Рабочая программа по биологии, 8 класс по УМК Н.И.Сонина
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biologiya8pr.docx32.67 КБ

Предварительный просмотр:

Биология, 8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю.

Цели обучения биологии:

—- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
— формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
— гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
—установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
— подготовка школьников к. практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения. .

     Сведения об организмах разных царств живой природы составляют базу для изучения биологических особенностей и социальной сущности человека и используются для обоснования правил и мер сохранения здоровья человека, формирования его взаимоотношений со средой.
Общий обзор организма человека вполне подготавливает учащихся к рассмотрению механизма регуляции процессов жизнедеятельности. Сведения о регуляции используются при последующем изучении строения и функций исполнительных органов (пищеварительной, кровеносной и др.).
Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия об организме как едином целом, позволяет сориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета.
В рабочей программе заложены основные возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности обучающихся.

В содержание программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:

• Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

• Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

• Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки зачет. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполнения в качестве домашнего задания.

Требования к уровню подготовки

Называть (приводить примеры):

— основные положения клеточной теории;
— общие признаки живого организма;
— основные систематические категории, признаки
 вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств растений; подцарств, типов и классов животных;
— причины и результаты эволюции;
— законы наследственности;
— примеры природных и искусственных сообществ изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.
Характеризовать (описывать).
 строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;
— деление клетки;
— строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организма; организма человека, лишайника как комплексного организма;
— обмен веществ и
превращение энергии;
— роль ферментов и витаминов в организме;
— особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
— иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика ВИЧ (СПИДа);
—- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
— особенности строения и функционирования вирусов;
— среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
—природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
— искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.


Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
— взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;
— родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;
— особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
— роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;
—влияние экологических и социальных факторов умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
— организмы животных и человека; клетки, органы и системы органов животных и человека;

Соблюдать правила:
— приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

— здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

Владеть умениями:

— излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.

Перечень учебно – методического обеспечения

  • Федерального Государственного стандарта,
  • Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с.//,

  • Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2000.
  • Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8(9) класс. - М.:«ВАКО», 2005.
  • Ишкина И.Ф. Биология. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс» часть I, II. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
  • Сонин Н.И. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек», 8 класс, - М.: Дрофа, 2000
  • ДЭКМ.-2008
  • http://bio.1september.ru/ - газета «Биологи» - приложение к «1 сентября»

Список литературы

Учебник Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа, 2000.

Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека.

Дополнительная литература

1. Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1983. – 160с.

2. Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 240 с.

3. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006. – 144с.

4. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Человек. – М.: Дрофа, 2004. – 224 с.

Цифровые образовательные ресурсы1. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиацентр, 2004;

2. Интернет-ресурсы:

Содержание тем учебного курса

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ (68 ч)

Общий обзор организма человека (5 ч)

Место и роль человека в природе. Сходство и родство человека и млекопитающих животных.
Клеточное строение организма человека. Строение и функции клетки. Ткани, органы, системы органов, их функции. Организм — единое целое.

Регуляция процессов жизнедеятельности (13 ч)
Нейрогуморальная регуляция, ее роль в обеспечении связи органов, систем органов, взаимосвязи организма и среды. Железы внутренней секреции, гормоны, их значение в регуляции, для роста, развития, функций организма.
Нервная система, ее центральная и периферическая части. Нейрон. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Спинной и головной мозг, их строение и функции. Большие полушария головного мозга, органы чувств, анализаторы, их значение.
Безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека. Значение торможения условных рефлексов. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и мышление. Социальная обусловленность поведения человека. Сон и его значение.'


