игра по биологии
занимательные факты по биологии (7 класс) по теме

Мустафина Зульфия Ягфаровна

"Биологический лабиринт"Игра

 

Цель: Повышение познавательного интереса к биологической науке, расширение кругозора и развитие логического мышления.

Формы проведения игры: Биологический лабиринт.

Реквизиты: Игровой стол, игровое поле – лабиринт, фишки.

Практическая значимость: Данная игра может быть использована на уроке, а так же на занятиях кружка.

Ведущий: сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Биологический лабиринт». Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете биологию.

Правило игры: Каждая команда должна пройти лабиринт, выполнить все задания и дойти до финиша.

«Лабиринт»

На игровом поле вверху – красный кружок, сюда надо дойти. Снизу поля расположен заштрихованный круг – это «стартовая площадка». По какому пути двигаться – зависит только от команды. Знаки на пути (кружки, треугольники, квадраты) – вопросы, на которые предстоит ответить. Каждый правильный ответ дает возможность продвижения вперед.

Кружки – самые надежные шаги, здесь каждый вопрос сопровождается тремя вариантами ответов, из которых надо выбрать правильный. Если команда выбирает путь из одних кружков, то дополнительно задается три вопроса из серии «квадратов».
Треугольники – вопросы средней сложности.
Квадраты – трудные вопросы.
Черные кружки – вопросы из серии «сказки Андерсена».
Перечеркнутых кружков всего шесть. Это самый короткий путь, а значит, и вопросы самые трудные. Здесь «спрятаны» вопросы о мифах и легендах. Попав на перечеркнутый кружок, можно выбрать путь только из них, для этого нужно перепрыгивать через остальные знаки, но обязательно пройти все шесть. Если команда отвечает неправильно, то возвращается в круг, как указано соединительными линиями.

Вопросы, соответствующие кружкам.

1.   Его зовут «кормильцем Востока». Что это за растение? (Пшено, рис (правильный ответ), пшеница.)

2.   Из плодов, какого растения получают пшенную крупу? (Овес, пшеница, просо.)

3.   Про какую кашу существует следующая пословица: «Не страшен мороз, что на дворе трещит, коли … каша в печи стоит.» (Перловая, гречневая, овсяная.)

4.   Как называется ткань, которой были забинтованы мумии фараонов, жрецов и знатных людей, найденных в гробницах? (Льняное полотно, шерстяная ткань, шелк.)

5.   По–английски его называют «сосновое яблоко». Его плоды похожи на большие шишки. Но на самом деле это многолетняя трава, не выше 60см, его родина Бразилия. О чем идет речь? (Киви, банан, ананас.)

6.   От латинского названия, какого животного произошло слово «вакцина»? (Лошадь, корова, обезьяна.)

7.   Как называется большой дружный «коллектив» бактерий? (Колония, монополия, орда.)

8.   Какая категория животных имеет второе название – амфибии? (Рыбы, пресмыкающиеся, земноводные.)

9.   Какого отряда земноводных не существует? (Безголовые, бесхвостые, безногие.)

10. Инсектициды – это химические средства для борьбы с (сорняками, насекомыми, грызунами.)

11. С клетками, какой ткани связана способность растений к заживлению ран? (Образовательной, механической, проводящей.)

12. Роющие укороченные конечности с мощными когтями имеет (землеройка, крот, выхухоль.)

13. Насекомоядных животных легко узнать по (характеру их пищи, ротовому аппарату, наличию игл вместо шерсти.)

14. Важным признаком строения скелета хищных является (отсутствие лопаток, отсутствие ключиц, незамкнутая грудная клетка).

15. Синонимов слова «кулан» является (Лошадь Пржевальского, мустанг, азиатский осёл).

16. У жвачных животных пища в первую очередь попадает в (сычуг, рубец, книжку).

17. Возможная причина сохранения зеленых кузнечиков на зеленом лугу (птицы не едят зеленых кузнечиков, птицы их не видят, зеленые кузнечики размножаются активнее кузнечиков другой окраски).

18. Какая категория животных имеет второе название - амфибии? (Рыбы, пресмыкающиеся, земноводные.)

19. Условие, которое в большой степени обеспечило выход позвоночных на сушу (кожное дыхание, двухкамерное сердце, трехкамерное сердце)

20. Дыхальца насекомых расположены (на голове, на груди, на голове, груди и брюшке)

21. Общественное поведение характерно для (пчёл, жуков – навозников, комаров).

