Внеклассное мероприятие по биологии "О братьях наших меньших"
классный час по биологии (5 класс) на тему

Артемьева Оксана Викторовна

Внееклассное мероприятие рассчитано  на учащихся 5-7 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_o_bratyah_nashih_menshih.docx293.13 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка внеклассного мероприятия  
по природоведению в 5 классе

«О братьях наших меньших»

C:\Users\1\Desktop\Оксане Викторовне\P4140578.jpg

Разработала :

Учитель биологии

МКОУ «Налимовская СОШ»

Артемьева Оксана Викторовна

«О братьях наших меньших»

Цель: Привитие интереса к предмету «Природоведение»

Задачи:

  • расширить кругозор учащихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • развивать воображение, внимание, мышление;
  • пробудить интерес к окружающему миру;
  • развивать инициативу и активность.

Мероприятие проводится в форме соревнования между двумя командами. Перед мероприятием командам было дано задание: придумать название командам и эмблемы, нарисовать рисунки на тему «Моё любимое животное».

Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Сегодня мы проводим игру – соревнование «О братьях наших меньших»! Командам будут предложены несколько конкурсов, в результате которых мы узнаем, как хорошо они знают животных, что они знают о животных, ну и надеюсь еще многое узнают о наших меньших братьях.

Итак, начнём!

Конкурс №1: «Приветствие»

Команды представляются друг другу(название, девиз, рисунки). Оцениваются  конкурсы по бальной системе. (Максимум-5 баллов)

C:\Users\1\Desktop\TokMGsodc_8.jpg

Конкурс №2: «Загадки»

(Ответы на загадки в презентации)

1. Страшен гривы этой гнев.

Царь зверей, конечно, …(лев).

2. Ходит важно, словно граф

С длинной шеей наш…(жираф).

3. В джунглях качели – это лианы,

Любят качаться на них…(обезьяны).

4. Через зарослей заслон

Шел по джунглям толстый…(слон).

5. Острозубы, но добры

В реках плотники-… (бобры).

6. Прыгай в прорубь, не дрожи –

Закаляйся, как… (моржи).

7. Целый день лежать не лень –

Толстым должен быть… (тюлень).

8.Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.  
(Белка)

9.Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.  
(Ёж)

10.Огромная кошка по лесу скачет,
В ушках серёжки она не прячет,
Ей не скажешь слова - брысь,
Потому, что это - ...                  
(Рысь)

11.Маленький, лёгонький, а за хвост не подымешь.     (Ящерица)

12. Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.      
(Медведь)

Конкурс №3: «Мини – викторина»

(Командам поочередно задаются вопросы, не отгадавшая команда теряет право на ответ и передает его другой команде.)

1.В какой части тела откладывается жир у утконоса?    (хвост)

2.Крокодил какого возраста считается взрослым?     (старше 8 лет)

3.Какое животное в случае опасности брызгает вонючей жидкостью, которая может ослепить?    (скунс)

4.Какое животное почти никогда не пьет, а за день может съесть килограмм листьев эвкалипта?     (коала)

5.Какое общий признак есть у коалы, вомбата и кенгуру?    (они сумчатые)

6.Какое животное может преобразовывать свой жир в воду, если долго не может найти питьевой источник?       (верблюд)

7.Почему енота называют "енот-полоскун"?  (потому что перед едой он часто полощет корм в воде)

8.Какое африканское животное можно слепить лишь из белого и черного пластилина?
зебру

9.На каком континенте еще, кроме Африки, живут слоны?   (Азия)

10.Одна из уникальных способностей геккона состоит в том, что он может удерживаться на любой поверхности благодаря       (маленьким цепким щеточкам на пальцах ног)

11. Зимой белый – на снегу его не заметить. Летом – бурый, лишь брюхо белое. (Заяц-беляк.) 

12.Дикий вид этого животного сохранился только в Монголии, в самых глухих уголках кустарниковых пустынь. Зимует в горах: спасается от холодных ветров. Кормится колючими кустарниками, молодыми побегами саксаула. Может подолгу не есть и не пить. Пищу и воду запасает в виде жира "впрок" в горбах.  (Верблюд.) 

