ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Опорно-двигательная система человека» 11 класс (химико-биологический профиль)
план-конспект урока по биологии (8, 11 класс) на тему

Перелыгина Ольга Викторовна

РАЗРАБОТКА ДАННОГО УРОКА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ ПРОВЕСТИ ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЕМЕ "ОДС" НЕ ТОЛЬКО В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ , НО И В 8 КЛАССЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_ods.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Опорно-двигательная система. (11класс, углубленное изучение биологии)

Цель: Обобщить и систематизировать полученные знания и научиться применять их при рассмотрении типовых и нестандартных вопросов темы

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Методы и приёмы обучения: Проблемный, эвристический; самостоятельная работа, решение кроссворда, сообщение учащегося, перекрёстный контроль, биологический лабиринт, работа с раздаточным материалом и микроскопами.

Задачи:

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о связи строения и функций скелета и мышц;
  • Развивающая: продолжить развитие логического мышления, находив сходство в строении скелета, мышц человека  и млекопитающих животных как доказательство их общего происхождения; продолжить формирование умений работать с тестовыми заданиями, давать ответы  на вопросы с опорой на таблицы;
  • Воспитательная: продолжить формирование мировоззрения о значении мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка. 

Задачи урока:

  • Образовательная: обобщить, систематизировать, оценить знания учащихся по теме «Опорно-двигательная система человека»
  • Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы; продолжить формирование навыков работы в группах; развивать логическое мышление (устанавливать причинно-следственные связи)
  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности  за сохранение своего здоровья, развивать творческую активность учащихся, формировать интерес к предмету.

Оборудование.

Таблицы: «Скелет», «Мышцы», «Типы соединения костей», «Череп»,«Ткани»,

«Нарушения опорно – двигательной системы», спилы костей, витаминные препараты, продукты питания содержащие Са; лабиринты, тесты, компьютер, мультимедийный проектор, экран, модель скелета, «молчащие» микропрепараты, микроскопы, презентация «ОДС- обобщение»

Ход урока.

I. Ориентировочно – мотивационный этап.

Сообщение классу темы.

У нас сегодня урок – обобщение по теме «опорно – двигательная система». Показ видеофрагмента (2 мин)

Здоровье – главное богатство человека. Но в жизни получается так, что человек может ухаживать за машиной (мыть, смазывать), за своим жилищем (уборка) и совсем практически не заботится о  своём здоровье и его укреплении.

А почему? Наверно это происходит и потому, что человек плохо знает его особенности и возможности. И сегодня мы должны повторить и закрепить основы опорно – двигательной системы.

  • Вопрос – задача.

Движение -  это жизнь.

Установлено, что человек в среднем в течение дня делает 25-30 тысяч шагов, что в среднем составляет 20 км. Подсчитайте, сколько километров человек проходит в год? (7320 км).

II. Мотивация деятельности учащихся.

Обращаясь к классу, учитель спрашивает:

КАК ВАШЕ ЗДОРОВЬЕ?

А НА ЧТО ЖАЛУЮТСЯ ВАШИ РОДИТЕЛИ?

Я имею в виду здоровье. Многие из них наверняка страдают теми или иными недугами, но вряд ли найдётся человек, который сказал бы, что у него болит кость.

А почему?

Строение скелета

Термин СКЕЛЕТ  с греч. « СКЕЛЕТОС» , означает высушенный , в Древней Греции он применялся к мумиям.

С древних времен многие ученые Древней Греции , Рима изучали кости.

Демокрит –собирал остатки скелетов посещая кладбища.

Клавдий Гален –  посетил Александрию, чтобы изучить единственный собранный там скелет человека.

 Петр 1 закупал по высокой цене за границей коллекции по анатомии.

  • Выполнение теста. Работа на 2 варианта: 1 вар. – А, 2 вар. - В(3 мин)

А- Выберите три правильных ответа.

  1. Костями  черепа являются

а) теменная кость               г) большая берцовая кость

      б) плечевая кость               д) нижняя челюсть

в) скуловая кость              е) ключица

  1. С помощью сустава соединяются

а) ключица и лопатка                             г) большая берцовая кость и крестцовые позвонки

      б) плечевая  и локтевая кости               д) нижняя челюсть и височная кость

в) теменная и височная кости               е) ребра и грудина

  1. Для работы мышц необходимы

а) глюкоза                          г) кислород

      б) углекислый газ              д) свет

в) тепло                              е) кальций  

  1. Причинами развития утомления при работе мышц могут быть

а) недостаток кислорода в мышце

б) низкая температура воздуха

в) недостаток АТФ

г) избыток жиров

д) быстрый темп работы

е) недостаток медиатора в синапсе

В - Установите соответствие

  1. Между типами соединения костей и примерами

А. позвонки крестцового отдела                             1) неподвижное

Б. тазобедренный сустав                                          2) полуподвижное

