Главные вкладки

    План-конспект урока по биологии (6 класс) по теме:
    Урок "Что такое Экосистема" ?

    В данной разработке представлена технологическая карта и сценарий  урока "Что такое экосистема ?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_ekosistema.doch_.docx178.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Иогачская средняя общеобразовательная школа»

    Технологическая карта Урока

    по теме

    «Что такое экосистема?»

    6 класс

                                   

                                                 

    E:\Экосистема\images (3).jpg

    Иогач

    2017 г.

    Технологическая карта занятия

    Тема урока: Повторение по теме «Что такое экосистема»

    Тип урока: урок рефлексии

    Цели:

    Содержательная: повторение и закрепление материала по теме «Природное сообщество».

    Деятельностная: формирование у учащихся умения фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления. 

    Задачи:

    Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме;

    формировать у учащихся способность к рефлексии и реализации коррекционных норм.

    Воспитательные: воспитывать внимательное, бережное отношение к морфеме, слову.

    Развивающие: развивать речь, мышление, воображение.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций

    Предметные:

    знать виды экосистем, уметь применять знания о экосистемах  в практике,  уметь отличать экосистемы от других природных сообществ.

    Метапредметные:

    Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
    Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, овладеть приемами отбора и систематизации учебного материала.

    Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

    Оборудование: интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, рабочие карты учащихся.

    Формы деятельности: групповая, индивидуальная

    Методы и приёмы:


    Технологическая карта занятия

    Этапы занятия

    Деятельность учителя

    Предполагаемая деятельность учащихся

    УУД

    1.

    Организационный.

     Педагог оценивает готовность учащихся  к занятию.

    Учащиеся настраиваются, включаются в учебную деятельность.

    Личностные: принятие своей роли ученика, соблюдение определенных правил поведения.

    2.

    2 этап. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности

    Создает ситуацию мотивации учебной деятельности на урок. Педагог читает и предлагает обсудить  фразу на поиск и информации и решение задач.

    Включаются в работу.

    Высказывают свое мнение о смысле предложенной фразы.

    Личностные: формирование положительной мотивации к обучению. 

    Познавательные: умение извлекать необходимую информацию.

    Коммуникативные        

    Умение слушать и понимать речь других

    Умение высказать свою точку зрения

    3

    3 этап.  Актуализация знаний.  Постановка темы,  цели и задач занятия

    Добивается, чтобы обучающие самостоятельно сформулировали тему и цель занятия через проверку домашнего задания и решения теста

    Учащиеся выполняют тест,  формулируют тему и цель занятия.

    Регулятивные:

    Постановка учебной задачи на основе соотнесения известного с неизвестным

    Коммуникативные

    Умение слушать и понимать речь других

    4

    4 этап. Фиксация и локализация индивидуальных затруднений

    Предлагает выполнить самостоятельную работу №1 в парах. Создание мотивации к пробному действию.

    Учащиеся выполняют задание и  находят определение новым понятиям «экосистема», «биоценоз»

    Познавательные:

    умение структурировать свои знания по определенной теме, ориентироваться в системе своих знаний.

    Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

    5

    5этап. Построение  проекта коррекции выявленных затруднений

    Организует обсуждение на тему «Что такое экосистема?» Предлагает на примерах это проверить.

    Учащиеся включаются в беседу и обсуждают примеры.

    Регулятивные: умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.

    Регулятивные: умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.

    Регулятивные: умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные: умение слушать.

    Регулятивные: умение действовать по инструкции.

    Физминутка

    Организует выполнение упражнений

    Выполняют упражнения.

    6

    6этап. Реализация построенного проекта. Самостоятельная работа с проверкой  по эталону.

    Предлагает еще раз проговорить понятие экосистемы и выполнить Самостоятельную работу № 2 с целью проверки и коррекции полученных знаний

    Проговаривают понятие экосистемы, приводят примеры.

    Выполняют Самостоятельную работу №2, проверяют по эталону, корректируют знания при необходимости.

