рабочая программа по биологии 8 класс Сонин Н.И.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Рабочая программа составлена из расчета 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_biologii_8_klass.docx45.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Новолялинского городского округа

«Павдинская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО

на заседании  ШМО №1

от «  »_______________ 2015 г.

руководитель ШМО учителей естественно-математических предметов

____________/ Симакова Е.С.\

СОГЛАСОВАНО

«      » _________________2015 г.

Заместитель директора по УВР

__________________/Е.В. Старцева \

УТВЕРЖДАЮ

Директор_______________/М.П. Анкушин\

Приказ от «_____»_____________2015 г.

Биология. Человек.

рабочая программа для 8 класса

Составитель

Симакова Е.С.

Учитель биологии

1 кв.к.

                                                                      п. Павда

2015 год

Содержание

                                          1.Пояснительная записка

                                                      2.Содержание предмета

                                                      3.Поурочное планирование

                                                      4. Требования к уровню подготовки

                                                      5.Учебно-методическое обеспечение


Пояснительная записка

Программа  разработана на основе следующих нормативных документов:

-федеральные документы:

  • Закона Российской Федерации «Об образовании» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
  • Президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», 2010 г.;
  • Постановления РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;
  • Приказа Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ  от 30.08.2010 г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ  от 03.06.2011 № 1994 «Изменения, которые вносятся  в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ  от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
    образовательных стандартов начального общего, основного общего и 
    среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом 
    Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»;
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Письма Минобрнауки России от 29.04.2014 г. № 08-548  «О федеральном перечне учебников»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010  года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- областные документы:

  • Закона Свердловской области от15. 07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ.

- школьные:

  • Устава МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;
  • Образовательной программы МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;
  • Календарного учебного графика.

Программа составлена с учетом примерной программы по биологии М., «Просвещение», 2011 год.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

 - освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;

 - овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;

 - воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

 - использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному здоровью, здоровью других людей; соблюдение норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

При разработке программы учитывались психолого – педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся.

В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой         культуры. Общий обзор организма человека подготавливает учащихся к рассмотрению механизма регуляции процессов жизнедеятельности. Сведения о регуляции используются при последующем изучении строения и функций исполнительных органов.

Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия об организме как едином целом, позволяет сориентировать учащихся на здоровый образ жизни.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так же применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Программа составлена для учащихся 8 класса. В классе 3 ученика. Очень сильных учащихся нет. Все учащиеся способны к обучению. В классе 2 человека  из неполной семьи.

Содержание программы

  1. Человек как биологический вид.

Место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных, факторы антропосоциогенеза. Особенности строения тела человека, сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека. Органы и системы органов человека, стадии эволюции человека, расы человека.

  1. Происхождение человека

Биологические и социальные факторы антропогенеза; этапы эволюции человека, их особенности, отличительные признаки расы, происхождение и единство рас. Совершенствование человека в процессе эволюции.

  1. Краткая история развития знаний о человеке

История развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней.

  1. Общий обзор организма человека

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Система органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

  1. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция.

  1. Нервная система.

 Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга

  1. Анализаторы.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

  1. Опора и движение.

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

  1. Внутренняя среда организма

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.

Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

  1. Транспорт веществ

Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

  1. Дыхание

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.

  1. Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.

  1. Обмен веществ и энергии

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

  1. Выделение

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки,  их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.

  1. Покровы тела.

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.

  1. Размножение и развитие

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка.

  1. Высшая нервная деятельность.

Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.


Тематическое планирование

№ урока

Содержание урока

Кол-во

часов

Составляющие качества образования

Доз.д.з.

Пред-информационная.

Деят-ком

Цен-ориент

Человек как биологический вид

2

1

Место человека в системе органического мира

 Место человека в системе орган.мира. Сходство человека с животными. Понятия «рудименты», «атавизмы»

Работать с учебником, совершать мыслительные операции, оформлять их в виде таблицы

15 мин.

2

Особенности человека

15 мин.

Происхождение человека

3

3

Происхождение человека, этапы его становления. Древнейшие и древние люди

Называть этапы эволюции человека

Объяснять причины совершенствования строения и поведения человека в процессе эволюции

15 мин.

