживаться надолго на низшей ступени самостоятельности учащихся, т.к. это воспитывает у них пассивность, привычку к механическому усвоению лишь полностью «разжеванного» материала, который остается только «проглотить». Следует уже на первых уроках по предмету стимулировать посильную для учащихся самостоятельность в обучении, развивать и организовывать ее, учить способам и приемам учебной деятельности.

Глава 2. Практические вопросы изучения проблемы использования самостоятельной работы учащихся при дифференциации на уроках математики.

При организации самостоятельной работы мною продуманы:

  1. система предварительных указаний для учащихся, облегчающих выполнения каждого задания, включая указания и для самоконтроля;
  2. система упражнений, чтобы первые из них подготавливали учащихся к выполнению следующих.
  3. примеры, позволяющие найти ошибки и их исправить.
  4. упражнения, при выполнении которых учащимся необходимо было бы перестроить мысли с прямого хода на обратный.
  5. задания на установление рационального решения и т.д.

Всякий раз, предлагая то или иное задание для самостоятельной работы, я определяю степень самостоятельности учащихся, продолжительность этой работы, формы и метода ее проведения, характер руководства  и  проверки работы. Перечисленные компоненты определяются характером изучаемого материала  и уровнем подготовленности учащихся к самостоятельной работе, т.е. мною используется дифференциация.

2.1. Практическое использование различных видов самостоятельных работ при дифференцированном подходе (на примере моей работы в 5-7 классах).

Рассмотрим виды самостоятельных работ, которые я использую в своей практике.

Самостоятельные работы с предварительным разбором.

Дается подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими основаниями. Затем для самостоятельной работы предлагается сначала подобная задача (упражнение), а затем задание с усложненным элементом.

Проект урока в 5 классе.

Тема урока: «Обыкновенные дроби»

Тип урока: Обобщающий

Основная цель: Обобщить материал по пройденному параграфу.

Данный тип самостоятельной работы я использую на рефлексивно-оценочном этапе урока. Работа рассчитана на 10 минут. Все учащиеся мною заранее разделены на две группы по результатам проверки домашнего задания и диагностики школьного психолога.

 Первый тип карточек предназначен для учеников, усвоивших учебный материал на низком уровне.

Низкий

Усваивают материал после длительной тренировочной работы и не всегда в полном объеме, затрудняются выделить существенное, закономерное после общей тренировочной работы со всем классом; выполняют задания преимущественно по аналогии

Часто работа в полном объеме не выполняется; темп выполнения заданий медленный, требуется постоянный контроль учителя, не сформировано умение работать самостоятельно, быстрая утомляемость

Второй тип карточек предназначен для учеников, усвоивших учебный материал на высоком и среднем уровне.

Уровень

Обучаемость

Работоспособность

Высокий

Свободно усваивают изучаемый материал, выделяют существенное, закономерное, в частном видят общее, способны самостоятельно развивать раскрытие на уроке положения, легко переносят знания в новые ситуации; высокий темп продвижения в изучении материала

Работа выполняется в полном объеме; темп решения заданий высокий; контроль со стороны учителя минимальный; сформировано умение работать самостоятельно

Средний

Изучаемый материал усваивают после тренировочной работы, выделяют существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определенных тренировочных упражнений; умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями, переносят их в новые ситуации; им для достижения высокого уровня знаний требуется более длительное время

Работа практически всегда выполняется в полном объеме, требуется лишь незначительный контроль со стороны учителя, сформировано умение работать самостоятельно; темп работы средний

                                         

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель использует метод предупреждения ошибки, т.е. учитель контролирует деятельность учащихся данной группы.

Карточки первого типа.

Карточка 1                                                                                                Вариант 1                                                                                                                    

№ 1. Найти значение выражения:

а)   б)   в)   г)

№2. Решить уравнение:

а)             б)

3. За два дня бригада отремонтировала  км дороги. За первый день ею было отремонтировано  км. Сколько километров дороги отремонтировала бригада за второй день?

Учащиеся работают по карточкам, учитывая комментарии учителя.

Учитель обеспечивает учащихся среднего и высокого уровня карточками второго типа.

Карточки второго типа.

Карточка 3.                                                                                               Вариант 1                                                                                                                

№ 1. Найти значение выражения:

а)   б)  

 

№2. Решить уравнение:

             

3. Арбуз, дыня и тыква вместе весят 20 кг. Масса дыни составляет   общей массы, а масса тыквы  общей массы. Какова масса арбуза?

Учащиеся работают по карточкам без комментария учителя.

Результатом данной работы является диагностика учителем уровня усвоения учащимися данной темы.

Решение задач (выполнение упражнений) с проверкой.

Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по образцу, при этом учитель поэтапно выясняет осмысленность решения путем постановки соответствующих вопросов.

Многовариантные задания с готовыми ответами по типу перфокарт.

Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.

Математические диктанты с самопроверкой и взаимопроверкой.

Самостоятельная работа с показом.

Такая работа позволяет учащимся не только увидеть, как надо решать данную задачу, но и самостоятельно установить логические связи между увиденным и тем, что надо сделать.

Проект урока в 7 классе.

Тема урока: «Сумма углов треугольника»

Тип урока: Комбинированный

Цель: Доказать теорему о сумме углов треугольника, следствия из нее; ввести понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников; рассмотреть задачи на применение доказанных утверждений.