Конкурс №4: «Капитанский»»

(Конкурс для капитанов команд. Балл получает первый  капитан разгадавший ребус.)

  1. Крупный родственник курицы. Живет в хвойных и смешанных лесах. Летом склевывает на земле ягоды, цветы, листья, насекомых – и все бегом.

http://menobr.ru/image.ashx?mode=image&maxwidth=400&maxheight=400&id=10591

(Глухарь.)

  1. Крупный европейский бык. Живет в равнинных, частично заболоченных или горных лесах. Ест траву, листья, побеги деревьев, кору.

http://menobr.ru/image.ashx?mode=image&maxwidth=400&maxheight=400&id=10594

(Зубр.)

  1. Похож на овцу на тонких ногах. Морда вздутая, с носом-хоботком, нависшим надо ртом. Ест степные травы, отыскивая посочнее, и тщательно скусывает каждый зеленый побег. По открытому месту бежит вровень с автомобилем.

http://menobr.ru/image.ashx?mode=image&maxwidth=400&maxheight=400&id=10595

(Сайгак.)

  1. Гигантская ящерица с острова Комодо (Малайский архипелаг), весит до 150 кг. Живет в густых прибрежных джунглях. Хищник: нападает на оленей, кабанов, обезьян, буйволят. Добычу подстерегает и стремительным броском либо хвостом сбивает с ног.

5.Замени первую букву в слове "баран" на третью букву алфавита, и ты узнаешь, как его зовут.

(Варан.)

6.

(моллюск)
7.  
D:\Документы МАША\ребусы фотошоп\Reb88.jpg                (кобра)D:\Документы МАША\ребусы фотошоп\Reb80.jpg

8.D:\Документы МАША\неделя биологии\ребусы фотошоп\Reb86.jpg (лягушка)                        

Конкурс №5:  «Да или нет?»

(Команды выбирают вариант ответа: «да» «нет»)

        Из жизни насекомых

1. В Африке водятся мухи-людоеды? (Да. Личинки африканских мух тумбу проникают глубоко под кожу человека, образуя мучительные открытые раны.)

2. Бабочки живут всего один день? (Нет. Некоторые живут по многу месяцев, перезимовывая или улетая в теплые края.)

3. Божьи коровки кусаются, когда рассержены? (Нет. Когда божьим коровкам досаждают, из их суставов сочится кровеобразная едкая жидкость, раздражающая кожу.)

Из жизни рыб

4. Кончик меча у меч-рыбы отравлен смертоносным мышьяком? (Нет. Меч-рыба абсолютно безвредна.)

5. Некоторые рыбы живут внутри огурцов?

(Да. Жемчужные рыбки находят себе убежище в теле морского огурца, куда они проникают через дыхательное отверстие.)

6. В Японии едят ядовитых рыб?

(Да. У рыбы-фугу яд находится в печени, в органах размножения, в желудке и некоторых мышцах. При ее приготовлении должен присутствовать опытный знаток, который удалит яд и сделает мясо безвредным.)

Из жизни рептилий

7. Чтобы спастись от врагов, крокодилы притворяются бревнами?

 (Нет. Таким приемом крокодилы пользуются, чтобы подкрасться к своим жертвам.)

8. Кобра танцует под звуки дудочки факира?

(Нет. Кобра не слышит музыки, а следует за движениями дудочки, готовясь к атаке.)

9. Змеи могут совершать прыжки в высоту до метра?

(Да. Гадюка, обитающая в Центральной Америке, способна совершать такие прыжки, нападая на жертву.)

Из жизни птиц

10. Лапки олушей синеют от холода?

(Нет. У олушей действительно лапки синего цвета, но это никак не связано с низкой температурой.)

11. Во время ухаживания пеликаны угощают друг друга рыбой? (Нет. Так поступают другие птицы.)

12. Стрижи спят на лету?

