Обобщающий урок по теме: "Опорно-двигательная система"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Авезова Ольга Георгиевна

Этот урок можно использовать для обобщения материала по теме 6"Опороно- двигательная система человека".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_obob.uroka_.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок-игра по теме:

«Опорно-двигательная система»

Цели:  

    Называть части опорно-двигательной системы, основные отделы и кости скелета.

Раскрывать роль двигательной активности в сохранении здоровья человека, меры, предупреждающие нарушению осанки и развитию плоскостопия.

Продолжить формирование навыков работы в группе.

 Развивать умение сравнивать и оценивать.                                                                                                     

Уметь оказывать первую доврачебную помощь при ушибах, растяжениях связок, вывихах суставов, переломах.                                                                                                                                                        Воспитывать коммуникабельность и толерантность в общении со сверстниками.                            

Тип урока: обобщающий урок-игра                                                                                              

Формы работы: групповая, индивидуальная                                                                   

Оборудование:    

1.Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска (компьютерная презентация).

2.Макет «Скелет человека».                                                                                                                      3.Модели костей человека.

Ход урока.

- Сегодня у нас урок по теме «Опорно-двигательная система». Этот урок мы проведём в виде игры.

Работаем соревнуясь. Ваши ответы оценивает жюри. Желаю всем удачи.

Я разделила Вас на две команды. Команды заранее придумывают оригинальные название своей команде исходя из темы урока и девиз. За каждый правильный ответ участники игры получают 1 балл, конкурс приветствие оценивается в 5 баллов. Назначается жюри, которое будет подводить итоги игры.

   - Пожалуйста, представьте свои команды. (Учащиеся говорят название своей команды и девиз).

    - Ну, вот команды представлены. Начинаем работу, итак первый конкурс «Разминка».                

Конкурс №1 «Разминка» 

                    1-я команда.                                   1. Назовите отделы скелета. (Скелет головы, скелет туловища, скелет туловища, пояса, конечностей).                                                      2. Назовите отделы позвоночника. (Шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчик).                                      

3. Каково число крестцовых позвонков (4-5).

                                                                              4. Каково число грудных позвонков (12)                                                          5.Какие кости плечевого пояса вы знаете? (2 ключицы и 2 лопатки).                              

6. Назовите отделы черепа. (Мозговой, лицевой).                                                             7. Назовите три трубчатые кости (плечевая, лучевая, локтевая…).                   8. Каково количество свободных рёбер? (2 пары).                                              

9. Назовите органическое вещество кости. (Оссеин).                                                            10. Какая кость у человека самая большая? (Бедренная).

                       2-я команда.                                          1. Назовите типы костей. (Трубчатые, плоские).                                                            

2. Перечислите кости грудной клетки. (Грудина, 12пар рёбер, 12грудных позвонков).                                                      

3. Сколько рёбер у человека? (12пар).          

4. Каково число шейных позвонков?  (7).                                                                     5. Назовите кости тазового пояса (2 тазовые кости, сост. Из подвздошных, седалищных и лобковых).                                                    6. Назовите отделы туловища (позвоночник и грудная клетка).                                           7. Назовите 3 губчатые кости (ключица, кости запястья, позвонки…).

8. Сколько рёбер соединены с грудиной? (10 пар).                                                            9. Назовите структурную единицу кости. (Остеон).                                                            10. Какие кости человека самые маленькие? (слуховые).

Конкурс №2 «Логические цыпочки» 

Задание: указать лишнее в перечнях костей и объяснить свой ответ.

1-я команда.

1. Рёбра, грудина, позвонки, фаланги пальцев.

2. Локтевая, лучевая, бедренная, тазовая. 

                      2-я команда.                                                  

1. Тазовые,  лопатка, рёбра, плечевая. 

 2. Затылочная, теменные, лапотка, рёбра.  

                        

Конкурс №3 Юные художники 

Задание: нарисовать на доске и подписать                                                                            1-я команда - …части сустава.                                                                                             2-я команда - …части трубчатой кости.

