Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии
презентация к уроку (биология) по теме

Михайлова Лилия Алексеевна

Презентация об организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочное время

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon презентация108 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся на уроках биологии Кривова Л.А., учитель биологии и химии МКОУ Троицко-Сунгурская СОШ Муниципальное казенное образовательное учреждение Троицко-Сунгурская средняя общеобразовательная школа

Слайд 2

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь». (Древнекитайская мудрость) «Деяние есть единство теории и практики» (Аристотель) «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мыслей, дай возможность им почувствовать себя в нём властелинами» ( Ш.А. Амонашвили)

Слайд 3

Исследовательский метод обучения – это организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного решения. Исследовательский метод: организует творческий поиск и применение знаний; обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску; является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, самообразовании; помогает детям исследовать предмет или явление, делать выводы и применять добытые знания и навыки в жизни.

Слайд 4

Исследовательская деятельность обучающихся это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного. может послужить отправной точкой для возникновения интереса к биологической науке; вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции обучающихся; способствует формированию опыта по поиску подходов к проблеме, проигрыванию ситуаций в уме, прогнозированию, проведению анализа результатов, логичности знаний и умений.

Слайд 5

Виды исследовательской деятельности на уроке: Применение исследовательских методов обучения (проблемные задания, биологические задачи), Экспресс-исследование (на экскурсиях, путем индивидуальных заданий), Теоретические экспресс-исследования (изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных источниках), Проведение учебного эксперимента (лабораторные и практические работы), Нетрадиционные уроки (урок-презентация, урок-экскурсия и т.д.), Исследовательские проекты

Слайд 6

Исследовательская деятельность школьников дома: Описание растений и животных по плану, Наблюдение за живыми объектами, Наблюдение за своим организмом, Опыты с растениями и домашними животными (по инструктивным карточкам), Творческие задания, Летние задания.

Слайд 7

Виды исследовательской деятельности во внеурочное время: Участие в конкурсах, акциях, природоохранных мероприятиях, Участие в образовательных экспедициях, Написание творческих работ и рефератов, Создание буклетов и презентаций, Проведение кружков биологического направления, Создание моделей (цветкового растения, побега), Оформление альбомов.

Слайд 8

Этапы исследовательской работы: Выбор темы исследования Постановка цели и задач исследования Изучение литературных данных по избранной теме Составление схемы исследований Выбор и освоение наиболее подходящих методов исследования Проведение исследований и обработка результатов Формулировка выводов Оформление научного отчета и презентации Защита работы на школьной конференции, участие в конкурсах различного уровня

Слайд 9

Примерная структура исследовательской работы по ботанике: Введение Краткая характеристика проблемы Актуальность и новизна исследования Цель, задачи работы Объект исследования Место и продолжительность исследования 1. Литературный обзор 1.1. Физико-географическая характеристика района исследования 1.2. Особенности изучаемых сообществ 2. Методика исследования 3. Результаты исследования Выводы Заключение Литература Приложения

Слайд 10

Организация исследования включает в себя следующие этапы: подумать самостоятельно; просмотреть книги и издания периодической печати по теме ; спросить у других людей; просмотреть телематериалы; использовать Интернет; наблюдения ( сделать возможные фотографии) эксперимент.

Слайд 11

Развивающийся потенциал исследовательской деятельности реализуется не сразу, а поэтапно. Первая ступень – стимулирование интереса к исследовательской деятельности. Вторая ступень – ситуация частично – поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Педагог задаёт направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему. Третья ступень – ситуация поисковой деятельности. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом вопросе, но и активизировать её у ребёнка. Четвёртая ступень – ситуация научно – исследовательской деятельности. На этой ступени обучающийся самостоятельно задаётся проблемой исследования, определяет его цели, составляет алгоритм действий для их достижения.

Слайд 12

Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений: обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»; уметь находить и ставить перед детьми реальные учебно – исследовательские задачи в понятной форме; уметь увлечь ребят проблемой, сделав её проблемой самих детей; быть способным к выполнению функций координатора и партнёра; уметь быть терпимым к ошибкам ребят, допускаемым ими в попытках найти собственное решение; предлагать свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начинает чувствовать безнадёжность своего поиска;

Слайд 13

Педагог, подготовленный к решению задач исследовательского обучения, должен обладать рядом характеристик, ему необходимо овладеть набором специфических умений: организовывать мероприятия для проведения наблюдений, экспериментов и «полевых» исследований; предоставлять возможность обмена мнениями в ходе открытых обсуждений; поощрять и развивать критическое отношение к исследованиям; уметь стимулировать предложения по улучшению работы и выдвижению новых, оригинальных направлений исследования; внимательно следить за динамикой детских интересов к изучаемой проблеме; уметь закончить проведение исследований и работу до появления у детей признаков потери интереса к проблеме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии.

В последнее время отмечают падение интереса учащихся к изучению естественнонаучных дисциплин. И это печально, поскольку именно они дают знания о Земле как о природном теле, они формируют правил...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии.

Учебно-исследовательская деятельность –  это деятельность, главной целью  которой является образовательный  результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них  исследов...

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и во внеурочное время (методические рекомендации)

Важнейшим условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности и развитие её основного компонента – исследовательских умений, которые не только...

Организация проектно - исследовательской деятельности обучающихся на уроках биологии в условиях ФГОС

В статье описаны формы организации  учебно - исследовательской деятельности на уроке биологии, которае связаны с решением учащихся творческой  исследовательской задачи с заранее неизвестным ...