4

Этапы становления человека. Современный человек

15 мин.

5

Расы человека, их происхождение и единство

Понятие «раса», виды рас

Механизмы образования рас

Доказывать несостоятельность теории расизма

15 мин.

Краткая история развития знаний о человеке. Науки, изучающие организм человека

3

6

История развития знаний о строении и функциях человека

История развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней

15 мин.

7

Из истории отечественной медицины

Вклад отечественных ученых в формирование знаний о человеке

15 мин.

8

Обобщение

Общий обзор организма человека

4

9

Клеточное строение организма

Строение клетки, структура и функции частей и органоидов клетки

Клетка – главный структурный и функциональный элемент организма

20 мин.

10

Ткани. Эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная    

Ткань. Эпителиальная, соединительная

Функции тканей. Особенности строения

15 мин.

11-12

Органы. Системы органов

Основные группы тканей, органов и систем органов.

Соответствие между строением ткани и выполняемым функциям.

Характеризовать сущность регуляции жизнедеятельности.

Характеристика сущности регуляции жизнедеятельности

15 мин.

Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.

1

13

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности

Сущность гуморальной регуляции; железы внутренней и внешней секреции. Роль гормонов в жизнедеятельности человека

Нарушения нервно-гуморальной регуляции, их признаки, профилактика

20 мин.

Нервная система

5

14

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы

Строение нервной системы. Отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга

Обосновывать значение нервной системы. Классификация рефлексов.

15 мин.

15

Спинной мозг

Место спинного мозга в организме человека; форма, длина, масса.

Функции спинного мозга. Внешнее и внутреннее строение

15 мин.

16

Строение и функции головного мозга

Строение основных отделов головного мозга, их функции

20 мин.

17-18

Полушария большого мозга. Тест на выяснение объема внимания, эффективности запоминания.

Особенности строения полушарий большого мозга; функции долей и зон коры больших полушарий

Сравнивать строение и функции больших полушарий у человека и животного

15 мин.

Анализаторы

4

19

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор

Понятие «анализатор» особенности строения зрительного анализатора. Строение и функции глаза, его частей

Составление таблицы. На модели показывать части глаза

Дефекты зрения, их профилактика

15 мин.

20

Анализаторы слуха и равновесия

Строение и функции анализаторов слуха и равновесия

Связующая роль анализаторов между организмом и внешней средой

Причины нарушений слуха. Гигиена органа слуха. Воспитание полезных привычек по соблюдению правил гигиены

15 мин.

21

Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус

Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Обобщение знаний об органах чувств и анализаторах

Многообразие анализаторов, их локализация в организме, строение, функции

Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов.

Роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и быстром реагировании на их изменения

15 мин.

22

обобщение

Опора и движение

8

23

Аппарат опоры и движения, его функция. Скелет человека, его значение, строение

Значение аппарата опоры и движения; строение и функции скелета человека

Распознавать части опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета

Особенности скелета связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Отличия скелета человека от скелета животных

15 мин.

24

Строение и свойства костей

Типы соединения костей

Виды костей, строение и химический состав костей, типы соединения костей

Приводить примеры костей разных видов и типов их соединения

15 мин.

25

Первая  помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

повреждения скелета, их признаки

Приемы первой помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата

Заболевания опорно-двигательного аппарата их профилактика

15 мин.

26

Мышцы, их строение и функции

Особенности строения и свойства мышечной ткани; особенности скелетных мышц

Показывать отдельные мышцы на модели, рисунке, на себе

15 мин.

27

Работа мышц

Условия функционирования мышц; условия повышающие работоспособность мышц

Динамическая и статическая работа мышц

Зачем тренировать мышцы.

15 мин.

28

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

Условия развития костей и мышц

Причины искривления позвоночника и плоскостопия

Профилактика искривления позвоночника и плоскостопия

15 мин.

29

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека

Черты сходства и отличия в аппарате опоры и движения человека и млекопитающего животного

Значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка

Доказательства общего происхождения человека и млекопитающих животных

15 мин.