    Познавательные: умение слушать. Регулятивные: умение выполнять действия в соответствии с поставленной задачей

    Коммуникативные:

    7

    7 этап. Включение в систему знаний и повторение

    Предлагает еще раз проверить свои знания и поиграть в игру «Да-нет»

    Играют в игру «Да-нет» и закрепляют полученные знания

    Регулятивные:

    Умение производить контроль и оценку своих действий; формирование эмоциональной устойчивости к стрессам, умение адекватно реагировать

    Коммуникативные:

    8

    8 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке:

    Организует оценивание деятельности учащихся на занятии.

    Оценивают свою работу на занятие.

    Проводят рефлексию.

    Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения.

    Познавательные: формирование умения делать выводы.

    Коммуникативные: умение видеть положительные качества в одноклассниках

    Сценарий урока

    1 этап. Организационный 

    Педагог:
    Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас в хорошем настроении! Биология – древняя наука, которая во многом говорит на древнем латинском языке, в котором есть фраза Dum docent, discunt  (Обучая, обучаемся сами). Я хотела бы чтобы мы с вами сегодня узнали  новое и закрепили пройденное.

     

    2 этап. Мотивация (самоопределение) к коррекционной деятельности: 

    Ребята обратите внимание на экран. Прочитайте фразу и поясните, как вы её понимаете.

    «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь чему учится" Леонардо да Винчи 

    Ответы детей.

    3 этап.  Актуализация знаний.  Постановка темы,  цели и задач занятия.

    Педагог. На прошлых уроках мы свами говорили о природных сообществах, среде обитания живых организмов, экологических факторах. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока, предлагаю вам выполнить проверку домашнего задания. Это тест, который состоит из 10 вопросов, после каждого варианта ответа стоит буква, выберите правильный вариант ответа, а соответствующую букву занесите в бланк ответа. Ответ сформулируйте в строк для ответа. После решения теста оцените себя по критериям, и поставьте нужное количество баллов за выполненную работу. 

    Педагог. И так тема сегодняшнего занятия «Что такое  ЭКОСИСТЕМА?»

    Педагог. Запишите пожалуйста тему в рабочую карту.

    Педагог.  Как вы думаете а кая цель стоит перед нами на сегодня на уроке

    Ответы детей.

    Педагог. Да ребята, абсолютно верно. Целью нашего занятия является:

    1. Знакомство с понятием экосистема
    2. Повторение понятия природное сообщество
    3. Закрепление на практике

    Для работы на уроке предлагаю вам план действий:

    1.Дать определение, что такое экосистема

    2. Сравнить биоценоз и экосистему

    3.Рассмотреть примеры экосистем

    4.Закрепить материал в выполнении заданий

    4 этап. Фиксация и локализация индивидуальных затруднений

    Для определения понятия экосистема предлагаю вам выполнить самостоятельную работу №1, проверить работу по эталону и оценить свою деятельность по критериям. После решения данной работы нам нужно записать определение

    5этап. Построение  проекта коррекции выявленных затруднений

    ЭКОСИСТЕМА – это сообщество живых организмов при действии факторов неживой природы

                     

    Педагог: Примером экосистемы являются Телецкое озеро, аквариум, тайга, лес, луг, поле и т.д.

    ФИЗМИНУТКА .Сейчас мы поиграем в игру «Деревья, кустарники, травы». Когда услышите название дерева – руки вверх, название кустарника – руки в сторону, название травянистого растения - обнять себя

    Кедр, брусника,  ромашка,  сосна, смородина, подорожник, черника.

    6этап. Реализация построенного проекта. Самостоятельная работа с проверкой  по эталону.

    Педагог. Сейчас для проверки полученных знаний предлагаю вам ребята сделать самостоятельную работу №2  в которой вы еще раз закрепите свои знания о экосистеме. Те ребята которые испытали затруднения в решении предыдущего задания, предлагаю решить первый вариант задания, а те у кого не вызвало больших трудностей, предлагаю сразу перейти к решению второго варианта.

    Для ребят, которые быстро справятся заданием, есть дополнительное задание ребус. После выполнения работы  оцените себя по критериям, и поставьте нужное количество баллов за выполненную работу. Не  забудьте проверить свою работу по эталону.

    Самостоятельная работа № 2

    Вариант-1

    1. Решите тест. Из предложенных вариантов выберите 1 правильный вариант ответа.

