Рабочая программа учебного предмета биология для 8-9 классов (II ступень)
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Петрищева Анна Егоровна

 

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

            Программа предназначена для использования в образовательном процессе в учебно-консультационных пунктах (далее – УКП) при исправительных учреждениях (далее – ИК) государственного управления федеральной службы исполнения наказания (далее – ГУФСИН).

            Цель рабочей программы: обеспечить усвоение учащимися знаний о биологической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших биологических понятиях, законах, теориях и реализация стандарта образования в условиях УКП.

            Цель изучения курса биологии: обеспечить усвоение учащимися знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как социальном существе; о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира и методах научного познания.

            Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях.

            На изучение курса биологии на уровне основного общего образования с 8 по 9 класс отводится  в целом 90 часов. Программа рассчитана на два года. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

отделение учебно-консультационных пунктов

Рабочая программа

учебного предмета биология

для 8-9 классов

(II ступень)

Ангарск, 2012


Одобрено МО естественно-научного цикла


Протокол № 7

от «10 » февраля 2012 г.


Руководитель МО


_______________Н.Н.Шаферова



Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по уровню образования







Рассмотрена и утверждена на заседании научно-методического совета АПК.


Протокол №____

от «____» ______________ 2012г.


Зам. директора по УР

___________________О.М. Прыткова

Авторы:

Петрищева Анна Егоровна учитель первой квалификационной категории,

Ишмуратова Фатыма Рахимяновна, учитель второй квалификационной категории

Рецензенты:

Юнг Т.П., учитель биологии высшей квалификационной категории


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Современное образование призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере познания закономерностей естественнонаучной картины мира, личностного развития. Обучение предмету биология направлено на социализацию обучающихся учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях.

        Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.

        Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы Н.И.Сонина, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

        Программа предназначена для использования в образовательном процессе в учебно-консультационных пунктах (далее – УКП) при исправительных учреждениях (далее – ИК) государственного управления федеральной службы исполнения наказания (далее – ГУФСИН). 

        Цель рабочей программы: обеспечить усвоение учащимися знаний о биологической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших биологических понятиях, законах, теориях и реализация стандарта образования в условиях УКП.

        Цель изучения курса биологии: обеспечить усвоение учащимися знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как социальном существе; о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира и методах научного познания.

        Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся учебно-консультационных пунктов при исправительных учреждениях.

        На изучение курса биологии на уровне основного общего образования с 8 по 9 класс отводится  в целом 90 часов. Программа рассчитана на два года.

В 8-м классе формируются  понятия о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды, определение систематического положения человека в ряду живых существ, его генетическая связь с животными предками. Это позволяет осознать учащимися единство биологических законов, их проявление на разных уровнях организации, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем и убедиться в том, что выбор того или иного сценария поведения возможен лишь в определенных границах, за пределами которых теряется волевой контроль, и процессы идут по биологическим законам, не зависящим от воли людей.  

        В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.  

Рабочая программа предусматривает проведение практических лабораторных работ  с использованием  средств видео - и dvd-материалов.

        Рабочая программа «Биология» носит адаптированный характер. При ее разработке содержание авторской программы основного общего образования по биологии изменено и дополнено с учетом ФГОС.

        Содержание рабочей программы может быть реализовано при использовании традиционной технологии обучения, а также других современных образовательных технологий: личностно-ориентированная, коммуникативная, проблемная, разноуровневого обучения, здоровьесберегающая. А также передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса.

        Правильный подбор методов, соответствующих содержанию и возрасту обучающихся в учебно-консультационных пунктах, обеспечивает хорошее качество знаний. Такой подход к уроку, способствует развитию понятий и умений, осознанности знаний и оказывает воспитывающее влияние.        К основным формам контроля относятся: фронтальный опрос, текущий, комбинированные формы, тестовые контролирующие задания (бумажный вариант или компьютерная проверка) по индивидуальным карточкам, контрольные и практические работы, оценка рефератов или докладов. Учебно-методическое обеспечение включает тестовые и контрольные задания (текущий и итоговый контроль) на определение уровней усвоения учебного содержания и предложен в приложении 4.  Шкала оценки знаний – пятибалльная представлена в приложении 5.

        Рабочая программа предполагает разнообразные формы организации учебного процесса: общеклассной (фронтальной), групповой, индивидуальной на основе классно–урочной системы обучения, но преобладает комбинированный тип урока и лекции с элементами беседы и демонстрации, для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний включены лабораторно-практические занятия и инструкции к их проведению.

        


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс


п/п

Наименование разделов,

тем

максим

учебная

нагрузка, ч.

В том числе обязательные учебные занятия

на занятии

лабор.-практич.

1.

Раздел 1. Человек как биологический вид

2

2

1.1

Место человека в системе органического мира

1

1

1.2

Происхождение человека. Расы человека.

1

1

2.

Раздел 2. Общий обзор организма человека

4

2

2

2.1.

История развития знаний о строении и функциях организма

1

1

2.2.

Клеточное строение организма

Ткани и органы и их системы. Организм

3

1

2

3.

Раздел 3. Координация и регуляция

8

6

2

3.1.

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.

1

1

3.2.

Нервная регуляция. Строение и функции спинного и головного мозга

4

3

1

3.3

Органы чувств. Анализаторы.

3

2

1

4.

Раздел 4. Опора и движение

4

4

4.1

Скелет человека

2

2

4.2

Мышцы, их строение  и функции

2

2

5.

Раздел 5. Внутренняя среда организма.