30

обобщение

Внутренняя среда организма

3

31

Внутренняя среда организма и её значение

Состав внутренней среды организма; особенности тканевой жидкости, крови и лимфы

Необходимость постоянства внутренней среды организма

15 мин.

32

Плазма крови, её состав.

Форменные элементы крови, их строение и функции

Состав, строение, продолжительность жизни, место образования и значение плазмы и форменных элементов крови.

Функции форменных элементов крови

Значение постоянства состава внутренней среды организма

15 мин.

33

Иммунитет. Группы крови. Переливание. Донорство. Резус-фактор

Иммунитет, виды иммунитета, инфекционные заболевания, лечебные сыворотки, вакцина

Знать совместимость крови по группам; значение переливания крови

Роль доноров в сохранении жизни и здоровья людей

15 мин.

Транспорт веществ

4

34

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения

Движение крови и лимфы в организме, значение этого процесса

Особенности строения органов кровообращения. Уметь измерять пульс, кровяное давление

15 мин.

35

Работа сердца

Причины неутомимости сердца; стадии сердечного цикла их характеристики

Регуляция работы сердца: автоматизм, нервная и гуморальная регуляция

15 мин.

36

Движение крови по сосудам

Что такое кровяное давление, особенности движения крови по венам

 причины изменения давления

Метеозависимость людей

15 мин.

37

Заболевания ССС, их предупреждение.

Вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на ССС

Распознавать виды кровотечений; оказывать первую помощь при повреждениях сосудов

Профилактика заболеваний ССС

15 мин.

38

Обобщение.

1

Дыхание

4

39

Потребность организма человека в кислороде. Строение органов дыхания.

Сущность процесса дыхания; роль кислорода; особенности строения органов дыхания

Находить и показывать органы дыхания и путь воздуха на рисунках и моделях

Меры профилактики заболеваний голосовых связок

15 мин.

40-41

Строение легких. Газообмен в легких и тканях

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких

Регуляция дыхания

Особенности строения легких; механизм газообмена; жизненная ёмкость легких, сущность дыхательных движений, регулирование вдоха и выдоха

Характеризовать изменения состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха

Гигиенические требования к составу воздуха

15 мин.

42

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения

Возможные заболевания и нарушения органов дыхания

Первая помощь при нарушениях дыхания и сердечной деятельности

Профилактика заболеваний, правила дыхания, вред курения

15 мин.

Пищеварение

5

43

Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме

Пищеварение, пищевые продукты, питательные вещества

Функции пищеварительной системы; роль питательных веществ

15 мин.

44

Пищеварение в ротовой полости

Пищеварение в ротовой полости, строение зубов.

Гигиена ротовой полости, профилактика заболеваний зубов

15 мин.

45-46

Пищеварение в желудке и кишечнике

всасывание

Особенности строения желудка и кишечника, пищеварительные железы: печень, поджелудочная железа

Свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, особенности всасывания в кишечнике

Как улучшить работу желудка

20 мин.

47

Рациональное питание

Значение кулинарной обработки пищи; режим питания

Меры по предупреждению желудочно-кишечных  и глистных заболеваний

Первая помощь при ЖКЗ

20 мин.

48

обобщение

1

Обмен веществ и энергии. Витамины

2

49

 Обмен веществ и энергии

Энергетический и пластический обмен веществ

Роль органов пищеварения, кровообращения, дыхания и выделения в обмене веществ. Биологическая роль обмена веществ

15 мин.

50

Витамины

Значение витаминов, содержание их в продуктах питания

Условия сохранения витаминов в пище

Составить меню

15 мин.

Выделение

1

51

Выделение. Строение и работа почек

Заболевания почек. Их предупреждение

Значение и строение мочевыделительной системы; особенности внешнего строения и локализации почек в организме

Взаимосвязь строения почек с выполняемыми функциями

Профилактика заболеваний почек: голь гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек

20 мин.

Покровы тела

3

52

Строение и функции кожи. Гигиена кожи

Строение и функции кожи

Устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи

Гигиена кожи, профилактика заболеваний кожи

15 мин.

