Урок биологии 6 класс "Великое переселение" (Семейство Пасленовые).
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Бородина Елена Николаевна

Урок биологии в 6 классе по теме "Семейство Пасленовые". На уроке используется учебное видео, возможно использование презентаций, подготовленных детьми (тема мини проекта "Табачная история") и (или) учителем.Презентация не помещается на сайт из-за большого обьема! Поэтому, разделила ее на 2части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_biol.doc58.5 КБ
Microsoft Office document icon krossvord.doc34 КБ
Office presentation icon chast_1.ppt1.42 МБ
Office presentation icon chast2.ppt1.83 МБ
Microsoft Office document icon dop_material_k_uroku.doc30.5 КБ
Файл prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx72.43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии с элементами интеграции с географией.

Тема: «Великое переселение» (Семейство Пасленовые).

Цель: формирование знаний об основных систематических группах покрытосеменных растений; об основных признаках цветковых растений различных семейств и классов.

Задачи: знакомить уч-ся с отличительными признаками растений семейства пасленовых; показать значение растений этих семейств для человека; формировать умение составлять морфологические описания растений; вовлечь уч-ся в мировое историческое и культурное пространство, путем изучения путей появления культурных растений;

воспитывать самостоятельность.

УМК: мультимедиакомплекс, учебник, тетрадь, модель цветка крестоцветных и пасленовых (картофеля), физическая карта мира, корзина с плодами ( томат, картофель, семена подсолнечника, плоды сладкого и горького перца, пакетик семян петунии…), учебный видеофильм к теме урока (признаки растений семейства пасленовых, разнообразие растений семейства), презентации, подготовленные учениками.

Структура урока:

I. Орг. момент - 1мин. Раздаются карточки разных цветов - красные, зеленые, желтые - каждому уч-ся на парту, напоминаю для чего они, обращаю внимание на то, что таблица в тетради начерчена на предыдущем уроке и сегодня ее продолжим заполнять и т. п.

II. Проверка знаний уч-ся

III. Изучение нового материала

I. Закрепление, итоги урока.

V. Домашнее задание.

Ход урока:

I.-Здравствуйте, ребята!

Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок, сегодня мы узнаем что-то новое и интересное. А для этого мы попробуем совершить путешествие. Предлагаю вам побыть сегодня репортерам. И записывать важную информацию в таблицу.

Отправляясь в дальний путь, что необходимо взять с собой? (- багаж) Правильно. А ваш багаж это знания, которые пригодятся в пути.

II. Проверка знаний:

Индивидуальная – по карточкам-заданиям разного уровня сложности

Фронтальная работа с  уч-ся класса:

- на магнитной  доске расположены карточки таксонов в разном порядке предлагаю ученику исправить ошибку, мною допущенную (перепутан порядок единиц классификации);

Вопросы: назовите основную единицу классификации;- самую крупную единицу классификации;

- рассматривая модель цветка крестоцветных, вспоминаем и записываем формулу цветка;

Отгадываем криптограмму (актуализация знаний):

К

О

Л

У

М

Б

1. Растения, которые выращивает человек для получения пользы. (культурные)

2. Он бывает простой или двойной, как у крестоцветных, состоит из лепестков венчика и чашечки. (околоцветник)

3. Их в цветках крестоцветных четыре. (лепестки)

4. Самый распространенный род культурных растений семейства крестоцветных. (капуста)

5. По количеству семян у крестоцветных такой тип плода. (многосемянной)

6. Одной почкой из подвала

    Мы наелись до отвала:

    Половину ее во щи,

    Чтобы были щи не тощи;

    А другую половинку-

    В пирожковую начинку.

    Стебель – кубышка,

    По вкусу – кочерыжка. (кольраби)

III. Какое слово получилось ребята? – Колумб. Какое отношение имеет этот человек к нашему сегодняшнему уроку и … к этой  полной  корзинке, в которой так много полезных растений? (клубни картофеля, кабачок, помидор, семена подсолнечника, сладкий и горький перец…)

Сйчас мы это узнаем и с вашей помощью тоже.

Напоминаю, что вы сегодня репортеры – люди, которые внимательно слушают, записывают, задают вопросы. А записывать вы будете в таблицу        (основа с предшествующего урока)

Класс

Семейство

Строение цветка

   Плод

Представители семейства

Значение

Что-то очень интересное

 

Итак, какое отношение имеет господин Колумб к сегодняшнему уроку и еще кое-что важное нам поможет понять Кристина (презентация №1» Великое переселение» подготовлена уч-ся самостоятельно, учитель только консультировал)

Спасибо.

Среди растений «перебравшихся» через океан много представителей семейства пасленовых: картофель, томат, перец сладкий, табак. Можем ли мы представить свой рацион без этих растений? Особенно без картошки?..

 Ученые, занимавшиеся историей картофеля в Европе, много спорили о том, кто первый перевез питательные клубни через океан.

