Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Иванова Аксана Ивановна

 Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_6_klass.docx537.56 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\андрей\Desktop\Новая папка\2017-10-09\004.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

Настоящая рабочая программа по географии для 5 класса на базовом уровне составлена на основе:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897);
  • Фундаментального ядра содержания  общего образования;
  • Приказа Минобрнауки России от 19.12.2012 N 1067от 31 марта 2014 г.  № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Программы «биолигия», авторы-составители  Н.И.Сонин, А.А. Плешаков,  
  • В соответствии с Учебным планом МБОУ «Кяхтинская СОШ №1» на 2017-2018 учебный год.  

Адресат: Рабочая программа предназначена для изучения биологии  в 6 классе на базовом уровне. Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся 6  класса и специфики классного коллектива.

Объем и сроки исполнения. Согласно учебному плану школы на изучение биологии в 6 классе отводится 35 часов (1 час в неделю).

  1. Рабочая программа составлена на основе рабочей государственной программы по биологии для общеобразовательных школ 5-9 классы Москва «Дрофа» 2012 г.

       Роль и место дисциплины: Курс входит в число дисциплин, включенных в учебный план для общеобразовательных учреждений РФ, особое место данного курса обусловлено необходимостью формирования целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности, приобретении опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания, подготовке к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Предлагаемая программа предназначена для изучения курса «Живой организм» в 6 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в V классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина .  

Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 6 классе направлен на формирование у учащихся знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии. Рабочая программа для 6 класса  построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Отбор основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

     Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», а на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору и анализу, а также использованию информации.

     Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические  работы. Лабораторные работы даны в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по  усмотрению учителя.

      Для этого учащимся предлагается работа в тетрадях с печатной основой и учебник Н.И Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения называть, распознавать биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока

Возрастные особенности учащихся:

В подростковом возрасте серьезно изменяются условия жизни и деятельности школьника, что приводит к перестройке психики, ломке старых сложившихся форм взаимоотношений с людьми.

В процессе учения очень заметно совершенствуется мышление подростка. Содержание и логика изучаемых в школе предметов, изменение характера и форм учебной деятельности формируют и развивают у него способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать глубокие обобщения и выводы. Доверие учителя к умственным возможностям подростка как нельзя больше соответствует возрастным особенностям личности.

Конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Поэтому при однообразии, односторонности или ограниченности наглядного опыта тормозится вычисление абстрактных существенных признаков объекта.

Значение конкретно - образных компонентов мышления сказывается и в то, что в ряде случаев воздействие непосредственных чувственных впечатлений оказывается сильнее воздействия слов (текста учебника, объяснения учителя). В результате происходит неправомерное сужение или расширение того ил иного понятия, когда в его состав привносится яркие, но несущественные признаки. Случайно запечатлевшиеся иллюстрации в учебнике, наглядном пособии, кадры учебного кинофильма.

В процессе учения подросток приобретает способность к сложному аналитико-синтетическому восприятию (наблюдению) предметов и явлений. Подросток может смотреть и слушать, но восприятие его будет случайным.

Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов. В подростковом возрасте замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Развитие внимания отличается известной противоречивостью: с одной стороны, в подростковом возрасте формируется устойчивое, произвольное внимание. С другой - обилие впечатлений, переживаний, бурная активность и импульсивность подростка часто приводит к неустойчивости внимания, и его быстрой отвлекаемости. Невнимательный и рассеянный на одном уроке («нелюбимом»), ученик может собранно, сосредоточенно, совершенно не отвлекаясь. Работать на другом («любимом») уроке.

Общее направление развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно- образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях (у старших подростков).

Многие учебные предметы нравятся подросткам потому, что они отвечают его потребностям не только много знать, но и уметь, быть культурным, всесторонне развитым человеком. Надо поддерживать убеждение подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их отношение к учению. Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Существенное значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные, отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация успеха, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие.

Особенности программного материала:

Современные требования к организации учебного процесса:

. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:

нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;

соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;

личностная ориентация содержания образования;

деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

усиление воспитывающего потенциала;

формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет.

Концептуальной основой  преемственности начального и основного общего образования; гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; личностной ориентации содержания образования; деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса.

Региональный компонент включен в основном в уроки по изучению местной флоры и фауны.

Характерстика УМК:

Современные требования к организации учебного процесса: Отличительная черта современности – возрастание интереса к человеку как предмету познания. Такая тенденция обусловлена увеличением разнообразия связей человека и окружающей среды. Поэтому одной из главных задач биологического образования в 6 классе стало формирование у подрастающего поколения представления о живом организме. Учебник для 6 класса  оформлен схемами, рисунками, диаграммами, которые  позволяют привлечь учащихся к изучению тем. В конце каждой темы имеется рубрика «Проверь свои знания», проблемные вопросы. К учебнику прилагается рабочая тетрадь с печатной основой. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Количество лабораторных работ, соответствует программному.