5

3

2

5.1

Внутренняя среда организма и ее значение. Состав крови

1

1

5.2

Иммунитет. Группы крови. Резус-фактор

1

1

5.3

Органы кровообращения и их функции

3

1

2

6

Раздел 6. Дыхание

3

3

6.1

Строение органов дыхания и их функции

1

1

6.2

Газообмен в легких и тканях. Первая помощь при нарушении дыхания

2

2

7

Раздел 7. Пищеварение. Выделение. Обмен веществ и энергии

7

5

2

7.1

Строение и функции пищеварительной системы

3

2

1

7.2

Обмен веществ и энергии. Роль витаминов

2

1

1

7.3

Выделение. Строение и работа почек. Кожа. Теплообмен

2

2

8

Раздел 8. Размножение и развитие

1

1

8.1

Развитие человека и возрастные процессы

1

1

9

Раздел 9. Высшая нервная деятельность

3

2

1

9.1

Особенности высшей нервной деятельности человека

2

1

1

9.2

Типы нервной деятельности человека. Биологические ритмы. Сон, его значение

1

1

Итого:

36

27

9


Содержание учебной дисциплины

Раздел 1 Человек как биологический вид

Тема 1.1. Место человека в системе органического мира

Должны знать:

- место человека в системе органического мира;

- черты сходства человека с животными; факторы антропогенеза;

- отличительные черты человека от животных; сущность понятий «рудименты» и «атавизмы»;

- биосоциальную природу  человека.

Должны уметь:

- приводить примеры из жизни животных, доказывающие единство в строении и образе жизни животных и человека;

- давать определения «атавизм», «рудимент», приводить примеры.

Владеть компетенциями:

- умение самостоятельно формулировать определения основных понятий курса.

- умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

            Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный

Самостоятельная работа на уроке

        Составление таблицы «Сходства и различия человека и приматов».

Консультации по предмету

            Особенности строения человека (1 час).

Тема 1.2. Происхождение человека. Расы человека

Должны знать:

- этапы и эволюцию человека;

- виды рас и их характеристики и единство человеческих рас;

- основные черты древнего, древнейшего и ископаемого человека, человека современного типа.

Должны уметь:

- объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции;

- объяснять этапы и факторы становления человека

Владеть компетенциями:

- умение самостоятельно формулировать определения основных понятий курса.

- умение работать с учебником, со справочными таблицами;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- проведение наблюдений за состоянием собственного организма 

Содержание учебного материала

                Биологические и социальные факторы антропогенеза. Стадии эволюции человека: древнейшие, древние и первые современные люди. Расы человека, их происхождение и единство. Современный этап эволюции человека.

Самостоятельная работа на уроке

        Заполнение таблицы «Происхождение человека».

Консультации по предмету

        Происхождение человека. Этапы его становления (1 час).

Раздел 2. Общий обзор организма человека

Тема 2.1. История развития знаний о строении и функциях организма

Должны знать:

- краткую историю развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен и до наших дней;

- науки, изучающие  человека, методы исследования.

Должны уметь:

- различать предметы изучения наук о человеке;

- характеризовать основные открытия ученых на различных этапах становления наук о человеке.

Владеть компетенциями:

- умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- проведение наблюдений за состоянием собственного организма 

Содержание учебного материала

               Анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы, физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. Развитие знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен и до наших дней.

Самостоятельная работа на уроке

       Нахождение основных понятий: анатомия, физиология, гигиена.

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани и органы.

Системы органов. Организм

Должны знать:

- строение и функции клеточных организмов, химический состав клеток;

- строение животной клетки.

- сущность понятий: ткань, орган, система органов, организм;

- основные типы и виды тканей, их локализацию в организме человека и строение.

Должны уметь:

- раскрывать особенности строения и функций органоидов клетки человека, тканей всех типов; взаимосвязь органов и систем органов организма человека;

- называть и показывать на рисунках органоиды клетки, типы тканей, органы и системы органов.

Владеть компетенциями:

- умение работать со справочными таблицами;

- умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- проведения наблюдений за состоянием собственного организма 

Содержание учебного материала

                Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

Лабораторно-практическое занятие

       Строение животной клетки. Ткани*.

Самостоятельная работа на уроке

       Заполнение схемы строения животной клетки, таблицы «Ткани»

Консультации по предмету

       Органы и их системы (1 час).

Раздел 3. Координация и регуляция

Тема 3.1. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.

Должны знать:

- сущность гуморальной регуляции; железы, образующие эндокринный аппарат;

- особенности работы желез внутренней секреции;

- характерные особенности гормонов, их роль в обменных процессах;

- нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки и профилактика.

Должны уметь:

- раскрывать особенности строения и функций отдельных частей органоидов клетки человека;

- распознавать основные железы внутренней секреции;

Владеть компетенциями:

- умение работать с учебником,  со справочными таблицами;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- соблюдения мер профилактики заболеваний

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

         Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

Самостоятельная работа на уроке

        Составление плана-конспекта «Железы внутренней секреции и гормоны».

Консультации по предмету

         Профилактика нарушений в деятельности эндокринного аппарата (1 час).

Тема 3.2. Нервная регуляция.

Строение и функции спинного и головного мозга

Должны знать:

- строение и классификацию нервной системы; сущность понятий: рефлекс, рефлекторная дуга;

- место спинного мозга в организме человека, строение, функции.

- строение основных отделов головного мозга, выполняемые ими функции;

- особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры полушарий.

Должны уметь:

- сравнивать строение нервной системы человека и животных;

- называть функции спинного и отделов головного мозга и показывать взаимосвязь между строением и функциями.

Владеть компетенциями:

- умение работать с учебником и со справочными таблицами;

- умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- соблюдения мер профилактики заболеваний.

Содержание учебного материала

           Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Самостоятельная работа на уроке

        Заполнение таблицы «Отделы головного мозга».