Данный тип самостоятельной работы я использую на ориентировочно-мотивационном этапе урока. Предварительно ученики высокого уровня усвоения материала получили на дом  задачу про треугольник и прямую, проходящую через одну из его вершин параллельно противолежащей стороне, необходимо найти сумму углов этого треугольника.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Учитель предлагает всем учащимся построить треугольник по трем сторонам:
первого ряда – АВ=7, АС=2, ВС=3;
второго ряда - АВ=4, АС=3, ВС=7;
третьего ряда - АВ=3, АС=2, ВС=8.
2. Дальше учащимся каждого ряда предлагается построить треугольник по заданным углам:
а) А=37
0, В=280, С=900;
б) А=72
0, В=500, С=1100;
в) А=23
0, В=500, С=380;
3. В данном задании не выполняется условие о сумме углов треугольника. Создается проблемная ситуация. Учитель усиливает проблемность вопросами: зависит ли сумма внутренних углов треугольника от его размеров, положения на плоскости, формы?
Предлагается начертить два треугольника, измерить с помощью транспортира их внутренние углы и найти их сумму.

1. Учащиеся при построении убеждаются в невозможности такого построения. Как следствие этого актуализируются знания об условии существования треугольника.

2. Учащиеся приходят при построении к проблемной ситуации.

3. После размышлений учащиеся выдвигают гипотезу: треугольник можно построить, если сумма внутренних углов его равна 1800.

Учащиеся с высоким уровнем усвоения материала демонстрируют решение домашней задачи. Доказывается соответствующая теорема.

1. Учитель предлагает учащимся поработать с задачами – рисунками. Задание состоит в том, чтобы найти величину угла. Каждому ряду свой вариант задач-рисунков.

Ответы и решение комментируются учащимися у доски после завершения работы с задачами на местах.


Работа по заданному алгоритму.

Алгоритмы приучают учащихся к четкому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

Проект урока в 7 классе.

Тема урока: «Уравнения с 1 неизвестным»

Тип урока: Комбинированный

Основная цель: Обоснование основных свойств уравнений и формирование начальных умений в применении алгоритма решения уравнений, сводящихся к линейным.

Ученики делятся на группы не по индивидуальным особенностям и способностям, по по партам. Первая группа – учащиеся первых парт, вторая группа - учащиеся вторых парт, третья группа – учащиеся третьих парт и т.д.

 Во время этой работы учебная деятельность активизируется, появляется стремление качественно и быстро решить, получить положительную оценку, ответственность за свою группу стимулирует ученика.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель готовит 15 карточек, если в ряду 5 парт ; на каждой карточке записано 6 заданий.

Вариант 1

Вариант 2

1) 2000:(2х + 510) = 2

1) 4000: (8х + 952) = 4

2) 61 – (3х + 51) = 1

2) 80 – ( 4х + 49) = 15

3) (8х – 12)15 – 200:4 =10

3) (2х – 12)15–800 : 25 = 238

4) (49х +11)5 – 239 = 7

4) (5х – 352) : 120 + 1 = 6

5) ( 5х + 70):120 +2 =3

5) (81х + 19)5 – 490 = 10

6) (6х – 35)35 = 245

6) (6х – 35) : 25 = 1

Вариант 3

1) 9000 6 (7х + 65) = 9

2) 63 – ( 2х + 28) = 17

3) (7х + 3) – 600  : 5 = 2

4) (83х + 305):3+149 = 306

5) (х – 111) : 5 – 34 = 5

6) (9х – 15) : 4 = 3

Ученики каждой парты получают карточку и решают по одному уравнению. После этого передают карточку на соседнюю парту. Решивший уравнение записывает карандашом найденный корень и ставит свои инициалы. В результате каждый ученик решит по три уравнения.

Проверять данные решения учителю легко, т.к. корень любого из уравнений есть среди чисел, записанных в правой части уравнений.

Одним из видов самостоятельной проверочной работы является сквозная контрольная работа.

Готовится несколько комплексов задач (упражнений) различной степени сложности. В начале работы всем учащимся дается карточка с простой задачей. Решив её учащийся берет следующую, и так в течении всего урока. Степень сложности повышается с каждым следующим заданием. Учитель выдает следующую карточку только при условии правильного решения предыдущего задания. Так к концу урока определяется группа лидеров, которые и получают наивысший бал. На таких уроках присутствует дух соревнования «кто быстрее и лучше», что активизирует работу учащихся, позволяет дифференцировать нагрузку и поощрять наиболее старательных и способных. Этот вид самостоятельной работы требует хорошей методической и теоретической подготовки учителя и класса.

Тесты.

В последние годы практикуется применение тестов по отдельным темам, чаще всего это делается при заключительном повторении в конце года. Актуальным этот вид контроля стал при переходе к ЕГЭ. Тесты позволяют учащимся не только оглянуться назад, но и выявить пробелы, которые необходимо восполнить при подготовке к экзаменам или при текущей проверке знаний.

Это метод позволяет измерять и интерпретировать результаты обучения с большой долей объективности[6], валидности[7] и надежности[8]. При использовании теста я использую дифференциацию возрастную: в 5-6 классах время тестирования 5-10 минут, в 10-11 классах – на весь урок (ЕГЭ).

Тесты позволяют:

1) учитывать индивидуальные особенности учащихся в ходе проверки результатов обучении;

 2) проверять качество усвоения учащимися теоретического и практического материала;

3) оживить процесс обучения, вводя не только новую для учащихся форму контроля, но и различные виды тестов;

4) сэкономить учебное время, затрачиваемое на опрос, и личное время учителя, идущее на проверку результатов выполненной учащимися работы;

 5) использовать тесты для компьютеризации;

 6) оперативность проверки выполненной работы.  

Однако метод тестирования обладает рядом недостатков: большая вероятность выбора ответа наугад; проверка лишь результатов действий, затруднение со стороны учителя, а чаще невозможность проследить логику рассуждений учащихся; категоричность оценки выполнения задания, ибо тесты учитывают только два состояния выполнения задания – задание выполнено правильно и полностью и задание не выполнено. Поэтому тесты не могут служить единственной формой контроля качества знаний учащихся.

