Конспект урока по природоведению 5а класс « Вода в природе»
план-конспект урока (5 класс)

Огонькова Анна Сергеевна

Данный урок проводился в 5 классе по адаптированной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda_v_prirode.docx436.85 КБ

Предварительный просмотр:

https://ak5.picdn.net/shutterstock/videos/12007895/thumb/11.jpg

Конспект урока

по природоведению

5а класс

« Вода в природе»

Учитель надомного обучения

Огонькова Анна Сергеевна

Тема урока: «Вода в природе».

Тип урока:   Комбинированный.

Цель урока: расширять знания о воде, ее свойствах, значении воды в природе и жизни человека; развивать наблюдательность, мыслительную деятельность, воспитывать бережное отношение к воде; учить видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы; развивать память, речь. Укрепление межпредметных связей.

Оборудование:

  • для учителя: учебные принадлежности; посуда для опытов; вода, молоко, сахар;  чайные ложки; лимон, духи; карточки со свойствами;
  • для учащихся: учебные принадлежности.

План урока:  I. Организационный момент.

                      II. Вводная беседа.

                      III. Опыты.  

IV. Объяснение новой темы

V. Закрепление темы урока.

VI. Подведение итога урока.


Ход урока.

I.        Организация, подготовка необходимых учебных принадлежностей.

II.        Вводная беседа.

Антуан де Сент-Экзюпери  сказал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать…Тобой наслаждаются, не понимая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь…Ты самое большое богатство в мире».

Вопрос: О каком самом большом богатстве говорят эти строки?

Вопрос:  Какие свойства воды здесь указаны?

III. Опыты.  

Для того чтобы узнать о свойствах воды, надо провести несколько опытов.

Учитель выкладывает пустую карточку «Свойства воды».

Учитель: Ты хочешь узнать свойства воды? Когда ты проведешь все опыты, ты будешь знать их.  

ПЕРВЫЙ ОПЫТ. Для следующего опыта возьмем два сосуда разной формы.  Возьмем чайную ложку. Чайную ложку положим сначала в один сосуд,  а потом в другой. Чайная ложка свою форму не изменила. А теперь нальем в один сосуд воду. Вода в сосуде стала такой же формы, что и сосуд. Перельем ее в другой сосуд. Вода в сосуде стала такой же формы, как и сосуд, в которой ее налили. Второе свойство воды: вода – жидкость, она не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который ее налили. (Выкладываем вторую карточку – НЕ ИМЕЕТ СВОЕЙ ФОРМЫ)

ВТОРОЙ ОПЫТ.  Возьмем блюдце и нальем на него немного воды. Теперь наклоним блюдце и увидим, что вода стекла с него. Это первое свойство – вода текучая. (Выкладываем первую карточку – ТЕКУЧАЯ)

ТРЕТИЙ ОПЫТ. Давай понюхаем духи, лимон. У них есть запах.  Понюхай чистую воду. Она не пахнет. Третье свойство воды – она не имеет  запаха. (Выкладываем третью  карточку – НЕ ПАХНЕТ)

ЧЕТВЕРТЫЙ ОПЫТ. В стакан с чистой водой опустим ложку. В другой стакан нальем молока и опустим в него другую чайную ложку. В стакане с молоком ложка не видна, а с водой – видна. Четвертое свойство воды – она прозрачная. (Выкладываем четвертую карточку – ПРОЗРАЧНАЯ)

ПЯТЫЙ ОПЫТ. Ты знаешь, что лимон кислый на вкус. Сахар? (сладкий) Соль? (соленая). Попробуй воду на вкус. Она не имеет вкуса.  (Выкладываем пятую  карточку – БЕЗВКУСНАЯ)

ШЕСТОЙ ОПЫТ. Возьмем два стакана с чистой водой. В первый  из них положим ложечку сахара, во второй – ложечку соли.  Перемешаем. Соли и сахара  в стакане не видно, они растворились. Вода осталась такой же прозрачной, какой была до начала опыта.  Вода является для некоторых веществ растворителем.

(Выкладываем шестую карточку – РАСТВОРИТЕЛЬ)

Прочитай, что у нас получилось? Назови свойства воды.

ФИЗМИНУТКА

Солнце. Жарко. Стало тише.
Пар стремится выше – выше.
Воздух тучи охлаждает,
И осадки выпадают.
И к земле стремятся ближе:
Ниже, ниже, ниже.

IV. Объяснение новой темы

Работа с учебником (стр. 34-35)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
(Вода.)

Учитель выкладывает пустую карточку «Вода в трех состояниях». Карточки «твердое», «жидкое», «газообразное»  выкладываются по мере чтения. Читаем учебник, выкладываем карточки.

  1. Упражнение на закрепление.

Дидактическая игра «Состояния воды»

Учитель предлагает разложить слова ПАР, ВОДА В РЕКЕ, РОСА, ТУМАН, ЛЁД,  СНЕГ, ОБЛАКА, КАПЛИ  ДОЖДЯ по трем состояниям воды.

  1. Подведение итога урока.

Тебе понравился урок? Что ты нового узнал на уроке?

Урок окончен.



Учебно-методические средства обучения

Список литературы (основной)

Лифанова Т.М, Соломина Е.Н Природоведение. 5 класс.  Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. – М.: Просвещение, 2016


СВОЙСТВА ВОДЫ


ТЕКУЧАЯ

НЕ ИМЕЕТ СВОЕЙ ФОРМЫ

НЕ ПАХНЕТ

ПРОЗРАЧНАЯ

БЕЗВКУСНАЯ

РАСТВОРИТЕЛЬ


СОСТОЯНИЯ  ВОДЫ

твердое

жидкое

газообразное


ПАР

 ВОДА В РЕКЕ

РОСА

ТУМАН

ЛЁД

СНЕГ

ОБЛАКА

КАПЛИ  ДОЖДЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по природоведению 5 класс: "Измерение температуры воздуха".

методическая ценность урока заключается в использовании интерактивной формы проведения, способствующей развитию мыслительной деятельнтси учащихся....

Конспект урока биологии в 6 классе "Вода - растворитель"

Тема урока: "Вода - растворитель"Тип урока: лабораторная работа...

Инструктивная карта по природоведению (5 класс) "Вода в природе".

Данная карта предназначена для проведения дистанционных уроков....

Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Гранит, известняк.

Данный урок предназначен для учеников 5 класса, коррекционной школы VIII. Знакомство со строительными полезными ископаемыми - гранит, известняк. Дети знакомятся с гранитом и известняком, их добычей, и...

Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Полезные ископаемые.

Данный урок предназначен для учеников 5 класса коррекционной школы VIII вида. Знакомство с полезными ископаемыми. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, группами, а также знакомятся с месторождением...

Конспект урока по природоведению 6 класс коррекционной школы VIII вида. Многообразие животных.

На этом уроке обучающиеся познакомятся с групповыми признаками животных, научатся различать животных по внешнему виду....

Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Песок, глина.

На этом уроке обучающиеся получат знания о многообразии полезных ископаемых; сформируют представления о песке и глине, как о строительных материалах, узнают о способах добычи и значении в хозяйственно...