Персонаж пирата Френсиса Дрейка (мини инсценировка, ученик):

«Три тысячи чертей! Как это кто? Я, Френсис Дрейк, известный английский мореплаватель и пират, в 1580 году первым доставил картофельв Европу из английских владений в Северной Америке. В немецком городе Оффенбюрге мне поставлен памятник, и надпись на памятнике это подтверждает!»

- Прошу прощения, уважаемый мистер Дрейк, но европейцы познакомились с картофелем гораздо раньше… Присаживайтесь…

Давайте на примере картофеля познакомимся с признаками семейства Пасленовые.   Пасленовые, как и крестоцветные, относятся к классу двудольных растений (Включение мультимедиа, отрывок о признаках семейства – 1мин.30с). После чего обращаемся к модели цветка, выясняем формулу и записываем, (Ч(5) Л(5) Т5 П1)

Плоды ягоды (см. рис174 уч-ка стр. 218) – томат, картофель, паслен, либо коробочка – петуния, белена.

 Давайте сделаем паузу и передохнем: мини-игра «третий лишний». Если растение лишнее, то вы встаете и топаете, а если нет, то хлопаете.

Это растения семейства крестоцветных: редька, капуста, картошка, редис.

Это декоративные растения: роза, вьюн, тюльпан, осот. А сейчас будут только растения, занесенные в красную книгу: Марьин корень, Венерин башмачек, подорожник.

Девочки, выполнявшие задание вначале урока  индив. с гербарием, по карточке определителю зачитывают признаки, определенного раст. из сем-ва пасленовых (картофель).

« Картошка – хлебу присошка».   « Картофель – хлебу подпорка».

А вот индейцы говорили так: « Еда без чуньо, что жизнь без любви». ( чуньо индейцы называли сначала замороженные, а затем высушенные на солнце клубни картофеля).

А что вы знаете о картофеле? (…)

Но ведь в нашей корзине не только картофель. Сл. Перец, а вот томат, а вот семена замечательного декоративного растения – петунии (рис.с уч-ка 174) А вот … , впрочем об этом  нам расскажет Александра ( презентация № 2 «Табачная история» - история появления табака в Старом Свете, его значение)    

IV. Закрепление.

 Четко, кратко по колонкам таблицы повторяем-проверяем:

-сегодня мы познакомились с семейством…

-относящемуся к классу …

-цветки имеют формулу…

-плоды у них … либо …

-среди них много …, … ,  … растений.

А что вы записали в последней колонке? (зачитывают по желанию).

Итак, ребята, почему же наш урок назывался «Великое переселение»? ...

 Оценки

V. Д.з.

Основное: §. №48, вопр. стр.217, зад в рабочей тетради №171.

Дополнительное (по желанию):  

                             -Мини-сочинение  «Если бы Колумб не открыл Америку…»;

                             -Презентация «Полезные растения семейства розоцветных»;

                             -Любимый рецепт блюда из картошки (оригинально    оформить)

 Рефлексия.

Спасибо за урок, ребята. Прошу вас, уходя, оставить на край стола цветную карточку (красная - урок очень понравился, зеленая-, желтая-)

        

Приложение.

Карточки №1 (выс.слож.) – определи растение гербария с помощью карточки-определителя и научи это делать друга (гербарии раст. сем-ва крестоцветных и одно опережающее – семейства пасленовых).  3-4 человека.

Карточка-задание№2 (средний уровень сложности) Превратите выражение данное ниже, в известную пословицу или поговорку:

« Корневище крестоцветного содержит глюкозы не более чем другой представитель этого же семейства». (Ответ: «Хрен редьки не слаще.») 1 уч-ся.

Карточка-задание №3 (слаб.): Найдите растение семейства крестоцветных, которым соответствует их назначение:

2. Пастушья сумка

3. Хрен

А.Культурное растение

Б.Пряное растение

В.Лекарствен-ное растение

1.Кольраби

Карточка-задание№4 (средний ур-нь):

Найдите на рисунках органы двудольных и однодольных растений. Запишите номера, соответствующие однодольным в левый столбик, а двудольным – в правый.

Карточка-задание №5

 Используя как образец диаграмму и формулу цветка колокольчика (вверху), составьте формулы по приведенным на рисунках диаграммам цветков растений.



Предварительный просмотр:

Криптограмма

К

О

Л

У

М

Б

1. Растения, которые выращивает человек для получения пользы. (культурные)

2. Он бывает простой или двойной, как у крестоцветных, состоит из лепестков венчика и чашечки. (околоцветник)

3. Их в цветках крестоцветных четыре. (лепестки)

4. Самый распространенный род культурных растений семейства крестоцветных. (капуста)

5. По количеству семян у крестоцветных такой тип плода. (многосемянной)

6. Одной почкой из подвала

    Мы наелись до отвала:

    Половину ее во щи,

    Чтобы были щи не тощи;

    А другую половинку-

    В пирожковую начинку.

    Стебель – кубышка,

    По вкусу – кочерыжка. (кольраби)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

картофель

Слайд 2

Слово "табак", возможно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом "tobaco" у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения.