Проект урока в 5 классе.

Тема урока: «Десятичные дроби»

Тип урока: Обобщающий

Основная цель: Обобщить материал по пройденному параграфу. 

Данный тип самостоятельной работы я использую на рефлексивно-оценочном этапе урока. Работа рассчитана на 10 минут.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель раздает тесты первого типа для учеников, усвоивших учебный материал на низком уровне.

При быстром и качественном выполнении Т- 1 учитель предлагает выполнить Т-2.

Учащиеся работают с тестами, могут воспользоваться учебником или записями в тетради.

Учитель раздает тесты второго и третьего типа для учеников, усвоивших учебный материал на высоком и среднем уровне.

По мере выполнения тестов, контролирует деятельность учащихся.

Учащиеся работают с тестами самостоятельно, выполнив задание, могут приступить к тесту другого варианта или другого типа.

Т-1. Заполните пропуски (многоточия), что бы получилось верное утверждение или правильная формулировка определения, правила.

Вариант 1

Вариант 2

1. Число пять целых двенадцать тысячных записывается так … .

1. При делении десятичной дроби на 0,02 запятая в делимом и делителе переносится на … знаков …(влево, вправо).

2. Чтобы умножить десятичную дробь 0,01, достаточно в умножаемой дроби перенести запятую (влево, вправо) … на … знаков.

2.  0,31 : 0,1 = … .

3. 6,23*0,1=…

3. При умножении десятичной дроби на 100 нужно в этой дроби перенести запятую ( влево, вправо) … на … знаков.

4. При умножении десятичной дроби на0,01 получится тот же результат, что и при делении этой дроби на … .

4. 2,87 *100 = … .

5. 50,1 : 100 =…

5.  При делении числа на 0,1 получим тот же результат,  что и при умножении этого числа на … .

6. Среднее арифметическое чисел 0,5; 0,3; 0,1; равно … .

6. 13,13 : 1,3 = … .

7. При переводе обыкновенной дроби  в десятичную получится … .

7. 1,5 + 0,,5 *(0,5 + 2,5) = … .

8. 50% от числа равны … его части.

8. При переводе  в десятичную дробь получается … .

9. 20% от 1000 равны … .

9. Точка М, отмеченная на данном координатном (числовом) луче илеет координату … .

   0                 1                                 М

10. После сокращения дроби 17,500 получается … .

10. Чтобы найти 50% данного числа  достаточно это число … .

11.  Корнем уравнения 0,1 * х  = 0,01 является число… .  

11. 25% числа 120 равны … .

12. 0,829(<, =, >)… 0,819.

12. 6 мин = … часа.

13. 0,3 м2  = … см2.

13. Корнем уравнения 3,4х– 3,4 = 34 служит число... .

14. 4,04   с точностью до десятых.

14. дробь 3,4 содержит … сотых долей в дробной части.

15. Объем куба  ребро 3 дм равен … м3.

15. Если объем прямоугольного параллелепипеда  равен 10,2 дм3, высота 20 см, то площадь основания параллелепипеда равна … дм2 .

Оценочная таблица.

№Задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

№Задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Балл           1 1 1 1 1 1 1 1 1  1   1   1   2   2   2   4

Балл           1 1 1 1 1 1 1 1 1  1   1   1   2   2   2   4

Т-2. Установите, истинны или ложны следующие утверждения.

Вариант 1

+/-

Вариант 2

+/-

1. У числа 2,03105 пять десятичных знаков.

1.

2. 3,3 = 3,300

2.3,2893,089

3. 3,25  3,2 с точностью до десятых.

3. При делении десятичной дроби на 0,2 запятая в делимом переносится на 1 знак вправо.

4. Произведение любого числа на 0,1 равно частному от  деления этого числа на 10.

4. 5,2 : 0,1 = 0,52

5. 1,12 * 0,1 = 11,2

5. Чтобы умножить десятичную дробь на 100, нужно запятую в этой дроби перенести в право на 2 знака.

6. При делении десятичной дроби на 100 запятая  в этой дроби переместится влево на 2 знака

6. 1,01* 10 = 0,101

7. 1,12 : 100 = 0,112

7. Равенство 3,25m + 0,75 + 3m = 7m верно при любых значениях m.

8.  = 0,125.

8. 10,2 < 10,8 : 0,2.

9. 51% = .

9. После округления 17,803, с точностью до целых получится 17.

10. Точка А отмеченная на координатном (числовом) луче имеет координату 13.

   0                                                     1     А

10. Значение выражения 3,4х + 4,3х – 0,3х при    х = 10 равно 74.

11. 45 = 4,5 * (а + 9) при а =1.

11. 120% от 100 равны 120

12. Объем куба равен произведению длины его ребра на 3.

12. Корнем уравнения (24*12) : 100 = 2,4 * х служит число 1,2.

13.  21% от 1 т составляет 2 ц.

13. Если измерения прямоугольного параллелепипеда 10 см, 10,1 см и 20 см, то его объем равен 202 см3.

Оценочная таблица.

№Задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

№Задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Балл           1 1 2 1 1 1 2 1 1 2    1   2  2  

Балл           1 1 1 2 1 2 2 1 1  1   1   1   2

Т-3. В каждом задании установите верный ответ из числа предложенных.

Вариант 1

а,б,в

Вариант 2

а,б,в

1. Выполните умножение 30 * 0,01

Ответы: а) 0,03; б) 0,3; в) 0,003

  1. Выполните деление 35 : 10000

 Ответы: а) 0,35; б) 0,0035; в) 0,00035

2. Округлите число 4,96 до десятых

Ответы: а) 4,9; б) 5; в) 5,0

2. Сколько ребер у прямоугольного параллелепипеда.