По окончании изучения каждой темы планируется повторение и обобщение материала.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю (35 часов в год).

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

1. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Сонин Н.И  «Живой организм

    6 класс»: учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа,  2011 -2014 г.

2. Сонин Н.И.  « Рабочая тетрадь « Живой организм 6 класс» - М.: Дрофа,  2011-2014 гг.

               Цель рабочей программы: практическая реализация основной образовательной программы

В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения биологии в основной общеобразовательной школе:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность- носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно- смысловыми, коммуникативными.
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся:

Количество лабораторных работ по плану 9

текущий, тематический, итоговый контроль;  дифференцированный индивидуальный письменный опрос, тестирование,  письменные домашние задания, .), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетрад

Результаты освоения курса биологии.

Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результаты

  • Сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;
  • осознание значения здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;
  • овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Предметные результаты

1. В познавательной сфере:

  • выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);
  • обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;
  • понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);
  • определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;
  • обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;
  • распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитых грибов, растений, животных);
  • определение принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;
  • выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;
  • распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;
  • определение и классификация основных биологических понятий;
  • овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;
  • понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;
  • знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;
  • развитие чувства ответственности за сохранение природы.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;
  • соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами.

4. В сфере физической деятельности:

  • овладение методами искусственного размножения растений и способами ухода за комнатными растениями;

5. В эстетической сфере:

  • развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

Метапредметные результаты

  • Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;
  • умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернета); проводить анализ и обработку информации;
  • овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;

овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать/понимать:

  • Строение и свойства живых организмов: химический состав растительной и животной клеток, строение и функции органоидов клетки, органы и системы органов растений и животных;
  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма;

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять: родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды.
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды растительной и животной клетки; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями и животными;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, укусах животных;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

V Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.

Общедидактические

Оценка   «5» ставится в случае:

1.  Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.

2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать меж-предметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.

3.  Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка   «4» ставится в случае:

1.  Знания всего изученного программного материала.

2.  Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3.  Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «3» ставится в случае:

1.  Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникнове-ния необходимости незначительной помощи преподавателя.

2.  Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3.  Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка    «2» ставится в случае:

1.  Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.

2.  Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3.  Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения ос-новных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

 Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

 Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка   "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, пер-воисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3.      Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка   "4" ставится, если ученик:

1.      Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает не-значительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанав-ливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3.      Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

  Оценка   "3" ставится, если ученик:

 1.  Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2.  Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3.  Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

 Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2.  Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3.  При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

   Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

 Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.

 Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.

Оценка   «5» ставится, если ученик:

1.  Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.

2.  Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.

Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.

2.  Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.

Оценка   «3» ставится, если ученик:

1.  Правильно выполняет не менее половины работы.

2.      Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.

3.      Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка   «2» ставится, если ученик:

1.  Правильно выполняет менее половины письменной работы.

2.  Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".

3.  Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.

   Оценка    «1» ставится в случае:

   1.    Нет ответа.

Примечание.  — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в ориги-нальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем   уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях  учеников.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.

Оценка   «5» ставится, если:

1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  ' последователь-ности проведения опытов, измерений.

2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обес-печивающих получение наиболее точных результатов.

3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все запи-си, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.

Оценка   «4» ставится, если ученик:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

Оценка   «3» ставится, если ученик:

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

Оценка   "2" ставится, если ученик:

1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2.Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

    Оценка    «1» ставится в случае:

  1. Нет ответа.

Перечень учебно-методического обеспечения

Список основной и дополнительной литератур УМК

для учащихся.

1. Рабочая программа ориентирована на использование учебника Сонин Н.И  «Живой организм «

    6 класс»: учебник для общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа,  2006 -2012 г.

2. Сонин Н.И.  « Рабочая тетрадь « Живой организм 6 класс» - М.: Дрофа,  2011-2012 гг.

Методические пособия для учителя

1. Биология Живой организм 6 класс.  Поурочное планирование по учебнику Н.И. Сонина /автор- составитель М.В.Высоцкая- Волгоград: Учитель 2007 г.

2. Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс.  Методическое пособие к учебнику Сонин Н.И. «Биология. Живой организм.6 класс» - М.: Дрофа , 2006г.

3. Рабочие программы по биологии М.: Глобус - 2013 г.

4. Сборник нормативных документов. Биология //составитель Э.Д.Днепров,А.Г.Аркадьев. М.: Дрофа 20011г.

MULTIMEDIA

Школа Кирилла и Мефодия 6 класс

Интернет ресурсы на усмотрение учителя и учащихся

C:\Users\андрей\Desktop\Новая папка\2017-10-09\005.jpg

Календарно-тематическое планирование по курсу биологии

«Живой организм 6 класс», составлено согласно учебнику Н.И.Сонина.