Консультации по предмету

        Рефлексы условные и безусловные (1 час).

Тема 3.3 Органы чувств. Анализаторы

Должны знать:

- что такое анализатор, особенности строения анализатора на примере зрительного;

- гигиену зрения и слуха;

- строение и функции анализаторов слуха и равновесия;

Должны уметь:

- показывать связующую роль анализаторов между организмом и внешней средой;

- воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены.

Владеть компетенциями:

- использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование)

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- экологически грамотное поведение в окружающей среде.

Содержание учебного материала

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

Самостоятельная работа на уроке

Составление перечня основных правил гигиены органов зрения и слуха.

Консультации по предмету

Гигиена органов чувств (1 час).

Раздел 4 Опора и движение

Тема 4.1 Скелет человека

Должны знать:

- значение аппарата опоры и движения, строение и функции скелета человека;

- виды костей, их состав, типы соединения костей;

- виды травм скелета, их признаки, последовательность действий при оказании первой помощи. 

Должны уметь:

- показывать на рисунках и таблицах скелета его основные части;

- оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах костей.

Владеть компетенциями:

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности со всеми участниками;

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- соблюдения мер профилактики заболеваний.

Содержание учебного материала

              Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, Связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении кости.  Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Самостоятельная работа на уроке

        Заполнение таблицы «Отделы скелета человека».

Консультации по предмету

        Профилактика заболеваний и травматизма. Приемы оказания первой  помощи (1 час).

Тема 4.2 Мышцы, их строение  и функции

Должны знать:

- особенности строения и свойства мышечной ткани и скелетных мышц;

- основные группы мышц и их предназначение;

- понятия: гиподинамия, утомление, тонус, осанка, остеохондроз, плоскостопие, сколиоз.

Должны уметь:

- определять местонахождение основных мышц;

- различать группы мышц тела человека;

- называть последствия гиподинамии.

Владеть компетенциями:

- умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- соблюдения мер профилактики заболеваний

- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

Самостоятельная работа на уроке

        Нахождение определений понятий: гиподинамия, утомление, тонус, осанка, остеохондроз, плоскостопие, сколиоз.

Консультации по предмету

        Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения (1 час).

Раздел 5. Внутренняя среда организма.

Тема 5.1 Внутренняя среда организма. Состав крови

Должны знать:

  1. состав внутренней среды организма;
  2. особенности и значение  тканевой жидкости, крови, лимфы;
  3. строение и функции форменных элементов крови: эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов;
  4. свертывание крови.

Должны уметь:

- сравнивать между собой эритроциты, тромбоциты и лейкоциты;

- называть функции форменных элементов крови.

Владеть компетенциями:

- умение работать с учебником, со справочными таблицами;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- соблюдение мер профилактики заболеваний.

Содержание учебного материала

        Межклеточное вещество и тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Значение  постоянства внутренней среды организма Свертывание крови.

Лабораторно-практическая работа

        Изучение микроскопического строения крови*

Самостоятельная работа на уроке

        Составление схемы по опорным словам: клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.

Тема 5.2 Иммунитет. Группы крови. Резус-фактор

Должны знать:

- понятия: иммунитет, инфекционные заболевания, лечебные сыворотка и вакцина, прививки, аллергия, донор, реципиент;

- группы крови, их отличительные признаки, значение переливания крови;

- правила личной и общественной гигиены, профилактику инфекций и распространения СПИДа. 

Должны уметь:

- объяснять роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей;

- давать определения: иммунитет, вакцина, сыворотка и сравнивать между собой  типы иммунитета.

Владеть компетенциями:

- самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- соблюдения мер профилактики заболеваний.

Содержание учебного материала

        Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета*.

Самостоятельная работа на уроке

        Составление рассказа об инфекционных и паразитарных заболеваниях.

Консультации по предмету

        Переливание крови. Резус-фактор. Профилактика ВИЧ – инфекции и заболевания СПИДом (2 часа).

Тема 5.3 Органы кровообращения и их функции

Должны знать:

  1. особенности строения органов кровообращения и  значение движения крови в организме;
  2. стадии сердечного цикла, особенности  регуляции работы сердца;
  3. о вредном влиянии никотина и алкоголя на сердечно – сосудистую систему;

Должны уметь:

  1. подсчитывать пульс и измерять кровяное давление;
  2. называть органы кровообращения и их функции;
  3. показывать путь крови по большому и малому кругам кровообращения
  4. распознавать виды кровотечений; оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Владеть компетенциями:

  1. умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний.

Содержание учебного материала

        Транспорт веществ в организме Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

        Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Самостоятельная работа на уроке

        Заполнение таблицы «Органы системы кровообращения». 

Лабораторно-практическая работа

            Подсчет пульса в разных условиях*.

Консультации по предмету

        Первая помощь при кровотечениях (1 час).

Раздел 6 Дыхание

Тема 6.1 Строение органов дыхания и их функции

Должны знать:

  1. особенности строения органов дыхания и их функции;
  2. возможные заболевания и нарушения органов дыхания, причины возникновения и профилактику заболеваний дыхательной системы.

Должны уметь:

  1. находить на схеме, рисунках и называть органы дыхательной системы;
  2. обосновывать вредное воздействие курения.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Содержание учебного материала

                     Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение

Самостоятельная работа на уроке

        Выполнение работы со словарями и справочниками.

Тема 6.2 Газообмен в легких и тканях.

Первая помощь при нарушении дыхания

Должны знать:

  1. механизм газообмена в легких и тканях;
  2. понятие о жизненной емкости легких и сущности дыхательных движений, регуляцию вдоха и выдоха;

Должны уметь:

  1. характеризовать изменение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, гигиенические  требования к его составу;
  1. оказывать первую помощь при нарушении дыхания и сердечной деятельности;

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями, таблицами и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вредных привычек (курение);

Содержание учебного материала

        Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания (массаж сердца, искусственная вентиляция легких).