Ответы: а) 12;  б) 6; в) 8.

3. Сравните числа 0,7 и

Ответы: а) 0,7<  ; б) 0,7>  ;  в) 0,7=  ;

3.Представьте  число  в виде десятичной дроби.

Ответы: а) 5,4; б) 5,25; в) 5,025

4. Найдите 25% от числа 80.

Ответы: а) 2000; б) 20; в) 0,8

4. Вычислите площадь прямоугольника со сторонами 0,3 м и 15 см.

Ответы: а) 45 см2; б) 0,045 см2; в) 0,45 м2.

5. Найти среднее арифметическое чисел 4,2; 0,08; 0,01

Ответы: а) 1,43; б) 1,67; в) 1,145

5. Найдите значение выражения :

5,2 * к + 0,8 - 3,7 * к при к=10.

Ответы: а)15,8; б) 23; в) 2,3.

6. Решите уравнение (y+0,5)*2=9

Ответы: а) у = 4; б) у = 17,5; в) у = 44,5

6. После увеличения  цены товара на 50% она стала равна 1200 р. Найдите его первоначальную цену.

Ответы: а)600 р; б) 400 р; В) 800 р.

7. Вычислите площадь поверхности куба, ребро которого 5 см.

Ответы: а) 25 см2; б) 150 см2; в) 100 см2

7. Среднее арифметическое  трех чисел равно 1,2. Найти эти числа, если перое в 0,5 раза, а второе в 1,5 раза больше третьего.

Ответы: а) 0,4; 0,2; 0,6; б) 0,8; 0,4; 1,2; в) 1,2; 0,6; 1,8;

8*. 20% числа а больше 20. Сравните число а и 100.

Ответы: а) а>100; б) а<100; в) а=100

8*.  На числовом луче расположены точки М(), N(0.9), К(1,2). Какая из них ближе к А(1)?

Ответы: а) М; б) N; в) К.

Оценочная таблица.

№Задания  1  2  3  4  5  6  7  8

№Задания 1   2  3  4  5  6  7 8

Балл           2  2  2  2  2  3 4 5

Балл           2  2  2  2  2  3  4 5

Результатом данной работы является диагностика учителем уровня усвоения учащимися данной темы.

  1.  Приемы активизации учебной деятельности.

Кроме самостоятельной работы учащихся, на уроке к приемам активизации учебной деятельности школьников относятся:

- дидактическая игра;

- работа с книгой;

- творческие работы;

- лекции;

- семинары;

- урок-КВН;

- урок-аукцион;

- урок-конференция;

- урок-деловая игра и т.д.

 1) Дидактическая игра.

Игра в жизни школьника имеет большое значение, это признают все педагоги. Но когда речь заходит о включении игры в учебный процесс, возникает множество вопросов, которые порой настолько трудно разрешимы, что учителя нередко предпочитают отказаться от игровой деятельности на уроках, аргументируя это тем, что игры на уроках якобы малоэффективны – труда и времени затрачивается много, а результат минимальный.

Между тем, если проанализировать систему уроков в младшем и среднем звене школы, то нельзя не заметить, что почти все они проходят по одной схеме: проверка знаний, объяснение нового материала, закрепление. При этом доминирующим методом преподавания остается слово учителя. Таким образом, большинство уроков страдает однообразием приемов изучения нового материала, а тем более проверка знаний, которая проходит, как правило в форме опроса у доски, реже беседы. Такая организация занятий порождает скуку и безразличие детей и как результат – ощущение ими «некчемушности» знаний, сообщаемых учителем, стремление забыть все, о чем шла речь на уроке.

Сделать процесс преподавания наиболее живым и интересным поможет использование дидактических игр. Они активизируют интеллектуальную деятельность учеников, вызывают положительные эмоции, помогают детям включить непроизвольное  внимание, т.е. создают условия для усвоения учениками определенных ценностей и знаний, позволяют наладить сотрудничество как между учителем и классом, так и между самими детьми.

Значение всех игр еще и в том, что они дают возможность поставить ребенка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развития познавательной активности. Во время игры, иногда, происходит перераспределение лидерства в классе. Если на традиционных уроках преуспевает ученик, который много знает и умеет, то в игре часто победителем оказывается тот, у кого больше развито воображение, кто умеет видеть, наблюдать, подмечать, быстрее и точнее реагировать в игровой ситуации, кто непросто располагает «хорошей кладовой памяти», но может с умом воспользоваться ее богатствами.

Дидактическая игра, игровой компонент, соревнование, дух творчества и игры должны присутствовать органически на всех уроках в 5-6 классах, тогда урок вызовет интерес, желание работать и знать предмет. Например:

Тема урока: «Линейная функция. Прямоугольная система координат» - алгебра 7 класс.

На доске записаны координаты точек. Например: (0;0), (-1;1), (-3;1),(-2;3), (-3;3), (-4;6), (0;8), (2;5), (2;11), (6;10), (3;9), (4;5), (3;0), (2;0), (1;-7), (3;-8), (0;-8), (0;0). Если на координатной плоскости каждую точку последовательно соединить с предыдущей отрезком, то в результате получится определенный рисунок.

Ребятам эта игра очень нравится. Можно предложить обратное задание: нарисовать самим любой рисунок, имеющий конфигурацию ломаной, и записать координаты вершин.

2) Методика работы с книгой.

Опыт показывает, что часть учащихся даже к моменту окончания школы не владеет самыми элементарными навыками работы с книгой: не умеет пользоваться оглавлением, предметным указателем, аннотацией.