В. коленный сустав                                                  3) подвижное

Г. кости черепа

Д. позвонки грудного отдела

Е. ребра и грудина

  1. Между видами мышц и выполняемыми ими движениями

А. двуглавая мышца плеча              1) отведение руки в сторону

Б. трехглавая мышца плеча             2) разгибание руки

В. ягодичные мышцы                      3) обеспечение механизма дыхания

Г. круговая мышца рта                    4) поддержание вертикального положения тела

Д. дельтовидная мышца                  5) сгибание руки

Е. межреберные мышцы                 6) закрывание рта  

  1. Между отделами верхней конечности и костями

А. фаланги пальцев                         1) плечо

Б. лучевая кость                              2) предплечье

В. плечевая кость                            3) кисть

Г. кости пястья

Д. локтевая кость

  1. Установите последовательность

Расположения отделов позвоночника

А. крестцовый       Б. грудной         В. поясничный       Г. шейный             Д. копчиковый

Взаимопроверка теста, оценивание.

  • Работа с «молчащими» микропрепаратами (2 человека).

Задание. Найти среди предложенных микропрепаратов ткани, образующие кость, хрящ, гладкие и поперечно-полосатые мышцы. Пояснение микроскопического строения  клеток этих тканей.

  • Строение скелета

Отделы скелета

Кости скелета

Характер                          соединения

1Череп

А) лицевой отдел

Б) мозговой отдел

Верхнечелюстные , скуловые , носовые, небные

Нижнечелюстная, продъязычная

Теменные, височные

Лобная, затылочная, клиновидная

Неподвижно кроме нижнечелюстной (подвижно)

неподвижное

2 позвоночник

Позвонки   шейный отд.- 7

                      Грудной-      12

Поясничный- 5

Крестцовый- 5

Копчиковый – 4-5 ( сросшиеся)

полуподвижное

3 грудная клетка

   12 грудных позвонков +

   12 пар ребер + грудина

полуподвижное

4   плечевой пояс

2 лопатки + 2 ключицы

подвижное

5   свободная верхняя

     кон-ть

Плечо- плечевая кость

Предплечье- лучевая, локтевая

Кисть – запястье, пясть , фаланги пальцев

подвижное

6 тазовый пояс

2 седалищные, 2 подвздошные,

2 лобковые

неподвижно

7 свободная нижняя

кон-ть

Бедро- бедренная кость

Голень- Б. берцовая, М. берцовая

Стопа- предплюсна, плюсна, фаланги пальцев

подвижно

  • Особенности строения скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением.

С  прямохождением

С трудовой деятельностью

1  грудная клетка расширена в стороны

2 Тазовый пояс имеет вид чаши

3 Стопа сводчатая

4 кости нижних конечностей толще и прочнее костей рук

5 позвоночник имеет 4 изгиба

1 большой палец хорошо развит и противопоставлен остальным

2 Мозговой отдел преобладает над лицевым.

  • «Кости скелета человека»

Рассмотрите рисунок и запишите названия указанных костей (1 — 35).

  • Строение мотонейрона (работа с интерактивной схемой)
  • Работа по модели «Скелет» Особенности соединения костей.
  • Основные группы мышц человеческого тела

Отделы тела

Группы мышц

Функции

Голова

Мимические

 жевательные

При сокращении они меняют кожный рельеф, что проявляется в разной мимике человека,  участвуют в речеобразовании, в защите глаз.

Жевательные мышцы обеспечивают движение нижней челюсти, участвуют речеобразовании.

Мышцы туловища

мышцы груди и плечевого пояса

 

 

 

мышцы живота

 

 

 

мышцы спины и плечевого пояса

 

мышцы таз

Сильные мышцы плечевого пояса большая и малая грудные, передняя зубчатая  определяют положение плечевого пояса или действуют на плечевой сустав, участвуют  в дыхании.

 

Участвуют в сгибании и боковых наклонах туловища, в дыхании, создают внутрибрюшное давление, важное для фиксации органов брюшной полости, мочеиспускании, родах и т.п. (брюшной пресс).

 

Обеспечивают движения и удержание позы туловища и головы и очень важны для стабилизации правильных отношений между позвонками (мышечный корсет).

 

Обеспечивают одновременно и возможность вертикального положения туловища, и передвижение в пространстве.

Верхняя конечность

мышцы плеча

 

 

 

 

 предплечья и кисти

Двуглавая мышца плеча (бицепс) поднимает руку и сгибает ее в локтевом суставе, трехглавая мышца плеча (трицепс) разгибает предплечье в локтевом суставе.

