Выступление на РМО «Применение игровых технологий на уроках биологии»
материал по биологии

Айрапетян Анжелика Вагифовна

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно использовать как в урочное время, так и внеурочное.

              Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в нем игрового компонента.

  Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения уроков:

  • Уроки-соревнования;
  • Уроки с групповыми формами работы;
  • Уроки – зачеты;
  • Уроки – обобщения;
  • Уроки – лекции;
  • Уроки – семинары;
  • Уроки – конференции;
  • Уроки – игры: «Знатоки», «Поле чудес», командные соревнования.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности. Они снижают уровень перегрузки учащихся домашними заданиями, т.к. на таких уроках лучше усваивается новый материал. Такие уроки требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочих опорных знаний. Учащиеся, получив задания, ответственно относятся к их выполнению, к подготовке выступлений перед классом.

   Ученик, готовя сообщения для класса, чувствует себя в роли учителя (рассказывает новый материал, делает выводы с записью в тетради, формулирует вопросы классу).  В конце урока ученик должен дать оценку своей работе на уроке, а также выслушать оценку своей работы. Все это развивает самостоятельность в действиях, ответственность, умение объективно оценить свою работу и работу одноклассника. Каждый учиться выслушивать мнение других, отбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию.

     На таких уроках дети работают с различными источниками знаний. Это приобщает их к работе с научной литературой, периодической печатью, интернет – ресурсами. Такая организация урока развивает очень ценное качество – умение отбирать нужный материал, умение излагать кратко свои мысли, делать выводы. Давать оценку описываемым событиям и явлениям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_rmo.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №15

 

Доклад на тему:

 «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Выполнила учитель биологии:

Айрапетян Анжелика Вагифовна

2019

  Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно использовать как в урочное время, так и внеурочное.

              Общей особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в нем игрового компонента.

  Игра – естественный спутник в жизни человека, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

В своей работе я использую следующие нетрадиционные формы проведения уроков:

  • Уроки-соревнования;
  • Уроки с групповыми формами работы;
  • Уроки – зачеты;
  • Уроки – обобщения;
  • Уроки – лекции;
  • Уроки – семинары;
  • Уроки – конференции;
  • Уроки – игры: «Знатоки», «Поле чудес», командные соревнования.

Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности. Они снижают уровень перегрузки учащихся домашними заданиями, т.к. на таких уроках лучше усваивается новый материал. Такие уроки требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочих опорных знаний. Учащиеся, получив задания, ответственно относятся к их выполнению, к подготовке выступлений перед классом.

   Ученик, готовя сообщения для класса, чувствует себя в роли учителя (рассказывает новый материал, делает выводы с записью в тетради, формулирует вопросы классу).  В конце урока ученик должен дать оценку своей работе на уроке, а также выслушать оценку своей работы. Все это развивает самостоятельность в действиях, ответственность, умение объективно оценить свою работу и работу одноклассника. Каждый учиться выслушивать мнение других, отбирать лучший вариант ответа, вести дискуссию.

     На таких уроках дети работают с различными источниками знаний. Это приобщает их к работе с научной литературой, периодической печатью, интернет – ресурсами. Такая организация урока развивает очень ценное качество – умение отбирать нужный материал, умение излагать кратко свои мысли, делать выводы. Давать оценку описываемым событиям и явлениям.

  • Учащиеся самостоятельно изучают новый  материал на уроке в гораздо большем объеме;
  • Вызывает повышенный интерес к изучаемому материалу (отсутствие скованности на уроке, необычность формы его проведения).

  • Сказка – повествование «Про гидру» (7 класс)

На дне небольшого пруда, на стебле растения жила-поживала незаметная маленькая гидра. Была она одна-одинешенька. Но по этому поводу совсем не расстраивалась.

Несмотря на внешнюю безобидность и непривлекательность. Гидра была настоящей хищницей. Целыми днями это животное терпеливо выжидало свою добычу – мелких пресноводных рачков личинок и насекомых и, если вдруг кто-то из них проплывал мимо, хватала их. Для этого у нее имелись щупальца вокруг рта.

Иногда ей хотелось сменить обстановку и подвигаться. Вела она при этом как настоящая гимнастка: изогнув тело и прикрепившись щупальцами к поверхности, подтягивала к переднему концу тела подошву, затем повторяла шагающие движения. Кроме того, гидра умела кувыркаться – для этого поочередно прикреплялась к предметам то щупальцами то подошвой.

  • «Ложный рассказ об амебе» (7 класс)

Жила-была в почве амеба обыкновенная, была она небольшая, всего 50 сантиметров. А цветами переливалась от желтого до темно-красного. Форму имела постоянную, похожую на шарик или овал. Эта амеба была многоклеточна, все-все ее внутреннее пространство занимала цитоплазма.

Она не могла двигаться, поэтому всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться – скакала обычно всем телом на 2-3 метра. Питалось животное рыбами и другими крупными беспозвоночными. Переваривание пищи происходило в желудке, а непереваренные остатки выбрасывались наружу в строго определенном месте. Дышала амеба всей поверхностью тела кислородом воздуха. Делилась сразу на четыре части, а неблагоприятные условия и зиму переносила впадая в спячку

  • Сюжетная игра – сказка по теме «Корень» (6 класс)

В ходе урока учитель рассказывает сказку, постепенно вовлекая учащихся в работу.