Большие трудности испытывают учащиеся в составлении плана, тезисов, конспекта статьи. Зачастую при подготовке домашних заданий ученики просматривают только те краткие записи, которые сделаны под диктовку учителя на уроке или при списывании с доски.

Многие учащиеся среднего и младшего звеньев при ответах стремятся буквально произвести текст учебника. Такое воспроизведение соответствует низшим уровням осмысления знаний и способов действий. В математике – это решение по шаблону.

Конечно, в младших классах это способствует развитию речи и закреплению знаний в памяти; к тому же ученику 3-6 классов, для того, чтобы продумать сложный материал, часто нужно предварительно изложить его в слух.

Однако уже на начальных ступенях обучения учитель учит школьников посильному для них преобразованию знаний применительно к задаваемому вопросу, например составить викторину или кроссворд по пройденной теме[9].

При изучении параграфа может быть рекомендован следующий ход рассуждений:

  1. Прочитать предлагаемый материал, проанализировать насколько полны сведения, если объем или информация недостаточны, то обратиться к другим источникам.
  2. Сравнить текст параграфа и информацию, полученную на уроке. Какое место занимают прочитанные (новые) сведения в общем ряду известной информации – сообщают новые факты, отчасти дополняют уже известные факты, полностью противоречат им.
  3. На сколько достоверно содержание новой информации?
  4. Общие выводы.

Рассмотрим некоторые виды обучения при работе с книгой. Учащиеся под руководством учителя рассматривают учебник – как расположен учебный материал, заглавие, учатся пользоваться оглавлением. Для работы с книгой можно пользоваться символикой:

! – обратить внимание; I – важно; II -  очень важно;  !! - запомнить навсегда. (Хорошая символика в учебниках Математика – 5, 6 Виленкина)

Мы часто считаем, что если школьник умеет правильно и быстро вычитывать слова текста, то этим в основном, и разрешается проблема чтения. Но это внешняя сторона, только первичный элемент чтения. Учащиеся часто направляют всю энергию на то, чтобы бегло и четко читать, и совсем не следят за всеми деталями содержания материала. Не могут без посторонней помощи усвоить прочитанное[10]. Неумение вскрыть существенно важное в прочитанном, отделить   в нем новое от известного, ввести прочитанное в систему собственного мышления и свободно применять почерпнутые данные в практике – основной недостаток учащихся. И научить их читать не так-то просто и быстро.

Обучение по выделению главного в прочитанном производится в два этапа. Первый этап состоит в том, что учащиеся, читая текст, выделяют главное, а затем им предлагается план ответа по данному тексту. План дается для того, чтобы обратить внимание учащихся на самое главное в прочитанном. Ибо выделение главного – это сложное умственное действие, которое состоит из анализа и синтеза, абстрагирования и конкретизации, обобщения.

В старших классах план дается тогда, когда учащиеся дома пишут конспект. В младших классах ученики по плану составляют устный ответ или отвечают на вопросы плана. План дается и тогда, когда ребята должны писать сочинения, темы которых могут быть различные, например: «Параллелограмм», «Четырехугольники», «Площади», «Прогрессии», «Что я знаю о синусе острого угла и его практическом применении» и др.

Следующий этап работы с книгой: после изучения параграфа, статьи учебника учащиеся должны записать в тетради основные вопросы к тексту[11]. Оказалось, что эта работа является невероятно трудной для школьников. Когда учащимся предлагают эту работу впервые, они с усилием могут поставить 3-4 (некоторые лишь 2) вопроса к тексту.

Если с классом работать систематически, то к концу 7 класса 80-90% учащихся с этой работой справятся. Спрашивая своих товарищей, ребята начинают понимать, что они знают, а что им необходимо изучить, что бы ни отстать от товарищей.

У меня в кабинете оформлен стенд «Основные приемы организации учебной деятельности учащихся»[12]. 

Работа учащихся над сообщениями, докладами учит обобщению изученного, отбору наиболее существенного материала. Вообще «взгляд назад» после изучения темы помогает учащимся получить целостное представление о пройденном. Такая организация самостоятельной работы с литературой позволяет не только ученикам готовиться к лекциям, но и учителю проводить уроки-лекции, на которых учащиеся изучают новый материал и осваивают приемы составления конспекта.

В этом виде самостоятельной работы сливаются обучающий и контролирующие процессы.

Оправдал себя в практике работы и метод комментирования. На первом этапе ученик с места комментирует решение. Учитель записывает его комментарии на доске, а учащиеся слушают, смотрят и пишут. Таким образом, включаются все виды памяти – зрительная, слуховая и моторная. Кроме того, увеличивается доля разговорной речи на уроке, т.е. комментирование позволяет, обучая, контролировать. Особенно это эффективно с учащимися, которые стесняются выходить к доске.

Повышению эффективности работы учащихся на уроках способствует использование задач с межпредметным содержанием. Безусловно такого рода задачи требуют четкой координации преподавателей различных предметов[13]. Например, историко-математические задачи.

После изучения по истории древнего мира темы «Греко-персидские войны» можно составить следующую задачу: Царь построил своих воинов треугольником, и треугольная фаланга двинулась на врага. Воины в фаланге стоят плотно. Каждый воин занимал место площадью 1, 7901 м2. Основание фаланги составляло 45,9м, а высота, проведенная к основанию, равнялась 23,4м. Сколько всего было воинов? Как звали царя? Где произошло сражение, его итоги?

Ответ: 300 воинов, царь Леонид, Фермателы, гибель 300 спартанцев.

Аналогично можно составить литературно-математические задачи, биолого-математические задачи и т.п.

Активизации учения школьников способствует также применение ТСО и наглядности на уроках, что повышает интерес учащихся к предмету.