Жизнедеятельность организма (40 ч)
Основные процессы жизнедеятельности организма человека. Методы их изучения.
Передвижение. Опорно-двигательная система, ее строение и функции. Костная ткань как разновидность соединительной ткани. Строение, состав и рост костей, их соединение. Основные отделы скелета человека. Сходство скелетов человека и млекопитающих животных. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.
Мышцы. Строение и функции скелетных мышц. Работа мышц и их утомление. Нейрогуморальная регуляция опорно-двигательной системы. Влияние физических упражнений и труда на ее развитие.
Транспорт веществ. Система органов кровообращения и ее значение. Внутренняя среда, ее роль в организме. Химический состав крови и ее строение. Плазма крови. Свертывание крови как защитная реакция организма. Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Группы крови. Значение переливания крови. Иммунитет. Роль И. И. Мечникова в создании учения об иммунитете.
Органы кровообращения: сердце и кровеносные сосуды. Поперечно-полосатая сердечная ткань. Работа сердца и его регуляция. Большой и малый круги кровообращения, изменение состава крови в них. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Пульс. Лимфообращение.
Дыхание, его значение. Дыхательная система, голосовой аппарат, их строение, функции и гигиена. Механизм дыхательных движений и их регуляция. Газообмен в легких и тканях. Жизненная емкость легких.
Питание и пищеварение. Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварительная система, ее строение и значение. Роль зубов и пищеварительных желез в механических и химических изменениях пищи. Всасывание питательных веществ, их поступление в клетки и ткани. Регуляция деятельности органов пищеварения.
Обмен веществ и превращения энергии, роль ферментов в нем. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Значение для организма белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Регуляция обмена веществ. Витамины,
 их роль в обмене веществ, способы их сохранения в пищевых продуктах. Авитаминоз. Расход энергии. Рациональное питание.
Выделение из организма конечных продуктов обмена веществ.
Кожа, ее строение и функции, роль в обмене веществ и теплорегуляции.


Размножение в развитие (Зч)

Система органов размножения. Половые железы, их функции. Образование половых клеток. Оплодотворение и внутриутробное развитие. Рождение, рост, развитие ребенка. Подростковый период.

Гигиенические основы умственного и физического труда, процессов жизнедеятельности (7 ч)

Здоровье, его значение для жизни и деятельности человека, развитие общества. Факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье. Защитно-приспособительные реакции организма. Социальная и природная среда, окружающая человека, ее влияние на здоровье. Адаптация человека к новым условиям.
Личная и общественная гигиена человека. Гигиена умственного и физического труда. Факторы, вызывающие переутомление. Изменение работоспособности в процессе умственного и физического труда. Роль сна, рационального режима дня в поддержании высокой работоспособности. Учебный труд — разновидность умственного труда. Приемы, способствующие повышению продуктивности учебного труда.
Роль двигательной активности, режима труда и отдыха, чередования умственного и физического труда в сохранении здоровья человека. Методы самоконтроля за физическим развитием подростка, выявление и предупреждение отклонений в физическом развитии подростка. Профилактика нервных и психических заболеваний. Наркотические вещества, их влияние на обмен веществ, функции нервной системы, высшую нервную деятельность человека, здоровье потомства.
Закаливание организма как основа повышения устойчивости к простуде, инфекциям, физическим и нервным перегрузкам. Аутотренинг.
Гигиена питания, дыхания, кожи. Количественный и качественный состав пищи, нормы и режим питания. Дыхательная гимнастика. Искусственное дыхание. Защита воздушной среды от загрязнения. Уход за кожей, волосами и ногтями. Гигиена юноши и девушки.
Предупреждение глистных, желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых заболеваний, воздушно-капельных инфекций, заболеваний мочевыделительной системы, кожи, ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом, нарушений зрения и слуха, травматизма.
Первая доврачебная помощь при травмах опорно-двигательной системы, кровотечениях, нарушениях дыхания, пищевых отравлениях, при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, электрошоке.
     