п/п

Дата проведения урока

Содержание учебного материала

Корректировка

По плану

Фактич.

Раздел I. Строение  живых организмов 11 ч

1.

04.09.17

Клетка-живая система

2

11.09.17

Лабораторная работа № 1 «Строение растительной и животной клетки»

3.

18.09.17

Деление клетки

4

25.09.17

Ткани растений

5

02.10.17

Ткани животных

6

09.10.17

Вегетативные органы цветковых растений

7

16.10.17

Генеративные органы цветковых растений

8

23.10.17

Лабораторная работа № 2 «Строение семян»

9

13.11.17

Органы и системы органов животных

10

20.11.17

Что мы узнали о строении живых организмов

11

27.11.17

Итоговая  работа по теме «Строение живых организмов»

Раздел 2. Жизнедеятельность организма 24 ч

12

04.12.17

Питание и пищеварение

13

11.12.17

Дыхание

14

18.12.17

Транспорт веществ в организме

15

25.12.17

Лабораторная работа № 3 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

16

15.01.18

Выделение

17

22.01.18

Обмен веществ и энергии

18

29.01.18

Скелет-опора организма

19

05.02.18

Движение

20

12.02.18

Координация и регуляция

21

19.02.18

Бесполое размножение

22

26.02.18

Лабораторная работа № 4 «Вегетативное размножение комнатных растений»

23

05.03.18

Половое размножение животных

24

12.03.18

Половое размножение растений

25

19.03.18

Лабораторная работа № 5 « Органические вещества семени»

26

02.04.18

Рост и развитие растений

27

09.04.18

Лабораторная работа № 6 «Строение цветка»

28

16.04.18

Рост и развитие животных

29

23.04.18

Организм как единое целое

30

30.04.18

Лабораторная работа № 7 «Свойства кости»

31

07.05.18

Лабораторная работа № 8 «Движение инфузории туфельки»

32

14.05.18

Что мы узнали о жизнедеятельности организмов

33

21.05.18

Красная книга Бурятии

34

28.05.18

 Итоговая  работа за курс 6-го класса

35

31.05.18

Анализ итоговой работы. Подведение итогов работы за год. Задание на лето. Выставление оценок.

Итого часов:

35 часов

Лабораторных работ   8

Содержание курса

Раздел 1. Строение живых организмов (11 часов)

Ткани животных .

Типы тканей животных организмов, их строение и функции

Лабораторная  работа  Ткани живых организмов

Органы цветковых растений

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Органы и системы органов животных

Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная

Раздел 2. Жизнедеятельность живых организмов (24 часов)

Питание. Почвенное питание растений

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.

Фотосинтез

Воздушное питание (фотосинтез). Демонстрация Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.

Питание и пищеварение у животных

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты

Демонстрация

Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Дыхание растений

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ с и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Демонстрация

Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней

Дыхание животных 

Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

Демонстрация Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

Транспорт веществ в животных организмах

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)

Лабораторная работа: Строение клеток крови лягушки и человека.

Выделение 

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.

Обмен веществ и энергии

 Обмен веществ и энергии

Скелет – опора организма

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных

Демонстрация

Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

Движение животных

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности.

Лабораторная работа Движение инфузории, туфельки.

Лабораторная работа Перемещение дождевого червя.

Движение растений

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений

Координация и регуляция. Нервная система животных

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система. Ростовые вещества растений

Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений

Бесполое размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Демонстрация

Способы размножения растений.

Лабораторная работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

Половое размножение животных

Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.

Половое размножение растений. 

Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Демонстрация Разнообразие и строение соцветий.

Рост и развитие растений

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Демонстрация

Способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

Рост и развитие животных

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие Лабораторная работа

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Организм как единое целое

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда

Красная книга Бурятии

Редкие животные и растения занесенные в Красную книгу Бурятии


№ урока

Наименование разделов и тем программы

Информационное сопровождение

Тип урока и форма проведения

Виды  деятельности

Планируемые результаты освоения материала

Вид контроля

Личностные

Метапредметные

Предметные

Тема1.3.Строение живых организмов 11 ч

1

Клетка – живая система

http//sbio.info/page.php?id=68iraings=1

таблица

Формирование новых знаний. Урок-открытие

Должны уметь распознавать основные части и органоиды клетки, их значение, функции

Уметь формулировать проблему;

Сотрудничество, умение слушать одноклассников; отвечать на вопросы

Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, владение коммуникативными нормами и правилами общения со сверстниками в процессе учебной деятельности

Работают по тексту,составляют вопросы по данной теме.