При планировании урока учителю необходимо продумывать организацию самостоятельной работы учащихся на уроке: как он будет формировать элемент «само» у учащихся, как будет создавать условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки, условия взаимодействия учащихся друг с другом.

Вот некоторые дидактические требования:

  1. самостоятельную работу учащихся нужно организовывать во всех звеньях учебного процесса, в том числе и в процессе изучения нового материала.
  2. учащихся нужно ставить в активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. В самостоятельной работе надо научить учащихся видеть и формулировать проблемы, самостоятельно решать проблемы.
  3. для активизации умственной деятельности учащихся надо давать работу, требующую посильного умственного напряжения. Но самостоятельная работа не должна быть слишком простой для ребят. Необходимо так построить процесс обучения, чтобы он предъявлял достаточно высокие требования к более подготовленным школьникам, обеспечивал их максимальное интеллектуальное развитие и в тоже время создавал условия для успешного овладения знаниями и развития менее подготовленных учащихся.

2.3. Диагностика результативности педагогической деятельности.

       Хорошо продуманное построение учебного процесса при дифференцированном обучении на уроках математики способствует повышению учебной и познавательной мотивации учеников, снижению уровня тревожности, страха оказаться неуспешным. Это подтверждают результаты диагностики. По моей просьбе психолог школы С.В. Дубова провела диагностику мотивации учения и эмоционального отношения к учению учащихся 7 класса.  

1 уровень – продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;

2 уровень – продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;

3 уровень – средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;

4 уровень – сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;

5 уровень – резко отрицательное отношение к учению.

      Психолог школы провел опрос учащихся  7-х классов с целью получения сведений об уровне комфортности учащихся и об их отношении к учебным предметам.

Средний уровень для данной таблицы составляет 41,5%. Предметы алгебра и геометрия выше среднего уровня.

При уровне обученности 100%, растет качество знаний, умений и навыков учащихся (на диаграммах показано качество знаний учащихся за 3 года).


Заключение.

Мною были изучены различные подходы к использованию самостоятельной работы учащихся при дифференциации обучения. . Цель этих работ - не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке.

Говоря об образовании, стремятся подчеркнуть желание учитывать интересы учащихся, строить процесс обучения разнопрофильно, на разные группы усвоения изучаемого материала, так, чтобы цели обучения соответствовали возможностям и желаниям обучаемых и социальному заказу общества. Все это выражается в многообразных концепциях дифференциации обучения. В литературе под дифференциацией понимают такую систему обучения, при которой каждый ученик, овладевая некоторым минимумом общеобразовательной подготовки, являющейся общезначимой  и обеспечивающей возможность адаптации в постоянно изменяющихся жизненных условиях, получает право и гарантированную возможность уделять преимущественное внимание тем направлениям, которые в наибольшей степени отвечают его склонностям.

Подводя итоги по развитию самостоятельности школьников, выделю следующее.

Учителю важно знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения. В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:

 1) Обучающими;

 2) Тренировочными,

 3) Закрепляющими,

 4) Повторительными;

 5) Развивающими,

 6) Творческими,

 7) Контрольные.

Хочется обратить внимание, что результатов в данном направлении работы можно добиться только при системном применении различных форм самостоятельной работы. Учитель должен стремиться на каждом уроке (в большем или меньшем объеме) предоставить учащимся время для самостоятельной деятельности. Я считаю, что только так можно добиться формирования у детей способности к самостоятельному мышлению и повысить качество знаний. Системная работа позволяет подготовить учеников, начиная с 5 класса, к сдаче экзамена по математике в форме ЕГЭ.

В результате моей системной работы я добилась следующих результатов:

  • повысилось качество обученности по предметам (см. Стр. )
  • повысился уровень мотивации учения школьников ( см. Стр. )
  • повысился интерес к изучаемому предмету, что выразилось в активном участии учеников в школьном  НОУ (6, 7 классы),  в школьном этапе Всероссийской олимпиады (5-7 классы), в районных мероприятиях «Математический турнир» и «математический КВН» (5,6 класс), в математической игре «Кенгуру».

Я, как педагог, не могу не задумываться над тем, что ожидает учеников. Будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современной технологии. Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить жизненно необходимые навыки, в том числе умение самостоятельно добывать знания.


ЛИТЕРАТУРА

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1990
  2. Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М., 1994
  3. Гецов Г.Г. Рациональные приемы работы с книгой. М., 1995
  4. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1999
  5. Выготский Л.С. «Мышление и речь». В книге «Избранные психологические исследования» // М: АПН РСФСР, 1956.
  6. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в советской психологии М., 1966.
  7. Дифференциация как система: В 2ч. – М., 1992.
  8. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. – Казань, 1982
  9. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.,1990.
  10. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. М., 1996
  11. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной деятельности учащихся. М.,1992
  12. Пидкасистый П.И., Коротяев Б.И. Самостоятельная деятельность учащихся в обучении. М., 1994
  13. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. М., 1990
  14. Демидова С.И., Денищева Л.О. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике. М:,  1985
  15. Дорофеев  Г.В.,  Кузнецова Л.В.,  Суворова С.Б.,  Фирсов В.В. Дифференциация в обучении математике. Математика в школе. 1990. №5. с.15-21.


Приложение 1.

Личные данные:

Блохина Ольга Викторовна.

Дата рождения: 21 июля 1968 г.

Телефон для связи: 89049291697, 221-89-83 – рабочий.

Образование: окончила Горьковский государственный университет им Лобачевского Н.И. в 1991 году по специальности механика.

Опыт работы: пед.стаж – 19 лет.

Место работы: МОУ СОШ № 181 Канавинского района г. Н. Новгорода.

Должность: учитель математики.