(Да. На закате стрижи взлетают на большую высоту и спят на лету, а на рассвете опускаются поближе к земле.)

Из жизни зверей

13. Дикобраз стреляет своими иглами во врагов?

(Нет. Но если наткнуться на иглы, то они легко обламываются и остаются в теле жертвы.)

14. Верблюд хранит запас воды в горбах? (Нет. Их горбы хранят запас жира.)

15. Одинокие волки воют на луну?

(Нет. Волки воют для того, чтобы предупредить волков других стай о том, что территория занята.)

Конкурс №6: «Покажи животное»

(Учащиеся  одной команды изображают животное, а другая команда должна отгадать, кто это. )

 На карточках написаны названия животных:

Команда №1: кенгуру, петух, лев.

Команда №2: заяц, индюк, медведь.

Занимательная минутка «        Знаете ли вы, что…»

(Обучающиеся работают в команде. Читают занимательный материал. Задание : Запомнить как можно больше интересных фактов. Затем карточки с материалом убираются и проводится игра  «Кто больше»

  • Индийский слон меньше африканского, и уши у него не такие большие, но зато он менее агрессивен, очень сообразителен и легко приручается. 
  • Бобр перегрызает ствол ивы толщиной 12 см за 5 мин. А если дерево толще, бобры работают вдвоем: пока один грызет, другой отдыхает, а потом они меняются. 
  • Одна из плотин в США, построенная бобрами, достигла в длину 700 м. А хатка, которую бобры каждый год достраивали, поднялась на 13 м. 
  • Отличить моржа от моржихи можно по клыкам. У моржей они длиннее и толще, чем у моржих. 
  • У овцебыков шерсть длиннее, чем уз всех других обитающих на Земле зверей. На спине – до 16 см, а на животе и груди – до 90 см. 
  • Лошадей в Америке не было, пока их не завезли туда испанцы. Эти невиданные туземцами животные помогли европейцам завоевать новые земли. 
  • Из птиц на Земле больше всего домашних кур. На втором месте – воробьи. 
  • Белый медведь, умываясь, может набирать в лапы снег и протирать им глаза и около ушей. 
  • Верблюд может подолгу обходиться без воды, но зато потом за один раз выпивает сразу несколько ведер. 
  • Индийский носорог, погружаясь в воду, спасается от слепней и оводов, которые откладывают в складках его кожи яйца. 
  • Родственница большой панды – малая панда. Она втягивает когти и умывается, как кошка, взбирается на деревья, как медведь, и передвигается вприпрыжку, как енот. 
  • Белая медведица спит на боку, прижимая медвежонка лапой к своей мохнатой груди. 
  • Мышь ложится спать на своих мышат, накрыв их собой, как одеялом, чтобы они не замерзли. 
  • Самка снежного барса, когда спит, прижимает малыша к себе и закрывает его хвостом, чтобы ему было тепло. 
  • Волк вытаскивает из лапы занозу зубами, а если заболевает, лечится голодом и лекарственными травами. 
  • Заяц не потеет, а в жару сбрасывает лишнее тепло через длинные тонкие уши, в которых множество кровеносных сосудов. 
  • У лисиц в основании хвоста есть небольшая проплешина. Отдыхая и свернувшись клубочком, лисицы часто утыкаются туда носом. Там у них расположена железа, источающая запах фиалки. Фиалковая железа есть и у лиса, и у лисицы, и особенно ароматна она зимой. А для чего она нужна лисицам, ученые пока точно не знают. 
  • Калан (морская выдра) пользуется камнем как наковальней. Перевернется на спину, положит камень на грудь и, крепко зажав в лапах ракушку, с силой ударяет ею по камню. Разобьет – и съест содержимое. 

Конкурс №7:  «Узнай животное»

1. Это небольшой зверек, весом до 2,5 кг. Его хвост, пушистый и лохматый, обычно длиннее тела. Он часто задирает хвост кверху торчком, чтобы его далеко было видно. На этого зверька редко кто нападает. Он сразу "выстреливает" во врага из особых желез отвратительно пахнущую ослепляющую жидкость. (Скунс.) 