Индивидуальный опрос

Комбинированный урок общей методологической направленности

Работа с презентацией»строение животной клетки»

Индивидуальный опрос, работа по карточкам

2

Лабораторная работа №1 «Строение растительной и животной клетки»

http//sbio.info/page.php?id=68iraings=17

микроскопы, лабораторно оборудование

таблица

Лабораторная работа №1 «Строение растительной и животной клетки»

Знать правила по Т/Б, рассматривать препараты, описывать части клеток

Понимание значение знаний о клетке

Поиск и отбор источников информации, систематизирование её.

Умение корректно вести диалог, составлять план работы с учебником, формулировать учебную задачу

Выполнение работы, составление плана , использование простых измерительных приборов; формулировка выводов по результатам исследования

Фронтальный опрос; работа с таблицами;

письменный  отчет о проделанной работе

3

Деление клетки – основа роста и размножения организмов.

http://molbiol.ru.pictures/ list biochem.html

таблицы, магнитные пособия

Урок открытия новых знаний

Уметь распознавать и описывать стадии деления клетки

Проявлять интерес к

изучению природы методами естественных наук.

Осуществлять поиск и отбор информации ; строить монологическую речь, слушать одноклассников.

Работают по тексту учебника, составляют вопросы по теме.

Индивидуальный опрос.

4

Ткани растений

Таблица, презентация

Урок открытия новых знаний

Различают типы тканей, устанавливают связь между строением и функциями.

Проявлять стремление к изучению биологических объектов.

Уметь формулировать проблему, сотрудничать с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства; составлять план работы с учебником

Осуществлять поиск,отбор информации в соответствии с учебными задачами

Фронтальный опрос, Тест.

5

Ткани животных

Микроскоп, микропрепараты, эл. приложение

 «Ткани животных организмов»

Изучить правила Т/Б, уметь работать с лабораторным оборудованием; делать выводы ;

Осознать ответственное отношение к природе;

Осуществлять приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы, уметь вести диалог, участвовать в дискуссии, планировать алгоритм действий

Составление плана работы, использование измерительных приборов, формулирование выводов

Письменный отчет о проделанной работе.

6.

Вегетативные органы цветковых растений.

http://www.ecosistema.ru/

электронное приложение

Урок открытия новых знаний

Формирование новых знаний: органы цветковых растений ,побег, лист, строение корневой системы

Проявление интеллектуальных и творческих способностей.

Владеть приемами работы с информацией ,постановка проблемы, планировать учебное сотрудничество, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы.

Исследуют строение основных органов растения

Работа по таблице. Фронтальный опрос.

7

Генеративные органы цветковых растений

http://www.ecosistema.ru

модели. таблица, электронное приложение.

Урок открытия новых знаний

Называть функции органов растения, уметь сравнивать

Нравственно-этическое оценивание содержания материала.

Осваивать приёмы исследовательской деятельности; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения

Изучают биологические объекты- органы цветкового растения.

Работа по карточке с заданиями.

8

Лабораторная работа № 2 «Строение семян»

http//sbio.info/page.php?id=68iraings=17

микроскопы, лабораторно оборудование

таблица

Лабораторная работа № 2 «Строение семян»

Знать правила по Т/Б, рассматривать препараты, описывать части клеток

Понимание значение знаний о клетке

Поиск и отбор источников информации, систематизирование её.

Умение корректно вести диалог, составлять план работы с учебником, формулировать учебную задачу

Выполнение работы, составление плана , использование простых измерительных приборов; формулировка выводов по результатам исследования

Фронтальный опрос; работа с таблицами;

письменный  отчет о проделанной работе

http//sbio.info/page.php?id=68iraings=17

микроскопы, лабораторно оборудование

таблица

9

Основные системы органов животного организма.

http://ru.wikipedia.org/

таблицы, электронное приложение,

рисунки

Комбинированный урок общей методической направленности

Работа с книгой, работа в парах, в малых группах.

Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук.

Владеть приемами работы с информацией ,постановка проблемы, планировать учебное сотрудничество, формулировать выводы, , обмениваться мнениями в паре.

работа с информацией, поиск, отбор источников в соответствии с учебной задачей

Термин. диктант, индивидуальный опрос

Работают по тексту учебника ,составляют вопросы по теме

Работа по таблице, индивидуальный опрос

10.

Что мы узнали о строении живых организмов

. http://ru.wikipedia.org/

Комбинированный урок общей методической направленности

Уметь давать определения понятиям : ткани, органы, системы органов, называть признаки, функции, взаимосвязи органов.

Проявлять интеллектуальные и творческие способности;

оценивание  жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни сохранения здоровья.

Формулировать проблему, отвечать на вопросы, осущ-ть поиск  информации, сотрудничать при работе в паре.

Выполняют поиск , отбор, систематизацию информации в соответствии с задачей.