Демонстрации: 

  • 1. микропрепараты клеток ротовой полости человека,
  • 2. торс, скелет человека,
  • 3. коленный и мигательный рефлекс;
  • 4. результаты опытов по образованию и торможению рефлексов;
  • 5. модели головного мозга, черепа, конечностей,
  • 6. распилов костей; гортани, поясняющей механизм вдоха и выдоха;
  • 7.строение сердца, почки человека;

опыты,

  • 1. иллюстрирующие влияние ритма и нагрузки на работу мышц;
  • 2. свойства декальцинированной и прокаленной кости;
  • 3. содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе,
  • 4. опыт с задержкой дыхания, приемы искусственного дыхания;
  • 5. измерения жизненной емкости легких,

      оказания первой помощи 

  • 1. при травмах опорно-двигательной системы,
  • 2. кровотечениях,
  • 3. нарушениях дыхания.

Лабораторные работы:
1. Изучение клетки организма человека на готовых микропрепаратах.
2—3. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов клеток крови лягушки и человека, разных видов тканей.
4. Изучение строения головного мозга по моделям.
5. Действие желудочного сока на белки и действие слюны на крахмал.
6. Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки.

Количество плановых контрольных уроков:

  • Контрольная работа №1 по теме «Строение организма человека»,
  • Контрольная работа №2 по теме «Нервная система, часть I»,
  •  Контрольная работа №3 по теме: «Опорно – двигательная система»
  • Контрольная работа №4 по теме «Пищеварение»,
  • Контрольная работа №5 по теме «Выделительная система и кожа».

      Зачёты:  

      Тесты:  

  • «Пищеварение»,
  • «Организм человека и его строение»,
  • «Дыхание»,
  • «Нервно – гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции»,
  • «Система опоры. Мышцы»,
  • «Органы оплодотворения»,
  • «Внутренняя среда организма»,
  • «Обмен веществ и энергии»,
  • «Вредные привычки»

      Административный контроль КМС на определение уровня сформированности мыслительных ОУУН по теме: «Пищеварение»

Методические пособия, дидактический материал, дополнительная литература:

  • Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек. 8 класс». – М.: Дрофа,
  • 2000. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек. 8(9) класс. - М.:«ВАКО», 2005.
  • Ишкина И.Ф. Биология. 8 класс. Поурочные планы по учебнику Д.В.Колесова, Р.Д.Маш, И.Н.Беляева «Биология. Человек. 8 класс» часть I, II. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2003.
  • Сонин Н.И. Биология. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек», 8 класс, - М.: Дрофа, 2000

раздел

Тема урока

I. Место человека в системе органического мир 1ч.

II. Происхождение человека.

          2ч.

III. История развития знаний о строении человека.

 

            2ч.

IV. Общий обзор организма человека

            5ч.

V. Координация и регуляция, 9ч.

Эндокринный аппарат. 2 час.

Нервная система,7  час

VI. Опорно – двигательная система. (ОДС)

             7ч.

VII. Внутренняя среда организма Транспорт веществ

          9  ч. (4 + 5)

VIII. Дыхание

           5ч.

 

IX. Пищеварение

            6ч.

X. Обмен веществ и энергии

      3ч.

XI. Выделение

          2ч.

XII. Покровы тела

          4 ч.

XIII. Сенсорные системы.(Анализаторы)

5 ч.

XIV. Высшая нервная деятельность

        5ч.

XV. Индивидуальное развитие человека.

3 ч.

1 Человек как часть живой природы.

Сходство и различие человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

1 Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека.

3 Расы человека их происхождение и единство.

1 Науки о человеке. История и  методы изучения человека.

2 Великие анатомы и физиологи.

1 Клеточное строение организма.

2 Ткани организма человека, их строение и функции

3.Л.р. Рассматривание микропрепаратов строения тканей (эпителиальной, соединительной, мышечной, нервной)»

4. Обзор систем органов человеческого тела. Взаимосвязь органов и систем органов.

5.К.р. № 1по теме « Строение организма человека»

1 Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции и гормоны.

2. Нарушение нервно - гуморальной регуляции. (Урок – конференция «Эндокринология. Прошлое. Настоящее. Будущее», Пепеляева, с.102-109)

( Контрольно – обобщающий урок по теме «Железы внутренней секреции. Нервно – гуморальная регуляция», Пепеляева, с.109)

4. Нервная регуляция. Значение нервной системы.