Вопросы, соответствующие треугольникам

1.   Назовите первое прядильное растение. (Лен.)

2.   Идешь таким лесом, ступаешь по пружинистому мощному ковру мхов, а вокруг, как в сказочном царстве: ветви гигантских деревьев, увешанные лохматыми гирляндами серых лишайников. Какие деревья образуют описанный лес? (Ели).

3.   Какая самая крупная птица в Европе и самая прекрасная, по мнению Андерсена? (Лебедь).

4.   Какой цветок служит домом для мелких насекомых в ненастную погоду и в ночное время? (Колокольчик, потому что он не закрывает свои цветки на ночь.)

5.   Птица с абсолютно черным оперением и, по мнению Андерсена, самая мудрая? (Ворон).

6.   Когда температура тела воробья ниже – зимой или летом? (Одинаковая).

7.   Назовите пять певчих птиц? (Соловей, жаворонок, дрозд, синица, зяблик).

8.   Петух снес яйцо, кому оно достанется? (Петух не несет яиц).

9.   Почему гиацинт называют «цветком дождей»? (Родина гиацинта – Малая Азия, на Родине он начинает распускаться как раз с наступлением теплых весенних дождей.)

10. Одна из самых маленьких птичек в нашей стране. (Ибис.)

11. Середина марта в средней полосе России… Пожалуй, никто, кроме этих птиц, не рискует прилетать «их теплых стран» так рано. (Бакланы.)

12. Какие птицы к нам прилетают позже всех и раньше всех улетают. (Ласточки.)

13. Какие зерноядные птицы выкармливают своих птенцов насекомыми? (Воробьи, жаворонки.)

14. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением силы, долголетия, здоровья. Это дерево – одно из лесообразующих пород Северного полушария. (Дуб.)

Вопросы, соответствующие квадратам

1.   Какой цветок самый большой на свете? (Раффлезия Арнольди, живущая в тропиках, весит до 6кг. Это растение – паразит. Ещё её называют «великолепным паразитом», так как цветы раффлезии очень красивы.)

2.   Какое комнатное растение считается индикатором даже небольшого повышения уровня радиации? (Традесканция).

3.   Плоды этого дерева – прекрасная пища при высоких физических нагрузках, при быстрой утомляемости организма. В старину их брали с собой мореплаватели и отправляющиеся на войну солдаты; в настоящее время паста из этих плодов входит в рацион космонавтов. Ядрышко плода по форме напоминает головной мозг с «извилинами». И именно об этом плоде рассказал Андерсен в сказке «Дюймовочка». (Грецкий орех.)

4.   Небольшой полукустарник высотой до 30см, после вырубки леса он смело занимает высвобождающиеся площадки. Его ягоды любила Герда. А ягода у неё круглая, чёрно-синего цвета с голубоватым отливом и очень вкусная. Назовите этот полукустарник. (Черника)

5.   На Руси эти цветы считались символом непрочности и чистоты, поэтому их часто дарили невестам. Как они называются? (Лилии.)

6.   Выкармливают своих птенцов насекомыми? (Воробьи, жаворонки)

7.   В учебнике написано, что икринки имеют толстые оболочки. А как же слабая личинка выходит из яйца? (Личинка перед выходом начинает выделять вещества, растворяющие оболочку яйца.)

8.   Почему осенью травяные лягушки активнее днем, чем ночью? (Это связано с понижением температуры и уменьшением активности насекомых.)

9.   Почему говорят, что птицы «замерзают на лету»? Почему в стужу, летящая птица может замерзнуть? (Летящая птица в стужу отдает много тепла. Такие потери тепла опасны для жизни, поэтому обычно в стужу птицы сидят, нахохлившись и согреваются воздухом, нагретым собственным теплом.)

10. Почему утки в отличие от кур ходят, переваливаясь с боку на бок? (Так как ноги утки смещены назад и находятся по бокам туловища, то утке при ходьбе приходится все время значительно перемещать центр тяжести тела.)

Вопросы, соответствующие черным кружкам

1.   В каком году родился Ганс Христиан Андерсен? (1805г.)

2.   В какой сказке мы попадаем на бал цветов? («Цветы маленькой Иды»).