Индивидуальный опрос.

11

Итоговая работа по теме  «Строение живых организмов»

Итоговая работа по теме  «Строение живых организмов»

Понимать роль биологических знаний , давать определение понятиям особенности строения и функции многокл. организма, описывать на таблицах органы и системы органов животных.

Проявлять интеллектуальные и творческие способности

Устанавливать причинно-следственные связи, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности.

Осуществлять поиск,отбор информации в соответствии с учебными задачами.Формулировать проблему, отвечать на вопросы учителя;

Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Работать в группах, строить общение, понимать позицию одноклассников, отвечать на вопросы, воспринимать информацию учителя.

Текстовая к/р  в нескольких вариантах

- с выбором одного ответа

-на соответствие

- на нахождение ошибок в тексте

- с выполнением развернутого ответа

Раздел 2  Жизнедеятельность организмов (24 ч)

12

Питание и пищеварение

Электронное приложение

http;//slovari.yandex.ru/dict/bse/article/0059/60600htm

Урок открытия нового знания

Уметь называть особенности строения пищеварительной системы животных, пищеварительных ферменты,

Объяснять роль и механизм почвенного питания растений, космическую роль зеленых растений.

Владеть адекватной позитивной самооценкой.

Использовать приемы работ с информацией, формулировку проблемы, планировать сотрудничество, речевые средства для общения,

Отстаивать свою точку зрения;

Работать с учебником, отвечать на вопросы.

Выполняют поиск , отбор, систематизацию информации в соответствии с задачей.

Фронтальный опрос.

13

Дыхание

Электронное приложение, рисунки учебника, таблицы.

Комбинированный урок общей методической направленности

Уметь описывать механизм почвенного питания, механизм фотосинтеза;

Объяснять значение воздушного питания в жизни растений, значение фотосинтеза для жизни на Земле.

Владеть адекватной позитивной самооценкой. Проявлять интеллектуальные и творческие способности .Осознавать ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды.

Осуществлять  поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Описывают особенности почвенного питания растений,

определяют сущность воздушного питания.

Индивидуальный опрос

Дыхание. Сущность дыхания. Дыхание растений.

http://ru.wikipedia.org/

(Дыхание)

Определяют сущность процесса дыхания, сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания,называют органы дыхания.

Самоопределение – осознание ценности здорового образа жизни.

Владеть приемами работы с информацией, формулировать проблему; планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения;

Выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Уметь формулировать определение понятия дыхания, описывать опыты, подтверждающие дыхание растений,определят сущность биологического процесса дыхания;

Выделять приспособления растений для дыхания, сравнивать по заданным критериям процессы фотосинтеза и дыхания.

Фронтальный опрос.

Дыхание животных.

http://ru.wikipedia.org/

Называют типы дыхания животных .Приводят примеры животных и типы их дыхания.

Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания,;

владение коммуникативными нормами и правилами общения со сверстниками , учителем в процессе  учебной деятельности.

Организовать свою работу, участвовать в групповой работе, ,планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения, отстаивать их.

Отвечать на поставленные вопросы, работать с текстом параграфа и его компонентами, осуществлять постановку учебной задачи на основе того, что известно, и что еще неизвестно.

Уметь формулировать определение понятия дыхания,,характеризовать понятия : жабры, трахеи, легкие, бронхи.

Описывать сущность биологического процесса дыхания, называть типы дыхания у животных.

Индивидуальный опрос.

14

Транспорт веществ в организме

http://ru.wikipedia.org/

Урок открытия новых знаний.

Называют и описывают проводящие системы растений и животных, и их части.

Осознание необходимости ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды. Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук,

Владеть приемами работы с информацией ,постановка проблемы, планировать учебное сотрудничество, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Знать этапы водообмена ; распознавать и описывать растения различных экологических групп, использовать знания для выращивания комнатных растений;

Описывать сущность переноса веществ, его значение.

Фронтальный опрос.

15

Лабораторная  работа №  3 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

Урок-практикум (комплексные применения знаний)

Характеризуют особенности переноса воды , орг. и мин. веществ в растениях .Наблюдают за биологическими процессами , описывают, делают выводы.

Владение коммуник. нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы, , составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы, планировать алгоритм действий по организации рабочего места, выполнять практическую работу.

Должны знать технику безопасности при выполнении пр. работы, уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни , характеризовать понятия: сосуды, ситовидные трубки, описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение; использовать знания для выращивания комнатных растений;

Письменный отчет о проделанной работе

16

Выделение как физиологический процесс живых организмов.

http://ru.wikipedia.org/

(выделение)

Урок открытия новых знаний.

Определяют существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни организмов.

Осознание необходимости ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды. Проявление любознательности и интереса к изучению природы методами естественных наук, доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений  и животных, формулировать ответы на вопросы учителя.