Самостоятельная работа на уроке

        Работа в тетради – конспектирование.

Консультации по предмету

        Первая помощь при нарушении дыхания. Вредные привычки (1 час).

Раздел 7 Пищеварение Выделение. Обмен веществ и энергии

Тема 7.1 Строение и функции пищеварительной системы

Должны знать:

  1. функции пищеварительной системы и роль питательных веществ;
  2. процесс пищеварения в ротовой полости, желудке и кишечнике;
  3. роль поджелудочной железы, печени, желез в пищеварении;
  1.  режим питания и  меры по предупреждению заболеваний.

Должны уметь:

  1. характеризовать процесс переваривания в ротовой полости и всасывания питательных веществ в желудке и кишечнике;
  2. оказывать первую помощь при желудочно-кишечных заболеваниях;

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  2. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебного материала

        Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Пищеварение. Строение и функции органов  пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

Лабораторно-практическое занятие

  1.      Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
  2. Определение норм рационального питания*.

Самостоятельная работа на уроке

        Выполнение конспектирования учебного материала.

Консультации по предмету

        Гигиена питания и предупреждения желудочно-кишечных заболеваний (1 час).

Тема 7.2 Обмен веществ и энергии. Роль витаминов.

Должны знать:

  1. сущность процесса обмена веществ и его виды: энергетический и пластический обмен;
  2. значение витаминов, их содержание в продуктах питания;
  3. условия сохранения и правила приема витаминных препаратов.

Должны уметь: 

  1. характеризовать роль  витаминов в обмене веществ и называть основные витамины;
  2. описывать болезни, вызываемые недостатком или избытком витаминов, нарушением обмена веществ.

Владеть компетенциями:

  1. владение монологической и диалогической речью (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение)

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебного материала

        Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Конечные продукты обмена веществ. Витамины.

Лабораторно-практическое занятие

Качественные реакции на углеводы 

Самостоятельная работа на уроке

        Заполнение таблицы «Витамины».

Тема 7.3 Выделение. Строение  и работа почек. Кожа.

Должны знать:

  1. строение органов мочевыделительной системы, нефрона;
  2. строение и функции кожи, роль кожи в теплорегуляции;
  3. причины нарушения терморегуляции и правила оказания первой помощи;
  4. роль питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом.

Должны уметь:

  1. объяснять механизмы образования первичной и вторичной мочи;
  2. объяснять взаимосвязь строения и выполняемых функций кожи, механизм терморегуляции; 
  3. оказывать первую помощь при нарушении терморегуляции, ожогах, обморожениях.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. соблюдения мер профилактики вредных привычек (алкоголизм) и оказания первой помощи.

Содержание учебного материала

        Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение. Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

Самостоятельная работа на уроке

        Составление конспекта, заполнение таблицы «Органы выделения».

Консультации по предмету

        Заболевание почек и кожи, их предупреждение. Закаливание организма (1 час).

        Раздел 8 Размножение и развитие

Тема 8.1 Развитие человека и возрастные процессы.

Должны знать:

  1. строение и функции  половой системы и роль половых желез в жизнедеятельности организма;
  2. сущность процесса оплодотворения и его значение, развитие зародыша;
  3. особенности роста и развития ребенка первого года жизни;
  4. периоды формирования организма, их особенности 

Должны уметь:

  1. характеризовать: стадии развития зародыша;
  2. использовать эмбриологические данные для доказательства эволюции человека, каждый период жизни человека.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. соблюдения мер профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

Содержание учебного материала

        Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.. Рост и развитие ребенка.

Личная и общественная гигиена. Здоровый образ жизни. Профилактика ВИЧ – инфекции и заболевания СПИДом. Вредные привычки и их отрицательное  влияние на организм.

Самостоятельная работа на уроке

        Составление конспекта «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека»

Консультации по предмету

        Половая система человека (1 час).

Раздел 9 Высшая нервная деятельность

Тема 9.1 Особенности высшей нервной деятельности человека.

Должны знать:

  1. особенности высшей нервной деятельности человека, ее значение в восприятии окружающей среды;
  2. значение речи, сознания и мышления; сущность памяти, ее виды; способность к трудовой деятельности в становлении человека.

Должны уметь:

  1. объяснять суть условных и безусловных рефлексов,
  2. характеризовать высшую нервную деятельность человека в отличие от животных.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Содержание учебного материала

        Рефлекс — основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание.

        Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление.

Тема 9.2 Типы нервной деятельности человека.

Сон, его значение

Должны знать:

  1. расстройства, возникающие у человека лишенного сна; фазы сна и их характеристики;
  2. типы нервной деятельности; темперамент; характерные признаки типов нервной системы. Должны уметь:
  3. объяснять суть понятий: темперамент, характер, личность, причины расстройств сна и их последствия.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

        Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Сон и бодрствование. Значение сна.

Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Психическое и физическое здоровье человека

Консультации по предмету

        Типы нервной деятельности человека. Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна Познавательные процессы. Гипноз (3 часа).


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс


п/п

Наименование разделов,

тем

максим.

учебная

нагрузка, ч.

В том числе обязательные учебные занятия

на занятии

лабор.-практич.

1.

Раздел 1. Введение. Биология наука о жизни

1

1

1.1

Роль биологии, ее место в системе наук

1

1

2.

