Сценарий внеклассного мероприятия по детским стихотворениям Саида Шахмурзаева о животных «Поговорим о братьях наших меньших» .
материал (5 класс) по теме

Ахматова Люаза Ахматовна

Открытое мероприятие было проведено к 13-0летию балкарского поэта Саида Шахмурзаева. Принципами отбора материала являются: литературный, нравственно-эстетический, языковедческий. Элементом новизны является использование ИКТ. Самими учениками и учителем были созданы видеоролики. 

Мероприятие является средством воспитания у учащихся сочувствия, милосердия к животным, любви к литературе и родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Саид Шахмурзаев Стихи для детей70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия по детским стихотворениям Саида Шахмурзаева о животных «Поговорим о братьях наших меньших» .

Цели:

1.Образовательная: познакомить учащихся с  творчеством С. Шахмурзаева, понятиями «чуткость», «доброта», «ответственность», «отзывчивость».
2.Развивающая: развивать познавательный интерес,  мировоззрение взглядов, суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам.
3.Воспитательная: содействовать в создании эстетических вкусов и уважительное отношение к миру животных.

Ход мероприятия.

Оформление актового зала.

  1. Рисунки “В мире животных”.
  2. Выставка книг,  посвященных  животным.
  3. Плакаты.

План занятия.

  1. Стенгазета о жизни и творчестве С. Шахмурзаева.
  2. Выставка книг посвященных  животным.
  3. Рисунки «Мир животных нашими глазами».
  4. Плакаты.
  5. Музыкальное оформление.
  6. Стихи, загадки, игры.
  7. Выводы.

1 Ведущий - Здравствуйте, ребята, уважаемые гости.

Всем хорошо известно, какая огромная семья  «братьев наших меньших» нас окружают.

Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Среди них много наши  верных и преданных друзей. Любое живое существо, какое бы оно ни было, маленькое или большое, приносит немалую помощь. Но кроме помощи они еще вызывают приятные чувства, радость, восхищение, пробуждают добрые чувства, развлекают нас. Сколько хороших чувств рождается в человеке от общения с животными. Их надо беречь.

2 Ведущий. И о них с большой любовью писал стихи известный балкарский поэт, автор первой балкарской азбуки  Саид Шахмурзаев, 130-летний юбилей которого в этом году отмечает республика.

1 Ведущий. Саид Османович Шахмурзаев родился в 1886 году в ауле Эль-Тюбю в Верхнем Чегеме. Он был одним из двойняшек-мальчиков, а рождение сразу двух таякъчы - двух пастухов - несказанно обрадовало их отца Османа.

2 Ведущий.  Саид любил рассказывать о своей первой встрече с Кязимом, которая перевернула его жизнь, пробудив в нем жажду познания, так велико было впечатление, которое произвел на мальчика знаменитый поэт и кузнец, так неожиданны были слова, обращенные к нему: "Мой сын, есть в мире один волшебный дар. ...Чем больше ты делишься им, тем он сам становится больше... Этот дар - знание. Станет светлым твой век, когда обретешь его!"  Эти  слова стали для Саида судьбоносными. Историк, этнограф, талантливый педагог, обучивший почти всю  первую балкарскую интеллигенцию и просто чистый человек, труженик, волшебник родного слова. (Сопровождается презентацией о С. Шахмурзаеве).

Ролик о животных.

1 Ведущий.  Наше мероприятие будет состоять из нескольких тем, в  которых наши юные таланты приятно удивят нас чтением стихов Саида Шахмурзаева.

2 Ведущий.  Есть такое выражение: «Человека можно узнать по тому, как он относится к старикам, к детям», а я бы ещё добавила, как он относится к животным. Ни одно животное в мире не отличается такой привязанностью к человеку, как собака. Ни одно животное не служит человеку так беззаветно, так преданно как это удивительное существо.  

1 ученик.

Ит.

Ит адамгъа нёгерди,

Жауу келсе, кёреди,

Ол чабады, юреди,

Не келсе да биледи.

Ит иесин сюеди,

Бек тансыкълар, ойнакълар,

Къууаннгандан юсюне,

Жанын атар, ийнакълар.

1 Ведущий.

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы –

Уши больше головы.

Как вы все догадались,  наше следующее стихотворение  о зайчике. А прочитает его нам  2 ученик.

Къоянчыкъ .

Къоян-къоян, къоянчыкъ,

Узун, ёре къулакъчыкъ,

Жигейчиги къысхачыкъ,

Ариучукъду къоянчыкъ.

Бахчалагъа киреди,

Кёзчюклери жылтырай,

Кёгетдени кемире,

Жюрекчиги къалтырай.

2 Ведущий. Наши ученики не только умеют рассказывать стихи, но и проводят свои, пока еще, небольшие исследования. Оказывается, названия некоторых растений и животных пришли в русский язык  из тюркских языков, к коим и относится балкарский.