Строить понятные монологические высказывания , обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы формулировать их.

Отвечать на поставленные вопросы , оценивать свой ответ, работу одноклассников, адекватно воспринимать информацию учителя.

Должны уметь характеризовать понятия: сократительная вакуоль, выделительные канальцы, нефридии , мочевой пузырь ;

Описывать сущность процесса выделения, у  живых организмов ,его значение, называть органы выделения , узнавать их на таблицах.

Фронтальный опрос

17

. Обмен веществ и энергии

Электронное приложение,

Диск,, таблицы.

http://school-collection.edu.ru/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000723-1000-4ddd-363e-2f00475d4307/275.jpg

Формирование новых знаний.

Приводят примеры выделительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь систем органов в процессе обмена веществ.

Проявление познавательных интересов и мотивов ,направленных на изучение программы.

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы. Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Уметь описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение ;

Называть органы выделения растений и животных, узнавать их на таблицах;

Формулировать определение понятия «обмен веществ», характеризовать понятия «холоднокровные животные» , «теплокровные животные»

Индивидуальный опрос.

18

Скелет- опора организма

http://school-collection.edu.ru/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000072c-1000-4ddd-f288-4500475d4307/295.swf

уроки КиМ

электронное приложение

Формирование новых знаний.

Называют и описывают строение опорных систем растений и животных.

Осознание необходимости ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды.

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы.

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

Строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.

Должны уметь называть значение опорных систем в жизни растений и животных;

Характеризовать понятия :кости, связки, сухожилия, строение кости.

Фронтальный опрос.

19

Движение. Двигательные реакции растений.

http://school-collection.edu.ru/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000731-1000-4ddd-4994-0c00475d4308/314.swf

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000734-1000-4ddd-0380-1400475d4308/334.swf

уроки КиМ,

электронное приложение

Формирование новых знаний.

Описывают способы движения, находят дополнительную информацию.

Осознание необходимости ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды.

Проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека.

поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы ,отвечать на вопросы учителя;

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии.

адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Должны уметь называть роль движения , характеризовать понятия:

Движение

,реснички,жгутик, мышечная деятельность

Фронтальный опрос

Движение многоклеточных животных  в водной среде. Лабораторная работа №6 «Движение инфузории-туфельки»

http://school-collection.edu.ru/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000732-1000-4ddd-766f-0d00475d4308/316.swf

уроки КиМ,

электронное приложение

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Составляют план работы, фиксируют результаты используют приборы, формулируют выводы по результатам исследования.

Осознание ответственного отношения к природе , осознать необходимость защиты окружающей среды.

проявление любознательности

,доброжелательное отношение в коллективе

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни , называть способы передвижения животных ;

распознавать и описывать органы движения животных; характеризовать понятия :хвостовой плавник, реактивное движение,плавательные перепонки.

Письменный отчет о проделанной работе.

20

Координация и регуляция  

http://ru.wikipedia.org/

(нервная система)

Урок открытия новых знаний.

Называют части регуляторных систем.

Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Проявление интереса к предмету и методам изучения природы, направленного на изучение программы.

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Владеть коммуникативными умениями, вести диалог, участвовать в дискуссии

Должны уметь различать изученные объекты в природе , на таблицах: давать определение понятиям : раздражимость, рефлекс;

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы; называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных;

называть принцип работы нервной системы у животных, характеризовать понятия : раздражимость, чувствительность, нервная, эндокринная система, рефлекс, нервные узлы, окологлоточное нервное кольцо, брюшная нервная цепочка, спинной и головной мозг.

Фронтальный опрос.

Нервная система и её роль в регуляции  жизнедеятельности.

http://ru.wikipedia.org/

(нервная система)

Объясняют рефлекторный характер деятельности Н.С.

Выполняют поиск, отбор и систематизацию информации в соответствии с учебной задачей.

Понимание социальных норм; владение правилами поведения в классе, школе.

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения. адекватно воспринимать информацию учителя ,составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах; называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов  жизнедеятельности у животных;

 Называть принцип работы Н.С., типы Н.С.животных ,формулировать понятия:

раздражимость, рефлекс,

характеризовать понятия: строение головного мозга, передний мозг, мозжечок, средний мозг, инстинкт, большие и малые полушария головного мозга.

Индивидуальный опрос, работа по карточкам с заданиями

Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности животных.

Ростовые вещества растений.

Таблицы «тип хордовые класс земноводные» «железы внутренней секреции», фильм « Железы внутренней системы»

Объясняют рефлекторный характер деятельности Н.С.

Выполняют поиск, отбор и систематизацию информации с учебной задачей.

Осознание значение семьи в жизни человека.

