Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.
план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

Самсонова Валентина Георгиевна

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто хочет вести здоровый образ жизни, наряду с другими элементами, занятия физической культурой и спортом должны стать правилом и непременным атрибутом жизнедеятельности.

В наше время все больше и больше становится популярным здоровое питание. Люди хотят, чтобы их организм работал стабильно, полноценно усваивая все полезные вещества и элементы, чтобы проходил быстро и правильно процесс обмена веществ - ведь это является залогом и гарантией крепкого здоровья.

Еще одним фактором здорового образа жизни является закаливание - система профилактических мероприятий, направленных на сопротивляемость организма  неблагоприятным факторам окружающей среды. Оздоровительное закаливание помогает организму повысить адаптацию к условиям внешней среды.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»)

Для учащихся 8 класса.

Цель урока: осмыслить необходимость физической культуры и здорового образа жизни для устойчивого развития человека.

Задачи урока:

Познавательные:

1. Привести учащихся к пониманию о взаимосвязи строения и функции скелета и мышц.  2. Помочь учащимся расширить представления о взаимосвязи состояния окружающей

       среды и здоровья человека.

  Развивающие:

1.  Способствовать развитию познавательного интереса учащихся с помощью творческих заданий и межпредметных связей с курсом физической культурой.

2. Способствовать формированию у учащихся умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать нужную информацию, применять знания на практике.

3. Способствовать обогащению навыков общения и умения совместной деятельности.

Воспитательные

1. Воспитывать у учащихся активную позицию, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

2. Способствовать формированию сознательной потребности в выборе здорового образа жизни.

Методы обучения:

-  вербальные (беседа);

- наглядные;

- практические

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии:

- проблемные, технология группового взаимодействия

Ход урока

  1. Обзор высказываний мыслителей древности и выдающихся людей нашего времени (4 учащихся). Сообщения занимают примерно  5 минут.

Примерное содержание выступлений:

Аристотель (IV век до нашей эры) – «Ничто так сильно не разрушает организм, как физическое бездействие».

Гиппократ – «Праздность и ничегонеделанье влекут за собой порочность и нездоровье».

Книга времен древней Греции «О диете» (автор неизвестен) . Автор излагает сведения о действии на организм прогулок, бега, гимнастических упражнений, анализируются причины утомления и переутомления. «Относительно утомления, возникающего в теле, дело обстоит так: люди, не занимающиеся упражнениями, утомляются от всякой работы».

Тревогу за разрушающееся здоровье сограждан высказывали римские поэты и мыслитель. Строфы из Овидия:

                       «Смотри, как разрушается от безделья

                         Ленивое тело.

                        Так портится в озере

                        Без движенья вода…»

Проблема  движения отразилась и в произведениях поэтов XIX века.

Гете вложил в уста Мефистофеля такой совет Фаусту:

                       « Уединись в глуши полей,

                          Руби, копай, паши за плугом

                          И ограничить тесным кругом

                          Себя и ум свой не жалей,

                          Питайся просто в скромной доле».

И.А. Гончаров при описании Обломова: «Цвет лица у Ильи Ильича был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть и того и другого».

Леонардо да Винчи - «Хорошо прожитый день дает спокойный сон».

Л.Н. Толстой - « Несомненное условие счастья есть труд: во-первых, любимый и свободный труд, во-вторых, труд телесный, дающий аппетит и крепкий успокаивающий сон».

  1. Учитель биологии. Гиподинамия, как мы слышали из выступлений,  – это проблема, которая занимала не только древних, но и современных людей.

Каковы же признаки гиподинамии? Они особенно ярко проявляются в утренние часы. Например, у человека после ночного сна нет ощущения свежести, он вял, раздражителен. Не приносит ему облегчение и умывание, отсутствует аппетит. Пешком пройтись не хочется, а в транспорте все раздражает. Улучшение общего состояния происходит через 3-4 часа и длится до обеда, а затем опять наступает усталость. У больных гиподинамией изменения возникают прежде всего в мышцах и в сердце, так как здесь количество главного энергетического вещества АТФ. Электрокардиограмма у таких людей показывает ухудшение работы сердца при нагрузке. У малоподвижных людей развивается атеросклероз – поражение кровеносных сосудов, отложение на их стенках жировых бляшек. Спутником гиподинамии является снижение дыхательного объема легких, нарушения со стороны органов пищеварения. Как же бороться с гиподинамией?

   Наш журналист (кто-то из учащихся) провел «трансвековое интервью». Ему слово. Ведущий журналист представляет участников интервью, они садятся за стол, перед каждым ставиться табличка, на которой написаны его имя и век, в котором он жил. Это Гиппократ, Авиценна, философ XVI века И. Кант, русские ученые – академик А. Богомолец, Н. Амосов.

 Вопрос: Какое место в медицине должен занять режим здоровья?

Гиппократ: «Природа дает что нужно. Однако знание всего человека недостаточно для лечения ввиду того, человек, который ест не может быть здоровым, если он не делает телесных упражнений. Пища и упражнения имеют противоположные свойства, которые соединяясь, способствуют поддержанию здоровья».

