Открытый урок "Работа сердца"
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему

Кесаева Люда Ивановна

урок по биологии для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Компьютерный тест.

1. Назовите массу сердца у взрослого человека

1) 150-200г

2) 250-300г

3) 400-500г

4) 600-750г

2. Какова продолжительность расслабления предсердий при обычной частоте сокращений сердца (60-80 в минуту), когда человек находится в состоянии покоя?

1) 0,1 сек

2) 0,3 сек

3) 0,4 сек

4) 0,7 сек

3. Расслабление сердца длится:

1) половину времени от всего цикла

2) меньше половины этого времени

3) больше половины

4) одну треть от всего цикла

4. Как возбуждение нервного центра симпатического нерва влияет на частоту и силу сокращения сердца?

1) не изменяет

2) уменьшает

3) увеличивает

5. В сердце есть структуры, обеспечивающие способность сердца сокращаться самопроизвольно за счет возбуждения, первоначально возникающего в этих структурах

1) нервные клетки соматической нервной системы

2) особые сердечные мышечные клетки

3) нервные окончания блуждающего нерва

6. Назовите ионы, которые в больших количествах принимают непосредственное участие в укорочении миофибрилл мышечных клеток сердца

1) Na+

2) K+

3) Ca2+

4) Mg2+

Ответы: 1(1); 2(4); 3(1); 4(3); 5(1); 6(3). 

УЭ-2. Цель: определить особенности строения сердца в связи с его функциями.

1. Пользуясь макетом сердца, рисунком  обозначьте на схеме части сердца цифрами

1 - левое предсердие

2 - правое предсердие

3 - левый желудочек

4 - правый желудочек

5 - легочная артерия

6 - легочная вена

7 - аорта

8 - нижняя полая вена

9 - створчатые клапаны

10 - полулунные клапаны



Предварительный просмотр:

 РАБОТА СЕРДЦА.

Планируемые результаты.       Учащиеся понимают особенности работы сердца и его        регуляцию.

Личностная значимость изучаемого для школьника. На различные жизненные ситуации сердце реагирует по-разному.

План урока.     I.Введение. Опрос по домашнему заданию.

                           II.Изучение нового материала.

  1.                                  Сердечный цикл.
  2.                                         Автоматия сердца.
  3.                                         Регуляция работы сердца.
  4.                                         Влияние факторов окружающей среды на сердце

                          III.Закрепление нового материала.

                               

Методы обучения.      Проблемный.

1.Почему сердце может сокращаться в       течение всей     жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?

2.Почему именно в такой последовательности сокращается сердце?

3.Почему сердце “ведет” себя по-разному? Что происходит с ним?

Формы организации УД.           Комбинированный урок с использованием фильма.

Приёмы деятельности учителя:  Организация проверки домашнего задания, беседа, работа с учебником и фильмом, презентацией, тетрадью, обсуждение проблемы.

Познавательные задания. 1. Выполните устно задание в учебнике, на стр.128-129.

                                                      2.  Ответьте на вопросы:

1. Из каких отделов состоит сердце?

2. Каковы особенности строения артерий, вен и капилляров?

3. Какая связь между строением кровеносных сосудов с их функциями?

4. Как изменяется кровь в малом круге кровообращения?

5. Как изменяется кровь в большом круге кровообращения?

                                                        3. Посмотрите кадры фильма и уточните свои представления о работе сердца, заполните таблицу, сделайте вывод.

                                                        4. Сердце работает ритмично,  Рассказ учителя: Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз. В начале сокращаются предсердия – систола предсердий, затем сокращаются желудочки – систола желудочков. При сокращении желудочков кровь проталкивается с большой силой в артерии, затем наступает общее расслабление – диастола. При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, при сокращении желудочков – закрыты, а полулунные открыты. Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление.

Задание классу:  заполнить таблицу:

Сердечный цикл.

Фазы

Предсердия

Желудочки

Продолжительность

I

Сокращаются

Расслаблены

0,1 сек.

II

Расслаблены

Сокращаются

0,3 сек

III

Расслаблены

Расслаблены

0,4 сек

 

 

 

0,8 сек

Вопросы по таблице классу:

1. Какова продолжительность всего сердечного цикла?
2.Сколько времени работают предсердия?
3.Сколько времени они отдыхают?
4. Сколько времени работают желудочки?
5. Сколько времени они отдых
6. Какой вывод напрашивается из этих данных? Ответ свяжите с проблемным вопросом.

Несложные расчеты показывают, что в течение суток сердце находится в состоянии сокращения около 8 часов, остальное время в состоянии расслабления, т.е. отдыхает.

Но частота сердечных сокращений зависит от характера деятельности человека. Если человек спокойно лежит или сидит, деятельность сердца замедляется. Если он занят легким физическим трудом, работа сердца ускоряется, а при тяжелой физической нагрузке частота сердечных сокращений резко увеличивается. Например, у спортсменов-бегунов во время бега на спортивных соревнованиях частота сердечных сокращений может доходить до 250 в минуту. У детей и у взрослых сердце сокращается с разной частотой: у детей до года 100-200 сокращений в минуту, в 10 лет - 90, а в 20 лет и старше - 60-70; после 60 лет число сокращений учащается и доходит до 90-95. Сердце работает ритмично, чередуя труд и отдых. Половину жизни отдыхает, половину работает. Во время сердечного цикла сердечная мышца усиленно снабжается кровью, около 10% крови, выбрасываемой левым желудочком в аорту, идет в кровеносные сосуды сердца – коронарные сосуды, питает его и снабжает кислородом

Такая последовательность работы сердца наблюдается всегда: и в состоянии покоя, и при физической нагрузке, и при эмоциональной нагрузке, только меняется продолжительность III фазы. Возникает следующий проблемный вопрос: Почему именно в такой последовательности сокращается сердце? Переходим к изучению следующего вопроса плана.