Раздел 2. Эволюция живого мира на Земле

14

12

2

2.1

Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов и их многообразие

1

1

2.2

Предпосылки возникновения теории эволюции. Эволюционное учение Ч. Дарвина

4

4

2.3

Микроэволюция. Понятие о виде. Макроэволюция

5

3

2

2.4

Возникновение и развитие жизни на Земле (эры)

4

4

3.

Раздел 3. Структурная организация живых организмов

11

10

1

3.1

Клеточная теория строения организмов.

Строение и жизнедеятельность клетки

9

8

1

3.2

Деление клеток. Митоз

2

2

4.

Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

5

4.1.

Бесполое и половое размножение организмов

2

2

4.2.

Онтогенез Общие  закономерности развития

3

3

5

Раздел 5. Наследственность и изменчивость организмов

17

14

3

5.1

Наука генетика. Основные понятия генетики

1

1

5.2.

Законы Г.Менделя

6

5

1

5.3.

Генетика пола. Формы изменчивости

6

4

2

5.4.

Селекция живых организмов

4

4

6.

Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

6

4

2

6.1

Биосфера. Биогеоценозы и биоценозы

3

2

1

6.2

Экологические факторы

2

1

1

6.3

Природные ресурсы. Охрана природы

1

1

Итого:

54

47

7


Содержание учебной дисциплины

Раздел 1 Введение. Биология наука о жизни

Тема 1.1. Роль биологии, ее место в системе наук

Должны знать:

  1. роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;
  2. методы изучения живых объектов и правила поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Должны уметь:

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;
  2. объяснить особенности направлений и закономерности биологии;
  3. различать признаки живого и уровни организации жизни на Земле.

Владеть компетенциями:

  1. умение самостоятельно формулировать определения основных понятий курса.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного материала

        Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Самостоятельная работа на уроке

           Выполнение словарной работы с текстом учебника и в тетради.

Раздел 2. Эволюция живого мира на Земле

Тема 2.1. Многообразие живого мира.

Основные свойства живых организмов и их многообразие

Должны знать:

  1. разнообразие живых организм и общие основы жизни;
  2. признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, движение.

Должны уметь:

  1. применять знания о видах, популяциях, природных сообществах, экосистемах для обоснования примеров.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного материала

        Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и регуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия.

        Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.

Самостоятельная работа на уроке        

           Выполнение словарной работы с текстом учебника и в тетради.

Тема 2.2 Предпосылки возникновения теории эволюции.

Эволюционное учение Ч. Дарвина

Должны знать:

  1. движущие силы и результаты эволюции;
  2. об особенностях развития биологии в античность и средневековье, становлении теории Ж. Ламарка
  3. особенности формирования теории Дарвина и основные положения теории Ч. Дарвина.

Должны уметь:

  1. называть причины и результаты эволюции;
  2. приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Владеть компетенциями:

  1. умение самостоятельно формулировать определения основных понятий курса.
  2. умение самостоятельно работать с источниками знаний и извлекать из них нужную информацию.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного материала

        Учение об эволюции органического мира. Развитие биологии в додарвиновский период. Работы Аристотеля, К.Линнея. Ж.Б.Ламарка. Ч.Дарвин—основоположник учения об эволюции. Учение Ч.Дарвина об искусственном и естественном отборе. Движущие силы и результаты эволюции. Естественный отбор—движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Самостоятельная работа на уроке

                   Самостоятельная работа с текстом учебника и в тетради. Составление опорного конспекта.

Консультации по предмету

          Становление систематики. Путешествия Ч.Дарвина на корабле «Бигль» (2 часа).

Тема 2.3. Микроэволюция. Понятие о виде. Макроэволюция

Должны знать:

  1. что приспособленность – результат эволюции;
  2. понятия: изоляция, видообразование, макроэволюция, прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптации, дегенерация.

Должны уметь:

  1. называть причины и результаты эволюции;
  2. приводить примеры усложнения растений и животных в процессе эволюции; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного материала

        Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора. Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика. Эволюционная роль мутаций. Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Главные направления эволюции.

Лабораторно-практическое занятие

1. Изучение приспособленности организмов к среде обитания*.

2. Изучение изменчивости и результатов искусственного отбора*.

Самостоятельная работа на уроке

                  Составление отчета по лабораторной работе, заполнение таблицы «Приспособленность организмов»

Консультации по предмету

          Формы естественного отбора Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Решение биологических задач по теме: «Приспособленность организмов» (3 часа)

Тема 2.4. Возникновение и развитие жизни на Земле (эры)

Должны знать:

  1. о современных представлениях возникновения жизни на земле;
  2. о возникновении жизни в архейскую и протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую, кайнозойскую эры;
  3. этапы становления человека и условия его среды обитания.

Должны уметь:

  1. объяснить гипотезы происхождения жизни на земле;
  2. рисовать эволюционное древо человека.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

        Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. История развития органического мира.

Самостоятельная работа на уроке

           Составление доклада о истории развития органического мира.

Консультации по предмету

               Эволюционная роль мутаций. Популяция – элементарная эволюционная единица. Биологический прогресс и биологический регресс (А. Н. Северцов).  Начальные этапы развития жизни (4 часа)

Раздел 3. Структурная организация живых организмов

Тема 3.1. Клеточная теория строения организмов.

Строение и жизнедеятельность клетки

Должны знать:

  1. клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы;
  2. о химических элементах клетки, обмене веществ и энергии, об органических веществах, входящих в состав клетки;
  3. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, регуляция жизнедеятельности организма.

Должны уметь:

  1. сравнивать строение клеток бактерий, грибов, растений, животных, природные и искусственные сообщества, экосистемы;
  2. делать выводы о клеточном строении организмов всех царств живой природы.

Владеть компетенциями: 

  1. умение работать со справочными таблицами;
  2. умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. проведения наблюдений за состоянием собственного организма и окружающей среды

Содержание учебного материала

        Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке. Прокариоты и эукариоты.

        Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере. Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК— источник генетической информации. Генетический код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

        Прокариоты и эукариоты. Особенности строения клеток бактерий. Основные положения клеточной теории.

Лабораторно-практическое занятие        

Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом*. 

Самостоятельная работа на уроке:

           Заполнение таблицы «Строение клетки».

Консультации по предмету

                   Вода, особенности строения и свойства. Клеточная теория строения организмов (2 часа).

Тема 3.2. Деление клеток. Митоз

Должны знать:

  1. деление клетки – основа размножения, роста и развития организмов;
  2. о жизненном цикле клетки, черты митоза, о строении и функциях генов и хромосом;
  3. нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.

Должны уметь:

  1. определять и объяснять все фазы деления клетки.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со справочными таблицами;
  2. умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. проведения наблюдений за состоянием собственного организма 

Содержание учебного материала

         Деление клеток эукариот, митоз и его фазы.

Самостоятельная работа на уроке

       Составление схемы деления клетки и заполнение таблицы «Митоз».

Раздел 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов

Тема 4.1. Бесполое и половое размножение организмов

Должны знать:

  1. формы размножения организмов, бесполое и половое, их особенности.

Должны уметь:

  1. объяснить этапы бесполого размножения;
  2. изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов;
  3. объяснить значение полового размножения;

Владеть компетенциями:

  1. умение работать с учебником,  со справочными таблицами.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. проведения наблюдений за состоянием собственного организма и окружающей средой.

Содержание учебного материала

        Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его биологическое значение.

        Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Биологическое значение оплодотворения и полового размножения.

Самостоятельная работа на уроке

        Составление плана, схемы-конспекта о митозе и мейозе.

Тема 4.2. Онтогенез Общие  закономерности развития

Должны знать:

  1. биогенетический закон, понятия: филогенез, эмбриогенез, онтогенез;
  2. стадии эмбрионального развития организма и онтогенеза;

Должны уметь:

  1. объяснять родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; охарактеризовать стадии эмбрионального развития;
  2. объяснить особенности этапов постэмбрионального периода.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать с учебником и со справочными таблицами;
  2. умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний;

Содержание учебного материала

        Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Биогенетический закон.

Самостоятельная работа на уроке

        Выполнение словарной работы с текстом учебника в тетради.

Консультации по предмету

        Онтогенез. Биогенетический закон (1 час).

Раздел 5 Наследственность и изменчивость организмов

Тема 5.1 Наука генетика. Основные понятия генетики

Должны знать:

  1. сущность биологических процессов: размножение, наследственность и изменчивость.
  2. генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости, методы генетики;
  3. наследственная и ненаследственная изменчивость;

Должны уметь:

  1. давать определения основным генетическим понятиям;
  2.   различать признаки живых организмов и закономерности их наследования.

Владеть компетенциями:

  1. умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.

Содержание учебного материала

        Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности наследования признаков живых организмов. Работы Г.Менделя. Методы исследования наследственности.

Самостоятельная работа на уроке

        Выполнение словарной работы в тетради.

Тема 5.2 Законы Г.Менделя

Должны знать:

  1. законы Менделя (закон доминирования, закон расщепления, полное и неполное доминирование, закон чистоты гамет);
  2. понятия: доминантные и рецессивные, алльные гены, гомозиготы и гетерозиготы, генотип, фенотип;
  3. гибридологический метод, моногибридное и дигибридное скрещивание.

Должны уметь:

  1. объяснять значение гибридологического метода;
  2. решать генетические задачи, составлять схемы решения.

Владеть компетенциями:

  1. умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний и правил поведения в окружающей среде.

Содержание учебного материала

        Работы Г.Менделя. Методы исследования наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов. Фенотип и генотип.

Лабораторно-практическое занятие

Решение генетических задач и составление родословных.

Самостоятельная работа на уроке

        Составление опорного конспекта, решение генетических задач.

Консультации по предмету

        Решение задач по теме: «Законы Менделя» (1 час).

Тема 5.3. Генетика пола. Формы изменчивости

Должны знать:

  1. о генетике пола;
  2. чем определяется сцепленное наследование генов и причины наследственности;
  3. о взаимодействии генов, о наследственной изменчивости, о фенотипической изменчивости;

Должны уметь:

  1. объяснять причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний;
  2. объяснить роль мутаций;
  3. построить вариационную кривую;
  4. объяснить механизм определения пола и решать задачи на определение пола.

Владеть компетенциями:

  1. умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

        Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков, сцепленных с полом. Взаимодействие генов.

        Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

        Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.

Лабораторно-практическое занятие

Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой.

Самостоятельная работа на уроке

           Составление конспекта-схемы с применением опорных понятий.

Консультации по предмету

Решение задач по теме: «Наследственность и изменчивость» (1 час).

Тема 5.4. Селекция живых организмов

Должны знать:

  1. учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных  растений;
  2. задачи и методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
  3. основные направления биотехнологии в микробиологии, генной инженерии.

Должны уметь:

  1. применять знания о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов;
  2. приводить примеры наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных

Владеть компетенциями:

  1. умение выбирать и использовать выразительные средства языка и знаковых систем (текст, таблица, схема) в соответствии с коммуникативной задачей общения;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

        Задачи и методы селекции. Сорта растений, породы животных, штаммы бактерий. Центры происхождения культурных растений. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения мировой и отечественной селекции

Самостоятельная работа на уроке

        Составление конспекта о происхождении культурных растений.

Консультации по предмету

        Жизнь и деятельность Н.И. Вавилова (1 час).

Раздел 6. Взаимоотношения организма и среды.