5. Строение нервной  системы. Спинной мозг.

6. Строение головного мозга, функции продолговатого и среднего, моста и мозжечка.

7.Функции переднего мозга.

8.Периферическая нервная система (часть 1,Ишкина, с.50) Пепеляева, с.90

9. Рефлекторная регуляция (часть 1,Ишкина, с.54)

10.  К.р. № 2 по теме «Нервная система», (часть 1.) (часть 1,Ишкина, с.62

1. ОДС.  Состав и строение  и свойства костей, типы их соединения.

2  Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением  и трудовой деятельностью

3. Заболевания, гигиена и первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы.

4. Мышечная система. Строение и функции мышц.

5.  Работа мышц. Управление движением. Утомление

6. Значение физических упражнений  для формирования аппарата опоры и движения.

7. К.р.№3 по теме «Опорно – двигательная система»

1. Внутренняя среда организма (о гомеостазе)

2. «Носительница жизни» Состав  и функции крови.

3. Живая крепость. Лейкоциты. Иммунитет.

4. Группы крови, переливание крови, донорство.

1.Органы кровообращения, их строение и функции.

2. Строение и работа сердца.

3.Транспортные системы организма. Круги кровообращения.

4. Движение крови по сосудам. Пульс. Давление. Лимфообращение. Регуляция кровообращения.

5. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Первая   помощь при нарушениях в работе ССС.

1.  Органы дыхания, их значение.

2 Строение лёгких.  Газообмен в легких и тканях. Влияние окружающей среды на дыхание.

3. Дыхательные движения, их регуляция. Жизненная ёмкость лёгких.

4. Гигиена органов дыхания. Болезни  и травмы           органов дыхания: профилактика, первая помощь.

5. Контрольно – обобщающий урок по теме «Взаимосвязь функций дыхательной и кровеносной системы»

1 Питательные вещества и пищевые продукты.  Строение и функции органов пищеварения

2. Этапы процессов пищеварения. Пищеварение в ротовой полости.

3. Пищеварение в желудке.

4.Кишечное переваривание. Всасывание питательных веществ.

5.Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Первая помощь. Обобщение знаний о пищеварении. 6.Контрольная работа № 4 по теме «Пищеварение».

1 Общая характеристика обмена веществ и энергии.

 Обмен жиров, белков, углеводов, воды и минеральных солей.

2. Витамины. Чудесные вещества.

3. Нормы питания. Энергозатраты человека и пищевой рацион.

1 Органы выделения. Строение  и значение почек.

2. Образование мочи. Регуляция мочеобразования. Профилактика заболеваний почек.

1. Строение и функции кожи. Удивительное изобретение природы.

2.Терморегуляция организма. Закаливание.

3. Гигиена кожи, одежды, обуви. Старые истины на новый лад.

4.  Контрольная работа №5 по теме «Выделительная система и кожа».

1.Значение органов чувств. Анализаторы. Зрительный анализатор. Строение и функции глаза.

2.  Зрительное восприятие. Гигиена зрения.

3. Зачем человеку уши? Строение и функции уха.

4. Органы равновесия, мышечного и кожного чувства, вкуса и обоняния.

5. Контрольно – обобщающий урок «Анализаторы»

1. Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения.

2. Торможение, его виды и значение.

3.Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена.

4 Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы.

5. Личность и её индивидуально – психологические особенности. Интересы. Склонности. Способности. Характер. Темперамент. Типы нервной деятельности.

1. Размножение в органическом мире.

2.Как начинается новая жизнь? Оплодотворение . Беременность. Развитие зародыша и плода. Аборт.

3 Рост и развитие ребенка. ( Развитие ребёнка после рождения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии (ФГОС) для 6 кл. (автор-Сонин Н.И.)

Программа составлена с учетом ФГОС по учебнику Сонина Н.И. для учащихся 6 кл.,. (34 ч.)...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...