                                       5. Автоматия сердца.

“Автоматоз” означает самодвижущийся – свойство сердечной мышцы ритмически сокращаться и расслабляться независимо от сознания.

О другой особенности сердечной мышцы смотрим фильм “Автоматия сердца”.

Вопрос классу: О какой особенности сказано? – В сердечной мышце есть особые клетки, в которых периодически возникают импульсы возбуждения. Эти клетки собраны в узлы и пучки, которые образуют проводящую систему сердца

Дополнения учителя: клетки проводящей системы способны к ритмическому возбуждению – врожденная способность, передается по наследству. Возбуждение вначале возникает в клетках предсердий, затем передается клеткам желудочков, поэтому в начале сокращаются предсердия, затем – желудочки – это и есть автоматия сердца – способность ритмично сокращаться, благодаря импульсам.

Запись в тетради. Вывод 2. Проводящая система сердца обеспечивает ритм работы сердца – сердечный цикл.

                                                      6. Наверняка, каждый из вас обращал внимание на то, как сильно бьется сердце, когда волнуешься, недаром есть выражения – “сердце готово выпрыгнуть из груди”, “от страха сердце в пятки убежало”, “бешено бьется сердце” и др.

Проблемный вопрос: Что происходит с сердцем? Почему оно ведет себя по-разному?
Переходим к изучению следующего вопроса плана.

3. Регуляция работы сердца.

Вопрос классу: Какие способы регуляции деятельности организма знаете?
Нервная и гуморальная регуляция оказывают влияние и на работу сердца.

Слайд.

От работы сердца зависит кровоснабжение всех органов. При усилении сердечных сокращений больше крови поступает к работающим органам.

Запись в тетради. Вывод 3. Нервная и гуморальная регуляция обеспечивают приспособление работы сердца к условиям окружающей среды.

4. Влияние факторов окружающей среды на сердце.

Среди многочисленных факторов окружающей среды очень плохо влияют на сердце никотин и алкоголь.

Отрицательно влияют на сердце не только эти вещества, но больно ранят сердце грубые слова, зло, несправедливость. И как положительно сказывается на сердце доброе слово, улыбка, хорошее настроение, чуткое внимательное отношение, т.е. положительные эмоции.
Сердце – это особенный орган. Во все века оно было в почете у поэтов, сколько стихов и песен сложено о нем. Вспомните, какими эпитетами награждают сердце: беспокойное, трепетное, благородное, бесстрашное, чистое, храброе, чуткое, щедрое, нежное, доброе человеческое сердце. И уж совсем на особом пьедестале находится сердце матери – безгранично доброе и любящее, всепрощающее.

                                                  5. Возвращаясь к проблемному вопросу, учащиеся приходят к выводу: работоспособность и неутомимость сердца объясняется:

- ритмичностью работы

- автоматизмом

- нервной и гуморальной регуляцией

- интенсивностью обмена веществ в сердечной мышце

- количество в крови солей Са2+ и К+

- сердце продолжало биться т.к. иногда после смерти автоматическая деятельность сердечных узлов в слабом виде сохраняется еще некоторое время. Это бывает редко, очень редко, но именно на такой случай натолкнулся А. Везалий при вскрытии трупа.

                                                    6. И в заключение повторим основные термины и понятия урока:

                     систола, диастола, сердечный цикл, автоматизм

Организация деятельности учащихся.    Отвечают на вопросы, беседуют, работают с различными информационными носителями, заполняют таблицу, составляют схему, решают познавательные задачи.

Развитие умений учащихся.     Графически оформляют информацию,  реализуют внутри предметные связи, анализируют и делают выводы, высказывают оценочные суждения.

Домашнее задание                                            стр.130-133

Творческое задание: Составьте монолог “Обращение сердца к своему хозяину”



Предварительный просмотр:

Заполните таблицу: “Сердечный цикл”

фазы

предсердия

желудочки

продолжительность

Какой вывод можно сделать?

Фазы

Предсердия

Желудочки

Продолжительность

I

Сокращаются

Расслаблены

0,1 сек.

II

Расслаблены

Сокращаются

0,3 сек

III

Расслаблены

Расслаблены

0,4 сек

 

 

 

0,8 сек


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по литературе "Зорко одно лишь сердце" по повести А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Открытый урок в 5 классе. "Зорко одно лишь сердце". Антуан де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Методическая разработка игры-викторины "Дивный храм, открытый всем сердцам"

Методическая разработка игры-викторины "Дивный храм, открытый всем сердцам"...

Открытое интегрированное занятие " От сердца к сердцу"

Цель занятия: активизация творческой и познавательной деятельности, совершенствование  умений шитья....

Открытый классный час "От сердца к сердцу", посвященный Дню пожилого человека

Презентация для проведения классного часа, посвященного Дню  пожилого человека....