Слайд 3

Табак был завезен в Европу из Южной Америки в XVI веке. Несмотря на существовавшие в свое время запреты со стороны как церкви, так и государства, курение табака стало распространенной привычкой среди населения европейских стран.

Слайд 4

Доказано, что одна пачка сигарет лишает человека 400 минут или 6 часов 40 минут жизни. Это означает, что при такой частоте курения сигареты отнимают у курильщика 144.000 минут или 32 дня жизни ежегодно, оставляя ему лишь 11 месяцев.



Предварительный просмотр:

Из истории табака

 До конца 15 века это растение, вероятно, не было известно никому, кроме коренных жителей американского континента. Археологические раскопки показали, что 4000 лет назад, а возможно, и раньше, северо- американские индейцы уже употребляли табак. В древних цивилизациях табачному дыму приписывались магические, целебные свойства.

 Слово "табак", возможно, происходит от названия острова Тобаго. Согласно свидетельствам испанских матросов, прибывших 15 октября 1492 года с экспедицией Колумба к берегам теперешней Центральной Америки, словом "tobaco" у местных жителей назывались большие скрученные листья, предназначенные для ритуального курения. Впоследствии испанцы и португальцы завезли листья и семена табака в Европу, и несмотря на запреты Инквизиции, европейцы тоже начали культивировать табак. Посол Франции при португальском дворе Жан Нико в 1560-м году отправил немного табака королеве Екатерине Медичи, рекомендовав его как средство от мигрени. Вскоре после этого мода на нюхательный табак распространилась по всей Франции. В честь Нико растение впоследствии получило латинское название Nicotiana, а выделенный из него в начале 19 века алкалоид - соответственно, "никотин".

Со второй половины 16 века табак стал быстро набирать популярность как лекарственное растение, почти панацея. Табак нюхали, курили через трубки, жевали, смешивали с различными веществами и употребляли для лечения простуды, головной и зубной боли, кожных и инфекционных заболеваний.

Смертность от курения во всем мире:

• Согласно данным Всемирной Организации Здравоохранения за 1998г. на Земле каждые 10 сек. из-за курения умирает 1 чел.

• 10.000.000 смертей ежегодно случится по всему миру к 2020 году.

• 3.000.000 человек умирало каждый год во всем мире от курения в 90 годы.

• В США курит 20% населения. По данным 1998 г., от курения умерло 432 тыс. человек.

• По представленным данным московского общества "Оптималист", 80% взрослого населения России - курит.

• По официальным данным ОРТ, в России, только из-за курения, ежегодно умирает 300 тыс. человек.

• Московский кардиологический центр утверждает, что в России от курения ежегодно умирает 500 тыс. чел.

• Московское общество "Оптималист" представляет цифру в 800 тыс.

• Если взять в среднем, это 400 - 500 тыс. человеческих жизней в год, никотин уносит в могилу.

• Сверх смертность мужского населения России, специалисты связывают с двумя причинами: алкоголизм и курение.

• Только от болезней вызванных курением, в России ежедневно умирает до 1000 человек.

• По данным газеты Аргументы и Факты от 30.01.2001г. курение по ранжиру риска занимает первое место, с уровнем смертности 41,4% от числа всех погибших.

  1. Около 30% смертей от раковых заболеваний напрямую связаны с курением.

Томат

Среди первых растений, вывезенных европейцами с берегов Южной Америки, было растение с ярко-оранжевыми ягодами, которые перуанцы у себя на родине называли «томатль», откуда и произошло европейское название растения — «томат». Ягоды этого растения европейцы считали ядовитыми и поэтому долгое время томаты выращивались только как декоративные растения, пока, наконец, итальянцы не начали употреблять их в пищу. И тогда за свой отменный вкус эти ягоды получили новое название «помид'ор», что означало «золотое яблоко».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

криптограмма к о л у м б у л ь т у р н ы е 1 2 3 4 5 6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""

Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения  многообразия семейств растений....

Урок биологии по теме "Семейство пасленовые. Картофель" (конспект)

Урок построен с использованием сигнальных загадок, схем....

Лабораторная работа по биологии 7 класс класс Пасленовые

Лабораторная работа разработана к учебнику биологии Сухорукова,Кучменко...

Урок биологии 6 класс по теме Пасленовые

Для изучения материала в помощь моим ученикам прилагается презентация для ознакомления с основынми признаками растений семейства Пасленовые, видеоурок и небольшой тест для проверки усвоения материала...

Информационные технологии на уроках биологии Урок биологии в 5-м классе «Методы исследования в биологии»

Цель урока:  1. Расширить знания учащихся о методах изучения природы, полученные ими ранее  в  начальной школе,            ...

Конспект учебного занятия по предмету "Биология" по теме «Овощные пасленовые: томат», 7 класс.

Сформировать у учащихся представления о овощных пасленовых. Научить различать виды овощных культур. Знать их особенности, значение. Расширение активного словаря учащихся путем введения и использования...