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Строить понятные монологические высказывания , обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы формулировать их.

Принимать учебную задачу, воспринимать информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществлять постановку учебной задачи на основе того, что известно, и что еще неизвестно.

Должны уметь называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных ;

Принцип работы нервной системы ,типы  Н.С.животных;

Формулировать определение понятий : рефлекс,

характеризовать понятия: строение головного мозга, передний мозг, мозжечок, средний мозг, инстинкт, большие и малые полушария головного мозга, гормоны, гуморальная регуляция.

Терминологический диктант, Индивидуальный опрос.

21

 Бесполое Размножение.

Таблицы по теме «Размножение»

http://sbio.info/page.php?id=24(бесполое размножение)

Урок открытия новых знаний.

Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов.

Выявляют особенности бесполого и полового размножения.

Осознание ответственного отношения к природе , осознать необходимость защиты окружающей среды.

проявление любознательности

,доброжелательное отношение в коллективе

Формулируют ответы на вопросы учителя;

Оценивать свой ответ. свою работу, работу одноклассников,

 Строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.

Должны уметь описывать процессы опыления, оплодотворения, процессы вегетативного размножения;

Выделять особенности полового и бесполого размножения;

Называть и описывать способы  полового и бесполого размножения;

Наблюдать за развитием растений при вегетативном размножении.

Фронтальный опрос.

22.

Вегетативное размножение.

Лабораторная работа №4 «Вегетативное размножение комнатных растений.»

Презентация «Вегетативное размножение растений», оборудование для практической работы

Комплексное применение знаний, умений , навыков.

Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов

.Выявляют особенности бесполого и полового размножения.

Владение коммуникативными нормами  и правилами общения и сотрудничества со сверстниками, учителями

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя,

Должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать

выводы по результатам работы, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни , называть способы размножения.

Письменный отчет о проделанной работе.

23

Половое размножение животных.

Плакаты « Деление амебы.»,  «Размножение гидры»

Таблицы : « Тип Хордовые. Класс Земноводные.Внутреннее строение лягушки», «Внутреннее строение птенца»

«Внутреннее строение собаки»,»Внутриутробное развитие зародыша человека»;

Коллекция «Медоносная пчела»,

Модель « Строение яйца птицы»;

Демонстрационный материал: яйцо курицы, кусочки рыбы.

http://www.ecosystema.ru/08nature/birds/morf/morf3/htm#004 (размножение птиц)

Урок общеметодологической направленности

Описывают сущность полового размножения .Объясняют преимущества полового размножения. Составляют вопросы по данной теме.

Проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Строить сообщения в соответствии с учебной задачей;

Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Должны уметь различать изученные объекты в природе , на таблицах;

Давать определение понятиям : половое размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетки ,раздельнополые, обоеполые организмы гермафродит, партеногенез, наружное, внутреннее оплодотворение, зигота ,семенники, яичники.

Индивидуальный опрос, терминологический диктант.

24

Половое размножение растений.

Модель строения цветка., дидактические карточки с тестами,

электронное приложение.

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Выявляют особенности бесполого и полового размножения, определяют преимущества полового размножения.

Называть части цветка, указывать их значение.

Осознание ответственного отношения к природе , осознать необходимость защиты окружающей среды.

Проявление любознательности к изучению природы.

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения,

адекватно использовать речевые средства для дискуссии.

адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Должны уметь называть значение полового размножения растений;

Характеризовать понятия : половое размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетки ,раздельнополые, обоеполые организмы гермафродит, партеногенез, наружное, внутреннее оплодотворение, зигота ,семенники, яичники.

Индивидуальный опрос. Работа по таблице.

25

Лабораторная работа № 5 «Органические вещества семени»

Таблицы

Лабораторная работа № 5 «Органические вещества семени»

Владение коммуникативными нормами  и правилами общения и сотрудничества со сверстниками, учителями

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя,

Должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать

выводы по результатам работы, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни , называть способы размножения.

Письменный отчет о проделанной работе.

26

Рост и развитие растений

Таблицы « Семена однодольных растений»

Урок открытия новых знаний.

Описывают особенности роста и развития растений. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Раскрывают особенности развития животных. Сравнивают прямое и непрямое развитие. Наблюдают за ростом и развитием  живых организмов.

Проявлять стремление к изучению биологических объектов.

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников, понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их.

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Должны уметь различать изученные объекты в природе и на таблицах.

Давать определение понятию : индивидуальное развитие, распознавать и описывать на таблице части цветка , семена двудольных и однодольных растений, типы плодов, по рисунку выделять различия между процессами роста и развития, называть условия среды, необходимые для  формирования и прорастания семян.