Амосов: «Благополучия в здоровье людей нет. Почему? Причина в том, что образ жизни, избранный нашим современником, противоречит самой природе человека. К сожалению, убедить человека в том, что он живет неправильно, не просто»

Вопрос: Что Вы понимаете под режимом здоровья?

Гиппократ: «Труд является пищей для всех членов и мышц, сон – внутренностей. Упражнение органов – труды, пища, сон….- все умеренно! Поддержание здоровья: ни пресыщение пищей, ни воздержание от труда».

Авиценна: «Основное в искусстве сохранения здоровья – это есть уравновешивание необходимых факторов. Они суть: 1- уравновешивание натуры;  2 – выбор пищи; 3- очистка тела от шлаков; 4- сохранение телосложения; 5- уравновешенность физического и духовного движения».

А. Богомолец: «первый принцип этой разумной жизни – работа. Работать должен весь организм, все его функции. Ни одна из них не должна быть забыта, ни одну нельзя перегружать до истощения».

Н. Амосов: «Режим здоровья- это определенный образ жизни человека. Можно наметить такие его черты: разумное ограничение питания, физическая нагрузка, сдержанное отношение к недомоганию и болезням».

Вопрос: Не могли бы Вы поподробнее остановиться на роли двигательной активности?

Авиценна: «Самое главное в режиме сохранения здоровья - есть занятие физическими упражнениями. Физические упражнения являются наиболее сильными  факторами, предотвращающими скопление зачатков переполнения, и, вместе с тем, повышают прирожденную теплоту и придают легкость».

И. Кант: «Основное правило – не щадить свои силы, не расслаблять их комфортом и праздностью»

Гигиеническая программа:

  1. Держать в холоде голову, ноги, грудь.
  2. Меньше спать, т.к. постель- гнездо заболеваний.
  3. Больше двигаться, гулять в любую погоду.
  4. Вредно за едой, как и во время ходьбы, мыслить.

Н. Амосов: «Одна из заповедей режима – физическая нагрузка. Осваивать комплекс упражнений надо постепенно, понемногу увеличивая нагрузку».

Вопрос к учащимся: Какой вывод можно сделать на основании этого интервью?

- И в древности, и в настоящее время основным условием сохранения здоровья является двигательная активность.

( материал интервью подготовлен по книге Г.Н. Пропастина «Через века…»)

Задается вопрос учителю физической культуры. Как отражается развитие опорно-двигательной системы на работе других органов?

   Степень тренированности человека можно по подсчету пульса в покое и после физической нагрузки. Для наблюдений учитель физкультуры вызывает 3 учащихся разной степени подготовленности и одного ученика для оформления записей на доске.

Испытуемый

Показатель частоты сердечных сокращений

Покой

Работа

Восстановление

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

  На доске написаны и показатели, по которым можно сравнить степень физической подготовленности:

В покое у здоровых людей . . . . . . . . . . . . 60-70 ударов в мин.

В покое у тренированных людей . .  . . . .  40-50 ударов в мин.

Во время небольших физических

нагрузок и после них. . . . . . . . . . . . . . . . . . 100-130 ударов в мин.

Во время средних физических                                                                                                  нагрузок и после них . . . . . . . . . . . . . . . .130- 160 ударов в мин.

Во время сильных физических

нагрузок и после них. . . . . . . . . . . . . . . . .160-190 ударов в мин.

   Фиксируем частоту сердечных сокращений по пульсу в течение 5 мин. по минутам при выполнении средней нагрузки. Заполняем таблицу, затем вычерчиваем график для каждого испытуемого.

Подведение итогов:

Что происходит с опорно-двигательной системой при регулярных занятиях спортом?

В ходе беседы выясняются следующие положения, которые учащиеся записывают в тетрадь:

  1. Занятия спортом способствуют формированию скелета. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых испытывает наибольшее напряжение. Чем сильнее развиваются мышцы тела, прочнее становятся кости скелета.
  2. Чем большую работу совершают  мышечные волокна , тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической нагрузке мышечные волокна быстрее растут, утолщаются, а значит могут совершать большую работу.
  3. Мышечная работа сопровождается изменениями в деятельности многих систем органов.
  4. В тканях активнее происходит обмен веществ.

Таким образом занятия физическим трудом, спортом оказывает благоприятное воздействие на весь организм. Можно согласиться с академиком  Амосовым, когда он будущее медицины видит в привитии людям режима здоровья, в широком применении физических упражнений. Если вы задумаетесь над своим образом жизни, то цель нашего урока будет достигнута.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс

Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат». Цели урока:  озвучивают дети1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.2. формирование умения пр...

Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система"

Данный урок разработан для обучающихся 9 класса коррекционной шкрлы с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Урок в форме конкурса. На уроке используются различные задания, деятельность детей...

Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

Обобщающий урок по теме: "Опорно-двигательная система"

Этот урок можно использовать для обобщения материала по теме 6"Опороно- двигательная система человека"....

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Опорно-двигательная система человека» 11 класс (химико-биологический профиль)

РАЗРАБОТКА ДАННОГО УРОКА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ ПРОВЕСТИ ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЕМЕ "ОДС" НЕ ТОЛЬКО В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ , НО И В 8 КЛАССЕ....

Разработка урока по теме Опорно-двигательная система, 8 класс

В данной разработке представлен конспект урока, презентация и приложения....