2.Днем спит, свернувшись калачиком в дупле или на развилке ветвей. В сумерках медленно передвигается по дереву в поисках гнезд древесных муравьев. Найдет, разрушит стенки гнезда острыми когтями передних лап и собирает липким языком добычу.    (Карликовый муравьед.) 

3. Самые маленькие в мире птицы живут в Южной Америке. Некоторые из этих птиц взмахивают крылышками 200 раз в минуту. По земле они почти не ходят: у них очень слабые лапки. Питаются они нектаром цветов, мелкими мягкими насекомыми и паучками. Гнездо самой маленькой из этих птиц размером с половинку грецкого ореха, а яйцо весит 2 г.  (Колибри)

4. Какие самые крупные животные на нашей планете. В шкуре этого животного может разместиться стадо из 12 африканских слонов. (синий кит)

Конкурс №8:  «Пазлы»

(Интерактивная игра)

( Баллы получает каждая команда за количество правильных ответов.)

Задание:Найди место жительства животных и растений

http://LearningApps.org/watch?v=p8oty6k7j01

Подведение итогов:

Скажите, ребята, что вы узнали нового о наших меньших братьях?

 Изменили ли вы свое отношение к животным после нашего мероприятия?

 Почему мы называем их братьями?

 А почему меньшими братьями?

 Кому из вас захотелось больше узнать о жизни животных?

Рефлексия

Ответьте письменно  на вопросы анкеты:

1.Сегодня на мероприятии мне…

2.Меня особенно  удивило  то, что…

3.До начала мероприятия я думала, что…, а сейчас знаю….

4.Было бы хорошо, если бы…

5.Мне не понравилось…

Награждение победителей и участников грамотами.

Список литературы и интернет ресурсов:

  1. Тайны живой природы. Рик Моррис – Москва: РОСМЭН, 2003.
  2. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни / Сост. В.В. Балабанова, Т.А. Максимцева – Волгоград: Учитель, 2003.
  3. 1000 загадок для детей и не только, Аст – Сталкер, 2010.

http://LearningApps.org/watch?v=p8oty6k7j01

                                                        http://sschool8.narod.ru/Reb_biol.htm

http://www.bugaga.ru/interesting/1146731129-interesnye-fakty-iz-zhizni-zhivotnyh.html

http://infoosy.narod.ru/fakt/fakt.htm

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%20%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85&stype=image&noreask=1&lr=213

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно- творческий проект "О братьях наших меньших"(2 класс)

Проблема включения проектной деятельности в учебный процесс является прогрессивной и новой. В ней содержится огромный развивающий потенциал, что особенно важно в условиях современной школы, наце...

Внеклассное мероприятие "Мы и братья наши меньшие"

Описание внеклассного мероприятия, праздника, посвященного животным, нашим питомцам....

Внеклассное мероприятие. «Братья наши меньшие».

Внеклассное мероприятие. «Братья наши меньшие»....

Сценарий внеклассного мероприятия по детским стихотворениям Саида Шахмурзаева о животных «Поговорим о братьях наших меньших» .

Открытое мероприятие было проведено к 13-0летию балкарского поэта Саида Шахмурзаева. Принципами отбора материала являются: литературный, нравственно-эстетический, языковедческий. Элементом новизны явл...

Час общения с поэтом «Если ты родился на свет, проживи свой век человеком» (По творчеству Валерия Майнашева о гуманном отношении к «братьям нашим меньшим» и охране родной природы) Национально-региональный компонент в системе внеклассной работы

Форма: мастерская общенияОформление: выставка плакатов  на тему «Земля- наш дом», ученических рисунков «Моя малая родина»,стенд с детскими стихами и сочинениями, выставка ...

Викторина "Братья наши меньшие" (воспитательное мероприятие о птицах общекультурного направления)

Птицы способны на то, на что не способен человек – летать. Птицы рождаются изначально с этой способностью, они живут в небе. Человек может создать самолет и так же отправиться в небеса, но...