Работа по таблицам

27

Лабораторная работа № 6 « строение цветка»

Лабораторная работа № 6 « строение цветка»

Владение коммуник. нормами и правилами в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями в процессе учебной деятельности

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы, , составлять план работы с учебником, отвечать на вопросы, планировать алгоритм действий по организации рабочего места, выполнять практическую работу.

Должны знать технику безопасности при выполнении пр. работы, уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни , характеризовать понятия: сосуды, ситовидные трубки, описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение; использовать знания для выращивания комнатных растений;

Письменный отчет о проделанной работе

28

Рост и развитие животных.

Формирование новых знаний.

Проводят наблюдения за ростом и развитием в организме.

Владение правилами поведения в классе, школе.

Используют приемы и способы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Должны уметь различать изученные объекты в природе, на таблицах, называть этапы развития животных, описывать сущность Эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Фронтальный опрос.

Работа с карточками-заданиями.

29

Организм как единое целое

Таблицы.

Комбинированный.

Называть единицы строения организмов, выявить их взаимосвязь.

Проявление интеллектуальных и творческих способностей

Формировать приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Должны уметь описывать сущность взаимосвязи клеток, тканей, органов в организме.

Работа по карточкам с заданиями.

30

Лабораторная работа №7 «Свойства кости»

http://school-collection.edu.ru/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000732-1000-4ddd-766f-0d00475d4308/316.swf

уроки КиМ,

электронное приложение

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Составляют план работы, фиксируют результаты используют приборы, формулируют выводы по результатам исследования.

Осознание ответственного отношения к природе , осознать необходимость защиты окружающей среды.

проявление любознательности

,доброжелательное отношение в коллективе

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни , называть способы передвижения животных ;

распознавать и описывать органы движения животных; характеризовать понятия :хвостовой плавник, реактивное движение,плавательные перепонки.

Письменный отчет о проделанной работе.

31

Лабораторная работа №8 «Движение инфузории-туфельки»

http://school-collection.edu.ru/

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000732-1000-4ddd-766f-0d00475d4308/316.swf

уроки КиМ,

электронное приложение

Комплексное применение знаний, умений, навыков.

Составляют план работы, фиксируют результаты используют приборы, формулируют выводы по результатам исследования.

Осознание ответственного отношения к природе , осознать необходимость защиты окружающей среды.

проявление любознательности

,доброжелательное отношение в коллективе

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Должны знать правила техники безопасности при выполнении лабораторных работ, уметь пользоваться лабораторным оборудованием, делать выводы по результатам работы, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни , называть способы передвижения животных ;

распознавать и описывать органы движения животных; характеризовать понятия :хвостовой плавник, реактивное движение,плавательные перепонки.

Письменный отчет о проделанной работе.

32

Что мы узнали о жизнедеятельности орнанизмов

Электронное пособие

Обобщение знаний по теме « Жизнедеятельность организмов»

Описывают сущность взаимосвязи клеток и тканей, и органов в организмах.

Устанавливают причинно-следственные связи между биологическими процессами.

Проявление доброжелательного отношения к мнению другого человека.

Использовать разные приемы работы с информацией, поиск, отбор источников, ;формулировать выводы,  поиск, отбор источников, ее систематизация, осуществлять постановку и формулировку проблемы,

Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; адекватно использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения.

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя

Уметь описывать сущность взаимосвязи клеток , тканей, органов в организме;

Устанавливать причинно-следственные связи между биологическими процессами;

Различать изученные объекты в природе, на таблицах.

Тестирование по теме « Организм – единое целое»

33

Красная книга Бурятии

Электронное пособие

Урок открытия знаний.

Узнают и различают растения различных экологических групп занесенных в красную книгу Бурятии

Анализируют и оценивают последствия деятельности человека в экосистеме;

Влияние собственных поступков на живые организмы в экосистемах.

Осознание необходимости ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды.

проявление интереса к изучению естеств. наук

Формировать ответы

на вопросы учителя;

планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии

составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью.

Должны знать экол. Проблемы, уметь объяснять причины негативного влияния хоз. деятельности человека на природу ;

Соблюдать правила поведения в природе;

Называть основные типы природных сообществ;

описывать видовой состав природных сообществ.

Тестирование по теме

34

Итоговая работа за курс 6-го класса

Владение правилами поведения в классе, школе

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

осуществлять постановку учебной задачи на основе того, что известно, и что еще неизвестно

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

35

Анализ итоговой работы.

Владение правилами поведения в классе, школе

Принимать учебную задачу, адекватно принимать

информацию учителя, составлять план работы ,выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

осуществлять постановку учебной задачи на основе того, что известно, и что еще неизвестно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Природоведение 5 класс.А.А.Плешаков, Н.И.Сонин

Рабочая учебная программа  составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и  Примерной  программы  основного общего обр...

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...