(Презентация «Балкарские названия животных и растений»).

3 ученик.

Как то, готовясь к уроку по балкарскому языку, я обратила внимание на то, что некоторые названия растений и животных на русском и балкарском языках очень похожи. Ответы на свои вопросы я нашла в книге Джабраила Харуновича Базиева и Натальи Наурузовны Шаутаевой «Балкарские названия растений и животных»

 Своим открытием хочу поделиться с вами.

Кизил – Чум.

Русское название, по-видимому, происходит от яркого красного цвета плодов (по-балкарски: красный – къызыл).

Тростник – Къамиш

Народное название на русском языке – камыш, перенятое из тюркского языка.

Кендырь сибирский – Кендир

Высокостебельное растение обладает ценным, высокопрочным волокном. Балкарцы исстари используют это свойство, изготовляя суровую нить (кендир халы) и высокопрочные верёвки (кендир жипле). Тот факт, что это растение на современном балкарском языке носит древнее название, до сих пор не стертое из памяти народов Сибири, свидетельствует об архаичности этого языка.

Барс снежный – Барс.

Термин барс общепризнан на языках народов, населяющих территорию распространения этого леопарда, и входит в состав древнейшей лексики тюркских языков.

Барсук – Борсукъ.

Русское название барсук происходит от общетюркского борсукъ.

Кавказский тур – Жугъутур

Тур - образовалось из карачаево-балкарского названия данного животного – жугъутур – в результате выпадения первой, труднопроизносимой на русском языке части (жугъу).

Кабан – Къабан.

Балкарское название в русском произношении, где «къ», не свойственный русскому языку, замещен на обычный «к». До 1750 год, до принятия ислама, балкарцы охотились и принимали в пищу кабанов.

Олень благородный – Марал

Этим же названием благородного оленя пользуется и русскоязычное население Алтая, Сибири и Дальнего Востока, оно же вошло в науку для обозначения восточных популяций этого вида на территории России.

Осел, ишак – Эшек.

Эшек – общетюркское название, от которого происходит русское ишак.

1 Ведущий. О хитростях лисы издавна сложены рассказы в стихах и  прозе.  Следующее стихотворение Саида Шахмурзаева именно о ней.  

4 ученик.

Тюлкю

Тюлкю болад хыйлачы,

Аман халла ойлагъан,

Тауукъ этледен тойса,

Бек махтанып ойнагъан.

Айып болсун тюлкюге,

Как-как этип юреди,

Къоркъуп къарай узакъдан

Ол итлени кёреди.

2 Ведущий.  А этот наш герой скоро проснется после долгого сна.  Да, это медведь.

5 ученик.

Айыу

Бойнакъ айыу жашайды,

Ариу малкъар таулада,

Мур-мур эте жюрюйдю,

Агъачлада, къоллада.

Къыш куркада жатады,

Жау табанын жалайды,

«Жаз да къачан келед?»-деп,

Ашыгъышлы къарайды.

1 Ведущий. Этим пушистым зверьком восхищаются и взрослые, и дети.  Белка!  

6 ученик.

Эрлен.

Эрлен деген жигитди,

Чертлеуюкле ашайды.

Къабукъларын ташлайды,

Агъачлада жашайды.

Бутакъладан бутакъгъа,

Ашау излей ётеди,

Жубуранланы кёргенлей,

Къуууп, къысха жетеди.

2 Ведущий.  Героя нашего следующего стихотворения незаслуженно обижают. Ведь он такой красивый, такой трудяга, наш милый ослик.

7 ученик.

Эшек

Эртте-эртте заманда,

Эшеклени сюйгенбмз.

Жегип, жюклеп кёкбашны,

Чыбыкъ алып тюйгенбиз.

Эшек энтта жюрюйдю,

Шинжи, бичен ашайды.

Сууну сюзюп ичеди,

Тюзде, тауда жашайды.

1 Ведущий. А сейчас песня.  Песня о сегодняшних наших героях. «Неди ол?»

Неди ол?

Жап-жашилди

Африкада черекледе жашайды.

Неди ол?

Сарыуек.

Сарыуек, Сарыуек.

Сарыуекди, Сарыуекди, Сарыуекди ол,

Сарыуекди, Сарыуекди, Сарыуекди ол.

Къуйрукъчугъун булгъай кетип

Тауукъчукъну секиртди.

Неди ол?

Тюлкючюк

Тюлкючюк, Тюлкючюк.

Тюлкючюкдю, Тюлкючюкдю, Тюлкючюкдю ол,

Тюлкючюкдю, Тюлкючюкдю, Тюлкючюкдю ол.

Пух кибикди, женгилчикди

Тереклеге ёрлейди.

Неди ол?

Эрленчик

Эрленчик, Эрленчик

Эрленчикди, Эрленчикди, Эрленчикди ол,

Эрленчикди, Эрленчикди, Эрленчикди ол.

Къулакъларын кёкге созуп

Аулакълада чабады.