3.   Из какого растения Эльза плела рубашки панцири? (Крапива).

4.   Какими цветами была набита перинка Герды, пока она жила у женщины, умевшей колдовать? (Голубыми фиалками.)

5.   Какие цветы, использованные в сказках Андерсена, носят «Человеческие» имена? (Лилия, василек, роза).

6.   В каких сказах Г.Х.Андерсена присутствует лебедь? («Дикие лебеди», «Гадкий утенок»).

7.   В какой сказке Г.Х.Андерсена участвует ласточка? («Дюймовочка»).

8.   Назовите пять сказок, в названиях которых используется названия объектов живой природы. («Мотылек», «Судьба репейника», «Принцесса на горошине», «Дикие лебеди», «Роза с могилы Гомера», «Соловей», «Лен», «Блоха и профессор», «Аист» и т.д.)

9.   Что «делал» западный ветер в сказке «Райский сад»? (Кувыркался в саваннах, гладил диких лошадей, рвал кокосовые орехи.)

10. Лепесток, какого цветка служил Дюймовочке лодкой, на которой она переправлялась с одной стороны тарелки на другую? (Лепесток тюльпана.)

11. Какой цветок отправил Герду в замок? (Вьюнок).

12. Чем щекотали дети Доврского тролля дам? (Еловыми шишками).

13. Назовите три сказки, героями которых является собака? («Огниво», «Это басня про тебя», «Гадкий утенок»).

14. Какие птицы были запряжены в лодку с Яльмаром? (О разбойниках и ведьмах.)

15. О чем рассказывали деревья Яльмару во вторник? (Лебеди)

16. Какой цветок отвергла принцесса в сказке «Принцесса на горошине»? (Розу).

17. Какой музыкальный инструмент напомнил придворным соловей из сказки «Принцесса на горошине»? (Орган)

18. В какую птицу превратился писарь из сказки «Калоши счастья»? (В жаворонка).

19. Как назвала курицу старушка в сказке «Гадкий утенок»? (Коротконожкой.)

20. Сказка «Ночной колпак старого холостяка»: Дети играли с …: трясли его и прислушивались, как гремят в нем зернышки. Потом они … разрезали, и каждому досталась половинка. Зернышки они поделили и съели все, кроме одного. Его закопали в землю, и выросло дерево». Какое? (Яблоня).

Вопросы, соответствующие перечеркнутым кружкам

1.   Легенда рассказывает, что однажды бог солнца Аполлон преследовал своими жгучими лучами одну из прекрасных дочерей Атласа. Бедная девушка обратилась к Зевсу с мольбой укрыть и защитить её. И вот великий громовержец внял её мольбам, превратил её в чудесный цветок и укрыл в тени своих кущ. С тех пор она каждую весну цветет и наполняет своим благоуханием лес. Во многих сказках, легендах изображаются девушки, продающие на улицах эти весенние цветы. Андерсен тоже во многих сказках упоминает их. Что это за цветы? (Фиалки.)

2.   Несметные полчища этих «порождений земли» ночью погрызли всю кожу на оружии и утвари воинов царевича Скамандра, решившего обосноваться в районе будущей Трои. Что это были за животные? (Мыши).

3.   Согласно преданию, сестры трех Горгон – грайи – имели приятную наружность, а их светлые волосы при желании можно было сравнить с перьями этой птицы. Какой? (Лебеди).

4.   Эти птицы могли спастись брошенной в море Арнее, после чего последняя получила новое имя – Пенелопа (на одном из диалектов так переводится название данной птицы). Что это за птица? (Утка).

5.   По древнегреческой легенде, фиванская царица Алкемена тайно родила от Зевса Геракла, но, боясь наказания жены Зевса Геры, спрятала новорожденного в кустах. Однако Гера случайно обнаружила малыша и решила покормить грудью. Маленький Геракл почувствовал в Гере врага и оттолкнул богиню. Молоко брызнуло на небо, отчего и образовался Млечный Путь, а те несколько капель, что упали на землю, проросли и превратились в чудесные белые цветы. Что за цветы? (Лилии).

6.   В эту птицу боги превратили Эсака, который несколько раз пытался утопиться от любви к Астеропе. В какую? (В утку).

7.   Если Немесиду Зевс осчастливил в облике лебедя, то Латону в облике … (перепела).