Основы экологии

Тема 6.1 Биосфера. Биогеоценозы и биоценозы

Должны знать:

  1. структуру биосферы и ее компоненты: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу, биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский);
  2. понятия: биомасса, биологическая продуктивность, живое вещество, биологический круговорот веществ в природе, экология;
  3. экосистемы: биогеоценоз, биоценоз, агроценоз. Продуценты, консументы, редуценты, саморегуляция, смена биоценозов и восстановление биоценозов;
  4. среда – источник веществ, энергии и информации;
  5. экология – наука о окружающей среде.

Должны уметь:

  1. выделять структуру биосферы, и её функции, показать взаимосвязь между оболочками Земли и живыми организмами;
  2. выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах;
  3. выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах.

Владеть компетенциями:

  1. самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать из него нужную информацию;

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. экологически грамотного поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

        Биосфера - глобальная экосистема. В.И.Вернадский - основоположник учения о биосфере. Структура и функции биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Автотрофы, гетеротрофы.  Пищевые связи в экосистеме.

Лабораторно-практическое занятие

Составление схем пищевых цепей в биоценозах.

Самостоятельная работа на уроке

        Заполнение таблицы «Пищевые связи».

Консультации по предмету

           История формирования живых сообществ (1час).

Тема 6.2 Экологические факторы

Должны знать:

  1. понятия: экологические факторы, абиотические, биотические и антропогенные факторы, о разнообразии экологических факторов и их влияние на организмы;
  2. экосистемную организацию живой природы: экосистемы, производители, потребители и разрушители органических веществ, пищевые связи.

Должны уметь:

  1. характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания;
  2. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  3. определять влияние абиотических факторов на организмы растений и животных.

Владеть компетенциями:

  1. определение структуры и характеристика объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. экологически грамотное поведение в окружающей среде.

Содержание учебного материала

        Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Абиотические и биотические факторы среды. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Типы взаимодействия между организмами (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).

Лабораторно-практическое занятие

Составление схем экологических систем, круговорота веществ.

Самостоятельная работа на уроке

        Составление конспекта - схемы о экологических факторах.

Консультации по предмету

Интенсивность действия факторов среды (1 час).

Тема 6.3 Природные ресурсы. Охрана природы.

Должны знать:

  1. последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  2. разнообразие природных ресурсов;
  3. понятия: охрана природы и рациональное природопользование, заповедники, заказники, парки, Красная книга, бионика.

Должны уметь:

  1. объяснять необходимость защиты окружающей среды;
  2. применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной их организации, а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Владеть компетенциями:

  1. умение работать со словарями и справочниками в поиске значений терминов.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  1. соблюдения правил поведения в окружающей среде;

Содержание учебного материала

        Роль человека в биосфере. Природные ресурсы и их использование. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы. Охрана природы и основы рационального природопользования

Консультации по предмету

          Последствия хозяйственной деятельности человека (1 час).

Список использованной литературы:

  1. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина /сост. М.М.Гуменюк. [Текст] / М.М.Гуменюк – Волгоград: Учитель, 2009. 331 с.
  2. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Человек» /сост. Т.В.Козачек. [Текст] / Т.В.Козачек – Волгоград: Учитель, 2007. 328 с.
  3. Примерные программы основного общего образования, биология. [Текст] /Министерство образования и науки РФ – М.:  Просвещение, 2010, стандарты второго поколения. 80 с. ISBN 978-5-09-020553-5.
  4. Примерные программы основного общего образования, биология [Электронный ресурс]/ – М.:  Просвещение, 2010, стандарты второго поколения 191 с. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
  5. Программа курса биологии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений И.Н.Сонин, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров. [Текст] / И.Н.Сонин, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров.  – М.: Дрофа, 2007. 179 с.


Приложение 1.

Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  1. признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организма человека.
  2. сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  3. особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  1. объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  2. изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  3. распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  4. сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  5. определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  6. анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  7. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  2. оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  3. рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  4. проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Формирование  общеучебных умений и навыков учащихся

Учебно - организационные:

  1. уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
  2. владеть техникой консультирования;
  3. уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнении заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.);
  4. анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.

Учебно - интеллектуальные:

  1. уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
  2. уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
  3. взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
  4. уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
  5. уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.

Учебно - информационные:

  1. уметь применять справочный аппарат книги
  2. самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
  3. уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.

Учебно - коммуникативные:

  1. связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
  2. излагать материал из различных источников;
  3. владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.


Приложение 2

Литература

Документы:

  1. Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 18.07.2011) "Об образовании" [информационный ресурс ] http://gdou18spb.narod.ru/simple1-1.html.
  2. Письмо   Минобразования   России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» [информационный ресурс ] http://mon.gov.ru/work/obr/dok/.
  3. Письмо Минобразования и науки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» [информационный ресурс] http://www.zonazakona.ru/law/ukaz/8944/.
  4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования” [информационный ресурс ] http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071359/
  5. Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» [информационный ресурс] http://www.mnogozakonov.ru/catalog/date/2004/3/9/25906/
  6. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования» [информационный ресурс ] http://www.lawmix.ru/pprf/26150.
  7. Примерные программы основного общего образования, биология » [информационный ресурс ] – М.:  Просвещение, 2010, стандарты второго поколения http://mon.gov.ru/work/obr/dok/.
  8. Программа курса биологии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений И.Н.Сонин, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров [Текст]  / И.Н.Сонин, С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров – М.: Дрофа, 2007ю.- 136 с.
  9. Примерные программы основного общего образования, биология – М.:  Просвещение, 2010, стандарты второго поколения http://mon.gov.ru/work/obr/dok/.
  10. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Биология [Текст]  / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2005– 160 с.