53

Роль кожи в терморегуляции

Роль кожи в терморегуляции

Значение постоянной температуры тела, причины нарушения терморегуляции

Правила оказания первой помощи при ожогах, обморожениях

15 мин.

54

Закаливание организма. Уход за одеждой и обувью

Роль закаливания организма

Форма, условия, физиологические механизмы закаливания. Гигиенические требования к одежде и обуви

Необходимо применять знания о закаливании на практике

15 мин.

55

Контрольная работа №5

1

Размножение развитие

2

56

Половая система человека

Преимущества полового размножения перед бесполым; строение и функции половой системы

Роль половых желез в жизнедеятельности организма; оплодотворение и его значение. Черты сходства и отличия в размножении и развитии зародыша млекопитающих животных и плода человека

Гигиенические требования к режиму будущей матери

15 мин.

57

Возрастные процессы

Особенности роста и развития ребенка, периоды формирования организма, их особенности

15 мин.

Высшая нервная деятельность человека

5

58

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к  условиям жизни

Особенности ВНД, её значение в восприятии окружающей среды

Суть рефлекторной теории поведения, особенности врожденных и приобретенных форм поведения

Заслуги И.М.Сеченова и И.П.Павлова в изучении ВНД

15 мин.

59

Торможение его виды и значение

Роль и физиологическая природа различных видов торможения.

Взаимосвязь процессов возбуждения и торможения.

15 мин.

60

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна

Биологическое значение чередования сна и бодрствования

Фазы сна и их характеристики

Нарушения сна

15 мин.

61

Особенности ВНД. Познавательные процессы

Значение речи, сознания и мышления,  память и её виды

Способность к трудовой деятельности в становлении человека

15 мин.

62

Типы нервной деятельности

Типы нервной деятельности, темперамент, характерные признаки типов нервной деятельности

Определить тип нервной системы

Почему у нас разные характеры

15 мин.

63

Контрольная работа №6

1

Человек и его здоровье

4

64

Здоровье и влияющие на него факторы

Приемы оказания первой помощи при ожогах, травмах, обморожениях, отравлениях.

Приемы оказания первой помощи.

Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки своих действий и поступков по отношению к здоровью своему и окружающих.Владеть приемами работы с информацией: осуществлять поиск, отбор источников информации, формулировать проблему.

15 мин.

65

Вредные привычки. Заболевания человека

Отрицательное влияние вредных привычек.

Меры по профилактике вредных привычек.

15 мин.

66

Двигательная активность и здоровье человека

Соблюдать нормы личной гигиены и профилактики заболеваний

15 мин.

67

Закаливание. Гигиена человека

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.

Приемы рациональной организации труда и отдыха. Осознание ценности здорового  и безопасного образа жизни.

15 мин.

68,69

Итоговый тест

70

Резерв


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен:

Знать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Уметь объяснять

 роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика;

роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

родство человека с млекопитающими животными;

место и роль человека в природе;

зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.

Распознавать и описывать на таблицах

 основные части и органоиды клетки,

органы и системы органов человека.

Анализировать и оценивать

 воздействие факторов окружающей среды,

факторов риска на здоровье.

Проводить самостоятельный поиск

биологической информации:

находить в биологических словарях и биологических справочниках значения биологических терминов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики

-заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями;

- травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);

-нарушение осанки, зрения, слуха.

Учебно – методическое обеспечение

  1. Биология. Человек. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. М., Дрофа, 2005 год
  2. Методическое пособие к учебнику. М., Дрофа, 2005 год
  3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы, М., Дрофа, 2001 год
  4. Биология. Поурочные планы. Волгоград, Учитель, 2005 год
  5. Таблицы по анатомии и физиологии человека
  6. Таблицы по гигиене
  7. Модель глаза, головного мозга,уха.
  8. Видеофильмы по анатомии, физиологии, гигиене человека

Интернет-ресурсы

  1. InternetUrok.ru›Биология 8 класс
  2. school-collection.edu.ru›Каталог›Человек
  3. tinlib.ru›biologija/testy_po_biologii_8_klass.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю

Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.

Рабочая программа по биологии, концентрический  курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК  Н.И.Сонин, В.И. Сонина...