8.   После смерти героя Мелеагра его безутешные сестры были превращены Артемидой в … (цесарок).

9.   Эта птица своей роскошной расцветкой крыльев обязана Гере, разместившей на её хвосте глаза стоглазого сторожа Аргуса, убитого Гермесом при освобождении коровы. (Павлин).

10. Эта птица всегда будила Гелиоса, побуждая его выехать на небосвод в своей огненной колеснице. (Петух).

11. Эта – птица символ и посланец Зевса. Именно она, а вовсе не лев, считалась царем в мире животных. Эта птица украшала царский скипетр. Что это за птица? (Орел).

12. Влюбленная в Амура богиня охоты Диана приревновала его к дивно красивой нимфе. И вот однажды, в диком гневе, она схватила несчастную, повлекла в ближайший куст терновника и, изранив страшными шипами этого колючего кустарника, лишила жизни. Узнав о горькой участи возлюбленной, Амур поспешил на место преступления и залился горькими слезами. Слезы оросили землю, и колючий куст терновника начал покрываться дивными цветами. О появлении каких цветов рассказывает эта легенда? (Роза).

13. Господь однажды сотворил цветы, дал каждому из них название и приказал хорошенько его запомнить. Но не успел он этого сделать, как вернулся один из маленьких цветочков и со слезами воскликнул: «Господи, в таком большом собрании я забыл свое имя». Взглянул на него господь строго, улыбнулся и назвал… (незабудкой).

14. В Европу эти цветы попали впервые в XIX веке. Тогда еще не было таких прекрасных цветов, которые украшают наши сады. И вот появились они. Окраска у них необыкновенно яркая, цветок очень крупный, форма изящная. Все были поражены: каждый пожелал разводить их. Особенно полюбили их в одной маленькой европейской стране. За то, что плотник чуть не съел луковицу этого растения, судья приговорил его к четырем месяцам тюрьмы. Как называется этот цветок? (Тюльпан).

15. Афина в гневе сделала эту птицу черной за плохую новость, которую та принесла: о том, что три сестры (Аглава, Герса и Пандроса), увидев змееногого Эрихтония, в ужасе бросились с Акрополя. С тех пор этим птицам запрещено появляться на Акрополе. Что это за птица? (Ворона).

16. В эту птицу была превращена Аэдона, по ошибке убившая вместо сына Ниобы своего собственного. В какую? (В соловья).

17. В образе этой птицы Зевс покорил Немесиду, которая снесла яйцо, давшее миру Елену Прекрасную (Троянскую). Какой? (В образе лебедя).

18. Из пепла погребального костра Мемнона, царя эфиопов, сражавшегося на стороне Трои, возникли призрачные … (куропатки

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра - Занимательная биология

Данный урок проводится в виде сровевнования. Класс делится на 3 команды. На уроке применяются игровые и творческие задания связанные с окружающей средой и природой....

Урок-игра по биологии в 7 классе "Тип Моллюски"

Данная разработка включает в себя различного рода задания, ребусы, кроссворды, позволяющие обобщить и закрепить полученные учащимися знания по теме "Тип Моллюски"....

Конспект интегрированной интеллектуальной игры по биологии,химии и географии "Водный мир" 6-10 классы.-

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" охватывает большой круг  химических и географических знаний о воде. Мероприятие носит научно - познавательный характер....

Интегрированная интеллектуальная игра по биологии и химии "Водный мир" 8 класс.

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" была проведена в 8 классе в  месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

Познавательная игра по биологии "Своя игра.Живая планета"для учащихся 6 - 7 классов

Познавательную игру "Своя игра. Живая планета"  можно провести как внеклассное мероприятие и урок обобщения за 1 полугодие в 6-7классах, изучающих раздел биологии "Бактерии. Грибы. Растения". Воп...

Познавательная игра по биологии "Своя игра. Тайны организма" для учащихся 6 класса

Разработка  познавательной игры по биологии "Своя игра. Тайны организма" для учащихся 6 класса включает в себя сценарий и презентацию. Цель игры: формирование  познавательного  интереса...

Внеклассное мероприятие по биологии Тема. Интеллектуальная игра «Занимательная биология»

Цели.  Повысить интерес учащихся к предмету биология.  Выявить детей, проявляющих особый интерес к предмету, способных к исследовательской, творческой работе.  Расширять кругозор учащих...