Категория: первая квалификационная категория присвоена в 2002 году.

Награды:   грамота МОУ СОШ № 143  2005г.,                    

                   грамота РУО и СПЗД  2006г.


Приложение 2.

Методика диагностики.

  1. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой «Мотивация на обучение»
  2. «Изучение отношения к учебным предметам» по Г.Н. Казанцевой.
  3. Адаптация – тест «Школьной тревожности» Филипса.
  4. Диагностика индивидуально-типологических особенностей.        
    а) Темп и работоспособность. Темпинг – тест Ильина.

б) Выявление структуры темперамента с помощью опросника В.М. Русалова.



Приложение 3.

Алгебра 7 класс

Тема урока: Совместные действия над алгебраическими дробями.

Тип урока: комбинированный.

Цели урока:

образовательные – систематизация знаний учащихся по выполнению арифметических действий над алгебраическими дробями;

                        - формирование умений в выполнении двух-трех совместных действий с дробями;

развивающие –  развитие познавательного интереса учащихся;

    - формировать умения сравнивать, классифицировать, обобщать факты, развивать математическую речь учащихся;

воспитательные – воспитывать у учащихся аккуратность, культуру поведения;

         - самоконтроль и самооценку.

Оборудование урока: учебник Алгебра 7 Ш.А.Алимов, тетради, листок самоконтроля.

Действия учителя

Действия ученика

I. Организационный этап.

Взаимное приветствие; проверка подготовленности учащихся к уроку.

II.1.Проверка домашнего задания у доски.

Выполнить действия:

(3 группа)

(2 и1 группы)

2. В это время проходит устная работа с классом:

 - назовите порядок выполнения действий?

- сформулируйте правило сложения (вычитания) алгебраических дробей.

- сформулируйте правило умножения алгебраических дробей.

- сформулируйте правило деления алгебраических дробей.

- Приведите свои примеры на каждый случай.

- Основное свойство дроби?

3. Проверка работы, выполненной на доске. Выясняется, что учащиеся не поняли или не усвоили.

III. Сообщение темы, цели урока и мотивация учебной деятельности.

IV. Подготовка учащихся к сознательному усвоению нового материала.

На доске записаны выражения с алгебраическими дробями из учебника (задача 1 и 2)

Учитель предлагает 1 группе решение вести цепочкой, а группы 2 и 3 решают по действиям совместно с доской.

V. Ознакомление с новым материалом.

Учитель рассматривает задачу 3 учебного параграфа.

VI. Первичное осмысление и закрепление.

Решить уравнения:

№ 495 - 497 (нечетные).

Самостоятельная работа №1

(для учащихся 1 группы)

1) , при n = 2,5.

2)  при n =.

3)  при n = 4,5

4)  при n=3,5; x=2,5.

5) при n = 2, х = 1.

В это время 2 и 3 группа вместе с учителем разбирают решения уравнений вида:

№ 498 – 499 (нечетные)

Самостоятельная работа №1

(для учащихся 2 группы)

Упростить и найти числовые значения выражений:

1)  при n=3,5; x=2,5.

2) при n = 2, х = 1.

Самостоятельная работа №1

(для учащихся 3 группы)

Выполнить действия:

Проверка самостоятельной работы №1 (1 группа)

Проверка самостоятельной работы №1 (2 группа)

Проверка самостоятельной работы №1 (3 группа)

По одному учащемуся из каждой группы выходят к доске и работают с алгебраическими дробями..

(1 группа) Решить уравнение относительно х, если:

Ответ:b(a-b).

Остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Ученики по желанию решают уравнения на доске (остальные в тетрадях).

Ученики списывают с доски решение задачи 3.

Учащиеся 1 группы работают самостоятельно.

Учащиеся 2 и 3 групп работают под контролем учителя.

Учащиеся 1 группы продолжают работать самостоятельно.

Учащиеся 2 группы приступают к выполнению самостоятельной работы.

Учащиеся 3 групп продолжают работать под контролем учителя.

Проверка самостоятельных работ проходит с помощью листа самоконтроля. Выясняется, какие ошибки допущены и усвоили ли учащиеся новую тему.

Учащиеся 1 группы наиболее сложные задания записывают на доске.

VII. Подведение итогов урока:

- В каком порядке выполняются действия?

- Когда нельзя складывать или вычитать алгебраические дроби?

- Сформулируйте правила умножения и деления дробей.

- Учитель отмечает хорошую работу одних, недостаточную активность других учащихся, выставляет оценки.

VIII. Постановка задания на дом:

3 группа  № 495-498 (четные)

2 группа  № 495-498 (четные), 492 (4)

1 группа  № 498-500(четные), 514, 494(2)

Образцы карточек для работы в 7 классе по группам.

Разложение многочленов на множители.

Для каждого ряда составляется своя карточка с заданиями по теме. Для получения наивысшей оценки ученики должны правильно решить и объяснить большее количество задач другой команды у доски, предварительно решив свое задание.

Роль учителя наблюдать и корректировать действия учеников. А координируют работу на уроке консультанты – ученики группы высокого уровня усвоения материала.

1)Выполните умножение: 12a(b - a) + 6b ( b – 2a).

2)Вынести общий множитель за скобки: xy – y2 .

3) Сократить дробь:

4) Разложить многочлен на множители: 9a8+6a5.

5)  Вынести общий множитель за скобки: 12a2b -18ab2 – 30ab3.

6)  Вынести общий множитель за скобки: 12c(c – y) – 6y(c - y).  

7) Представить выражение в виде произведения двух множителей: x(y – 3) – y(3 – y).

8) Сократить дробь: .

9) Упростить выражение:

Формулы сокращенного умножения.

