Психологические и философские основы меж-предметной интеграции
учебно-методическое пособие по биологии ( класс) на тему

Макарова Наталья Михайловна

Интеграция в первую очередь необходима для формирования целостного мировоззрения. Интеграцию использую во всем и везде: на уроках, при проведении исследовательских работ, во время проектной работы на пришкольном участке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy.rar12.31 КБ

Предварительный просмотр:

               Психологические и философские основы меж-предметной

                                                      интеграции.

                 Научные основы данной педагогической технологии берут начало в трудах И.П.Павлова и И.М.Сеченова. Далее учёные-психологи, проанализировав особенности мышления и памяти, пришли к выводу, что обучение должно быть построено так, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Меж-предметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

Важнейшими характеристиками запоминания являются приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Следовательно, овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность, повышает эффективность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.

    Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира. Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых в сфере получения знаний. Философской основой меж-предметной интеграции является принцип системности. Традиция системно-целостного рассмотрения процесса обучения разработана в 60-70-е годы Ю.К.Бабанским, А.М.Даниловым и др., и понимание личности как продукта целостного педагогического процесса вошло в педагогику.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.

Признаки интегрированного урока: 1) специально организованный урок, т. е., если он специально не организован, то его вообще может не быть или он распадается на отдельные уроки, не объединённые общей целью; 2) цель специфическая (объединённая); она может быть поставлена, например, для а) более глубокого проникновения в суть изучаемой темы; б) повышения интереса учащихся к предметам; в) целостного, синтезированного восприятия изучаемых по данной теме вопросов; г) экономии учебного времени и т. п.; 3) широкое использование знаний из разных дисциплин, т. е. углублённое осуществление меж-предметных связей.

Интегрирование – это не только особая комбинация учебного материала, но и способ организации учебной деятельности, предполагающий анализ учебного материала с различных позиций, вычленение главного, операции с известным в новом аспекте, решение учебных задач, выполнение заданий творческого характера. Интегрирование позволяет направить урок в русло сотрудничества, где мнения могут быть противоречивы, но любое мнение уважаемо всеми, даже если с ним не согласны. Это помогает развить одно из ценнейших достоинств: умение слушать другого, вникать в его доказательства, сравнивать чужую точку зрения со своей. «Чувство приобщения к тем, кто размышляет о предмете, исследуемом на занятии, - одна из главных составляющих мотивационной сферы урока. Это чувство способно развить самую человеческую из всех страстей – страсть к познанию» (В.А. Сухомлинский).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение предметной интеграции в обучении

Представлена статья на тему "Значение предметной интеграции в обучении"...

"Предметная интеграция как проводник к целостному восприятию мира"

предметная интеграция как проводник к целостному восприятию мира...

Художественно-философские основы поэтики С. Есенина

Художественно-философские основы поэтики С. Есенина. Данный урок позволит учащимся вспомнить основные черты есенинской поэтики, их специфическую иерархию и взаимосвязи, посмотреть, как реализуются авт...

Мастер – класс Тема «Предметная интеграция на уроках литературы, географии, математики и химии».

Мастер – класс  Тема «Предметная интеграция на уроках литературы, географии, математики и химии»....

предметная интеграция в проектной деятельности

Межпредметные интеграции на уроках музыки и изобразительного искусства очень естественны и уже привычны: музыка и изобразительное искусство, музыка и литература, музыка и история.  Можно и ...

«Возможности предметной интеграции в урочное и внеурочное время в вопросах личностного воспитания школьников»

Предмет «Технология» даёт уникальную возможность всем учащимся самореализоваться, опираясь на информационную заинтересованность в любой предметной области. Расширение межпредметного взаимо...

Методическая разработка на тему: "Социальные и философские основы бунта Раскольникова". Разработчик: Брюшинина Лариса Юрьевна, преподаватель русского языка и литературы. ГБПОУ "Троицкий технологический техникум".

Данный учебный материал может использоваться на занятиях по литературе, посвященных роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Разработка содержит подробный конспект и презентацию ...