    1)Экосистема это объединение:

    а) живых организмов и неживой природы

    б) только неживой природы

    в) среды обитания

    2)На произрастание  теплолюбивых растений влияет следующий фактор неживой природы:

    а) засуха

    б) постоянная высокая температура в) много света

    3)Какой тип взаимодействия между медведем и волком:

    а) хищничество

    б) конкуренция

    в) забота друг о друге

    2.Напишите пищевую цепь  обитателей Прителецкой тайги: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

    3.Аквариум – это искусственная экосистема:

    - нужны ли в аквариуме растения

    -зачем всегда ставят рядом с аквариумом световую  лампу

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Вариант -2

    1. Решите тест. Из предложенных вариантов выберите 1 правильный вариант ответа.

    1) Телецкое  озеро это:

    а) экосистема

    б) биоценоз

    в) среда обитания

    2)На произрастание  влаголюбивых растений влияет следующий фактор неживой природы:

    а) засуха

    б) постоянная высокая влажность

    в) наличие рядом водоема

    3)Примером взаимовыгодного взаимодействия является:

    а) отношение волк-заяц

    б) белый медведь-пингвин

    в) акула-раба прилипала

    2.Напишите пищевую цепь Прителецкой тайги. Укажите основные компоненты пищевой цепи и факторы неживой природы (пример)________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3.Докажите что представленный рисунок – экосистема

    E:\Экосистема\images.jpg

    4* Решите ребус:

                                                                                                                                                                

    Оцени свою работу:

    Всё верно – 5 баллов

    Были затруднения – 4 балла

    Было трудно – 0 балла

    7 этап. Включение в систему знаний и повторение.

     Педагог:    И так ребята давайте свами вспомним,  о  чем  мы сегодня говорили?    Что такое экосистема?      Виды экосистемы? Чем отличается от биоценоза?

    Ответы детей.

    Педагог. Ребята давайте закрепим наши знания полученные сегодня и поиграем в игру «Да - Нет». Я говорю вам фразу, а вы если считаете, что выражение правильное разжимаете ладонь, а если не верно-сжимаете кулак.

    1. Экосистема – это взаимодействие  живых организмов
    2. Лес-это экосистема
    3. Биоценоз и экосистема одно, и тоже
    4. В экосистеме встречаются как факторы живой природы, так и факторы неживой природы.
    5. Экосистема – это природное сообщество

      Для выполнения  домашнего задания  предлагаю вам на выбор 2 задания.

    1. Написать синквейн по теме «Экосистема»
    2. Составить кроссворд по теме «Агроценоз»

    Оцени свою работу на уроке

    Кол-во баллов

    Отметка

    Отметка ученика

    Отметка учителя

    15-12 баллов

    отметка «5»

    11-8 баллов

    отметка «4»

    8-5 баллов

    отметка  «3»

    5 и меньше баллов

    нужно повторить материал

    8 этап. Рефлексия           деятельности на уроке:

    Закончите  предложение

    • сегодня я узнал...
    • я понял, что…
    • я смог…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сценическая постановка «Что такое хорошо и что такое плохо»

    Задача данного мероприятия - через сатиру и юмор показать отрицательное влияние вредных привычек на здоровье и моральный облик человека...

    Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"

    Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения  Ц...

    Урок русской литературы "А счастье было так возможно, так близко.. Онегин и Татьяна" в 9 классе

    Тема урока: « А счастье было так возможно, так близко... Онегин и Татьяна» Тип урока: урок - исследование Технология: развивающее обучение Цели: развитие познавательной активности учащихся на основ...

    Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?"

     Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь катего...

    Интеллектуально - позновательная игра "Что такое? Кто такой?" (текстовый вариант)

    Перед нами игровое поле с квадратами разных цветов. Каждый цвет представляет собой категорию с вопросами. На игровом поле семь категорий: красный цвет – категория «Имена собственные», оранжевый ...

    Что такое мелкая моторика и почему ее так важно развивать.

    В данном материале, я хотела рассказать о важности развития мелкой моторики, о функциональных возможностях кистей и пальцев рук. А так же, какая коррекционная работа проводится по развитию мелкой мото...