(Легко проверяются: в каждом из разложений есть число, модуль которого совпадает с порядковым номером задания)

Данную самостоятельную работу можно проводить , как эстафету между учащимися.

Представить в виде произведения:

1)  

2)  

3)  

4)  

5)  

6)  


Приложение 4

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ОТВЕТА:

  1. Выделить понятия, которым нужно дать определение;
  2. Выделить теоремы или правила, которые нужно сформулировать и доказать;
  3. Выделить определения, теоремы, правила, на которые нужно сослаться при доказательстве;
  4. Составить доказательство теоремы и правила;
  5. Продумать записи на доске во время ответа;
  6. Показать, где и как применяется теорема (правило);
  7. Сделать вывод.

ПРИЕМ УСВОЕНИЯ ТЕОРЕМЫ:

  1. Прочитать теорему (по учебнику, тетради);
  2. Усвоить содержание теоремы;
  3. Выучить формулировку теоремы;
  4. Рассмотреть (если есть) чертеж, усвоить его;
  5. Прочитать доказательство, обосновывая каждый этап, следя по чертежу;
  6. Повторить доказательство;
  7. Сделать свои чертежи;
  8. Доказать с его помощью теорему самостоятельно;
  9. Если нужно, проверить себя, прочитав доказательство еще раз;
  10. Попробовать найти другой способ доказательства.

 КОНТРОЛЬ ЗА УСВОЕНИЕМ ТЕОРЕМЫ:

  1. Проверить, правильно ли усвоена формулировка теоремы;
  2. Доказать теорему самостоятельно;
  3. Проверить, правильно ли использованы при доказательстве определения и предложения;
  4. Проверить правильность выполнения чертежа;
  5. Проверить ход доказательства;
  6. Проверить, удалось ли достичь цели.

ВЫПОЛНЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ:

  1. Прочитать задания, изучить их;
  2. Продумать какие правила и приемы следует применить для их выполнения, пользуясь, если нужно, предыдущей письменной работой, общими и частными приемами решения задач;
  3. Если нужно, выполнить задания полностью или частично на черновике;
  4. Проверить тем или иным способом решения задач;
  5. Записать выполнение задания в тетрадь, соблюдая правила ведения тетради.

ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ:

  1. Ознакомиться с заданием;
  2. Вспомнить, что изучали на уроке, просмотреть записи в тетради;
  3. Прочитать и усвоить материал учебника;
  4. Выполнить письменные задания;
  5. Составить план ответа.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ:

  1. Найти задание по оглавлению;
  2. Обдумать заголовок  (т.е. ответить на вопросы: о чем пойдет речь? Что мне предстоит узнать? Что я уже знаю об этом?);
  3. Прочитать содержание пункта (параграфа);
  4. Выделить все непонятные слова и выражения и выяснить значение (в учебнике, в справочнике, у учителя, родителей или товарищей);
  5. Задать по ходу чтения вопросы и ответить на них;
  6. Выделить (выписать, подчеркнуть) основные понятия;
  7. Выделить все основные теоремы и правила;
  8. Изучить определения понятий;
  9. Изучить теоремы (правила);
  10. Разобрать конкретные примеры в тексте и придумать свои;
  11. Провести самостоятельно доказательство теоремы в тетради;
  12. Составить схемы, рисунки, таблицы, чертежи;
  13. Запомнить материал, используя приемы запоминания (пересказ по плану, чертежу, схеме, повторение трудных мест);
  14. Ответить на конкретные вопросы в тексте;
  15. Придумать и задать себе такие вопросы.


[1] Пубертат – период полового созревания.

[2] Интроверсия – замкнутость, социальная пассивность, склонность к самоанализу, затруднение социальной адаптации.

[3] Экстраверсия – импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, социальная адаптированность.

[4] Экспансивность – несдержанность, горячность в проявлении чувств, в выражении мысли.

[5] Приложение.

[6] Объективность – равенство условий проведения работы и оценки результатов для всех учащихся.

[7] Валидность – пригодность теста для измерения того, что он по замыслу составителя должен измерять.

[8] Надежность – устойчивость результатов постоянства показателей при повторном тестировании.

[9] Приложение .

[10] Часто сталкиваемся с этой проблемой при долгом отсутствии ученика по уважительной причине.

[11] Приложение.

[12] Приложение.

[13] Химия – задачи на смеси, проценты и сплавы.

   Экономика – проценты простые и сложные, нахождение дроби от числа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Самостоятельная работа учащихся в процессе дифференцированного обучения"

На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного...

Квалификационная работа "Методические приемы реализации дифференцированного подхода в обучении учащихся 5 неделимых классов на уроках технологии"

Работа раскрывает особенности дифференциации и индивидуализации обучения учащихся 5 неделимых классов технологии. Предложен вариант творческого проекта. В работе представлена методика обучения учащихс...

Развитие коммуникационной компетенции учащихся через дифференцированный подход в обучении химии

Данная статья отражает мою методическую систему преподавания химии с использованием системно-деятельностного подхода в обучении...

Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории

В статье приведены примеры заданий, позволяющих осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории....

Аналитическая разработка по методической теме: «Использование групповой формы работы при дифференцированном подходе к обучению».

В школе развитие личности происходит в процессе учебной деятельности. К концу обучения в мы должны сформировать у школьника основные компоненты ведущей деятельности: учебно-познавательные мотивы, учеб...

Использование самостоятельной работы учащихся как один из методов активизации познавательной деятельности

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознател...

Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей учащихся через дифференцированный подход к обучению на уроках математики»

Математика объективно является наиболее сложным школьным предметом, требующим более интенсивной мыслительной работы. Поэтому невозможно добиться усвоения математического материала всеми учащимися на о...