Неди ол?

Къоянчыкъ.

Къоянчыкъ, Къоянчыкъ.

Къоянчыкъды, Къоянчыкъды, Къоянчыкъды ол,

Къоянчыкъды, Къоянчыкъды, Къоянчыкъды ол.

Бал ашаргъа бек сюеди,

Агъачда айланады.

Неди ол?

Айыучукъ.

Айыучукъ, Айыучукъ.

Айыучукъду,  Айыучукъду, Айыучукъду ол.

Айыучукъду,  Айыучукъду, Айыучукъду ол.

Айыудан да, бёрюден да, тюлкюден да къоркъмайды.

Неди ол?

Асланчыкъ.

Асланчыкъ, Асланчыкъ.

 Асланчыкъды, Асланчыкъды, Асланчыкъды ол.

Асланчыкъды, Асланчыкъды, Асланчыкъды ол.

Жаз да, къыш да акъ тончугъун

Тешмегенлей жашайды.

Неди ол?

Къозучукъ.

Къозучукъ, къозучукъ.

Къозучукъду, Къозучукъду, Къозучукъду ол,

Къозучукъду, Къозучукъду, Къозучукъду ол.

Кимге эсе да чох-чох этип,

Тёнгеретип иеди.

Неди ол?

Текечик.

Текечик, Текечик.

Текечикди, Текечикди, Текечикди ол,

Текечикди, Текечикди, Текечикди ол.

2 Ведущий. Грациозна и красива наша следующая героиня – газель. О ней расскажет следующий наш участник.

8 ученик.

Жур.

Макъыргъанда ёнчюклери,

Улагъына эмчеклери,

Къап-къаралла кёзчюклери,

Сейирдиле агъач журла.

Агъачлада жашайдыла,

Кём-кёк кырдык ашайдыла, 

Ачыланы жалайдыла,

Ойнакъласын бизни журла.

1 Ведущий.  «Идёт бычок качается, Вздыхает на ходу…» Кому неизвестны эти строчки Агнии Барто.

9 ученик.

Бугъа .

Тутушургъа чыгъама,

Бир затдан да къокъмайма,

Мюнгюрдеген бугъама,

Тутханымы жыгъама.

Ёхтем-ёхтем жюрюйме,

Къынгыр этип боюнуму,

Ачыууму чыгъарсанг,

Кёргюзтюрме оюнну.

2 Ведущий.  Лев-царь зверей.  На балкарском языке название ему арслан.

10 ученик.

Арслан.

Арслан деген жаныуар,

Малгъа, адамгъа къоркъуулу,

Турма арслан аллында,

Сен болмазса къарыулу.

Къычырыгъы, тауушу,

Зынгырдатад тауланы,

Уллу бёкем бёксюмю,

Сескендиред сауланы.

1 Ведущий - Сегодняшнее мероприятие мы  не случайно посвятили животным. Вы, наверное, нередко задумывались о том, сколько бродит по улицам бездомных животных. И их создали, к сожалению, мы – люди. Каждое выброшенное на улицу животное – это чье-то предательство. Надо помнить об этом и не давать в обиду тех, кто не может защитить себя сам. Давайте жить в гармонии с теми, кто нас окружает, а не выбрасывать их на улицу, как ненужную вещь. Давайте беречь и любить животных, ведь они, как никто другой, нуждаются в нашей заботе и ласке.

Учитель.  Давайте останемся людьми, ведь как говорил Кязим в своем стихотворении «Адамды бизни атыбыз». Мы должны следовать примеру известных людей нашей республики, которые оставили свой след в истории и прославили свой народ. Будем достойны!

Ролик с песней в исполнении Э.Жаникаева «Адамды бизни атыбыз».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка общешкольной викторины "Животные-братья наши меньшие"

В данной разработке представлен материал для проведения общешкольного мероприятия для начальных классов, посвященное Всемирному дню животных....

Презентация к методической разработке "Животные-братья наши меньшие"

Данная презентация создана для проведения общешкольного мероприятия для начальных классов, посвященное Всемирному дню животных....

Внеклассное мероприятие по биологии "О братьях наших меньших"

Внееклассное мероприятие рассчитано  на учащихся 5-7 классов....

Внеклассное мероприятие "Мы и братья наши меньшие"

Описание внеклассного мероприятия, праздника, посвященного животным, нашим питомцам....

Внеклассное мероприятие. «Братья наши меньшие».

Внеклассное мероприятие. «Братья наши меньшие»....

Час общения с поэтом «Если ты родился на свет, проживи свой век человеком» (По творчеству Валерия Майнашева о гуманном отношении к «братьям нашим меньшим» и охране родной природы) Национально-региональный компонент в системе внеклассной работы

Форма: мастерская общенияОформление: выставка плакатов  на тему «Земля- наш дом», ученических рисунков «Моя малая родина»,стенд с детскими стихами и сочинениями, выставка ...