 

 

Обеспечивают движение предплечья, кисти и пальцев.

Нижняя конечность

мышцы бедра

 

 

мышцы голени

 

 

мышцы стопы

Четырехглавая мышца разгибает ногу в колене – одна из самых сильных мышц человека, двуглавая мышца - сгибатель коленного сустава.

 

 Обеспечивают фиксацию голеностопного сустава при стоянии, ориентацию и опорные функции стопы при передвижении (ходьба, бег и т.п.).

 

 Имеют основное значение именно в удержании сводчатости стопы.

  • Особенности мышечной системы человека в связи с прямохождением:

мышцы спины и живота хорошо развиты, мышцы ног массивней и сильнее мышц рук, мышцы рук ловчее мышц ног, мышцы стопы образуют свод

  • Работа мышц: синергисты, антогонисты, динамическая, статическая.
  • Работа с лабиринтом «Скелетные мышцы»
  • Задание. Из перечня ответов (1-20) выберите и зашифруйте наиболее полные ответы на вопросы (I-XV).

  1. Кости стопы
  2. Большеберцовая кость
  3. Локтевая
  4. Лобная кость
  5. Ключицы
  6. Плечевая
  7. Ребра
  8. Теменная кость
  9. Лопатки
  10. Малоберцовая кость
  11. Верхняя челюсть
  12. Бедренная кость
  13. Лучевая кость
  14. Кости кисти
  15. Тазовые кости
  16. Нижняя челюсть
  17. Коленная чашечка
  18. Грудина
  19. Крестец
  20. Скуловые кости

  1. Что относится к мозговому отделу черепа?
  2. Что относится к грудной клетке?
  3. Какие кости образуют плечевой пояс?
  4. Какие кости образуют скелет свободной верхней

            конечности?

  1. Какие кости образуют пояс нижних конечностей?
  2. Какие кости образуют скелет свободной нижней      

                    конечности?

  1. Какие кости образуют тазобедренный сустав?
  2. Какие кости образуют коленный сустав?
  3. Какие кости образуют плечевой сустав?
  4. Какие кости образуют локтевой сустав?
  5. Какие кости – длинные трубчатые?
  6. Какие кости человека особенно развились в связи с

            прямохождением?

  1. Какие кости человека особенно развились в связи с

            физическим трудом?

  1. Какие кости  являются плоскими?
  2. Какие кости относятся к лицевому отделу черепа?

  • ВОПРОСЫ НА РАЗМЫШЛЕНИЕ:

1) Замечено, что человек по разному падает:

    Когда споткнётся, то падает вперёд, а когда поскользнется – назад. Как объяснить?

2) Любой из вас, прежде чем встать, наклонится над столом вперёд и только затем выпрямится и выйдет к доске. Может ли человек встать не наклоняясь вперёд?

РЕФЛЕКСИЯ: Заполнение таблицы

Что было интересно?

Что узнал нового?

Что хотелось узнать?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК за работу с тестами, карточками, устные ответы.

ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ:

«Опорно-двигательная система человека»

11 класс

(химико-биологический профиль)

Подготовила и провела:

учитель биологии

ОБОУ «Лицей-интернат №1»

г. Курска

Перелыгина О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система" 8 класс

Тема: «Обобщение: опорно-двигательный аппарат». Цели урока:  озвучивают дети1. обобщить и систематизировать знания, распределение физических нагрузок в течение дня.2. формирование умения пр...

Обобщающий урок по теме "Опорно-двигательная система"

Данный урок разработан для обучающихся 9 класса коррекционной шкрлы с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Урок в форме конкурса. На уроке используются различные задания, деятельность детей...

Обобщающий урок по темам "Опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная система человека" (биология, 8 класс)

Урок разработан в форме телевизионной игры "Своя игра". Цель урока: обобщение и систематизация знаний по темам....

Обобщающий урок по теме: "Опорно-двигательная система"

Этот урок можно использовать для обобщения материала по теме 6"Опороно- двигательная система человека"....

Технологическая карта урока "Введение в науку биотехнология" в 11 классе химико-биологического профиля

Раздел  «Биотехнология» является логическим продолжением темы «Селекция организмов».Корни биотехнологии уходят в далёкое прошлое и связаны с хлебопечением, сыроварением и другими способами пригот...

Интегрированный урок «Влияние двигательной активности на опорно-двигательную систему» (обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система») Для учащихся 8 класса.

Понятие здоровый образ жизни и физическая культура, общая двигательная активность включает в себя утреннюю гимнастику, физкультурные тренировки, ходьбу, работу на дачном участке и т. д. Для тех, кто х...

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс.

Конспект открытого урока по теме : "Опорно-двигательная система". Биология 8 класс....