Конкурс №4 Конкурс капитанов

Команды должны ответить на вопросы.

1-я команда.

1. В названии какой части скелета присутствует географический термин? (Хребет.)                                                              2. Какая часть скелета напоминает о неволе? (Грудная клетка.)                                                3. Почему первый шейный позвонок получил название атлант ? (Так зовут древнегреческого героя, который держал на своих плечах небесный свод. Подобно ему первый шейный позвонок – атлант держит голову человека.)                                                 

4. В какую сумку нельзя ничего положить? (В суставную).                                                          

5. Названия, каких частей скелета связаны с предметами хозяйственного обихода? (Лопатка, молоточек, наковальня, стремечко, чашечка).

                      2-я команда.                                                  

1. Назовите, какого отдела скелета обозначает предмет, используемый при стирке, для мытья в бане? (Таз).                                                             2. Какой частью скелета можно «копать».  (Лопатка)                                                  3. Какой позвонок в процессе эволюции утратил свою часть, а какой эту часть взял? (атлант и эпистрофей).                                                          4. Почему части кисти имеют название запястье, пястье? (В основе этих названий лежит слово «пять» - пять пальцев).                                                    5. Есть ли в черепе подвижные кости? (Нижняя челюсть, подъязычная кость, молоточек, наковальня и стремечко).

Конкурс №5  Определить кость

Андрей Везалий мог с закрытыми глазами на ощупь определить кости человека. Побудьте и Вы несколько минут Везалием.

Задание: с завязанными глазами на ощупь определить кости  скелета человека: ключицу, лопатку, плечевую и тазовые кости.

Конкурс №6 «Медицинский консилиум» (карточки-задания)

Вписать пропущенные в тексте слова: 1-смещение; 2-сместиться; 3-впадины; 4-повреждение (нарушение целостности); 5-чрезмерного; 6-поверхности; 7-открытые; 8-закрытые; 9-открытом; 10-кости; 11-мышцы; 12-кожи.                                                                                                                                                                                                                     

 При повреждении и растяжении связок в суставе происходит … (1) костей больше допустимой величины или изменение их обычного направления. При вывихах в суставе головка одной кости может … (2) или выйти из … (3) другой. Перелом – это … (4) кости. Происходит такая патология в случае …(5) действия нагрузки и изменения распределения на … (6) кости. Переломы бывают … (7) и … (8). При … (9) переломе происходит повреждение не только … (10), но и … (11) и … (12).

Конкурс№7 «Скорая помощь»

Задание: оказать первую доврачебную  помощь при травмах.

1-я команда.

1.В какой последовательности надо оказывать доврачебную помощь при вывихе сустава?    а) доставить пострадавшего к врачу;               б) обездвижить конечность;                              в) наложить холод на повреждённое место;     г) плотно забинтовать повреждённый сустав. Ответ: б,в,г,а.                                                           2. Вывих локтевого сустава.  Расскажите и покажите, как оказать первую помощь.                              

                      2-я команда.                                                  

1.Ваши действия при переломе локтевой кости:                                                         а) наложить шину;                                       б) отправить пострадавшего к врачу;          в) обернуть конечность мягким материалом;                                                 г) прибинтовать шину к конечности.         Ответ: в,а,г,б.                                            2. Перелом локтевой кости. Расскажите и покажите, как сделать шинирование.  

Жюри подсчитывает баллы и объявляет результаты.

Выставляются оценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс

Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат». Цели урока:  озвучивают дети1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.2. формирование умения пр...

Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система"

Данный урок разработан для обучающихся 9 класса коррекционной шкрлы с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Урок в форме конкурса. На уроке используются различные задания, деятельность детей...

Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

Конспект урока по теме Опорно-двигательная система

Конспект выполнен с учетом системно-деятельностного подхода...

Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Опорно-двигательная система человека» 11 класс (химико-биологический профиль)

РАЗРАБОТКА ДАННОГО УРОКА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ ПРОВЕСТИ ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЕМЕ "ОДС" НЕ ТОЛЬКО В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ , НО И В 8 КЛАССЕ....