«В некотором царстве, в растительном государстве в деревеньке Мятлик жил был паренек по имени Корешок. Жил, не тужил, вместе со своей семьей корневой системой. Семья была замечательная: все в этой семье были равны, все удалы и сильны, и выделить кого-то главного было нельзя. А в соседней деревне Одуванчик жила другая семья, среди них сразу можно было узнать кто из них Главный Корень. Семьи работали хорошо, дружно и весело, но побывала у них в гостях злая колдунья. Была она злой и завистливой, решила разрушить, заколдовать эти семьи. Наслала на Мятлик и Одуванчик бурю – ураган, который все перепутал и разбросал, и отняла у корешков память».

Чтобы справиться с проклятием и вернуть мир и покой в государство нам нужно справиться с заданиями.

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем мы играть.

Ну-ка думай, вспоминай,

Корню быстро помогай!»

Задание 1.

Назовите эти семьи и нарисуйте их портрет. Какие растения имеют такой вид корневой системы?

Задание 2.

Помогите каждому корешку в корневой системе вспомнить свое имя. Укажите виды корней на схеме.

Задание 3.

В конвертах лежит изображение корня. Чтобы корешки ожили нужно так собрать корешок, чтобы участки корня (зоны) совпали с выполняемыми функциями. Данные занесите в таблицу.

Зона корня Функция Особенности

Задание 4.

Чтобы узнать удалось ли нам разрушить колдовство, разгадаем кроссворд. Ключевое слово поможет нам это понять. ( Ключевое слово СПАСИБО).

1. Корневая система, имеющая главный корень. (Стержневой)

2. Название корня образующегося на стебле. (Придаточный)

3. Зона корня, в которой клетки увеличиваются в размерах. (Роста)

4. Зона корня, имеющая корневые волоски. (Всасывания)

5. Покрывает кончик корня. (Чехлик)

6. Корень, отходящий от главного. (Боковой)

7. Корневая система, в которой нельзя выделить главный корень. (Мочковатая)

«Спасибо, говорят нам корешки. Значит, мы справились со всеми заданиями и разрушили злобные чары. Опять, как и раньше корневые системы будут верой и правдой служить растениям. А пока мы боролись с колдовством, мы выяснили, как устроен и работает корень и корневая система»

  • Игра - путешествие

на тему «Розоцветные» (6 класс)

Сегодня нам предстоит необычное путешествие по удивительному царству растений отделу покрытосеменных, классу Двудольных, где мы познакомимся с известным и знаменитым семейством Розоцветных. Двигаясь по определенному маршруту, нам предстоит найти клад!

Станция первая «Загадкино»

Отгадав загадки, вы узнаете, какие растения относятся к данному семейству.

В сенокос - горька, а в мороз – сладка.

Что за ягода? (Рябина)

Царицей цветов я зовусь, на вид я прекрасна, нежна.

Но тронешь меня невзначай, почувствуешь, как я сильна. (Роза)

Будто снежный шар бела, по весне она цвела,

Нежный запах источала.

А когда пора настала, разом сделалась она

Вся от ягоды черна. (Черемуха)

Вкус у ягоды хорош, но сорви ее поди-ка :

Куст в колючках будто еж,- вот и назван… (Ежевика)

Стоит дерево древанское:

На нем платье шемаханское,

Когти дьявольские,

Крылья ангельские. (Шиповник)

Кто любит меня,

Тот и рад поклониться.

А имя дола мне

Родная землица. (Земляника)

Станция вторая «Исследовательская»

На каждую парту раздаются законсервированные в солевом растворе цветки сливы, малины, яблони, шиповника, препаровальные иглы, лупы. Необходимо подсчитать количество тычинок, пестиков, лепестков, чашелистиков и вывести общую формулу цветка.

Станция третья «Внимание! Розыск»

Каждой группе предлагается по четыре описания и пять рисунков с изображениями растений. Предлагается по описанию («фоторобату») определить растение, а для пятого составить описание самому, указав:

1. жизненная форма;

2. характер стебля;

3. листорасположение и особенности листьев;

4. особенности расположения цветков;

5. плод.

Составить общую характеристику для Розоцветных.

Станция четвертая «Знайкино»

Используя учебник и дополнительную литературу составить схему - значение розоцветных. Форма произвольная.

Мы завершили путешествие и добыли бесценный клад - знания! Знания о розоцветных и окружающем нас мире. Но это только начало путешествия в огромный мир живой природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО учителей английского языка по теме "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка"

Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Применение игровых технологий на уроках иностранного языка" с приложением (игры, которые можно использов...

Применение игровых технологий на уроках биологии

Презентация "Применение игровых технологий на уроках биологии"...

Применение игровых технологий на уроках биологии

Применение игровых технологий на уроках биологии....

Методическая разработка "Методические приемы применения игровых технологий на уроках биологии."

В моем опыте работы я применяю уроки, где фрагментарно ввожу игровые моменты, и уроки, где игра – ведущий метод....

Выступление на районном методическом объединении учителей биологии Тема: «Применение игровых технологий на уроках биологии»

Одним из способов активизации деятельности учащихся и формирования у них интереса к урокам биологии являются нетрадиционные. Нетрадиционные способы: конкурсы, викторины, инсценировки. Эти формы можно ...

Презентация "Применение игровых технологий на уроке биологии и внеклассной деятельности в коррекционной школе".

В данной презентации отражаются основные виды игровых технологий для учащихся коррекционных школ....


 

Комментарии

Мудрецов Игорь Вячеславович

Вопрос - а в чем разница между столь любимым словом "технология" и, считаемым почему-то устаревшим, "методом"? Где технология, а где метод?