Библиотечный фонд

Основная учебная литература для учащихся:

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. Учебник. [Текст] / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2009. 288 с.
  2. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек». 8 класс. Учебник. [Текст]  /Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.– М.: Дрофа, 2009. 246 с.
  3. Сонин Н.И.. «Биология. Человек». 8 класс. Рабочая тетрадь. [Текст] /Н.И. Сонин.   – М.: Дрофа, 2009. 63 с.
  4. Цибулевский С.В., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. Рабочая тетрадь. [Текст] /С.В. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.  – М.: Дрофа, 2009. 127 с.

Дополнительная учебная литература для учащихся:

  1. Брэм А.Э. Жизнь животных в 3 т. . [Текст] /А.Э. Брэм - М.: ТЕРРА, 1994 459 с.
  2. Цузмер А. М. Биология. Человек и его здоровье: Учебник для 9 класса средней школы. . [Текст] /А. М. Цузмер, О. Л. Петришина - М.: Просвещение, 1990. - 239 с.
  3. Эттенборо Д. Жизнь на Земле. . [Текст] /Д. Эттенборо - М.: Мир, 1984. 174 c.
  4. Энциклопедический словарь юного биолога . [Текст]/сост. М.Е. Аспиз – М., Просвещение 1986. 352 с.

Основная учебная литература для учителя: 

  1. Биология. 9 класс: поурочные планы по учебнику С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина . [Текст] /сост. М.М.Гуменюк. – Волгоград: Учитель, 2009. 331 с.
  2. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Человек» . [Текст] /сост. Т.В.Козачек – Волгоград: Учитель, 2007. 328 с.
  3. Ловкова Т.А., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. Методическое пособие. . [Текст] / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2009. 187 с.
  4. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Сонин Н.И.. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. Учебник. . [Текст] / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2009. 288 с.
  5. Семенцова В.И., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. Рабочая тетрадь для учителя. . [Текст] / В.И. Семенцова, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2009. 157 с.
  6. Сонин Н.И., Сапин М.Р. «Биология. Человек». 8 класс. Учебник. [Текст]  /Н.И. Сонин, М.Р. Сапин.– М.: Дрофа, 2009. 246 с.
  7. Сонин Н.И., Дагаев А.М.. «Биология. Человек». 8 класс. Дидактические карточки-задания. . [Текст] /Н.И. Сонин, А.М. Дагаев. – М.: Дрофа, 2009. 123 с.
  8. Сонин Н.И., Резникова В.З., Ренева А.Б.. «Биология. Человек». 8 класс. Рабочая тетрадь для учителя. . [Текст]/Н.И. Сонин, В.З. Резникова, А.Б. Ренева. – М.: Дрофа, 2009. 158 с.
  9. Сонин Н.И., Козлова Т.А.. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. Дидактические карточки-задания. . [Текст] /Н.И. Сонин, Т.А. Козлова. – М.: Дрофа, 2009. 122 с.
  10. Цибулевский С.В., Захаров В.Б., Сонин Н.И. «Биология. Общие закономерности». 9 класс. Рабочая тетрадь . [Текст] /С.В. Цибулевский, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.  – М.: Дрофа, 2009. 127 с.

  1. Дополнительная литература для учителя:
  1. Батуев А.С., Кузьмина И.Д. Биология. Человек, учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений.  [Текст]/ А.С.Батуев, И.Д. Кузьмина – М.: Дрофа, 2002. – 240 с.
  2. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс. [Текст]  /А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. – М.: Вентана-Граф, 2006. 265 с.
  3. Иванова Т.В. Тесты. Билогия. 6-1 1 кл. [Текст]/Т.В.Иванова. - М.: Апрель, 2001. - 336 с.
  4. Муртазин Г.Н. Активные формы и методы обучения биологии. [Текст] / Г.Н.Муртазин. - М.: Просвещение, 1989. -192 с.
  5. Сонин П.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. [Текст] / П.И.Сонин, М.Р.Сапин. - М.: Дрофа, 2000. - 216 с.
  6. Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии 6-9 кл. [Текст] /Т.С.Сухова. - М.: Дрофа, 2001 -160 с.


 Приложение 3.

Система оценивания знаний обучающихся.

        Результаты обучения биологии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

  1. глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
  2. осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
  3. полнота (соответствие объему программы и информации учебника).

        При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа. Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности        

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

  1. ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
  2. материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
  3. ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

  1. ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
  2. материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

  1. ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

  1. при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

  1. отсутствие ответа.

Оценка письменных контрольных работ

Отметка «5»:

  1. ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

  1. ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

  1. работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

  1. работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

  1. работа не выполнена.

        При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за полугодие, год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета химия для 8-9 классов (II ступень)

Рабочая программа по химии составлена на основе:- федерального компонента государственного стандарта основного общего образования 2012 года;- авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10-11 классов базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории

Рабочая программа учебного предмета «Биология»  для 10-11 классов  базовый уровень, Сырова Н. М. - учитель биологии высшей категории...

Рабочая программа учебного предмета "Биология. Неживая природа" 6 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Рабочая программа по учебному предмету «Биология. Неживая природа» составлена на основании«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида.5-9 классы» Допущенной Министерством ...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 5-9 классов (ФГОС) (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета   «Биология»  для 5-9 классов (ФГОС) (базовый уровень)...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для 10 -11 классов (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета  «Биология» для 10 -11 классов (базовый уровень)...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 7 класса на 2022/ 2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся7  классана 2022/ 2023 учебный год...

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся 8 классов на 2022/ 2023 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Биология» для обучающихся8  классовна 2022/ 2023 учебный год...